Введение 3
Глава I. Теоретические основы контроля знаний в музыкальном образовании 8
1.1. Педагогический контроль знаний: сущность и содержание в
образовательном процессе 8
1.2. Традиционные и инновационные методы и формы контроля
знаний в музыкальном образовании 19
Выводы по главе 1 35
Глава II. Практический опыт использования современных форм и методов контроля знаний в музыкально-образовательном процессе 37
2.1. Разработка комплекса заданий для контроля знаний учащихся 5-6
классов на уроках музыки в СОШ 37
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса заданий на уроках музыки с учащимися 6 классов и обобщение ее
результатов 56
Выводы по главе II 63
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение
Актуальность. В современном образовательном процессе с учетом требований Государственного образовательного стандарта, возрастает значение контроля качества образования, усвоения программы различных дисциплин. На сегодняшний день накоплен богатый педагогический опыт по проблеме контроля за учебной деятельностью, издано большое количество работ, раскрывающих вопросы проверки и оценки знаний, методов и форм контроля, видов учета знаний (М.И. Зарецкий, Е.М. Канашкина, М.И. Кузнецова, И.П. Подласый, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова и др.), в том числе и с применением информационных технологий (З.Г. Алиев, А.А. Полозов и др.). Имеются исследования в области внедрения инновационных форм контроля в практику музыкального обучения (М.С. Дядченко и др.).
Учитывая запросы современного общества, модернизация общего образования направлена на воспитание личности ответственной, инициативной, самостоятельной, способной к рефлексии, что требует трансформации не только самого учебного процесса, но и педагогического контроля знаний учащихся, являющегося основным элементом оценки качества образования и представления результатов образовательной деятельности.
Педагогический контроль в образовательной сфере бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. Он является взаимосвязанной совместной деятельностью преподавателей и учащихся при руководящей и организующей роли педагогов, направленной на выявление результатов учебного процесса, а также на выявление и оценку итогов учебной деятельности школьников. То есть, это система проверки результатов познавательной деятельности учащихся, определение степени и качества достижения учебных целей. Педагогический контроль помогает диагностировать, корректировать знания, умения и навыки учащихся, выявить результаты отдельных этапов процесса обучения и определить итоговые результаты обучения на разном уровне.
Педагогический контроль знаний должен включать не только традиционные, но и инновационные методы и формы, повышающие эффективность учебного процесса и способствующие активному включению школьников в данный процесс, а также систематическому, точному и оперативному получению информации об учебном процессе и ее соответствии поставленным целям. Еще не в полной мере, например, используются возможности использования мультимедийных технологий в педагогическом контроле знаний учащихся, интерактивных и прочих игр.
На уроках музыки педагогический контроль может иметь свои особенности, учитывая специфику дисциплины. Наряду с традиционными оценками знаний, умений и навыков, он предполагает оценивание всех видов музыкальной деятельности (слушание музыки, вокальное и инструментальное исполнение, сочинение, импровизация и т. д.). Появляются возможности активно использовать интерактивные методы проверки знаний и с применением мультимедийных технологий («Мозговой штурм», ролевая (деловая) игра, «Займи позицию», case-study и др.), что обеспечивает реализацию принципа наглядности, интегрированности, одновременного воздействия на слуховое и зрительное восприятие информации. Кроме того, педагог может разрабатывать собственные тестовые программы (с помощью программ SunRav TestOfficePro, MyTest и др.), которые позволяют проверить музыкально-теоретические знания (знания о музыке, музыкантах, исполнителях, приемах музыкального развития и прочее).
Применение современных форм и методов контроля будет способствовать более активному восприятию учащимися учебного материала, осмыслению связей и отношений между объектами изучения; развитию у школьников познавательного интереса, умения анализировать, обобщать, сравнивать; активизации творческой деятельности учащихся; формированию научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу; воспитанию чувства сотрудничества, способности к взаимопомощи.
На современном этапе предпочтительнее проводить педагогический контроль в атмосфере заинтересованности и активности учеников, в их непосредственной практической музыкальной деятельности, в какой-либо игровой форме. Он должен иметь эмоциональную драматургию, принцип наглядности, включать межпредметные связи, поддерживать проявления оригинального отношения к оценке музыкальных произведений или самостоятельные творческие попытки ребенка в сфере исполнительского толкования музыки или ее сочинения.
Таким образом, необходима систематизация теоретических основ проведения педагогического контроля в современных условиях и разработка методического материала, который будет способствовать расширению методов и форм контроля знаний на уроках музыки.
Вышесказанное позволяет сделать вывод об актуальности выбранной проблемы. Однако возникает противоречие между значимостью методического оснащения по данной проблеме и недостаточностью его разработки и внедрения в реальную музыкально-педагогическую практику. Это обстоятельство определило выбор темы исследования - «Современные формы и методы контроля знаний в музыкальном образовании».
Объект исследования: музыкально-образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: современные формы и методы контроля знаний на уроках музыки с учащимися 5-6 классов.
Цель исследования: изучить современные формы и методы контроля, разработать комплекс заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов на уроках музыки и проверить его эффективность.
Задачи исследования:
- Раскрыть сущность и содержание педагогического контроля знаний.
- Рассмотреть традиционные и инновационные методы контроля знаний в музыкальном образовании.
- Разработать комплекс заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов на уроках музыки в СОШ.
- Применить разработанный комплекс заданий для контроля знаний учащихся 6 классов на уроках музыки и выявить его эффективность.
Методологической основой исследования стали труды педагогов и психологов: Э.Б. Абдуллина , В.С. Аванесова, Б.Г. Ананьева, В.П. Беспалько, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Т.А. Ильина, М.Р. Кудаева, А.Н. Леонтьева, Н.Ф. Талызиной, М.А. Чошанова, Л.В. Школяр, Д.Б. Эльконина и др., рассматривающих вопросы контроля знаний в образовательном процессе.
Методы исследования: Теоретические - изучение, анализ и обобщение теоретического материала по проблеме исследования, анализ результатов экспериментального исследования. Практические - наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование.
Опытно-экспериментальная база исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе татарской гимназии №2 Московского района г. Казани Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 40 школьников.
Научная новизна исследования:
В данной работе представлен комплекс заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов на уроках музыки в СОШ (игра «Брэй-ринг», «Угадай мелодию», «Музыкальный КВН», «Своя игра»; тест, интерактивный кроссворд, «Мозговой штурм»).
Практическая значимость: Материалы исследования могут быть полезны учителям музыки СОШ.
Этапы исследования:
1 этап - Сбор, анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2 этап - разработка комплекса заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов на уроках музыки в СОШ.
3 этап - проведение эксперимента по внедрению комплекса заданий для контроля знаний учащихся 6 классов в татарской гимназии №2 Московского района города Казани Республики Татарстан и обобщение его результатов.
Апробация: Проведены контрольные уроки в татарской гимназии №2 Московского района города Казани Республики Татарстан.
Структура работы: работа состоит из введения, 2 глав , 4 параграфов, заключения, списка литературы, приложения
Представленная выпускная квалификационная работа позволила выявить актуальность проблемы контроля знаний на уроках музыки в СОШ, а также необходимость и эффективность использования разработанного комплекса заданий на основе современных форм и методов контроля знаний учащихся 5-6 классов.
В первой главе выпускной квалификационной работы мы рассмотрели сущность и содержание педагогического контроля знаний, а также традиционные и инновационные методы и формы контроля знаний в музыкальном образовании.
В первом параграфе дана характеристика видов, функций, форм и методов педагогического контроля. Раскрываются различные точки зрения педагогов и психологов на проблему контроля знаний - С.И. Архангельского, Н.Г. Дайри, Е.И. Перовского и др. Определяются формы и методы, которые включает в себя современная проверка знаний учащихся в музыкальном образовании (письменный, устный, компьютерный, практический метод контроля; формы теста, реферата, игры и т.д.).
На основе изученного теоретического материала нами был разработан комплекс заданий для проверки знаний учащихся 5-6-х классов на уроках музыки, основанный на программе Г. Сергеевой, Е. Критской, Т. Шмагиной.
Задания, входящие в комплекс, подаются в виде музыкальных интеллектуальных игр, таких как «Брэйн-ринг», «Своя игра», «Угадай мелодию», «Музыкальный КВН», «Мозговой штурм», а также заданий с использованием информационных технологий (интерактивный тест и кроссворд). Комплекс заданий направлен на проверку музыкально-теоретических и исторических знаний, вокальных и творческих навыков, знания музыкального материала, умения узнавать на слух музыкальные произведения.
С целью выяснить пригодность и эффективность разработанных заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов, нами была проведена опытно-экспериментальная работа. На первом этапе эксперимента мы разделили 6 класс на две группы - контрольную и экспериментальную. В контрольной группе мы провели проверку знаний в форме традиционной письменной работы (ответы на вопросы). В экспериментальной группе для проверки знаний учащихся был проведен «Музыкальный КВН». На втором этапе мы провели анкетирование учащихся, с целью выяснения их отношения к различным формам и методам контроля. Анализ результатов эксперимента показал, что детям ближе современные формы и методы контроля с использованием различных игровых ситуаций и ИКТ. Более комфортная для них обстановка способствует и более высоким результатам, показанным при проверке их знаний.
Итак, на основе проведенного нами эксперимента можно констатировать, что разработанный нами комплекс заданий для контроля знаний учащихся 5-6 классов может быть успешно применен в музыкально-образовательном процессе. Таким образом, учителя музыки могут использовать его в своей работе, либо создавать по его примеру собственные разработки.
1. Аванесов В.С. Основы научной организации контроля в высшей школе. - М.: МИСиС, 1989. - 167 с.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция
оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое
исследование. - М.: Педагогика, 1984. - 296 с.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды /Под ред. А.А.Бодалева и др. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
4. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
5. Байрамова Ж.А. Тестовый контроль знаний как средство активизации учебной деятельности студентов: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. - Махачкала, 1999. - 170 с.
6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
7. Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 144 с.
8. Бордовский Т.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 359 с.
9. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. - М.: Новь, 1999. - 535 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 497 с.
11. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: МГУ, 1976. - 150 с.
12. Гальперин П.Я. Психолого-педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе. - М.: МГУ, 1966. - 39 с.
13. Гладкая И.В. Особенности контроля уровня достижений учащихся в системе развивающего обучения: Дисс.канд. пед. наук. - СПб., 1996. - 211 с.
14. Горбатов Д.С. Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики учебных достижений школьников: Дисс. канд. пед. наук. - Воронеж, 1996. - 186 с.
15. Ефимов В.Н. Дидактические основы построения системы контроля на аудиторных занятиях в вузе: Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1983. - 187 с.
16. Жидкова Е.В. Диагностика учебных достижений в условиях кредитно-рейтинговой системы обучения студентов технического вуза: Дисс.канд.пед.наук. - Томск, 2006. - 150 с.
17. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения качества обучения в вузе: Дисс. канд. пед.наук. - Брянск, 2001. -142 с.
18. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 1-3. - М.: Знание, 1972-1973.
19. Иошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы //Педагогика. - 2000. - № 10. - С.95-102.
20. Костылев Д.С. Методическая система контроля качества обучения информатике студентов вуза: Дисс.канд. пед.наук. - Нижний Новгород, 2006. - 104 с.
21. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе. Проблемы и методы построения и реализации его системы. - Майкоп: Качество, 1997. - 195 с.
22. Кудаев М.Р. Корректирующий контроль в учебном процессе: дидактические основы построения и реализации системы: Дисс. докт. пед. наук. - Майкоп, 1998. - 431 с.
23. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - Л.:ЛГУ, 1970. - 114 с.
24. Кукла Г.П. Исследование взаимоконтроля и самоконтроля в структуре урока: методические рекомендации для студентов пединститутов и преподавателей школ. - Челябинск, 1982. - 194 с.
25. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. - М.: Знание, 1980. - 96 с.
26. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. - М.: Высшая школа, 1979. - 158 с.
27. Маркелова И.М. Комплексная система контроля качества образования в профессиональном лицее: Дисс...канд. пед. наук. - Москва, 2000. - 269 с.
28. Маслов А.С. Высшая школа и ее педагогические основы: система контроля знаний: Учебное пособие. - Волгоград, 1993. - 148 с.
29. Махмурян К.С. Новые зарубежные технологии и приемы оценивания достижений студентов //Преподаватель. - 1999. - № 2-3. - С. 17¬19.
30. Мовчан И.Н. Педагогический контроль информационной деятельности студента вуза в процессе профессиональной подготовки: Дисс... канд.пед.наук. - Магнитогорск, 2009. - 181 с.
31. Нетрадиционные формы и методы обучения и контроля качества знаний / Под ред. Н.П. Макаркина. - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1994. - 219 с.
32. Организация тестового контроля: Учебно-метод. пособие /Авт.- сост. Н.В.Кузьмина, М.С.Иванова, В.В.Зубец. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 1998. - 42с.
33. Осин А. В. Мультимедиа в образовании: контекст
информатизации. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2005. -319 с.
34. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу /Н.Ф.Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000. - 212 с.
35. Патеева Н.Е. Реализация инновационных приемов педагогической диагностики как фактор повышения образованности учащихся старших классов: Дисс..канд.пед.наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 199 с.
36. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей /Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
37. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений /В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
38. Перовский Е.И. Проверка знаний учащихся в средней школе. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 511 с.
39. Петрова Е.А. Система обеспечения качества предвузовской подготовки в условиях непрерывного профессионального образования: Дисс.. .канд. пед. наук. - Тамбов, 2006. - 236 с.
40. Профессиональная педагогика / Под ред. С.Я.Батышева. - Изд. 2¬е, перераб. и доп. - М., 1999. - 904 с.
41. Савельева С.Н. Организация контроля и коррекции учебно-познавательной деятельности обучающихся в инженерно- технических вузах: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Брянск, 1999. - 165 с.
42. Столярова И.В. Педагогический контроль как фактор повышения качества обучения слушателей вузов МВД России: Дисс. канд. пед. наук. - СПб, 1999. - 198 с.
43. Табуева Е.В. Организационно-педагогические условия эффективного контроля результатов обучения студентов педвуза: Дисс. канд. пед. наук. - Шадринск, 2006. -192 с.
44. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. - М.: Знание, 1983. - 37 с.
45. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. -М.: Изд-во Моск. ун-та,1969. - 133 с.
46. Фролова С.В. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом менеджменте: Дисс...канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 258 с.
47. Челышкова М.Б. Методологические подходы к оценке качества подготовки школьников и студентов //Проблемы качества образования, его нормирования и управления. Сборник научных статей /Под ред. Н.А.Селезневой, В.Г.Казановича. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - С. 174-189.
48. Чередниченко О.И. Системный подход к диагностике результатов обучения в вузе: Дисс.канд. пед. наук. - Казань, 2000. - 203 с.
49. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования. - М., 1999. - 354 с.
50. Щербинина И.А. Интеграция традиционного контроля и компьютерного тестирования как средство повышения эффективности обучения в вузе: Дисс.канд.пед.наук. - Владивосток, 2007. -164 с.
51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности
учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
52. Ярочкина Г.В. Педагогические основы системы контроля качества подготовки квалифицированных рабочих в профессиональных училищах и лицеях: Дисс. канд. пед. наук. - Москва, 1997. - 199 с.