Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основы обучения игре в оркестре народных инструментов
1.1. Оркестр народных инструментов: общая характеристика,
этапы исторического развития 8
1.2. Роль оркестра народных инструментов в системе
дополнительного музыкального образования 21
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Методика работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ
2.1. Содержание и методы работы с оркестром народных
инструментов в младших классах ДШИ 30
2.2. Формирование навыков оркестрового исполнительства в
процессе изучения татарской музыки (на примере младшего оркестра народных инструментов филиала ДШИ №7 г. Набережные Челны) 50
Выводы по главе 2 57
Заключение 59
Литература 61
Приложение 1.План-конспект урока на тему «Метроритмическое
воспитание младших школьников на уроках оркестра народных инструментов» 66
Приложение 2. Сборник переложений татарской музыки «Тургай» для младшего оркестра народных инструментов
Актуальность. В XXI веке, в эпоху информационных технологий и высоких скоростей, музыкальное искусство переживает процесс перераспределения внимания публики. Тиражирование образцов развлекательной культуры вытесняет из массового сознания академическую национальную музыку. В особенно сложном положении оказываются оркестры народных инструментов, исполняющие традиционный репертуар, далекий от веяний моды и зрелищности. Находящиеся в стороне как от популярной музыки, так и от элитарного искусства оперной и симфонической музыки, оркестры народных инструментов выполняют роль связующей нити между прошлым и будущим, аграрным минувшим и урбанизированным настоящим, национально почвенным и общемировым. Подобные коллективы обеспечивают преемственность поколений, рождают чувство этнической идентичности. Одним из условий сохранения и продолжения этой сравнительно недавно сформировавшейся исполнительской традиции является развитие учебного и любительского народно-оркестрового исполнительства.
В настоящее время оркестры народных инструментов функционируют большей частью на базе высшего профессионального образования - в консерваториях и академиях музыки. Меньшей численностью оркестров отличается уровень средних специальных образовательных учреждений: музыкальных колледжей и училищ. В начальном музыкальном образовании складывается непростая ситуация. В условиях введения норм Федеральных государственных требований (ФГТ) предмет «Оркестр» отнесен в вариативную часть программы обучения в ДШИ, что ставит под угрозу исчезновения оркестр народных инструментов как учебно-исполнительский коллектив и дисциплину в системе дополнительного образования детей. К этому следует добавить отсутствие высокой мотивации у школьников к занятиям в оркестре; влияние отрицательных стереотипов, оказывающих воздействие на выбор инструментов учащимися ДШИ.
Однако коллективное музицирование на народных инструментах имеет большое просветительское значение, воспитывая будущего любителя музыки, обладающего высоким эстетическим вкусом. В период отчуждения, повального увлечения детей и подростков гаджетами оркестр народных инструментов способствует также их социальной адаптации, что перекликается с идеями, озвученными в проекте «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 г.
На процессе обучения учащихся отделения народных инструментов в ДШИ негативно сказывается отсутствие поэтапного перехода от индивидуальных форм занятий к коллективному инструментальному музицированию. Помочь в этом может создание младшего оркестра народных инструментов, обеспечивающее взаимосвязь разных уровней обучения. В системе младший оркестр - старший оркестр у детей появляются положительные примеры для подражания, стремление к повышению исполнительского уровня, вырастает мотивация к совместному исполнительству. Занятия в младшем оркестре народных инструментов развивают музыкальные способности и коммуникативные умения учащихся, закрепляют начальные навыки игры на инструменте.
Вопросам работы с оркестром народных инструментов уделено много внимания в отечественной педагогике. Фундаментальными являются труды по истории становления оркестра народных инструментов и исполнительских традиций Э.А. Болодурина, К.А. Верткова, А.С. Илюхина, М.И. Имханицкого. Исследования А.С. Каргина, Г.И. Кушнера, Е.И. Максимова, Л.Н. Маталаева, В.С. Чунина посвящены самодеятельным коллективам и содержат в себе методические рекомендации по обучению игре на инструментах народного оркестра, написанию партитур, организации репетиций. В методических работах Т.С. Скомороховой и И.Г. Сугакова, посвященных учебным оркестрам ДШИ и ДМШ, изложена теория и практика обучения коллективному музицированию. Интерес представляет труд И.Г. Лаптева о работе с детским оркестром народных инструментов в начальных классах общеобразовательной школы. Однако работ по методике преподавания и организации оркестрового исполнительства в младших классах ДШИ и ДМШ, нет, так как практика создания музыкальных коллективов в младших классах в настоящее время носит единичный характер. Отсутствуют также учебные программы и репертуар для младшего оркестра. Это обусловило важность постановки проблемы обучения младших школьников в оркестре народных инструментов.
Цель исследования - раскрыть особенности работы с оркестром народных инструментов в младших классах детской школы искусств.
Задачи:
1. охарактеризовать оркестр народных инструментов как исполнительский коллектив, осветить основные этапы его исторического развития;
2. выявить роль оркестра народных инструментов в системе дополнительного музыкального образования;
3. разработать методы работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ;
4. рассмотреть процесс формирования навыков оркестрового исполнительства в процессе изучения пьес татарских композиторов.
Объектом исследования является процесс обучения учащихся оркестровому исполнительству.
Предметом исследования служат приемы и методы работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ.
В решении поставленных задач применялись такие методы исследования, как анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы (программы, учебники, методические разработки), наблюдение,
обобщение собственного педагогического опыта, создание сборника
переложений.
Методологическую базу ВКР составили учебно-методическая литература по оркестровому исполнительству А.С. Каргина, Г. И. Кушнера, Л.Н. Маталаева, В.С. Чунина, психолого-педагогические исследования по развитию младших школьников Л.С.Выготского, а также труды по методике обучения исполнительства игры в русском народном оркестре Т.С. Скомороховой, И.Г. Сугакова.
Исследование проводилось в следующие этапы:
1) На первом этапе осуществлялись изучение и анализ музыковедческой, психолого-педагогической и методической литературы по оркестру народных инструментов; формулировались цель, задачи, объект и предмет исследования.
2) На втором этапе происходила систематизация и обобщение эмпирического материала по формированию навыков оркестрового исполнительства у учащихся начальных классов; параллельно создавался сборник переложений для младшего оркестра «Тургай».
3) На третьем этапе происходило осмысление результатов опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе филиала ДШИ №7 при СОШ №4 г. Набережные Челны.
4) На завершающем этапе оформлялся текст выпускной квалификационной работы, производился нотный набор сборника авторских переложений.
Новизна исследования состоит в разработке приемов и методов работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что представленный сборник переложений татарской музыки может быть использован руководителями оркестров народных инструментов в ДМШ и ДШИ.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
Во введении сформулированы цель и задачи исследования, обоснована ее актуальность, осуществлен обзор литературы по теме, определена практическая значимость работы.
Первая глава посвящена историко-теоретическим основам обучения игре в оркестре народных инструментов.
Вторая глава раскрывает методику работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ, содержит описание хода и результатов эксперимента.
В заключении содержатся выводы.
В приложении представлены авторский сборник переложений пьес татарских композиторов «Тургай» для младшего оркестра народных инструментов и план-конспект урока на тему «Принципы работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ».
В данном исследовании были рассмотрены особенности работы с оркестром народных инструментов в младших классах ДШИ. Предпринятый анализ позволил установить перспективность развития предмета «младший оркестр народных инструментов» в системе дополнительного образования.
На основании изученного материала делаются следующие заключения. Составы коллективов народных инструментов многообразны. Особенности входящих в них инструментов зависят от территориального нахождения коллективов. Оркестр русских народных инструментов подразделяется на несколько типовых составов по практической значимости: академический, традиционный, малый, специальный, фольклорный. Исследование истории развития оркестров выявило глубокую связь народно-оркестрового исполнительства с национальной музыкой.
Обобщая материал первой главы можно утверждать, что оркестр народных инструментов в системе дополнительного образования детей играет значительную роль в воспитании и обучении детей. Оркестр воспитывает в детях коммуникативные качества, развивает навыки инструментального исполнительства, создает условия для воспитания музыкально-эстетического вкуса.
Анализ существующих методов работы, выявил наиболее подходящие для формирования навыков оркестрового исполнительства в младшем оркестре народных инструментов. Общепедагогические методы: игровой метод, наглядно-слуховой метод. Яркое применение получили методы сформулированные О.П. Радыновой: «вокального, мимического, цветового, тактильного уподоблений, полихудожественный метод».
На экспериментальном уровне была подтверждена идея о практической целесообразности и перспективности использования предлагаемой автором исследования методов работы. Результаты эксперимента подтверждают перспективность предлагаемой формы организации деятельности младшего 59
народного оркестра. Применение на практике нового сборника переложений для младшего народного оркестра «Тургай», положительно влияет на формирование оркестровых навыков игры.
1. Абдуллин, Э.Б. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений /Э. Б. Абдуллин — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр ГРАФ-ПРЕСС, 2010. — 415 с.
2. Агаджанов, A.A. Русские народные музыкальные инструменты и народная инструментальная музыка: дисс. ... канд. искусствоведения /А.А. Агажанов. - М., 1952. - 196 с.
3. Аверин В.А. История исполнительства на русских народных инструментах /В.А. Аверин. — Красноярск: КрасГу, 2002. — 296 стр.
4. Андреев, В.В. Великорусский оркестр и его назначение для народа /В.В. Андреев //Музыкальная жизнь. - 1960. -№23 - с 11.
5. Банщиков, Г.И. Законы функциональной инструментовки /Г.И. Банщиков. - СПб.: Композитор, 1997. - 238 с.
6. Болодурина, Э. А. Становление и развитие исполнительства на русских народных инструментах. Учебное пособие /Э. А. Болодурина, В. Н. Шульга; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск: ЧГАКИ, 2013. - 156 с.
7. Бочкарев, Л.Л. Психология музыкальной деятельности /Л. Л. Бочкарёв. - М.: Классика - XXI, 2008. - 350 с.
8. Бычков, О.В. Формирование ансамблевой техники музыканта- исполнителя: дис. ... канд. пед. наук /О.В. Бычков. - СПб, 2006. - 188 с.
9. Вакуленко, И.В. Применение методики начального обучения игре в оркестре народных инструментов в системе дополнительного образования /И.В. Вакуленко //Актуальные задачи педагогики: материалы У1междунар. науч. конф. г. Чита, январь 2015г., - Чита: Издательство Молодой ученый, 2015 - С. 113-117
10. Вертков К.А. Русские народные музыкальные инструменты /К.А. Вертков - М.: Музыка, 1975.-280 с.
11. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. /В.А. Вольфович. - Челябинск: Гос. институт искусства и культуры, 1997. - 183 с.
12. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 91с.
14. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии /Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 220
15. Додонова,С.Г. Воспитание эстетической культуры учащихся в
творческой деятельности оркестра народных инструментов: дис. ... канд. пед. наук /С.Г. Додонова - Казань, 2005. - 218 с.
16. Илюхин, А.С. Русский оркестр /А.С. Илюхин. -М.:
Госкультпросветиздат, 1970. - 127 с.
17. Илюхин А. Методические материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах /А.С.Илюхин. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1971. - 153 с.
18. Имханицкий, М.И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб.пособие для музык. вузов и училищ /М.И. Имханицкий. - М.: Изд-во Росссийской академии музыки, 2002. - 351 с.
19. Имханицкий, М.И. Становление струнно-щипковых народных
инструментов в России /М.И. Имханицкий. - М.: Изд-во Российской академии музыки, 2008. - 367 с.
20. ИмханицкийМ.И. У истоков русской народной оркестровой
культуры/М.И. Имханицкий.- М.: Музыка, 1987. - 190 с.
21. Камаев А. Народное музыкальное творчество: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 304 с.
22. Каргин, А.С. Воспитательная работа
художественном коллективе: учеб.пособие для вузов /А.С. Каргин. - М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
23. Каргин, A.C. Народная художественная культура /A.C. Каргин. - М: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997. - 288 с.
24. Кирнарская, Д.К. Психология музыкальной деятельности: теория и практика : учеб.пособие для вузов/Д.К. Кирнарская; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. -366 с.
25. Королев, Ю.Г. Оркестровая литература: метод.пособие. Часть 2 /Ю.Г. Королев. - Казань: ГрандДан, 2000. - 62 с.
26. Кузнецов, В.Г. Работа с самодеятельными эстрадными оркестрами и ансамблями /В.Г. Кузнецов. - М.: Музыка, 1981. - 149 с.
27. Кушнер, Г.И. Советы руководителям самодеятельных оркестров русских народных инструментов: О работе с оркестром в первый год обучения / Г.И. Кушнер. - М.: Музыка, 1966. - 80 с.
28. Лаптев, И.Г. Детский оркестр в начальной школе: кн. для учителя /И.Г. Лаптев; Н.Ф. Хорошко, В.И. Петрушин. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.
29. Максимов, В.А. Баян. Основы исполнительства и педагогики. Психомоторная теория артикуляции на баяне /В.А. Максимов -СПб.: Композитор, 2003. - 256 с.
30. Максимов Е. И. Оркестры и ансамбли Русских народных
инструментов: исторические очерки: учеб. пособие для ин - тов культуры и искусств /Е. И. Максимов. - М.: Сов.композитор, 1983. - 152 с.
31. Маталаев, Л.Н. Основы дирижерской техники /Л.Н. Маталаев. - М.: Советский композитор, 1986. - 206 с.
32. Национальные инструменты народов России. Проблемы
исполнительства: история, теория, методика: сб. ст. /Федер. агентство по культуре и кинематографии, Гос. рос.дом нар. творчества; ред.-сост. Л. А. Богуславская, А. И. Цеп. - Москва: ГРДНТ, 2007. - 63 с.
33.Ольхов, К.А. Теоретические основы дирижерской техники /К.А. Ольхов; вступ. ст. О.П. Коловский. - Л.: Музыка, 1984. - 160 с.
34. Петрушин, В.И. Музыкальная психология:учеб.пособие /В.И.
Петрушин. - М.: Акад. Проект: Трикста, 2008. - 400 с.
35. Попонов, В.Б. О переложении для русских народных инструментов /В.Б. Попонов. - М.: Советская Россия, 1986. - 96 с.
36. ПопоновВ.Б. Русская народная инструментальная музыка /В.Б.
Попонов- М.: Знание, 1984.-112 с
37. Радынова, О.П.Музыкальное воспитание дошкольников : учеб.пособие /О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. - М.: Академия, 1998. - 236 с.
38. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учебник для вузов /О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. - Дубна: Феникс+, 2011 - 352 с.
39. Розанов, В.И. Инструментоведение: пособие для руководителей
оркестров русских народных инструментов /В.И. Розанов. - М.:
Советский композитор, 1974. - 136 с.
40. Скоморохова, Т.С. Методика работы с детским русским народным оркестром в ДМШ: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Т.С. Скоморохова; АлтГАКИ. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2007. - 134 с.
41. Сугаков, И. Г. Оркестр русских народных инструментов: история и современность. Учебное пособие /Сугаков И. Г. - Кемерово : Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2009. - 224 c
42. Тарасов, О.В. Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра: дис. ... канд. пед. наук /О.В. Тарасов - М., 2005. - 221 с.
43. Тихонов, Б.Д. Организация учебно-воспитательного процесса в самодеятельном оркестре народных инструментов: учеб.пособие по курсу «Методика работы с самодеятельным коллективом» /Б.Д. Тихонов; Моск. гос. ин-ст. культуры. - М.: [б. и.], 1988. - 68 с.
44. Тихонов, Б.Д. Самодеятельное народно-инструментальное
исполнительство в школе /Тихонов Б.Д. //Из истории музыкального воспитания /Сост. О. Апраксина. - М.: Музыка, 1990. - С. 147-151.
45. Торопова, А.В. Музыкальная психология и психология музыкального
образования: учеб.пособие/А.В. Торопова. - М.: «Учебно¬
методический издательский центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2010. - 240 с.
46. Устинов, М.И. Инструментовка: Программа и методические материалы курса для студентов заочного отделения /М.И. Устинов; Каз. гос. акад. культуры и искусств. - Казань: ГранДан, 1999. - 80 с.
47. Халабузарь, П.В. Теория и методика музыкального воспитания: учеб.пособие /П.В. Халабузарь, В.П. Попов. - Спб.: Лань, 2000. - 224 с.
48.Чунин, В.С. Современный русский народный оркестр: метод.пособие для рук. самодеят. коллективов /В. С. Чунин. - М.: Музыка, 1981. - 94 с.
49. Шахматов, Н.М. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов: учебное пособие для культ.просвет. фак. вузов культуры и искусств /Н.М. Шахматов. - Л.: Музыка, 1985. - 120 с.
50. Шишаков, Ю.Н. Инструментовка для русского народного оркестра: учеб.пособие для студентов вузов /Ю.Н. Шишаков. - М.: Музыка, 2005. - 269 с.