Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения музыкально-творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами
театрализованной деятельности 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика основных понятий
исследования: «музыкально-творческие способности», «театрализованная деятельность» 10
1.2 Особенности развития музыкально-творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста средствами театрализованной
деятельности 21
Выводы по I главе 31
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности 33
2.1 Разработка авторской программы «Детский театр» по развитию
музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 33
2.2 Реализация авторской программы по развитию музыкально -
творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста «Детский театр» в МБДОУ Детский сад №16 «Скворушка» г. Набережные Челны и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования 42
Выводы по II главе 63
Заключение 65
Список литературы 68
Приложение 1 73
Приложение 2 89
Приложение 3 91
Приложение 4 92
Приложение 5 93
Приложение 6 94
Приложение 7 100
Приложение 8 108
Приложение 9 109
Приложение10
Актуальность исследования. Современные педагоги и воспитатели стали обращать большое внимание на использование в развивающем процессе театрализованные средства, что способствует развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. Через формирование специальных способностей возникает необходимость реализовать подготовку будущего дошкольника к учебному процессу.
Современная система образования определяет аспект выявления одаренных детей, делает творческий процесс приоритетным в системе воспитания и образования. Согласно Федеральному закону «Об образовании» от 2012 г. система образования делится на две взаимодействующие части: основное образование и дополнительное [53]. С реализацией нормативного документа в системе дошкольного образования актуальным является обучение творчески одаренных детей.
Исследуя кризисный этап возрастного перехода от игровой деятельности к учебной, немаловажным моментом является уже с дошкольного возраста заинтересовать детей учебой через привычный вид деятельности - игру. Именно в дошкольном возрасте через игру ребенок познает мир, учится сопереживать окружающей его действительности. А театрализованное действие, сюжетно-ролевая игра являются отражением ведущей деятельности детского возраста.
Музыкальные способности в театрализованной деятельности в детском саду - это хорошая возможность выявления и раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Участие в театрализации создаёт условия для развития творческих способностей. При этом у детей развивается внимание, сообразительность, быстрота реакции, организованность, умение действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Для дошкольного возраста характерна непосредственность восприятия, возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Театрализованные средства являются ключом в развитии музыкально-творческих способностей. В театрализации происходит раскрепощение детей, что является важным в развитии музыкальных способностей. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, обучения проявления чувств и художественного воображения - через фантазирование, импровизацию. Все это может дать театрализованная деятельность. Через занятость в театрализации дети осваивают навыки взаимодействия в коллективе, у них вырабатывается чувство ответственности, самостоятельности. В отличие от младших детей, которые не воспринимают сюжет, а просто выполняют рекомендации педагога, ребенок старшего дошкольного возраста уже готов воспринимать театрализованное действие на сцене, а исполняя вокальные партии, может ощутить себя в новом качестве, что проявляется в детском восприятии на сочувствие, сопереживание и даже соучастие. Данное направление позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии музыкально-творческих способностей старших дошкольников.
В процессе театрализованной деятельности у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Степень разработанности проблемы.
Воздействие театрализованной деятельности на эстетическое, духовное развитие личности, влияние музыкального искусства на воспитание подрастающего поколения и ее роли во всестороннем и гармоничном развитии человека анализировалось в трудах ряда ученых.
В фундаментальных трудах по педагогике Р.С.Немова [28], Д.Б.Эльконина [51]отражены особенности дошкольного возраста и изменения происходящие в данный возрастной период.
Методико-педагогические разработки по применению игровой формы в развитии творческих способностей проанализированы в работах М.Васильевой [9], Е.Е. Сигуткиной [39]. В исследования Е.А.Антипиной [2] включены разработки по изучению роли театрализации в детских учреждениях.
Развитие творческой активности, как интегративного качества личности рассмотрено в трудах Н.Н.Васильевой [9], М.Д.Маханевой [25], Б.М.Теплова[42], В.Д.Шадрикова[49]и др.
Особенности психики детей дошкольного возраста, развитие музыкально-творческих способностей у дошкольников рассмотрено в работах И.Зиминой [17]. Л.С.Фурминой [46].
Методика Э.Г.Чуриловой [48] по театрализованной деятельности раскрывает особенности развития творческих способностей дошкольников.
Анализ литературы по данной проблематике показал, что многие аспекты развития музыкально-творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности остаются недостаточно разработанными. Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности?
Тема исследования: «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».
Объект исследования: музыкально-творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрализованная деятельность, как средство развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и выявить эффективность авторской программы по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста «Детский театр» в МБДОУ №16 «Скворушка» г.Набережные Челны.
Задачи исследования:
1. Составить сущностно-содержательную характеристику основных понятий исследования «музыкально-творческие способности» и «театрализованная деятельность».
2. Определить особенности развития музыкально-творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать авторскую программу по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
4. Реализовать авторскую программу по развитию музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в МБДОУ Детский сад №16 «Скворушка» г. Набережные Челны и обобщить результаты опытно-экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: развитие музыкально-творческих
способностей у детей старшего дошкольного возраста будет успешным, если: -определены компоненты, критерии, показатели и уровни музыкальных способностей старших дошкольников;
-разработана технология театрализованной деятельности в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
-прослежена динамика развития музыкальных способностей на втором году занятий в музыкально-театральном кружке.
Методологическая основа исследования:
- концепции по детской психологии (И.Ю.Кулагина,Р.С.Немов [28], И.А.Зимняяи др.);
-педагогические теории, посвященные методике развития способностей у дошкольников (В. Богат [5], Л.Н.Выготский [13], В.Кудрявцев [20] и др.);
-фундаментальные труды посвященные различным аспектам театрализованной деятельности в развитии способностей детей (И.М.Сеченов, А.Н.Леонтьев, И.А.Колесникова и др.).
Методы исследования: теоретические методы - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.),изучение литературных и интернет-источников; эмпирические методы - (анализ практического опыта, наблюдение, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных).
Этапы исследования:
Первый этап (2013г.) - анализ и систематизация литературы по проблеме музыкально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Осмысление художественных приёмов театрализации в развитии музыкально-творческих способностей и методик преподавания.
Второй этап (2014- 2016гг.) -разработка опытно-экспериментальной части исследования. Проведение констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента, математическая обработка данных, оформление текста работы.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ Детский сад №16 «Скворушка» г. Набережные Челны, Республики Татарстан. В эксперименте приняло участие 24 ребенка6-7 летнего возраста.
Научная новизна исследования: разработана авторская программа «Детский театр» по развитию музыкально-творческих способностей для детей старшего дошкольного возраста. Данная программа направлена на развитие творческих способностей, формирует правильную осанку, прививает основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представление об актерском мастерстве. Целью реализации программы является создание условий для развития музыкально-творческих способностей ребенка посредством знакомства с различными направлениями театрализованной деятельности.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы воспитателями детского сада в качестве дополнительного методического источника. Театрализованная постановка, описанная в дипломной работе может найти широкое применение на занятиях по развитию музыкально-творческих способностей у детей в учреждениях дошкольного образования.
Структура и объём работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы. В приложение вошли сценарий театрализованной постановки с участием детей, упражнения на развитие музыкально-творческих способностей, результаты эмпирического исследования, авторская программа «Детский театр», а также фотоматериалы. Общий объём работы - 109 страниц.
Проанализировав научную литературу мы обозначили, что для проявления музыкально-творческих способностей необходимо не только наличие врожденных анатомо-физиологических особенностей организма - задатков, но и создание благоприятных условий социальной среды. Она включает в себя воспитание, обучение и образование.
Опытно-экспериментальная часть исследования проводилась на базе МБДОУ №16 «Скворушка» г. Набережные Челны. Всего в эксперименте приняло участие 24 ребенка 6-7 лет (12 человек- контрольная группа, 12 - экспериментальная группа). Результаты констатирующего исследования показали, что в среднем музыкально-творческие способности детей в контрольной и экспериментальной группах нуждаются в целенаправленном развитии.
При проведении опытно-экспериментальной работы мы пришли к выводу, что можно повысить уровень музыкальных способностей через театрально-игровую деятельность, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связывать занятость в ролевом исполнительстве театрализованной постановки и вокальные партии. Дети познают свою индивидуальность, развивают мышление, память, воображение и кругозор, стремление к лидерству, умение работать в команде и выстраивать межличностные отношения.
В работе были определены показатели уровней развития музыкально-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности. Дети продемонстрировали устойчивый интерес к театрализованной деятельности, показали способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё, что впоследствии поможет им повысить уровень музыкально- творческих способностей. Театрализованная деятельность помогает детям снять напряжение и зажатость, дети вживаются в образ сказочного героя, что позволяет при вокальном исполнении передать эмоции, настроения.
В ходе формирующего этапа экспериментальная группа (ЭГ) занимались по разработанной автором программе «Детский театр», рассчитанной на два года. Констатирующий эксперимент проходил в три этапа. В ходе занятий методом наблюдений был выявлен рост уровня развития музыкально-творческих способностей детей по всем критериям. Авторская программа, направленная на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, не только отразила динамику музыкально-творческих способностей, но и способствовала воспитанию интереса к театру, эстетики движений и свободы творчества. Дети познакомились с такими театральными жанрами, как музыкальная сказка, мюзикл, музыкальная пьеса.
Контрольный этап эксперимента подтвердил, что музыкально-творческие способности детей экспериментальной группы достигли более высокого уровня развития, чем у ребят контрольной группы: в экспериментальной группе стало больше респондентов с высокими показателями (45%), в то время как ребята контрольной группы преимущественно показали на среднем уровне (44%), высокий уровень наблюдался только у 15%.
Таким образом, разработанная программа «Детский театр», обогащающая содержание процесса театральной подготовки детей старшего дошкольного возраста и направленная на развитие их музыкально-творческих способностей, достаточно эффективна. Определено отличие от аналогичных методических разработок, в которых ставится акцент на развитие определенных творческих способностей, в опытно-экспериментальной программе определена объединяющая роль разных видов искусства: музыка, театр.
В заключение следует отметить, что в целом воспитание музыкально-творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Известно, что заинтересовать детей чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам. На наш взгляд, необходимо совершенствовать воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности, не только посредством создания новых программ, методик, но и использования уже существующего материала на все виды детской театрализованной деятельности
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
- С. 10-13.
2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: Сфера, 2003. - 108 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2005. - 626с.
4. Березина В.Г.Детствотворческой личности. - СПб.: ТРИЗ-ШАНС,1995. - 60 с.
5. Богат В. Развиватьтворческое мышление // Дошкольное воспитание. - 1994. - №1.-С. 17-19.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие длястуд.высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 320с.
7. Буренина А.И. Театр всевозможного.- СПб, 2002. - 212 с.
8. В помощь начинающим руководителям театральной студии: Методическое пособие. - Белгород: Пронто-центр, 2003. - 78 с.
9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2006.- 204 с.
10. Веракса Н.Е.Диалектическоемышлениеитворчество//Вопросыпсихологии. -2000.- №4. - С. 5-9.
11. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду . - М.:
Просвещение,2011. - 278 с.
12. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.
13. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 2007. - С. 92-98.
14. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 3-18.
15. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. - С. 6-13.
16. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии. - 2003. - №2. - С. 54-58.
17. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4.- С. 23-26.
18. Картавцева М.Т. Сущность и содержание музыкально-творческого развития детей // Вестник МГУКИ. - М.: МГУКИ, 2007. - № 4. - С. 6-14.
19. Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. -2002.
- №7-8. - С. 11-20.
20. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей // Дошкольное воспитание. - 2005.
-№9. - С. 52-59.
21. Кудрявцев В.Т. Продуктивная сила детской фантазии: логико¬
психологический этюд // Вестник. -2008. - № 5. - С. 55-71.
22. Кудрявцев В.Т. Воображение (фантазия) // Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд. - М.: Книга, 2003. - С. 55-56
23. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 2003.- 56 с.
24. Маханева М. Театрализованная деятельность дошкольников //
Дошкольное воспитание. - 2009.- №11.- С. 12-17.
25. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: Сфера, 2001. - 340 с.
26. Мелик-Пашаев А.А. Художественная одарённость детей, её выявление и развитие. - Дубна:Феникс+, 2006. - 360 с.
27. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1.- С. 12-19.
28. Немов Р.С. Психология. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002.- 608с.
29. Николаева Е.И. Психология детского творчества. - СПб.: Речь, 2006. - 412с.
30. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. -М.: Школьная пресса, 2001. - 208 с.
31. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2006. - 322 с.
32. Полуянов Ю.А. Формирование способности целостного восприятия у детей // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 101-111
33. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2006. - №5. - С. 21-27.
34. Психологический словарь под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006. - 530 с.
35. Реуцкая Н.А. Театрализованные игры дошкольников//Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Кнорус, 2009. - 290 с.
36. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. - 2000.- №1.- С. 34-38.
37. Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание.-2003.- №12. - С. 29-32.
38. Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения // Вопросы психологии. - 2000. - №6. - С. 24-31.
39. Сигуткина С. Рекомендации к организации театрализованных игр // Дошкольноевоспитание,2008.- №8. - С. 8.
40. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся // Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса.- М.: Образование, 2009. -Т.1.- С.63-64.
41. Театр, где играют дети: учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов / Под ре[д. А.Б.Никитиной. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
42. Теплов Б.М. Сценарный подход в педагогическом взаимодействии // Педагогическая техника. - 2004. - № 2. - С. 87-88.
43. Теплов Б.М. Способности и одарённость // Психология индивидуальных различий.- М.: Институт практической психологии, 2009. - С. 133-138.
44. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет (теория и диагностика). -Екатеринбург:Деловаякнига, 2001.
- 286 с.
45. Усикова С.В. Театрализованная деятельность как средство развития тортворческих способностей детей старшего дошкольного возраста. - Екатеринбург: Классный час, 2015. - 360 с.
46. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших
дошкольников в театрализованных играх // Художественное творчество и ребенок.- М.: Линия, 2012.- 486 с.
47. Халабузарь П. Методика музыкльного воспитания. -М.: Лань, 2009. - 180 с.
48. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001. - 300 с.
49. Шадриков В.Д. Способности человека. - М.: Логос, 2007. - 288с.
50. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. - 2011.- №7.- С. 4-12.
51. Эльконин Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка - дошкольника. - М.: Наука, 2009. - 450 с.
52. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп.-М.: Республика, 2001. - 719 с.
Интернет-ресурсы:
53. Закон об образовании в РФ №273-ФЗ от //http: //www.consultant.ru.