Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Работа №82169

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
266
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы творческого развития учащихся
школы VIII вида средствами музыкальной сказки 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся школы
VIII вида 8
1.2. Педагогический потенциал сказки в творческом развитии учащихся
школы VIII вида 16
1.3. Роль музыки в творческом развитии учащихся школы VIII вида и
особенности организации их музыкального образования 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование творческого развития учащихся школы VIII вида средствами музыкальной сказки 33
2.1. Результаты диагностики творческого развития учащихся школы VIII
вида 33
2.2. Разработка и апробация программы творческого развития учащихся
школы VIII вида «В гостях у музыкальной сказки» 43
2.3. Результаты формирующего этапа исследования и методические
рекомендации для педагогов школы VIII вида 51
Выводы по главе 2 64
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение

Актуальность исследования возможностей использования музыкальной сказки как средства творческого развития учащихся школы VIII вида обусловлена тем, что проблема творческого развития сегодня - одна из центральных в нашем обществе. Для решения задач развития творческого потенциала личности, поставленных Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Единой концепцией специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья, Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью, нужны грамотные инициативные специалисты, способные подключиться к решению вопросов формирования качеств творческой личности, в том числе в процессе специального (коррекционного) образования.
Сегодня в России насчитывается более 1500 тыс. школ и школ - интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья В них обучаются и воспитываются 1,7 млн. детей, что составляет 4,5% всей детского населения Российской Федерации. Они относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании и развитии. 2,5% из них составляют дети с умственной отсталостью, для которых создана специальная система обучения, сеть специальных школ VIII вида и школ-интернатов.
Главной задачей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на современном этапе является развитие личности, способной к реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности [4]. Среди детей с умственной отсталостью - учащихся школы VIII вида встречаются дети безучастные, вялые, замкнутые и медлительные, чрезвычайно подвижные и упрямые, навязчивые, возбудимые. Этим детям требуются щадящие условия, особое внимание со стороны педагогического коллектива, семьи. У многих учащихся школы VIII вида самооценка низкая, многие из них озлобленны, не уверены в себе, тревожны, не хотят учиться [13].
Мышление умственно отсталых детей, обучающихся в школе VIII вида, зачастую соответствует уровню дошкольного возраста, что делает сказку одним из мощных педагогических средств. Сказка стимулирует детскую фантазию, склонность к образному мышлению, позволяет развивать воображение.
Значение работы со сказкой в решении воспитательных, эстетических, личностных и социальных задач развития учащихся школы VIII вида состоит в том, что сказка является понятным для ребенка языком общения и познания, а также объясняет сложные нюансы человеческих взаимоотношений, нравственные и моральные нормы и ценности, модели поведения человека в различных ситуациях.
Музыкальная сказка, используя звуковые возможности в создании воображаемых персонажей, развивает детей интегративно, задействуя сенсорную систему умственно отсталых детей в целом, активизируя слух, зрение, познавательные способности, речевую деятельность и мелкую моторику.
В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества.
Музыкальная сказка может играть большую роль в творческом развитии детей с умственной отсталостью. Эмоциональный фон, который создает музыка при чтении сказки, смена голосов персонажей - все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ литературы, посвященной проблеме исследования, показал, что изучение психологических особенностей и проблем обучения учащихся школы VIII вида занимались такие ученые, как И.В. Белякова, А.Д. Виноградова, В.В. Воронкова, Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, С.Д. Забрамная, Л.В. Кузнецова, В.И. Лубовский, А.Р. Маллер, Н.М. Назарова, В.Г. Петрова, Б.П. Пузанов, С.Я. Рубинштейн, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.
Терапевтический потенциал сказки, творческих форм работы, возможности их использования в контексте арт-терапии рассматривался такими авторами, как Т.М. Грабенко, Т.А. Добровольская,Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева, Л.Н. Комиссарова, К.С. Лебединская, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, М.С. Певзнер, Д.Ю. Соколов и др.
Особенности музыкального развития учащихся с умственной отсталостью раскрыты в трудах таких ученых, как А.А. Айдарбекова, И.В. Евтушенко, В.К. Лазарева, Е.А. Медведева, Е.Н. Трубина и др.
Но, несмотря на широкий научный интерес ученых к данной проблематике, вопросы использования музыкальной сказки в творческом развитии учащихся школы VIII вида остаются недостаточно разработанными.
Таким образом существует противоречие между необходимостью использования развивающего потенциала сказки в музыкальном образовании и недостаточной научно-методической разработанностью данного вопроса.
Данное противоречие ставит проблему исследования: каковы возможности использования музыкальной сказки в процессе творческого развития учащихся школы VIII вида?
Тема исследования: «Музыкальная сказка как средство творческого развития учащихся школы VIII вида».
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать цель исследования - теоретический анализ проблемы творческого развития учащихся школы VIII вида и разработка методических основ использования музыкальной сказки на уроках музыки как средства творческого развития.
Объект исследования — учебно-воспитательный процесс школы VIII вида.
Предмет исследования - творческое развитие учащихся школы VIII вида средствами музыкальной сказки.
Гипотеза исследования: творческое развитие учащихся школы VIII вида будет протекать более эффективно, если в образовательном процессе:
- будут учтены психолого-педагогические особенности творческого развития учащихся школы VIII вида;
- будет осуществляться мониторинг творческого развития учащихся на основе системы критериев и показателей;
- будет реализована программы творческого развития учащихся «В гостях у музыкальной сказки».
Задачи исследования:
1. Психолого-педагогическая характеристика учащихся школы VIII вида.
2. Анализ педагогического потенциала сказки в творческом развитии учащихся школы VIII вида.
3. Раскрытие роли музыки в творческом развитии умственно отсталых учащихся и особенностей организации музыкального образования в школе VIII вида.
4. Проведение опытно-экспериментального исследования творческого развития учащихся школы VIII вида средствами музыкальной сказки.
5. Разработка и апробация программы творческого развития учащихся школы VIII вида «В гостях у музыкальной сказки».
Теоретико-методологическая основа исследования: системный и личностно-деятельностный подходы, труды по специальной (коррекционной) психологии и педагогике, методике музыкального воспитания учащихся школы VIII вида (В.В. Воронкова, С.Я. Рубинштейн, И.В. Евтушенко, Е.Н. Трубина и др.).
Методы исследования: теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных, методических и научно-педагогических источников, интернет-материалов; наблюдение, беседа, тестирование, педагогический эксперимент.
Этапы исследования:
1. На первом этапе (2014-2015) осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы исследования, обосновывались методологические ориентиры работы, проводилась подготовка к экспериментальной части исследования.
2. На втором этапе (2015-2016) была проведена опытно-экспериментальная работа, осуществлялся анализ ее результатов, оформлялся текст работы.
Опытно-экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья» Нижнекамского района РТ. В эксперименте приняли участие 20 учащихся, 6 педагогов.
Научная новизна: заключается в расширении представлений о возможностях творческого развития учащихся школы VIII вида средствами музыкальной сказки.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в процессе профессиональной педагогической подготовки будущих педагогов коррекционных школ - студентов ссузов и вузов, в практике музыкального образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья в коррекционных школах VIII вида.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в учебно-воспитательном процессе «Нижнекамской школы №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой автор является учителем музыки. Материалы исследования прошли обсуждение на семинаре учителей начальных классов коррекционных школ г. Нижнекамска и Нижнекамского района.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы содержит 61 источник.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате исследования проблемы творческого развития учащихся школы VIII вида и возможностей использования музыкальной сказки на занятиях музыкой и пением мы пришли к следующим основным выводам.
Общим признаком всех обучающихся в школе VIII вида умственно отсталых детей выступает недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Категория обучающихся с умственной отсталостью представляет собой неоднородную группу. Но для них всех характерно стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости.
Музыкальное образование в школах VIII вида школах является составной частью учебно-воспитательного процесса и в комплексе с другими предметами решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-компенсаторные задачи. Обучение музыке осуществляется на основе рабочей программы по музыке и пению, разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с умственной отсталостью, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599, учебного плана учреждения, типовых программ И.В. Евтушенко по предметам «Пение и музыка» (начальные классы) и «Музыка» (средние классы) для коррекционных образовательных учреждений VIII вида, а также авторских программ.
Целью экспериментальной работы, проведенной на базе ГБОУ «Нижнекамская школа №18 для детей с ограниченными возможностями здоровья» стало исследование особенностей диагностики творческого развития учащихся школы VIII вида и возможностей его осуществления средствами музыкальной сказки.
На констатирующем этапе экспериментальной работы в сентябре 2015 года были обследованы 10 учащихся 3а класса (экспериментальная группа) и 10 учащихся 3б класс (контрольная группа). С целью диагностики были подобраны диагностические методики, разработаны критерии, показатели и уровни творческого развития учащихся школы VIII вида.
Диагностика подтвердила, что основной контингент учащихся составляют дети с психофизическими нарушениями развития. Наряду с недоразвитием познавательной деятельности недоразвита и эмоционально-волевая сфера. Воспитанникам свойственно примитивность эмоций, переживаний, несформированность межличностных и внутри коллективных связей, что проявляется и на музыкальных занятиях. Полученные данные явно указывали на одинаково низкий уровень развития у учащихся школы VIII вида творческих способностей и необходимость проведения специальной работы.
С целью решения проблемы творческого развития учащихся школы VIII вида на формирующем этапе эксперимента нами была разработана программа дополнительного образования для учащихся школы VIII вида «В гостях у музыкальной сказки», а также апробированы несколько ее разделов.
Цель программы - раскрыть творческие возможности детей, стимулировать проявление их способностей, инициативы, индивидуальности, дать верную направленность для развития их духовных сил в процессе знакомства с музыкальными сказками.
Задачи программы:
- опираясь на синтетическую природу музыкальной сказки, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
- привить интерес к сказке и дать первоначальные сведения о ней;
- научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
- совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие;
- поддерживать стремление умственно отсталых детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую интонацию;
- развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели художественные, игровые, песенные, танцевальные импровизации, театрализованные постановки.
Планомерная, научно-обоснованная работа по творческому развитию проводилась в 3а классе (экспериментальной группе). Ее основу составило знакомство с музыкальной сказкой «Бременские музыканты» (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина).
Повторная диагностика в рамках контрольного этапа эксперимента подтвердила гипотезу исследования и доказала эффективность целенаправленной работы по программе «В гостях у музыкальной сказки» с учащимися школы VIII вида.



1. Айдарбекова А.А. Музыкальное воспитание как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми младшими школьниками: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - М., 1989. - 16 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 6.03.2016)
2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей - М.: Владос, 2004. - 127 с.
3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
4. Балтийский сборник по специальной педагогике [Электронный ресурс] / Сост. А. Алишаускас, К. Карлеп, Л. Кейре. - Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1995. - 263 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 2.04.2016)
5. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. - 2004. - №3. С.51-54.
6. Борщанская А.К. К созданию социальной коррекционно- развивающей среды в школе VIII вида // Дефектология. - 2002. - №2. С.31-34.
7. Браткова М.В., Закрепина А.В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью (умственная отсталость) // Дефектология. - 2005. - №5. С.55-60.
8. Виноградова А.Д. Особенности личности умственно отсталого ребенка и школьника [Электронный ресурс]// Коррекционная работа во вспомогательной школе. Сборник науч. трудов. -Л., 1978. С.86-99. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 2.01.2016)
9. Вопросы специальной психологии и дидактики: Тр. по
дефектологии [Электронный ресурс] / Отв. ред. И. Унт. - Тарту: ТГУ, 1988. - 167 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 6.01.2016)
10. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной
школе [Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1994. - 416 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 6.01.2016)
11. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости [Электронный ресурс] // Собр. соч. В 6 т. Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. С. 231-256. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 12.01.2016)
12. Гладков Г. Бременские музыканты. Музыкальная фантазии на тему сказок братьев Гримм В. Ливанова и Ю. Энтина. Стихи Ю.Энтина [Электронный ресурс]. - М.: Музыка, 1972. - 52 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 6.01.2016)
13. Граборов А.Н. Очерки по олигофренопедагогике [Электронный
ресурс]. -М.: Изд-во Мин-ва просв. РСФСР, 1961. - 120 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 19.01.2016)
14. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание [Электронный ресурс]. - М.: Правда, 1951. - 32 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 6.01.2016)
15. Дульнев Г.М. Коррекционная роль обучения во вспомогательной
школе [Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1971. - 94 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 6.01.2016)
16. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной
школе [Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1981. - 176 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 27.01.2016)
17. Евтушенко И.В. Музыка // Программы для 5-9 классов специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1 / Под редакцией
В.В. Воронковой. - М.: ВЛАДОС, 2000. С.151-165.
18. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых
детей-сирот: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.:
Академия, 2003. - 144 с.
19. Евтушенко И.В. Пение и музыка // Программа 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Под редакцией В.В. Воронковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2008. С. 104-120.
20. Евтушенко И.В. Хрестоматия по музыке и пению: Учеб. пособие для специальной, коррекционной образовательной школы VIII вида. Изд. 2-е, доп. и испр. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2005. - 374 с.
21. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / О.И. Кукушкина, Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова // Дефектология. - 2010. - № 1. С. 6-22.
22. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика: Учебн. пособ. для ст-тов деф. фак-тов педвузов [Электронный ресурс] - Киев: Вища школа, 1995. - 327 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 22.03.2016)
23. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: Для деф. ф-тов [Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1988. - 96 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 22.03.2016)
24. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Электронный ресурс]. - М.: Образование, 1995. - 400 с.. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 22.03.2016)
25. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития. - М.; Владос, 2000. - 304 с.
26. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2001. - 400 с.
27. Инструктивное письмо Мин. общего и специального образования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» / Организация деятельности коррекционных учреждений: Сб. док-тов / Сост. Ф.Ф. Водоватов. - М.: Владос, 2000. С. 22-23.
28. Ковалев С.А. Применение программ различной направленности для совершенствования двигательных способностей школьников-олигофренов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2002. - 19 с.
29. Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. - М.: Владос, 2009. - 254 с.
30. Корнев А.В., Правдов М.А. Коррекция двигательных действий
детей с умеренной умственной отсталостью [Электронный ресурс]. - Шуя: ШГПУ, 2008. - 98 с. URL:http://rucont.ru/efd/282793(дата обращение
15.04.2016)
31. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с
отклонением в развитии: Учебное пос. /Под ред. Б.П. Пузанова
[Электронный ресурс]. - М.: Академия, 1999. - 144 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 6.03.2016)
32. Коррекционная работа во вспомогательной школе [Электронный ресурс] / Под ред. И.И. Финкельштейна, С.В. Ильича. -М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1961. - 167 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 6.03.2016)
33. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учебное пос. - М.: Академия, 2008. - 400 с.
34. Лазарева В. К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы [Электронный ресурс] // Дефектология. - 1990. - №5. С.51-55. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 8.05.2016)
35. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Академия, 2003. - 208 с.
36. Матюшин А.М. Развитие творческой активности школьников
[Электронный ресурс]. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 8.05.2016)
37. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. - М.: Академия, 2002. - 224 с.
38. Меремьянина А.И. Из опыта сотрудничества педагогов специальной коррекционной школы VIII вида с родителями учащихся // Дефектология. - 2005. - №1. С.67-68.
39. Мерзлякова С.И. «Волшебный мир театра». Программа развития сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игровых представлений. - М.: Владос, 1999. - 116 с.
40. Наурызбаева Р.Н. Педагогическая система эвристического обучения учащихся художественно-творческой деятельности средствами народного искусства: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2009. - 50 с.
41. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. зав. / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
42. Обучение детей с проблемами в развитии и разных странах: Хрестоматия [Электронный ресурс] / Сост. Л.М. Шипицина. - СПб.: Международ. ун-т семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. - 256 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 8.05.2016)
43. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе [Электронный ресурс] / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 6.06.2016)
44. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. -М.: Академия, 2003. - 480 с.
45. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Уч. пос. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
46. Прохорова П.Л. Развиваем творческую активность школьников [Электронный ресурс]. - Владимир, 1995. - 160 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 6.06.2016)
47. Психологические проблемы коррекционной работы во
вспомогательной школе [Электронный ресурс] / Под ред. Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Т.Н. Головиной. -М.: Педагогика, 1979. - 176 с. URL:
http://www.twirpx.com(дата обращения 14.01.2016)
48. Психолого-педагогические основы коррекционной работы с аномальными детьми: Тез. докл. межвуз. конф. молодых ученых и студентов [Электронный ресурс] / Ред. кол.: Р.И. Лалаева (отв. ред.) и др. - Л.: ЛГИИ, 1990. - 163 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 14.01.2016)
49. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника
[Электронный ресурс]. - М.: Просвещение, 1970. - 197 с. URL: http://www.twirpx.com(дата обращения 17.01.2016)
50. Синельникова Т.В. Совершенствование координационных способностей умственно отсталых школьников 9-12 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 24 с.
51. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 304 с.
52. Сорокин В.М. Специальная психология. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
53. Специальная педагогика: Уч. пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2004. - 402 с.
54. Специальная психология: Уч. пособие / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
55. Трубина Е.Н. Особенности восприятия музыки младшими школьниками с умственной отсталостью [Электронный ресурс] // Специальное образование. - 2011. - №3. С.84-91. URL: http://cyberleninka.ru /article/n/osobennosti-vospriyatiya-muzyki-mladshimi-shkolnikami-s-umstvennoy- otstalostyu(дата обращения 17.03.2016)
56. Трубина Е.Н. Повышение уровня воспитанности нравственных качеств средствами музыки у младших школьников с умственной отсталостью: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2011. - 23 с.
57. Трубина Е.Н. Формирование нравственных представлений у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). - 2016. - №4 (169). С.151-155.
58. Учащиеся вспомогательной школы (клинико-психологическое изучение) [Электронный ресурс] / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. - М.: Педагогика, 1979. - 232 с. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 17.01.2016)
59. Федеральный государственный образовательный стандарт
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599
[Электронный ресурс]. URL: http: //минобрнауки ^/%D0%B4%D0%BE %D0%BA%D 1 %83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1 %82%D 1 %8B/5133(дата обращения 8.04.2016)
60. Шаповалова О.Е. Об изучении особенностей эмоциональной сферы учащихся вспомогательной школы-интерната [Электронный ресурс] // Дефектология. - 1996. - №5. С.59-64. URL:http://www.twirpx.com(дата обращения 18.01.2016)
61. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: Аркти, 2000. - 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ