Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕИ 3-4 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №82167

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
374
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями
здоровья как психолого-педагогическая проблема 8
1.2. Музыкальная терапия как метод социальной реабилитации детей с
ограниченными возможностями здоровья 19
1.3. Музыкальная деятельность как средство социальной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья 34
Выводы по главе 1 42
ГЛАВА II. ОНЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Разработка программы социальной реабилитации детей с синдромом
расстройства аутистического спектра 43
2.2. Реализация программы социальной реабилитации детей с
синдромом РАС на базе Центра лечебной педагогики города
Набережные Челны средствами музыкальной деятельности 56
Выводы по главе II 65
Заключение 66
Список литературы 68
Приложение 74

Тенденции развития современного общества нацелены на стремление к гармоничному социуму, где каждый человек - самодостаточная личность, раскрывающая свой потенциал для благо государства, самореализации. Новая парадигма образования ориентирована на человека новой культуры, а ребёнок является главной ценностью и объектом культуры.
Однако в последние десятилетия по причине увеличения рождения детей с дефектами здоровья острота педагогических проблем выдвинула перед государством задачу большой социальной значимости: воспитание, образование и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Это декларируется в Конвенции о правах ребёнка, принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990года. Вначале 21века Конвенция о правах ребенка является основополагающим международным документом, регулирующим права детей в современном мире.
Освоение такими детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определённых дополнительных мер, средств и усилий, большая часть которых ложится на плечи педагогов различных образовательных учреждений, центров и групп коррекционного типа.
Однако предоставленная государством система социальной реабилитации на деле дискредитирует сама себя. Вместо положительных результатов, процесс социальной реабилитации зачастую протекает по регрессу. Коррекционные образовательные учреждения существуют формально и не восполняют существующих потребностей населения. Семьи, имеющие детей с ОВЗ, часто испытывают дискриминацию, что приводит к вторичным не решённым проблемам (аномалиям). Всё это происходит из-за нехватки профессиональных специалистов, работающих в данной сфере.
В этих условиях учитель музыки может внести неоценимую помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ посредством музыкальных занятий, создавая на них атмосферу, способствующую доброжелательному межличностному общению. Кроме того, в процессе музыкальных занятий ребенок получает также и культурное развитие. Еще Л.С. Выготский, указывая на необходимость развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в культурно-образовательном пространстве, отмечал, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального, в силу чего возникает острая необходимость в специально созданных культурных формах «для того, чтобы осуществить культурное развитие таких детей» [27, с.23].
Именно этим обусловлено, что среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание детей с ОВЗ в художественной среде, посредством различных видов творческой деятельности. К таким видам относится и музыкальная деятельность, которая во всём своём многообразии, благодаря природе самой музыки, является одним из лучших способов социализации личности, т.к., она осуществляется под влиянием социально-контролируемых и направленно-организуемых условий музыкальных занятий.
Таким образом, неоценимая роль музыкальной деятельности в процессе социальной реабилитации детей и подростков с нарушениями психического и физического развития актуализирует данное исследование.
Степень изученности проблемы: Вопросы социальной реабилитации освещались в трудах Л.И. Акатова, О.А. Герасименко, Р.П. Дименштейн, Г.В. Дыльнова, В.Г. Игнатовича, И.Т. Кавецкого, Л.П. Кузнецовой, Е.В. Кулагина, И.А. Коверзневой, Н.А. Лобан, А.С. Сорвиной, А.В. Старовойтовой, Е.И. Холостовой, О.К. Шульги.
Механизму влияния музыки на человека посвящены работы К.Л. Апанасенко, В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, И.С. Константиновой, С.С. Корсакова, Р.А. Монро, Д.Д. Морено, Ж. Некту, Н.А. СавельеваКулик, И.М Сеченова, А. Томатис, И.Р.Тарханова, С.С. Корсакова, Г.П. Шипулина.
Проблемы социальной реабилитации детей с ОВЗ средствами музыкотерапии рассматриваются в исследованиях А. Алвин и Э. Уорик, А. Апрелевой, С.М. Бабина, Б. Барток, Г.Г. ДекерФойгт, М.В. Киселёвой, З. Кодай, А.И. Копытина, И.Ю. Левченко, А.В. Майоровой, Ж. Макед, Е.А. Медведевой, Н.Нордофа и К. Роббинса, Д.Е. Оберэгельсбахер, К. Орфа, В.И. Петрушина, Е.Е. Свистовской, Т.Д.Тиммерманн, Д.Уинникотт, А.А. Цыганок, Ц.А. Хатуцкой, С.В. Шушарджана.
Объект исследования: процесс социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Предмет исследования: виды и формы музыкальной деятельности в процессе социальной реабилитации детей с ОВЗ.
Цель исследования: изучение эффективных способов музыкальной деятельности, предназначенных для социальной реабилитации детей с ОВЗ, разработка программы по социальной реабилитации детей с синдромом расстройства аутистического спектра и её апробация в ходе экспериментального исследования.
Гипотеза исследования: процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляемый средствами музыкальной деятельности, будет более эффективным, если:
• осуществлять занятия в свободном русле, заранее, в индивидуальном порядке, изучив предпочтения каждого ребёнка и учитывая их при составлении плана занятий;
• использовать все многообразие форм и видов музыкальной деятельности в одном занятии;
• осуществлять процесс музыкальных занятий с детьми при непосредственном участии родителей.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования определены следующие задачи:
1. Осуществить теоретический обзор литературы и выявить основные положения проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Изучить музыкальную терапию как метод социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
3. Рассмотреть роль музыкальной деятельности в коррекционно -
терапевтических практиках в процессе социальной реабилитации детей с ОВЗ;
4. Предложить собственные пути формирования устойчивых форм социального взаимодействия между детьми с синдромом РАС средствами музыкальной деятельности;
5. Осуществить опытно-экспериментальную работу по реализации программы социальной реабилитации детей с синдромом РАС.
Методологическую основу исследования составили философские, общенаучные (педагогические, медицинские, психологические, и т.д.) и частно-научные (по музыкотерапии) труды.
В работе используются труды по философии Р. Декарта и Д. Золтай. Среди частно-научных медицинских трудов, используемых в работе, исследования Г.Л Апанасенко, Р.А. Монро, С. Оливер, Н.А. Савельева- Кулик, А. Томатис, С.В. Шушарджана; педагогические труды: Ю.Н. Аксененко, А.Л. Битовой, Е.Н. Котышевой, Л.П. Кузнецовой, Е.А. Медведевой, А.С. Сорвиной, О.К. Шульги; труды по психологии: Л.И. Акатова, О.А. Герасименко, Р.П. Дименштейна, Г.И. Козырева, И.Т. Кавецкого, Е.В. Кулагиной, Е.А. Львовой, О.А. Матвеевой.
К частно-научным трудам по музыкотерапии относятся работы С.М. Бабина, Г.Г. ДекерФойгт, Д.Д. Морено, Б.С. Рачиной, В.И. Петрушина, Т.Б. Резницкой, и научно-практические сборники.
Процесс исследования потребовал использования следующих методов научного познания:
•теоретические — изучение, сравнение и обобщение педагогического опыта, анализ и синтез, абстрагирование, изучение научной литературы по проблеме; систематизация практического опыта ведущих специалистов в области музыкальной терапии;
• эмпирические — анкетирование, метод сбора и накопления данных, беседа, наблюдение, педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой для проведения исследования послужил Центр лечебной педагогики «Чудо-Дети» города Набережные Челны.
Научной новизной исследования явилась авторская разработка программы социальной реабилитации детей с синдромом расстройства аутистического спектра средствами музыкальной деятельности, основывающаяся на музыкально-педагогической интерпретации Декартовой системы координат.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования предлагаемой программы социальной реабилитации преподавателями специализированных коррекционно-учебных заведений для социальной реабилитации детей с синдромом расстройства аутического спектра.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Социальная реабилитация является главной потребностью людей с ОВЗ, так как включает в себя помимо медицинской помощи, восстановление социального статуса, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости и повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности, то есть включения его в систему общественных отношений.
Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе музыкальной деятельности - это многоуровневый процесс, включающий в себя поэтапные шаги профессиональной деятельности специалиста, имеющего практические знания в трёх областях: психологии, музыкальной педагогики, медицины. В Европе специализация музыкального терапевта получила довольно широкое распространение и у нас в России имеет достаточную востребованность и актуальность.
В первой главе нашего дипломного исследования мы рассмотрели понятия социальная реабилитация и дети с ОВЗ. Определили роль государства в этом вопросе, потребности людей с ОВЗ и как МТ может восполнить эти потребности. В силу того, что социализация детей с синдромом РАС является весьма сложной проблемой (данный синдром предполагает отрешённость от мира, уход в себя), мы выявили, что процесс музыкальной деятельности способствует преодолению стоящих перед терапевтом коррекционных трудностей, благодаря воздействию музыки на эмоциональную сферу детей, что, в свою очередь, предрасполагает их к налаживанию контактов.
Во второй главе нашего исследования мы продемонстрировали, что музыкальные занятия, проводимые с детьми с синдромом РАС по специально разработанной авторской программе, помогают процессу взаимодействия их с окружающими миром, формируя попутно адекватные поведенческие реакции и способствуя передаче социального опыта. Положительные результаты предложенной программы социальной реабилитации детей с синдромом РАС средствами музыкальной деятельности позволяют нам рекомендовать её к использованию в работе педагогов специализированных коррекционных учреждений.
Таким образом, можно сделать вывод, что музыкальная деятельность является одним из эффективных средств для создания атмосферы, в которой процесс социальной реабилитации протекает наиболее эффективно.



1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.И. Акатов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368с.
2. Аксененко, Ю.Н. Общая социология: Системат. курс: Учеб. пособие / Ю.Н. Аксененко [и др.]; под ред. Г.В. Дыльнова. 2-е изд., перераб., доп. Саратов: СЮИ МВД России, 1999. - 378с.
3. Алвин, Д. Музыкальная терапия для детей с аутизмом. / Д. Алвин, Э. Уорик / Пер. с англ. - М.:Когито-Центр, 2009. -201с.
4. Апанасенко, Г.Л.Музыкальная терапия: история, современность и
перспективы развития. [Электронный ресурс] / Г.Л.Апанасенко, Н.А. Савельева-Кулик// Национальная медицинская академия
последипломного образования имени П. Л. Шупи. - 2012. - № 4 (90). - Режим доступа:http: //www.umj .com.ua/ (Дата обращения 15.11.15)
5. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева [и др.] - М.: Изд. центр «Академия», 2001. - 248с.
6. Бабин, С.М. Музыкальная психотерапия и музыкальная психология: программа последипломной подготовки, уникальный российский опыт. [Электронный ресурс] / С.М. Бабин, Т.Б.Резницкая // Медицинская психология в России (Оренбург): электрон. науч. журн. - 2013. -N 6 (23). - Режим доступа: http://mprj.ru(Дата обращения 10.10.15)
7. Битов, А.Л. Музыка, как элемент терапии в процессе реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья. [Электронный ресурс] / А.Л. Битова // Особое детство: электрон. библиотека - Режим доступа: http: //www.osoboedetstvo.ru/book/muzyka-kak-element-terapii-v-processe-
reabilitacii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami (Дата обращения 14.10.15)
8. Герасименко, О.А. Несколько слов к вопросу об интеграции. / О.А. Герасименко, Р.П. Дименштейн // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник / М.: Центр лечебной педагогики, 2000. - № 3. - С. 5-21.
9. Декер-Фойгт, Г.-Г. Музыкальная терапия: учебник. / Г.-Г. Декер- Фойгт, Д. Оберэгельсбахер, Т. Тиммерманн. пер. с нем. - Оренбург: Изд- во ГОУ ВПО «ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей», 2011. - 384с.
10. Дименштейн, Р.П. Основные принципы терапевтической работы с
детьми, имеющими нарушения общения. [Электронный ресурс] / Р.П. Дименштейн, А.В. Киселёва. - Режим доступа:
http://www.osoboedetstvo.ru/book/osnovnye-principy-terapevticheskoy-raboty-s-detmi-imeyushchimi-narusheniya-obshcheniya (Дата обращения 25.10.15)
11. Дименштейн, Р.П. Права особого ребёнка в России: как изменить настоящее и обеспечить достойное будущее. / Р. Дименштейн, Е. Заблоцкис, П. Кантор; под ред. И. Лариковой // Руководство для родителей, социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации - М.: Теревинф, 2010. - 384с.
12. Жуков, Е.С. Практические рекомендации по социально¬
психологической адаптации детей с тяжёлыми психическими заболеваниями в летнем оздоровительном лагере реабилитационного туризма. / Е.С. Жуков [и др.] // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной
педагогики, 2000. - Вып. 3. - С. 98-110.
13. Зимина, А.Н. Музыкальная игротерапия как средство коррекции
поведения. [Электронный ресурс] / А.Н. Зимина // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков: Материалы Рос. науч.- практ. конф.,Москва,26-28 нояб.1996 г. - М.:
Изд.Дом"Грааль", 1996. - С.106-107. - Режим доступа:
http://pedlib.rU/Books/3/0004/3 00043.shtml#book page top/ (Дата
обращения 10.11.15)
14. Золтай, Д. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. / Д. Золтай. - М.: Изд. «Прогресс», 1977. - 371с.
15. Кавецкий, И.Т. Основы психологии и педагогики. [Электронный
ресурс] / И.Т. Кавецкий [и др.] - Минск.: Изд-во МИУ, 2010. Режим доступа: http://psyera.ru/socializaciya-lichnosti-periody-ee-razvitiya-189.htm
(Дата обращения 15.10.15)
16. Киселёва, М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов, работающих с детьми. / М.В. Киселёва. - СПб.: Речь 2008. - 106с.
17. Клезович, О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей. / О.В. Клезович - М.: Аверсэв, 2005. - 152с.
18. Константинова, И. С. Роль музыкальной терапии в коррекции нарушения развития. [Электронный ресурс] / И.С. Константинова // Рабочие материалы. Тезисы к III Международной научно-практической конференции памяти А.Р. Лурия // Особое детство: электрон. библиотека. - Режим доступа:http://www.osoboedetstvo.ru/book/rol-muzykalnoy-terapii-v-korrekcii-narusheniy-razvitiya-u-detey (Дата обращения 25.10.15)
19. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков. / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская // 2-е стереотип. изд. - М.: «Когито-Центр»,2014.-197с.
20. Котышева, Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе
реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Е.Н. Котышева // Омский научный вестник: психологические и педагогические науки. - 2009. - №2 (76). - Режим доступа: myzykalnaya-psihologicheskay-korrektsiya-v-protsesse-reabilitatsii-
detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.pdf-AdobeReader (Дата обращения 15.11.15)
21. Кузнецова, Л.П. Основы технологии социальной работы: учебное пособие / Л.П. Кузнецова - Владивосток, 2002. - 92с.
22. Кулагина, Е.В. Образование детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья: социально-экономический
аспект. / АНО «Совет по вопросам управления и развития»; ИСЭПН РАН. - М.: ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2014. - С. 206.
23. Матвеева, О.А. Связь психолого-педагогического сопровождения с
успешностью обучения в школе. / О.А. Матвеева, Е.А. Львова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Материалы семинара
"Организация службы социально-психологической помощи детям с острой школьной дезадаптацией и их семьям", Москва, 4-7 мая 1998г. / Под ред. А. А. Цыганок. - М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. - Вып. 1. - С. 72-82.
24. Методическое пособие. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе. М.: РБОО «Центр лечебной педагогики» ,2015. - 88с.
25. Методика «Музыка для детей» Карла Орфа [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:ZZpuzkarapuz.ru/content/195 (Дата обращения 01.10.15)
26. Морено, Д.Д. Включи свою внутреннюю музыку. Музыкальная терапия и психодрама / Джозеф Дж. Морен. Пер. с англ. - М.: Когито- Центр, 2009. - 143с.
27. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева [и др.]. - Под ред. Е.А. Медведевой; М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 224с.
28. Музыкотерапия Нордофф-Роббинса [Электронный ресурс] - Режим
доступа: http://doctor-art.ru/Nordoff-Robbins-mucic-therapv/ (Дата
обращения (15.10.15)
29. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р.Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд. 8-е Теревинф, 2014. - 288с.
30. Оливер, С. Антрополог на Марсе / Сакс Оливер. - М.:
Полиграфиздат, 2010. -320с.
31. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи: научно¬
практический сборник. - СПб.: Речь, 2001. - 347с.
32. Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи: научно¬
практический сборник. / Материалы семинара «Музыка и танцы в коррекции нарушений развития у детей» Москва, 3-5 мая 2000г. Выпуск
4. - М.: «Когито-Центр», 2001. - 245с.
33. Петрушин, В.И. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. / В.И. Петрушин. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1966. - 157с.
34. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия. / В.И. Петрушин. - М.: Академический проект, 2008. - 400с.
35. Петрушин, В.И. Принципы отражения действительности в искусстве
на основе Декартовой системы координат и их музыкально- педагогическая интерпретация. [Электронный ресурс] / В.И. Петрушин. - Режим доступа: http://muzterapevt.ru/-
/Page/Attachment?pageId=4160&рай=ПРИНЦИПЫ%20%20ОТРАЖЕНИЯ %20действительностиЛое (Дата обращения 01.10.15)
36. Попова, О.Ю. Музыкальные занятия при нарушении общения у детей. / О.Ю. Попова, С.А Хатуцкая // Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 4. - М.: «Когито-Центр», 2001. - Режим доступа: http://www.ereading.mobi/chapter.php/97408/45/Osobyii rebenok.Issledovaniya i opyt pomoshchi.Vyp.4.html (Дата обращения 15.10.15)
37. Рапацкая, Л.А. Технологии музыкальной терапии в контексте психолого-педагогической коррекционной практики. / Л.А. Рапацкая, Е.Ю. Тишина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №17. - С.36¬40.
38. Рачина, Б.С. Технолог Учебное пособие и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. / Б.С. Рачина - СПб.: Композитор Санкт- Петербург, 2007. - 544с.
39. Реферат. Проблемы социализации детей-инвалидов. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://xreferat.com/77/6019-1-problemy-socializacii-deteiy-invalidov.html (Дата обращения 15.12.15)
40. Словари и энциклопедии на Академике. [Электронный ресурс] -
Режим доступа: http: //dic.academic.ru/dic. nsf/ruwiki/232415 (Дата
обращения 15.01.16)
41. Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ,1997. с. 327
42. Солье П. Слуховая терапия А.Томатиса. [Электронный ресурс] / Пьер Солье // директор "Моцартовского центра». - Режим доступа: http: //www.mindmachine.ru/articles/tomatis. htm (Дата обращения 05.10.15)
43. Хатуцкая, С.А. Музыкальные занятия в подготовительной группе /
С.А. Хатуцкая // Особый ребёнок. Исследования и опыт помощи. Выпуск 4. -М.: «Когито-Центр», 2001.- Режим доступа:http://www.e-
reading.mobi/chapter.php/97408/8/Osobyii rebenok.Issledovaniya i opyt pomoshchi.Vyp.4.html (Дата обращения 15.12.15)
44. Холостова, Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие / Отв. ред. Д.и.н., проф.Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 427с.
45. Шульга, О.К. Условия успешной социализации детей с особенностями в развитии. / О.К. Шульга // Проблему ювенальной юстиции в Республике Беларусь: мат. круглого стола Гродненский филиал «БИП - институт правоведения»: редкол.: И.А. Белова [др.]. - Гродно; ЮрСаПринт 2013. - С. 10-12.
46. Шушарджан, С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. / С.В. Шушарджан. - М.: Антидор, 1998. - 364с.
47. Янчий, А.И. Музыка как средство формирования духовно-
нравственной сферы личности. / А.И. Янчий, Е.А. Андрейчик // Религиозная культура в контексте светского образования: материалы XVI международных Кирилло-Мефодиевских Чтений. - Минск, БГУ. - 26¬28мая 2010г. - С.17-21.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ