Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ

Работа №82165

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
257
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Теоретические основы использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ
1.1. Сущностно-содержательная характеристика основных понятий исследования: «игровые методы обучения», «пианистические навыки»
1.2. Особенности использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ
1.3. Анализ отечественных методик освоения пианистических навыков
Выводы по главе 1
ГЛАВА II. Практическая реализация использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ
2.1. Методическая разработка использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по
использованию игровых методов обучения на этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ
Выводы по главе II
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность исследования. Современная социальная действительность в России за последние десятилетия претерпевает глобальные изменения в социокультурной среде, требуя от всех сфер жизни общества гибкого реагирования. В результате чего происходят значительные изменения и в системе образования.
В последние годы возросло внимание к проблеме воспитания личности ребенка как части социокультурной среды человечества XXI века.
Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа[41,с.2].
Особая роль в данном процессе принадлежит сфере музыкального искусства, которая помогает в наиболее полной мере раскрыть индивидуальность каждого ребенка.
В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование как общего так и профессионального музыкального образования. В настоящее время образование основывается на традиционных теоретических установках, внедряя педагогические инновации - авторские методические разработки и технологии. Главным критерием музыкального обучения является формирование художественной культуры учащихся и развитие музыкально-творческих способностей.
В профессиональном музыкальном образовании (музыкальные школы, школы и лицеи искусств и т.д.) особой областью обучения является музыкально-исполнительское искусство. В основе музыкально-исполнительской деятельности лежит формирование исполнительских
умений и навыков, что для профессионального музыкального образования является одной из главных и неотъемлемых частей его функционирования.
Степень изученности проблемы. Анализ научных источников показал, что проблема музыкального воспитания и обучения в той или иной мере рассматривалась многими учеными.
В частности, проблема музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения привлекала внимание мыслителей и философов древности, таких как Аристотель, Гегель, Платон, Пифагор, Конфуций и др. Великие мыслители прошлого видели в музыкальном воспитании источник равновесия и гармонии души и тела человека, благообразное влияние музыки на мыслительные и психические процессы человека, развитие его самопознания и творческого начала.
Современная отечественная философия уделяет данному вопросу обширное внимание. Этой проблематикой занимались такие ученые как, С.Ф.Анисимова, И.Ф.Балакина, В.В.Гречанинов, А.Ф.Зотова, A. Г.Здравомыслова, Е.А.Мамчур и др.
Гуманистические теории педагогикипредставленыв работах такихученых как, Ю.К. Бабанский, П.Я.Гольперин, Г.М.Коджаспирова, И.Я.Лернер, А.С.Макаренко, П.И. Пидкасистый, И.П.Подласый, B. А.Сухомлинский, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов, и др.
Вопросы активного воздействия музыкального искусства на формирование личности ребенка представлены в работах ученых в области общей и музыкальной психологии: Д.Н.Абрамян, Д.А.Алвин, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, В.П.Зинченко, В.С.Кузин, А.Н.Леонтьев, В.А.Левин, Г.П.Овсянкина, В.И.Петрушин, Я.А.Пономарев, Т.В.Склярова, Б.М.Теплов, Г.В.Цыпин, Б.Л.Яворский, П.М.Якобсон, и др.
Теоретико-методологические основы музыкального воспитания изложены в трудах Э.Б.Абдуллина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Н.А.Басиной, Н.А.Ветлугиной, Л.В.Горюновой, Н.Л.Гродзенской, Т.С.Зиновьевой, Е.Р.Ильиной, Д.Б.Кабалевского, Е.Г.Карповой, Э.П.Костиной, Л.В.Кравчук, С.И.Мерзляковой и др. В трудах ученых рассматриваются вопросы музыкального воспитания и развития детей путем использования новых форм и методов обучения.
Психолого-педагогическими проблемами в области исполнительства занимались А.Д.Артоболевская, М.Г.Арановский, Л.Л.Бочкарев, С.М.Мальцев, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов и др.
Известны труды педагогов-исследователей в области фортепианного искусства Л.А.Баренбойма, А.В.Бирмака, Й.К.Гофмана, Е.А.Калантаровой, М.А.Ковалевской, М.Г.Когана, Е.Г.Либермана, К.А.Мартинсена, И.Т.Назарова Е.В.Назайкинского, В.А.Николаева, Г.Г.Нейгауза, С.И.Савшинского, Е.М.Тимакина, Н.А.Фроловой, В.Н.Холоповой, Е.В.Цетлина, Г.М.Цыпина, Ф.А.Штейнгаузена, А.П.Щапова и др.
Проблемой музыкально-игровой деятельностив обучении занимались Б.В. Асафьев, А.И.Буренина, Н.А. Ветлугина, К.Г.Орф, Г.С.Ригина, Н.П.Сакулина, Т.Э. Тютюнникова, Б.Л. Яворский и др.
Вопросы использования игровых методов обучения в музыкальной педагогике в области фортепианного искусства занимались A. Д.Артоболевская, А.Б. Гольденвейзер, М.А. Ковалевская, Л.А. Москаленко, B. А.Макаров, А.А.Шмидт-Шкловская, Т.Б.Юдовина-Гольперина и др.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано не достаточно уделяется должного внимания, а сама работа в этом направлении проводится не систематически. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления об использовании игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом игровых методов обучения и его недостаточным использованием в процессе освоения пианистических навыков в классе фортепиано на начальном этапе обучения; объективно существующей необходимостью использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности, методики освоения пианистических навыков на начальном этапе обучения в классе фортепиано ДШИ.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Использование игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ».
Объектом исследования является образовательный процесс в детской школе искусств.
Предмет исследования - процесс использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ.
Цель выпускной квалификационной работы: разработать и апробировать методическую разработку использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ.
В ходе исследования нами решались следующие задачи:
- дать сущностно-содержательную характеристику основных понятий исследования: «игровые методы», «пианистические навыки»;
- раскрыть особенности использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ;
- дать анализ отечественным методикам освоения пианистических навыков;
- представить методическую разработку использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ и проверить эффективность.
Методологическая основа исследования. Исследования в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш.А.Амонашвили, В.С.Библер, Л.В.Занков, М.В.Кларин, B. В.Краевский, А.М.Кушнир, И.П.Подласый, В.Ф.Шаталов, Д.Б.Эльконин и др.); исследования по проблемам фортепианной педагогики (Э.Б.Абдуллин, А.Д.Алексеев, А.Д.Артоболевская, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, Г.М.Коган, С.М.Мальцев, Г.Г. Нейгауз, А.А.Николаев, Н.Е.Перельман, C. И.Савшинский, Н.В.Терентьева, Г.М.Цыпин, A.А.Шмидт-Шкловская, Т.Б.Юдовина-Гальперина и др.); труды в области общей и музыкальной психологии (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Л.Гройсман, М.С.Коган, A. В.Клюев, С.Т.Махлина, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, B. И.Петрушин, К.Р.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов); труды, посвященные комплексному подходу в разработке методики формирования исполнительской техники (Л.А.Баренбойм, Й.К.Гофман, А.Д.Корто, Е.Г.Либерман, С.М.Майкапар, Н.К.Метнер, Е.М.Тимакин, С.Е.Фейнберг, Г.М.Цыпин, Ф.А.Штейнгаузен, А.П.Щапов и др.).
Методы исследования. В процессе исследования были использованы следующие методы: а) теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической, философской, методической, музыковедческой литературы; анализ методических и дидактических принципов начального музыкального образования и фортепианного обучения, изложенных в научных трудах, учебных пособиях и программах отечественных ученых советского и постсоветского периодов; систематизация инновационных методик и технологий, представленных в учебных пособиях и образовательных программах; обобщение личного педагогического опыта автора исследовательской работы; б) эмпирические - педагогическое наблюдение, беседа, эксперимент.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ ДОД «Болгарская детская школа искусств» г.Болгар РТ, где осуществляется апробация методической разработки использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ. В экспериментальной работе приняли участие 20 учащихся ДШИ г. Болгар РТ в возрасте 6-7 лет.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы, обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение педагогического опыта формирования пианистических навыков; методическая разработка использования игровых методов обучения на этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ; осуществление экспериментальной работы.
2. Этап завершения исследования: обобщение результатов, оформление выводов по теме исследования.
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления об использовании игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ; особенностях использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков; представлена методическая разработка использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование может быть использовано в практике детских музыкальных школ и школ искусств, в центрах детского творчества и учреждениях дополнительного образования детей, а также для повышения профессионального потенциала студентов музыкально-педагогических вузов и ссузов.
Структура. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографии (60), диаграмм(5), таблиц (9), приложений (10).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе, посвященной теме «Использование игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в класс фортепиано ДШИ» рассмотрены теоретические основы использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ, раскрывающие сущностно-содержательную характеристику основных понятий исследования: «игровые методы обучения», «пианистические навыки»; особенности использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ; анализ отечественных методик освоения пианистических навыков. Осуществлена практическая реализация использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ и обобщены ее результаты.
1. Для проведения теоретического анализа содержания основных понятий исследования «игровые методы обучения», «пианистические навыки», нами осмыслена сущность понятий «обучение», «методы обучения», «игра» как метод обучения, «пианистический аппарат», «навык» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
2. Определена сущность понятия «метод обучения», как система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения[20,с.253].
3. На основе изученного теоретического и методического материала по теме исследование представлены различные классификации методов обучения, такие как: традиционные методы обучения (практика, наглядность, слово), по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний и др.), по типу познавательной деятельности (объяснительно-иллюстративный метод, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский), по дидактическим целям (способствующие первичному усвоению материала и способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний).
4. В содержании данной главы проанализировано понятие игровая учебная деятельность в рамках рассмотрения определений учебной и учебно-познавательной деятельностей, и сделан следующий вывод, что игровая деятельность в процессе обучения является не просто учебной, но и познавательной, и поэтому данную деятельность принято называть игровая учебно-познавательная. Выявлена актуальность использования игровой учебной деятельности для детей младшего школьного возраста, обучающихся в рамках детской школы искусств основным профессиональным навыкам в инструментальном или вокальном классе.
5. Изучен и проанализирован опыт работы отечественного ученого-педагога А.М.Новикова и предложенное им обозначение игровых методов, деления их на: 1) теоретические и эмпирические; 2) методы- операции и методы-действия[35,с.32].
6. Рассмотрен педагогический потенциал применения игровых методов обучения в классе специального фортепиано ДШИ, в рамках успешного освоения учащимися пианистических навыков на начальном этапе обучения, поскольку это закладывает основу для профессионального роста учащегося в музыкальном искусстве.
7. Дана подробная характеристика пианистического аппарата и уточнено его определение как живая телесная материя учащегося, требующая чуткого управления и определенного набора умений для воплощения композиторских замыслов и передачи художественных образов.
8. Опираясь на изученную литературу, под освоением пианистических навыков мы понимаем полное овладение необходимыми мышечными ощущениями и двигательными навыками в работе за инструментом, включающие координацию и активность рук, общее положение тела и активизацию некоторых психических процессов, выработанные упражнениями и автоматизированной привычкой с целью передачи художественного замысла.
9. Представлены следующие составляющие «пианистических навыков»:
- автоматизацию двигательных навыков путем неоднократных повторений;
- контроль сознания и мышечного ощущения на начальном этапе формирования двигательных навыков;
- активизацию таких психических процессов, как мышление и внимание в момент формирования двигательных навыков;
- ощущение прикосновения к клавише (сенсорная составляющая) и звуковой контроль;
- умение полноценно передать художественную задачу через двигательные процессы.
10. Исследованы возрастные особенности детей младшего школьного возраста, включающие физиологические, психологические изменения, наряду с социальным аспектом, также выявлены особенности использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков, среди которых основными для решения выше названной проблемы выступают следующие: активизация мелкой моторики, владение мышечными ощущениями (моторная память), работа таких психических процессов, как мышление, воображение, внимание.
11. Особенности использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ заключены в следующих основных положениях:
- младший школьный возраст характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием, активной познавательной деятельностью (восприятие, воображение, внимание, память, мышление);
- подвижность эмоциональной сферы; эмоционально-выразительная, интеллектуально-волевая активность;
- формируется способность дать оценку своим действиям (самонаблюдение, саморегуляция, самонаказание);
- данный возраст характеризуется игровой двигательной активностью;
- является благоприятным возрастом для занятий различными видами искусства;
- владение мышечными ощущениями с помощью гимнастических упражнений поможет учащемуся справиться с предстоящими пианистическими задачами;
- активизация мелкой моторики способствует развитию речи, мышления, нервной системы, внимания, памяти, зрения, скорости реакции, выработке необходимых двигательных навыков для дальнейшей работы за инструментом, переводя их в моторную память.
12. Нами выявлено, что на начальном этапе освоения пианистических навыков в младшем школьном возрасте ведущее место занимают игровые методы обучения. Подача учебного материала с помощью игры стимулирует интерес к учебной деятельности, активизирует творческое мышление, воображение и внимание учащегося, помогает преодолеть трудности в творческом содружестве с педагогом. Правильное освоение пианистических навыков на начальном этапе обучения поможет избежать профессиональных заболеваний рук, с раннего детства сохранится любовь к занятиям (потому что все получается как бы само собой), совершенствование техники.
13. Изучен опыт педагогов в области фортепианной педагогики. проведен сопоставительный анализ отечественных методик освоения пианистических навыков с использованием игровых методов обучения следующих авторов: А.Д.Артобалевской, Ф.Д.Брянской. Л.А.Москаленко, Т.Б.Юдовиной-Гальпериной.
14. В системе дополнительного образования детей компетентность преподавателей, знание методик инструментальной подготовки музыкантов- исполнителей является главнейшим критерием высокопрофессионального преподавания по разным направлениям: инструментальное, вокальное исполнительство, хореографическое искусство и др.
15. Изучив программу учебного предмета «Специальность и чтение с листа» разработанную на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».
16. Мы выяснили что обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимыми навыками самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями музыкальной культуры.
17. Представленная методическая разработка «Использование игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ» создана на основе программы по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» в области музыкального искусства «Фортепиано» федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе.
18. Методическая разработка отражает организацию учебного процесса по учебному предмету «Специальность и чтение с листа» в области музыкального искусства «Фортепиано» в первый год обучения в ДШИ, целью которой является формирование пианистических навыков на основе приобретенных знаний, умений в области фортепианного исполнительства, с использованием игровых методов обучения.
19. Основной целью опытно-экспериментальной работы является реализация методической разработки использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ в процессе обучения в детской школе искусств г. Болгар.
20. Опытно-экспериментальная работа была проведена в МАОУ ДОД «Болгарская детская школа искусств» в г. Болгар Спасского района Республики Татарстан в течение 2015-2016 учебного года. Участниками опытно-экспериментальной работы стали 20 учащихся подготовительного и 1 класса отделения специального фортепиано, в возрасте 6-7 лет.
21. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах, после анализа которых, мы определили недостаточный уровень пианистических навыков в классе фортепиано в обеих группах, что убедило нас в необходимости использования методической разработки «Использование игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ» на формирующем этапе эксперимента.
22. Целью формирующего этапа эксперимента была реализация методической разработки использования игровых методов обучения на начальном этапе освоения пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ, рассчитанная на первый год обучения, подробно представленная в параграфе 2.1.
23. Занятия с применением методической разработки по освоению пианистических навыков в классе фортепиано ДШИ с использованием игровых методов обучения проводились в экспериментальной группе класса преподавателя Н.В. Каргиной. Игровые методы обучения способствовали увлеченности учебным процессом учащихся, их эмоциональной отзывчивости, качественного освоения учебного материала. С детьми контрольной группы класса преподавателя Л.В. Пелагеиной занятия проводились по рабочей общеразвивающей программе школы искусств г.Болгар.
24. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному освоению пианистических навыков с использованием игровых методов обучения в классе фортепиано ДШИ. После проведенной нами работы, результаты контрольного эксперимента показали значительное улучшение общего уровня освоения пианистических навыков с использованием игровых методов обучения в классе фортепиано ДШИ.
25. Освоение пианистических навыков с использованием игровых методов обучения в классе фортепиано ДШИ у большинства участников ЭГ проявилось в следующих показателях:
- заинтересованность в творческом процессе;
- стремление к получению новой информации;
- потребность в творческой деятельности и стремление к самореализации в ней;
- активизация внимания и точность дифференцированного движения пианистического аппарата;
- контроль сознанием мышечного и сенсорного ощущения при формировании двигательных навыков
- быстрота реакции в двигательной системе: координация и точность движения, связанная с изменением положения кисти, рук, пальцев или других задействованных частей пианистического аппарата;
- умение откликаться на творческую деятельность;
- чуткое реагирование на собственное исполнение;
- способность позитивно настроиться на учебный процесс;
- регулирование собственного настроения во время учебного процесса;
- проявление самостоятельности и уверенности в действиях.



1. Абдуллина, А.А. Методы ускоренной адаптации к фортепиано на начальном этапе обучения / А.А.Абдуллина, Казань : « Пропаганда», 2012. - 32 с.
2. Аврамкова, И.С. Идеи гуманизации и природосообразности обучения детей раннего возраста в книге Т.Б. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007 №12. — 324с.
3. Аврамкова,И. С. Формирование художественно-пианистических навыков юных музыкантов // Фортепианное искусство: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. / Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. — СПб., 2004. — 289 с..
4. Алексеев,А.Д. Учебник История фортепианного искусства / А.Д.Алексеев. - М.: «Музыка», 1988. - 415 с.
5. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / О.Апраксина.— М.: «Просвещение», 1983. - 224 с.
6. Артобалевская, А.Д. Первая встреча с музыкой, учебное пособие, издание четвертое / А.Д.Артобаевская. - М.: «Советский композитор», 1985. - 102 с.
7. Бирмак, А.В. «О художественной технике пианиста» / А.В.Бирмак. - М.: «Музыка», 1973. - 137 с.
8. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет.сада. / З.М.Богуславская. - М.: Просвещение, 1991. - 207 с.
9. Брянская, Ф.Д. Фортепианная школа Фаины Брянской для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Часть 1. Умные пальцы, башмак Великана и Волшебная карусель /Ф.Д. Брянская.- М.: Издательский дом «Классика - XXI», 2013. - 48 с.
10. Ветлугина, Н.А. «Музыкальное развитие ребёнка» / Н.А.Ветлугина, М.: «Просвещение», 1968. - 416 с.
11. Глушенко, М.Г. Волшебный мир фортепиано, тетрадь 1/
М.Г.Глушенко. - СПб.: «Композитор», 2001. - 51 с.
12. Гофман, Й.К. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о
фортепианной игре/ Й.К.Гофман. - М.: Издательский дом «Классика XXI», 2010. - 192 с.
13. Григорьева, О.В. Секреты развития / О.В. Григорьева. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. -112 с.
14. Жилина, А.В. Диссертация «Упражнение в теории и практике обучения музыке (на материале трудов западноевропейских педагогов- музыкантов и методистов)» / А.В.Жилина. - Москва, 2001. - 138 с.
15. Игумен Киприан (Ященко) Православное воспитание: лекции, интервью, воспоминания / игумен Киприан (Ященко). - М.: «Покров ПРО», 2014. - 344 с.
16. Калантарова, Е.А. Как научить играть на рояле. Первые шаги / Е.А.Каланатарова. - М.: «Классика - XXI», 2005. - 220 с.
17. Каминская, Н.Н. Психофизиология детей 6—7 лет и создание адаптивной образовательной среды: Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов-психологов образовательных учреждений родителей / Н.Н.Каминская. — Вологда: « ВИРО», 2005. — 108 с.
18. Ковалевская, М.А. Музыкальная гимнастика для пальчиков / М.А.Ковалевская.— СПб.: Союз художников, 2006. — 28 с.
19. Коган, Г.М. Работа пианиста / Г.М.Коган. - М.: «Классика XXI», 2004. - 204 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник / Г.М.Коджаспирова. - М: «Гардарики», 2007. - 528 с.
21. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин.— Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 475 с.
22. Лега, В.П. История западной философии. Ч. I. Античность. Средневековье. Возрождение: учеб.пособие / В.П.Лега. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 451 с.
23. Либерман, Е.Я. Работа над фортепианной техникой /
Е.Я.Либерман. - М.: «Классика XXI», 2003. - 148 с.
24. Майкапар, С.М. Годы учения / С.М.Майкапар - М.: «Искусство», 1973. - 198 с.
25. Макаров, В.Л. Методика обучения игре на фортепиано в подготовительном отделении и начальной школе / В.Л.Макаров. - Харьков: ХГИИ, 1997. - 120 с.
26. Мартинсен, К.А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К.А.Мартинсен, М.: «Музыка», 1966. - 218 с.
27. Милич, Б.Е. Воспитание ученика-пианиста / Б.Милич - М.:
«Кифара», 2008. - 182 с.
28. Москаленко, Л.А. Методика организации пианистического аппарата в первые два года обучения /Л.А.Москаленко. - Новосибирск: Новосибирская государственная консерватория, 1999. - 44 с.
29. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений / А.В.Мудрик. - 7-е изд., испр. и доп. - М: «Академия», 2009. - 224 с.
30. Надырова, Д.С. Музыкальное развитие в процессе фортепианного обучения: Учебное пособие / Д.С. Надырова. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 95 с.
31. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г.Г.Нейгауз. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.
32. Николаев, А.А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма / А.А.Николаев. - М.: «Музыка», 1980 . - 112 с.
33. Николаев, А.А. Мастера советской пианистической школы. Очерки / А.А.Николаев. - М.: «Музыка», 1961. - 277 с.
34. Николаев, А.А. Шопен-педагог / А.А.Николаев. - М.: «Музыка», 1980. - 93 с.
35. Новиков, А.М. Введение в методологию игровой деятельности / А.М.Новиков. - М.: «Эгвес», 2006. - 48 с.
36. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю. ШведоваИздательство: ИТИ Технологии, 2008-994с.
37. Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред.Б.М.Бим-
Бад.- М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003.-528 с.
38. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб.пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. -М.: «Гаудеамус», 2009.-400 с.
39. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / П.И. Пидкасистый. - М.: «Педагогическое общество России», 2004. - 608 с.
40. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн./И.П.Подласый. - М.: «ВЛАДОС», 2001. - 576 с.
41. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р г. Москва «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» от 4 сентября 2014 г. № 1726-р - 23 с.
42. Савшинский, С.И. Пианист и его работа. / С.И.Савшинский — М.: «Классика-ХХ1», 2002. — 244 с.
43. Склярова, Т.В. Возрастная психология для социальных
педагогов: Учеб.пособие для студентов пед. специальностей / Т.В.
Склярова,Н.В. Носкова. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. - 336 с.
44. Сластенин, В.А. Педагогика. Учебник для студ. высших пед.
учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.:
Издательский центр «Академия», 2011 - 380 с.
45. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология музыкальных различий / Б.М.Теплов. - М.: «Воронеж», 2004.- 640 с.
46. Тютюнникова, Т.Э Учусь творить. Элементарное
музицирование: музыка, речь, движение / Т.Э.Тютюнникова. - М.:
«Педагогическое общество России», 2003. -19 с.
47. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. - 6-е изд. / И.Ф.Харламов. - Мн.: Ушверсггэцкае, 2000. - 560 с.
48. Шишова, Т.Л. Чтоб ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет / Т.Л.Шишова. - Самара: «Самарский дом печати», 2007. - 575 с.
49. Шмидт-Шкловская, А.А. О воспитании пианистических
навыков / А.Шмидт-Шкловская, издание 2, Ленинград: «Музыка», 1985. - 70 с.
50. Юдовина-Гальперина, Т.Б. За роялем без слез, или я-детский педагог / Т.Б. Юдовина-Гальперина. - СПб: «Союз художников», 2002. - 111 с.
Интернет-источники
51. Большая психологическая энциклопедия:[Электронный ресурс] - Режим доступа:ййр://рзусйо1оду.асабеш1с.ги/1397/(Дата обращения 03.12.15).
52. Бурдина, Е.В. Автореферат диссертации «Развитие творческой
одаренности младших школьников в классе фортепиано»: [Электронный ресурс] / Е.В.Бурдина. - Режим доступа: http://nauka-
pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-razvitie-tvorcheskoy- odaгennosti-шladshih-shkolnikov-v-klasse-foгtepiano(Дата обращения 17.05.15).
53. Закон об образовании РФ [Электронный ресурс]- Режим доступа:
http://www.consultant.гu/docuшent/cons doc law 140174/(Дата обращения
02.12.15).
54. Макарова, И.В. Психология памяти: [Электронный ресурс] /
И.В.Макарова. - Режим доступа
http://www.psi.lib.ru/statyi/sbornik/psimem2.htm(Дата обращения 13.03.16).
55. Обухова, Л.Ф. Детская возрастная психология:[Электронный
ресурс] / Л.Ф.Обухова- Режим доступа
http://modernlib .ru/books/obuhova l/detskaya vozrastnaya psihologiya/read(Дата обращения 11.04.16).
56. Педагогический словарь [Электронный ресурс] /- Режим доступа http://slovo.yaxy.ru/87.html(Дата обращения 05.12.15).
57. Педагогический терминологический словарь: [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://pedagogical dictionary.academic.ru/2638/(Дата обращения 30.11.15).
58. Примерные предпрофессиональные программы [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://www.iroski.ru/node/1074(Дата обращения 27.04.16).
59. Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступаhttp://enc-dic.com/enc psy/Navyk-14721/(Дата обращения 12.01.16).
60. Философский словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа http: //gufo .me/content fil/metod-702.html(Дата обращения 11.01.16).
61. Фролкин, В.А. Исполнительское искусство: [Электронный
ресурс] / В.А.Фролкин- Режим доступа
http: //www.rostcons .ru/assets/almanac/2012 2/4/frolkin.pdf(Дата обращения
23.05.16).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ