Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА (НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ)

Работа №82160

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2016
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА 7
1.1. Характеристика музыкальных способностей детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Развивающий потенциал татарского фольклора 15
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА (НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ) 29
2.1 Разработка авторской программы «Татарский фольклор для старших дошкольников» 29
2.2. Ход и результаты экспериментального исследования 41
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Приложение 1 Учебно-методический комплекс «Татарча сойлэшэбез» 65
Приложение 2 «Знакомство с татарским музыкальным инструментом
Курай» 67
Приложение 3 Праздник «Карга боткасы»

Россия конца XX - начала XXI веков переживает перестройку системы образования, в частности в сфере воспитания подрастающего поколения. В программе "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг. указывается на важность создания программ и структур нравственно-эстетического направления. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.
Обращение к фольклору на музыкальных занятиях дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора - привить любовь к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Однако до сих пор лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Степень разработанности проблемы исследования.
Музыкальные способности дошкольников исследуют Л.С. Выготский , Б.М. Теплов и т.д. Психолого-педагогическую теорию деятельности -П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн. Теорию музыкального обучения и воспитания -Н.А. Ветлугина, А. Зимина, К. Орф, М.Т. Картавцева и т.д. Развивающий потенциал татарского фольклора, в том числе музыкального изучают М.И. Ахметзянов, А. Абдуллин, М.Х. Бакиров, Ф.С. Баязитова, Р.К. Ганиева, А.Р Еникеева, М.З. Закиев, Х.Ш.Махмутов, И.Н. Надиров, Р.К. Уразманова, Ф.И.Урманчеев, Р.Г.Фахрутдинов, А.Х.Халиков, З. Н. Сайдашева ,Н.Ш.Хисамов, З.М. Явгильдина.
Анализ научной литературы и практики музыкального воспитания дошкольников позволил выявить ряд противоречий между:
1. потенциальными возможностями детей дошкольного возраста в развитии музыкальных способностей и недостаточной степенью реализации этого процесса на музыкальных занятиях в ДОУ;
2. большим развивающим потенциалом татарского фольклора и его недостаточным использованием на музыкальных занятиях с дошкольниками.
Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: каково содержание процесса развития музыкальных способностей дошкольников средствами татарского фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ?
Цель исследования: выявить теоретические и практические аспекты развития музыкальных способностей дошкольников средствами татарского фольклора на музыкальных занятиях в дошкольном образовательном учреждении.
Тема исследования: "Развитие музыкальных способностей дошкольников средствами татарского фольклора (на музыкальных занятиях в ДОУ)".
Объект исследования: музыкально-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе татарского фольклора.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи исследования:
1) охарактеризовать музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста;
2) выявить потенциал татарского фольклора как средства развития музыкальных способностей дошкольников;
3) разработать и экспериментально проверить авторскую программу «Татарский фольклор для старших дошкольников», направленную на развитие музыкальных способностей детей 5-6 лет в ДОУ
Методы исследования: теоретические методы - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); изучение литературных и Интернет-источников; эмпирические методы - анализ практического опыта, наблюдение, индивидуальная беседа с детьми, тестирование, эксперимент, математическая обработка данных.
Теоретико-методологическая основа работы: личностно-ориентированный и деятельностный подходы к проблеме развития музыкальных способностей детей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов),теория музыкального обучения и воспитания (Н.А. Ветлугина, А. Зимина, К. Орф, М.Т. Картавцева)
Новина исследования заключается в том что:
разработаны критерии и показатели уровней развития музыкальных способностей детей 5-6 лет;
выявлен потенциал изучения татарского фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, его музыкально-воспитательная, импровизационная, эмоционально-эстетическая, нравственно-этическая, физиологическая, обучающая, сценически-игровая функции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что была разработана и апробирована авторская программа «Татарский фольклор для старших дошкольников», направленная на развитие музыкальных способностей детей 5-6 лет на музыкальных занятиях в ДОУ.
Опытно - экспериментальная работа проводилась с сентября по май 2015 - 2016 г.г. в три этапа на базе МАДОУ «Детский сад № 314 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
В эксперименте участвовали дети старшей татарской группы № 10 и №7 в количестве 49 человек
Структура и объем работы.
Работа состоит из введения, двух глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы и приложения. В тексте использовано 5 таблиц. Список литературы содержит 54 источника. Общий объём работы -75 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность проблемы развития музыкальных способностей детей 5-6 лет несомненна. Именно в этом возрасте дети начинают художественно выразительно петь, чисто интонировать. У них проявляется интерес к музыке, артистичность, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, гибкость мышления в решении поставленных задач, богатое воображение, стремление к успехам и лидерству.
Использование татарского фольклора (потешек, пестушек, скороговорок, закличек) на музыкальных занятиях в ДОУ раскрывают возможности детского голоса. Сила голоса, его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность помогает дошкольнику легче справиться с поставленными перед ним задачами: точное интонирование с музыкальным сопровождением и без него. Развиваются первоначальные творческие проявления детей в пении, умение находить ласковые интонации в пении.
Опытно экспериментальная работа по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами татарского фольклора осуществлялась на базе МАДОУ «Детский сад № 314
комбинированного вида» Московского района г. Казани. В эксперименте участвовали дети старшей татарской группы № 10 и №7 в количестве 49 человек.
В ходе формирующего этапа эксперимента апробировалась авторская программа «Татарский фольклор для старших дошкольников», направленная на развитие музыкальных способностей детей: слухового внимания, тембрового слуха, чувство ритма, воображения и творчества в движении, развитие слухового внимания, умения различать звуки по высоте.
Проводились занятия на развитие слухового внимания, чувства ритма, музыкальной памяти, развитие певческого голоса, чистое интонирование мелодии, соотношение ритма с изображаемой схемой. На занятиях дети
познакомились с татарским музыкальным инструментом курай, тальян; играли на различных музыкальных инструментах татарскую мелодию «Ай былбылым»; разучивали татарские песни «Эпипэ» «Энисэ», «Яз килэ»; играли в игры «Минлебай», «Чат-чат», «Йозек салыш», «Кэрия Зэкэрия»; заучивали заклички «Кояш чык чык чык»; разучивали скороговорки “Жамалый” , дразнилки; танцы «Каз канаты», «Солге чигэм» и татарскую плясовую.
Контрольный этап эксперимента подтвердил, что музыкальные способности детей ЭГ достигли более высокого уровня, чем у КГ (было 16%, стало 36%).Таким образом, разработанная программа «Татарский фольклор для старших дошкольников» достаточно эффективна и способствует развитию музыкальных способностей дошкольников.



1. Аглиуллина И.И. Детский сад - культурные традиции. М., 2003,с 102
2. Антонова Т.В. Народный праздник как средство приобщения ребенка -
дошкольника к национальной культуре и традициям.// Детский сад от А до Я. 2005,с 145
3. Бабынина Т.Ф. Методические подходы к планированию воспитательно¬
образовательной работы в ДОУ! Набережные Челны, 2003, с 39
4. Бгуашева З.К. К проблеме приобщения детей дошкольного возраста к
национальной культуре // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. - 2006. - № 3. - С. 129-131;То же [Электронный ресурс]. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/k- probleme-priobscheniya-detey-doshkolnogo-vozrasta-k-natsionalnoy-kulture
5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев.
- М: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 352
6. Баязитова Ф.С. Праздники и обряды татарского народа-
Казань:Татарское книжное издательство;195.-158с.[Электронный ресурс] http://www.docme.ru/doc/342298/tatarskaya-tradicionnaya-obryadovo- prazdnichnaya-kul ._tura-v
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968 с 102;
[Электронный ресурс] http://ru.bookzz.org/book/1154402/b51828
8. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.: Просвещение
1968[Электронный ресурс] http://ru.bookzz.org/book/583118/c74db9
9. Ветлугина Н.А., Кенеман А. Теория и методика музыкального
воспитания в детском саду. -1983 с 254; [Электронный ресурс]
http://ru.bookzz.org/book/2473283/ae0bc3
10. Гасанова Р.Х. Фольклорная педагогика в воспитании дошкольников :
метод. рек. в помощь воспитателям дошк. образоват. учреждений / Р.Х. Гасанова, Т.Б. Кузьмищева ; Изд-во БИРО, 2004. - 69 
11. Горюнова Л. Мир народного творчества. Музыка в школе. № 1. - М.: Просвещение, 1990.
12. Градусова Л.В. Знакомим дошкольников с фольклором (из опыта
работы) / [Л.В. Градусова, Н.А. Савко, Е.Н. Тропинская] ; МаГУ, 2006. - 51 с.
13. Давлетов К.С. Фольклор, как вид искусства. - М., Наука, 1966. - с. 357
14. Детский фольклор: Примерная программа для фольклорных и
этнографических кружков. - М.: ВНМЦ, 2001.-с 201
15. Дмитриева Н.А.
16.Земцовский И.И.
Киев, 1977.
18. Искусство в жизни детей / Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя: Из опыта работы/. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
19. Князева О.Л. и Маханёва М.Д. “Приобщение детей к истокам русской
народной культуры»- 2005. С-204[Электронный ресурс]
http:ZZwww.psyoffice.ru/3-0-pedagogika-00256.htm
20. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты
музыкальных занятий с аудиоприложением . Ст. гр. Комплект-С.П. 2012-с 6
21. Кириенко С.Д. Приобщение детей дошкольного возраста к
национальным традициям средствами этнографической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Кириенко С.Д ; [Шадрин. гос. пед. ин-т]. - Екатеринбург, 1999. - 22 с. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZdissertation1.narod.ru/avtoreferats1Za83Za83.htm (15.05.2014).
22. Климович Е.В. Воспитание патриотизма старших дошкольников
средствами музыкального фольклора // Молодой учёный. - 2013. - № 12 (59). - С. 465-469. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http:ZZwww. moluch.ruZarchiveZ59Z8505Z (15.05.2014).
23. Как определить и развить способности ребенка? - Сост. В.М.
Воскобойников. - СПб.: Риспекс, 1996. - 426. [Электронный ресурс]. - URL: http://dissertation1 .narod.ru/avtoreferats1/a83/a83.htm 2005
24. Как развивать и воспитывать способности у детей /Книга для родителей/. - М.: АПН РСФСР, 1968.
25. Комарова Т.С. Дети в мире творчества - М., 1995.
26. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.
27. Ксендзовская А. Народное творчество в воспитании детей /опыт работы/.//Дошкольное воспитание. - 1981. - № 2.
28. Кулаковский Л. Песня, ее язык, структура, судьба. - М., 1962.
29. Левин В.А. Воспитание творчества. - М.: Знание, 1977.
30. Линькова Н.П. Игры, праздники и воспитание способностей - М.,
1969. [Электронный ресурс]http://ru.bookzz.org/book/2473283/ae0bc3
31. Литвин Э.С. К вопросу о детском фольклоре //Русский фольклор:
Материалы и исследования. - М.-Л.: АН СССР, 1958. [Электронный ресурс] http://ru.bookzz.org/book/2473283/ae0bc3
32. Ломпшер И., Гулаш Р Развитие способностей //Психологические
основы формирования личности в педагогическом процессе. - М., 1981.
33. Маланина Н. Танцевально-игровое творчество старших
дошкольников. //Дошкольное воспитание. - 1986. - № 1.
34. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики // Сибирский фольклор. Вып. 2. - Новосибирск, 1971.
35. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М ., 1987 - с. 1.
36. Миропольский С.И. О музыкальном образовании народа в России и
Западной Европе. - Изд. 1-е 1882. - с. 50-51.
37. Нигмедзянов М Татарские народные песни - Казань, 1976. -
196с.[Электронный ресурс] http://www.docme.ru/doc/342298/tatarskaya- tradicionnaya-obryadovo-prazdnichnaya-kul._tura-v
38. Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие // Восприятие музыки / Сост. В.Н. Максимов. - М.: Музыка, 1980.
39. Покровский Е.А. Физическое воспитание детей разных народов, преимущественно России (1884 г.) или Детские подвижные игры (1882 г.)
40. Померанцева Э.В. Детский фольклор / Русское народное творчество / Сост. Богатырев В.Г. и др. - М.: высшая школа, 1966.
41. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное
воспитание дошкольников. Вып 2 - М.: Просвещение, 2002. — 223 с.
42. Сайдашева З. Н. Татарская музыкальная этнография Международный журнал экспериментального образования Выпуск № 12 / 2010.-16 с.
43. Традиционное народное музыкальное искусство и современность. /Вопросы типологии/: Сборник трудов. Вып.60. - М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1982.
44. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Проблемы
индивидуальных различий. - М., 1961.[Электронный ресурс]
http://psychology-online.net/articles/doc-1396.html.
45. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. - М., 1961.
46. Фольклор. Образ и поэтическое слово в контексте. - М.: Наука, 1984.
47. Файзуллина Р.А. Татарская поэзия и фольклор в детском саду. Казань, 1982[Электронный ресурс]http://ru.bookzz.org/book/2473283/ae0bc3
48. Цитируется по книге Котиков Н., Добровольский Б. Песня - душа народа - Л., 1959. - с. 3.
49. Цитируется по книге Буслаев Ф. Древнерусская народная литература и искусство. 1861. С. 68-69
50.Чертков А.К. «Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников». - М., 1955 - Т.1. - с.275
51. Шейн П.В. Народные детские песни. - М., 1923.
52. Эстетическое развитие и воспитание молодежи / Под ред. О.В. Лармина. - М.: Изд. Московского института, 1978.
53. Явгильдина З.М. Использование фольклора в музыкальном
образовании[Электронный ресурс] http://pandia.ru/text/78/166/20480.php-
Казань 2012 С 1.
54. Ягьфаров Р Татарский детский фольклор, 1999.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ