ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере сравнительного анализа методик С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной)
|
Введение 3
Глава 1 Историко-педагогические основания эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности 9
1.1 Историко-теоретические аспекты эстетического развития детей
дошкольного возраста 9
1.2 Педагогический потенциал музыкально-игровой деятельности в
эстетическом развитии дошкольников 26
Выводы по 1 главе 48
Глава 2 Практическое исследование методов эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности 50
2.1 Сравнительный анализ методик эстетического развития детей
дошкольного возраста С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной- Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности 50
2.2 Апробация методов эстетического развития дошкольников С. и
Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности 63
Выводы по 2 главе 76
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения
Глава 1 Историко-педагогические основания эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности 9
1.1 Историко-теоретические аспекты эстетического развития детей
дошкольного возраста 9
1.2 Педагогический потенциал музыкально-игровой деятельности в
эстетическом развитии дошкольников 26
Выводы по 1 главе 48
Глава 2 Практическое исследование методов эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности 50
2.1 Сравнительный анализ методик эстетического развития детей
дошкольного возраста С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной- Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности 50
2.2 Апробация методов эстетического развития дошкольников С. и
Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности 63
Выводы по 2 главе 76
Заключение 81
Список литературы 83
Приложения
В настоящее время, значимость проблемы эстетического развития детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Актуальность данной проблемы обозначена в нормативном документе РФ «Концепция художественного образования» от 28.12.2001г. В данном документе выделен ряд задач, связанных с эстетическим развитием дошкольников, среди них: формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения; создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества; привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения.
Дошкольный период детства является начальным этапом развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством всестороннего развития ребенка. Занятия, проводимые средствами музыкально-игровой деятельности, не только знакомят детей с миром прекрасного, но и активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Степень изученности темы исследования. К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей, эстетического развития.
Изучением общепедагогических методик воспитания занимались В.В. Воскобович, Г. Доман, Н.А. Зайцев, Л.В. Занков, С. Лупан, М. Монтессори, Т. и С. Никитины, В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер-Вальдорф и мн. др.
Проблемы эстетического развития в отечественной педагогике изучали Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, В. Н. Шацкая и др.
Вопросы формирования эстетического развития детей посредством специальных методик занимались Л.В. Виноградов, Э. Жак-Далькроз, В.В. Кирюшин, З. Кодай, К. Орф, С. Сузуки, и другие. В авторских пособиях тему эстетического развития детей раскрыли А.И. Буренина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Т.Б. Юдовина-Гальперина и другие.
Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания музыкального искусства в процессе воспитания, а также необходимость прогнозирования влияния организованного музыкального восприятия на процесс развития личности школьников, их эстетическое и духовное формирование (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.)
Изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и др.
Альтернативные методы воспитания практиковали: В. Воскобович, Л. B. Занкови, Г. Доман, Э. Жак-Далькроз, М. Монтессори, Р. Штейнер- Вальдорф и мн.др.
Игровые методики развития дошкольников практиковали: А.И. Буренина, С. и Е. Железновы, В.В. Кирюшин, К. Орф, К.В., О.П. Радынова, C. Сузуки, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, П.В. Тюленев и др., но существует ряд эффективных методик, которые не получили внедрения в повсеместную практику, например методика З.Дьенеша, Т. Юдовиной-Гальпериной, и др.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике дошкольного образования противоречие между:
Значительной разработанностью методического обеспечения эстетического развития дошкольников в форме музыкально-игровой деятельности и отсутствием практического опыта, распространенного в широкой практике дошкольных образовательных учреждений, по внедрению наиболее эффективных методов современных перспективных авторских методик в данной сфере.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какие методы эстетического развития детей дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности, разработанные в современных авторских методиках, могут быть внедрены в широкую практику дошкольного образования?
Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, мы считаем целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка. Поэтому выбор темы выпускной квалификационной работы - «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности (на примере сравнительного анализа методик С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной)» - актуален и практико-ориентирован.
Цель исследования - изучить посредством сравнительного анализа методы, разработанные С. и. Е. Железновыми и Т. Юдовиной-Гальпериной для эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности, и оценить их эффективность.
Объект исследования - эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности на примере методик С. и. Е. Железновых и Т. Юдовиной-Гальпериной.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить историко-теоретические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста.
2. Выявить педагогический потенциал музыкально-игровой деятельности в эстетическом развитии дошкольников.
3. Выполнить сравнительный анализ методик эстетического развития детей дошкольного возраста С. и Е. Железновых и Т.Б.Юдовиной- Гальпериной, направленных на активизацию музыкально-игровой деятельности.
4. Провести апробацию методов эстетического развития С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности в учреждении дошкольного образования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике эстетического развития дошкольников, исследования по проблемам эстетического развития; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
- метод статистического анализа результатов экспериментальной работы.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы исследования были использованы труды, посвященные теории эстетического воспитания Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Л. Ушинского, Д.Б. Эльконина и др., психолого-возрастной характеристике дошкольников Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, и др., теории и методам музыкального воспитания Э. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Виноградова, Э. Жак- Далькроза, В.В. Кирюшина, З. Кодая, и др., музыкально-игровой деятельности А.И. Бурениной, С. и Е. Железновых, В.В. Кирюшина, К. Орфа, О.П. Радыновой, С. Сузуки, К.В. Тарасовой, П.В. Тюленева и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (2014-2015гг.) - было осуществлено изучение, теоретический анализ и сбор материала по общей педагогике, теории и методике музыкального образования, эстетическому развитию, музыкально-эстетическому воспитанию в процессе игровой деятельности дошкольников.
На втором этапе (2015г.) - изучено содержание и выполнен сравнительный анализ методик С. и. Е. Железновых и Т.Б. Юдовиной- Гальпериной, были разработаны анкеты и методики диагностики уровня музыкально-эстетического развития дошкольников, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2015-2016гг.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе МБДОУ № 5 «Белэкэч», с.Пестрецы.
Научная новизна состоит в том, что изучен и теоретически обоснован педагогический потенциал и выполнен сравнительный анализ методик С. и. Е. Железновых и Т. Б. Юдовиной-Гальпериной эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности; выявлены возможности внедрения разработанных ими методов в повсеместную практику дошкольного эстетического развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение данных методов будет полезно для ДОУ, а также центров раннего эстетического развития на базах ДМШ, ДШИ. Методы С. и. Е. Железновых и Т. Юдовиной-Гальпериной могут быть использованы на специальных музыкальных занятиях в детских центрах, студиях, детских садах. Программу С. и Е. Железновых можно использовать и как отдельный курс занятий, и как сочетание с любой базовой программой в ДОУ. Обе методики могут быть внедрены в процесс как развивающих, так и коррекционных занятий, в учебно-воспитательном процессе музыкальными руководителями в различных детских центрах, в музыкальных студиях, в ДОУ, в музыкальных кружках в целях воспитания эстетического вкуса средствами музыкально-игровой деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Дошкольный период детства является начальным этапом развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребёнка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремлении подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством всестороннего развития ребенка. Занятия, проводимые средствами музыкально-игровой деятельности, не только знакомят детей с миром прекрасного, но и активизируют мышление, воображение, а главное - помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Степень изученности темы исследования. К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических знаний, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы. Современный этап в педагогике искусства характеризуется наличием сформированных и разработанных специалистами разных направлений науки основных понятий, научно-методических принципов, методик системы художественного воспитания детей, эстетического развития.
Изучением общепедагогических методик воспитания занимались В.В. Воскобович, Г. Доман, Н.А. Зайцев, Л.В. Занков, С. Лупан, М. Монтессори, Т. и С. Никитины, В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер-Вальдорф и мн. др.
Проблемы эстетического развития в отечественной педагогике изучали Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, В. Н. Шацкая и др.
Вопросы формирования эстетического развития детей посредством специальных методик занимались Л.В. Виноградов, Э. Жак-Далькроз, В.В. Кирюшин, З. Кодай, К. Орф, С. Сузуки, и другие. В авторских пособиях тему эстетического развития детей раскрыли А.И. Буренина, О.П. Радынова, К.В. Тарасова, Т.Б. Юдовина-Гальперина и другие.
Среди педагогов и психологов сформировалось понимание необходимости использования духовно-эстетического содержания музыкального искусства в процессе воспитания, а также необходимость прогнозирования влияния организованного музыкального восприятия на процесс развития личности школьников, их эстетическое и духовное формирование (В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др.)
Изучением театрализованной игры как средства воспитания детей дошкольного возраста занималась большая группа ученых: Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугина, В.И. Логинова, М.Д. Маханева, А.П. Стрелкова и др.
Альтернативные методы воспитания практиковали: В. Воскобович, Л. B. Занкови, Г. Доман, Э. Жак-Далькроз, М. Монтессори, Р. Штейнер- Вальдорф и мн.др.
Игровые методики развития дошкольников практиковали: А.И. Буренина, С. и Е. Железновы, В.В. Кирюшин, К. Орф, К.В., О.П. Радынова, C. Сузуки, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов, П.В. Тюленев и др., но существует ряд эффективных методик, которые не получили внедрения в повсеместную практику, например методика З.Дьенеша, Т. Юдовиной-Гальпериной, и др.
На основании изученных трудов было выделено существующее в практике дошкольного образования противоречие между:
Значительной разработанностью методического обеспечения эстетического развития дошкольников в форме музыкально-игровой деятельности и отсутствием практического опыта, распространенного в широкой практике дошкольных образовательных учреждений, по внедрению наиболее эффективных методов современных перспективных авторских методик в данной сфере.
На основе изученной литературы и выделенного противоречия была сформулирована проблема исследования - какие методы эстетического развития детей дошкольного возраста средствами музыкально-игровой деятельности, разработанные в современных авторских методиках, могут быть внедрены в широкую практику дошкольного образования?
Учитывая важнейшее значение игры в жизни дошкольника, мы считаем целесообразным изучение особенностей игровой деятельности ребенка. Поэтому выбор темы выпускной квалификационной работы - «Эстетическое развитие детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности (на примере сравнительного анализа методик С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной)» - актуален и практико-ориентирован.
Цель исследования - изучить посредством сравнительного анализа методы, разработанные С. и. Е. Железновыми и Т. Юдовиной-Гальпериной для эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности, и оценить их эффективность.
Объект исследования - эстетическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы эстетического развития дошкольников в процессе музыкально-игровой деятельности на примере методик С. и. Е. Железновых и Т. Юдовиной-Гальпериной.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить историко-теоретические аспекты эстетического развития детей дошкольного возраста.
2. Выявить педагогический потенциал музыкально-игровой деятельности в эстетическом развитии дошкольников.
3. Выполнить сравнительный анализ методик эстетического развития детей дошкольного возраста С. и Е. Железновых и Т.Б.Юдовиной- Гальпериной, направленных на активизацию музыкально-игровой деятельности.
4. Провести апробацию методов эстетического развития С. и Е.Железновых и Т.Б.Юдовиной-Гальпериной в процессе музыкально-игровой деятельности в учреждении дошкольного образования.
Для реализации цели исследования и решения поставленных задач использовался комплекс научных методов:
- теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы по теории и практике эстетического развития дошкольников, исследования по проблемам эстетического развития; сравнительно-сопоставительный анализ и обобщение опыта музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста;
- эмпирические: анкетирование, беседа, опрос, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
- метод статистического анализа результатов экспериментальной работы.
Теоретическая база исследования. В качестве теоретической базы исследования были использованы труды, посвященные теории эстетического воспитания Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Кабалевского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, К.Л. Ушинского, Д.Б. Эльконина и др., психолого-возрастной характеристике дошкольников Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, В.Н. Шацкой, и др., теории и методам музыкального воспитания Э. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Л.В. Виноградова, Э. Жак- Далькроза, В.В. Кирюшина, З. Кодая, и др., музыкально-игровой деятельности А.И. Бурениной, С. и Е. Железновых, В.В. Кирюшина, К. Орфа, О.П. Радыновой, С. Сузуки, К.В. Тарасовой, П.В. Тюленева и др.
Этапы исследования:
На первом этапе (2014-2015гг.) - было осуществлено изучение, теоретический анализ и сбор материала по общей педагогике, теории и методике музыкального образования, эстетическому развитию, музыкально-эстетическому воспитанию в процессе игровой деятельности дошкольников.
На втором этапе (2015г.) - изучено содержание и выполнен сравнительный анализ методик С. и. Е. Железновых и Т.Б. Юдовиной- Гальпериной, были разработаны анкеты и методики диагностики уровня музыкально-эстетического развития дошкольников, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2015-2016гг.) - проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, выполнено обобщение результатов исследования, оформлены и структурированы результаты.
Экспериментальная база исследования. Эксперимент был проведен на базе МБДОУ № 5 «Белэкэч», с.Пестрецы.
Научная новизна состоит в том, что изучен и теоретически обоснован педагогический потенциал и выполнен сравнительный анализ методик С. и. Е. Железновых и Т. Б. Юдовиной-Гальпериной эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности; выявлены возможности внедрения разработанных ими методов в повсеместную практику дошкольного эстетического развития.
Практическая значимость работы заключается в том, что внедрение данных методов будет полезно для ДОУ, а также центров раннего эстетического развития на базах ДМШ, ДШИ. Методы С. и. Е. Железновых и Т. Юдовиной-Гальпериной могут быть использованы на специальных музыкальных занятиях в детских центрах, студиях, детских садах. Программу С. и Е. Железновых можно использовать и как отдельный курс занятий, и как сочетание с любой базовой программой в ДОУ. Обе методики могут быть внедрены в процесс как развивающих, так и коррекционных занятий, в учебно-воспитательном процессе музыкальными руководителями в различных детских центрах, в музыкальных студиях, в ДОУ, в музыкальных кружках в целях воспитания эстетического вкуса средствами музыкально-игровой деятельности.
Структура работы состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.
Игра - основной вид деятельности дошкольников. В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, её место в жизни ребёнка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. В период с 3 до 6-7 лет он с помощью взрослого и самостоятельно осваивает разные виды индивидуальных и коллективных игр. Каждый вид игр вносит свой вклад в развитие познавательной и творческой активности, становление детской личности и её отношений с миром, специфически влияя на формирование предпосылок учебной деятельности как ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического развития, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкальные игры для младших дошкольников организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка. В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому развитию творческих способностей, раскрепощению детей, эстетическому развитию.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим, но самое главное - это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств эстетического развития, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Музыкальные игры для младших дошкольников организуют внимание, вызывают повышенный интерес к музыке и творчеству, усиливают образное мышление, тренируют память, развивают чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребёнка. В музыкальных играх целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому развитию творческих способностей, раскрепощению детей, эстетическому развитию.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которой необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим, но самое главное - это «школа чувств», которые формируются благодаря особому свойству музыки - вызывать сопереживание слушателей.
Гармоничность музыкально-эстетического воспитания достигается лишь в том случае, когда используются все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту, все творческие возможности растущего человека. Вместе с тем, усложняя педагогические задачи, нельзя злоупотреблять особой детской восприимчивостью. Само музыкальное искусство, его особенности выдвигают перед педагогом необходимость решения ряда специфических задач:
Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.



