Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Симметрия/асимметрия в лингвистике текста

Работа №8214

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

филология

Объем работы324стр.
Год сдачи2006
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
795
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Концепт «симметрия» в сфере научного знания 12
1.1. Универсальность принципа симметрии 12
1.2. История изучения симметрии 16
1.3. Концептуализация понятия «симметрия» в естественно-научной
и гуманитарной сферах 22
1.3.1. Базовые концептуализаторы понятия в сфере научного знания.... 22
1.3.2. Оппозиция симметрия/асимметрия в точных и гуманитарных
науках 33
1.3.3. Симметрийные понятия в природе и искусстве 40
1.3.4. Пропорция как симметрия подобия 45
1.4. Симметрия подобия в основе фрактальной организации
природы 53
Г лава 2. Симметрия и пропорция в лингвистике 71
(* 2.1. Симметрийные отношения на лексико-семантическом уровне 72
2.2. Симметрийные понятия в построении фигур речи 77
2.3. Симметрия/асимметрия как базовая характеристика
художественного текста 83
2.3.1. Симметрийная организация поэтического текста 84
2.3.2. Инвариантная основа текстов перевода 102
2.3.3. Диссимметрийный лексический ряд как элемент текстообразования 111
2.4. Фрактал в структуре художественного текста 122
Глава 3. Симметрия/асимметрия в синергетическом аспекте изучения
текста 134
3.1. Динамическое становление лингвистики текста 134
3.1.1. Текст как интегрирующий объект исследования 134
3.1.2. Прагматические характеристики текста 150
3.2. Текст в аспекте синергетического исследования
3.2.1. Понятие «пространство» в лингвистическом контексте
3.2.2. Нелинейная динамика и научная картина мира
3.2.3. Синергетические тенденции интерпретации текста
3.2.3.1. Самоорганизация в синергетике
3.2.3.2. Самоорганизация как параметр текстообразования
Глава 4. Постмодернистский текст в современном информационном пространстве
4.1. Теоретическая концепция постмодернизма
4.1.1. Истоки философско-теоретической ориентации постмодернизма
4.1.2. Основные параметры постмодернистского дискурса
4.1.2.1 Принципы постмодернизма
4.1.2.2. Деконструкция как текстуальная стратегия
4.1.2.3. Децентрация в хаотично-игровой ситуации постмодернизма....
4.1.2.4. Фрактальная основа симулякра
4.1.3. Гипертекстовое пространство в постмодернистском дискурсе....
4.1.3.1. Нелинейные характеристики интертекста
4.1.3.2. Объемное пространство гипертекстовой структуры
4.2. Фрактальность как реалия постмодернизма
4.3. Основные тенденции изменения методики научных исследований в аспекте когнитологии
4.3.1. Общенаучные исследования в диалоге гуманитарных и естественных наук
4.3.2. Когнитивная структура новой научной парадигмы
Заключение
Библиографический список
Приложения



Современное состояние гуманитарной науки требует нового осмысления вопросов, касающихся создания единого информационного пространства. Ответить на них может только синергетика, которая исследует сложные процессы в культуре, природе и обществе, связанные с проявлением самоорганизации и единства порядка и хаоса. Представленная работа посвящена рассмотрению фундаментального понятия симметрии, лежащего в основе понятия золотого сечения и фрактала, как слагающего гармонии окружающего мира и наших представлений о нем.
Актуальность работы обусловлена отмечаемой многими исследователями насущной потребностью в более глубоком изучении текста, являющегося в современных условиях не только основным источником информации, но и важным средством воздействия на общественное сознание; отсутствием исследований гармонической природы текста, обеспечиваемой действием симметрийных принципов; неизученностью форм и характеристик фрактальной организации текста; недостаточностью существующих исследовательских подходов для изучения текстов под особым углом зрения, позволяющим на первый план вывести функционирование текста в аспекте необратимых изменений в современном информационном пространстве, изучение которого, в свою очередь, требует привлечения данных смежных и несмежных с лингвистикой гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
Проявление симметрии, как известно, наблюдается повсюду: в окружающей природе, созданном человеком мире вещей, в различных областях знания (математике, биологии и языке, архитектуре и кристаллографии, музыке и физике), в тайнах бессознательного, в литературном произведении, в отдельном художественном тексте и многом другом. Есть основания пола¬гать, что обнаружение симметрии в природе и определение статуса следствий, из нее проистекающих, - одно из величайших достижений научного мировоззрения.
Целью работы является построение интегральной концепции симметрийной природы художественного текста, обоснование симметрийности/асимметрийности как базовой категории, а также разработка синергетического подхода, позволяющего изучать внутреннюю динамику текста как процесс, который обусловливает становление симметрийных/асимметрийных характеристик текста и обеспечивает его самоорганизацию.
Обозначенная цель основывается на гипотезе, что в силу своей синергетической природы текст обладает симметрийными характеристиками, которые лежат в основе понятия фрактала и проявляются в нелинейно организованной структуре текста, делая его объектом изучения синергетики и частью современного информационного пространства с выделением параметров, поддающихся моделированию и интерпретации.
Поставленная цель и доказательство гипотезы определили следующие задачи:
- раскрыть логико-семантическую сущность симметрии как категориального понятия и универсального принципа науки;
- реально обосновать положение, что симметрия является одним из видов структурной организации природных и созданных человеком объектов, который, с одной стороны, определяется как единство тождества и различия, с другой - рассматривается как единство сохранения и изменения;
- установить, что имплицированные в понятие симметрии идеи изменения и инвариантности реализуются в пропорции и в ряде Фибоначчи (аддитивной последовательности) как особых видах динамической симметрии, закономерности которых проявляются не только в природных и математических объектах, но и лежат в основе организации фрактальных структур художественного текста;
- показать, что в языке единство симметрии и симметрийных понятий - асимметрии, диссимметрии, антисимметрии - проявляется на нескольких уровнях: лексическом (симметричность знака и значения в структуре лексической единицы, соотношение типов оппозиции и типов дистрибуции языковых единиц), синтаксическом (фигуры речи) и на уровне текста как сверх- фразового единства;
- обозначить особую роль асимметрии в процессе самоорганизации художественного текста;
- констатировать наличие в художественном пространстве текстов симметрийно/асимметрийных характеристик, которые являются для текста базовыми и проявляются как в инвариантности текстового содержания, так и в самом механизме порождения текстов;
- охарактеризовать интертекст и гипертекст как виды текста, создающие объемное текстовое пространство и соответствующие современным требованиям организации коммуникации в эпоху постмодернизма;
- установить, что в общем контексте интеграционного научного знания теория самоорганизации проявляется на уровне строения текста как синергетической структуры;
- составить заключение о степени сближения теории фрактальности и постмодернизма в новой концепции целостности мира, которое позволяет говорить об их единой когнитивной сущности.
Методологической основой исследования является философская теория диалектического единства симметрии/асимметрии и связанная с ним теория фракталов. Поскольку в определении сущности симметрии содержатся два противоречащих на первый взгляд понятия - преобразование (изменение) и сохранение (инвариантность), постольку первоначальная манифестация понятия геометрической симметрии как учения о соразмерности частей целого, о гармонии пропорций целого с течением времени приобрела универсальный смысл и была осознана как всеобщая идея инвариантности, т.е неизменности относительно некоторых преобразований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целесообразность симметричных форм была осознана еще в доисторические времена, и в греческой культуре симметрия уже становится олицетворением закономерности и красоты. Идея симметричности как объективный признак прекрасного пронизывает всю греческую философию и искусство и является одним из порождающих принципов науки.
Универсальность принципа симметрии проявляется не только в том, что нас повсюду окружают симметричные формы живой и неживой природы, а также созданный человеком мир вещей, но и в том, что сами многообразные физические и биологических законы гравитации, электричества, магнетизма, ядерных взаимодействий, наследственности пронизаны этим единым принципом. Сила тяготения, делающая мир симметричным, изначально задала законы формообразования в живой природе, а идея симметрии как организующего мир начала издревле вошла в коллективное бессознательное человечества.
По убеждению Л.Н. Гумилева, «одна из задач науки - это получение наибольшей информации из наименьшего количества фактов, дабы сделать возможным выделение точных закономерностей, позволяющих с единой точки зрения понять самые разные явления, а в дальнейшем научиться ориентироваться в них. Эти закономерности невидимы, но и не придуманы: они от¬крыты путем обобщения» [Гумилев, 2002, с.23]. Таким образом, за видимым разнообразием скрыт единый принцип, характерный для удивительного множества наблюдаемых феноменов, - принцип симметрии.
Симметрия как категориальное понятие и универсальный принцип науки исследовалась в точных и гуманитарных науках, в живописи, архитектуре и музыке. В философии симметрия определяется как особый вид структур¬ной организации объектов, который, с одной стороны, понимается как единство тождества и различия (при этом особое значение приобретает понятие инвариантности), с другой - рассматривается как единство сохранения и изменения.
Но сама природа - и живая, и неживая - лишь на первый взгляд пред¬почитает симметрийные законы построения. При более внимательном рас¬смотрении здесь выявляется асимметрия и ее особая роль в процессах само¬организации. Само понятие асимметрии входит в наше научное сознание через симметрию. Даже полное отсутствие в объекте известных видов симметрии вовсе не означает, что невозможно произвести преобразования, которые обнаружат ранее неизвестные элементы симметрии. Покой, равновесие, закономерность симметрии дополняются движением, свободой, случайностью асимметрии. Движение (изменение) лежит в основе пропорции — особом виде динамической симметрии. Через пропорцию принцип симметрии проявляет¬ся во фрактальных структурах, аккумулирующих в себе идею самоподобного (пропорционального) роста.
Универсальная категория симметрии, воспринимаемая человеком как проявление закономерности и порядка, царящего в природе, кроме того, является слагаемым гармонии и в силу этого обладает еще и эстетической ценностью. Мир музыки и литературы, архитектуры и живописи пронизан идея¬ми симметрии, куда включены и симметрийные понятия - асимметрия, диссимметрия, антисимметрия.


1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
2. Абрамов М.А., Волошинов А.В. Пушкин и законы симметрии // Человек. 1999. № 3. С.75-86.
3. Автономова Н.С. Возвращаясь к азам // Вопросы философии. 1993. № 3. С.21-26.
4. Агеев В.Н. Семиотика. М., 2002.
5. Алексеев Г.Н. Энергоэнтропика. М., 1983.
6. Алексеев И.С. Симметрия // Философский энциклопедический словарь. М., 1998.
7. Амелин Г., Мордерер В. О сюжетах в бессюжетном (о стихотворе¬нии Осипа Мандельштама «Дайте Тютчеву стрекозу...») // Семиотика: Анто¬логия. М., 2001.
8. Андрианов И.В., Маневич В.Н. Асимптология: идеи, методы, ре-зультаты. М., 1994.
9. Арнольд И.В., Банникова И.А. Лингвистический и стилистический контекст // Стиль и контекст. Л., 1972.
10. Арнольд И.В. Импликация как прием построения текста и предмет филологического изучения // Вопросы языкознания. 1982. № 4. С. 12-17.
11. Баранов А.Г. Функционально-прагматическая концепция текста. Ростов н/Д, 1993.
12. Баранов А.Г. Текст в функционально-прагматической парадигме. Краснодар, 1988.
13. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2001.
14. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Воздействующий потенциал в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М.,
1989.
15. Барт Р. От произведения к тексту // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989а.

16. Барт Р. Смерть автора // Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 19896.
17. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика: Антология. М., 2001.
18. Батракова С.П. Художник XX века и язык его живописи. М., 1996.
19. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. 1967. № 7. С. 5-9.
20. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по ис¬тории поэтики // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
21. Бахтин М.М. Пространственная форма героя // Эстетика словесно¬го творчества. М., 1979.
22. Белоусов А.И. Пушкин, Моцарт и математическая логика (метапо¬эзия, метамузыка и метаматематика) // Вопросы философии. 1999. № 9. С. 100-105.
23. Белый А. Ритм как диалектика и «Медный всадник». М., 1929.
24. Белый А. О ритмическом жесте // Структура и семиотика художе-ственного текста. Труды по знаковым системам. XII: Учен. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1981. Вып. 515.
25. Белый А. Проблемы творчества. М., 1988.
26. Белый А. Из книги «Поэзия слова» Пушкин, Тютчев и Баратын¬ский в зрительном восприятии природы // Семиотика: Антология. М., 2001.
27. Блок А. О литературе. М., 1989.
28. Бремон К. Структурное изучение повествовательных текстов после
В. Проппа // Семиотика: Антология. М., 2001.
29. Бородавкин С.В. Смысл как системообразующее понятие культуры // Человек. 2002. № 4. С.93-97.
30. Бурдина Н.В. Текст - источник социальной информации // Текст в гуманитарном знании: Матер, межвуз. науч. конф. 22-24 апреля 1997 г. М., 1997.
31. Бялоус Н.И. Принцип фрактальности в структуре художественного текста // Лингвистические парадигмы и лингводидактика. Иркутск, 1977.

32. Вайнштейн О.Б. Деррида и Платрн: деконструкция Логоса // Arbor Mundi / Мировое древо. 1992. Вып.1.
33. Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? // Вопросы философии. 1993. № 3. С.3-9.
34. Вайнштейн О.Б. Homo deconstaictivus: философские игры постмо-дернизма// Апокриф. 1993а. №2.
35. Васильева Т.М. Византия. Тексты и изображения. Проблемы ин-терпретации изобразительных и текстовых источников // Текст в гуманитар¬ном знании: Матер, межвуз. науч. конф. 22-24 апреля 1997 г. М., 1997.
36. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. М., 1990.
37. Вейль Г. Симметрия. М., 1968.
38. Вельш В. «Постмодерн»: Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. №1.
39. Вигнер Е. Этюды о симметрии / Пер. с анг. Ю.А. Данилова; Под ред. Я.А. Смородинского. М., 1971.
40. Визель М. Гипертексты по ту и эту сторону экрана // Иностранная литература. 1999. №10. С. 24-28.
41. Виноградов В.В. Стиль Пушкина М., 1941.
42. Войцеховский М.И. Симметрия // Математический энциклопеди¬ческий словарь. М., 1988.
43. Волошинов А.В. Математические начала формообразования в ис-кусстве // Математика и искусство: Тр. междунар. конф. М., 1997.
44. Волошинов А.В. Математика и искусство. М., 2000.
45. Вульф Ю.В. Избранные работы по кристаллофизике и кристалло¬графии. М.; Л., 1952.
46. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы филологической герменев¬тики. М., 1988.
47. Гак В.Г. Об использовании идеи симметрии в языкознании // Лек-сическая и грамматическая семантика романских языков. Калинин, 1980.

48. Гак В.Г. Асимметрия в языке // Лингвистический энциклопедиче¬ский словарь. М., 1990.
49. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.
50. Гальперин И.Р. Грамматические категории текста // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1977. № 6.
51. Гальперин И.Р. Проблемы лингвистики // Новое в зарубежной лин-гвистике. М., 1980. Вып.9.
52. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.
53. Гальперин И.Р. Опыт описания категорий текста // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Л., 1982.
54. Гараджа А. Деконструкция - дерридаизм - в действии // Искусст¬во. 1989. №10.
55. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха: метрика, ритмика, рифма, строфика. М., 1984.
56. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, харак-теристики. СПб., 2001.
57. Гегель. Сочинения. М., 1968.
58. Герасимов В.И., Петров В.В. На пути к когнитивной модели языка. Вступительная статья // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1988. Вып.23.
59. Герцен А.И. Былое и думы // Избранные сочинения. М., 1987. С.
342.
60. Гиндин С.И. Советская лингвистика текста. Некоторые проблемы и результаты (1948-1975). Изв. АН СССР. Сер. лит.и яз. 1977. Т.86. №4.
61. Гиршман М.М. Язык поэзии - форма поэтического произведения - поэтический смысл // Язык, смысл, текст. Донецк, 1994.
62. Гликин Я.Д. Методы архитектурной гармонии. Л., 1979.
63. Готт B.C. Философские вопросы современной физики. М., 1988.
64. Голуб В.Я. Структурные разновидности и функции симметрии в поэтической речи // Структура и семантика текста. Воронеж, 1988.

282
65. Гринбаум О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико¬формальном измерении. СПб., 2000.
66. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера земли. М., 2002.
67. Гурьянова Н. Эстетика анархии в теории раннего русского аван¬гарда // Вопросы искусствознания. 1996. № 2. С. 390-404.
68. Данилов Ю.В. Льюис Кэррол как нелинейное явление // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1996. Т.4. № 1.
69. Дашевский В.Г. Симметрия // Физический энциклопедический словарь. М., 1983.
70. Дедова О.В. Лингвистическая концепция гипертекста: Основные понятия и терминологическая парадигма // Вестн. МГУ. Сер. 9. Филология.
2001. №4. С. 20-28.
71. Дедова О.В. Графическая неоднородность как категория гипертек¬ста // Вестн. МГУ. Сер. 9. Филология. 2002. № 6. С. 91-103.
72. Депечук Н.П. Симметрия и асимметрия в живой природе. Киев,
1963.
73. Деррида Ж. Письмо японскому другу // Вопросы философии.
1992. №4.
74. Дилез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение.
1993. №5.
75. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принципы симметрии- асимметрии в изучении сознания человека // Вопросы философии. 1986. №7. С. 13-27.
76. Домашнев А.И., Шишкина И.П.. Гончарова Е.А. Интерпретация художественного текста. М., 1989.
77. Дубуа Ж. и др. Общая риторика. М., 1989.
78. Дюрер А. Дневники, письма, трактаты. Л.;М., 1957.
79. Ейгер Г.В., Юхт В.Л. К построению и типологии текстов // Лин¬гвистика текста: Матер, междунар. науч. конф. М., 1974. 4.1.

283
80. Жирмунский В.М. О ритмической прозе // Русская литература. 1966. №4.
81. Жирмунский В.М. Теория стиха. JL, 1975.
82. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика. Стилистика. Л.,
1977.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ