ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ 7
1.1. Понятие «танцевально-импровизационная способность» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Развивающий потенциал современного танца в работе с
детьми 18
1.3. Анализ форм и методов развития импровизационной
способности младших школьников средствами современной хореографии.. 25
Выводы по Главе I 38
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИМПРОВИЗАЦИОННОЙ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ 40
2.1. Комплекс упражнений по развитию импровизационной
способности младших школьников 40
2.2. Формирующий эксперимент на базе МБУДО «ГДДТ им. А. Алиша» 45
2.3. Описание результатов опытной работы по формированию
танцевально-импровизационной способности детей младшего школьного
возраста с помощью разработанного комплекса упражнений 57
Выводы по Главе II 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
В контексте современной гуманистической парадигмы образования педагогика стремится активизировать процесс творческого развития личности. Это обусловлено объективными факторами, высокой ролью творчества в познании мира, естественной активностью ребенка, который нуждается в творческой деятельности. Поэтому исследование теоретических и практических аспектов развития творческого потенциала личности ребенка находится в поле зрения, как ученых, так и педагогов-практиков.
Развитие импровизационной способности младших школьников, которые составляют основу творческого развития младшего школьника, наиболее эффективно происходит средствами хореографии. Художественный образ раскрывается через пластику человеческого тела. Своими специфическими и пластическими средствами исполнитель танца создает конкретное сценическое действие и передает его внутреннее содержание. Однако, изучение хореографической практики, включенное и косвенное наблюдение за процессом постановки танца в детских хореографических коллективах, показывает, что деятельность педагогов-хореографов, в большей степени направлена на отработку технических элементов исполнительства. При этом отработка подлинной сценической выразительности и артистичности, танцевальных способностей остается на «втором плане». Исполнители стараются запомнить лексику и «географию» танца, а вот «пережить» определенное состояние, перевоплотиться в какой- либо образ не всегда способны. Анализ практики художественного воспитания младших школьников свидетельствует о противоречии между потенциальными возможностями хореографического искусства и недостаточно эффективным практическим её использованием в развитии творческой, импровизационной способностей детей младшего школьного возраста.
Выявленные противоречия обусловили актуальность проблемы
формирования импровизационной способности младших школьников средствами хореографии.
Степень изученности. Различные аспекты формирования творческих способностей рассматриваются в научных работах: с позиции психологии творческих способностей и педагогики - Г.И. Вергелес [14], М.Л. Водопьянова [17], Л.С. Выготский [18], А.В. Запорожец [27], Б.М. Теплов [65] и др.; с позиции формирования импровизационной способности - В.Н. Дружинин [23], И.Д. Емельянова [25], Р.И. Ларина [32], А. Матейко [43], Н.А. Подымов [49] и др.; с позиции приобщения младших школьников к искусству овладения современным танцем - Г. Калинина [28], С.В. Пирогова [47], В. Рогозина [51] и др. Особенности танцевально-импровизационной способности, как элемента системы творческих способностей рассматриваются в работах Н.А. Лиман [39], Ю.В. Терентьевой [64], Н.Г. Яковлевой [70] и других. Однако анализ литературы выявил недостаточность исследований потенциала современной хореографии в формировании импровизационной способности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Выявлен также недостаток учебно-практической, методической литературы по теме.
Тема исследования: Формирование танцевально-импровизационной способности младших школьников средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования.
Актуальность и недостаточная изученность данного аспекта позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности формирования танцевально-импровизационной способности младших школьников средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования?
Объект исследования - танцевальные способности младших школьников в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования - формирование танцевально-импровизационной способности средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования.
Цель данного исследования - анализ теоретической литературы по проблеме, выявление наиболее эффективных методов работы по формированию импровизационной способности младших школьников, разработка педагогического комплекса по формированию танцевально-импровизационной способности младших школьников средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и уточнить основные понятия, раскрыть теоретические аспекты изучения особенностей формирования танцевально-импровизационной способности детей младшего школьного возраста средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования.
2. Исследовать подробно потенциал современных танцев с точки зрения их возможности формирования танцевально-импровизационной способности младших школьников и выявить эффективные формы и методы по ее развитию.
3. Проверить эффективность разработанного авторского комплекса упражнений по развитию импровизационной способности младших школьников и предложить практические рекомендации по результатам опытной работы.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование импровизационной способности младших школьников средствами современной хореографии возможно, если включать в занятия по хореографии специальный комплекс упражнений, импровизационных этюдов, игровых приемов, входящих в структуру современного танца.
Методологической основой исследования явились фундаментальные научные труда по психологии и педагоги таких ученых, как Л.С. Выготского [18], М. Монтессори [44], Б.М. Теплова [65] и других; в научных работах, раскрывающих педагогику танцевального искусства: М.Б. Елисеева [24], Э.П. Короткова [31], И.А. Лыкова [41], О.И. Соловьева [58], Н.Г. Яковлева [70] и другие;. труды по педагогике овладения искусством современного танца: А.Д. Аксенова [1], Н.А. Виноградова [16], Н.П. Познякова [16], А.Н. Гараева [20], Т.И. Ерофеева [26], Г. Костюк [33] и другие.
Для успешной реализации поставленных в исследовании задач и подтверждения гипотезы были использованы следующие методы: теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; практические (эмпирические): эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов опытно - экспериментальной работы.
Новизна исследования заключена в том, что мы проанализировав литературу по теме, дали свою дефиницию, так же нами был разработан специальный комплекс различных игр и упражнений для формирования танцевально-импровизационной способности детей младшего школьного возраста средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования, который вошел в основу разработанной нами системы формирующего эксперимента.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный нами комплекс упражнений для развития танцевально-импровизационной способности детей младшего школьного возраста может быть использован в системе специального и дополнительного хореографического образования детей.
Опытно-экспериментальной базой исследования является МБУДО «ГДДТ им. А. Алиша» г. Казани. Хореографический коллектив «Алишевец»: группа девочек 4 года обучения (15 человек).
Результаты исследования были доложены на Международной студенческой научно-образовательной конференции «Личность, семья и общество»: вопросы педагогики и психологии», которая состоялась 20 мая 2016 г. в Институте психологии и образования КФУ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, списка использованных источников, приложений.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы уточнили основные понятия, раскрыли теоретические аспекты изучения особенностей формирования танцевально-импровизационной способности детей младшего школьного возраста средствами современной хореографии в учреждении дополнительного образования.
Выявили потенциал современных танцев с точки зрения их возможности формирования танцевально-импровизационной способности детей младших школьников.
Проверили эффективность разработанного авторского комплекса упражнений по развитию танцевально-импровизационной способности младших школьников и предложили практические рекомендации по результатам опытной работы.
В результате анализа теоретических источников по теме исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Основная особенность танца состоит в том, что он помогает выразить эмоциональный ряд или художественный образ в форме движений. Это полностью соответствует природе воображения ребенка, в котором воплощается двойственное воссоздание образов посредством собственного тела. При занятиях танцами творческие, танцевально-импровизационная способности развиваются более эффективно, чем в других формах дополнительного образования, т.к. синкретичность хореографии подразумевает развитие не только музыкальных и двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; и, вместе с тем учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.
2. Специфика педагогической работы в детском хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием творческих,
художественно-исполнительских, танцевально-импровизационных,
общепедагогических и социальных моментов в ее проведении и обеспечении. Усилия педагога-хореографа направлены на формирование у детей мировоззрения, на воспитание высокой нравственной культуры, на художественное и эстетическое развитие. Процесс развития танцевально-импровизационной способности младших школьников средствами современной хореографии, будет более эффективным, если: созданы условия, способствующие развитию творческих способностей; развивающая работа с детьми строиться с учетом индивидуальных и психофизических особенностей детей.
В результате опытно-экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В сентябре 2015 г. года при помощи методики А.Ю. Рыбалко был произведен замер уровня сформированности танцевально-импровизационной способности у детей экспериментальной группы. С участниками экспериментальной группы в рамках формирующего этапа работа проводилась по специальной программе, разработанной нами. Нами были использованы дополнительные творческие задания, составленные в соответствии с концепцией полихудожественного подхода, направленные на развитие импровизационной способности средствами постановочной работы.
2. В феврале 2016 г. было проведено повторное тестирование, результаты которого выявили положительные тенденции в формировании танцевально- импровизационной способности детей экспериментальной группы. На наш взгляд, полученный положительный результат во многом обусловлен тем, что дети взрослеют, получают художественные впечатления, воспитываются в творческой среде, занимаются художественно-творческой деятельностью. На наш взгляд, успехи экспериментальной группы связаны, прежде всего, с тем, что с ее участниками проводились дополнительные занятия, направленные на развитие творческого потенциала и импровизационной способности.
3. В процессе наблюдения за детьми мы также отметили, что участники экспериментальной группы стали чувствовать себя гораздо увереннее во время выступления и демонстрации продуктов своего творчества, а сами танцевально-импровизационные задания стали даваться им гораздо легче.
4. Дети, показавшие высокий уровень сформированности танцевально-импровизационной способности (11 детей - 73,4%) проявляли творчество на всех этапах поставочной работы. К окончанию формирующего этапа данная группа детей проявляла инициативу в самостоятельном выборе постановочных этюдов, они сами подбирали музыкальные произведения, были активны и проявляли способности к организаторской работе. На занятиях, мы отмечали, что у детей помимо специальной - танцевально-импровизационной способности - формируются такие навыки, как сотрудничество, самооценка, самоконтроль и саморуководство.
Таким образом, можно утверждать, что предложенная система развития танцевально-импровизационной способности учащихся младших классов средствами современной хореографии доказала свою жизнеспособность. Кроме того, важно помнить о том, что педагоги не должны забывать обо всех этапах процесса танцевально-импровизационной способности учащихся, и особенное внимание должно уделяться обучающимся в начальных классах: от того, будет ли развиваться творческий потенциал детей. Следовательно, в результате проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.
Практические рекомендации:
1. В процессе формирования танцевально-импровизационной способности средствами современной хореографии необходимо создавать специальные педагогические условия, направленные на создание свободной творческой атмосферы, на обеспечение успешности каждого ребенка и т.д.
2. В работе с детьми младшего школьного возраста по формированию танцевально-импровизационной способности эффективными являются средства современной хореографии, что доказано результатами нашей опытно-экспериментальной работы.
В дальнейшем в программу (комплекс упражнений) можно включить другие направления танцев, такие как: ИБТ, народные танца и др.
Следующим этапом развития танцевально-импровизационной способности может стать программа рассчитанная на 3-4 года, научно обоснованная методика, сопроводительный материал-аудио и видео материалы. Мы очень надеемся, что данная работа станет началом серьезного научного исследования по формированию профессионального качества.
1. Аксенова А.Д. Современная постановочное искусство в работе с младшими школьниками // Начальная школа. - 2013. - №2. - С. 45-48
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития творческих способностей. - М.: Академия, 2012. - 455 с.
3. Андрюшина И.И. Научно-методические основы речевого развития детей и использования художественного слова в постановочном искусстве. - М.: МГУ, 2013. - 250 с.
4. Андреев В. Танцевально-импровизационные способности младших школьников как объект исследования педагогики дополнительного образования // Педагогика. - 2014. - №4. - С. 16-22
5. Бабина Г. Танцевальные этюды как средство воспитания младших школьников // Воспитание школьников. - 2010. - № 6. - С. 60-65
6. Блехер Ф.Н. Психолого-педагогические основы развития креативности. - СПб.: СПГУТД, 2012. - 563 с.
7. Бондарева И.В. Театрализованная деятельность как средство развития танцевальных способностей детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.moi-detsad.ru.(Дата обращения: 12.02.2016 г.)
8. Боголюбская М.К. Творческое
развитие школьников. - СПб.: Речь, 2011.
- 458 с .
9. Бородич А.М. Методика развития творческих способностей. - М.: Академия, 2014. - 526 с.
10. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребенка //
Педагогика искусства; электронный научный журнал - №1 - 2011,
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.art-education.ru.(Дата обращения: 12.02.2016 г.)
11. Василишина О. Постановочное искусство в начальной школе //
Начальная школа. - 2009. - № 11. - С. 49-57
12. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Танцевальная терапия. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. - 112 с.
13. Васюкова Н.Е. Развивающий потенциал танцевальных игр- драматизаций // Воспитание школьников. - 2010. - № 4. - С. 24-29
14. Вергелес Г.И., Раев А.И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. - 258 с.
15. Вергелес Г.И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия РГПУ им.А.И. Герцена. - 2009. - № 100. - С. 7-18
16. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Танцевальные этюды для младших школьников. Практическое пособие.- М.: Айрис-Пресс, 2011. -
128 с.
17. Водопьянова М.Л. Методика развития творческих способностей. - М.: Академия, 2010. - 416 с.
18. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов / Л.С. Выготский. - М.: Лабиринт, 2012. - 640 с.
19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. - М.: Академия, 2011. - 93 с.
20. Гараева А.Н. Культура танца. - М.: Юрайт, 2009. - 356 с.
21. Гирьянова Л.Н. Учимся танцевать. - М.: Инфра-М, 2012. - 142 с.
22. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 64 с.
23. Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество // Антология современной психологии конца XX в. (По материалам конференции «Психология созидания»). - Т. 7. - Вып. 3 / Под ред. Р.В. Габдреева. - Казань: «Мастер Лайн», 2011. - С. 243-250
24. Елисеева М.Б. Танцевальное искусство.- М.: ТЦ Сфера, 2009. -
452 с.
25. Емельянова И.Д. Развитие танцевальных способностей младших школьников: из опыта работы экспериментальной площадки // Начальная школа. - 2012. - № 4. - С. 75-80
26. Ерофеева Т.И. Игры-драматизации, танцы. - СПб.: Питер, 2009. - 456 с.
27. Запорожец А.В. Психология восприятия. - М.: Академия, 2010. - 411 с.
28. Калинина Г. Тренинг развития танцевальных способностей. - СПб.: Речь, 2011. - 160 с.
29. Керимов Ю.Ш. Развитие творческих способностей младших школьников. - Баку: Маариф, 2013. - 183 с.
30. Королева П.О. Веселые уроки танца. - М.: АСТ, 2014. - 400 с.
31. Короткова Э.П. Обучение детей младшего школьного возраста танцевальному искусству. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2012. - 128 с.
32. Краснощекова Н.В. Танцевальные этюды для детей младшего школьного возраста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 151 с.
33. Костюк Г. Танцевальные этюды в организации постановочной работы с младшими школьниками // Начальная школа. - 2014. - №3. -
С. 27-33
34. Куликовская Т.А. Танцы-шутки. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 80 с.
35. Ларина Р.И. Постановочное искусство для школьников. - Ростов н/Д: Феникс, СПб.: Союз, 2009. - 224 с.
36. Ларцев Т.А. Танцевальное искусство и предмет обучения. - М.: Академия, 2011. - 412 с.
37. Лашкова Л.Л. Формирование танцевальных способностей у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2009. - №3. - С. 24-29
38. Лебедева А.А. Театр в школе. - М.: Гном - Пресс, 2011. - 478 с.
39. Лиман Н.А. Методика развития танцевальных способностей младших школьников // Воспитание школьников. - 2012. - №4. - С. 41-46
40. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина - СПб.: Питер, 2011. - 320 с.
41. Лыкова И.А. О модернизации художественного образования
младших школьников на основе принципа культуросообразности // Педагогика искусства; электронный научный журнал. - №4 - 2010,
[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.art-education.ru (Дата обращения: 16.03.2016 г.).
42. Лущихина И.М. Речь, язык, языковое сознание // Психология. / Под редакцией А.А. Крылова. - М.: Владос, 2011. - 584 с.
43. Матейко А. Развитие импровизационных способностей как залог будущей успешности младших школьников // Начальная школа. - 2012. - №2. - С. 45-49
44. Монтессори М. Свободное воспитание. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. - 296 с.
45. Обозова Р.О. Постановочное искусство во внеклассной работе с младшими школьниками. - Волгоград: Корифей, 2009. - 96 с.
46. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Академия, 2013. - 897 с.
47. Пирогова С.В. Использование игровых ситуаций при формировании способности к импровизации в учебной деятельности младших школьников. Искусство и дети: материалы XV Межд. конф. «Ребенок в современном мире». - СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. - С. 187-190.
48. Пирогова С.В. Использование групповой работы в процессе формирования способности к импровизации у младших школьников. Младший школьник в образовательном пространстве: Сб. науч. ст . (Герценовские чтения). - СПб: 2009. - С. 40-45.
49. Подымов Н.А. Выявление особенностей художественных способностей младших школьников // Юдинские чтения-2012: Слово и образ: Матер. всерос. науч. конф. - Курск, 2012. - С. 172-175
50. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 64 с.
51. Рагозина В. Развитие младших школьников в процессе организованной постановочной работы // Педагогика. - 2012. - №4. -
С. 36-41
52. Рождественская Н.В. Креативность: пути развития и тренинги. - СПб.: Речь, 2011. - 358 с.
53. Рыкова Н.А. Методика развития творческих способностей во внеклассной работе с младшими школьниками - М.: НОРМА-ИНФРА, 2014. - 547 с.
54. Рунин Б.М. О психологии импровизации // Психология художественного творчества. Хрестоматия. - М.: Академия, 2014. - 785 с.
55. Савушкина Е.В. Театральное искусство в работе с младшими школьниками. - М.: Академия, 2013. - 145 с.
56. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: АСТ, 2011. - 529 с.
57. Соловьева О.И.. Особенности организации творческой деятельности младших школьников // Воспитание школьников. - № 1. - 2014. - С. 62-69
58. Соловьева О.И. Методика развития творческих способностей. - М.: Юрайт, 2010. - 478 с.
59. Сорокина Ф.А. Творческие способности. - М.: Академия. - М.: 2014. - 452 с.
60. Сохин Ф.А. Задачи развития речи младших школьников в процессе обучения танцам // Начальная школа. - 2010. - №2. - С. 17-21
61. Старкова Н.А. Театральное искусство в работе со школьниками. - М.: Академия, 2012. - 256 с.
62. Сысоева С., Рудницкая О. Роль системы дополнительного образования в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста // Педагогика. - 2013. - №1. - С. 52-59
63. Судакова Е. Формирование творческих способностей детей младшего школьного возраста // Начальная школа. - 2011. - № 4. - С. 32-34.
64. Терентьева Ю.В. Танцевальное искусство как средство развития креативных способностей школьников во внеклассной работе // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 18-24
65. Теплов Б.М. Психология способностей. - СПб.: Питер, 2010. - 359 с.
66. Томашевская Л.В., Герц Е.Ю., Андрющенкова Е.В. Интегрированные занятия с детьми в период обучения танцам. - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО-ПРЕСС 2011. - 96 с.
67. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.05.2016) «Об образовании в Российской Федерации». - М.: Юрист, 2015. - 241 с.
68. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Школьный театр. - СПб.: Речь, 2013. - 456 с.
69. Федорова Н.Р. Детская психология. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2009. - 523 с.
70. Яковлева Н.Г. Психология школьника. - СПб.: Питер, 2014. - 587 с.