Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Анализ бюджетного финансирования субъекта РФ на примере Республики Татарстан

Работа №82132

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

финансы и кредит

Объем работы79
Год сдачи2016
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
223
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
1. ОЦЕНКА ИСПОЛНЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ 7
1.1. Финансовое значение доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации 7
1.2. Виды доходов бюджетов субъектов Российской Федерации 12
1.3. Законодательное регулирование формирования доходной части бюджета
субъекта Российской Федерации 17
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 25
2.1. Характеристика налоговых и неналоговых доходов бюджета Республики
Татарстан 25
2.2. Характеристика межбюджетных трансфертов, как источника доходов
регионального бюджета 42
2.3. Методы увеличения доходов региональных бюджетов на примере
анализа зарубежного опыта 51
2.4. Способы повышения налоговых доходов бюджетов субъектов
Российской Федерации 61
2.5. Пути повышения доходной части региональных бюджетов за счет
неналоговых поступлений 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Актуальность данной темы обосновывается, тем, что в современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Региональный бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе, используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства региона.
С помощью региональных бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального развития территорий.
Как известно перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов ХХ века, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами.
Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.
Бесспорна важность территориального бюджета для эффективного функционирования экономики регионов РФ, в его формировании и исполнении, одной из регулирующих ролей в использовании ВВП.
Объект исследования: бюджет Республики Татарстан.
Предмет исследования: формирование и исполнение бюджета
Республики Татарстан: структура и динамика.
Проблематика. Как известно в формировании доходной базы бюджета субъектов Российской Федерации все еще имеются нерешенные проблемы.
Важным является проблема достаточно слабой финансовой базы территориальных бюджетов. В частности, обратим внимание на проблему изъятия природной ренты и систему налогообложения природных ресурсов. Она актуальна, прежде всего, для Республики Татарстан как нефтегазодобывающего и перерабатывающего региона России.
Сегодня в условиях, когда более двух третей доходов республики Татарстан в соответствии с законодательством направляется в Федеральный бюджет, серьезной проблемой является поиск источников финансирования ряда социальных обязательств республики, как субъекта Федерации, закрепленных федеральными законами.
Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.
Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения
межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно
говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.
Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы.
Целью дипломной работы является анализ источников финансирования бюджета субъекта РФ и пути ее повышения на примере бюджета Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть характеристику доходов бюджета субъектов Российской Федерации;
- охарактеризовать доходную часть бюджета Республики Татарстан;
- определить методы увеличения доходов региональных бюджетов.
Цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснованы актуальность темы, поставлены цель и задачи дипломной работы.
В первой главе «Оценка исполнения регионального бюджета по доходам» рассматривается финансовое значение доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, а также виды доходов и законодательное регулирование формирования доходной части бюджета субъекта Российской Федерации.
Во второй главе «Характеристика исполнения доходной части бюджета Республики Татарстан» изучается характеристика налоговых и неналоговых доходов бюджета РТ и оцениваются межбюджетные трансферты, как источник доходов регионального бюджета, определяются способы повышения налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и пути повышения
5
доходной части региональных бюджетов за счет неналоговых поступлений, используя при этом зарубежный опыт в формировании доходов субфедеральных бюджетов.
Информационной базой исследования стали нормативно-правовые акты Российской Федерации и Республики Татарстан, учебная и специальная литература, материалы периодической печати, а также официальные сайты глобальной сети интернет, относящиеся к Министерству финансов Российской Федерации и Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Региональный бюджет (бюджет субъекта Российской Федерации) как финансовая категория - это денежные отношения, складывающиеся на уровне субъекта Федерации, опосредующие процесс образования, распределения и использования централизованного денежного фонда субъекта РФ, находящегося в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенного для удовлетворения потребностей социально-экономического развития данного субъекта и являющегося его основным финансовым планом, а также средством финансовой поддержки административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.
Доходы региональных бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения, возникающие между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.
Система построения бюджетных доходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния.
Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Проведенный анализ моделей формирования доходов региональных бюджетов позволяет сделать вывод, что принцип самостоятельности в бюджетной системе РФ с ориентацией на федеративную форму государственного устройства достигается при использовании классификации доходов как «собственных» и «привлеченных».
В условиях построения бюджетной системы России, в которой каждый бюджет должен быть самостоятельным и автономным, основой должна стать классификация методов формирования доходов региональных бюджетов:
- по источникам образования - общими и специальными методами;
-по условиям привлечения поступления - обязательными и
добровольными платежами;
- по способу закрепления доходов - закрепление за бюджетами субъектов РФ доходов в полном объеме, методом квотирования ставок и методом присоединения ставок;
- по способу передачи из вышестоящего бюджета - методом отчисления от федеральных регулирующих налогов и методом оказания прямой финансовой поддержки;
- по формам мобилизации - методами наличных и безналичных расчетов.
В оптимальной модели формирования доходов региональных бюджетов группировка доходов должна производиться на основе критерия самостоятельности региональных представительных и исполнительных органов власти, сокращения применения административных методов в бюджетной деятельности и их использования в единстве с финансовыми методами.
Основная проблема налогообложения заключается в том, чтобы обеспечивать предсказуемость и стабильность налоговых доходов каждого уровня бюджетной системы, способствовать росту заинтересованности органов власти субъектов в экономическом развитии своей территории, формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также давать возможность для проведения долгосрочной финансовой и бюджетной политики. При этом за региональными бюджетами целесообразно, на наш взгляд, закреплять налоговые источники, характеристики которых наиболее в наибольшей степени отвечают следующим критериям:
- налоговая база равномерно размещена по территории региона;
- мобильность налоговой базы; 

налогообложения и собираемость налогов;
- налоги непосредственно связаны с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления должно быть направлено на повышение уровня бюджетного само обеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию, и направить ее на помощь наиболее депрессивным регионам.
Сегодня практически все исследователи сходятся во мнении, что повышается роль института собственных доходов регионального уровня в устойчивом и полновесном обеспечении обязательств по развитию своей территории. В связи этим можно выделить следующие пути совершенствования системы собственных доходных поступлений региональных бюджетов.
Первое направление: соблюдение меры нарастания фискальной нагрузки налога или платежа при определении последовательности привлечения данных источников регионального бюджетного фонда. При этом диверсификация источников доходов должна позволить сузить риск неисполнения основных бюджетных обязательств посредством взаимозаменяемости активности доходных поступлений.
Второе направление: обеспечение в системе региональных налогов приоритета за налогом на имущество организаций и включение в его состав земельного налога. Подобная ориентация способствует закреплению прямой зависимости между приростом бюджетного потенциала региона и действительным увеличением его материального благосостояния.
Третье направление: налог на прибыль организаций должен быть переведен в разряд региональных.
Четвертое направление: переход к прежнему регулирующему характеру налога на добавленную стоимость.
Пятое направление: последовательное и постепенное расширение права налоготворчества. Полная налоговая автономность наиболее возможна в процессе самостоятельного введения «непересекающихся» налогов и сборов и установления собственных надбавок к федеральным налогам.
Таким образом, можно предположить, что налоги подобного способа «закрепления» должны составить основу собственных доходных поступлений региональных сообществ.



1. Конституция Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 63 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2014, с изм. от 03.02.2015).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31.07.1998 N146- ФЗ (ред. от 04.06.2015).
4. Аветисян И.А. Об эффективности государственного бюджета и бюджетных расходов: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,2008. - 159 с.
5. Афанасьев М.П., Беленук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. - М: Юрайт, 2011. - 784 с.
6. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.М. Ковалёва, С.В. Барулин; под общей ред. Т.М. Ковалёвой - М.: Кнорус, 2009. - 208 с.
7. Бюджетная система Российской Федерации: учебник / М.В.
Романовский, О.В. Врублевская - М.: Юрайт, 2010. - 615 с.
8. Воронов В. Государственный бюджет и государственные долги России - М.: Эксмо, 2012. - 93 с.
9. Годин А.М. Бюджетная система РФ: учебник. - М.: «Дашков и К», 2010. -752 с.
10. Грицюк Т.В., Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. — М: Финансы и статистика, 2013. —395 с.
11. Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы / А. Абрамова, Е. Апеванова, Е. Астафьева; науч. Ред. Е.Т. Гайдар. - М.: Проспект, 2014.—656 с.
12. Лавров А.М. Эффективность бюджетных расходов на региональном уровне: учебник для вузов. — М.: Издательство «Весь Мир», - 2012. - 171 с.
13. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. - М.: КноРус, 2012.- 480 с.
14. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.- 8-е изд., исп. и доп. - М.: Изд.-торг. корпорация «Дашков и К», 2011.- 336 с.
15. Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П. Проблемы повышения эффективности государственных расходов в России. - М.: Юнити-Дна, 2013.-312 с.
16. Поспелов Г.С. Программно-целевое планирование и управление: Учебное пособие. - М: Экспо, - 2011. - 440 с.
17. Аксёненко А.В. Бюджетирование, ориентированное на результат: региональный опыт внедрения // Финансы. - 2012. - №1. - С. 19.
18. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц. - экон. науки. - 2013. - Т.7, вып.2. - С.172-177.
19. Анисимов С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Финансы. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
20. Артемьева С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе // Финансы. - 2013. - №3. - С. 19-21.
21. Бабенко Е.Н., Михайлов В.Г. О согласовании параметров бюджетной и долговой политики региона // Финансы. - 2014. - №11. - С. 33.
22. Березин М.Ю. Особенности межбюджетного распределения доходов от региональных и местных налогов // Законодательство и экономика. - 2012. - №7. - С.59.
23. Богачева О. Становление российской модели бюджетного
федерализма // Вопросы экономики. 2013. №8. С. 30-40.
24. Болонин А.Н. Бюджетная и налоговая политика Российской
Федерации на современном этапе // Микроэкономика. - 2012. - N 6. - С. 9-12.
25. Игудин А.Г. О бюджетировании, ориентированном на результат, во взаимоотношениях с региональными и местными бюджетами // Финансы. - 2014. - №11. - С.29.
26. Карташов А.В. Основные новации правового регулирования межбюджетных отношений // Финансовое право. 2013. № 8. С.14-16.
27. Карчевская С.А. Повышение эффективности межбюджетных отношений на региональном уровне // Финансы. - 2011. - №10. - С.25.
28. Колесов А.С. Финансовая политика субъекта Российской Федерации: цели, ресурсы, пути // Финансы. - 2012. - №7. - С. 3.
29. Кудрин А.Л. Бюджет - основа обеспечения долгосрочной финансовой устойчивости страны // Финансы. - 2012. - №12. - С. 3.
30. Лексин О. Региональная экономика и доходная база местных бюджетов // Дайджест-Финансы. - 2012. - № 4. - С. 26.
31. Лушин С. Основные направления бюджетной реформы // Экономист. - 2013. - № 2. - С. 16-22.
32. Меркушкин Н.И. Межбюджетные отношения: перспективы развития // Финансы. - 2013. - № 11. - С. 23.
33. Межбюджетные отношения: перспективы развития (Обзор
выступлений круглого стола) // Финансы. - 2014. - № 10. - С. 31.
34. Половинка В.В. Целевые трансферты: мировой опыт и российская практика // Финансы. - 2012. - № 10. - С. 19.
35. Пронина Л.И. Совершенствование межбюджетных отношений - гарантия укрепления местного самоуправления // Финансы. - 2013. - № 5. - С. 16-21.
36. Юрин А.В. О концепции повышения эффективности межбюджетных отношений в 2013-2014 годах // Финансы. - 2013. - №6. - С. 9-14.
37. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан // http://www.r16. nalog.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ