ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.1 Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.3 Педагогический потенциал классического танца в контексте 3формирования хореографических умений
Выводы по главе I 46
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу
2.1 Комплекс упражнений по формированию хореографических
умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец»
2.2 Апробация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» и ее результаты
Выводы по главе II 85
Заключение 89
Список литературы 97
Приложения 104
Глава I. Теоретические основы процесса формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.1 Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.3 Педагогический потенциал классического танца в контексте 3формирования хореографических умений
Выводы по главе I 46
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу
2.1 Комплекс упражнений по формированию хореографических
умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец»
2.2 Апробация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» и ее результаты
Выводы по главе II 85
Заключение 89
Список литературы 97
Приложения 104
Актуальность исследования. Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять профессиональную деятельность в рыночных отношениях. Это требует качественного обновления педагогической деятельности, в том числе и в развитии художественно - творческих способностей детей, в частности на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования.
Дисциплины художественного цикла являются мощным фактором развития личности, они дают возможность самореализации личности ребенка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Этот процесс является целью и результатом хореографического воспитания и становится отправной точкой осмысления предметов художественного цикла в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Степень изученности проблемы. Хореографическая педагогика всегда испытывала влияние смежных сфер педагогики, психологии, искусствоведения, культурологии и т.д., в связи с чем значительная часть исследований в области хореографии носят междисциплинарный характер.
Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассматривались в работах П.К.Анохина, Л.С.Выготского, Т.С.Злотниковой, А.А.Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.
Важным, на наш взгляд, представляется использование потенциала общепедагогических исследований, которые посвящены изучению важнейших проблем формирования оптимальных организационно- педагогических условий образовательного процесса, как системы, - работ Э.Б.Абдуллина, В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, И.С.Батракова, В.П. Беспалько, Б.М.Бим-Бада, В.А.Кан-Калика, Е.А.Климова, и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.
Вопросы художественно-эстетического воспитания, проблема формирования хореографических умений у детей рассматривались в исследованиях педагогов-ученых таких как К.А.Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М.Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.С.Костровицкая, А.М.Мессерер, В.П Мей, Т.В.Пуртова, Н.И.Тарасов, Е.Б.Юнусова и др.
Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах: И.Э.Бриске, А.И.Бурениной, Е.П.Валукина, Н.А. Вихревой,С.Н.Головкиной,Р.В.Захарова,И.Г.Калинченко,А.П.Кириллова ,Т.Б.Нарской, А.В.Никифоровой, П.А.Пестова, Н.Н.Серебренникова,
Н.В. Соковиковой, Л.И.Ярмолович и др.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом классического танца и его недостаточным использованием в формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; объективно существующей необходимостью использования потенциала классического танца и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности, методики формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала классического танца в условиях дополнительного образования.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу».
Объект исследования-художественно-эстетическое образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования-процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему;
2. Выявить особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал классического танца в контексте формирования хореографических умений;
4. Представить комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец» и проверить его эффективность.
Методологическая основой исследования явились:
- идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов обеспечивающих их реализацию, о ведущей роли творческой деятельности в профессиональной направленности личности (Н.Л.Бердяев, С.И.Гессен, А.Ф.Лосев);
- учение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- современные психолого-педагогические теории эффективной учебно-познавательной деятельности, единства теории и практики профессиональной подготовки специалистов (К.А. Абульханова-Славская, В.Г.Асеев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, П.И.Зинченко, Б.Ф. Ломов, Л.В.Петровский, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн и др.);
- фундаментальные положения искусствоведения об эстетической и культурной ценности художественного образа, в том числе и в исполнительских видах творчества (Л.М. Блок, В.М. Красовская и др.).
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста; рассмотрены особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; разработан комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт процесса формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами творческих вузов и ссузов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань. В проведении опытно-экспериментальной работы приняли участие 30 детей младшего школьного возраста.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы,
обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение педагогического опыта процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу, осуществление экспериментальной работы.
3. Этап завершения исследования: обобщение результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по хореографическому искусству; практические: наблюдение; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- апробация и внедрение в докладах на научно-практических конференциях студентов КФУ:
1. Максютова, Д.Р. Педагогическая деятельность М.Тальони и Ф. Тальони и их влияние на классический танец (2015 г.);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
1. Приволжский молодежный конкурс-фестиваль народного творчества «Национальное достояние»2014,2015,2016 г.г.(Диплом I и II степени);
3. Евразийский фестиваль студенческого творчества «На Николаевской-2014 г.» в г. Оренбург (Лауреат1 степени);
2. Республиканский фестиваль студенческого творчества
«Студенческая весна»2013, 2014, 2015, 2016г.г., в г. Казань(Диплом I степени).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографии (81), приложений (7), таблиц (5), диаграмм (3).
Дисциплины художественного цикла являются мощным фактором развития личности, они дают возможность самореализации личности ребенка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Этот процесс является целью и результатом хореографического воспитания и становится отправной точкой осмысления предметов художественного цикла в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Степень изученности проблемы. Хореографическая педагогика всегда испытывала влияние смежных сфер педагогики, психологии, искусствоведения, культурологии и т.д., в связи с чем значительная часть исследований в области хореографии носят междисциплинарный характер.
Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассматривались в работах П.К.Анохина, Л.С.Выготского, Т.С.Злотниковой, А.А.Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.
Важным, на наш взгляд, представляется использование потенциала общепедагогических исследований, которые посвящены изучению важнейших проблем формирования оптимальных организационно- педагогических условий образовательного процесса, как системы, - работ Э.Б.Абдуллина, В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, И.С.Батракова, В.П. Беспалько, Б.М.Бим-Бада, В.А.Кан-Калика, Е.А.Климова, и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.
Вопросы художественно-эстетического воспитания, проблема формирования хореографических умений у детей рассматривались в исследованиях педагогов-ученых таких как К.А.Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М.Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.С.Костровицкая, А.М.Мессерер, В.П Мей, Т.В.Пуртова, Н.И.Тарасов, Е.Б.Юнусова и др.
Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах: И.Э.Бриске, А.И.Бурениной, Е.П.Валукина, Н.А. Вихревой,С.Н.Головкиной,Р.В.Захарова,И.Г.Калинченко,А.П.Кириллова ,Т.Б.Нарской, А.В.Никифоровой, П.А.Пестова, Н.Н.Серебренникова,
Н.В. Соковиковой, Л.И.Ярмолович и др.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом классического танца и его недостаточным использованием в формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; объективно существующей необходимостью использования потенциала классического танца и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности, методики формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала классического танца в условиях дополнительного образования.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу».
Объект исследования-художественно-эстетическое образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования-процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему;
2. Выявить особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал классического танца в контексте формирования хореографических умений;
4. Представить комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец» и проверить его эффективность.
Методологическая основой исследования явились:
- идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов обеспечивающих их реализацию, о ведущей роли творческой деятельности в профессиональной направленности личности (Н.Л.Бердяев, С.И.Гессен, А.Ф.Лосев);
- учение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- современные психолого-педагогические теории эффективной учебно-познавательной деятельности, единства теории и практики профессиональной подготовки специалистов (К.А. Абульханова-Славская, В.Г.Асеев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, П.И.Зинченко, Б.Ф. Ломов, Л.В.Петровский, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн и др.);
- фундаментальные положения искусствоведения об эстетической и культурной ценности художественного образа, в том числе и в исполнительских видах творчества (Л.М. Блок, В.М. Красовская и др.).
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста; рассмотрены особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; разработан комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт процесса формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами творческих вузов и ссузов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань. В проведении опытно-экспериментальной работы приняли участие 30 детей младшего школьного возраста.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы,
обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение педагогического опыта процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу, осуществление экспериментальной работы.
3. Этап завершения исследования: обобщение результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по хореографическому искусству; практические: наблюдение; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- апробация и внедрение в докладах на научно-практических конференциях студентов КФУ:
1. Максютова, Д.Р. Педагогическая деятельность М.Тальони и Ф. Тальони и их влияние на классический танец (2015 г.);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
1. Приволжский молодежный конкурс-фестиваль народного творчества «Национальное достояние»2014,2015,2016 г.г.(Диплом I и II степени);
3. Евразийский фестиваль студенческого творчества «На Николаевской-2014 г.» в г. Оренбург (Лауреат1 степени);
2. Республиканский фестиваль студенческого творчества
«Студенческая весна»2013, 2014, 2015, 2016г.г., в г. Казань(Диплом I степени).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографии (81), приложений (7), таблиц (5), диаграмм (3).
Представленная выпускная квалификационная работа на тему «Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу» позволила определить актуальность проблемы исследования и представить следующие выводы:
1. Искусство танца как форма хореографического искусства является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений», утверждая, что нравственный идеал, возбуждает «умные эмоции»[12, с. 56].
2. Танец рассматривается как инструмент для развития тела
танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей [79] . Основу хореографического искусства составляют знания о различных видах хореографического искусства: бальный, народный, современный, классический танец; о выразительных средствах хореографии: (движения, рисунки танца, музыка, костюм; о национальных особенностях изучаемых танцев, их названия; о правильном положении корпуса, рук, ног, головы; о технических особенностях исполнения движений и др.).
3. Значимыми для нашего исследования в области художественно - эстетического воспитания, по проблеме формирования хореографических умений у детей явились исследования педагогов-ученых таких как: К.А. Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М. Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.П.Мей, Т.В.Пуртова, Е.Б.Юнусова и др., позволившие выявить недостаточную исследованность проблемы формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
4. Проведен анализ содержания основных понятий исследования «умения», «навык», «хореографические умения», нами осмыслена сущность понятий «хореография», «хореографическое искусство» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
5. Рассмотрено значение понятия «умение» как освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, предполагающие творческий подход к выполнению деятельности, а, значит, позволяет, добиться качественно новых её результатов. При выработанном навыке результативность остается на одном и том же уровне.
6. Анализ приведенных позиций показывает значительные расхождения в представлениях о родовой принадлежности понятий «умение» и «навык». Проанализировав взаимосвязь и взаимозависимость умений и навыков в деятельности, мы выявили, что в практике школьного образования принято эти категории объединить в одну.
7. Изучение проблемы формирования умений и навыков рассматривалось также и в хореографическом искусстве.
8. Мы придерживались определения понятия «хореографические умения», рассмотренное педагогом-хореографом Т.В. Пуртовой, как первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания».
9. Хореографические умения предполагают осознание цели, способов, условий выполнения действия. По мере овладения действием в результате упражнений, их выполнение перестает нуждаться в постоянном контроле со стороны сознания, работа выполняется автоматизировано. Иначе говоря, умение перестает в навык.
10. Дали определение понятию хореографический навык, который образуется в процессе осознанного действия как синтез устойчивых особенностей, как рациональное соотношение целостного исполнения действия и отдельных действий в движение. То есть навык, это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится, более точными и экономичными, ряд элементов автоматизируется [59, с.128].
11. Представили выделенную структуру хореографических умений исследователя Е.Б. Юнусовой: двигательные, музыкально-ритмические и творческие [76, с.45].
12. Рассмотрены психофизиологические особенности развития
младших школьников, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают: учение, как ведущая деятельность; развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление); большая подвижность эмоциональной сферы; повышенная познавательная и творческая активность; формирование абстрактного и творческое мышление, фантазии, воображения. В этот период происходит развитие как умственных, познавательных так и художественно-эстетических способностей ребенка. В связи с этим, использование потенциала хореографического искусства, и применение хореографических умений в художественно-образовательном процессе является актуальным.
13. В процессе занятий в хореографических школах и студиях происходит всестороннее развитие ребенка: развиваются творческие способности, ребенок приобщается к ценностям хореографического искусства, в процессе которого происходит преобразование личности через познание выразительных средств, развитие исполнительских умений и т.д.
14. В процессе формирования хореографических умений, благодаря постоянным физическим упражнениям, развиваются мышцы, гибкость и эластичность корпуса, т.е. данный процесс является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
15. Процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста требует от педагога-хореографа учета ряда особенностей таких как: анатомо-физиологические особенности строения тела школьника (темп и рост ребенка, развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости тела); особенности осанки(умение ритмично, музыкально, сбалансировано и эмоционально, выразительно двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы);введение выворотных позиций ног, развитие устойчивости, двигательной координации(умение самостоятельно исполнять доступные танцевальные движения различной видовой направленности после словесного объяснения и практического показа педагогом данного танцевального движения) [59, с. 245.].
16. Формирование хореографических умений предполагает не только усвоение технической стороны хореографических движений, но и развитие у детей ритмичности, музыкальности, творческого отношения к танцевальной деятельности [27, с.65].
17. Исходя из специфики педагогики хореографического искусства, считаем целесообразным определить этапы формирования хореографических умений:
- первоначальное содержательно-образное ознакомление детей с танцевальным движением;
- углубленное, детализированное изучение танцевального движения;
- закрепление и совершенствование танцевального движения.
18. В контексте нашего исследования мы определили следующие
подходы: полихудожественный, типологический, партисипативный,
целостный, деятельностный, антропологический, системного-деятельностный подходы.
19. В процессе рассмотрения проблемы исследования, мы пришли к выводу, что в данном возрасте имеются большие возможности для формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста. Занятия классическим танцемявляются основой в данном процессе.
20. Выявили, что классический танец обладает большим педагогическим потенциалом в формировании хореографических умений юных танцоров. Школа классического танца является единственной располагающая огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств.
21. Дали определение понятию «классический танец» как система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке выворотности ног; различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы; координации движений.
22. В процессе рассмотрения потенциала классического танца мы выяснили, что основой изучения классического танца является классический экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него. Экзерсис начинается у станка, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Умения, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах [36, с.157].
23. Рассмотрено мнение педагога-хореографа А.Я. Вагановой в определении понятия «классический экзерсис»- это комплекс упражнений, в котором нет ничего лишнего, случайного. Основная задача экзерсиса заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых упражнений помочь учащимся развить тело, научиться управлять свободно движениями и научиться двигаться под музыкальное сопровождение [16, 179 с.].Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.
24. В исследовании было определено, что упражнения классического экзерсиса очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца.
25. Рассмотрена сущность понятия урок классического танца, как некий процесс, в содержании которого заложена совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. Методика проведения урока классического танца в младших классах делится на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
26. Исследование теоретических аспектов формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста дало возможность сделать вывод, что на сегодняшний день, школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Освоение хореографических умений создает основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные, бальные, современные танцы.
27. Предлагаемый комплекс упражнений по дисциплине «Классический танец» для детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» рассчитан на 1 год обучения. На первый год обучения в детскую хореографическую школу-студию принимаются дети в возрасте 7 - 9 и 9-11лет. Занятия проводятся по 45 минут 3 раза в неделю.
28. Комплекс упражнений разработан на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»[80].
29. Представленный комплекс упражнений создан на основе программ и методик: И.Э.Бриске «Мир танца для детей», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», И.Г.Калинченко «Основы хореографии», В.С. Пасютиной «Волшебный мир танца».
30. Основная цель разработки комплекса упражнений: формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
31. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань РТ.
32. Основной целью опытно-экспериментальной работы в данном исследовании является реализация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец». В экспериментальной работе принимало участие 30 детей младшего школьного в возрасте 7-11 лет.
33. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, которые изменялись под влиянием определенных условий (мотивационно-личностный, когнитивный, двигательный и общефизический, музыкально-ритмический, эмоционально-творческий).
34. Для оценки уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, была разработана индивидуальная карта учащегося. Данная карта, представленная в виде таблицы, содержит показатели по основным критериям и уровням, где педагогом-хореографом фиксировались сведения об уровне сформированности хореографических умений учащегося в начале и в конце учебного года (Приложение 7).
35. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах.
36. Цель формирующего этапа был направлен на реализацию комплекса упражнений по дисциплине «Классический танец» в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань», подробно представленный в параграфе 2.1. Формирующий эксперимент проводился в период с октября 2014 по апрель 2015 года на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань.
37. Организация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась с учетом:
- возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся;
- уровня мотивации и интереса к изучению основ классического танца.
38. С детьми КГ (группа«Ансар») в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань» занятия проводились в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
39. Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием комплекса упражнений на занятии «Классический танец» у учащихся ЭГ и КГ после организации формирующего этапа эксперимента.
40. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному формированию хореографических умений в ЭГ (группа «Эсфир») детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», которые проявились в следующих показателях:
- развития чувства прекрасного и гармонизация личности;
- развитие ценностного отношения к хореографическому искусству, интереса к классическому танцу;
- наличие мотивации на занятиях классического танца;
- умение овладения основными движениями классического танца;
-развитие анатомо-физиологических особенностей строения тела школьника (развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости позвоночного столба);
- умение отражать в движениях характер музыки;
- стремление совершенно исполнять танцевальное движение;
- точная передача артистических и творческих проявлений на занятии;
-умение общаться и взаимодействовать с другими людьми в коллективе.
1. Искусство танца как форма хореографического искусства является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений», утверждая, что нравственный идеал, возбуждает «умные эмоции»[12, с. 56].
2. Танец рассматривается как инструмент для развития тела
танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей [79] . Основу хореографического искусства составляют знания о различных видах хореографического искусства: бальный, народный, современный, классический танец; о выразительных средствах хореографии: (движения, рисунки танца, музыка, костюм; о национальных особенностях изучаемых танцев, их названия; о правильном положении корпуса, рук, ног, головы; о технических особенностях исполнения движений и др.).
3. Значимыми для нашего исследования в области художественно - эстетического воспитания, по проблеме формирования хореографических умений у детей явились исследования педагогов-ученых таких как: К.А. Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М. Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.П.Мей, Т.В.Пуртова, Е.Б.Юнусова и др., позволившие выявить недостаточную исследованность проблемы формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
4. Проведен анализ содержания основных понятий исследования «умения», «навык», «хореографические умения», нами осмыслена сущность понятий «хореография», «хореографическое искусство» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
5. Рассмотрено значение понятия «умение» как освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, предполагающие творческий подход к выполнению деятельности, а, значит, позволяет, добиться качественно новых её результатов. При выработанном навыке результативность остается на одном и том же уровне.
6. Анализ приведенных позиций показывает значительные расхождения в представлениях о родовой принадлежности понятий «умение» и «навык». Проанализировав взаимосвязь и взаимозависимость умений и навыков в деятельности, мы выявили, что в практике школьного образования принято эти категории объединить в одну.
7. Изучение проблемы формирования умений и навыков рассматривалось также и в хореографическом искусстве.
8. Мы придерживались определения понятия «хореографические умения», рассмотренное педагогом-хореографом Т.В. Пуртовой, как первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания».
9. Хореографические умения предполагают осознание цели, способов, условий выполнения действия. По мере овладения действием в результате упражнений, их выполнение перестает нуждаться в постоянном контроле со стороны сознания, работа выполняется автоматизировано. Иначе говоря, умение перестает в навык.
10. Дали определение понятию хореографический навык, который образуется в процессе осознанного действия как синтез устойчивых особенностей, как рациональное соотношение целостного исполнения действия и отдельных действий в движение. То есть навык, это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится, более точными и экономичными, ряд элементов автоматизируется [59, с.128].
11. Представили выделенную структуру хореографических умений исследователя Е.Б. Юнусовой: двигательные, музыкально-ритмические и творческие [76, с.45].
12. Рассмотрены психофизиологические особенности развития
младших школьников, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают: учение, как ведущая деятельность; развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление); большая подвижность эмоциональной сферы; повышенная познавательная и творческая активность; формирование абстрактного и творческое мышление, фантазии, воображения. В этот период происходит развитие как умственных, познавательных так и художественно-эстетических способностей ребенка. В связи с этим, использование потенциала хореографического искусства, и применение хореографических умений в художественно-образовательном процессе является актуальным.
13. В процессе занятий в хореографических школах и студиях происходит всестороннее развитие ребенка: развиваются творческие способности, ребенок приобщается к ценностям хореографического искусства, в процессе которого происходит преобразование личности через познание выразительных средств, развитие исполнительских умений и т.д.
14. В процессе формирования хореографических умений, благодаря постоянным физическим упражнениям, развиваются мышцы, гибкость и эластичность корпуса, т.е. данный процесс является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
15. Процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста требует от педагога-хореографа учета ряда особенностей таких как: анатомо-физиологические особенности строения тела школьника (темп и рост ребенка, развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости тела); особенности осанки(умение ритмично, музыкально, сбалансировано и эмоционально, выразительно двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы);введение выворотных позиций ног, развитие устойчивости, двигательной координации(умение самостоятельно исполнять доступные танцевальные движения различной видовой направленности после словесного объяснения и практического показа педагогом данного танцевального движения) [59, с. 245.].
16. Формирование хореографических умений предполагает не только усвоение технической стороны хореографических движений, но и развитие у детей ритмичности, музыкальности, творческого отношения к танцевальной деятельности [27, с.65].
17. Исходя из специфики педагогики хореографического искусства, считаем целесообразным определить этапы формирования хореографических умений:
- первоначальное содержательно-образное ознакомление детей с танцевальным движением;
- углубленное, детализированное изучение танцевального движения;
- закрепление и совершенствование танцевального движения.
18. В контексте нашего исследования мы определили следующие
подходы: полихудожественный, типологический, партисипативный,
целостный, деятельностный, антропологический, системного-деятельностный подходы.
19. В процессе рассмотрения проблемы исследования, мы пришли к выводу, что в данном возрасте имеются большие возможности для формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста. Занятия классическим танцемявляются основой в данном процессе.
20. Выявили, что классический танец обладает большим педагогическим потенциалом в формировании хореографических умений юных танцоров. Школа классического танца является единственной располагающая огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств.
21. Дали определение понятию «классический танец» как система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке выворотности ног; различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы; координации движений.
22. В процессе рассмотрения потенциала классического танца мы выяснили, что основой изучения классического танца является классический экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него. Экзерсис начинается у станка, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Умения, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах [36, с.157].
23. Рассмотрено мнение педагога-хореографа А.Я. Вагановой в определении понятия «классический экзерсис»- это комплекс упражнений, в котором нет ничего лишнего, случайного. Основная задача экзерсиса заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых упражнений помочь учащимся развить тело, научиться управлять свободно движениями и научиться двигаться под музыкальное сопровождение [16, 179 с.].Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.
24. В исследовании было определено, что упражнения классического экзерсиса очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца.
25. Рассмотрена сущность понятия урок классического танца, как некий процесс, в содержании которого заложена совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. Методика проведения урока классического танца в младших классах делится на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
26. Исследование теоретических аспектов формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста дало возможность сделать вывод, что на сегодняшний день, школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Освоение хореографических умений создает основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные, бальные, современные танцы.
27. Предлагаемый комплекс упражнений по дисциплине «Классический танец» для детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» рассчитан на 1 год обучения. На первый год обучения в детскую хореографическую школу-студию принимаются дети в возрасте 7 - 9 и 9-11лет. Занятия проводятся по 45 минут 3 раза в неделю.
28. Комплекс упражнений разработан на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»[80].
29. Представленный комплекс упражнений создан на основе программ и методик: И.Э.Бриске «Мир танца для детей», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», И.Г.Калинченко «Основы хореографии», В.С. Пасютиной «Волшебный мир танца».
30. Основная цель разработки комплекса упражнений: формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
31. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань РТ.
32. Основной целью опытно-экспериментальной работы в данном исследовании является реализация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец». В экспериментальной работе принимало участие 30 детей младшего школьного в возрасте 7-11 лет.
33. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, которые изменялись под влиянием определенных условий (мотивационно-личностный, когнитивный, двигательный и общефизический, музыкально-ритмический, эмоционально-творческий).
34. Для оценки уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, была разработана индивидуальная карта учащегося. Данная карта, представленная в виде таблицы, содержит показатели по основным критериям и уровням, где педагогом-хореографом фиксировались сведения об уровне сформированности хореографических умений учащегося в начале и в конце учебного года (Приложение 7).
35. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах.
36. Цель формирующего этапа был направлен на реализацию комплекса упражнений по дисциплине «Классический танец» в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань», подробно представленный в параграфе 2.1. Формирующий эксперимент проводился в период с октября 2014 по апрель 2015 года на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань.
37. Организация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась с учетом:
- возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся;
- уровня мотивации и интереса к изучению основ классического танца.
38. С детьми КГ (группа«Ансар») в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань» занятия проводились в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
39. Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием комплекса упражнений на занятии «Классический танец» у учащихся ЭГ и КГ после организации формирующего этапа эксперимента.
40. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному формированию хореографических умений в ЭГ (группа «Эсфир») детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», которые проявились в следующих показателях:
- развития чувства прекрасного и гармонизация личности;
- развитие ценностного отношения к хореографическому искусству, интереса к классическому танцу;
- наличие мотивации на занятиях классического танца;
- умение овладения основными движениями классического танца;
-развитие анатомо-физиологических особенностей строения тела школьника (развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости позвоночного столба);
- умение отражать в движениях характер музыки;
- стремление совершенно исполнять танцевальное движение;
- точная передача артистических и творческих проявлений на занятии;
-умение общаться и взаимодействовать с другими людьми в коллективе.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОМУ ТАНЦУ В ДШИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ТЕХНИКИ ЙОГИ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 ЛЕТ) В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ (РИТМИКА И ТАНЕЦ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (РУССКИЙ ТАНЕЦ)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - Методика обучения классическому танцу в младших классах хореографической школы
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017



