Введение 3
Глава I. Теоретические основы процесса формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.1 Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическая проблема
1.2 Особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста
1.3 Педагогический потенциал классического танца в контексте 3формирования хореографических умений
Выводы по главе I 46
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу
2.1 Комплекс упражнений по формированию хореографических
умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец»
2.2 Апробация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» и ее результаты
Выводы по главе II 85
Заключение 89
Список литературы 97
Приложения 104
Актуальность исследования. Интенсивность изменений и преобразований современной действительности ставит перед педагогикой задачу формирования такой личности, которая способна творчески осуществлять профессиональную деятельность в рыночных отношениях. Это требует качественного обновления педагогической деятельности, в том числе и в развитии художественно - творческих способностей детей, в частности на занятиях хореографией в учреждениях дополнительного образования.
Дисциплины художественного цикла являются мощным фактором развития личности, они дают возможность самореализации личности ребенка, не подчиняя динамику и уровень его развития какому-либо стандарту, воспринимать как результат сам процесс совершенствования и развития творческого потенциала. Этот процесс является целью и результатом хореографического воспитания и становится отправной точкой осмысления предметов художественного цикла в общеобразовательной школе и в учреждениях дополнительного образования детей.
Степень изученности проблемы. Хореографическая педагогика всегда испытывала влияние смежных сфер педагогики, психологии, искусствоведения, культурологии и т.д., в связи с чем значительная часть исследований в области хореографии носят междисциплинарный характер.
Вопросы психологии искусства и художественного воспитания рассматривались в работах П.К.Анохина, Л.С.Выготского, Т.С.Злотниковой, А.А.Мелик-Пашаева, Е.В. Назайкинского, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова, Д.Б.Эльконина и др.
Важным, на наш взгляд, представляется использование потенциала общепедагогических исследований, которые посвящены изучению важнейших проблем формирования оптимальных организационно- педагогических условий образовательного процесса, как системы, - работ Э.Б.Абдуллина, В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, И.С.Батракова, В.П. Беспалько, Б.М.Бим-Бада, В.А.Кан-Калика, Е.А.Климова, и других, сформировавших целостные теоретические представления о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.
Вопросы художественно-эстетического воспитания, проблема формирования хореографических умений у детей рассматривались в исследованиях педагогов-ученых таких как К.А.Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М.Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.С.Костровицкая, А.М.Мессерер, В.П Мей, Т.В.Пуртова, Н.И.Тарасов, Е.Б.Юнусова и др.
Современная хореографическая педагогика по классическому танцу базируется на трудах: И.Э.Бриске, А.И.Бурениной, Е.П.Валукина, Н.А. Вихревой,С.Н.Головкиной,Р.В.Захарова,И.Г.Калинченко,А.П.Кириллова ,Т.Б.Нарской, А.В.Никифоровой, П.А.Пестова, Н.Н.Серебренникова,
Н.В. Соковиковой, Л.И.Ярмолович и др.
Как показывает практика и свидетельствует обзор состояния изученности избранной нами темы, проблеме формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования не достаточно уделяется должного внимания. Несмотря на довольно устойчивый интерес к ней широкого круга ученых и педагогов, необходимо теоретически и практически расширить представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу.
Таким образом, существуют противоречия между значительным развивающим потенциалом классического танца и его недостаточным использованием в формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; объективно существующей необходимостью использования потенциала классического танца и недостаточной разработанностью соответствующих методологических и методических основ и положений.
Данные противоречия на теоретико-методологическом уровне выражаются в форме научной проблемы: каковы теоретические основы, особенности, методики формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием потенциала классического танца в условиях дополнительного образования.
Решение данной проблемы обусловило выбор темы исследования: «Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу».
Объект исследования-художественно-эстетическое образование детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования-процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать эффективность комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань».
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач:
1. Рассмотреть формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста как педагогическую проблему;
2. Выявить особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста;
3. Раскрыть педагогический потенциал классического танца в контексте формирования хореографических умений;
4. Представить комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец» и проверить его эффективность.
Методологическая основой исследования явились:
- идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов обеспечивающих их реализацию, о ведущей роли творческой деятельности в профессиональной направленности личности (Н.Л.Бердяев, С.И.Гессен, А.Ф.Лосев);
- учение о ведущей роли деятельности в процессе формирования личности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- современные психолого-педагогические теории эффективной учебно-познавательной деятельности, единства теории и практики профессиональной подготовки специалистов (К.А. Абульханова-Славская, В.Г.Асеев, Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, В.В.Давыдов, П.И.Зинченко, Б.Ф. Ломов, Л.В.Петровский, В.А.Сластенин, Д.И.Фельдштейн и др.);
- фундаментальные положения искусствоведения об эстетической и культурной ценности художественного образа, в том числе и в исполнительских видах творчества (Л.М. Блок, В.М. Красовская и др.).
Научная значимость исследования заключается в том, что в нём теоретически углублены представления о формировании хореографических умений у детей младшего школьного возраста; рассмотрены особенности формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования; разработан комплекс упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец».
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе изучен, систематизирован и обобщён педагогический опыт процесса формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
Материалы исследования могут быть использованы учителями общеобразовательных школ, преподавателями учреждений дополнительного образования, студентами творческих вузов и ссузов.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань. В проведении опытно-экспериментальной работы приняли участие 30 детей младшего школьного возраста.
Этапы проведения исследования:
1. Подготовительный этап: теоретический анализ литературы,
обоснование темы и определение содержания исследования.
2. Этап организации и проведения исследования: изучение педагогического опыта процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возрастав процессе обучения классическому танцу, осуществление экспериментальной работы.
3. Этап завершения исследования: обобщение результатов экспериментальной работы, оформление выводов по теме исследования.
Методы исследования. В процессе исследования были использованы методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение учебно-программной документации по хореографическому искусству; практические: наблюдение; педагогический эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала, интерпретация полученных данных.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- апробация и внедрение в докладах на научно-практических конференциях студентов КФУ:
1. Максютова, Д.Р. Педагогическая деятельность М.Тальони и Ф. Тальони и их влияние на классический танец (2015 г.);
- участие в творческих конкурсах и фестивалях:
1. Приволжский молодежный конкурс-фестиваль народного творчества «Национальное достояние»2014,2015,2016 г.г.(Диплом I и II степени);
3. Евразийский фестиваль студенческого творчества «На Николаевской-2014 г.» в г. Оренбург (Лауреат1 степени);
2. Республиканский фестиваль студенческого творчества
«Студенческая весна»2013, 2014, 2015, 2016г.г., в г. Казань(Диплом I степени).
Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, содержащих 5 параграфов, заключения, библиографии (81), приложений (7), таблиц (5), диаграмм (3).
Представленная выпускная квалификационная работа на тему «Формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу» позволила определить актуальность проблемы исследования и представить следующие выводы:
1. Искусство танца как форма хореографического искусства является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я», влияя на его разум, чувства, волю, создавая «золотой запас впечатлений», утверждая, что нравственный идеал, возбуждает «умные эмоции»[12, с. 56].
2. Танец рассматривается как инструмент для развития тела
танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей [79] . Основу хореографического искусства составляют знания о различных видах хореографического искусства: бальный, народный, современный, классический танец; о выразительных средствах хореографии: (движения, рисунки танца, музыка, костюм; о национальных особенностях изучаемых танцев, их названия; о правильном положении корпуса, рук, ног, головы; о технических особенностях исполнения движений и др.).
3. Значимыми для нашего исследования в области художественно - эстетического воспитания, по проблеме формирования хореографических умений у детей явились исследования педагогов-ученых таких как: К.А. Абульханова-Славская, С.В.Акишев, Т.Арбо, Н.П.Базарова, Л.М. Блок, А.Я.Ваганова, М.В.Васильева-Рождественская, В.М. Красовская, В.П.Мей, Т.В.Пуртова, Е.Б.Юнусова и др., позволившие выявить недостаточную исследованность проблемы формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста.
4. Проведен анализ содержания основных понятий исследования «умения», «навык», «хореографические умения», нами осмыслена сущность понятий «хореография», «хореографическое искусство» и смысловых единиц, связанных с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
5. Рассмотрено значение понятия «умение» как освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков, предполагающие творческий подход к выполнению деятельности, а, значит, позволяет, добиться качественно новых её результатов. При выработанном навыке результативность остается на одном и том же уровне.
6. Анализ приведенных позиций показывает значительные расхождения в представлениях о родовой принадлежности понятий «умение» и «навык». Проанализировав взаимосвязь и взаимозависимость умений и навыков в деятельности, мы выявили, что в практике школьного образования принято эти категории объединить в одну.
7. Изучение проблемы формирования умений и навыков рассматривалось также и в хореографическом искусстве.
8. Мы придерживались определения понятия «хореографические умения», рассмотренное педагогом-хореографом Т.В. Пуртовой, как первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с весьма большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания».
9. Хореографические умения предполагают осознание цели, способов, условий выполнения действия. По мере овладения действием в результате упражнений, их выполнение перестает нуждаться в постоянном контроле со стороны сознания, работа выполняется автоматизировано. Иначе говоря, умение перестает в навык.
10. Дали определение понятию хореографический навык, который образуется в процессе осознанного действия как синтез устойчивых особенностей, как рациональное соотношение целостного исполнения действия и отдельных действий в движение. То есть навык, это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится, более точными и экономичными, ряд элементов автоматизируется [59, с.128].
11. Представили выделенную структуру хореографических умений исследователя Е.Б. Юнусовой: двигательные, музыкально-ритмические и творческие [76, с.45].
12. Рассмотрены психофизиологические особенности развития
младших школьников, среди которых основными для решения вышеназванной проблемы выступают: учение, как ведущая деятельность; развитие познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление); большая подвижность эмоциональной сферы; повышенная познавательная и творческая активность; формирование абстрактного и творческое мышление, фантазии, воображения. В этот период происходит развитие как умственных, познавательных так и художественно-эстетических способностей ребенка. В связи с этим, использование потенциала хореографического искусства, и применение хореографических умений в художественно-образовательном процессе является актуальным.
13. В процессе занятий в хореографических школах и студиях происходит всестороннее развитие ребенка: развиваются творческие способности, ребенок приобщается к ценностям хореографического искусства, в процессе которого происходит преобразование личности через познание выразительных средств, развитие исполнительских умений и т.д.
14. В процессе формирования хореографических умений, благодаря постоянным физическим упражнениям, развиваются мышцы, гибкость и эластичность корпуса, т.е. данный процесс является мощным фактором, влияющим на становление детского организма.
15. Процесс формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста требует от педагога-хореографа учета ряда особенностей таких как: анатомо-физиологические особенности строения тела школьника (темп и рост ребенка, развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости тела); особенности осанки(умение ритмично, музыкально, сбалансировано и эмоционально, выразительно двигаться, удерживая правильное положение корпуса, рук и головы);введение выворотных позиций ног, развитие устойчивости, двигательной координации(умение самостоятельно исполнять доступные танцевальные движения различной видовой направленности после словесного объяснения и практического показа педагогом данного танцевального движения) [59, с. 245.].
16. Формирование хореографических умений предполагает не только усвоение технической стороны хореографических движений, но и развитие у детей ритмичности, музыкальности, творческого отношения к танцевальной деятельности [27, с.65].
17. Исходя из специфики педагогики хореографического искусства, считаем целесообразным определить этапы формирования хореографических умений:
- первоначальное содержательно-образное ознакомление детей с танцевальным движением;
- углубленное, детализированное изучение танцевального движения;
- закрепление и совершенствование танцевального движения.
18. В контексте нашего исследования мы определили следующие
подходы: полихудожественный, типологический, партисипативный,
целостный, деятельностный, антропологический, системного-деятельностный подходы.
19. В процессе рассмотрения проблемы исследования, мы пришли к выводу, что в данном возрасте имеются большие возможности для формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста. Занятия классическим танцемявляются основой в данном процессе.
20. Выявили, что классический танец обладает большим педагогическим потенциалом в формировании хореографических умений юных танцоров. Школа классического танца является единственной располагающая огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств.
21. Дали определение понятию «классический танец» как система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке выворотности ног; различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы; координации движений.
22. В процессе рассмотрения потенциала классического танца мы выяснили, что основой изучения классического танца является классический экзерсис, поэтому обучение начинается именно с него. Экзерсис начинается у станка, затем по мере усвоения движений, переносится на середину зала. Умения, приобретаемые учащимися в экзерсисе, должны поддерживаться ежедневной тренировкой, основанной на строгих методических правилах [36, с.157].
23. Рассмотрено мнение педагога-хореографа А.Я. Вагановой в определении понятия «классический экзерсис»- это комплекс упражнений, в котором нет ничего лишнего, случайного. Основная задача экзерсиса заключается в том, чтобы путем целесообразно подобранных, постоянно повторяемых упражнений помочь учащимся развить тело, научиться управлять свободно движениями и научиться двигаться под музыкальное сопровождение [16, 179 с.].Классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы.
24. В исследовании было определено, что упражнения классического экзерсиса очень последовательны, каждое из них имеет свою определенную задачу. Упражнения не только тренируют тело ребенка, они обогащают его и запасом движений, которые становятся выразительным средством танца.
25. Рассмотрена сущность понятия урок классического танца, как некий процесс, в содержании которого заложена совокупность упражнений, развивающих способности танцовщиков. Методика проведения урока классического танца в младших классах делится на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.
26. Исследование теоретических аспектов формирования
хореографических умений у детей младшего школьного возраста дало возможность сделать вывод, что на сегодняшний день, школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Освоение хореографических умений создает основу для изучения других танцевальных направлений, позволяя в дальнейшем успешно осваивать народные, бальные, современные танцы.
27. Предлагаемый комплекс упражнений по дисциплине «Классический танец» для детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань» рассчитан на 1 год обучения. На первый год обучения в детскую хореографическую школу-студию принимаются дети в возрасте 7 - 9 и 9-11лет. Занятия проводятся по 45 минут 3 раза в неделю.
28. Комплекс упражнений разработан на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»[80].
29. Представленный комплекс упражнений создан на основе программ и методик: И.Э.Бриске «Мир танца для детей», А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика», И.Г.Калинченко «Основы хореографии», В.С. Пасютиной «Волшебный мир танца».
30. Основная цель разработки комплекса упражнений: формирование хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу.
31. Опытно-экспериментальная работа по исследованию процесса формирования хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу проводилась на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань РТ.
32. Основной целью опытно-экспериментальной работы в данном исследовании является реализация комплекса упражнений по формированию хореографических умений у детей младшего школьного возраста на занятии «Классический танец». В экспериментальной работе принимало участие 30 детей младшего школьного в возрасте 7-11 лет.
33. Были определены критерии, показатели оценки, направленные на получение постоянной и объективной информации об уровне сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, которые изменялись под влиянием определенных условий (мотивационно-личностный, когнитивный, двигательный и общефизический, музыкально-ритмический, эмоционально-творческий).
34. Для оценки уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста, была разработана индивидуальная карта учащегося. Данная карта, представленная в виде таблицы, содержит показатели по основным критериям и уровням, где педагогом-хореографом фиксировались сведения об уровне сформированности хореографических умений учащегося в начале и в конце учебного года (Приложение 7).
35. На констатирующем этапе с помощью диагностик был выявлен начальный уровень сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста в процессе обучения классическому танцу в ЭГ и КГ. Все диагностируемые результаты отображены в таблицах и диаграммах.
36. Цель формирующего этапа был направлен на реализацию комплекса упражнений по дисциплине «Классический танец» в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань», подробно представленный в параграфе 2.1. Формирующий эксперимент проводился в период с октября 2014 по апрель 2015 года на базе детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», г. Казань.
37. Организация формирующего этапа опытно-экспериментальной работы проводилась с учетом:
- возрастных, психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся;
- уровня мотивации и интереса к изучению основ классического танца.
38. С детьми КГ (группа«Ансар») в детской хореографической школе-студии ансамбля танца «Казань» занятия проводились в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса.
39. Цель контрольного этапа эксперимента заключалась в выявлении уровня сформированности хореографических умений у детей младшего школьного возраста с использованием комплекса упражнений на занятии «Классический танец» у учащихся ЭГ и КГ после организации формирующего этапа эксперимента.
40. В процессе проведения контрольного эксперимента было выявлено, что формирующий этап эксперимента способствовал эффективному формированию хореографических умений в ЭГ (группа «Эсфир») детской хореографической школы-студии ансамбля танца «Казань», которые проявились в следующих показателях:
- развития чувства прекрасного и гармонизация личности;
- развитие ценностного отношения к хореографическому искусству, интереса к классическому танцу;
- наличие мотивации на занятиях классического танца;
- умение овладения основными движениями классического танца;
-развитие анатомо-физиологических особенностей строения тела школьника (развитие подъема стопы, развитие танцевального шага, развитие гибкости позвоночного столба);
- умение отражать в движениях характер музыки;
- стремление совершенно исполнять танцевальное движение;
- точная передача артистических и творческих проявлений на занятии;
-умение общаться и взаимодействовать с другими людьми в коллективе.
1. Абульханова-Славская, К.А. Особенности типологического подхода и методы исследования личности / К.А.Абульханова-Славская.- М.:1990.-90 с.
2. Адищев, В.И. Теория и практика музыкального образования в российских школах закрытого типа (вторая половина 19-начало 20 века): Автореф.дис. докт.пед. наук /В.И.Адищев.-М., 2007.-140 с.
3. Амонашвили, Ш.А. Истина Школы / Ш.А.Амонашвили .- М.: Сфера, 2006. - 206 с.
4. Апресян, Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания / Ю.Д.Апресян.-М.:1995.- 350 с.
5. Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение / О.Ю.Афанасьева.-М.:Изд- во МГОУ, 2007.-324 с.
6. Базарова, Н.П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учебное пособие. 3-е изд. / Н.П.Базарова, В.П. Мей.- СПб.: Издательство «Лань», 2006.- 240 с.
7. Базарова, Н.П. Классический танец / Н.П.Базарова.-Л.: Искусство, 2009.-160 с.
8. Барышникова, Т.К. Азбука хореографии. Методические указания в помощь учащимся и педагогам / Т.К.Барышникова.- СПб.: «Люкси», «Респекс».- 256 с.
9. Бахрушин, Ю.А. История русского балета / Ю.А.Бахрушин.-М.: Просвещение, 2007. - 287 с.
10. Безруких, М.М. Физиология развития ребенка 2-ое издание / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер.- М.: Академия, 2007.-382с.
11. Беликов, В.А. Философия образования личности: деятельностный аспект / В.А.Беликов.-М.:ВЛАДОС.-2004.-354 с
12. Блок, Л.Д. Классический танец: история и современность / Л.Д.Блок. - М.: Планета, 2005. - 547с.
13. Болдырев, Н.И. Педагогика /Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров,
Ф.Ф.Королев.- М.:Просвещение, 1969.-526 с.
14. Большая Российская энциклопедия: В 2тт. / Гл.ред.
В.В.Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия,1998.-672 с.
15. Брусницына, Е.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход [Текст]: автореф. дис. канд. педаг. наук: 10. 02. 01. / Е. Н.Брусницина. - Москва, 2007. -237 с.
16. Ваганова, А.Я. Основы классического танца / А.Я.Ваганова.- М.:1984. - 342 с.
17. Вайнбаум, Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта / Я.С.Вайнбаум, В.И.Коваль, Т.А.Родионова. - М.: "Академия", 2002.-152 с.
18. Васильева, М.А. Искусство и театр / М.А.Васильева.- М.: 2001.¬168 с.
19. Вильчковский, Э.С. Педагогические основы процесса
формирования двигательной подготовленности детей 3-7 лет [Текст]: автореф.дис. д-ра пед.наук: 13.00.01, 13.00.04 / Э.С.Вильчковский.- Киев,1989.-150 с.
20. Выготский□, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический □ очерк. Книга для учителя.-3-е изд. /Л.С.ВыготскииС - М.: Просвещение, 2000.- 93 с.
21. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С.Выготский.- С-П. Союз.-1997. - 224 с.
22. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С.Выготскийпсих.исслед.- М.:АСТ:Астрель: ЛЮКС,2005.-670 с.
23. Гончаров, И.А. Советская энциклопедия 3-е изд. / И.А.Гончаров.
- М.-1969.-138 с.
24. Григорьев, А. В. Дизайн - между быть и казаться / А.В. Григорьев. - М.:Искусство.-1999.-16 с.
25. Дидактика средней школы / Под ред. М.А.Данилова.-М.: Просвещение, 1975.-303 с.
26. Загвязинский, В.И. Практическая методология педагогического поиска / В.И.Загвязинский.-Тюмень: Легион-групп, 2005.-74 с.
27. Заянчук, Т.В. Учебно-методическое пособие Хореография /
Т.В.ЗаянчукУч.метод.пособие.-Нижнекамск.:Издательство НМИ, 2007 г.-
138с.
28. Звездочкин, В. А. Классический танец / В. А.Звездочкин учеб. Пособие.- Ростов н/Дрофа, 2005. - 410 с.
29. Иваницкая, И.Н. Двигательная активность и здоровье детей / И.Н.Иваницкая.- М.: Медицина, 1987.-120 с.
30. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским коллективом: учебное пособие / ЧГАКИ / Л.Д.Ивлева.- Челябинск.:2004.-158 с.
31. Каган, М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа / М.С.Каган. - М.:1974.-328 с.
32. Каплан, С.С. Методика классического танца / С. С.Каплан, Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.-Спб.: Изд-во АРБ,
2000. - 231 с.
33. Коган, Л.Н. Художественная культура и художественное
воспитание /Л.Н.Коган.-М.:Знание.- 1979.-63 с.
34. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Народное образование, 2005. - 252 с.
35. Коренева, Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф.Коренева. - М.: Владос,
2001. - 103 с.
37. Костровицкая, В.С. Школа классического танца / В.В.Костровицкая, А.А.Писарев. - Л.: Планета музыки, 2006. - 264 с.
38. Котельникова, Е.Г. Биомеханика хореографических упражнений /Е.Г.Котельникова.- Л,1986.-76 с.
39. Станиславский, К.С. Собрание сочинений: В 8 т.
/К.С.Станиславский.- М.:Искусство.- 1959.- 503 с.
40. Кохановский, В.П. Философия и методология /В.П.Кохановский.- Ростов.: Феникс,1999.-537 с.
41. Кудрявцев, В.Т. Вехи и этапы жизненного пути // Вопросы психологии /В.Т.Кудрявцев, В.В.Давыдов. - 2010. - № 4. -108 с.
42. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н.Леонтьев.-М. : Педагогика,1983. - 320 с.
43. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И.Я.Лернер.- М.: Знание, 1980. - 126 с.
44. Лихачев, Д.С. Теория эстетического воспитания школьников / Д.С.Лихачев. - М.: Педагогика.- 2002. -183 с.
45. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С.Лихачев.-СПб.:БЛИЦ, 1999.-191 с.
46. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф.Ломов.- М.:Педагогика, 1991.-296 с.
47. Мессерер, А.М. Уроки классического танца / А.Мессерер.- М.: Планета, 2003. - 121 с.
48. Морель, Ф. Хореография в спорте / Ф.Морель.-М.:ФИС, 1971. - 110 с.
49. Национальная доктрина образования [Текст]: офиц. текст. - М.: 2000. - 243 с.
50. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образование студентов вузов: перспективные подходы / Е.Ю.Никитина.- М.:МАНИО, 2006.-154 с.
51. Орлов, В.И. Знания, умения, навыки учащихся// Педагогика /В.И.Орлов.-1977.- №2.-30 с.
52. Пасютина, В.С. Волшебный мир танца / В.С.Пасютина. - М.: 2005. - 223 с.
53. Петровский, А.В. Активность // Ведение в психологию / Под общ. ред. А.В.Петровского.-М.: Издат.центр «Академия», 1997.-279 с.
54. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова.-2-ое изд.,перераб. и доп.-М.: Педагогика-Пресс,1998.-440 с.
55. Психология / Под.ред.В.А.Крутецкого.-Изд.2-ое.-
М.:Проосвещение,1974.-304 с.
56. Психология физического воспитания и спорта [Текст] / учеб. Пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни.- М.: Физкультура и спорт, 1979.-143 с.
57. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. / Л.Е.Пуляева. - Тамбов.: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.- 80 с.
58. Пуни, А.Ц. Психология физического воспитания и спорта / А.Ц.Пуни, учеб. Пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. Т.Т.Джамгарова.- М.: Физкультура и спорт, 1979.-143 с.
59. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учебное пособие / Т.В.Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -256 с.
60. Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан.- СПб.: Питер, 2005.- 432 с.
61. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]/ К.Р.Роджерс. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.
62. Рождественская, Н.В. Психология художественного творчества / Н.В.Рождественская.-СПб.: Санкт-Петерб.гос.ун-т, 1997.-270 с.
63. Российская Федерация. Законы. Проект Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]: офиц. Текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
64. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2тт. Т.2. /С.Л.Рубенштейн.- М.:Педагогика,1989.-322 с.
65. Рыбаков, С.А. Место дополнительного образования детей в формировании воспитательной системы образовательного учреждения. Педагогика художественного образования: история, методология, практика: Материалы Всероссийской научно - практической конференции (с международным участием) «Педагогика художественного образования: история, методология, практика (Казань, 9-10 декабря 2010 г.) В 2 ч. Ч.1 / Отв. Ред. З.М. Явгильдина, Л.Г. Сафиуллина, Г.И. Батыршина.-Казань: ТГГПУ, 2011. - 520 с.
66. Скаткин, М.Н. Теоретические основы содержания общего среднего образования / М.Н.Скаткин.- М.: Педагогика.-1983.-352 с.
67. Сухомлинский, В.А. Не только разумом, но и сердцем / В.А.Сухомлинский. - М.: КВАНТА +, 2002. - 521 с.
68. Тарасов Н.И. Методика классического тренажа / Н.И. Тарасов, В.Н.Мориц, А.В.Чекрыгин.- М.:-1989.-237с.
69. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б.Теплов. - М.: Изд-во Акад. пед. наук - М.: НПО «МОДЭК», 2003. - 379 с.
70. Ушаков, Г.А. Призвание /Г.А.Ушаков.- Ижевск, 2001.-285 с.
71. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений.-В 9 т.-Т.8. /
К.Д.Ушинский.- М.: АПН РСФСР, 1980. - 507с.
72. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов.- М., 2001.- 178 с.
73. Шиллер, И.Ф. Собрание сочинений / И.Ф.Шиллер. - М.: 1997.- 252 с.
74. Шорохов, Е.В. Основы композиции /Е.В.Шорохов.-М.: Просвещение, 1979.- 303 с.
75. Эльконин, Д.Б. Мышление младшего школьника (очерки психологии детей) / Д.Б.Эльконин.-Педагогика, М.:1997 .-140 с.
76. Юнусова, Е.Б. Становление хореографических умений у детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании: [Текст]: автореф.дис. д-ра пед.наук: 13.00.02./ Е.Б.Юнусова.-Челябинск, 2011. - 138 с.
77. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании художественного мышления учителя образовательной области / Б.П.Юсов.- М.: компания Спутник +, 2004. -252с.
II. ИНТЕРНЕТ-РЕССУРСЫ
78. Выготский, Л.С. Основы психологии. Педагогическая психология
и педагогика. [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://www.persev.ru/book/vidy-metodyobucheni(Дата обращения 19.02.2016)
79. Страница Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области хореографического искусства на сайте Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.vaganova.ru(Дата обращения 10.04.2016)
80. ФГТ к дополнительной предпрофессиональной программе в области хореографического искусства. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://wdohnowenie.ru/fgt-k-dopolnitelnoj-predprofessionalnoj-programme-v-oblasti-xoreograficheskogo-iskusstva/.html(Дата
обращения08.05.2016)
81. Хореография в играх. Роль образно-игрового метода и
импровизации. [Электронный ресурс] - режим доступа:
http://pandia.ru/text/79/416/8359.php(Дата обращения 28.05.2016)