Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Работа №82124

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2016
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
282
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ»,
«художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве 7
1.2. Физиологические и психологические особенности младших подростков
в контексте развития художественно-образного мышления 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Практические опыт развития художественно-образного мышления младших подростков на примере самодеятельного хореографического коллектива 26
2.1. Разработка комплекса заданий для развития художественно-образного
мышления младших подростков 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в
самодеятельном хореографическом коллективе 43
Выводы по II главе 64
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения

Актуальность. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народно-сценического танца и современного танца. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой выразительный язык, с помощью которых создается художественный (хореографический) образ. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Многими авторами хореографическое творчество рассматривается как одно из средств всестороннего развития подростков. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографической деятельности, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Специфика хореографии состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.
Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем любой другой вид искусства чужд натуралистической подробности, обыденной достоверности. Вместе с тем, хореограф не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Знание основных составляющих художественно-образного мышления, законов его бытия и методики его развития у танцоров является одной из главных задач балетмейстера при создании хореографических постановок.
Степень изученности проблемы. Изучением творческой активности личности занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев [42], Л.С. Выготский [14], А.С. Макаренко [34] и др.
Художественно-образное мышление рассматривалось в работах Е.П. Ильина [27], Я.А. Пономарева [45], Л.И.Тимофеева [54], подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций. Художественное восприятие, лежащее в основе художественно-образного мышления, стало объектом изучения таких ученых, как Р.Арнхейм [3], Е.И. Игнатьев [26] и др.
К вопросам развития образного мышления непосредственно в хореографии обращались немногие. Особое значение для исследуемого вопроса имеют работы А.Я. Вагановой [11], Н.В. Соковиковой [50], Б. Я. Эйфмана [33].
Проведенный в ходе выполнения работы анализ теории и практики художественного воспитания подростков средствами хореографии свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе, а именно разработке эффективных упражнений, способных улучшить результаты учебно-воспитательного процесса. А ведь именно хореографическое искусство способствует развитию зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление, дает дополнительный импульс для мыслительной деятельности, тем самым гармонизируя развитие детей и молодежи.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью решения проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе и недостаточной разработкой методического материала и его применения в реальной практике. Именно это обусловило выбор темы нашего исследования - «Развитие художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе».
Цель исследования: разработать комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе и доказать его эффективность.
Объект исследования - развивающий процесс учащихся хореографического коллектива.
Предмет исследования - художественно-образное мышление младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
В связи с целью, объектом и предметом исследования выдвигается гипотеза, согласно которой использование специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2. Раскрыть психологические и физиологические особенности младших подростков в контексте развития художественно-образного мышления.
3. Разработать комплекс заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность представленного комплекса заданий.
Методологической основой исследования послужили труды в области психологии (Л.С. Выготский [14]), в области актерского(К.С. Станиславский [51]) и хореографического искусства (А. Я. Ваганова [11], Р.В. Захаров[25], П. М. Карп [28], Б. Я. Эйфман[33] и др.).
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития художественно-образного мышления; анализ и обобщение результатов эксперимента. Практические: педагогические наблюдения, беседа, педагогический эксперимент,
Базой исследования послужила творческая студия «Продвижение», конкурсная группа «Асылташ». Количество детей - 12 девочек.
Этапы исследования:
1 этап: сбор, изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; уточнение понятий «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2 этап: разработка комплекса заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
3 этап: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации разработанного комплекса заданий и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности.
Научная новизна работы заключается в разработке комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в хореографическом коллективе, эффективность которых была доказана в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть полезны педагогам-хореографам, руководителям самодеятельных коллективов.
Апробация комплекса упражнений осуществлялась в 2016 г. на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ.
Структура работы. Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений (опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» по методике Дж. Брунера; методика Е. Торренса, адаптированная А.Н.Ворониным; фотоотчет)


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По результаты проведенного исследования художественно-образного мышления младших подростков на базе самодеятельного хореографического коллектива можно сделать ряд следующих выводов:
1. Художественный образ является материалом действительности,
который переработан творческой фантазией, наделен отношением балетмейстера и исполнителя, богатством личности танцора. Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Художественно-образное мышление предполагает на основании восприятия, создание выразительного решения некоего образа. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танцевальной постановки, которая в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками.
2. У младших подростков(возраст 10-14 лет) происходит интенсивное
развитие мышления. Мышление подростка обладает рядом существенных отличий. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие всех операций и форм мышления. У них развивается образное мышление, активно формируются осознанность, логичность, критичность и самоконтроль мышления. Возрастная периодизация меняет характер психических процессов: внимание становится более сосредоточенным, интенсивным, объем «полезной» информации, получаемой из среды, увеличивается; воображение и память приобретают более избирательный, направленный характер; память долго хранит яркие впечатления и явления мира; повышается роль процессов выделения осмысленных связей с их последующей практической реализацией; представление вместе с вниманием и памятью становится более содержательным, структурным и носит эмоционально окрашенный характер, процесс построения становится быстрее; ассоциативность обретает явный и обобщенный характер сопоставления, становится богаче и разнообразней.
3. Чтобы развить художественно-образное мышление младших подростков был разработан комплекс упражнений. Чтобы проверить его эффективность была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе была проведена диагностика художественно- образного мышления младших подростков, которая показала следующее. Мышление младших подростков характеризуется: средним уровнем мышления и креативности, символическим и знаковым типом мышления, средним уровнем развития уникальности и оригинальности мышления, слабой креативностью, высоким уровнем беглости и гибкости мышления, средним уровнем творческого воображения.
4. Результаты констатирующего этапа показали, что большая часть
младших подростков (75%) обладает средним уровнем развития образного мышления под музыку, четвертая часть (25%) учащихся обладает высоким уровнем. Большая часть младших подростков (50%) обладает средним уровнем развития способности к импровизации в танце. Весомая часть учащихся (33%) обладает низким уровнем развития способности к импровизации в танце. Высоким уровнем развития способности к импровизации в танце обладает небольшое количество учащихся (17%).
5. Упражнения для развития художественно-образного мышления младших подростков активизируют ассоциативное и образное мышление, развивают воображение.
Разработанный и апробированный на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ комплекс заданий позволил младшим подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировал умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов, обеспечил развитие способности создания собственного танцевального образа, уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам контрольного этапа эксперимента можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанного комплекса упражнений по развитию художественно-творческого мышления младших подростков в хореографическом коллективе:
- у 58% (7 учащихся) повысился уровень мышления и креативности;
- у 40% (5 учащихся) развилось образное мышление, и у 33% (4 учащихся) мышление стало более символическим, у 25% (3 учащихся) мышление стало более креативное;
- у 25% (3 учащихся) повысилась оригинальность мышления;
- 34% (4учащихся) развили уникальность мышления до уровня выше среднего;
- у 8% (1 учащихся) увеличилась гибкость мышления;
- 58% (7 учащихся) повысили свой уровень развития творческого воображения;
- 50% (6 учащихся) развили свои способности к образному мышлению под музыку;
- 34% (4 учащихся) развили способность к выражению образа в танцевальной импровизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-образное мышление развивается с помощью специальных упражнений. Разработанный комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков показал свою эффективность для развития креативности, оригинальности, уникальности, гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью хореографии.



1. Александрова Н.А. Балет. Танец. Хореография. Краткий словарь танцевальных терминов и понятий. - М.: Лань, 2011. - 624 с.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. - М: Директ-Медиа, 2008. - 288 с
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Перевод с англ. Самохина В. Л., общая редакция Шестакова В. П. - М., Прогресс, 1974. - 392 с.
4. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. - 206 с.
5. Безуглая Г. А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа:Учеб. пособие. - М.: URSS, 2015. - 272 с.
6. Блазис К. Танцы вообще. - М.: Планета музыки, 2008. - 324 с.
7. Богданов К. Композиция и постановка танца. - М.: Лань, 2007. - 216 с.
8. Большая советская энциклопедия. - М: Советская энциклопедия, 2008. - 640 с.
9. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 125. - С.176¬189.
10. Булычев И. И. О взаимосвязи эмоций с оценками и знаниями, образами и понятиями // Актуальные проблемы современной когнитивной науки. -2010. - №3.- С. 24-29.
11. Ваганова А. Я.: статьи, воспоминания, материалы / под ред. Н. Д. Волкова, Ю. И. Слонимского. - М.: Искусство, 2009. - 343 с.
12. Верхоляк А. В. Влияние выразительных средств и компонентов хореографического произведения на целостное обучение ребёнка в процессе постановки танцевального драматургического номера // Science Time.-2014. - №8. - С.62-68.
13. Верхоляк А. В. Философские аспекты эстетического и разрушающего границы художественного восприятия в хореографическом искусстве // Science Time. -2014. -№8. -С. 72-76.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. - М.: Академия, 2011. - 96 с.
15. Вычужанова Л. К. Язык хореографического искусства как знаково-символическая система // Вестник Башкирского университета. -2009. - Т. 14.
- №1.- С. 230-234.
16. Гевленко Ю. А. Художественный замысел как творческаяпроцедура // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2013. - № 9. - С.96-108.
17. Горшкова Е. В. Музыкальное движение и слово в создании танцевального образа. - М.: Триада плюс, 2002.
18. Джагаева Т. Е., Жуйкова Н. А. Педагогические условияформирования творческих способностей детей в хореографическомколлективе // Мир науки, культуры, образования. -2013. - № 1. - С.139-146.
19. Долгова В. И., Аркаева Н. И., Сомова А. А. Исследование дивергентного мышления старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 126-130. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95532.htm
20. Еровенко В. А. «Математика балета» в эстетической составляющей философского осмысления танца // Российский гуманитарный журнал. -2015.-№4. - С.280-288.
21. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии. Учебник. Изд.2 стер.- М.: URSS, 2015. - 256 с.
22. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа:Учеб. пособие. 2-е изд. стер.- М.: URSS, 2015. - 128 с.
23. Зак А. З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников. - М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. - 350 с.
24. Зарипов Р. С., Валяева Е. Р. Драматургия и композиция танца:Учебно-справочное пособие. - М.: URSS, 2015. - 768 с.
25. Захаров Р. В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта.
— М.: Искусство, 2003. — 224с.
26. Игнатьев Е. И.Психология изобразительной деятельности детей. - М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2001. - 224 с.
27. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.
- СПб.: Питер, 2009 . - 444 с.
28. Карп П. Младшая муза. — М.: Детская литература, 1997. — 190 с.
29. Карпенко В. Н., Карпенко И. А., Свойкина Л. Ф. Хореографияи художественная литература: пересечение, взаимовлияние, развитие как фактор особого внимания современного балетного искусства// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. -2015. - №6. - С.70-77.
30. Колесниченко Ю. В. Инструменты хореографа. Терминологияхореографии. - М.: URSS, 2012. - 660 с.
31. Костерина М. А. Художественно-образная интерпретация пластических мотивов в искусстве танца: диссертация ... кандидата искусствоведения: 24.00.01. - Саранск, 2008. - 141 с.
32. Кулюткин Ю. Н. Развитие творческого мышления школьников. - СПб.: Питер, 2012. - 38 с.
33. Лисовец М. Я заполняю пустое пространство эмоциями, идущими от пластики тела. Интервью с Б. Эйфманом // Невское время.- 2004. - № 178.- C. 45-52
34. Макаренко А. С. Избранные педагогические труды. - М: Лань, 1977. - 298 с.
35. Марченкова А. И., Марченков А. Л. Художественный образ в хореографическом искусстве — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013, 365 с.
36. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. - М.:
Воронеж, 2003. - 393 с.
37. Миронова Е. В., Анисимова Н. В. Исследование факторов, влияющих на успешность обучения школьников //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. -2008. - №14. - С.109-115.
38. Нарская Т. Б. Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом: Репертуарный сборник. - Челябинск: ЧГАКИ, 2014. - 52 с.
39. Нестерова К. В. Моделирование процесса развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца // Изв. Рос. гос. пед. ун-та. - 2010. - № 121. - С.28-33.
40. Никитин В. Ю. Мастерство хореографа в современном танце. Учеб.пособие. Изд.2 доп.- М.: URSS, 2016. - 520 с.
41. Нилов В. Н. Педагогические условия формирования и развития творческих способностей учащихся средствами хореографического искусства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2014. -№ 1 (57). - С.194-199.
42. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М.: Педагогика-Пресс, 2004. -526 с.
43. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам. - М.: Астория, 2006. - 312 с.
44. Пономарев Я. А. Исследование проблем психологии творчества. Сборник статей. - М.: Наука, 2001. - 336 сРайс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012.- 316 с.
45. Пономарев Я. А. Психология творчества. - М., 2006. - 304 с.
46. Попова Е. Н. Основные компоненты творчества танцовщика посозданию художественного образа // Известия Самарского научного центраРоссийской академии наук. -2011. - №2-4. - С.998-1003.
47. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012.- 316 с.
48. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособ. для родителей и педагогов. - М.: Академкнига, 2002. - 167 с.
49. Смирнов И. В. Искусство балетмейстера. - М.: Лань, 2002. - 430 с.
50. Соковикова Н. В. Психология балета. - М: Palmarium Academic Publishing, 2012. - 576 с.
51. Станиславский К. С. Собрание сочинений: В 9 т. Т. 3. Работа
актера над собой. Ч. 2: Работа над собой в творческом процессе воплощения: Материалы к книге / Общ. ред. А. М. Смелянского, вступит. ст. Б. А. Покровского, коммент. Г. В. Кристи и В. В. Дыбовского. - М.:
Искусство, 1990. - 508 с.
52. Тарасов Н. Классический танец.- М.: Лань, 2008. - 511 с.
53. Теплов Б. М. Психология способностей. - СПб.: Питер, 2010. - 334 с.
54. Тимофеев Л. И. Теория литературы. Основы науки о литературе: Учебник для педагогических вузов и университетов. - М.: Учпедгиз, 2006. - 328 с.
55. Тихомиров О. К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005. - страницы!
56. Урусова М. Ю.Теоретические основы развития художественно-творческого мышления личности // Научные проблемы гуманитарных исследований. -2010. - №3. - С.18-25.
57. Фурса С. В. О языке в невербальных видах искусства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. -№1.- С. 90¬96.
58. Ходоров Д. Танцевальная терапия и глубинная психология: движущее воображение. - М.: Когито-Центр, 2009. - 219 с.
59. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии.Изд.2. - М.: URSS, 2011. - 448 с.
60. Шэффер Дэвид. Дети и подростки: психология развития. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с.
61. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.72 том. - М.: Терра, 2001. - 758 с.
62. Энциклопедия культурологии. - СПб: Университетская книга, 1998.
- 426 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ