РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
|
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ»,
«художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве 7
1.2. Физиологические и психологические особенности младших подростков
в контексте развития художественно-образного мышления 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Практические опыт развития художественно-образного мышления младших подростков на примере самодеятельного хореографического коллектива 26
2.1. Разработка комплекса заданий для развития художественно-образного
мышления младших подростков 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в
самодеятельном хореографическом коллективе 43
Выводы по II главе 64
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков 7
1.1. Психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ»,
«художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве 7
1.2. Физиологические и психологические особенности младших подростков
в контексте развития художественно-образного мышления 17
Выводы по I главе 24
Глава II. Практические опыт развития художественно-образного мышления младших подростков на примере самодеятельного хореографического коллектива 26
2.1. Разработка комплекса заданий для развития художественно-образного
мышления младших подростков 26
2.2. Опытно-экспериментальная работа по реализации комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в
самодеятельном хореографическом коллективе 43
Выводы по II главе 64
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения
Актуальность. Хореографическое искусство - это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народно-сценического танца и современного танца. Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой выразительный язык, с помощью которых создается художественный (хореографический) образ. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Многими авторами хореографическое творчество рассматривается как одно из средств всестороннего развития подростков. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографической деятельности, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Специфика хореографии состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.
Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем любой другой вид искусства чужд натуралистической подробности, обыденной достоверности. Вместе с тем, хореограф не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Знание основных составляющих художественно-образного мышления, законов его бытия и методики его развития у танцоров является одной из главных задач балетмейстера при создании хореографических постановок.
Степень изученности проблемы. Изучением творческой активности личности занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев [42], Л.С. Выготский [14], А.С. Макаренко [34] и др.
Художественно-образное мышление рассматривалось в работах Е.П. Ильина [27], Я.А. Пономарева [45], Л.И.Тимофеева [54], подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций. Художественное восприятие, лежащее в основе художественно-образного мышления, стало объектом изучения таких ученых, как Р.Арнхейм [3], Е.И. Игнатьев [26] и др.
К вопросам развития образного мышления непосредственно в хореографии обращались немногие. Особое значение для исследуемого вопроса имеют работы А.Я. Вагановой [11], Н.В. Соковиковой [50], Б. Я. Эйфмана [33].
Проведенный в ходе выполнения работы анализ теории и практики художественного воспитания подростков средствами хореографии свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе, а именно разработке эффективных упражнений, способных улучшить результаты учебно-воспитательного процесса. А ведь именно хореографическое искусство способствует развитию зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление, дает дополнительный импульс для мыслительной деятельности, тем самым гармонизируя развитие детей и молодежи.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью решения проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе и недостаточной разработкой методического материала и его применения в реальной практике. Именно это обусловило выбор темы нашего исследования - «Развитие художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе».
Цель исследования: разработать комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе и доказать его эффективность.
Объект исследования - развивающий процесс учащихся хореографического коллектива.
Предмет исследования - художественно-образное мышление младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
В связи с целью, объектом и предметом исследования выдвигается гипотеза, согласно которой использование специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2. Раскрыть психологические и физиологические особенности младших подростков в контексте развития художественно-образного мышления.
3. Разработать комплекс заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность представленного комплекса заданий.
Методологической основой исследования послужили труды в области психологии (Л.С. Выготский [14]), в области актерского(К.С. Станиславский [51]) и хореографического искусства (А. Я. Ваганова [11], Р.В. Захаров[25], П. М. Карп [28], Б. Я. Эйфман[33] и др.).
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития художественно-образного мышления; анализ и обобщение результатов эксперимента. Практические: педагогические наблюдения, беседа, педагогический эксперимент,
Базой исследования послужила творческая студия «Продвижение», конкурсная группа «Асылташ». Количество детей - 12 девочек.
Этапы исследования:
1 этап: сбор, изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; уточнение понятий «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2 этап: разработка комплекса заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
3 этап: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации разработанного комплекса заданий и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности.
Научная новизна работы заключается в разработке комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в хореографическом коллективе, эффективность которых была доказана в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть полезны педагогам-хореографам, руководителям самодеятельных коллективов.
Апробация комплекса упражнений осуществлялась в 2016 г. на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ.
Структура работы. Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений (опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» по методике Дж. Брунера; методика Е. Торренса, адаптированная А.Н.Ворониным; фотоотчет)
Многими авторами хореографическое творчество рассматривается как одно из средств всестороннего развития подростков. Продуктивность художественного воспитания детей средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографической деятельности, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Специфика хореографии состоит в том, что чувства, переживания человека она передает в пластической образно-художественной форме.
Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем любой другой вид искусства чужд натуралистической подробности, обыденной достоверности. Вместе с тем, хореограф не может творить вне связи с действительностью. Связь носит не буквальный, а опосредованный характер, она осуществляется с учетом общих эстетических законов и образности хореографического искусства. Знание основных составляющих художественно-образного мышления, законов его бытия и методики его развития у танцоров является одной из главных задач балетмейстера при создании хореографических постановок.
Степень изученности проблемы. Изучением творческой активности личности занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев [42], Л.С. Выготский [14], А.С. Макаренко [34] и др.
Художественно-образное мышление рассматривалось в работах Е.П. Ильина [27], Я.А. Пономарева [45], Л.И.Тимофеева [54], подходивших к его изучению с философских, психологических и искусствоведческих позиций. Художественное восприятие, лежащее в основе художественно-образного мышления, стало объектом изучения таких ученых, как Р.Арнхейм [3], Е.И. Игнатьев [26] и др.
К вопросам развития образного мышления непосредственно в хореографии обращались немногие. Особое значение для исследуемого вопроса имеют работы А.Я. Вагановой [11], Н.В. Соковиковой [50], Б. Я. Эйфмана [33].
Проведенный в ходе выполнения работы анализ теории и практики художественного воспитания подростков средствами хореографии свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе, а именно разработке эффективных упражнений, способных улучшить результаты учебно-воспитательного процесса. А ведь именно хореографическое искусство способствует развитию зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного и эмоционального восприятия мира, снимает умственное утомление, дает дополнительный импульс для мыслительной деятельности, тем самым гармонизируя развитие детей и молодежи.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью решения проблемы развития художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе и недостаточной разработкой методического материала и его применения в реальной практике. Именно это обусловило выбор темы нашего исследования - «Развитие художественно-образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе».
Цель исследования: разработать комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе и доказать его эффективность.
Объект исследования - развивающий процесс учащихся хореографического коллектива.
Предмет исследования - художественно-образное мышление младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
В связи с целью, объектом и предметом исследования выдвигается гипотеза, согласно которой использование специального комплекса упражнений окажет положительное влияние на развитие художественно-образного мышления младших подростков в любительском хореографическом коллективе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические аспекты понятия «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2. Раскрыть психологические и физиологические особенности младших подростков в контексте развития художественно-образного мышления.
3. Разработать комплекс заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков.
4. Опытно-экспериментальным путем исследовать эффективность представленного комплекса заданий.
Методологической основой исследования послужили труды в области психологии (Л.С. Выготский [14]), в области актерского(К.С. Станиславский [51]) и хореографического искусства (А. Я. Ваганова [11], Р.В. Захаров[25], П. М. Карп [28], Б. Я. Эйфман[33] и др.).
Методы исследования. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы по проблеме развития художественно-образного мышления; анализ и обобщение результатов эксперимента. Практические: педагогические наблюдения, беседа, педагогический эксперимент,
Базой исследования послужила творческая студия «Продвижение», конкурсная группа «Асылташ». Количество детей - 12 девочек.
Этапы исследования:
1 этап: сбор, изучение и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; уточнение понятий «художественный образ», «художественно-образное мышление» в хореографическом искусстве.
2 этап: разработка комплекса заданий для развития художественно - образного мышления младших подростков в самодеятельном хореографическом коллективе.
3 этап: проведение опытно-экспериментальной работы по реализации разработанного комплекса заданий и анализ полученных результатов с точки зрения их эффективности.
Научная новизна работы заключается в разработке комплекса заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков в хореографическом коллективе, эффективность которых была доказана в опытно-экспериментальной работе.
Практическая значимость. Материалы работы могут быть полезны педагогам-хореографам, руководителям самодеятельных коллективов.
Апробация комплекса упражнений осуществлялась в 2016 г. на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ.
Структура работы. Работа состоит извведения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений (опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» по методике Дж. Брунера; методика Е. Торренса, адаптированная А.Н.Ворониным; фотоотчет)
По результаты проведенного исследования художественно-образного мышления младших подростков на базе самодеятельного хореографического коллектива можно сделать ряд следующих выводов:
1. Художественный образ является материалом действительности,
который переработан творческой фантазией, наделен отношением балетмейстера и исполнителя, богатством личности танцора. Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Художественно-образное мышление предполагает на основании восприятия, создание выразительного решения некоего образа. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танцевальной постановки, которая в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками.
2. У младших подростков(возраст 10-14 лет) происходит интенсивное
развитие мышления. Мышление подростка обладает рядом существенных отличий. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие всех операций и форм мышления. У них развивается образное мышление, активно формируются осознанность, логичность, критичность и самоконтроль мышления. Возрастная периодизация меняет характер психических процессов: внимание становится более сосредоточенным, интенсивным, объем «полезной» информации, получаемой из среды, увеличивается; воображение и память приобретают более избирательный, направленный характер; память долго хранит яркие впечатления и явления мира; повышается роль процессов выделения осмысленных связей с их последующей практической реализацией; представление вместе с вниманием и памятью становится более содержательным, структурным и носит эмоционально окрашенный характер, процесс построения становится быстрее; ассоциативность обретает явный и обобщенный характер сопоставления, становится богаче и разнообразней.
3. Чтобы развить художественно-образное мышление младших подростков был разработан комплекс упражнений. Чтобы проверить его эффективность была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе была проведена диагностика художественно- образного мышления младших подростков, которая показала следующее. Мышление младших подростков характеризуется: средним уровнем мышления и креативности, символическим и знаковым типом мышления, средним уровнем развития уникальности и оригинальности мышления, слабой креативностью, высоким уровнем беглости и гибкости мышления, средним уровнем творческого воображения.
4. Результаты констатирующего этапа показали, что большая часть
младших подростков (75%) обладает средним уровнем развития образного мышления под музыку, четвертая часть (25%) учащихся обладает высоким уровнем. Большая часть младших подростков (50%) обладает средним уровнем развития способности к импровизации в танце. Весомая часть учащихся (33%) обладает низким уровнем развития способности к импровизации в танце. Высоким уровнем развития способности к импровизации в танце обладает небольшое количество учащихся (17%).
5. Упражнения для развития художественно-образного мышления младших подростков активизируют ассоциативное и образное мышление, развивают воображение.
Разработанный и апробированный на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ комплекс заданий позволил младшим подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировал умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов, обеспечил развитие способности создания собственного танцевального образа, уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам контрольного этапа эксперимента можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанного комплекса упражнений по развитию художественно-творческого мышления младших подростков в хореографическом коллективе:
- у 58% (7 учащихся) повысился уровень мышления и креативности;
- у 40% (5 учащихся) развилось образное мышление, и у 33% (4 учащихся) мышление стало более символическим, у 25% (3 учащихся) мышление стало более креативное;
- у 25% (3 учащихся) повысилась оригинальность мышления;
- 34% (4учащихся) развили уникальность мышления до уровня выше среднего;
- у 8% (1 учащихся) увеличилась гибкость мышления;
- 58% (7 учащихся) повысили свой уровень развития творческого воображения;
- 50% (6 учащихся) развили свои способности к образному мышлению под музыку;
- 34% (4 учащихся) развили способность к выражению образа в танцевальной импровизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-образное мышление развивается с помощью специальных упражнений. Разработанный комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков показал свою эффективность для развития креативности, оригинальности, уникальности, гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью хореографии.
1. Художественный образ является материалом действительности,
который переработан творческой фантазией, наделен отношением балетмейстера и исполнителя, богатством личности танцора. Обобщенность и многозначность хореографической пластики требует применения особых законов отображения действительности, состоящих в поэтической условности хореографических образов. Художественно-образное мышление предполагает на основании восприятия, создание выразительного решения некоего образа. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танцевальной постановки, которая в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками.
2. У младших подростков(возраст 10-14 лет) происходит интенсивное
развитие мышления. Мышление подростка обладает рядом существенных отличий. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие всех операций и форм мышления. У них развивается образное мышление, активно формируются осознанность, логичность, критичность и самоконтроль мышления. Возрастная периодизация меняет характер психических процессов: внимание становится более сосредоточенным, интенсивным, объем «полезной» информации, получаемой из среды, увеличивается; воображение и память приобретают более избирательный, направленный характер; память долго хранит яркие впечатления и явления мира; повышается роль процессов выделения осмысленных связей с их последующей практической реализацией; представление вместе с вниманием и памятью становится более содержательным, структурным и носит эмоционально окрашенный характер, процесс построения становится быстрее; ассоциативность обретает явный и обобщенный характер сопоставления, становится богаче и разнообразней.
3. Чтобы развить художественно-образное мышление младших подростков был разработан комплекс упражнений. Чтобы проверить его эффективность была проведена опытно-экспериментальная работа. На констатирующем этапе была проведена диагностика художественно- образного мышления младших подростков, которая показала следующее. Мышление младших подростков характеризуется: средним уровнем мышления и креативности, символическим и знаковым типом мышления, средним уровнем развития уникальности и оригинальности мышления, слабой креативностью, высоким уровнем беглости и гибкости мышления, средним уровнем творческого воображения.
4. Результаты констатирующего этапа показали, что большая часть
младших подростков (75%) обладает средним уровнем развития образного мышления под музыку, четвертая часть (25%) учащихся обладает высоким уровнем. Большая часть младших подростков (50%) обладает средним уровнем развития способности к импровизации в танце. Весомая часть учащихся (33%) обладает низким уровнем развития способности к импровизации в танце. Высоким уровнем развития способности к импровизации в танце обладает небольшое количество учащихся (17%).
5. Упражнения для развития художественно-образного мышления младших подростков активизируют ассоциативное и образное мышление, развивают воображение.
Разработанный и апробированный на базе самодеятельного хореографического коллектива «Асылташ» творческой студии «Продвижение» г. Казань РТ комплекс заданий позволил младшим подросткам развить осознанное выражение своего внутреннего образного ряда через танцевально-двигательную активность; сформировал умение нестандартно применять художественные средства для выражения образов, обеспечил развитие способности создания собственного танцевального образа, уверенности в своих творческих способностях, творческой смелости.
6. По результатам контрольного этапа эксперимента можно отметить существенную положительную динамику в результате применения разработанного комплекса упражнений по развитию художественно-творческого мышления младших подростков в хореографическом коллективе:
- у 58% (7 учащихся) повысился уровень мышления и креативности;
- у 40% (5 учащихся) развилось образное мышление, и у 33% (4 учащихся) мышление стало более символическим, у 25% (3 учащихся) мышление стало более креативное;
- у 25% (3 учащихся) повысилась оригинальность мышления;
- 34% (4учащихся) развили уникальность мышления до уровня выше среднего;
- у 8% (1 учащихся) увеличилась гибкость мышления;
- 58% (7 учащихся) повысили свой уровень развития творческого воображения;
- 50% (6 учащихся) развили свои способности к образному мышлению под музыку;
- 34% (4 учащихся) развили способность к выражению образа в танцевальной импровизации.
Таким образом, можно сделать вывод, что художественно-образное мышление развивается с помощью специальных упражнений. Разработанный комплекс заданий для развития художественно-образного мышления младших подростков показал свою эффективность для развития креативности, оригинальности, уникальности, гибкости мышления, творческого воображения, способности к выражению образа в импровизации с помощью хореографии.
Подобные работы
- Культурно-досуговая программа как фактор творческих способностей детей младших подростков (Челябинский Государственный Институт Культуры)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2020



