Введение 3
Глава I Историко-теоретические основания развития творческого воображения подростков средствами татарского народного танца в системе дополнительного образования 9
1.1 Психолого-педагогическая характеристика понятия
«творческого воображения» и основы его формирования в
подростковом возрасте 9
1.2 Историко-культурная характеристика татарского народного
танца 25
Выводы по главе 1 37
Глава II Практические аспекты внедрения комплекса методических приемов для развития творческого воображения подростков в процессе занятий по татарскому народному танцу 40
2.1 Разработка методических приемов развития творческого
воображения подростков на примере татарского народного танца 40
2.2 Апробация комплекса методических приемов на занятиях в
народном ансамбле современной хореографии «Акцент», г.Казань 55
Выводы по главе 2 65
Заключение 68
Список литературы 73
Приложения 78
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека. Согласно основополагающему документу в нашей стране в сфере культуры, искусства, эстетического воспитания «Концепции художественного образования РФ» (2001), основными задачами национальной политики являются: широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего раскрытию творческого потенциала детей и юношества; вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков; выявление художественно одаренных детей и молодежи, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития.
Взгляды на жизнь подрастающего поколения сегодня часто формируются под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Именно поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения к сфере родной культуры средствами национального искусства. В данном случае важным инструментом может быть использовано искусство татарского народного танца.
Историческое прошлое татарского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура. Народный танец - коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Народный танец отражает жизнь человека во всем многообразии, раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей.
Приобщение современных подростков к ценностям народного танца важно потому, что танец является воплощением древнейших самобытных традиций, без знания которых, а также национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности.
Проблема развития творческого воображения подростков актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Степень изученности
Содержательная характеристика понятия «воображение» была подробно рассмотрена в трудах психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Н.Н. Палагина, Ж. Пиаже, А.Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна, Дж. Селли, Д.Б. Эльконина и других.
Теорию и методику хореографического искусства была подробно изучена в работах Г.П. Гусева, Г.Р.Державина, В.А.Сухомлинского. Об истории культуры, костюмах, обычаях татарского народа писали в своих книгах Ф.Х. Валеев, Ф.А. Гаскаров, Г.Х. Тагиров. Занятия по хореографии в системе дополнительного образования были рассмотрены в трудах Беликова А.Н., О.В Кветной, Пуляевой Л.Е., Пуртовой Т.В.
В процессе проведения исследования нами было обнаружено противоречие между:
Наличием широкого круга методов обучения технике хореографического искусства и отсутствием методов, направленных на изучение татарского народного танца в комплексе историко-культурной характеристики, особенностей и традиций бытования в естественной среде.
Необходимость поиска теоретико-практического решения обозначенных противоречий позволила сформулировать проблему исследования: Комплекс каких методических приемов будет наиболее эффективен для развития творческого воображения подростков в процессе изучения татарских народных танцев на занятиях по хореографии в системе дополнительного образования?
На основе выделенного противоречия и сформулированной проблемы исследования была определена его тема: «Развитие творческого воображения подростков средствами татарских народных танцев в системе дополнительного образования».
Цель исследования - теоретическое обоснование и апробация комплекса методических приемов, направленных на развитие творческого воображения подростков в процессе изучения татарских народных танцев на занятиях по хореографии.
Объект исследования - процесс хореографической подготовки в системе дополнительного образования.
Предмет исследования - методическое обеспечение занятий по хореографии в системе дополнительного образования.
Гипотеза исследования - развитие творческого воображения подростков в процессе хореографической подготовки будет эффективным если:
1. Исследовать содержательную характеристику и структуру понятия «творческое воображение» подростков;
2. Изучить историко-культурные закономерности развития татарского народного танца и раскрыть его потенциал для воспитания личности подростка;
3. Совершенствовать методическое обеспечение для занятий по хореографии в системе дополнительного образования;
4. Реализовать и проверить в ходе экспериментальной работе комплекс методических приемов занятий по татарскому народному танцу.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть сущностно-содержательную характеристику понятия «творческое воображение» и основы ее формирования в подростковом возрасте;
2. Выявить историко-культурные закономерности развития и
педагогический потенциал татарского народного танца;
3. Разработать методические приемы развития творческого
воображения подростков на примере татарского народного танца;
4. Проверить эффективность комплекса методических приемов на примере занятий в народном ансамбле современной хореографии «Акцент».
Теоретическая база исследования
Понятие «творчество» рассматривали такие ученые, как Ф.Баррон, Р.В.Захаров, А.А. Пономарев; понятие личность были изучены Б.Г.Ананьевым, В.В. Давыдовым, Б.И.Кононенко. Понятие творческая личность рассматривались учеными, как О. Кульчицкая, В.А. Моляко, З.Фрейд, Т.А. Эдисон.
Комплексный подход в педагогике изучали И.С.Марьенко, В.А. Сухомлинский. Методы обучения хореографии разрабатывались авторами как А.Н Беликова, Г.П. Гусев, Г.Р.Державин, О.В. Кветная, Т.В.Пуртова.
Общая характеристика системы дополнительного образования была дана в работах Г.П.Гусева, Т.С. Ткаченко. Воспитание средствами хореографического искусства рассмотрено А.С. Фоминым. История татарского народа была изучена в трудах Ф.Х. Валеева, Ф.А. Гаскарова, Г.Х. Тагирова.
Историю развития хореографического искусства изучали А.И. Бочаров, А.В. Лопухов, А.В. Ширяев. Музыкальные традиционные жанры татарского народа можно встретить в работах таких этнографов как, А.Х. Абдуллина, В.И. Виноградова, А.С. Ключарева, А.Ф. Риттиха, С.Г. Рыбакова.
Методы исследования
Для решения задач были использованы методы: теоретический анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, этнографической, учебной и методической литературы. Методы научного познания (анализ, синтез); эмпирические методы (анкетирование, включенное наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, беседы). Экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
Этапы исследования
На первом этапе (2013-2015г.) - было осуществлено изучение и теоретический анализ проблемы по научным источникам: психолого- педагогической, учебно-методической литературы по теме исследования, формулировка гипотезы исследования, определение цели и задач.
На втором этапе (2015-2016г.) - разработан комплекс методических приемов, раскрывающий характеристику татарских народных танцевальных жанров в контексте их культурно-исторических традиций, проведен констатирующий этап эксперимента.
На третьем этапе (2016г.) - была проведена опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, апробация комплекса методических приемов в процессе занятий в народном ансамбле современной хореографии «Акцент», проведены этапы формирующего и контрольного эксперимента, обработка исследования, уточнены теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование было проведено в Культурно-досуговом комплексе им. В.И. Ленина г.Казани (Республика Татарстан) со средней группой «Мульти- dance» в народном ансамбле современной хореографии «Акцент» (руководитель Шакиров Рамиль Ильдарович). Экспериментальная работа проводилась в течение года в два этапа. В ней приняли участие 32 человека - участники ансамбля.
Научная новизна
В исследовании разработан комплекс методических приемов, способствующих развитию творческого воображения подростков в процессе изучения татарских народных танцев на занятиях по хореографии: проведение беседы о культуре и истории народных танцев, выбор музыкального сопровождения, подготовка краткой, содержательной, и интересной беседы о содержании намеченной танцевальной постановки, оформление хореографической постановки, выявление художественных закономерностей между характером танца и техникой его исполнения.
Практическая значимость исследования. Разработанный комплекс методических приемов, теоретический материал, раскрывающий характеристику татарских народных танцевальных жанров в контексте их культурно-исторических традиций, может быть внедрен в процесс занятий по народно-сценическому танцу в учебных заведениях и центрах системы дополнительного образования.
Апробация результатов исследования осуществлялась на студенческой (КФУ, Казань 2016) и международной конференции (Пшемысль, Польша 2016); материалы опубликованы в сборнике: Гаврилова В.П. Методическое обеспечение комплексного педагогического воздействия на развитие воображения подростков средствами татарского народного танца // Materialy XII Mi^dzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Naukowa przestrzen Europy - 2016» Volume 8. Pedagogiczne nauki.: Przemysl. Nauka i studia. - С. 58 - 61.
Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Представленная выпускная квалификационная работа позволила определить актуальность проблемы развитие творческого воображения подростков средствами татарских народных танцев в системе дополнительного образования и подтвердить эффективность выдвинутой гипотезы исследования.
На основе изученных материалов мы пришли к следующим выводам:
1. Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Обращение к проблеме творческого воображения подростков подробно рассмотрена в трудах психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, Ж. Пиаже, Н.Н. Палагина, С.Л. Рубинштейна, Дж. Селли, А.Т. Рибо, Д.Б. Эльконина и других.
2. Комплексный подход в педагогике изучали И.С.Марьенко, В.А. Сухомлинский. Методы обучения хореографии разрабатывались авторами как А.Н Беликова, Г.П. Гусев, Г.Р.Державин, О.В. Кветная, Т.В.Пуртова. Общая характеристика системы дополнительного образования Г.П.Гусев, Т.С. Ткаченко. Воспитание средствами хореографического искусства, танца А.С. Фомин. История татарского народа была поставлена в трудах Ф.Х. Валеева, Ф.А. Гаскарова, Г.Х. Тагирова.
3. В исследовании рассмотрены понятия «воображение» «творчество», «творческая деятельность».
4. Механизм воображения, по Ж.Пиаже составляют образы, возникающие в процессе развития ребенка в следующем порядке: статичные образы, дающие близкое к воспринимаемому отражение действительности; кинетические образы, отражающие изменения пространственных положений объектов; трансформированные образы, отражающие изменения форм.
5. Творчество является атрибутом человеческой деятельности, это её необходимое, неотъемлемое свойство, так как оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего процесса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества.
6. Творческая деятельность - это активная деятельность. Ни в коем случае нельзя назвать творчеством пассивное участие, т.е. наблюдение за процессом создания каких-либо предметов искусства или участие в действии, которое не требует приложения личных усилий.
7. Одним из наиболее важных периодов в процессе развития творческой личности является подростковый возраст. Охватывает период с 11 до 15 лет. Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания. Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии. В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток субъективно своей воле управляет обустройством своего внутреннего мира. Мир воображения особый мир. Свобода проживания во внутреннем, психологическом пространстве продвигает подростка в развитии. Свободное сочетание образов и знаков, построение новых образно-знаковых систем с новыми значениями и смыслами развивает творческие способности, дарит неповторимые высшие чувства, которые сопутствуют творческой деятельности. Воображение - важнейшая составляющая часть творческого процесса. При этом воображение, преобразуя воспринимаемое, глубже и полнее отражает действительность, чем простое восприятие.
8. Татарский народ, оставивший глубокий след в многовековой истории, объединяет в себе идею пространства и времени мира, дает ощущения, что история и культура татарского народа является неотъемлемой частью мировой истории и культуры. Татарский народный танец - это часть жизни народа, где отразились его искренность и мечты, его надежды, радости и печали. Гай Тагиров, первый татарский балетмейстер, сделал неоценимый вклад в культуру татарского народа, наметив для будущих поколений пути изучения, сохранения и развития татарского танца. Он систематизировал татарский народ танец (написал несколько книг по татарскому народному танцу) и вывел его на профессиональную сцену. Также хореографические произведения Файзи Адгамовича Гаскарова вошли в «золотой фонд» искусства сразу двух республик - Татарстана и Башкортостана. Его результаты фольклорных экспедиций по республике принесли нам много татарских танцев. Ввел новые художественно-хореографические темы и танцевально-сценические формы. Собирал и систематизировал танцы, бытовавшие в народе, самодеятельном искусстве.
9. Комплексный подход - это методологический и организационный, управленческий принцип, метод мышления, познания и решения воспитательных и иных задач. Понятие «комплекс» (от лат. complexio)толкуется как сочетание, совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое.
10. Для объединения разных элементов (история возникновения танца, условия его бытования, особенности музыкального сопровождения и национального костюма) хореографического искусства для решения задач творческого воспитания учащихся средствами народного танца нами был предложен комплексный метод.
11. Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения и обучения, в том числе и интересные методические приемы, которые вызывают у детей желание танцевать. Поэтому мы предлагаем ряд методических приемов, которые будут наиболее способствовать развитию творческого воображения подростков средствами татарского народного танца.
1. Проведение беседы о культуре и истории народных танцев (язык
танцев, выразительность пластики человеческого тела, эмоциональное состояние и характерные движения);
2. Подбор музыкального произведения, отвечающего содержанию танцевальной постановки, а также при разработке отдельных эпизодов сценария, дающего возможность увязать действие и движение с музыкой;
3. Подготовка краткой, содержательной, понятной и интересной беседы о содержании намеченной танцевальной постановки, о характере образов в ней отраженных, о взаимоотношении действующих лиц и т.д.;
4. Продумывание оформления хореографической постановки. Сценический костюм в этом плане имеет большое значение, так как он содействует яркому донесению до зрителя танцевального замысла;
5. Выявление художественных закономерностей между характером
танца и техникой его исполнения: хореографическими движениями, позами, пластическим рисунком, композицией танца.
Освоение всех вышеупомянутых знаний проходит в процессе танцевального урока. Репертуар танцев подбирать с учетом степени заинтересованности детей, полезности с точки зрения художественного и физического развития. Все перечисленные методические приемы будут способствовать развитию воображения учащихся.
13.Комплексный подход был апробирован в процессе экспериментального исследования, которое было организовано в народном ансамбле современной хореографии «Акцент» в культурно-досуговом комплексе им. В.И.Ленина. С целью изучения уровня развития творческого воображения у подростков была выбрана методика В.П. Соломина. Данные полученные на каждом этапе экспериментальной работы о внедрение комплекса методических приемов оказалось эффективно для развития творческого воображения детей на занятиях по хореографии. Отражают определенную тенденцию к повышению уровня творческого воображения подростков, входящих в экспериментальную группу, что позволяет считать проведенное исследование успешным.
1. Андреев, В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев - 3-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
2. Баклай, В.Е. Этническая хореография народов мира: учебное пособие / В.Е. Баглай. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 416 с.
3. Бакланова, Т.И. Народное художественное творчество / Т.И. Бакланова - М., 2000. - 85 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я - концепции и воспитание / Р. Бернс - М., 2006. - 422 с.
5. Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С.153-159
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 416 с.
7. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - М.: Олма - пресс, 2004. 640 с.
8. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик - Методические рекомендации. - М.: ООО «ЦГЛ « Рон»» 2000. - 112 с.
9. Валеев, Ф.Х. Татарский народный орнамент / Ф.Х. Валеев. - Казань: изд. Казань. - 2002. - 302 с.
10. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие / авт.-сост.: Т.А. Аникина, Т.Л. Зефиров, С.И. Русинова и др. - Казань: Казан. ун-т, 2013. - 135 с.
11. Выготский, Л.С. Лекции по психологии / Л.С.Выготский - СПб.: Союз, 2003 - 144 с.
12. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 573 с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1998.- 187 с.
14. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология./ М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 512 с.
15. Гаскаров, Ф.А. Татарские танцы / Ф.А.Гаскаров. - Казань: Магариф, 2002. - 143 с.
16. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца Упражнения у станка: Учебное пособие для ВУЗов искусств и культуры./ Г.П.Гусев - М.: Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2002. - 208 с.
17. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника / О.М.Дьяченко. - М., Мозаика-Синтез, 2008. - 129 с.
18. Ерохина, О.В. Школа танцев для детей. Серия «Мир вашего ребенка» / О.В.Ерохина - Ростов на Дону: Феникс, 2003.- 224 с.
19.Заика, Е.В. Комплекс игр для воображения. / Е.В.Заика // Вопросы психологии. - 2003, №2. С.54-58.
20.Замятин, Е.И. Психология творчества / Е.И. Замятин // Художественное творчество и психология: сб. ст. / АН СССР, ВНИИ искусствознания М-ва культуры СССР; отв. Ред. А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. - М: Наука, 1991. - С. 158-162.
21.Захаров, Р.В. Слово о танце / Р.В.Захаров. - М.: Молодая гвардия, 1979.-159с.
22. Ивлева, Л.Д. Методика с педагогического руководства любительским коллективом: учеб. пособие / Л.Д. Ивлева. - Челябинск: ЧГАКИ, 2004.-58с.
23. Кон, И.С. К проблеме национального характера / И.С. Кон. - История и психология.- М., 1971. - 236с.
24. Лаврова, Е. В.Функциональная афония у подростков / Е. В. Лаврова // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 2007. - № 5. - С. 79-84.
25. Левин, В.А. Воспитание творчества. / В.А.Левин. - Томск: Пеленг, 2003. - 56с.
26. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт - М, 2001. - 166с.
27. Лопухов, А.В. Основы Характерного танца / А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров - СПб.: Издательство «Лань», 2010.- 344 с.
28. Лук, А.Н. Психология творчества. / А.Н.Лук. - Наука. - 2008. - 125 с.
29. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов /А.Г.Маклаков.
- СПб.; Питер, 2001. - 583 с.; ил. - (Серия «Учебник нового века»).
30. Марьенко, И.С. Комплексный подход к постановке всего дела воспитания и его роль в формирования активной жизненной позиции подрастающего поколения / И.С. Марьенко // М.: Советская педагогика. 1979. - № 10. - С.125-128.
31. Меерович, М.И. Теории решения творческих задач / М.И. Меерович, Л.И. Шрагин - Минск: Харвест, 2003. - 428,/4/ с. - (Библиотека практической психологии).
32. Мусина, Н.Д. Традиционная танцевальная культура народов Урало- Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование / Н.Д. Мусина. - науч. ред. Р.М. Валеев, Р.Р. Юсупов - Казан. Гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: ИИЦ «Культура», 2013.- 225с.
33. Мусина, Н.Д. Татарский танец: учебно-методическое пособие / Н.Д. Мусина
- Казань: Изд-во «Отечество», 2013.- 204с.
34. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:Издательский центр «Академия», 1999. - 456с.
35. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение / Детская психология. - М: Эксмо, 2002. - 352с.
36. Нигмедзянов, М. Народные песни волжских татар / М. Нигмедзянов. - М., Всесоюзное издательство: Советский композитор. - 1982. - 134с.
37. Паламарчук В., Рудакхвська С. В1д творчо! особистост! до нових технологш навчання.//Р1дна школа.- 1998.- №2.- С.52-62.
38. Педагогика: учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2007. - 430с.
39. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000. - 416с.
40. Психологические основы формирования личности в пед. процессе / под. ред. Адольфа Коссаковски - М.: Педагогика, 1981. - 184с.
41. Пономарев, А.А. Психология творчества и педагогика / А.А.Пономарев. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.
42. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А.Полуянов. - М.: Знание, 2003. - 96 с.
43. Пуляева, Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в
хореографическом коллективе: учебное пособие / Л.Е. Пуляева. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2001. - 80 с.
44. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования./ Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 256 с.
45. Рибо, Т. Творческое воображение. Издательство: Типография Ю. Н. Эрлжхъ, Садовая, № 9, СПБ., 1907. - 329с.
46. Риттих, А.Ф. Материалы для этнографии России / А.Ф.Риттих. - Казанская губерния изд.: Казань, 1870, ч.1. - 178с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. - СПб.; Питер, 2007. - 713 с.; ил. - (Серия «Мастера психологии»)
48. Рыбаков, С.Г. О народных песнях татар, башкир и тептярей / С.Г.Рыбаков. - Спб.: Живая старина, 1894 - 331с.
49. Соломин, В.П. Психологическая безопасность / В.П.Соломин,
О.В.Шатровой, Л.А.Михайлов, Т.В.Маликова и др. - М.: «Дрофа». 2008.¬288с.
50. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1982, - 270 с.
51. Тагиров, Г.Х. Татарские танцы / Г.Х. Тагиров - Казань: Татарское книжное издательство, 1984 - 246с.
52. Тагиров, Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев / Г.Х. Тагиров - Казань: Татарское кн. изд-во, 1988.-160 с.
53. Ткаченко, Т. Народный танец: Учебное пособие. / Т.Ткаченко - М.:
Искусство, 1967. - 653 с.
54. Традиционная танцевальная культура народов Урало-Поволжья: исследование, образование, искусство, бытование / сост. Н.Д. Мусина; науч. Ред. Р.М. Валеев, Р.Р. Юсупов - Казан. Гос. ун-т культуры и искусств. - Казань: ИИЦ «Культура», 2013.- 225с.
55. Уразманова, Р.К. Праздники и обряды астраханских татар /Р.К Уразманова. - Казань: Издательство ПИК "Дом печати", 2001. - 198 с.
56. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т.5./ К.Д. Ушинский - М., 1949.- 345 с.
57. Философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией А.А. Ивина.— М.: Гардарики. 2004. - 1072 с.
58. Фрейд, З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства / З. Фрейд; пер. с нем. Е.С.Г.- СПб: Прометей, 1912.- 119 с.
59. Ханбиков, И.Я. Из истории педагогической мысли татарского народа / И.Я. Ханбиков - Казань: Татарское книжное издательство, 1967. - 232 с.
60. Шарифуллина,Ф. Журнал «Казан утлары» / Ф. Шарифуллина. - Казань, № 5, 1990 г., с. 172-175