ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования никнеймов в
Интернет-дискурсе 10
1.1. Понятие об Интернет-дискурсе 10
1.2. Сущность и специфика социальных сетей в Рунете 16
1.3. Особенности функционирования никнейма в Интернет-дискурсе 19
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Семантика никнеймов пользователей социальной сети
ВКонтакте 27
Выводы по главе 2 43
ГЛАВА 3. Структурно-функциональные особенности никнеймов 44
3.1. Структурная классификация никнеймов 45
3.2. Особенности графики и орфографии никнеймов 54
3.3. Гендерная специфика никнеймов социальной сети ВКонтакте 67
Выводы по главе 3 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Настоящее исследование посвящено анализу никнеймов пользователей социальной сети ВКонтакте, зарегистрированных на территории города Казани.
Актуальность исследования. Развитие информационных технологий в последние десятилетия привело к повсеместному распространению Интернет-коммуникации, которая воздействует на все сферы жизнедеятельности человека.
На сегодняшний день Интернет прочно вошел в нашу обыденную жизнь. Он является самым универсальным и популярным среди всех современных средств дистанционного общения, именно поэтому люди проводят во всемирной сети всё больше времени. Интернет - это средство общения между людьми посредством электронной почты, веб-сайтов, форумов, гостевых книг, систему ICQ, электронных конференций, чатов, социальных сетей.
Существует множество социальных сетей, которые созданы с целью общения в Интернете, например: ВКонтакте, Facebook, Twitter, Instagram, Wechat, Одноклассники, Мой мир в mail.ruи т.д. Среди них самой популярной социальной сетью в России является сеть ВКонтакте. Пользователи ВКонтакте имеют огромное количество возможностей - не только обмениваться сообщениями друг с другом, но и показывать фото и видео, добавлять к себе на страничку любимую музыку, смотреть фильмы, играть в игры, вступать в сообщества по интересам или создавать их.
В настоящее время существует значительная база научных работ, посвященных характеристике Интернет-коммуникации как особой среды функционирования языка (Асмус 2005; Ахренова 2009; Виноградова 2004; Галичкина 2001; Горошко 2009; Жичкина 2006; Компанцева 2004; Лутовинова 2009; Смирнов 2004; Трофимова 2004); исследованиям компьютерного жаргона (Ермакова 2001, Котова 2001); анализу гендерных параметров (Горошко 2001, 2005; Диасамидзе 2010); вопросам жанровой дифференциации (Вавилова 2001, Горошко 2007, Капанадзе 2002, Литневская 2005, Лутовинова 2009, Овчарова 2008); анализу национально-культурной специфике (Галичкина 2001, Рыжков 2010, Смирнов 2004); системно-языковой и культурно-речевой проблематике Интернет-дискурса (Моргун 2002, Самойленко 2010, Чепель 2009, Щипицина 2009), а также изучению графических, лексических и текстовых характеристик Интернет-коммуникации (Дедова 2002, Целепидис 2009).
Стоит отметить, что остается целый ряд проблем, которые еще не получили должного освещения с точки зрения современной лингвистики. Дальнейшее изучение Интернет-коммуникации направлено на анализ отдельных аспектов, уточняющих и дополняющих существующие направления исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена возникновением нового лингвистического феномена - никнейма - и определяется такими факторами, как широкое распространение последнего, его возрастающая роль в процессе коммуникации, недостаточная разработка проблемы, отсутствие комплексного исследования структурных, семантических и гендерных особенностей имени в Интернет-коммуникации. Личные имена любого языка являются средством изучения группового и национального сознания, определяемого культурой.
Работа посвящена исследованию особенностей виртуальной антропонимики (совокупности личных имен) на материале определенного жанра Интернет-дискурса - социальной сети ВКонтакте города Казани. Изучение специфики данного жанра Интернет-коммуникации представляется актуальным, так как общение в социальных сетях является одной из наиболее распространенных форм виртуального общения.
Современный человек в виртуальном пространстве стал немыслим без сетевого имени - никнейма, которое дало ему возможность создать себе образ, скрыв своё реальное «Я».
Никнейм (ник; англ. Nickname - первоначально «кличка», «прозвище»), также сетевое имя - псевдоним, используемый пользователем в Интернете, обычно в местах общения. Никнейм, который человек выбирает себе сам, это своеобразная роль, образ или маска, которую можно легко поменять при необходимости. По никнейму можно узнать об увлечениях, предпочтениях, чертах характера, интеллектуальных способностях того или иного пользователя. Никнейм - это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и привлечения внимания.
Материалом для исследования послужила сплошная выборка 1000 личных имен пользователей (никнеймов), извлеченных из российской социальной сети ВКонтакте города Казани.
Предметом исследования в данной работе являются закономерности функционирования никнеймов в социальной сети ВКонтакте.
Объект исследования - никнеймы пользователей социальной сети ВКонтакте, зарегистрированных на территории города Казани.
Цель исследования - выявление специфики и языковых особенностей никнеймов пользователей социальной сети ВКонтакте города Казани.
Поставленная цель потребовала последовательного решения следующих задач:
- раскрыть понятие Интернет-дискурса;
- определить значение термина «никнейм»;
- классифицировать никнеймы пользователей социальной сети ВКонтакте по значению;
- описать структурные, графические и орфографические особенности никнеймов, функционирующих в социальной сети ВКонтакте;
- описать гендерные особенности функционирования никнеймов.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что впервые системно охарактеризованы структурные, графические и гендерные особенности личных имен пользователей, представленных в одной из самых популярных социальных сетей ВКонтакте города Казани. А также была сделана семантическая классификация данных никнеймов, что позволяет сделать вывод об особенностях национального сознания пользователей, зарегистрированных на территории города Казани.
Методология исследования сложилась под влиянием достижений теории дискурса (Арутюнова 1990, Борботько 2009, Карасик 2002 и др.), виртуалистики (Бергельсон 2002; Войскунский 2001; Горошко 2001, 2005, 2009; Кузнецова 2008, Herring 2001 и др.), теории имени собственного (Бондалетов 1983; Васильева 2009; Гарагуля 2010; Ермолович 2005; Калакуцкая 2009; Никонов 2007; Суперанская 2009; Подольская 1994; Супрун 2004 и др.), жанрологии (Бахтин 1986, Вежбицкая 1997 и др.), гендерологии (Горошко 2001; Кирилина 2000; Cameron 2003 и др.)
В работе были использованы следующие методы и приемы исследования: метод сплошной выборки; структурный анализ;
описательно-аналитический метод, включающий приемы лингвистического наблюдения, обобщения, систематизации и интерпретации выбранных единиц; лексико-семантический анализ; метод классификации.
Теоретическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии методики изучения новых языковых явлений в сфере виртуальной коммуникации, а также в рассмотрении проблемы функционирования личных имен в контексте компьютерного общения. Полученные результаты расширяют представление о специфических особенностях никнейма как способе идентификации языковой личности в виртуальной коммуникативной среде в рамках социальных сетей, в частности социальной сети ВКонтакте города Казани.
Практическая ценность данного исследования определяется возможностью использования его результатов в лекционных курсах и на практических занятиях по языкознанию, современному русскому языку, в спецкурсах по социолингвистике, психолингвистике, компьютерной лингвистике, основам киберлингвистики, межкультурной коммуникации.
Апробация работы. Часть материалов исследования нашла отражение в публикации, индексируемой в РИНЦ:
1. Цзэн Цзыхэ. Семантика никнеймов пользователей социальной сети ВКонтакте (г. Казань) / Цзэн Цыхэ // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского Федерального университета 2015 года: сб. Статей: в 7т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. С. 111-113.
Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В результате исследования темы «Языковые особенности никнеймов пользователей социальной сети ВКонтакте» мы:
1. Изучили теоретический материал, связанный с исследованием проблемы;
2. Дали определение понятиям Интернет-дискурс, «никнейм»;
3. Провели семантический анализ никнеймов;
4. Описали структурные, графические и орфографические особенности никнеймов, используемых в социальной сети ВКонтакте;
5. Описали гендерные особенности функционирования никнеймов.
Сегодня сеть Интернет благодаря таким своим качествам, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях стала глобальным коммуникативным пространством. В этом пространстве человек существует исключительно в вербальной сущности, а одним из важнейших средств персонального воплощения в виртуальном мире, средством целенаправленной презентации себя этому миру выступает никнейм. Сетевое имя как виртуальное имя собственное, условное или вымышленное, - это, по сути, художественный образ, обозначающий индивидуальность, уникальность пользователя и имеющий ряд специфических особенностей — семантических, словообразовательных, графических, а также гендерных, социокультурных и психологических.
В виртуальной реальности пользователь сам дает себе имя, приписывает себе себе какой-либо основополагающий, по его мнению, признак, тем самым пытается продемонстрировать свою уникальность. Выбор этого признака через образную номинацию определяет его речевое поведение. Соответственно, можно выделить два основных принципа создания никнеймов.
Во-первых, пользователь может выпячивать тот признак, который несомненно является важным и значимым для него самого.
Во-вторых, пользователь может хотеть скрыть свое реальное имя, тогда он может выбрать себе имя, которое только косвенно отражает реальные признаки коммуниканта. А также может выбрать имя, которое не имеет никакой смысловой связи с реальным именем или характеристиками.
Никнейм является одним из важнейших инструментов для начала общения, это единственно возможный в сети способ самопрезентации. Никнейм выступает как средство индивидуализации человека, поэтому стремление к самовыражению подталкивает людей к сочинительству. Как мы увидели, возможности для этого велики.
В поисках новых средств выражения оригинальности, экспрессивности и оценочности виртуальных имен пользователи при создании никнеймов используют различные словообразовательные средства.
Графические средства в сетевой коммуникации выполняют особую роль, так как виртуальность исключает аудиовизуальное общение, что делает графический способ основным в процессе взаимодействия участников виртуального общения. В пространстве социальной сети графические символы и нарушение норм орфографии наполняются новым содержанием и заново переосмысливаются как средства эмоционального выражения, поэтому для участников виртуального общения характерно активное использование невербальных возможностей компьютера при создании имени: разнообразных шрифтов, математической символики, значков, своеобразных иероглифов. Особая система орфографии участвует в создании дополнительной стилистической нагруженности ника и указывает на живую и яркую личность коммуниканта.
Виртуальная сеть в целом и социальная сеть ВКонтакте в частности - это новый мир со своими законами и этикой современного общения, в котором пользователи прежде всего идентифицируют друг друга по никнейму.
Пользователи, создавая никнейм в социальных сетях, чаще всего используют свои реальные имена, но, большое количество графических символов, используемых в компьютерных программах, дает свободу при создании виртуального имени. В любом случае виртуальный мир дает возможность своим никнеймом выделиться из толпы и обратить на себя внимание.
Стоит отметить, что формат социальных сетей предполагает в большей степени наличие личных имен с ярко выраженным гендерным компонентом.
1. Аврамова А. Г. Лингвистические особенности электронного общения (на материале французского, английского и русского языков): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук (10.02.20) / Аврамова Анастасия Георгиевна. - М., 2005. - 27 с.
2. Аникина Т В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 2 (75). С.71 -76.
3. Аникина Т В. Структурная классификация никнеймов (на примере англо-, русско- и франкоязычных чатов) // Ономастика и общество: язык и культура: материалы Первой Всеросийсской научной конференции, Тамбов, 14-15 октября 2010 г. / ТГУ им. Г.Р. Державина - Тамбов, 2010. С. 127-131.
4. Арутюнова Н. Д. Дискурс // Энциклопедический лингвистический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 136-137.
5. Асмус Н. Г. Интернет-дискурс в свете нового типа коммуникации - компьютерного общения // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: Тезисы межд. науч. -практической конф. Челябинск, 2001. С. 74-75.
6. Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального
коммуникативного пространства : дис. ... канд. филол. наук : (10.02.19) / Асмус Нина Геннадьевна. - Челябинск, 2005. - 265 с.
7. Афанасьева М. А. Имена собственные в Интернет-коммуникации: гендерный аспект // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXVIII студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. - М.: «МЦНО». 2015. № 9 (27).
8. Ахренова Н. А. Интернет-дискурс как глобальное межкультурное явление и его языковое оформление: автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра. филол. наук : (10.02.19) / Ахренова Наталья Александровна. - М., 2009. - С.35.
9. Ахренова Н. А. Лингвистические особенности сетевых имен // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». Челябинск: Изд-во ЧелГУ 2009. № 9.
10. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смыслова О. В. Интернет: воздействие на личность. - М.: Можайск-Терра, 2000.
11. Балкунова A. C. Никнейм как особая группа имен собственных //
Гуманитарные науки в современном мире: материалы Второй
Международной научно-практической Интернет-конференции 26 октября- 8 ноября 2009 года / Под общ. Ред. М.А. Литовченко. - Тамбов: Изд-во ИП Чеснокова A.B., 2010. - С. 35-37.
12. Балкунова A. C. Формирование личностного образа при выборе виртуального имени (никнейма) / Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - №4 (15). -С. 38-41
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - 2-е изд., стер. - М. : Искусство, 1986. - 444 с.
14. Бергельсон М. Б. Языковые аспекты виртуальной коммуникации [Электронный ресурс] / Бергельсон М. Б. - 2002.- Режим доступа: www.rik.ru/vculture/seminar/index.html.
15. Берестнев Г. И. Прозвище как фактор самосознания // Семантические единицы и категории русского языка в диахронии : сб. науч. тр. - Калининград : КГУ, 1997. - С. 30-36.
16. Бойко Л. Н. Компьютерные наименования. Номинативный и стилистический аспекты // Некоторые проблемы грамматических категорий и семантики единиц языка. - Пятигорск, 2003. - С. 146-148.
17. Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М., 1983.-224с.
18. Борботько В. Г. Принципы формирования дискурса: от
психолингвистике к лингвосинергетике: монография. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 288 с.
19. Вавилова Е. Н. Жанровая классификация дискурса телеконференций Фидонет: Автореф. Дис... канд. филол. наук. Томск, 2001. С.20.
20. Вальтер Х., Мокиенко В. М. Большой словарь русских прозвищ. М., 2007.
21. Васильева Н. В. Собственное имя в мире текста : монография : 2-е изд., испр. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 224 с.
22. Введенская Л. А. От названий к именам / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
23. Вежбицкая А. Я. Язык. Культура. Познание / отв. ред. М. А. Кронгауз. - М. : Русские словари, 1997. - 416 с.
24. Виноградова Н. В. Компьютерный жаргон в аспекте
гендерлингвистических исследований // Исследования по славянским языкам. - 2002. - № 7. - С. 111-124.
25. Виноградова Т. Ю. Специфика общения в Интернете // Русская и сопоставительная филология: лингвокультурологический аспект.- Казань, 2004, С. 63-67.
26. Войскунский А. Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета [Электронный ресурс] // Конференция "Социальные и психологические последствия применения информационных технологий" - Режим доступа: http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm
27. Волкова Н. И. Некоторые наблюдения над прозвищами и никами и их функционированием в молодежной среде // Вестн. Коми гос. пед. ин-та. - Сыктывкар, 2004. - Вып. 1. - С. 11-16.
28. Галичкина Е. Н. Имена самопрезентации в онлайновом
интернетобщении // Дискуссионные вопросы современной лингвистики. Вып. 1. - Калуга, 2005. - С. 37-44.
29. Галичкина Е. Н. Специфика компьютерного дискурса на английском и русском языках (на материале жанра компьютерных конференций): Автореф. Дис... канд. филол. наук. Волгоград, 2001. с. 24.
30. Галкина-Федорчук Е. М. Современный русский язык: Лексикология, фонетика, морфология: учеб. пособие, 3-е изд. - М. : Книжный дом
«Либро-ком», 2009. - 408с.
31. Гарагуля С. И. Антропонимия в лингвокультурном и историческом аспектах: на материале английских личных имен: монография. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 136 с.
32. Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике - М. : Издательство ЛКИ, 2007. - 288 с.
33. Голанова Е. И. Как возникают названия. - М.,1989. - 142 с.
34. Голомидова М. В. Русская антропонимическая система на рубеже // Вопросы ономастики. - 2005. - № 2. - С. 11-22.
35. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента, М.-Харьков: Ра-Каравелла, 2001. - 320с
36. Горошко, Е.И. Гендерные особенности русскоязычного Интернета [Электронный ресурс] / Е.И.Горошко. - Режим доступа: http://www.textology.ru/public/goroshko 1 .html,2004.
37. Горошко Е. И. Гендерный анализ электронной коммуникации (постановка проблемы) // Вестник ВГУ Серия «Филология. Журналистика». 2005. № 1. С. 82-90.
38. Горошко Е.И. К уточнению понятия, «компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения // Образовательные технологии и общество. 2009. Том 12. Вып. 2. С. 445-454.
39. Горошко Е. И. Лингвистика Интернета: формирование
дисциплинарной парадигмы // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. - Вып. 5. - Орел: ОГИИК, ПФ «Картуш», 2007. - С. 223-237.
40. Григорьева Т. М. Русский язык: Орфоэпия. Графика. Орфография. История и современность : учеб. пособие. - М. : Академия, 2004. - 256 с.
41. Гусейнов Г. Заметки к антропологии русского интернета: особенности языка и литературы сетевых людей // Новое лит.обозрение. - 2000. - № 43. - С. 289-321.
42. Дедова О. В. Графическая неоднородность как категория гипертекста // Вестник МГУ! Сер. 9. Филология. - 2002. - № 6. - С. 91-103.
43. Дергилева Ж. В. Имя собственное как феномен этнокультурной идентичности // Гуманитарные исследования. - 2008. - № 3 (27). - С. 30-34.
44. Диасамидзе Л. Р Способы конструирования гендерной идентичности в Интернет-дискурсе (на материале англоязычных и русскоязычных текстов политических сетевых дневников (блогов): дис. ... канд. филол. наук : (10.02.20) / Диасамидзе Любовь Романовна. - Тюмень, 2010. - 224 с..
45. Ермакова О. И. Особенности компьютерного жаргона как специфической подсистемы русского языка [Электронный ресурс] - 2001 - Режим доступа: www.dialog-21.ru.
46. Ермолович Д. И. Имена собственные: теория и практика межъязыковой передачи - М. : Р.Валент, 2005. - 416 с.
47. Жичкина А. В. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. М., 2006. С. 67.
48. Журавлева Е. А., Корнелюк А. А. Никнейм как разновидность антропонимов // Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся молодежи «Первый шаг в науку — 2009». Минск, 2009. Т 1.
49. Захарова, Т.Н. Псевдонимы и их роль в процессе коммуникации в
Интернет-чатах / Т.Н.Захарова // Доклады Второй междунар. конф. «Гендер: Язык, Культура, Коммуникация». - М.: МГЛУ, 2001. - С. 130 - 136
50. Зиатдинов Р. Р. Никнейм как интернет-реалия [Электронный ресурс]
- 2013 - Режим доступа:
http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/03/28/nikneym-kak-intemet-realiya
51. Казяба В. В. Общая семантическая характеристика мужских никнеймов-псевдонимов немецкоязычных пользователей ICQ // STUDIA LINGUISTICA XX. Язык в логике времени: наследие, традиции, перспективы. Сб. науч. трудов. СПб, 2011. С. 279-284.
52. Калакуцкая Л. П. Склонение фамилий и личных имен в русском литературном языке - 2-е изд. - М. : Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2009. - 224 с.
53. Капанадзе Л. А. Структура и тенденции развития электронных
жанров [Электронный ресурс] / Капанадзе Л. А. Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». - 2002. - № 21. - Режим доступа:
www.rus .1september.ru/2002/21/7. htm.
54. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография. - Волгоград : Перемена, 2002. - 477 с.
55. Кирилина А. В. Гендерные аспекты массовой коммуникации // Гендер как интрига познания: Сб. статей / Сост. А. В. Кирилина. - М., 2000. - С. 47-80.
56. Кирилина А. В. Семантика личных имен: гендерный аспект // Аксиологическая лингвистика: проблемы изучения культурных концептов и этноспецифики / Под ред. Н. А. Красавского. - Волгоград, 2002. - С. 153-141.
57. Компанцева Л. Ф. Гендерные основы Интернет-коммуникации в постсоветском пространстве - Луганск, 2004. - 197 с.
58. Кондрашов П. Е. Компьютерный дискурс: социолингвистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2004. С. 156.
59. Концесвитная Е. А. К вопросу о формировании новой парадигмы лингвистического знания - виртуальной ономастики // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. - Воронеж, 2003. - Ч. 2. - С. 136-142.
60. Котова О. Е. Структура и семантика англоязычного компьютерного жаргона [Электронный ресурс] // Научно-практическая телеконференция "Антропологический подход к исследованию социума: лингвистические, социолингвистические, культурологические аспекты" - 2001. - Режим доступа: www.Isuct.ru.
61. Крысин Л. П. Лексическое заимствование и калькирование в русском языке последних десятилетий / Вопросы языкознания. - 2002. - № 6. -С. 28.
62. Кузнецова Н. В. Структура и стилистика языковых средств в текстах Интернет-форумов: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : (10.02.01) / Кузнецова Наталья Владимировна. - Тюмень, 2008. - 26 с.
63. Курчакова Н. А. Формы самопрезентации в блоге // Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. - СПб., 2007. - С. 132-163.
64. Кучников Т В. Общение в Интернете - М. : 2004. - 127 с.
65. Леонтович О. А. Компьютерный дискурс: языковая личность в
виртуальном мире // Языковая личность: институциональный и
персональный дискурс. - Волгоград, 2000. - С. 191-199.
66. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконно сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. Л. Бакланова // Вестник МГУ Сер. 9, Лингвистика. - 2005. - № 6.- С. 46-61.
67. Лутовинова О. В. Интернет как новая «устно-письменная» система коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена: общественные и гуманитарные науки: научный журнал. - 2008. - № 11 (71). - С. 58-65.
68. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса: автореф. дис.... д-ра филол. наук. Волгоград, 2009. - 39 с.
69. Макаров М. Л. Основы теории дискурса - М. : ИТДГК «Гнозис»,
2003.- 280 с.
70. Маслова В. А. Современные направления в лингвистике. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 272 с.
71. Моргун Н. Л. Научный сетевой дискурс как тип текста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : (10.02.01) - Тюмень, 2002. - 20 с.
72. Москальчук А. А. Никнейм - виртуальное имя человека. // Записки горного института. 2009. Т. 182. С. 246 - 248.
73. Наумов В. В. Лингвистическая идентификация личности - М.:
КомКнига, 2006. - 240 с.
74. Никонов В. А. Имя и общество - М.: Наука, 2007. - 278 с.
75. Овчарова К. В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования : дис. ... канд. филол. наук : (10.02.19) / Овчарова Ксения Владимировна. - Краснодар, 2008. - 240 с.
76. Подольская, Н. В. Заглавная и строчная буквы в культовых словах // Русская речь. - 1994. - № 1. - С. 49-57.
77. Полякова Е. Н. Из истории русских имён и фамилий. М., 1975.
78. Потапова Р К. Новые информационные технологии и лингвистика - Моск. гос. линг. ун-т. - М., 2002. - 573 с.
79. Робустова В. В. Антропонимическое прозвище в современном коммуникативном пространстве // Вестник МГУ Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 1. - С. 120-130.
80. Рыжков М. С. Речевые стратегии участников синхронного интернет-дискурса (на материале русско- и англоязычных чатов) : автореф. дис. На соиск. учен. степ. канд. филол. наук : (10.02.19) / Рыжков Михаил Сергеевич. - Воронеж, 2010. - 25 с.
81. Савицкая Л. С. Никнейм (ник) как средство выражения модуса высказывания (на материале интернет-дневников) // Мир русского слова № 1. - 2009, с. 58-62.
82. Самойленко Л. В. Фатические средства в речи пользователей компьютерной сетью (на примере жанра чата) : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук : (10.02.01) / Самойленко Лариса Викторовна. - Астрахань, 2010. - 17 с.
83. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: вымышленные языки / М.Ю. Сидорова, О.Н. Шувалова. - Москва: 1989. - 183 с.
84. Сидорова М. Ю. Интернет-лингвистика: межличностное общение - Москва: 1989.ру, 2006. - 190 с.
85. Смирнов Ф. О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русских языках: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд.филол. наук: (10.02.19) / Смирнов Федор Олегович. - Ярославль,2004.- 25 с.
86. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного. - М. 2009. -143 с.
87. Суперанская А. В. Суслова А. В. О русских именах. -СПб. 2008. -304 с.
88. Супрун В. И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. - М., 2004.
89. Трофимова Г. Н., Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М. 2004.
90. Улуханов И. С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания - 4-е изд. - М. : Изд-во ЛКИ, 2007. - 256 с.
91. Усачева О. Ю. Диалогическая речь в среде Интернет // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: материалы 2-й Междунар. конф. М.: МАКС Пресс, 2008. С. 408-410.
92. Ушаков Н. Н. Прозвища и личные неофициальные имена (к вопросу о границах прозвища) // Имя нарицательное и собственное. - М. : Наука, 1978. - С. 146-179.
93. Хорикова В. С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64-68.
94. Целепидис Н. В. Особенности Интернета как средства межкультурной коммуникации в молодежной среде: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. Культурологи - М., 2009. - 30 с.
95. Чепель Ю. В. Специфика синонимии в Интернет-коммуникации: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. Наук - Курск, 2009. - 24 с.
96. Чистова С. С. Сопоставительное исследование прецедентных феноменов в российской и американской рекламе бытовой техники и транспортных средств: дис. ... канд. филол. Наук - Екатеринбург, 2009. - 236 с.
97. Щипицина Л. Ю. Коммуникативные и медиалингвистические
подходы к изучению компьютерно-опосредованной коммуникации // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология.
Искусствоведение, вып. 37. - 2009. - № 35 (73). - С. 155-159.
98. Baron N. S. Computer Mediated Communication as a Force in Language Change// Visible Language. 1984. P. 118-141.
99. Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish
[Электронный ресурс] - 1954 - Режим доступа:
http://pierremerckle.fr/wp-content/uploads/2012/03/Barnes.pdf.
100. Cameron D. Language and Sexuality / D. Cameron, D. Kulick. - Cambridge: Cambridge University Press, 2003. - 183 с.
101. Herring, S., Gender Differences in Computer-Mediated Communication: Bringing Familiar Baggage to the New Frontier [Электронный ресурс] / S.Herring. - Режим доступа: http://www.cpsr.org/.