ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Роль налоговой системы в повышении эффективности
производства 5
1.2. Налог на имущество организаций, сущность и правовые основы
исчисления и взимания 6
1.3. Налог на прибыль организаций, экономическое содержание и его
нормативно-правовое регулирование 8
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ И НАЛОГОВЫХ ИСЧИСЛЕНИЙ НА
ПРИМЕРЕ ПАО «КАМАЗ» 15
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности и основные
технико-экономические показатели ПАО «КАМАЗ» 15
2.2. Анализ налоговой нагрузки ПАО «КАМАЗ» 26
2.3. Анализ действующей практики взимания налога на прибыль
организаций на примере ПАО «КАМАЗ» 30
2.4. Анализ исчисления и уплаты налога на имущество ПАО
«КАМАЗ» 32
2.5. Рекомендации по оптимизации налогообложения прибыли и
имущества предприятия 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги. Они выполняют две взаимосвязанные и взаимозависимые функции: фискальную и регулирующую, причем развитие одной из них не должно идти в ущерб другой [1].
Прибыль является обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, определяемая как разность между выручкой от финансово-хозяйственной деятельности и суммой затрат на эту деятельность. Налог на прибыль является одной из основных доходных статей бюджетов большинства развитых стран, а в бюджете Российской федерации занимает второе место после Налога на добавленную стоимость [2].
Налог на имущество, в свою очередь, является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель и имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов [3].
Интерес к более детальному рассмотрению данных налогов и послужил основной причиной выбора темы выпускной квалификационной работы. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью осуществления налоговой оптимизации на предприятии [4].
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована предпринимательская деятельность ПАО «КАМАЗ», которое является крупнейшим налогоплательщиком и применяет общую систему налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение анализа налогообложения прибыли и имущества предприятия , а также выработка рекомендаций по оптимизации налогообложения по налогу на прибыль и на имущество ПАО «КАМАЗ».
Для реализации цели поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические и правовые основы налогообложения прибыли и имущества предприятия;
- провести анализ основных технико-эконмических показателей деятельности ПАО «КАМАЗ»;
- провести анализ налогообложения прибыли и имущества ПАО «КАМАЗ»;
- рассчитать налоговую нагрузку ПАО «КАМАЗ»;
- выработать рекомендации по оптимизации налогообложения налога на прибыль и имущество ПАО «КАМАЗ».
Предметом исследования являются налог на прибыль организации и налог на имущество предприятия, уплачиваемые организацией.
Объектом исследования является ПАО «КАМАЗ», на примере которого будет продемонстрировано исчисление налога на прибыль организации и налога на имущество предприятия, уплачиваемых организацией, а также представлен и сам расчет данных налогов.
В процессе исследования и решения поставленных задач были использованы и применялись следующие общенаучные и частные научные методы познания: сравнительные, экономико-математические, анализ, статистическое наблюдение, что позволило получить достоверные научные знания и наиболее полно организовать научный поиск для достижения цели и решения поставленных задач [5].
В ходе проведенного исследования в выпускной квалификационной работе сделан ряд теоретических и практических выводов.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была изучена и проанализирована предпринимательская деятельность ПАО «КАМАЗ», которое применяет общую систему налогообложения.
Место нахождения и фактического осуществления финансово¬хозяйственной деятельности: 423827, Российская Федерация, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, проспект Автозаводский, 2.
Основным видом деятельности организации является производство грузовых автомобилей (ОКВЭД: 34.10.4).
На основе анализа важнейших технико-экономических показателей предприятия и их динамики за 2013 - 2015 гг. можно сделать выводы о том, что в целом состояние предприятия оценивается как сложное. За рассматриваемый период прирост реализации продукции и услуг наблюдается отрицательным, что обусловлено снижением платежеспособного потребительского спроса на товары и услуги предприятия. В период с 2013 по 2015 гг. показатели прибыли предприятия несут исключительно отрицательную динамику.
Проведенные в работе теоретические и практические исследования позволили достичь поставленных целей и сделать некоторые выводы о налогообложении прибыли и имущества рассматриваемого предприятия.
Сравнивая темпы падения показателей прибыли до налогообложения и прибыли от реализации можно видеть, что в 2013 г. значительная величина прибыли от реализации товаров, работ, услуг весьма благоприятно сказалась на чистой прибыли предприятия. В 2014 г. мы наблюдаем резкий спад данных показателей. По итогам 2015 г. происходит снова значительное уменьшение показателей прибыли до налогообложения и прибыли от реализации, что, естественно, также неблагоприятно сказывается и на получении чистой прибыли организации.
Снижение рентабельности продаж в 2014 г. относительно 2013 г. составило 0,31% и определяется величиной 2,52% против 2,86% в 2013 г., это обусловлено снижением прибыли от реализации.
Снижение рентабельности продаж по итогам 2015 г. относительно 2014 г. составило 7,57% и определяется величиной -5,05%. Такое снижение рентабельности предприятия обусловлено также снижением прибыли от реализации.
Важным также является показатель реализации услуг. За рассматриваемый период наблюдается небольшая нестабильность, имеет место ежегодное снижение темпов роста объемов реализации услуг, что связано со снижением клиентской базы, проблемами в поиске новых покупателей и заключением новых договоров с прежними заказчиками.
В 2014 г. наблюдается снижение темпа прироста реализованных услуг по сравнению с 2013 г., который составил 0,34% или на 352 021 тыс. руб. В 2015 г. снижение составило 16,98% или на 17 729 228 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. Это свидетельствует о достаточно неэффективной политике в области управления оборотными средствами, поскольку данные показатели должны иметь пропорциональную тенденцию, и показатель затрат на 1 рубль реализованных услуг с ростом объема выручки должен снижаться, как и происходит в 2013-2014 гг.
Анализируя себестоимость реализованных услуг можно видеть, что в 2014 г. ее величина увеличилась на 204 073 тыс. руб. или на 0,22% по сравнению с 2013 г. В 2015 г. себестоимость реализованных услуг составила - 82 643 470 тыс. руб., т.е. снизилась, в сравнении с 2014 годом на 11 270 886 тыс. руб. или на 12%.
В итоге можно сказать, что ПАО «КАМАЗ» на настоящий момент является недостаточно стабильно работающим предприятием в своей отрасли.
Проанализировав структуру и динамику налоговых платежей и рассчитав их удельный вес в общей сумме налогов, можно сказать, что наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет в 2013 г., составляют федеральные налоги, а именно: налог на доходы физических лиц (42,07%), затем налог на прибыль организации (31,59%) и налог на добавленную стоимость (26,17%). Наименьшую долю налоговых платежей заняли транспортный налог (0,17%) и налог на имущество организации, который составил всего 0,01% от общей суммы налога.
Наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет в 2014 г., составил налог на доходы физических лиц (65,06%), затем 34,69% составил налог на добавленную стоимость. Наименьшую долю среди налоговых платежей составили транспортный налог (0,24%) и налог на имущество организации, который составил всего 0,01% от общей суммы налога.
Наибольшую долю среди налоговых платежей, подлежащих уплате в
бюджет по итогам 2015 г., составляют также федеральные налоги, а именно: налог на доходы физических лиц (58,57%) и налог на добавленную стоимость (41,07%). Наименьшую долю налоговых платежей, подлежащих уплате в бюджет, составили региональные налоги. Размер транспортного налога составил 0,35% от общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет и налог на имущество организации настолько мал в 2015 году, что не набрал и 0,01% от общей суммы налога.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что наибольшую долю среди налоговых платежей занимают федеральные налоги и лишь небольшой процент от общей суммы налога, подлежащей уплате, приходится на региональные налоги.
Таким образом, в 2013 году ПАО «КАМАЗ» уплатил в федеральный бюджет 99,83% от общей суммы налога, подлежащей уплате и 0,18% в региональный бюджет. В 2014 году в федеральный бюджет уплачено 99,75%, и в региональный ушло лишь 0,25%. В 2015 году ПАО «КАМАЗ» отчислено в федеральный бюджет 99,64 % от общей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и 0,35% в региональный.
По расчетам с бюджетом предприятие не имеет просроченных задолженностей по окончанию отчетного периода, а также налоговых взысканий, пеней, штрафов и т.п. Все налоги уплачены в соответствии с установленными сроками.
Проведя анализ налоговой нагрузки на предприятие, можно сказать, что налоговая нагрузка на ПАО «КАМАЗ» достаточно низкая. В 2013 году налоговая нагрузка составила 1,89%, в 2014 году 1,34% и по итогам 2015 г. всего 1,16%.
Рассчитав сумму налога на прибыль, подлежащую уплате ПАО «КАМАЗ» в бюджет за 2013 - 2015 гг., можно сказать, что в анализируемом периоде произошло снижение прибыли, а соответственно, и сумм налога на прибыль, подлежащих уплате в бюджет. Если сравнивать 2013 г. с 2014-2015 гг., видно, что прибыль предприятия была получена лишь в 2013 году, в 2014 и 55
2015 годах был получен убыток. Это произошло в связи с опережающими темпами роста расходов предприятия. В анализируемом периоде идет тенденция только к получению убытка организацией и таким образом к нулевой сумме налога на прибыль организации.
Рассчитав сумму налога на имущество организации, подлежащего уплате в бюджет, были получены следующие результаты: за 2013 год сума налога составила 2 876 660,88 руб., за 2014 год - 13 172 756 руб. и за 2015 год - 7 878 755 руб.
В качестве предложений по оптимизации налогообложения прибыли и имущества предприятия предлагается в первую очередь усовершенствовать налоговое законодательство.
Совершенствование налогового законодательства - одна из важнейших проблем стабилизации российской экономики. Формирование
конкурентоспособной налоговой системы должно стать - в комплексе с другими направлениями реформ - одним из условий достижения устойчиво высоких показателей роста российской экономики и качественного обновления ее структуры. В связи с этим необходим определенный пересмотр приоритетов налоговой реформы. Одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов. Вторым, наиболее важным приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.
Основные задачи по развитию налоговой реформы заключаются в следующем:
- при совершенствовании налогового законодательства - обеспечение стабильности налоговой системы и повышение ее прозрачности и справедливости, увеличение на этой основе доходной базы бюджетной системы за счет расширения налогооблагаемой базы, сокращения нелегального оборота;
- упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа, минимизации налогов и сборов, имеющих целевую направленность, а также за счет максимально действующих режимов исчисления и порядка уплаты налогов и сборов;
- продолжение последовательности снижения налогового бремени, в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков путем реформирования отдельных налогов и сборов, пересмотра перечня налоговых льгот;
- обеспечение стабильности налоговой системы, достижения определенности для налогоплательщиков по объемам налоговых платежей на длительный период;
- существенное повышение уровня собираемости налогов и сборов.
Имущественные налоги должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Налог на имущество организаций предполагается установить в качестве регионального налога. При этом предполагается исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объекта налогообложения по налогу на имущество организаций, существенно сократить налоговые льготы, устанавливаемые на федеральном уровне, создать условия для перехода в перспективе к налогообложению недвижимости.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998
№ 146-ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000
№ 117-ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
3. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. [Справочная правовая система «КонсультантПлюс»].
4. Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на
2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов» от 24 ноября 2009 г. № 204-ФЗ // Российская газета. - 2009. - 26 ноября.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на
2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 2 декабря 2010 г. № 308-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 4 декабря.
6. Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 декабря 1991 г. № 2116-1 // Российская газета. - 1992. - 5 марта.
7. Алиев, Б. Х., Мусаева, Х. М., Сулейманов М. М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. - 2010. - № 11. - С. 32-38.
8. Анализ и планирование налоговых поступлений: Учебное пособие / Под ред. А.Б. Паскачева, Ф.К. Садыгова, В.И. Мишина и др. - М.: Изд-во экономико-правовой литературы, 2008. - 230 с.
9. Аронов, А.В., Кашин, В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Магистр, 2011. - 576 с.
10. Бухгалтерский учет: Учебник / Под ред. Ю.А. Бабаева. - М.: Проспект, 2010.
- 387 с.
11. Каклюгин, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Эксмо, 2010. - 405 с.
12. Ковалев, Т.Д. Налоговый учет на предприятиях и в организациях: Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 304 с.
13. Малис, Н.И. Повысить собираемость налогов в современных условиях можно и нужно // Финансы. - 2010. - № 5. - С. 42-46.
14. Налоги и налогообложение: Учебник / Под ред. И.А. Майбурова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 519 с.
15. Налоговое администрирование: Учебное пособие / под ред. Л. И.
Гончаренко - М.: КНОРУС, 2010. - 448 с.
16. Прилепов, А.С. Совершенствование налогового учета в страховых компаниях // Финансы. - 2011. - № 2. - С. 55-63.
17. Разгулин, С. В. Налоги в 2011-2012 годах // Бюджет. - 2010. - № 12. - С. 56¬60.
18. Трунов, А. В. Совершенствование налогообложения прибыли предприятий // Налоговый вестник. - 2009. - № 1. - С. 3-5.
19. Учет, анализ и прогнозирование налоговых поступлений: учеб. Комплекс /
Под ред. И.И. Бабленкова, Л.А. Аносова, Л.С. Кирина и др. - М.:
Всероссийская государственная налоговая академия, 2009. - 316 с.
20. Шаталов, Д.С. Развитие российской налоговой системы // Финансы. - 2011.
- № 2. - С. 3-9.