ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии
муниципальных образований 6
1.2. Структура и источники формирования доходов муниципальных
бюджетов 9
1.3. Структура и источники формирования расходов муниципальных
бюджетов 13
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ
БЮДЖЕТА ТУКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА 19
2.1. Краткая характеристика Тукаевского муниципального района 19
2.2. Анализ исполнения показателей доходной части консолидированного
бюджета Тукаевского муниципального района за 2013-2015 гг 20
2.3. Анализ исполнения показателей расходной части консолидированного
бюджета Тукаевского муниципального района за 2013-2015 гг 29
2.4. Оценка исполнения консолидированного бюджета Тукаевского
муниципального района за 2013-2015 гг 34
2.5. Проблемы формирования и исполнения бюджета Тукаевского
муниципального района 37
2.6. Совершенствование механизма формирования доходов бюджета
Тукаевского муниципального района 40
2.7. Совершенствование системы планирования расходов бюджета
Тукаевского муниципального района 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В любой стране бюджет - это наиболее точная форма выражения существа власти, а процесс его исполнения наглядно демонстрирует ее настоящий характер.
Местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований) составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Наличие бюджета укрепляет экономическую самостоятельность органов местного самоуправления, способствует активизации хозяйственной деятельности и развитию инфраструктуры соответствующих территорий.
Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группками населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Актуальность написания дипломной работы состоит в том, что доходы и расходы местных бюджетов занимают важное место в процессе социально-экономического развития России.
Целью дипломной работы является проведение анализа доходной и расходной части местных бюджетов и их оценка на примере Тукаевского муниципального района.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и роль местных бюджетов;
- проанализировать структуру и динамику консолидированного бюджета Тукаевского муниципального района за 2013-2015 гг.;
- выявить проблемы формирования и исполнения бюджета Тукаевского муниципального района;
- изучить пути совершенствования механизма формирования доходов и способы оптимизации расходов бюджета Тукаевского муниципального района.
Объектом исследования в работе является доходная и расходная часть местных бюджетов в современных условиях.
Предметом исследования дипломной работы является процесс образования доходов и расходования консолидированного бюджета Тукаевского муниципального района.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении раскрыта актуальность проблемы, определены предмет и объект исследования, сформулированы его цель и задачи.
В первой главе раскрываются теоретические основы исследуемого объекта.
Во второй главе затронуты вопросы, связанные с анализом исполнения бюджета, проблемы формирования и исполнения бюджета, даются рекомендации по совершенствованию исполнения бюджета Тукаевского муниципального района.
В заключении подведены основные итоги исследования, а также сделаны выводы и представлены рекомендации.
При проведении анализа структуры и динамики консолидированного бюджета Тукаевского района были использованы следующие приемы и методы: горизонтальный и вертикальный анализ, анализ коэффициентов (относительных показателей), сравнительный анализ, прогнозирование.
Информационной базой исследования являются: Конституция РФ, Бюджетный Кодекс РФ, а также нормативные и правовые акты РФ, органов исполнительной и законодательной власти; научные работы ученых- экономистов, опубликованные в ведущих экономических журналах и газетах и отдельные статьи из сети Интернет, посвященные рассматриваемой проблеме, годовые отчеты Финансово-бюджетной палаты Тукаевского муниципального района. Также использовалась учебно-методическая литература таких авторов как: Жданчиков П.А., Нестеренко Т.Г., Романовского М.В., Шувалова И.А.
Цель дипломной работы достигнута, проблемы формирования и исполнения бюджета района в современных условиях раскрыты, исследованы приоритетные направления совершенствования механизма формирования и исполнения бюджета Тукаевского района. В процессе достижения поставленной цели выполнены следующие задачи:
- раскрыто понятие и роль местного бюджета;
- проанализирована структура и динамика Тукаевского
муниципального района за 2013-2015 гг.;
- выявлены проблемы формирования и исполнения бюджета Тукаевского муниципального района;
- изучены пути совершенствования механизма формирования доходов и способы оптимизации расходов бюджета Тукаевского муниципального района.
На современном этапе, местный бюджет - это структура доходов и расходов местных бюджетов, где является главной финансовой основой местных органов и каналом для проведения общегосударственных экономических и социальных задач, через них распределяются государственные средства на развитие тех или иных отраслей, которые смогут обеспечить хорошую жизнь населению.
Сама структура местного бюджета состоит из доходной и расходной части. Исполнение бюджета Тукаевского района, формирование его доходов и расходов возложены на финансовые органы.
К доходной части Тукаевского района относятся: налоговые и налоговые доходы, безвозмездные поступления в бюджет. Местный бюджет является самодостаточным.
Проанализировав доходную часть, видно, что за период 2013-2015 годы в доходах местного бюджета района преобладает значительная доля финансовой безвозмездной помощи с вышестоящего бюджета. Это говорит о том, что собственных доходов муниципального района не достаточно для 47
осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов как оплата коммунальных услуг, выплата заработной платы, т.к. в течение финансового года возможны повышения тарифов и как следствие этого лимитов предусмотренных по бюджету может быть не достаточно.
В общей сумме доходов консолидированного бюджета налоговые доходы за 2015 год составляют 35,1%. По сравнению с 2013 годом налоговые доходы уменьшились до 80,6%, в абсолютном выражении - 61686,0 тыс. руб.
Анализ структуры налоговых доходов в разрезе видов платежей местного бюджета показал, что основу собственных доходов составляет налог на доходы физических лиц - 49,7% от суммы налоговых доходов.
На всем периоде анализа наблюдается увеличение поступлений в доходную часть бюджета неналоговых доходов. Наибольшую долю - 39,1 % в неналоговых доходах консолидированного бюджета составляют доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, которые за 2015 год составили 28265 тыс.руб. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года данные поступления увеличились на 10270 тыс. руб.
Расходы консолидированного бюджета за 2013-2015 годы осуществлялись исходя из фактического поступления финансовых ресурсов. Расходная часть бюджета Тукаевского района на 2015 год утверждена в сумме 439695,00 тыс. руб. По сравнению с аналогичным периодом 2013 и 2014 года расходы снизились на 97498,0 и 22066,0 тыс. руб. соответственно.
Бюджет района является социально направленным. В структуре расходов бюджета 2015 года доминируют отрасли социального блока: образование, общегосударственные вопросы, культура, кинематография и средства массовой информации, которые занимают от общего объема 80,9 %, что позволило обеспечить доступность и качество услуг, непосредственно влияющих на уровень жизни населения.
По итогам 2013-2014 года местный бюджет исполнен с дефицитом в 11573 тыс. руб. и 11005 тыс. руб. По итогам 2015 года местный бюджет исполнен с профицитом в 13134,0 тыс. руб.
В целях увеличения доходов местного бюджета, а также организации контроля за начислением и поступлением земельного налога и налога на имущество физических лиц, необходимо предусмотреть:
- проведение мероприятий по выявлению собственников земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечения их к налогообложению;
- содействие в оформлении прав собственности на земельные участки и имущество физическими лицами;
- установление экономически обоснованных налоговых ставок по местным налогам.
В целях обеспечения полноты учета налогоплательщиков органам местного самоуправления рекомендуется проводить работу по выявлению собственников имущества и земельных участков, не оформивших имущественные права в установленном порядке, а также разъяснительной работы с физическими лицами, которые являются потенциальными плательщиками налога на имущество физических лиц.
Другим важным аспектом повышения налоговых поступлений является работа по взысканию накопившейся задолженности по налогам. Увеличению доходов от использования государственного и муниципального имущества способствует систематизация сведений о его наличии и использовании.
В целях увеличения поступлений неналоговых доходов местных бюджетов рекомендуется организовать работу по привлечению дополнительных средств в местный бюджет путем, установления ответственных администраторов неналоговых доходов и определения требований к их деятельности.
Для развития местного самоуправления организовано на местном уровне содействие внедрению института самообложения, который позволяет 49
увеличить заинтересованность граждан к местным бюджетам, что положительно сказывается на прозрачности муниципальных финансов.
Основными направлениями совершенствования бюджетного процесса являются следующие:
- использование реестра расходных обязательств как инструмента оптимизации региональных (муниципальных) расходов;
- раздельное планирование действующих и принимаемых обязательств;
- использование инструментов оценки результативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки в бюджетном планировании.
Рекомендуется оценить все существующие в регионе льготы и выплаты, направленные на социальную поддержку отдельных категорий граждан, с точки зрения их адресности, то есть необходимо определить, насколько существующие льготы и социальные выплаты способствуют увеличению благосостояния наиболее бедных слоев населения.
Рекомендуется концентрировать расходы в основном на поддержке населения как в части недопущения резкого снижения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг, так и в части содействия занятости в различных формах, также отказаться от чрезмерного наращивания государственной поддержки сельского хозяйства.
Вне зависимости от экономической конъюнктуры рекомендуется проведение ресурсосберегающих мероприятий в подведомственных организациях с целью повышения эффективности использования средств местного бюджета.
1. Конституция Российской Федерации: федеральный закон от 12.12.1993 г. // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 5.02.2014 г.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 145-ФЗ (ред. от 01.01.2014 г.) // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 12.03.2014 г.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2): федеральный закон от 05.08.2000г., № 117-ФЗ (ред. от 20.04.2014г.) // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 2.05.2014 г.
4. Федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003г. (с последующими изменениями и дополнениями) //
5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента Российской Федерации от от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ ( ред. от 22.06.2010 г.) // Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». - Версия от 29.03.2014 г.
6. О бюджете Тукаевского муниципального района на 2013 год: решение Совета Тукаевского муниципального района РТ от 27.12.2012 г.№ 18/3.
7. О бюджете Тукаевского муниципального района на 2014 год: решение Совета Тукаевского муниципального района РТ от 09.12.2013 г. № 26/2.
8. О бюджете Тукаевского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов: решение Совета Тукаевского муниципального района РТ от 16.12.2014 г.№ 34/2.
9. Устав Муниципального образовании «Тукаевский муниципальный район» Республики Татарстан.
10. Алехин Э.В. Государственные и муниципальные финансы: учебник.
- Пенза: ПГУ, 2010. - 350 с.
11. Артюхин Р. Е. Казначейство России: по пути развития // Финансы. - 2012. - № 2. - С. 23-26.
12. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник.
- М: Дашков и К0, 2010. -344с
13. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.: ЮНИТИ, 2010.- 250с.
14. Барский А. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. - 2010. - №5. - С. 28-33.
15. Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система российской Федерации: Учебник. - М.: Дашков и К0, 2010. - 752с
16. Гринкевич Л.С., Казаков В.В. Муниципальная финансовая система Российской Федерации: научно-практическое пособие.-М.:КНОРУС , 2008.-560с.
17. Динес И. Ю. К вопросу о формировании доходной базы местного самоуправления // Финансы. - 2010. - №7. - С. 26-28.
18. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учебное пособие.- СПб.:Питер, 2009. - 320с.
19. Залогов М.А. Финансово-бюджетные механизмы мотивации эффектной деятельности органов местного самоуправления//Финансы. -2010. - №3. - С.27-30.
20. Иванова О.Б., Рукина С.Н., Денисова И.П.Государственные и муниципальные финансы: учебник. - М.:Феникс,2008.- 308с.
21. Ковалева В.В. Финансы: учебник. - М.: ПБОЮЛ, 2009.-355с.
22. Крылов Г. З.О программном бюджете во Франции //Финансы. -2010.
- № 8. - С. 68-71.
23. Львов Н. В. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований. // Финансы. - 2009. - №11. - С. 22-26
24. Панайотов А. Ф. О местных налогах, установленных федеральным законодательством // Финансы. - 2009. - №4. - С. 16-18.
25. Пронин Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов// Финансы.- 2009.- №5. - С.26-29.
26. Подъяблонская Л.М. Формирование доходов бюджетов муниципальных образований, 2011 - 135с
27. Романовский М.В., Врублевский О.В. Финансы: учебник. - 3-е изд., испр. - М.: Юрайт, 2011. - 589с.
28. Саватюгин А.Л. Итоги и задачи местного бюджета // Финансы. - 2009. - № 5. - С.3-9.