Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня в процессе формирования связной речи 8
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
1.3 Понятие связная речь в научно - методической литературе 22
1.4 Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 41
2.1 Организация, методика и результаты работы по анализу уровня развития связной у речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня и взаимодействия логопеда с семьей 41
2.2 Реализация коррекционно-педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 67
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 76
Выводы по 2 главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение
На сегодняшний день в теории и практике дошкольной педагогики актуальным является проблема создания психолого-педагогических условий для развития связной речи у старших дошкольников.
Связная речь предполагает усвоение ребенком словарного запаса родного языка, языковых норм, т.о. усвоение грамматического строя речи, a также практическое умение пользоваться изученным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание текста или самостоятельно строить связный рассказ.
Ребенок, обладая хорошо развитой связной речью, может давать развернутые ответы на поставленные вопросы, последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, свободно воспроизводить материал из учебников, произведений художественной литературы, а также свободно и качественно писать сочинения и изложения.
Процесс формирования и развития связной речи, даже при отсутствии патологии в психическом и речевом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи.
Вопросом формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались: В.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко и др. В их работах отмечается, что при коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи процесс формирования и развития связной речи приобретает важное значение из -за структуры дефекта и становится сложной задачей, главной целью всего коррекционно-развивающего процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. На сегодняшний день в коррекционно-развивающем процессе большое внимание уделяется комплексному подходу, к привлечению родителей ребенка к образовательному процессу. Включение родителей в процесс развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, при соответствующей подготовленности и осведомленности родителей, значительно повышает эффективность этого процесса.
Чаще всего, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, испытывают подавленность, неудовлетворенность, постоянно задаются вопросом, почему именно их ребенок является не таким как все. Главная цель педагога, как специалиста, понимающего специфику речевого дефекта и пути его преодоления, является ориентировка на ребенка, его интересы и возможности; помощь семье ребенка правильно воспринять и скорректировать процесс семейного воспитания. Лишь совместная работа логопеда и родителей может повлиять на успешность всего коррекционно-развивающего процесса. Полная реализация целей данного процесса возможна лишь через оптимизацию внутрисемейной атмосферы ребенка и гармонизацию детско-родительских отношений.
Все выше изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Психолого - педагогическое сопровождение семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы и доказать необходимость разработки коррекционно - педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях семьи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи будет осуществляться наиболее эффективно при выполнении ряда коррекционно-педагогических мероприятий, связанных с организацией специальной работы с семьёй, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить научно-методические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи; изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать и обосновать коррекционно-педагогические мероприятия по сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение документов и продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
- культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С.Выготский);
- концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- методология системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.Б.Блауберг и др.);
- теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.. Зориной С.В.Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи, которые включают в себя организацию специальной работы с родителями детей дошкольного возраста с ОНР III уровня:
- планирование сотрудничества специалистов ДОУ и родителей детей с ОНР в процессе работы по формированию связной речи;
- создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков связного высказывания, широкое использование игровых форм работы;
- использование педагогами и родителями комплексов игр и упражнений по формированию связной речи;
- отбор форм и видов взаимодействия с родителями: родительские собрания; консультации; открытые занятия; информационные выставки; семинары-практикумы; логопедические тетради; видеотека; библиотека игр и упражнений; речевые праздники; экспресс-листы и папки- передвижки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях. Созданы методические рекомендации по включению в занятия логопеда, воспитателя работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ / ДС № 36 комбинированного вида г. Копейска. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, всего 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Формирование связной речи, даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи. Общее недоразвитие речи относится к числу широко распространенных речевых расстройств и нуждается в комплексном подходе при его коррекции, и конечно же в активном участии родителей в коррекционно-развивающем процессе. Очень важно подключить к логопедической работе родителей, так как для детей важно не только в детском саду, но и дома находится в атмосфере способствующей развитию связной речи, и выполнять задания, которые были выданы логопедом на дом.
Целью исследования было разработать коррекционно - педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи.
В процессе реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения семьи детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали методики изучения состояния связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и определили основную методику для проведения нашего исследования В.П. Глухова. Так же были описаны этапы проведенной работы и оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Была представлена количественная и качественная оценка результатов обследования.
Также в рамках реализации коррекционно мероприятий были проанализированы методики изучения типов воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, для нашего исследования нами была выбрана методика «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ Э.Г. Эйдемиллера.
Далее нами было проведено обследование типов семейного воспитания контрольной группы, на основе результатов нами было определено содержание работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей с целью развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Было разработано календарно-тематическое планирование учителя-логопеда по работе с родителями.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня привело к улучшению климата в семье ребенка, что положительно сказалось на качестве коррекционно-развивающей работы.
Активное привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу оказывает положительную динамику на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, об этом свидетельствует анализ полученных результатов проведенной экспериментальной работы. Это позволяет сделать нам вывод о том, что цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
1. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. - Ч. 1: Устная связная речь. Лексика: пособие для логопеда / Н.Г. Андреева, Р.И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 182 с.
2. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 190 с.
3. Алтунина, И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей / И.Р. Алтунина. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 453 с.
4. Амосова, Н.С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе. / Н.С. Амосова. Логопед. - 2004. - №6. - 14-16 с
5. Анастази, А. Психологическое тестирование / А.Анастази, С.Урбина. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.
6. Анциферова, Л.И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л.И. Анциферова. Психология. - 2001. - № 2. - 12-20 с.
7. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - М.:
Астрель, 2008. - 319 с.
8. Асеев. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. / В.Г. Асеев.
- М.: Мысль, 2003. - 247 с.
9. Балканска, Н. Преодоление негативных реакций родителей детей с нарушениями речи предпосылка подготовки кадров по специальной психологии в России и Болгарии на рубеже веков / Н. Балканска. - М.: София, 2001.-115 с.
10. Безрукова, В.С. Педагогика: учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.С. Безрукова. - М.: Феникс, 2013. - 381 с.
11. Беккер, К.П., Совак М. Логопедия / К.П. Беккер, М. Совак. - М.: Медицина, 1998. - 288 с.
12. Белкин, А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя / А.С. Белкин. - М.: Просвещение, 2006. - 170 с.
13. Белкин А.С, Яковлев В.И., Зимина К.С, и др. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / А.С. Белкин, В.И. Яковлев, К.С. Зимина и др. - Екатеринбург, 1997. - 64 с.
14. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников / Р.А. Белова-Давид.
- М.: Астрель, 2002. - 688 с.
15. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи / В.И. Бельтюков. - М.: Библио, 2004. - 150 с.
16. Белянин, В.П. Психолингвистика. Учебник / В.П.Белянин. - 2-е изд. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232с.
17. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин. - Спб.: Речь, 2000. - 488 с
18. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович - М.: МОДЭК, 2007. - 400 с.
19. Божович, Л.И. Мотивы учения у детей младшего школьного возраста. // Очерки психологии детей / Л.И. Божович. - М.: МОДЭК, 2010. - 183 с.
20. Боровских, Л.А. Формирование готовности к школьному обучению детей с незначительными отклонениями коммуникативной функции / Л.А. Боровских. - М.: 1999. - 88 с.
21. Валявко, С. М. Особенности поведения и деятельности дошкольников с ОНР, резистентных к логопедическому воздействию / С.М. Валявко. - Калуга, 2004. - 56 с.
22. Валявко, С.М. Особенности мотивации детей 5-6 лет с ОНР. Материалы VII Царскосельских чтений / С.М. Валявко. - СПб, 2003. - 19 с.
23. Валявко, С.М. Реакция и паттерны поведения родителей детей с недостатками речи. Современная логопедия: проблемы теории и практики, перспективы научного поиска. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции / С.М. Валявко. - Саранск , 2005. - 29-35 с.
24. Валявко, С.М. Взаимодействие старших дошкольников с речевой патологией со взрослыми. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология / С.М. Валявко // Монографический сборник М.: 2005. - 183-188 с.
25. Валявко, С.М. К вопросу о мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с речевой патологией. Современные технологии диагностики, профилактики и коррекции нарушений развития / С.М. Валявко. Т. 2-М, М.: 2005. - 43¬50 с.
26. Валявко, С.М. Из опыта создания методики оценки мотивации дошкольников к исправлению недостатков речи. Дефектология / С.М. Валявко. - М.: № 6, 2005. - 54-63 с.
27. Валявко, С.М. Особенности мотивации достижения старших дошкольников с ОНР. Специальная психология / С.М. Валявко. - М.: 2006. - № 2 (7) - 26-36 с.
28. Ванюхина, Г.А. Природосообразные подходы к обучению грамоте детей дошкольного возраста как профилактика дислексий / Г.А. Ванюхина // Логопед, №3 -
2009. - 388 с
29. Васильева, Е. В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизонтогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению. Автореф. дисс. канд. психол. Наук / Е.В. Васильева. - М.: 2006. - 188 с.
30. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
31. Визель, Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2012. - 48 с.
32. Визель Т.Г. Речь и проблемы общения у детей / Т.Г. Визель. - М.: Секачев, 2005.
33. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2001.-384 с.
34. Волковская, Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР / Т.Н. Волковская. - М.: 2000. - 688 с.
35. Волковская, Т.Н. Возможные варианты организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного детского сада // Дефектология, 2001. - № 5 - 66-70 с.
36. Воробьева, В.К. О принципах обеспечения мотивации в процессе обучения связной речи учащихся с моторной алалией // Актуальные проблемы логопедии / В.К. Воробьева. - М.: 2004. - 141 с.
37. Воробьёва, В. К. Обучение детей с нарушениями речи первоначальному навыку описательно-повествовательной речи / В.К. Воробьева. - М.: № 4 - 2015. - 160 с.
38. Воробьева, В.К. О роли мотивации в порождении связного высказывания // Тезисы докладов YI Всесоюзных педагогических чтений / В.К. Воробьева -М.: 2002. - 147 с.
39. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань,
2003. - 654 с.
40. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2007. - 472 с.
41. Гвоздев, А.Н. От первых слов до первого класса. // Дневник научных наблюдений, изд. 2-е испр. / А.Н. Гвоздев - М.: КомКнига, 2005. - 320с.
42. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.
43. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. - М.: 2004. - 688 с.
44. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией // Дефектология / О.Е. Грибова. - М.: 2001. - № 6. - 38 с.
45. Грибова, О. Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения // Дефектология / О.Е. Грибова. М.: 1999. - №3. - 11 с.
46. Гриншпун, Б. М. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология / Б. М. Гриншпун.
- М.: 2009. - №6. - 12-19 с.
47. Гуровец, Г.В. Медико-педагогическая характеристика сложных форм речевой патологии. Изучение и коррекция речевых расстройств / Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, С.И. Маевская. - СПб.: 2006. - 238 с.
48. Гуровец, Г.В. К вопросу диагностики стертой формы псевдобульбарной дизартрии / Г.В. Гуровец, С.И Маевская. - М.: 2003 - 37 с.
49. Гуровец, Г.В. К генезису фонетико-фонематических расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи / Г.В. Гуровец. - М.: Просвещение, 1999. - 67-78 с.
50. Дроздова, Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях / Н.В. Дроздова. - Минск, 2001. - 688 с.
51. Даль, В.И. Толкового словаря живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: Цитадель, 1998- 688 с.
52. Даскалов, Д. Логопедия как медицинская и педагогическая наука / Д. Даскалов. - СПб.: Дефектология, 20033. - 107 с.
53. Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. / Сост. Н. Д. Шматко.
- М.: 2004. - 130с.
54. Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников / Н.В. Елфимова. - М.: Просвещение, 2001. - 68 с.
55. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с ОНР). Пособие для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1999. - 122 с.
56. Жинкин, Н.И. Механизмы речи / Н.И. Жинкин М.: Просвещение, 1998. - 370 с.
57. Жукова, Н. С. Отклонения в развитии детской речи / Н. С. Жукова. - М.:
2004. - 146 с.
58. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: 2010. - 567 с.
59. Журова, Л. Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: дидактические материалы для работы с детьми 4-7 лет / Л. Е. Журова. - М.: Вентана- Граф, 2015. - 42 с.
60. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте / М. Зееман. - М.: Астрель, 2002. - 188 с.
61. Имедадзе, И.В. Изучение мотивационно-волевой готовности 6-леток к школьному обучению. Автореф. дисс. канд. психол. наук / И.В. Имедадзе. - Тбилиси, 1998. - 688 с.
62. Калинина, Н.О. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.О. Калинина. - Психологическая наука и образование, 2001. - №4. - 16 с.
63. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 2001. - 191 с.
64. Козина, И.Б. Формирование мотивации к коррекционным занятиям у дошкольников с нарушениями произношения / И.Б. Козина. - М.: 2002. - № 5. - 69-75 с.
65. Кольцова, М.М. Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игро-тренинг / М.М. Кольцова. - СПб.: 2001. - 192 с.
66. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Г ном и Д, 2001. - 261 с.
67. Купецкова, Е.Ф. Организация работы дошкольного учреждения в режиме развития / Е.Ф. Купецкова // Управление ДОУ. - 2003. - № 4. - 18 - 24 с.
68. Левина, Р.Е. Нарушения развития речевой деятельности детей //Вопросы патологии речи / Р.Е Левина. - Харьков, 2001. - 23 - 28 с.
69. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и др. - М.: Альянс, 2013. - 366 с.
70. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев.- М.: 1997. - 418 с
71. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. - М.: 1999. - 236 с
72. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.:
2005. - 352 с.
73. Леонтьев, Д.А. От инстинктов к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2002. - 4-12 с.
74. Лопатина, Л.В. Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольников // Логопед в детском саду / Л.В. Лопатина, Л.В. Веселовская. - 2006. - №5. - 11 - 13 с.
75. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология / Л.В. Лопатина. - М.: Просвещение, 2003. - №2. - 71 с.
76. Лурия А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия, Е.Д.Хомской. - М.:
Московский университет, 2001. - 320 с.
77. Волкова, Л.С. Логопедия. / Л.С. Волкова. - М.: Просвещение, 1999. - 318 с.
78. Левченко, И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика. Учебн. пособие для студ. высш. пед. заведений / И.Ю. Левченко, Д.М. Забрамной. - М.: Академия, 2003.
79. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2000. - 88 с.
80. Марголис, А.С. Работа с родителями. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / А.С. Марголис, С.С. Ляпидевского, В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1999. - 611 с.
81. Мартынова, Р.И. О психолого-педагогических особенностях детей- дислаликов и дизартриков. Очерки по патологии речи и голоса / Р.И. Мартынова, С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение, № 3. - 1999. - 111 с.
82. Наумов, А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / А.А. Наумов, В.Р. Соколова,
A. Н. Седегова. - Волгоград. Учитель, 2012. - 251 с.
83. Павлова, О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / О.С. Павлова. М.: 1999. - 418 с.
84. Рейнстейн, А.Э. Особенности влияния взрослого и сверстников на развитие речи дошкольников / А.Э. Рейнстейн. - М.: 2003. - 518 с.
85. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2000 - 712 с.
86. Селиверстова, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда /
B. И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - 432 с.
87. Сингаевская, О.В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня / О.В. Сингаевская, А.В. Соболева. - М.: 2011. - №2. - 26-30 с.
88. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. - М.: 2006. - 313 с.
89. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста / Е.И. Тихеева. - М.: Просвещение, 2000. - 140 с.
90. Тишина, Л.А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / Л.А. Тишина, А.С. Толпегина. - М.:
2010. - 67-73 с.
91. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
92. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Н.К. Усольцева. - М.: 1999. - 144 с.
93. Ушакова, О.С. Развития речи дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: 2001. - 688 с.
94. Ушакова, О.С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. - М.: 2001. - 312 с
95. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1999. - 223 с.