Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня в процессе формирования связной речи 8
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
1.3 Понятие связная речь в научно - методической литературе 22
1.4 Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 41
2.1 Организация, методика и результаты работы по анализу уровня развития связной у речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня и взаимодействия логопеда с семьей 41
2.2 Реализация коррекционно-педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 67
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 76
Выводы по 2 главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня в процессе формирования связной речи 8
1.1 Проблема психолого-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 18
1.3 Понятие связная речь в научно - методической литературе 22
1.4 Роль семьи в развитии связной речи детей старшего дошкольного
возраста с ОНР III уровня 32
Выводы по 1 главе 39
Глава 2. Экспериментальная работа по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 41
2.1 Организация, методика и результаты работы по анализу уровня развития связной у речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III
уровня и взаимодействия логопеда с семьей 41
2.2 Реализация коррекционно-педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи 67
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы 76
Выводы по 2 главе 82
Заключение 84
Список использованных источников 86
Приложение
На сегодняшний день в теории и практике дошкольной педагогики актуальным является проблема создания психолого-педагогических условий для развития связной речи у старших дошкольников.
Связная речь предполагает усвоение ребенком словарного запаса родного языка, языковых норм, т.о. усвоение грамматического строя речи, a также практическое умение пользоваться изученным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание текста или самостоятельно строить связный рассказ.
Ребенок, обладая хорошо развитой связной речью, может давать развернутые ответы на поставленные вопросы, последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, свободно воспроизводить материал из учебников, произведений художественной литературы, а также свободно и качественно писать сочинения и изложения.
Процесс формирования и развития связной речи, даже при отсутствии патологии в психическом и речевом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи.
Вопросом формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались: В.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко и др. В их работах отмечается, что при коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи процесс формирования и развития связной речи приобретает важное значение из -за структуры дефекта и становится сложной задачей, главной целью всего коррекционно-развивающего процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. На сегодняшний день в коррекционно-развивающем процессе большое внимание уделяется комплексному подходу, к привлечению родителей ребенка к образовательному процессу. Включение родителей в процесс развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, при соответствующей подготовленности и осведомленности родителей, значительно повышает эффективность этого процесса.
Чаще всего, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, испытывают подавленность, неудовлетворенность, постоянно задаются вопросом, почему именно их ребенок является не таким как все. Главная цель педагога, как специалиста, понимающего специфику речевого дефекта и пути его преодоления, является ориентировка на ребенка, его интересы и возможности; помощь семье ребенка правильно воспринять и скорректировать процесс семейного воспитания. Лишь совместная работа логопеда и родителей может повлиять на успешность всего коррекционно-развивающего процесса. Полная реализация целей данного процесса возможна лишь через оптимизацию внутрисемейной атмосферы ребенка и гармонизацию детско-родительских отношений.
Все выше изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Психолого - педагогическое сопровождение семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы и доказать необходимость разработки коррекционно - педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях семьи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи будет осуществляться наиболее эффективно при выполнении ряда коррекционно-педагогических мероприятий, связанных с организацией специальной работы с семьёй, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить научно-методические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи; изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать и обосновать коррекционно-педагогические мероприятия по сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение документов и продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
- культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С.Выготский);
- концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- методология системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.Б.Блауберг и др.);
- теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.. Зориной С.В.Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи, которые включают в себя организацию специальной работы с родителями детей дошкольного возраста с ОНР III уровня:
- планирование сотрудничества специалистов ДОУ и родителей детей с ОНР в процессе работы по формированию связной речи;
- создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков связного высказывания, широкое использование игровых форм работы;
- использование педагогами и родителями комплексов игр и упражнений по формированию связной речи;
- отбор форм и видов взаимодействия с родителями: родительские собрания; консультации; открытые занятия; информационные выставки; семинары-практикумы; логопедические тетради; видеотека; библиотека игр и упражнений; речевые праздники; экспресс-листы и папки- передвижки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях. Созданы методические рекомендации по включению в занятия логопеда, воспитателя работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ / ДС № 36 комбинированного вида г. Копейска. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, всего 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Связная речь предполагает усвоение ребенком словарного запаса родного языка, языковых норм, т.о. усвоение грамматического строя речи, a также практическое умение пользоваться изученным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передавать содержание текста или самостоятельно строить связный рассказ.
Ребенок, обладая хорошо развитой связной речью, может давать развернутые ответы на поставленные вопросы, последовательно, полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения, свободно воспроизводить материал из учебников, произведений художественной литературы, а также свободно и качественно писать сочинения и изложения.
Процесс формирования и развития связной речи, даже при отсутствии патологии в психическом и речевом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи.
Вопросом формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи занимались: В.И.Тихеева, Е.А. Флерина, А.М. Бородич, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, В.П. Глухов, Т.А.Ткаченко и др. В их работах отмечается, что при коррекционно-логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи процесс формирования и развития связной речи приобретает важное значение из -за структуры дефекта и становится сложной задачей, главной целью всего коррекционно-развивающего процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. На сегодняшний день в коррекционно-развивающем процессе большое внимание уделяется комплексному подходу, к привлечению родителей ребенка к образовательному процессу. Включение родителей в процесс развития связной речи дошкольников с ОНР III уровня, при соответствующей подготовленности и осведомленности родителей, значительно повышает эффективность этого процесса.
Чаще всего, родители, имеющие детей с недостатками развития речи, испытывают подавленность, неудовлетворенность, постоянно задаются вопросом, почему именно их ребенок является не таким как все. Главная цель педагога, как специалиста, понимающего специфику речевого дефекта и пути его преодоления, является ориентировка на ребенка, его интересы и возможности; помощь семье ребенка правильно воспринять и скорректировать процесс семейного воспитания. Лишь совместная работа логопеда и родителей может повлиять на успешность всего коррекционно-развивающего процесса. Полная реализация целей данного процесса возможна лишь через оптимизацию внутрисемейной атмосферы ребенка и гармонизацию детско-родительских отношений.
Все выше изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Психолого - педагогическое сопровождение семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи».
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы и доказать необходимость разработки коррекционно - педагогических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в условиях семьи.
Предмет исследования: коррекционно-педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе формирования связной речи
Гипотеза исследования: психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи будет осуществляться наиболее эффективно при выполнении ряда коррекционно-педагогических мероприятий, связанных с организацией специальной работы с семьёй, отбором содержания обучения и использованием оптимальных приемов и методов организации учебного процесса, с учетом особенностей развития данной категории детей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить научно-методические подходы к решению проблемы психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи; изучить особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
3. Разработать и обосновать коррекционно-педагогические мероприятия по сопровождению семьи ребенка с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи и экспериментально проверить их эффективность.
Методы исследования: анализ литературных источников по теме исследования, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, изучение документов и продуктов деятельности обучающихся, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения педагогики и психологии о реализации социальных потребностей ребенка как условии его интеллектуального развития и успешной интеграции в общество:
- культурно-историческая теория развития высших психических функций и положение об общности закономерностей развития обычного ребенка и ребенка с психофизическими нарушениями (Л.С.Выготский);
- концепция опосредованности развития личности ее деятельностной позицией и средой обитания (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);
- методология системного подхода (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, И.Б.Блауберг и др.);
- теория обучения и воспитания детей с нарушениями речи (Волковой Л.С., Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В.. Зориной С.В.Чиркиной Г.В., Филичевой Т.Б. и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
Обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения семьи ребёнка старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи, которые включают в себя организацию специальной работы с родителями детей дошкольного возраста с ОНР III уровня:
- планирование сотрудничества специалистов ДОУ и родителей детей с ОНР в процессе работы по формированию связной речи;
- создание мотивационного фона, способствующего усвоению детьми навыков связного высказывания, широкое использование игровых форм работы;
- использование педагогами и родителями комплексов игр и упражнений по формированию связной речи;
- отбор форм и видов взаимодействия с родителями: родительские собрания; консультации; открытые занятия; информационные выставки; семинары-практикумы; логопедические тетради; видеотека; библиотека игр и упражнений; речевые праздники; экспресс-листы и папки- передвижки.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования, отобранные нами комплексы упражнений могут быть использованы логопедами, воспитателями, родителями, в работе по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях. Созданы методические рекомендации по включению в занятия логопеда, воспитателя работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
База исследования: Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ / ДС № 36 комбинированного вида г. Копейска. В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, всего 10 человек.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.
Проведенное исследование показало, что проблема формирования связной речи является одной из самых актуальных в логопедии.
Формирование связной речи, даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи. Общее недоразвитие речи относится к числу широко распространенных речевых расстройств и нуждается в комплексном подходе при его коррекции, и конечно же в активном участии родителей в коррекционно-развивающем процессе. Очень важно подключить к логопедической работе родителей, так как для детей важно не только в детском саду, но и дома находится в атмосфере способствующей развитию связной речи, и выполнять задания, которые были выданы логопедом на дом.
Целью исследования было разработать коррекционно - педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи.
В процессе реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения семьи детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали методики изучения состояния связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и определили основную методику для проведения нашего исследования В.П. Глухова. Так же были описаны этапы проведенной работы и оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Была представлена количественная и качественная оценка результатов обследования.
Также в рамках реализации коррекционно мероприятий были проанализированы методики изучения типов воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, для нашего исследования нами была выбрана методика «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ Э.Г. Эйдемиллера.
Далее нами было проведено обследование типов семейного воспитания контрольной группы, на основе результатов нами было определено содержание работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей с целью развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Было разработано календарно-тематическое планирование учителя-логопеда по работе с родителями.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня привело к улучшению климата в семье ребенка, что положительно сказалось на качестве коррекционно-развивающей работы.
Активное привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу оказывает положительную динамику на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, об этом свидетельствует анализ полученных результатов проведенной экспериментальной работы. Это позволяет сделать нам вывод о том, что цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.
Формирование связной речи, даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии ребенка является очень сложным процессом, который многократно усложняется при общем недоразвитии речи. Общее недоразвитие речи относится к числу широко распространенных речевых расстройств и нуждается в комплексном подходе при его коррекции, и конечно же в активном участии родителей в коррекционно-развивающем процессе. Очень важно подключить к логопедической работе родителей, так как для детей важно не только в детском саду, но и дома находится в атмосфере способствующей развитию связной речи, и выполнять задания, которые были выданы логопедом на дом.
Целью исследования было разработать коррекционно - педагогические мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению семьи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе работы по формированию связной речи.
В процессе реализации мероприятий психолого-педагогического сопровождения семьи детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали методики изучения состояния связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и определили основную методику для проведения нашего исследования В.П. Глухова. Так же были описаны этапы проведенной работы и оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Была представлена количественная и качественная оценка результатов обследования.
Также в рамках реализации коррекционно мероприятий были проанализированы методики изучения типов воспитания в семье детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, для нашего исследования нами была выбрана методика «Анализ семейных взаимоотношений» - АСВ Э.Г. Эйдемиллера.
Далее нами было проведено обследование типов семейного воспитания контрольной группы, на основе результатов нами было определено содержание работы по повышению уровня педагогической компетенции родителей с целью развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Было разработано календарно-тематическое планирование учителя-логопеда по работе с родителями.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОНР III уровня привело к улучшению климата в семье ребенка, что положительно сказалось на качестве коррекционно-развивающей работы.
Активное привлечение родителей к коррекционно-развивающему процессу оказывает положительную динамику на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, об этом свидетельствует анализ полученных результатов проведенной экспериментальной работы. Это позволяет сделать нам вывод о том, что цель достигнута, задачи реализованы, гипотеза подтверждена.



