Экономические аспекты развития производства и маркетинга школьного питания
|
Введение 3
Глава 1. Методологические аспекты организации системы школьного питания 9
1.1. Сущность основных категорий системы школьного
питания 9
1.2. Система школьного питания и её регулирование 15
1.3. Взаимодействие условий и факторов системы школьного питания 40
1.4. Маркетинговое обеспечение каналов распределения в системе школьного питания 53
1.5. Методика мониторинга эффективности организации школьного питания 65
Глава 2. Маркетинговые исследования состояния и проблемы организации системы школьного питания 83
2.1. Состояние организации системы школьного питания 83
2.2. Основные проблемы развития школьного питания 100
Глава 3. Совершенствование организации системы школьного
питания 113
3.1. Кластерный метод позиционирования на рынке
школьного питания 113
3.2. Факторное моделирование оценки эффективности организации школьного питания 123
3.3. Сравнительная эффективность организационных форм обслуживания школьного питания 128
3.4. Маркетинговое обеспечение организации школьного
питания 139
Выводы и предложения 154
Библиография 158
Приложения 169
Глава 1. Методологические аспекты организации системы школьного питания 9
1.1. Сущность основных категорий системы школьного
питания 9
1.2. Система школьного питания и её регулирование 15
1.3. Взаимодействие условий и факторов системы школьного питания 40
1.4. Маркетинговое обеспечение каналов распределения в системе школьного питания 53
1.5. Методика мониторинга эффективности организации школьного питания 65
Глава 2. Маркетинговые исследования состояния и проблемы организации системы школьного питания 83
2.1. Состояние организации системы школьного питания 83
2.2. Основные проблемы развития школьного питания 100
Глава 3. Совершенствование организации системы школьного
питания 113
3.1. Кластерный метод позиционирования на рынке
школьного питания 113
3.2. Факторное моделирование оценки эффективности организации школьного питания 123
3.3. Сравнительная эффективность организационных форм обслуживания школьного питания 128
3.4. Маркетинговое обеспечение организации школьного
питания 139
Выводы и предложения 154
Библиография 158
Приложения 169
Актуальность темы диссертационного исследования.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего возраста и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблемам питания детей.
Питание является важнейшим и эффективным фактором, обеспечивающим гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Адекватное питание не только поддерживает здоровье, но и способствует устойчивости организма к действию инфекционных, радиационных, токсичных и других неблагоприятных факторов окружающей среды.
Одним из важнейших условий повышения сопротивляемости ребенка болезням является соблюдение принципов рационального питания, достаточное поступление витаминов, минеральных веществ, рациональное сочетание белков, жиров и углеводов.
Учитывая тот факт, что большую часть времени дети проводят в школе, обеспечение полноценным питанием школьников является важнейшей задачей современного этапа развития общества.
з
Эти обстоятельства обусловливают актуальность темы, определили объект, предмет, цели и задачи проведенных нами исследований.
Степень изученности темы. Теоретические и методологические предпосылки для исследований по данной теме содержатся в трудах известных зарубежных и отечественных ученых по вопросам маркетинга. Это труды крупных экономистов: Б. Соловьева, В. Денискина, В. Дасковского, Т. Розановой, Н. Тульской, Т. Рябовой, JL Абалкина, В. Боева, П. Бунича, В. Грузинова, Н. Попова, Г. Шмелева и др. Применительно к предприятиям школьного питания ряд актуальных вопросов исследован в работах И.Я. Конь,
Н.Н. Липатова, Л.Ф. Мигасёвой, АВ. Устиновой, JLH. Штанюк, В.Л. Варфоломеевой и др.
Однако применительно к развитию производства и маркетинга системы школьного питания ряд актуальных экономических аспектов изучен недостаточно. Не в полной мере исследованы методологические аспекты организации системы школьного питания. Требуется уточнение и формулировка основных экономических категорий школьного питания (система, маркетинг, потребители, элементы и прочее); не определено взаимодействие условий и факторов; нет предложений по методике мониторинга организации и маркетинговому обеспечению каналов распределения в системе школьного питания. Не достаточно изучено состояние и проблемы организации системы школьного питания. Необходимо совершенствовать методику позиционирования и факторной оценки эффективности деятельности субъектов, организационные формы обслуживания, маркетинговое обеспечение организации школьного питания. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определила его цель и задачи.
Основной целью исследования является теоретическое обобщение и разработка методических основ повышения экономической эффективности деятельности предприятий школьного питания, разработка
4
научно-практических рекомендаций, обеспечивающих их эффективное функционирование.
Достижение данной цели потребовало в диссертационной работе постановку ряда задач и их решения. Основными из них явились следующие:
1. Уточнение сущности основных экономических категорий развития производства и маркетинга школьного питания;
2. Формулировка условий, факторов, схемы состава и взаимодействия элементов системы школьного питания;
3. Разработка методологических подходов к формированию показателей оценки эффективности развития системы школьного питания;
4. Разработка методики маркетинговых исследований, оценки состояния и тенденций организации системы школьного питания;
5. Разработка методики кластерного позиционирования субъектов школьного питания;
6. Разработка модели факторного анализа, прогнозирования и оценки эффективности деятельности предприятий школьного питания;
7. Оценка сравнительной экономической эффективности организационных форм школьного питания;
8. Обоснование методов маркетингового обеспечения организации школьного питания.
Воздействие экологических и социально-психологических факторов, интенсивность которых в последнее десятилетие многократно увеличилась, приводит к тому, что состояние здоровья детей оценивается как катастрофическое. Доля здоровых детей составляет в субъектах Российской Федерации от 4 до 10 процентов.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей, особенно раннего возраста и подросткового возраста, является неэффективность проводимых профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья детей и подростков, адаптацию к изменениям в социальной, экономической, экологической, образовательной среде.
Недостаточное внимание уделяется проблемам питания детей.
Питание является важнейшим и эффективным фактором, обеспечивающим гармоничное физическое и нервно-психическое развитие ребенка. Адекватное питание не только поддерживает здоровье, но и способствует устойчивости организма к действию инфекционных, радиационных, токсичных и других неблагоприятных факторов окружающей среды.
Одним из важнейших условий повышения сопротивляемости ребенка болезням является соблюдение принципов рационального питания, достаточное поступление витаминов, минеральных веществ, рациональное сочетание белков, жиров и углеводов.
Учитывая тот факт, что большую часть времени дети проводят в школе, обеспечение полноценным питанием школьников является важнейшей задачей современного этапа развития общества.
з
Эти обстоятельства обусловливают актуальность темы, определили объект, предмет, цели и задачи проведенных нами исследований.
Степень изученности темы. Теоретические и методологические предпосылки для исследований по данной теме содержатся в трудах известных зарубежных и отечественных ученых по вопросам маркетинга. Это труды крупных экономистов: Б. Соловьева, В. Денискина, В. Дасковского, Т. Розановой, Н. Тульской, Т. Рябовой, JL Абалкина, В. Боева, П. Бунича, В. Грузинова, Н. Попова, Г. Шмелева и др. Применительно к предприятиям школьного питания ряд актуальных вопросов исследован в работах И.Я. Конь,
Н.Н. Липатова, Л.Ф. Мигасёвой, АВ. Устиновой, JLH. Штанюк, В.Л. Варфоломеевой и др.
Однако применительно к развитию производства и маркетинга системы школьного питания ряд актуальных экономических аспектов изучен недостаточно. Не в полной мере исследованы методологические аспекты организации системы школьного питания. Требуется уточнение и формулировка основных экономических категорий школьного питания (система, маркетинг, потребители, элементы и прочее); не определено взаимодействие условий и факторов; нет предложений по методике мониторинга организации и маркетинговому обеспечению каналов распределения в системе школьного питания. Не достаточно изучено состояние и проблемы организации системы школьного питания. Необходимо совершенствовать методику позиционирования и факторной оценки эффективности деятельности субъектов, организационные формы обслуживания, маркетинговое обеспечение организации школьного питания. Это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определила его цель и задачи.
Основной целью исследования является теоретическое обобщение и разработка методических основ повышения экономической эффективности деятельности предприятий школьного питания, разработка
4
научно-практических рекомендаций, обеспечивающих их эффективное функционирование.
Достижение данной цели потребовало в диссертационной работе постановку ряда задач и их решения. Основными из них явились следующие:
1. Уточнение сущности основных экономических категорий развития производства и маркетинга школьного питания;
2. Формулировка условий, факторов, схемы состава и взаимодействия элементов системы школьного питания;
3. Разработка методологических подходов к формированию показателей оценки эффективности развития системы школьного питания;
4. Разработка методики маркетинговых исследований, оценки состояния и тенденций организации системы школьного питания;
5. Разработка методики кластерного позиционирования субъектов школьного питания;
6. Разработка модели факторного анализа, прогнозирования и оценки эффективности деятельности предприятий школьного питания;
7. Оценка сравнительной экономической эффективности организационных форм школьного питания;
8. Обоснование методов маркетингового обеспечения организации школьного питания.
Выполненные в диссертации исследования позволили разработать следующие рекомендации по совершенствованию системы школьного питания:
1. Уточнено определение понятий школьного питания: система, организация, потребители, социальный эффект, субъект, продукт, качество, услуга, некоммерческий продукт, маркетинг. Установлена взаимосвязь элементов системы школьного питания и выполняемые ими функции.
2. Выявлено взаимодействие условий и факторов и их влияние на систему школьного питания с учетом её особенностей на базе объективного взаимодействия некоммерческой сферы и некоммерческой деятельности; обмена результатами и уровня конкуренции.
3. Установлено, что организацию системы школьного питания необходимо реализовать по следующим принципам: рациональность - сбалансированность меню по пищевой и биологической ценности; доступность по цене для получения школьникам полноценного питания по месту учебы; безопасность выпускаемой продукции и услуг; всеобщность охвата - распространение на всех учащихся; плановость - поставок продукции комбинатов школьного питания, взаимоотношений с поставщиками и партнерами; обеспеченность - в сырье, материалах, рабочей силе, финансах; регулярность поставок продукции, выделения средств, пересмотра школьных меню.
4. Предложены методика оценки эффективности потенциальных возможностей организации школьного питания, с учетом структуры финансовой поддержки, экономической устойчивости, уровня стимулирования, предпринимательской привлекательности,
154
прогрессивности ассортимента и экономической обеспеченности работы субъектов школьного питания по финансово-, организационно- и социально-экономическим факторам.
5. Разработана методика оценки эффективности потенциальных возможностей организации производства школьного питания на базе системы показателей, отражающих взаимосвязь полученных результатов.
6. Проведен анализ состояния предприятий школьного питания. Исследования показали, что сегодня проблема школьного питания стоит очень остро. В рационе детей не хватает продуктов белкового содержания (особенно животного происхождения), витаминов и микроэлементов при одновременном избытке жиров и углеводов. Недостаточно используются прогрессивные методы составляемых еженедельных меню и технологий обслуживания. Дотации государства ниже стоимости потребительской корзины. Льготные обеды получают только ученики 1-4 классов и 1/3 из малообеспеченных семей. Необходимо повышать санитарное состояние обслуживания. Анализ показал, что дети употребляют продукты, которые не восполняют недостаток витаминов и других питательных веществ в организме.
7. Выявлено несоответствие технической базы школьного питания современным требованиям: более 70 % оборудования морально и физически устарело; более чем в 65 % школ по уровню исполнения аппараты для приготовления пищи практически не совершенствовались несколько десятилетий; конструктивно мало изменились электрические плиты, титаны и другие аппараты, используемые в школах для приготовления пищи; в среднем каждая пятая школа не имеет специальной столовой, где обеспечиваются потребности школьников по полной схеме, рекомендуемой институтом питания АМН РФ.
155
8. Предложена факторная группировка критериев оценки состояния системы школьного питания по финансово-, организационно- и социально-экономическим факторам.
9. Предложена методика позиционирования рынка школьного питания методом кластеризации. Данная методика призвана отбирать объекты со сходными свойствами. Это позволит более целенаправленно организовывать взаимодействие комбинатов школьного питания со школьными столовыми при проведении тендера, а также при выборе поставщиков.
10. Разработана экономико-математическая модель зависимости товарооборота школьных столовых от основных факторов: коммерческой деятельности предприятий школьного питания, стоимости питания на одного ребенка в год и количества питающихся детей. Наибольшее влияние на уровень товарооборота школьного питания оказывает зависимость школьных столовых от комбината школьного питания (почти 60 %), количество школьников (около 22 %) и стоимость продукции на одного ребенка (свыше 18 %).
11. Проведенный анализ основных форм организации питания школьников дает основание утверждать: каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Рекомендации по оптимальному использованию формы организации питания школьников в каждой отдельно взятой столовой зависят от общего интегрального показателя.
12. Определена оптимальная стоимость питания на одного ребенка в день (38 рублей) и сумма дотаций государства, необходимых для обеспечения полноценного питания школьников (около 600 млн. рублей).
13. Выявлены основные цели применения маркетинга в школьном питании. Наиболее актуален социально-этический маркетинг, поэтому необходимо применение стимулирующего и поддерживающего маркетинга рынка школьного питания, институциональных товаров и
156
услуг, дифференцированный маркетинг для родителей, прочих потребителей, но, главным образом, нацеленный на детей.
14. Выделены особенности рынка школьного питания по основным формирующим факторам: количеству поставщиков, потребителей, их информированности, мотивам, разнообразии меню, возможности сопоставления цены и качества, размещении и происхождении спроса, каналам распределения.
15. Определены основные направления реализации школьного маркетинга (анализ каналов распределения ресурсов, реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью) и степень их влияния на элементы системы школьного питания.
16. Предложенные нами разработки позволят решить ряд проблем в системе школьного питания:
- обеспечение сбалансированности питания школьников, улучшение его качества и обеспечение безопасности питания школьников;
- повышение доступности питания для более широкого контингента школьников;
- повышение действенности государственного регулирования, в том числе улучшение координации деятельности организации школьного питания;
- внедрение новых технологий производства, форм и методов обслуживания школьников;
- развитие материально-технической базы школьного питания в соответствии с современными требованиями технологии производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных школ городов.
157
1. Уточнено определение понятий школьного питания: система, организация, потребители, социальный эффект, субъект, продукт, качество, услуга, некоммерческий продукт, маркетинг. Установлена взаимосвязь элементов системы школьного питания и выполняемые ими функции.
2. Выявлено взаимодействие условий и факторов и их влияние на систему школьного питания с учетом её особенностей на базе объективного взаимодействия некоммерческой сферы и некоммерческой деятельности; обмена результатами и уровня конкуренции.
3. Установлено, что организацию системы школьного питания необходимо реализовать по следующим принципам: рациональность - сбалансированность меню по пищевой и биологической ценности; доступность по цене для получения школьникам полноценного питания по месту учебы; безопасность выпускаемой продукции и услуг; всеобщность охвата - распространение на всех учащихся; плановость - поставок продукции комбинатов школьного питания, взаимоотношений с поставщиками и партнерами; обеспеченность - в сырье, материалах, рабочей силе, финансах; регулярность поставок продукции, выделения средств, пересмотра школьных меню.
4. Предложены методика оценки эффективности потенциальных возможностей организации школьного питания, с учетом структуры финансовой поддержки, экономической устойчивости, уровня стимулирования, предпринимательской привлекательности,
154
прогрессивности ассортимента и экономической обеспеченности работы субъектов школьного питания по финансово-, организационно- и социально-экономическим факторам.
5. Разработана методика оценки эффективности потенциальных возможностей организации производства школьного питания на базе системы показателей, отражающих взаимосвязь полученных результатов.
6. Проведен анализ состояния предприятий школьного питания. Исследования показали, что сегодня проблема школьного питания стоит очень остро. В рационе детей не хватает продуктов белкового содержания (особенно животного происхождения), витаминов и микроэлементов при одновременном избытке жиров и углеводов. Недостаточно используются прогрессивные методы составляемых еженедельных меню и технологий обслуживания. Дотации государства ниже стоимости потребительской корзины. Льготные обеды получают только ученики 1-4 классов и 1/3 из малообеспеченных семей. Необходимо повышать санитарное состояние обслуживания. Анализ показал, что дети употребляют продукты, которые не восполняют недостаток витаминов и других питательных веществ в организме.
7. Выявлено несоответствие технической базы школьного питания современным требованиям: более 70 % оборудования морально и физически устарело; более чем в 65 % школ по уровню исполнения аппараты для приготовления пищи практически не совершенствовались несколько десятилетий; конструктивно мало изменились электрические плиты, титаны и другие аппараты, используемые в школах для приготовления пищи; в среднем каждая пятая школа не имеет специальной столовой, где обеспечиваются потребности школьников по полной схеме, рекомендуемой институтом питания АМН РФ.
155
8. Предложена факторная группировка критериев оценки состояния системы школьного питания по финансово-, организационно- и социально-экономическим факторам.
9. Предложена методика позиционирования рынка школьного питания методом кластеризации. Данная методика призвана отбирать объекты со сходными свойствами. Это позволит более целенаправленно организовывать взаимодействие комбинатов школьного питания со школьными столовыми при проведении тендера, а также при выборе поставщиков.
10. Разработана экономико-математическая модель зависимости товарооборота школьных столовых от основных факторов: коммерческой деятельности предприятий школьного питания, стоимости питания на одного ребенка в год и количества питающихся детей. Наибольшее влияние на уровень товарооборота школьного питания оказывает зависимость школьных столовых от комбината школьного питания (почти 60 %), количество школьников (около 22 %) и стоимость продукции на одного ребенка (свыше 18 %).
11. Проведенный анализ основных форм организации питания школьников дает основание утверждать: каждая из форм имеет свои преимущества и недостатки. Рекомендации по оптимальному использованию формы организации питания школьников в каждой отдельно взятой столовой зависят от общего интегрального показателя.
12. Определена оптимальная стоимость питания на одного ребенка в день (38 рублей) и сумма дотаций государства, необходимых для обеспечения полноценного питания школьников (около 600 млн. рублей).
13. Выявлены основные цели применения маркетинга в школьном питании. Наиболее актуален социально-этический маркетинг, поэтому необходимо применение стимулирующего и поддерживающего маркетинга рынка школьного питания, институциональных товаров и
156
услуг, дифференцированный маркетинг для родителей, прочих потребителей, но, главным образом, нацеленный на детей.
14. Выделены особенности рынка школьного питания по основным формирующим факторам: количеству поставщиков, потребителей, их информированности, мотивам, разнообразии меню, возможности сопоставления цены и качества, размещении и происхождении спроса, каналам распределения.
15. Определены основные направления реализации школьного маркетинга (анализ каналов распределения ресурсов, реклама; стимулирование сбыта; связи с общественностью) и степень их влияния на элементы системы школьного питания.
16. Предложенные нами разработки позволят решить ряд проблем в системе школьного питания:
- обеспечение сбалансированности питания школьников, улучшение его качества и обеспечение безопасности питания школьников;
- повышение доступности питания для более широкого контингента школьников;
- повышение действенности государственного регулирования, в том числе улучшение координации деятельности организации школьного питания;
- внедрение новых технологий производства, форм и методов обслуживания школьников;
- развитие материально-технической базы школьного питания в соответствии с современными требованиями технологии производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных школ городов.
157
Подобные работы
- Взаимосвязь размещения населения с динамикой численности, природными условиями и условиями развития производства
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Повышение качества продукции как фактор повышения эффективности деятельности предприятия
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и повышение устойчивого развития ООО ТФ «Ладья» г. Челябинска
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы мотивации и стимулирования персонала организации ООО «Переменка»
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование программ социального туризма на предприятии (на примере турфирмы «ООО ТрэвэлЭндвок»)
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 - РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-ПЛАНА ВНЕДРЕНИЯ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ
ЗОНЫ В ГОРОДСКОМ КАФЕ «ОРИОН»
Дипломные работы, ВКР, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - ИЗМЕРЕНИЕ ВЛИЯНИЯ КРОСС-КУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА
ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ УСЛУГ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВОЗМОЖНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ НА УРОКАХ ПО НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Управление маркетинговой деятельностью ТОО
«Железнодорожное - АМФ»
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



