Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КАЛЛИГРАФИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №81969

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
245
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты процесса формирования навыков каллиграфии младших школьников 6
1.1 Исторические аспекты развития каллиграфии 6
1.2 Критерии сформированности навыков каллиграфического письма.
Каллиграфия как средство формирования УУД младших школьников 13
1.3 Методики обучения каллиграфии младших школьников 20
Вывод по 1 главе 29
Глава 2. Практические аспекты формирования навыков каллиграфии младших школьников во внеурочной деятельности 30
2.1 Цели, задачи формы организации внеурочной деятельности 30
2.2 Программа «В стране чистописания» по формированию
каллиграфических навыков 42
Выводы по 2 главе 49
Заключение 51
Список литературы

Каллиграфия и чистописание - это школьные «братья-близнецы». Они представляют собой один и тот же учебный предмет. Только до революции он назывался каллиграфией, а в советское время - чистописанием. Каллиграфический подчерк является отличительной особенностью письменных работ советских школьников.
Каллиграфическое письмо учащихся - мечта каждого учителя. Последнее время подчерк у детей настолько испортился, что проверка тетрадей стало делом практически невозможным. Нередко учитель не может разобрать, что написал ученик, приходится спрашивать у самого ребенка, но и ребенок затрудняется это прочесть.
Кроме того, каллиграфия способствует развитию умения контролировать свои действия, отдавать отчёт в них, нести ответственность за результаты своего труда - основополагающее умение, от развития которого зависит успешность всей жизни человека. То есть каллиграфия способствует развитию регулятивных УУД.
В настоящее время проблема формирования навыка каллиграфии становится всё более актуальной. Данная проблема тревожит большинство российских учителей. Решение этой проблемы может быть осуществлено через внеурочную деятельность, которая является неотъемлемой составляющей частью учебно-воспитательного процесса.
Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика. На сегодняшний момент происходит обновление учебно-воспитательной работы, что связано с повышением уровня результативности организации внеурочной деятельности занятий школьников по учебным предметам как одной из форм процесса обучения, повышающей его эффективность.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создания условий для воспитания и формирования личности обучающихся, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счет освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно.
Основная образовательная программа (ООП) школы реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность. Задача школы - с помощью внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Кроме того, в начальной школе благодаря созданию такой образовательной среды можно обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе; оптимизировать учебную нагрузку учащихся; улучшить условия для развития ребёнка; учесть индивидуальные запросы обучающихся.
Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.
Цель работы: на основе изученных теоретических аспектов проблемы разработать программу внеурочной деятельности по формирования навыков каллиграфии младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования навыков каллиграфии.
Предмет исследования: методика формирования навыков каллиграфии младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого -педагогическую и методическую литературу по проблеме;
2. Изучить методики обучения младших школьников каллиграфии;
3. Разработать программу дополнительного образования детей по формированию навыков каллиграфии «В стране чистописания»;
Методы исследования: аннотация литературы, анализ психолого- педагогической литературы, обобщение и систематизация информации.
Практическая значимость исследования заключается - в рациональном применении каллиграфии для формирования навыком красивого чистого письма и формирования универсальных учебных действий контроля у младших школьников. Полученные результаты могут использоваться учителями начальных классов на занятиях, и внеурочной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование каллиграфического навыка - весьма сложный и длительный процесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных повторений. Добиться каллиграфического почерка можно лишь при систематическом соблюдении учеником всех правил чёткого письма. В ходе исследования были изучены психолого-физиологические основы обучения каллиграфии младших школьников; рассмотрены особенности каллиграфического навыка письма у детей младшего школьного возраста; определены цели и задачи формирования каллиграфического навыка в период обучения грамоте; выявлены условия формирования каллиграфического навыка младших школьников; изучены методы и приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма; проанализированы графические ошибки при письме и причины, способы их предупреждения и исправления.
Анализ литературы позволил сделать вывод о том, что у первоклассников слабо развиты мышцы рук, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, отмечается низкая выносливость к статистическим нагрузкам, нервная регуляция движений является несовершенной. Всё это определяет сложность овладения навыком письма и требует от ученика строгого нормированного объёма письменной работы в соответствии с методическими требованиями при обучении письму. На первых этапах обучения письму дети сосредотачивают своё внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность их выполнения: соотношение букв, расстановка их по линии письма, пропорциональность, протяженность, наклон. Важно на этом этапе учителю учитывать индивидуально- психологические особенности каждого ученика. Это особенно важно и требует от учителя глубоких психологических знаний. Большую роль в формировании каллиграфического навыка играет создание соответствующих гигиенических условий в процессе письма.
Выработка каллиграфического почерка - достаточно трудоёмкая работа. Следовательно, большая роль в формировании каллиграфических умений принадлежит системе приёмов работы, а также мастерству и знаниям учителя, так как именно в начальной школе особенно велика роль становления навыка письма. А от обучающегося требуется умение воспринимать образец, анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать и только потом осуществлять нужные движения тонко координировать их.
Методика обучения письму имеет богатый набор приёмов и методов. Приёмы и методы формирования навыка письма: анализа формы букв, показа процесса письма и объяснение способов написания букв, списывание учащимися с готового образца, копировальный способ, воображаемое письмо, введение в обучение правил письма, письмо под счет или в такт счёту.
В результате исследования была разработана программа «В стране Чистописания» по формированию каллиграфических навыков. Для каждой группы учащихся, выполнялись упражнения для развития мелкой моторики пальцев и кисти рук, гимнастика для глаз. А также упражнения для развития зрительной и тактильной памяти, глазомера у детей, соблюдение гигиенических требований. В работе по формированию у детей каллиграфического навыка необходимо выдерживать три этапа: аналитический, синтетический, этап автоматизации. Материал к каждому занятию располагать от простого к сложному, увеличивать объём и сложность письменных упражнений. Особое внимание необходимо уделить работе по исправлению недочётов, умение их находить, видеть, объяснять причины появления, стараться устранять их в работе. При отработке критериев каллиграфического навыка индивидуальные упражнения сочетаются с коллективными, с учётом особенности каждого ученика.



1. Агаркова, Н.Г. Русская графика: Кн. для учителя: 2 кл. / Н.Г. Агаркова. - 2. изд., стер. - М.: Дрофа, 2000. - 62 с.
2. Агаркова Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению: 1 кл. :
Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. — М.:
Академкнига/Учебник, 2012. — 208 с.
3. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14
4. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников /И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39.
5. Бакулина, Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной/ Г.А. Бакулина // Начальная школа - 2014. - №11. - С. 39-43.
6. Базильчук, Л. В. Организация внеклассной работы в общеобразовательной школе как педагогическая проблема / Л. В. Базильчук // Методы и средства обеспечения инновационности Эдукационной процесса в учебных заведениях / Материалы Всеукраинской научно -практической конференции Черкассы, 24-25 апреля 2008 года. - Черкассы: Вид.вид. ЧНУ имени Богдана Хмельницкого, 2008. - С.4-5.
7. Безруких, М.М. Этапы формирования навыка письма / М.М. Безруких // Как научить ребенка писать красиво [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ang-det.ru/write
8. Безруких, М.М. Как писать буквы / М.М. Безруких, Т.Е. Хохлова. - М., 1993. - 48c.
9. Боголюбов, Н. Н. Методика чистописания: учеб. пособие для пед. училищ. - 2-е изд., испр. и доп. - Ленинград: Учпедгиз, 1955 - URL: https://sheba.spb.ru/shkola/metodika-chistopisania-1955.htm
10. Болотина, Л. Р. Методика Внеклассное воспитательной работы в начальных классах: Учебное пособие для студентов пед. Вузов / Л. Р. Болотина, Д. И. Латишина. - Москва.: Просвещение, 2011. - 128 с.
11. Буковцова, Н.И., Елянюшкина, О.В. Формирование
каллиграфических умений при нарушениях почерка у младших школьников с задержкой психического развития/ Н.И. Буковцова, О.В. Елянюшкина// СНВ. 2015. №4 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZformirovanie-
kalligraficheskih-umeniy-pri-narusheniyah-pocherka-u-mladshih-shkolnikov-s- zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 16.04.2020).
12. Василенко, Г. И. Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвященных школьным наукам / Г. И. Василенко. - Волгоград: Учитель, 2017. -156 с.
13. Винниченко, И. А. Система внеклассной работы в восьмилетней школе / И. А. Винниченко, Е. М. Мариенгоф. - Москва.: Рад.школа, 2015. - 417 с.
14. Воровщиков, С.Г. Достоинства и недостатки перечня универсальных учебных действий Федерального государственного образовательного стандарта общего образования / С.Г. Воровщиков // Эйдос: интернет-журн. - 2012. - № 5.
15. Глухова, Г. А. Внеклассная работа как средство повышения эффективности урока: Пособие для учителей / Г. А. Глухова. - Москва: Рад.школа, 2013. - 119 с.
16. Глущенко, А. Г. Внеклассная работа в начальных классах / А. Г. Глущенко. - Москва: Рад.школа, 2012. - 124 с.
17. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников / Д. В. Григорьев: Методический конструктор. - Москва.: Просвещение, 2010. - 223 с.
18. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический. конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — Москва.: Просвещение, 2010. — 223 с.
19. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2000. - № 5. - С. 61-62.
20. Ерова, Д.В., Удотова, В.В., Николенко, А.А. [и др.] История
русской каллиграфии и методики обучения письму // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(37). URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/2(37).pdf(дата обращения: 16.04.2020)
21. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников /Л.Я. Желтовская, Е.Н.Соколова. - М.: Просвещение, 2005. - 238 - С. 13.
22. Иванова, Н. Д., Сергеева, Б. В. Основные виды каллиграфических ошибок, причины их возникновения и способы устранения/ Н.Д. Иванова, Б.В. Сергеева// Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 38. - С. 278-285.
23. Илюхина, В.А. Методика обучению письму младших школьников («письмо с секретом» - информационный аспект) / В.А. Илюхина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ito.edu.ru/sp/SP/-0- 2006_02_09. html.
24. Илюхина, В.А. Письмо с «секретом»: (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся). - М.: новая школа, 1994 - 48с.
25. Калечиц, Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа: Уч -метод пособие для студентов-заочников пед. институтов / Т. Н. Калечиц, З. А. Кейлина. - Москва: Просвещение, 2012. -96 с.
26. Кобзарь, Б. С. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа / Б. С. Кобзарь. - Москва: Знания, 2014. - 46 с.
27. Кононова, Л. С. Создание педагогических условий по формированию каллиграфических умений учащихся начальной школы/ Л.С. Кононова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - . - С. 303-307.
28. Копарев, Е. А. Древние славянские письменности / Е. А. Копарев.
- М.: Авторская книга, 2014. - 185 с.
29. Кудикина, Н. В. Игровая деятельность младших школьников во внеурочное учебно-воспитательном процессе: Монография. / Н. В. Кудикина.
- Москва: КГПУ им. Б.Д. Гринченко, 2013. - 272 с.
30. Львов, М.Р. Правописание в начальных классах. - Тула: Родничок; М.: Астрель, АСТ, - 2001.
31. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов В. Г., Горецкий, О. В., Сосновская. М.: Академия, 2000.
- 472 с.
32. Михайлова, Л.М. Система работы по формированию каллиграфических навыков письма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://region56.ucoz.ru/load/15-01-127
33. Назарова, Н. В., Сакердонова, А. С. Значение каллиграфии в развитии мышления и речи посредством нетрадиционных упражнений/ Н.В. Назарова, А.С. Сакердонова// Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - . - URL:http ://e-koncept.ru/2019/0.htm.
34. Назарова, С. Н. Курс внеурочной деятельности «Школа молодых ученых» для обучающихся 8-11-х классов: учебно -методическое пособие / С. Н. Назарова, В.Л. Стригин, Т.В. Скоркина, Е.И. Чураев. Барнаул: Издательская группа «Си-пресс», 2015.-147 с.
35. Нигматуллина, Л. М. История создания славянской системы письма / Л. М. Нигматуллина, А. А. Скуратова. // Молодой ученый. — 2014.
- № 17 (76). — С. 606-613.
36. Пикулина, Т. В. Внеурочная деятельность младших школьников / Т. В. Пикулина // Молодой ученый. — 2015. — № 2.1 (82.1). — С. 24-25.
37. Писаревский, Д.А. Обучение письму: Метод. пособие для учителей начальных школ: Допущено Наркомпросом РСФСР / Д. А. Писаревский. - Москва; Ленинград: Учпедгиз, 1936 (Л. : тип. им. Бухарина). - Переплет, 88 с.
38. Потапова, Е.Н. Радость познания: Москва, «Просвещение», 1990 — 94 с.
39. Прокина, Л. П. Подготовка студентов к обучению младших школьников каллиграфическому письму / Л. П. Прокина. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 105-109.
40. Руссков, С.П. Учимся писать красиво: Учебно -методическое пособие для студентов факультета начального обучения и филологов. - Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И.Я. Яковлева, 2005. - 175 с.
41. Сажина, Ю.А. Навыки каллиграфии, как основа формирования
письменной грамотности учащихся младших классов // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(61). URL:
https://sibac.info/archive/guman/1(61).pdf(дата обращения: 16.04.2020)
42. Слесик, К. М. Формирование умений общения младших школьников во внеклассной учебно -воспитательной работе: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.09 / К. М. Слесик. - Херсон., 2012. - 256 с.
43. Соловьева, Е.Ю. Типичные каллиграфические ошибки и их исправления // Скиф. 2017. - №16. - с. 188-195
44. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) // Информационно -правовой портал Гарант.ру URL:
https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
45. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Официальный сайт компании Консультант плюс URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
46. Хакимова, Г. А. История красивого письма / Г. А. Хакимова// Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 742-745.
47. Школа полного дня: Вопросы управления / Под ред. Э. Г. Костяшкина. - Москва: Педагогика, 2014. - 460 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ