ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации педагогического менеджмента в образовательной организации среднего профессионального образования ...12
1.1. Историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом 12
1.2. Организация педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования 38
1.3. Структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как
средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования 62
Выводы по первой главе 81
Глава 2. Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования средствами педагогического менеджмента (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности») 83
2.1. Анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 83
2.2. Реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 89
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов исследования 96
Выводы по второй главе 100
Заключение 102
Библиографический список 106
Глава 1. Теоретические основы организации педагогического менеджмента в образовательной организации среднего профессионального образования ...12
1.1. Историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом 12
1.2. Организация педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования 38
1.3. Структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как
средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования 62
Выводы по первой главе 81
Глава 2. Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования средствами педагогического менеджмента (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности») 83
2.1. Анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ)
«Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 83
2.2. Реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в
ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» 89
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов исследования 96
Выводы по второй главе 100
Заключение 102
Библиографический список 106
Актуальность исследования. В условиях динамичных изменений в жизни общества одним из критериев качества профессионального образования является подготовленность обучающихся к адаптации в современных рыночных отношениях. Производству и обществу требуются специалисты с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к осуществлению организационно-управленческой деятельности, конкурентоспособные на рынке труда и в системе рыночной экономики.
Изменение обстановки на рынке труда обусловило появление образовательных организаций среднего профессионального образования, расширяющих возможности в удовлетворении многообразных интересов личности и общества. В настоящее время эти учебные заведения, к числу которых относятся колледжи и техникумы, перешли па работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.
Образовательные организации среднего профессионального образования реализуют гибкие образовательные структуры, создающие разветвленные системы специализаций с разными сроками обучения; интегрируют различные типы и уровни профессионального образования, что позволяет получать разноуровневую подготовку с необходимым оптимумом профессиональных знаний, умений и навыков.
На современном этапе развития научных знаний намечается тенденция синтеза наук, повышается роль межпредметных связей. Примером такого синтеза является педагогический менеджмент, который характеризуется совокупностью научных знаний и практического опыта, направленных на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом.
В научной литературе (В.Д. Бешковский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров и др.) выделяют 2 уровня педагогического менеджмента: первый - это руководители образовательных организаций и их заместители, второй (низшее звено управления) - это педагоги, учителя. В нашем исследовании рассмотрен второй уровень педагогического менеджмента - деятельность педагога по управлению образовательным процессом, соуправление и взаимодействие со студентами.
Одним из направлений решения проблем педагогического менеджмента является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога как субъекта менеджмента, готового выполнять управленческие функции, быть ответственным, организованным, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень и т.д. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих - менеджеров, что дает нам право называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Основу профессиональной педагогической деятельности составляет главная функция педагога-управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т.е. педагогическое управление.
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности: теория управления в образовательной организации (В.И. Загвязинский, А.Е. Капто, М.М. Поташник и др.); система управления образовательной организацией, связанная с необходимостью поиска путей его развития и принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, C.B. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.); управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев, А.А. Саламатов, В.П. Симонов и др.); комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н.Н. Булынский, Н.В. Кузьмина, Н.В. Уварина и др.). Несмотря на то, что в настоящее время накоплен определенный опыт в изучении педагогического менеджмента (Ю.В. Васильев, А.М. Лазарева, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.), управление рассматривается преимущественно в рамках школ, образовательных организаций высшего профессионального образования, их руководителей, а деятельность преподавателя и студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования, их взаимодействие в образовательном процессе остаются в стороне. В нашем исследовании педагогический менеджмент - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
Педагогический менеджмент позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект). Реализация функций менеджмента в образовательном процессе может обеспечить развитие каждой личности, что создает психолого-педагогический комфорт всем его участникам.
Проблема интеграции теории управления с образовательным процессом в истории развития общества и педагогики актуальна. Исследования отечественных и зарубежных ученых и педагогов посвящены следующим вопросам:
1) изучению структуры, функций и методов педагогической деятельности (П.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);
2) поиску инновационных подходов к подготовке специалистов, совершенствованию учебного процесса в инновационных типах образовательных организаций (Е.А. Гнатышина и др.);
3) разработке оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);
4) разработке педагогического менеджмента, основой которого является теория управления (С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.);
5) поиску новых подходов к управлению образованием (Г.Н. Волков, Б.С. Горшуиский и др.).
Анализ научной литературы и результатов практической деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования позволил выявить противоречия:
1) между возможностями педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования и недостаточной методической обеспеченностью учебного процесса;
2) между традиционными формами и методами обучения, и инновационными подходами к организации образовательного процесса в системе педагогического менеджмента;
3) между требованиями общества к профессиональной подготовке специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений, и недостаточными условиями реализации данных требований.
С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования - моделирование образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования на основе принципов, методов и функций управления.
Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы избрали тему исследования «Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования».
Объект исследования: образовательный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Цель исследования: разработка и реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»).
Гипотеза исследовании: образовательный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования будет оптимальным, если он протекает в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, эффективное функционирование которой обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления;
- учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;
- содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом;
2) проанализировать особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования;
3) разработать структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования;
4) осуществить анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
5) реализовать структурно-функциональной модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
6) осуществить анализ и обобщение полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.); системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков и др.); теория оптимизации (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.); моделирование как метод педагогического исследования (В.В. Краевский, И.Б. Новик и др.); положения профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков и др.); исследования профессионального образования, управления профессиональной подготовкой (С.Я. Батышев, A.M. Новиков и др.); теория развития личности в различных видах деятельности (A.M. Баскаков, В.В. Давыдов и др.).
Теоретическая значимость исследования:
1) изучены историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом;
2) проанализированы особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования;
3) разработана структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования;
4) выделены и обоснованы педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональные модели педагогического менеджмента: деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Практическая значимость исследования: в управленческой деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» используется разработанная в данном исследовании структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогический менеджмент в образовательных организациях среднего профессионального образования - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом- менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
2. Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования достигается путем реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, в которой учитываются внешние факторы; педагог и студенты являются субъектами управления; деятельность педагога основана на принципах, методах и функциях управления.
3. На эффективность структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования влияют педагогические условия: 1) деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; 2) учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; 3) содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ научной литературы, теоретико-методологический анализ, моделирование, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по управлению инновационными процессами в образовании, понятийно-терминологический анализ), эмпирические методы исследования (экспериментальная работа, наблюдение, беседа, тестирование, обобщение, анализ и систематизация результатов исследования и др.).
База исследования: Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» (ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»), г. Челябинск, Речная улица, 1 А.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка. Материал изложен на 112 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок, 17 таблиц, библиографический список содержит 73 источника. В первой главе изучены историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом, особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования, разработана структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования, сделаны общие выводы. Во второй главе осуществлен анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», описана реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», произведен анализ и обобщение полученных результатов исследования.
Изменение обстановки на рынке труда обусловило появление образовательных организаций среднего профессионального образования, расширяющих возможности в удовлетворении многообразных интересов личности и общества. В настоящее время эти учебные заведения, к числу которых относятся колледжи и техникумы, перешли па работу по новым Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования.
Образовательные организации среднего профессионального образования реализуют гибкие образовательные структуры, создающие разветвленные системы специализаций с разными сроками обучения; интегрируют различные типы и уровни профессионального образования, что позволяет получать разноуровневую подготовку с необходимым оптимумом профессиональных знаний, умений и навыков.
На современном этапе развития научных знаний намечается тенденция синтеза наук, повышается роль межпредметных связей. Примером такого синтеза является педагогический менеджмент, который характеризуется совокупностью научных знаний и практического опыта, направленных на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом.
В научной литературе (В.Д. Бешковский, К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров и др.) выделяют 2 уровня педагогического менеджмента: первый - это руководители образовательных организаций и их заместители, второй (низшее звено управления) - это педагоги, учителя. В нашем исследовании рассмотрен второй уровень педагогического менеджмента - деятельность педагога по управлению образовательным процессом, соуправление и взаимодействие со студентами.
Одним из направлений решения проблем педагогического менеджмента является повышение компетентности и профессионального мастерства педагога как субъекта менеджмента, готового выполнять управленческие функции, быть ответственным, организованным, систематически и планомерно повышать свой профессиональный уровень и т.д. Данные качества характерны также для профессиональных управляющих - менеджеров, что дает нам право называть педагогов педагогами-менеджерами и рассматривать их деятельность через принципы управления педагогическими системами. Основу профессиональной педагогической деятельности составляет главная функция педагога-управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования, т.е. педагогическое управление.
Понятие «педагогический менеджмент» имеет ряд значений, характеризующих разные аспекты управленческой деятельности: теория управления в образовательной организации (В.И. Загвязинский, А.Е. Капто, М.М. Поташник и др.); система управления образовательной организацией, связанная с необходимостью поиска путей его развития и принятия стратегических и оперативных решений (Б.С. Гершунский, C.B. Лазарев, Е.В. Яковлев и др.); управление образовательной деятельностью (A.M. Моисеев, А.А. Саламатов, В.П. Симонов и др.); комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функционирования и развития (Н.Н. Булынский, Н.В. Кузьмина, Н.В. Уварина и др.). Несмотря на то, что в настоящее время накоплен определенный опыт в изучении педагогического менеджмента (Ю.В. Васильев, А.М. Лазарева, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.), управление рассматривается преимущественно в рамках школ, образовательных организаций высшего профессионального образования, их руководителей, а деятельность преподавателя и студентов в образовательных организациях среднего профессионального образования, их взаимодействие в образовательном процессе остаются в стороне. В нашем исследовании педагогический менеджмент - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом-менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
Педагогический менеджмент позволяет перейти от вертикальной системы управления (субъект-объект) к горизонтальной системе организационно-управленческого сотрудничества (субъект-субъект). Реализация функций менеджмента в образовательном процессе может обеспечить развитие каждой личности, что создает психолого-педагогический комфорт всем его участникам.
Проблема интеграции теории управления с образовательным процессом в истории развития общества и педагогики актуальна. Исследования отечественных и зарубежных ученых и педагогов посвящены следующим вопросам:
1) изучению структуры, функций и методов педагогической деятельности (П.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.);
2) поиску инновационных подходов к подготовке специалистов, совершенствованию учебного процесса в инновационных типах образовательных организаций (Е.А. Гнатышина и др.);
3) разработке оптимизации образовательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.);
4) разработке педагогического менеджмента, основой которого является теория управления (С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.);
5) поиску новых подходов к управлению образованием (Г.Н. Волков, Б.С. Горшуиский и др.).
Анализ научной литературы и результатов практической деятельности образовательных организаций среднего профессионального образования позволил выявить противоречия:
1) между возможностями педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования и недостаточной методической обеспеченностью учебного процесса;
2) между традиционными формами и методами обучения, и инновационными подходами к организации образовательного процесса в системе педагогического менеджмента;
3) между требованиями общества к профессиональной подготовке специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений, и недостаточными условиями реализации данных требований.
С учетом данных противоречий нами была сформулирована проблема исследования - моделирование образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования на основе принципов, методов и функций управления.
Учитывая актуальность проблемы, ее социальную значимость, недостаточную теоретическую и практическую разработанность, мы избрали тему исследования «Педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования».
Объект исследования: образовательный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Предмет исследования: педагогический менеджмент как средство оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Цель исследования: разработка и реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»).
Гипотеза исследовании: образовательный процесс в образовательных организациях среднего профессионального образования будет оптимальным, если он протекает в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, эффективное функционирование которой обеспечивается следующими педагогическими условиями:
- деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления;
- учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения;
- содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие задачи исследования:
1) изучить историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом;
2) проанализировать особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования;
3) разработать структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования;
4) осуществить анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
5) реализовать структурно-функциональной модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»;
6) осуществить анализ и обобщение полученных результатов исследования.
Методологическую основу исследования составляют положения педагогического менеджмента и теории управления (Ю.А. Конаржевский, С.А. Репин, В.П. Симонов, Т.Н. Шамова и др.); системный подход, основой которого является теория систем (В.Г. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, Г.Н. Сериков и др.); теория оптимизации (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник и др.); моделирование как метод педагогического исследования (В.В. Краевский, И.Б. Новик и др.); положения профессиональной педагогики (С.Я. Батышев, Б.С. Гершунский, A.M. Новиков и др.); исследования профессионального образования, управления профессиональной подготовкой (С.Я. Батышев, A.M. Новиков и др.); теория развития личности в различных видах деятельности (A.M. Баскаков, В.В. Давыдов и др.).
Теоретическая значимость исследования:
1) изучены историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом;
2) проанализированы особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования;
3) разработана структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования;
4) выделены и обоснованы педагогические условия эффективного функционирования структурно-функциональные модели педагогического менеджмента: деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Практическая значимость исследования: в управленческой деятельности ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» используется разработанная в данном исследовании структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогический менеджмент в образовательных организациях среднего профессионального образования - это динамическая система соуправления процессом профессиональной подготовки, направленная на овладение студентами знаниями, умениями и навыками при взаимодействии с педагогом- менеджером, обеспечивающая выполнение социального заказа общества в подготовке специалистов со средним профессиональным образованием.
2. Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования достигается путем реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, в которой учитываются внешние факторы; педагог и студенты являются субъектами управления; деятельность педагога основана на принципах, методах и функциях управления.
3. На эффективность структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования влияют педагогические условия: 1) деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; 2) учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; 3) содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Методы исследования: теоретические методы исследования (анализ научной литературы, теоретико-методологический анализ, моделирование, изучение и обобщение эффективного педагогического опыта по управлению инновационными процессами в образовании, понятийно-терминологический анализ), эмпирические методы исследования (экспериментальная работа, наблюдение, беседа, тестирование, обобщение, анализ и систематизация результатов исследования и др.).
База исследования: Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» (ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»), г. Челябинск, Речная улица, 1 А.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка. Материал изложен на 112 страницах машинописного текста, содержит 1 рисунок, 17 таблиц, библиографический список содержит 73 источника. В первой главе изучены историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом, особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования, разработана структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования, сделаны общие выводы. Во второй главе осуществлен анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», описана реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности», произведен анализ и обобщение полученных результатов исследования.
В первой главе «Теоретические основы организации педагогического менеджмента в образовательной организации среднего профессионального образования» изучены историко-педагогические особенности становления и организации педагогического менеджмента в России и за рубежом, особенности организации педагогического менеджмента в условиях образовательных организациях среднего профессионального образования, разработана структурно-функциональная модель педагогического менеджмента как средство оптимизации образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования, сделаны общие выводы.
По ходу теоретического исследования были сделаны следующие выводы:
1. В последние годы возрастает роль и значение менеджмента как теории управления различными системами. Особое влияние на становление отечественного менеджмента (сначала в производственной сфере, а затем и в педагогике) оказал богатый зарубежный опыт менеджмента США.
2. На основе анализа состояния проблемы, мы пришли к выводу, что в реальной практике организаций среднего профессионального образования уровень использования возможностей педагогического менеджмента недостаточен. Наши данные подтверждаются исследованиями И.И. Антоновой, В.П. Симонова, Т.Н. Шамовой, Л.А. Шипилиной и др.
5. Одна из основных причин недостаточного использования возможностей педагогического менеджмента заключается в отсутствии целенаправленного внимания к этой проблеме в организациях среднего профессионального образования.
6. Анализ понятий: управление, менеджмент, внутришкольное управление, педагогический менеджмент и их сравнение позволили нам уточнить содержание понятия педагогический менеджмент для организаций среднего профессионального образования.
5. В нашем исследовании педагогический менеджмент рассматривается как средство оптимизации образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования. С точки зрения системного подхода, системных свойств и признаков, педагогический менеджмент представляет собой устойчивое и прочное объединение компонентов (элементов): педагоги, студенты, условия обучения.
8. Оптимизация образовательного процесса посредством педагогического менеджмента предполагает осознанный выбор из ряда возможных вариантов учебного процесса того варианта, который в данных условиях обеспечит возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития студентов при рациональных затратах времени и усилий педагога и студентов.
9. Оптимизация образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования достигается путем реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, в которой учитываются внешние факторы; педагог и студенты являются субъектами управления; деятельность педагога основана на принципах, методах и функциях управления.
8. Исследование показало, что для эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента необходимо соблюдение следующих педагогических условий: деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Во второй главе «Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования средствами педагогического менеджмента (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»)» осуществлен анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум тек-стильной и легкой промышленности», описана реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум тек-стильной и легкой промышленности», произведен анализ и обобщение полученных результатов исследования.
По ходу практической части исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Анализ состояния подготовки студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» в ходе констатирующего этапа исследования показал, что исследуемый процесс не всегда носит систематизированный и теоретико-эмпирический характер: студенты слабо представляют будущую профессиональную деятельность и не осознают значимость профессиональной подготовки и организационно-управленческой деятельности. Положительное отношение к ней высказали только 61,4 % студентов, причем 13 % опрошенных не смогли аргументировать потребность в профессиональной подготовке; мотивация студентов к изучению профессиональных дисциплин развита слабо. Большинство студентов (55,7 %) отдают предпочтение материальным стимулам будущей профессиональной деятельности. Стремление совершенствовать творческие способности, самостоятельность при изучении профессиональных дисциплин у студентов отсутствует; уровень сформированное знаний, умений и навыков у студентов - средний; применяемые в ходе преподавания профессиональных дисциплин формы и методы обучения (лекции и семинары) - мало эффективны.
2. В результате констатирующего эксперимента было выделено противоречие между требованиями общества к уровню подготовки специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений и недостаточными условиями реализации данных требований в процессе профессиональной подготовки.
3. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы организаций среднего профессионального образования обусловил необходимость экспериментальной проверки педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента.
4. Результаты экспериментальной работы показали, что оптимальность образовательного процесса при преподавании профессиональных дисциплин в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента достигает путем использования преподавателем разнообразных форм и методов обучения, функций, принципов и методов управления, повышения учебно-познавательной активности, профессионального интереса и осознанной потребности студентов в профессиональной подготовке и навыках к осуществлению организационно-управленческой деятельности.
5. В ходе формирующего этапа исследования выявлялись качественно значимые различия между студентами, обучающимися в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной моделью педагогического менеджмента в управляемых условиях образовательного процесса ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Таким образом, анализ результатов исследования показывает, что подготовка студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» в рамках разработанной и реализованной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, улучшилась, изменилось отношение к изучению профессиональных дисциплин. Цель исследования достигнуты, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
По ходу теоретического исследования были сделаны следующие выводы:
1. В последние годы возрастает роль и значение менеджмента как теории управления различными системами. Особое влияние на становление отечественного менеджмента (сначала в производственной сфере, а затем и в педагогике) оказал богатый зарубежный опыт менеджмента США.
2. На основе анализа состояния проблемы, мы пришли к выводу, что в реальной практике организаций среднего профессионального образования уровень использования возможностей педагогического менеджмента недостаточен. Наши данные подтверждаются исследованиями И.И. Антоновой, В.П. Симонова, Т.Н. Шамовой, Л.А. Шипилиной и др.
5. Одна из основных причин недостаточного использования возможностей педагогического менеджмента заключается в отсутствии целенаправленного внимания к этой проблеме в организациях среднего профессионального образования.
6. Анализ понятий: управление, менеджмент, внутришкольное управление, педагогический менеджмент и их сравнение позволили нам уточнить содержание понятия педагогический менеджмент для организаций среднего профессионального образования.
5. В нашем исследовании педагогический менеджмент рассматривается как средство оптимизации образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования. С точки зрения системного подхода, системных свойств и признаков, педагогический менеджмент представляет собой устойчивое и прочное объединение компонентов (элементов): педагоги, студенты, условия обучения.
8. Оптимизация образовательного процесса посредством педагогического менеджмента предполагает осознанный выбор из ряда возможных вариантов учебного процесса того варианта, который в данных условиях обеспечит возможную эффективность решения задач образования, воспитания и развития студентов при рациональных затратах времени и усилий педагога и студентов.
9. Оптимизация образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования достигается путем реализации структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, в которой учитываются внешние факторы; педагог и студенты являются субъектами управления; деятельность педагога основана на принципах, методах и функциях управления.
8. Исследование показало, что для эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента необходимо соблюдение следующих педагогических условий: деятельность педагога осуществляется на основе принципов, методов, функций управления; учебно-познавательная деятельность студентов учитывает их потребности, интересы и мотивы, моделирует современные социально-экономические, производственные ситуации и отношения; содержание учебных дисциплин направлено на формирование у студентов профессиональной компетентности и ответственности за принятие управленческих решений.
Во второй главе «Оптимизация образовательного процесса в образовательных организациях среднего профессионального образования средствами педагогического менеджмента (на примере ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности»)» осуществлен анализ эффективности образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум тек-стильной и легкой промышленности», описана реализация структурно-функциональной модели педагогического менеджмента как средства оптимизации образовательного процесса в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум тек-стильной и легкой промышленности», произведен анализ и обобщение полученных результатов исследования.
По ходу практической части исследования, были сделаны следующие выводы:
1. Анализ состояния подготовки студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» в ходе констатирующего этапа исследования показал, что исследуемый процесс не всегда носит систематизированный и теоретико-эмпирический характер: студенты слабо представляют будущую профессиональную деятельность и не осознают значимость профессиональной подготовки и организационно-управленческой деятельности. Положительное отношение к ней высказали только 61,4 % студентов, причем 13 % опрошенных не смогли аргументировать потребность в профессиональной подготовке; мотивация студентов к изучению профессиональных дисциплин развита слабо. Большинство студентов (55,7 %) отдают предпочтение материальным стимулам будущей профессиональной деятельности. Стремление совершенствовать творческие способности, самостоятельность при изучении профессиональных дисциплин у студентов отсутствует; уровень сформированное знаний, умений и навыков у студентов - средний; применяемые в ходе преподавания профессиональных дисциплин формы и методы обучения (лекции и семинары) - мало эффективны.
2. В результате констатирующего эксперимента было выделено противоречие между требованиями общества к уровню подготовки специалистов, обусловленными деятельностью в условиях рыночных отношений и недостаточными условиями реализации данных требований в процессе профессиональной подготовки.
3. Проведенный анализ психолого-педагогической, методической литературы и реальной практики работы организаций среднего профессионального образования обусловил необходимость экспериментальной проверки педагогических условий эффективного функционирования структурно-функциональной модели педагогического менеджмента.
4. Результаты экспериментальной работы показали, что оптимальность образовательного процесса при преподавании профессиональных дисциплин в рамках структурно-функциональной модели педагогического менеджмента достигает путем использования преподавателем разнообразных форм и методов обучения, функций, принципов и методов управления, повышения учебно-познавательной активности, профессионального интереса и осознанной потребности студентов в профессиональной подготовке и навыках к осуществлению организационно-управленческой деятельности.
5. В ходе формирующего этапа исследования выявлялись качественно значимые различия между студентами, обучающимися в соответствии с разработанной нами структурно-функциональной моделью педагогического менеджмента в управляемых условиях образовательного процесса ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности».
Таким образом, анализ результатов исследования показывает, что подготовка студентов ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский техникум текстильной и легкой промышленности» в рамках разработанной и реализованной структурно-функциональной модели педагогического менеджмента, улучшилась, изменилось отношение к изучению профессиональных дисциплин. Цель исследования достигнуты, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ОПТИМИЗАЦИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КОЛЛЕДЖЕ ПОСРЕДСТВОМ МОНИТОРИНГА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2020 - УПРАВЛЕНИЕ ПОРТФЕЛЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Проектирование модели педагогического менеджмента в образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Управление информационно-образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА В НАУЧНО-МЕТОДИСЕМКОЙ РАБОТЕ КОЛЛЕДЖА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2020 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Управление средним профессиональным образованием в России
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



