Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ТЕХНОЛОГОВ

Работа №81958

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
290
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования деловых игр при формировании профессиональных важных качеств будущих технологов 8
1.1. Значение профессионально важных качеств в становлении будущих технологов 8
1.2. Структура и содержание понятия «деловая игра», сущность и основные характеристики деловых игр 18
1.3. Особенности разработки и проведения деловых игр при изучении дисциплин профессионального цикла 25
Выводы по первой главе 29
Глава 2. Опытно-практическая работа по формированию профессиональных важных качеств в процессе проведения деловой игры на базе «Челябинского государственного колледжа индустрии
питания и торговли» 32
2.1. Характеристика профессиональной образовательной организации
ГБПОУ ЧГКИПиТ и анализ методики преподавания дисциплины «Организация процессов приготовления, подготовки к реализации хлебобулочных, мучных кондитерских изделий сложного ассортимента» 32
2.2. Методические рекомендации по разработке и проведению деловых игр в ПО 41
2.3. Разработка деловых игр для формирования профессиональных важных качеств будущих технологов 47
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Библиографический список 72

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Прогресс жизни требует перемен во всех сферах. Текущая ситуация в образовании не является исключением. И общее, и профессиональное образование важно в становление личности. Более сложным, скрупулёзным является профессиональное образование. Целью данного вида образования это подготовка высококвалифицированных специалистов достойного уровня подготовки, конкурентоспособного на рынке труда, способного к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными профессионально важными качествами.
Концепция модернизации российского образования до 2020 года предусматривает кардинальное изменение в системе профессионального обучения. С переходом к личностно-ориентированному, компетентностному образованию меняется вся система профессиональной подготовки будущего специалиста.
Одной из важнейших задач современного образования является повышение эффективности образовательного процесса. Вовлеченность обучающихся во время занятия, мотивация и активность возрастают при использовании современных активных форм обучения.
В мире используется до 50 различных методов обучения: рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, упражнения, самостоятельная работа, учебная игра, диспут, иллюстрация и другие. Среди самых разнообразных форм организации занятий наибольший интерес у студентов вызывают игры, игровые ситуации, так как именно при использование данной формы обучения, учебный процесс возможно приблизить к реальной жизни. Деловая игра способствуют формированию практических умений и навыков, обеспечивающих практическую направленность обучения, лучшему усвоению нового материала и развитию творческого потенциала обучающихся. Она помогает изучить, закрепить теоретический материал и сразу же применить его при решении различных задач, позволяет участникам игры экспериментировать, отрабатывать различные профессиональные действия, совершать ошибки в игре, чтобы избежать их в дальнейшей деятельности.
Как метод обучения деловая игра имеет множество преимуществ. Одним из них является командообразование. Так как в условиях среднего профессионального образования становление личности находится на самом пике развития, у обучающихся в группе происходит столкновение характеров, мнений. А деловая игра способствует работе в команде, сближению и развитию эффективных коммуникаций. Тем самым происходят положительные изменения климата в группе, в не зависимости от получаемой профессии.
Профессия технолог является ответственной и важной на любом предприятии. Для хорошего специалиста обязательны базовые знания и умение эффективно использовать их на практике. Успешность карьеры напрямую зависит от знаний и квалификации. Изучение дисциплин при обучение на технолога, предполагает тесное взаимодействие научных знаний и оперативного принятия решения. Студент должен владеть теоретической базой, уметь анализировать, оценивать ресурсы и в минимальное количество времени принимать научно-обоснованные решения в разных ситуациях. Подготовка рефератов и презентаций, решение тестовых заданий и задач, то есть пассивные методы обучения, помогут глубоко изучить теоретическую базу, при использовании только таких методов, возможны проблемы и долгая адаптация на практике. Именно деловая игра станет площадкой для тренировки принятия решений, оценки последствий и выработки эффективной стратегии для дальнейшего использования в профессиональной деятельности.
Профессионально образовательные организации все чаще применяют деловые игры при изучении дисциплин профессионального цикла. Ведь она является симулятором профессиональной деятельности, моделирует определенный процесс, в котором просто необходимо научиться принимать решения. Обучающийся имеет возможность разработать различные пути к достижению результата в предложенной ситуации. Необходимость в подготовке конкурентно-способного выпускника-технолога выгодна как учебному заведению, так и работодателю. Именно поэтому мы рассматриваем формирование профессионально-важных качеств.
Над вопросами образовательного процесса размышляли многие ученые и философы. Сущность, назначение и теоретические вопросы применения деловых игр отражены в работах Я.М. Бельчикова, М.М. Бирштейн, А.А. Вербицкого, В.Г. Комарчука, Е.А. Хруцкого. Л.С. Выготский и А.С. Макаренко впервые отметили значение игры в формировании определенных навыков и развитии личностных компетенций и профессионально важных качеств.
Однако следует отметить, что в системе профессионального образования в центре внимания не всегда находится развитие личности студента и его профессионально важных качеств, а преобладает стандартный процесс передачи ему суммы знаний и умений. Тем самым мы делаем вывод, что разработанность данного вопроса в теории и практике педагогики недостаточно изучена. И средства повышения ПЗК не раскрыты.
Таким образом, тема «Деловая игра как средство развития профессиональных важных качеств будущих технологов», которую мы рассматриваем в данной работе подробно, является актуальной, необходимой для углубленного освоения.
Цель исследования - разработать методические рекомендации по разработке и применению деловых игр в процессе формирования профессионально важных качеств будущих технологов.
Объект исследования - профессионально важные качества будущих технологов.
Предмет исследования - деловая игра как средство развития профессионально важных качеств.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:
1) описать теоретические аспекты деловых игр в процессе изучения профессиональных дисциплин в профессионально-образовательных организациях;
2) значение профессионально важных качеств во становлении будущих технологов;
3) раскрыть структура и содержание понятия «деловая игра», сущность и основные характеристики деловых игр;
4) выявить особенности разработки и проведения деловых игр при изучении дисциплин профессионального цикла;
5) проанализировать систему организации образования и проведения деловых игр в ГБПОУ ЧГКИПиТ;
6) подготовить рекомендации по внедрению программы деловых игр в ГБПОУ ЧГКИПиТ.
7) разработать план занятия в форме деловые игры для формирования профессиональных важных качеств будущих технологов в условиях изучения дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль» в ГБПОУ ЧГКИПиТ.
Практическая значимость исследования: разработка методических рекомендаций по проведению деловых игр в процессе формирования профессионально важных качеств будущих технологов на примере дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль»
Тема, цель и задачи исследования обусловили выбор совокупности методов исследования:
У теоретические методы (анализ, обобщение и систематизация психолого-педагогической, методической литературы и исследований по проблеме);
У эмпирические методы (изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение учебной деятельности студентов в процессе теоретических и практических занятий; анализ процесса и результатов учебной деятельности студентов; беседа).
База исследования - основная исследовательская работа проводилась на базе государственного бюджетного профессионально образовательного учреждения «Челябинский государственный колледж индустрии питания и торговли». (далее ГБПОУ ЧГКИПиТ) находящегося по адресу: Челябинск, ул. Ворошилова, 16.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, включающей теоретическую часть, вывода по первой главе, 2 главы, содержащей практическую работу по разработке и рекомендациям проведения деловой игры в процессе изучения профессиональных дисциплин (на примере дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль»), вывода по второй главе, заключения и списка используемой литературы. Текст изложен на 68 страницах, содержит 6 таблиц, 3 рисунка, список литературы содержит 50 источников литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный рынок труда требует высокого уровня подготовки специалистов, способных практически сразу или после непродолжительного периода адаптации в коллективе, профессионально решать, поставленные перед ними задачи с полной ответственностью за результат. Однако глубокие знания специалиста еще не гарантируют его успешной профессиональной деятельности. Для того чтобы выпускники могли конкурировать на рынке труда они должны уметь применять полученные знания на практике, иметь навык их использования, обладать профессионально важными качествами присущими специальности. Проблема формирования профессионально важных качеств студентов является актуальной как в отечественной, так и зарубежной педагогике и психологии. Для современной российской школы требуется педагог, способный видеть, чувствовать, понимать ребенка. В связи с этим общей чертой всех современных педагогических технологий является изменение роли учащегося, который становится активным участником образовательного процесса. Одной из таких форм работы со студентами является деловая игра. При таком подходе процесс обучения превращается в поиск, решение проблемных ситуаций, требующих применения новых знаний, что способствует появлению мотивации к обучению и, тем самым повышению развития профессионально-важных качеств будущих специалистов.
Сфера индустрии питания довольно сложна как предмет для восприятия, но как показывают современные реалии - очень необходима. Поэтому если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости изучения трудных разделов, может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление студента к активной познавательной деятельности. Педагог должен постоянно совершенствовать процесс обучения, позволяющий студентам эффективно и качественно усваивать программный материал. Поэтому так важно использовать игровые элементы и игру на занятиях. Итак, целью данной выпускной квалификационной работы являлось разработать методические рекомендации по разработке и применению деловых игр в процессе формирования профессионально важных качеств будущих технологов.
В ходе исследования были решены планируемые задачи. Нами были изучены теоретические аспекты деловых игр при изучении дисциплин профессионального цикла в профессиональных образовательных организациях.
Первая глава выпускной квалификационной работы была посвящена теоретическим основам деловой игры как средства повышения профессионально важных качеств будущих технологов. Были изучены значения профессионально важных качеств в становлении будущего технолога, структура и содержание понятия «деловая игра», сущность и основные характеристики деловых игр, особенности разработки и проведения деловых игр при изучении дисциплин профессионального цикла в профессиональных образовательных организациях.
Профессионально важные качества — это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для реализации этой деятельности на нормативно заданном уровне.
В ходе учебно-воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут ускорить этот процесс и сделать его более успешным так же формируются профессионально важные качества. Для любой профессии начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями, профессиональными умениями, навыками и профессиональными компетенциями.
Традиционно деловая игра является одним из методов активного обучения. Здесь нами был представлен материал с исторической справкой о появлении и развитии деловых игр, о теоретиках и практиках, которые внесли больший вклад в этот метод обучения. Мы рассмотрели понятие, виды, цели, задачи и преимущества деловых игр. Структура игры как деятельности органично включает постановку целей, планирование, реализация цели, рефлексию и анализ результатов, в которых обучающийся полностью осознает себя как субъект. Мотивацией игровой деятельности являются добровольность, варианты выбора и элементы конкуренции, удовлетворение потребности в самоутверждении, самореализации. Важную часть в изучении темы мы отдали выявлениям особенностей разработки и проведения деловых игр в профессиональных образовательных организациях. Мы подготовили план деловой игры и структуру её сценарного хода.
Проводить игры возможно для студентов колледжа второго и третьего курсов обучения, но рекомендуется, с целью наибольшего эффекта, для студентов выпускного курса. На четвертом курсе студенты уже имеют определенный практический опыт после прохождения практики, профессиональные решения в игре проводятся более осмысленно.
Во второй главе перед нами стояли задачи: дать характеристику профессионального образовательного учреждения ГБПОУ ЧГКИПиТ и анализ методики преподавания дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль», дать методические рекомендации по разработке и проведению деловых игр в ПО, и разработать деловые игры для формирования профессиональных важных качеств будущих технологов на примере одной из дисциплин. Изучив учебно-методическую литературу, мы приступили к анализу методики преподавания дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль» «ГБПОУ ЧГКИПиТ».
В процессе анализа методики преподавания дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль» мы выяснили, что формами организации учебного занятия являются лекции, уроки и практические занятия.
По окончании изучения дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль» учебным планом предусмотрен зачет. Он принимается преподавателем, читающим лекции.
Организация учебного процесса преподавателями ГБПОУ ЧГКИПиТ позволяет эффективно управлять учебным процессом, своевременно вносить коррективы в подборе учебного материала, методов обучения и т.д. Но, не смотря на грамотно отлаженную «систему» преподавания, на наш взгляд, студентам требуется стимулирование систематической деятельности по освоению знаний, умений, навыков. Мы считаем, что весомым стимулом к активизации познавательной деятельности может послужить регулярное проведение деловых игр в процессе преподавания профессиональных дисциплин.
Нами была решена еще одна задача выпускной квалификационной работы. Мы разработали две деловые игры для дисциплины профессионального цикла «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль», которые возможно адаптировать под любую изучаемую дисциплину.
Игра «Стань шеф-поваром» была разработана и проведена для групп 4-ого курса. Деловая игра «Стань шеф-поваром» дала возможность проявиться каждому студенту. Результатом проведения игры был синтез знаний и навыков по разделу по изучаемой дисциплине. Студенты принимали активное участие в игре, правильно определили цели и пришли к результату. Смогли повысить уровень профессионально важных качеств, которые необходимы будущим технологам. Игра дала возможность участникам узнать, насколько сложно продвинуться по карьерной лестнице, каким образом начисляется зарплата, как движется рабочая сила на рынке труда.
Деловая игра «Один день ресторана» была так же разработана для изучения дисциплины «Организация процесса приготовления и приготовление сложных хлебобулочных, мучных кондитерских изделий. Профессиональный модуль» и мела межпредметные связи с такими дисциплинами как: «Технология приготовления пищи», «Организация обслуживания и коммерческая деятельность предприятий питания», «Менеджмент в сфере питания», «Организация производства в предприятиях питания», «Организация процессов приготовления, подготовки к реализации холодных и горячих десертов, напитков сложного ассортимента», «Организация процессов приготовления, подготовки к реализации холодных блюд, кулинарных изделий, закусок сложного ассортимента» и т.д. Игра дала возможность участникам узнать, насколько сложно взаимодействовать в коллективе, реализовывать деятельность по различным профессиям. Заключительной задачей было составление методического пособия для ГБПОУ ЧГКИПиТ для проведения деловых игры по профессиональным дисциплинам.
Исследование позволило нам правильно интерпретировать происходящее в группе, диагностировать изменения группы в целом, и каждого участника в отдельности, проанализировать рост профессионально важных качеств, усвоить методологические и теоретические положения и требования.
Общим результатом деятельности можно отметить высокую познавательную активность обучающихся и реальную мотивацию к профессиональной деятельности, созданную благодаря моделированию реальных условий работы. Разработанные нами деловые игры имеют достаточно универсальную форму для адаптации к условиям смены темы занятия или дисциплины профессионального цикла. Это является дополнительным бонусом к работе преподавателя.
Создавая деловые игры, важно обратить внимание на новизну и оригинальность темы, новизну и практичность упражнений, успешное использование приобретенных умений в реальной жизни.
Главный интегральный критерий качественных деловых игр - их направленность на эффективное усвоение, закрепления материала.
Мы справились с поставленными задачами. На основе этого можно сделать следующие выводы:
- на занятиях профессиональных дисциплин целесообразно применение деловых игр;
- применение деловых игр развивает умение работать в коллективе;
- с помощью деловых игр можно наиболее полноценно сформировать систему знаний;
- применение деловых игр повышает интерес к учебной дисциплине и профессиональной сфере в целом;
- применение деловых игр положительно влияет на развитие профессионально важных качеств и профессиональных компетенций будущего специалиста.
Главная цель нашего исследования была достигнута, задачи решены.



1. Алисов, Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - № 1. - 214 с.
2. Артамонова, Е.И. Компетеностный подход в формировании личности педагога-профессионала// Педагогическое образование и наука. - 2013. - №10. - 276 с.
3. Батаршев, А.В. Алексеева, И.Ю., Майорова, Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2011. - 192 с.
4. Белоруссова Е.В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования / Е.В. Белоруссова. - М: Буки-Веди, 2014. - 113 с.
5. Быканова, С. А. Использование метода деловых игр в обучении студентов факультета среднего профессионального образования [Текст] / Быканова С. А. // Образование. Инновации. Качество: материалы VI Международной научно-методической конференции. - Курск, 2014. - С. 104-106.
6. Вербицкий, А.А. Личностный и компетентностный подходы в
образовании. - М., 2011. - 325 с.
7. Викентьева, О. Л. О подходе к разработке модели проведения
деловой игры в студии компетентностных деловых игр [Текст] / Викентьева О. Л., Дерябин А. И., Шестакова Л. В. // Математика программных систем: межвузовский сборник научных трудов. - Пермь, 2013. - С. 140-145.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2012. - № 6. - С. 24-27.
9. Гинзбург Я. С. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. Игровое моделирование: Методология и практика. / Я.С. Гинзбург, Н.М. Коряк— Новосибирск: Наука, 2013 - 163 с.
10. Голунова, Н.Е. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания / Н.Е. Голунова. - СПб.:
Издательство ПрофиКС, 2010. - 408 с.
11. Здобнов, А.И. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания / А.И. Здобнов, В.А. Цыганенко// М.: «Гамма Пресс» 2009. - 656 с.
12. Зимина, Г. А. Применение методов активного обучения в разработке сценария деловой игры как основы компетентного подхода [Текст] / Зимина Г. А., Семенова К. А. // Наука и образование: векторы развития. - Чебоксары, 2015. - С. 168-173.
13. Карпов, А.В. Понятие профессионально важных качеств деятельности, - М.: Издательство «Владос-Пресс», 2013. - 352 с.
14. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 304 с.
15. Крючкина, М. В. Методика разработки деловых игр в образовании [Текст] / Крючкина М. В., Проскурин В. Н. // Шестьдесят восьмая всероссийская научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием : сборник материалов конференции. - Ярославль, 2015. - С. 650-652.
16. Миронова, О. А. Методика организации и проведения деловых игр в профильном обучении студентов [Текст] / Миронова О. А. // Научное мнение. - 2016. - № 3. - С. 114-119.
17. Москвин, В. А. Деловые игры для развития компетентностей: рекомендации по разработке [Текст] / Москвин В. А. // Инвестиции в России. - 2014. - № 5.- С. 17-22.
18. Пидкасистый, П.И. Технология игры в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2010. - 230 с.
19. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение. / В.Я. Платов. — М.: Профиздат, 2011. — 156 с.
20. Попов, Е. Б. Деловая игра как образовательная технология для устойчивого развития [Текст] / Попов Е. Б. // Международный журнал. Устойчивое развитие: наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 37-49.
21. Рыжик, Н. Деловая игра как метод активного обучения [Текст] / Н. Рыжик, О. Молотова // Кадровик. - 2013. - № 2. - С. 110-116
22. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Науч.-метод. Пособие.
/ А.М. Смолкин. — М.: Высш. шк., 2010.—176 с.
23. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: учебное пособие / Е.А. Хруцкий. - М: Высш. шк., 2013. - 320 с.
24. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. - Спб.: Учебное пособие, 2013. - 220 с.
25. Шадриков, В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении. - М.: Просвещение, 2010. - 312 с.
26. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2012. - 320 с.
27. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения, Учеб. пособие / Под ред. Эргановой Н. Е. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2011. - 150 с.
28. Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Уч. пособ. для преподавателей ср. проф. образования. - М.: Мастерство, 2011. - 272 с.
29. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rostov.rpa-
mu.ru/Media/rostov/Svedenia ob OO/Obrazovanie/metodicheskie rekomendacii/interaktiv.pdf
30. Ловчева Л. В. Деловая игра как один из активных игровых методов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 23. - С. 42-46. - URL:http://e-koncept.ru/2016/56389.htm.
31. https://infourok.ru/doklad na temu formirovanie professionalnyh kompetenciy buduschih specialistov obschestvennogo-321321.htm
32. http://www.ektec.ru/files/file/tehnologiva-produkcii.pdf
33. http: //www. moluch.ru/archive/63/9313/
34. Устав ГБПОУ «ЧГКИПиТ» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chgkipit.ru/
35. Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //psyfactor. org/igra.htm
36. Саморазвитие. Что такое деловые игры и зачем они нужны.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://samorazvitie.org/money/delovyie-igryi/
37. Ксения Шверцова. Бизнес-тренер. Деловые игры [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://akme.su/uslugi/razvitie_personala/delovye_igry/
38. Деловые игры, бизнес игры. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://donskih.ru/delovye-igry/
39. Что такое деловая игра, отличия деловых игр от тренингов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: samorazvitie.org


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ