Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления повышением квалификации педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме развития речи детей дошкольного возраста 10
1.1 Управление повышением квалификации педагогов дошкольной
образовательной организации как научная проблема 10
1.2 Характеристика профессиональной компетентности педагогов
дошкольной образовательной организации по проблеме развития речи дошкольников 15
1.3 Система методической работы в дошкольной образовательной организации по повышению квалификации педагогов по проблеме развития речи детей дошкольного возраста 20
Вы воды по 1 главе 27
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию речи детей и управлению повышением квалификации педагогов по данной проблеме 29
2.1 Изучение компетентности педагогов в дошкольной
образовательной организации по проблеме развития речи дошкольников 29
2.2 Реализация организационно-управленческих условий
методической работы по повышению квалификации педагогов в дошкольной образовательной организации по проблеме развития речи дошкольников 35
2.3 Результаты опытно - экспериментальной работы, их анализ и
обобщение 37
Выводы по 2 главе 41
Заключение, краткие выводы 43
Список литературы 46
Приложение 53
Время движется вперед, вместе с ним бежит прогресс и в современном мире, в век цифровых технологий общество задает новые условия дошкольному образованию. Для улучшения качества организации дошкольного образования вводятся новые технологии и методы работы с детьми дошкольного возраста. Поэтому такие качества педагогов дошкольного образования, как знания, умения и навыки в своей профессиональной области деятельности, очень ценны.
В наши дни из всех уровней образовательной системы дошкольное образование считается наиболее развивающимся. Современные новейшие нормативные запросы к установлению структуры и условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования непосредственно влияют на работу с педагогическими кадрами, которые призваны осуществлять образовательный процесс в изменяющихся обстоятельствах. Но именно кадровые проблемы испытывают дошкольные образовательные учреждения. Это низкая восприимчивость классической системы образования к внешним запросам общества, недостаток компетентных специалистов и отстающая система переподготовки и квалификации, тормозящее развитие кадрового потенциала, которое способно гарантировать обеспечение современного содержания образовательного процесса и внедрение определенных образовательных технологий.
Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогов в всевозможных формах повышения квалификации представлены в трудах Б.С. Гершунского, О.Е. Докучаевой, В.В. Давыдова, Л.И. Звавич, Т.Г. Калугиной, В.А. Караковского, А.Е. Капто, А.В. Лоренсова, А.Н. Лоншаковой, Д.Ш. Матроса, Л.И. Маркушевой, А.М. Моисеева, С.Г. Молчанова, И.В. Павловой, М.М. Поташника, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова и др. В концепции педагогического образования понятие «профессиональная компетентность» обозначает комплекс профессионально предопределенных к педагогу требований и применяется с такими определениями, как «профессиональная готовность», «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности» (Е.И. Рогов, О.М. Шиян, Н.В.Кузьмин и др.). В психологии принято считать, что понятие «компетентность» содержит знание, умение, навыки и кроме того методы реализации деятельности (А.П.Журавлёв, Н.Ф.Талызина, Р.К. Шакуров, А.И.Щербаков).
Существенную значимость содержит профессиональный стандарт педагога, призванный, в первую очередь, раскрепостить воспитателя и дать новый толчок его развитию. Он состоит из требований, знаний, умений, способностей, необходимых и достаточных для эффективной деятельности педагога. Разумеется, что в активно развивающемся обществе невозможно насовсем достигнуть необходимого уровня квалификации. Поэтому следует надобность в повышении квалификации, как формы ценностно-смыслового, содержательного и технологического обогащения системы профессиональной деятельности.
Все данные говорят о том, что в современных условиях реформирования дошкольной образовательной системы разногласие меж необходимом и действительным уровнем профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования усиливается. Разрешить данное противоречие возможно, если в условиях системы повышения квалификации создать оптимальные условия для развития профессиональной компетентности педагога. Найти же решение этого разногласия можно будет, если в условиях системы повышения квалификации сформировать подходящие условия с целью развития профессиональной компетентности педагога.
Из числа ведущих направлений деятельности педагогов дошкольного образования одно из важных мест занимает работа по развитию речи детей, которая объясняется значимостью дошкольного детства в развитии и становлении речи ребенка.
Очень важно, чтобы педагоги обладали необходимым уровнем компетентности в этом вопросе. Ведь формирование у ребенка умственных способностей, психики, нрава, эмоций и личности очень сильно зависит от становления и развития его речи. Она содержит немалую значимость и в психологическом становлении ребенка. В младшем дошкольном возрасте происходят важные конфигурации в мышлении детей это: расширение кругозора, появление новых знаний и навыков, что означает и улучшение детской речи.
Дошкольное детство - это период интенсивного освоения детьми разговорного языка, развития и формирования фонетической, лексической и грамматической сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве считается важным условием решения задач интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания детей в наиболее высокий сензитивный период развития. Ребенку будет легче, и он свободнее будет пользоваться речью, если обучение родному языку будет начато раньше.
Исследования специалистов по педагогике, психологии и лингвистике выявили предпосылки для комплексного подхода к решению задач развития речи у детей дошкольного возраста (В.В. Виноградов, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и А.А. Леонтьев, А.А. Пешковский, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, Д.Б. Эльконин, Л.В. Щерба, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина).
На сущность и способы деятельности в формировании речи детей немалое значение оказала работ Елизаветы Ивановны Тихеевой, знаменитой общественной деятельницы в сфере дошкольного образования.
Е.И. Тихеева определила главные задачи (сегменты) по формированию речи детей в дошкольном образовательном учреждении:
• развитие гибкого и четкого речевого аппарат у детей;
• развитие речевого слуха;
• накопление содержания речи;
• работа над формой и структурой речи;
Основываясь на задачах Е.И. Тихеевой, выделим основные задачи развития речи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• обогащение и активизация словаря;
• формирование грамматического строя речи;
• обучение связной речи.
Решение данных задач происходит в течении периода дошкольного возраста ребенка. Тем не менее в любом возрастном периоде происходит градационное усложнение содержания речевой деятельности и изменение способов, методов изучения.
В современном дошкольном образовании процесс становления речи рассматривается как единая база образования детей.
Специалисты в области психологии и педагогики подмечают, что усвоение ребенком родного языка происходит поначалу лишь благодаря имитации речи окружающих его людей (Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).
По этой причине дошкольные образовательные организации особенно заинтересованы в концепции работы по развитию речи детей дошкольного возраста, которая является средством адаптации в социуме.
Значимость дошкольного учреждения как ведущего социального института в жизни ребёнка точно отражена в высказывании К.Н. Вентцеля: «На детский сад следует смотреть не как на подготовку к школе, а как на такое воспитательное учреждение, которое даёт возможность детям изжить детство в пределах того возраста, который охватывается детским садом, во всей полноте его жизненных запросов и свойственных ему задач, и стремлений».
Дошкольное образовательное учреждение - это первое и самое ответственное звено в общей системе образования. И очень важно, чтобы в нем работали профессиональные, компетентные педагоги.
Таким образом, актуальность темы определяется тем, что повышение квалификации педагога дает возможность более плодотворно и качественно развивать речь дошкольников.
Объектом исследования является процесс управления повышением квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи дошкольников.
Предмет исследования: условия эффективного управления повышением квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи дошкольников.
Цель исследования раскрытие организационно - педагогических условий, которые способствуют повышению квалификации педагогов по проблеме развития речи детей, а также их теоретическое обоснование и апробация.
Гипотеза исследования состоит в следующем: процесс управления повышением квалификации педагогов дошкольной образовательной организации по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, будет эффективнее при реализации следующих условий:
- целенаправленное изучение профессиональных качеств, личностных особенностей, творческого потенциала педагога с целью определения путей совершенствования его профессионального мастерства;
- организация целенаправленной методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОО по проблеме развития речи детей дошкольного возраста;
- оценка эффективности реализации системы методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОО в целях ее дальнейшего совершенствования.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научные и нормативные документы по вопросу управления повышением квалификации педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.
2. Определить эффективные условия управления повышением квалификации педагогических работников по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
3. Провести опытно-экспериментальную работу по реализации условий управления повышением квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области развития речи детей дошкольного возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научно - методической литературы, нормативно - правовых актов, трактовка теоретических и экспериментальных данных.
- эмпирические: опытно - экспериментальная работа,
анкетирование, наблюдение, метод самооценки.
- методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования, метод наглядного представления результатов).
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе: Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад № 308 "Звездочка".
Исследование состоит из следующих этапов, это:
Констатирующий этап. На данном этапе управление повышением квалификации педагогов по проблеме развития речи детей изучалось с теоретической точки зрения.
Формирующий этап. На этом этапе проводилась опытно - экспериментальная работа по организационно-управленческим условиям и направлениям методической работы по повышению квалификации педагогов в ДОО по проблеме развития речи дошкольников.
Опытно - экспериментальный этап. На последнем этапе нами были осуществлены анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы, обработка и систематизация результатов исследования, их анализ и оформление результатов исследования.
Исследование имеет следующую структуру: введение, две главы с тремя параграфами в них, заключение и выводы, библиографический список и приложения.
Работа по развитию речи детей в ДОО является одной из самых важных направлений деятельности педагогов. Ведь для развития навыков речевого общения детей, развития речи во взаимосвязи с мышлением, самосознанием и осознанием окружающего мира дошкольный возраст является сензитивным.
И время не стоит на месте, в ДОО внедряются новые технологии, методы и формы работы. Содержание образование ДОО постоянно обновляется. И потому так важно чтобы у педагога была соответствующая профессионально - педагогическая квалификация.
Противоречиями между недостаточным уровнем квалификации педагогов и потребностью ДОО в развитии системы образования обусловлены исследования в области управления повышением квалификации педагогов ДОО.
В нашем исследовании мы делаем следующие выводы:
1. Анализ научно - методической литературы выявил, что вопрос нашего исследования имеет многоаспектность, но трактуется в основном с позиции системного подхода, являющимся ведущим методологическим основанием в современной педагогике. А также подтвердил актуальность нашего исследования по повышению квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи детей.
2. Были теоретически обоснованы организационно - педагогические условия, которые эффективно влияют на повышение квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи детей.
3. Была разработана система методической работы по повышению квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи детей.
Для исследования были экспериментально проверены организационно - педагогические условия, которые эффективно влияют на повышение квалификации педагогов ДОО по проблеме развития речи детей.
При этом цель, которая была поставлена достигнута и решены следующие задачи:
1. Изучены и проанализированы научные и нормативные документы по вопросу управления повышением квалификации педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста.
2. Определены эффективные условия управления повышением квалификации педагогических работников по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
3. Проведена опытно-экспериментальная работа по реализации условий управления повышением квалификации педагогов дошкольной образовательной организации в области развития речи детей дошкольного возраста.
Было проведено анкетирование для анализа научной и методической квалификацию педагогов по развитию речи детей:
- Анкета для самооценки профессионализма воспитателя по разделу «Развитие речи».
- Анкета для самоанализа «Работа по развитию речи детей в ДОО».
Основываясь на результаты исследования, была разработана система методической работы в ДОО по повышению квалификации педагогов по вопросам развития речи детей. Мероприятия были направлены на повышение знаний педагогов в области речевого развития детей, на ознакомление с технологиями обучения развития речи и на ознакомление с формами работы с родителями по вопросам речевого развития детей.
И после реализации перспективного плана повышения квалификации педагогов по проблеме развития речи детей педагоги стали активнее использовать технологии развития речи детей, и формы работы с родителями, а также повысили уровень профессионально - педагогических умений.
4. Исследование показало, что в повышении квалификации педагога большую роль играет методическая работа в дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировав результаты опытно - экспериментальной работы приходим к выводу, что для полного решения задачи повышения качества профессионального уровня педагогов по проблеме развития речи детей нужны комплексные условия.
Организационно-педагогические условия в данной работе являются основой непрерывного профессионального образования, осуществляемого через методическую работу.
1. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы».
2. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. 2004, /tmoZ260025.pdf.
3. Акулова О.В., Сомкова О.Н., О.В. Солнцева Теории и
технологии развития речи детей дошкольного возраста. - М.,
Педагогическое общество России, 2009. - 240 с.
4. Атмахова Л.Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОО. - Екатеринбург, 2006. - 177 с.
5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / — М.: Просвещение, 1986. — 182 с.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОО: анализ,
планирование, формы и методы - М.: Перспектива, 2010. - 290 с.
7. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. -
Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с. 9. Белкин А. С., В.В. Нестеров Педагогическая компетентность. - Екатеринбург: Центр
«Учебная книга», 2003. - 188 с.
8. Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека. - Калинин, 1975.
9. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М., 2004.
10. Бутырина Н.М., Боруха С.Ю., Гущина Т.Ю. Технология новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей - Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2009. - 177 с.
11. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной
компетентности педагога. - М.: Московский психолого-социальный
институт; Флинта - 2003. - 240 с. 14. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОО. - М.:- 2006. - № 6, С. 70-78.
12. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.
Методическая работа в ДОО: эффективные формы и методы. - М.:
Перспектива, 2011 - 278 с.
13. Владиславлев, А. Непрерывное образование: проблемы и перспективы Текст. / А. Владиславлев. -М.: Мол. гвардия, 1978. 175 с.
14. Выготский Л.С. Мышления и речь / Собр. соч. — М., 2002. — Т. 2. С. 6—361.
15. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. М.: Школа-Пресс, 1995. - 354 с.
16. Давыдова, О. И., Богословец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду. М. - ТЦ Сфера, 2005г.
17. Дошкольное образование: Словарь терминов (сост.
Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Толстикова С.Н. и др.) - Айрис-Пресс АЙРИС ДИДАКТИКА 2005.
18. Дробиз, Е. Ю. Формирование культуротворческих профессионально-педагогических ценностей будущего учителя Текст.: дис. канд. пед. наук / Е. Ю. Дробиз. Челябинск: Издательство: «Образование», 1999. - 219 с.
19. Елисеева Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. - Минск ООО Лексия, 2008. - 216 с.
20. Жезлова, С. А. Модерация как инновационная форма повышения квалификации учителя Текст.: дис. канд. пед. наук / С. А. Жезлова. Кострома: Издательство «Речь», 2000.-166 с.
21. Зарецкая, И. И. Профессиональная культура педагога Текст. / И. И. Зарецкая. М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 115 с.
22. Захарченко, Е. Ю. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация Текст. / Е. Ю. Захарченко // Педагогика. 1999. - №3.-С. 69-73.
23. Зязюн, И.А., Кривонос, И.Ф., Тарасевич, Н.Н. Основы педагогического мастерства [Текст] / И. А. Зязюн, И. Ф. Кривонос, Н. Н. Тарасевич. - М: Педагогика, 1989. - 302с.
24. Исаев И. Ф., Макарова Л. Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность Текст. / И. Ф. Исаев, Л. Н. Макарова. М.: Издательство БГУ, 2002. - 196 с.
25. Исаев, И. Ф. Концептуальные основы исследования проблемы профессионально-педагогической культуры Текст. / И. Ф. Исаев // Научные ведомости БГУ. 1997. - № 1 (4). - С. 3-12. 76.
26. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя Текст. / И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2002. - 147 с.
27. Исаев, И. Ф. Школа как педагогическая система: основы управления Текст. / И. Ф. Исаев. Белгород: Издательство БГУ, 1997. - 145 с.
28. Кобак, В. А. Интегративная образовательная система повышения квалификации педагогов профессионального обучения Текст.: автореф. дис. д-ра пед. наук / В. А. Кобак. СПб.: Издательство «Речь», 2006. - 40 с.
29. Коджаспирова, Г. М. Культура профессионального самообразования педагога Текст. / Г. М. Коджаспирова. М.: Сфера, 1994. - 344 с.
30. Козлова С.А., Куликова Т.Л. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. Центр " Академия", 2000.
31. Королева, Л. Н. Содержание повышения квалификации: перспективы нашего «завтра» Текст. / Л. Н. Королева // Методист. 2004. - №1. - С. 711.
32. Киселева, О. О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя Текст.: дис. д-ра пед. наук / О. О. Киселева. М.: Просвещение, 2002. - 355 с.
33. Кудрявцева, Е. А., Гулидова Т.В. ФГОС ДО в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов ДО. Издательство «Учитель», 2014г.
34. Кухарев Н. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1990. — 159 с.
35. Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. Управление дошкольным образовательным учреждением. - М.: ТЦ «Сфера»2007. № 1.- 112 с.
36. Лобанова Н. Н., Косарев В. В., Крючатов А. П.
Профессиональная компетентность педагога. - Самара, СПб., 1997.
37. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное
воспитание. - 2006. - №4. - С.105-112.
38. Макарова В.Н. Образование и общество: Научный,
информационно-аналитический журнал. - 2009, - №1. - С. 29-34.
39. Максакова А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1982. - 159с.
40. Масленникова, Н. Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета: Текст.: дис. . канд. пед. наук / Н. Н. Масленникова. Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. - 180 с.
41. Молчанов С. Г. Профессиональная компетентность педагога. Актуальные проблемы управления качеством образования: сборник научных статей. - Вып.6. Челябинск: Изд-во. ЧГПУ, 2001. - 136 с.
42. Молчанов, С. Г. Профессиональная компетентность в системе повышения квалификации [Текст] / С.Г. Молчанов // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы Всерос. науч.-практ. конф.: в 4 ч. - Ч.1. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. -139 с.
43. О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой.+ Конспекты занятий» - М., 2002.
44. Педагогика: большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2005.
45. Педагогические инновации в дошкольном и начальном
образовании: Сборник статей Региональной научно-практической
конференции (25-26 апреля 2008г. г. Тобольск). — Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008. — С. 33-35).
46. Позднякова А. А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию вербальных и невербальных средств общения в профессиональной деятельности: Дис. канд. пед. наук. - М., 1994.
47. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий/ под ред. О.С. Ушаковой. - М., 2007.
48. Рыбников Н. А. Язык ребенка. М.-Л., 1926.
49. Сериков, Г.Н. Управление образовательным учреждением. Часть 1: Явление и понятия: Учебник для студентов педагогических специальностей. [Текст] / Г. Н. Сериков. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, ИЦ «Уральская Академия», 2008. - 280 с.
50. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
51. Тарасова, В. Н. Методологические основы повышения качества образовательного процесса Текст. / В. Н. Тарасова // Акмеология. СПб.: Издательство «Академия», 1997. -С. 15-23.
52. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников / Под ред. Т.Б. Филичевой. - М.: Гном-пресс, 1999. - 64 с.
53. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. - метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
54. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М., 1994.
55. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М., 2005 - 240 с.
56. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М., 2001.
57. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М., 2000.
58. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников — Ростов-н/Д Феникс 2005.
59. Эльконин Д. Б Психология игры 2-е изд — М. 1999.
60. Яшина В. И. Речевая среда и дети // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 8. - С. 111-113.