ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников средствами лего-конструирования
1.1. Коммуникативные универсальные учебные действия в рамках ФГОС 7
1.2. Возможности лего-конструирования как средства формирования коммуникативных умений у младших школьников.
Выводы по I главе 31
Глава II. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий посредством лего-конструирования
2.1. Цель, задачи и содержание исследования 33
2.2. Фрагмент программы по внеурочной деятельности по лего- конструированию
«Первые шаги в геометрию» 38
2.3. Анализ и оценка результатов эксперимента по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами
лего-конструирования 41
Выводы по II главе 54
Заключение 56
Список литературы 60
Актуальность проблемы в нашей работе связана с тем, что в современном, постоянно изменяющемся мире меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов: личностные, метапредметные. На современный урок мы должны идти с новой установкой: «Я формирую три группы результатов» [30, с.42].
Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования. Относительно коммуникативных универсальных учебных действий, стоит отметить, что проблема в формировании их у детей не потеряла своей остроты. А особенно актуальной, стала в связи с переходом школы на работу по новым образовательным стандартам, учитывающим, что в младшем школьном возрасте происходит становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, а также рост коммуникативной компетенции ребенка [5, с.44¬45].
По мнению М.Р. Битяновой, коммуникатвные УУД развивают умение общаться, слушать, говорить, возражать, соблюдать нормы речевого этикета, сотрудничать и очень важное действие: допускать возможность различных точек зрения, понимать собеседника, высказывать и аргументировать своё мнение.
Учебно-коммуникативные трудности, с которыми сталкиваются младшие школьники, рассмотрены в трудах Г.В. Бурменской, И.В. Дубровиной, А.Н. Корнева, ГФ. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой и др [10, с.145].
Для формирования коммуникативных УУД существует большая методическая копилка, которая включает в себя специальные творческие задания, тесты, игры, головоломки, ребусы, развивающие логическое мышление и воображение, способствующие развитию умения общаться, обосновывать свою точку зрения. Но стоит отметить, что в последние годы, появляются все более эффективные и доступные учителю способы и средства обучения, способствующие реализации задач современного обучения. Одной из новинок стало использование на уроках и во внеурочной деятельности лего-конструирования, которое в свою очередь способствует не только развитию логического мышления, но и воображения, а так же способствует развитию умения слушать высказывания другого, подбирать какие-то доказательства и даже научиться обоснованно возражать, что не характерно для младших школьников, но является довольно важной чертой в коммуникации. Например, мы можем пронаблюдать то, что у тех учащихся которые занимаются во внеурочной деятельности именно лего- конструированием, у них появляется больше возможностей раскрыть себя. То есть, в зависимости от уровня обогащения образовательной программы, у ребенка есть возможность «вырасти» в плане коммуникативного взаимодействия. Если на первом уровне ученик выступает только в роли слушателя или зрителя, то при качественной и четко разработанной программе, ребенок может достигнуть третьего уровня, на котором он уже не посредственно выступает в роли исследователя, который не только настойчиво овладевает методами решения различных задач, но и стремится прежде всего применить эти знания [47, с.108].
Диалог, живое общение, языковая коммуникация, являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь». Работа в парах и группах, используемая на занятии, помогает организации общения, так как абсолютно каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.
Одно из главных организаций диалога - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в лего-конструировании во внеурочной деятельности обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх. Работа в группе поможет ребенку осмыслить учебные действия [29, с.152].
Противоречие данной работы заключается между необходимостью формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности и не достатком методического обеспечения данного процесса.
Цель - изучить теоретические основы формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности для разработки фрагмента программы по лего-конструированию «Первые шаги в геометрии».
Объектом исследования является формирование коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - лего-конструирование как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы коммуникативных универсальных учебных действий в рамках ФГОС;
2. Определить возможности лего-конструирования в формировании
коммуникативных универсальных учебных действий;
3. Проанализировать полученные результаты эксперимента;
4. Разработать фрагмент программы по внеурочной деятельности по лего- конструированию для младших школьников «Первые шаги в геометрии».
База нашего исследования: МАОУ гимназия №80 Челябинской области г.Челябинск. В исследовании принимали участие учащиеся «1-2» и «1-3» класса в количестве 23 человека.
Практическая значимость исследования: разработанная программа для формирования коммуникативных УУД у младших школьников во внеурочной деятельности средствами лего-конструирования может быть использована педагогами во внеурочной деятельности в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по двум главам, заключения, библиографического списка (источников). Объем работы - 65 страниц печатного текста. В тексте имеется 3 таблицы.
В современном постоянном меняющемся мире меняются требования меняются требования к содержанию образования и процессу обучения. В соответствии с ФГОС предметные результаты стали не единственными в учебном процессе, должны присутствовать все три группы результатов. Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной и приоритетных задач школьного образования. Относительно коммуникативных универсальных учебных действий, что проблема в формировании и у детей не потеряла своей остроты. А особенно актуальной, стала в связи с переходом школы на работу по новым образовательным стандартам, учитывающим, что в младшем школьном возрасте происходит рост коммуникативной компетенции ребенка.
Таким образом, следует выделить, что изучение теоретических аспектов по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках лего-конструирования во внеурочной деятельности предоставило нам возможность тщательно ознакомиться с главными составляющими коммуникативных универсальных учебных действий в рамках ФГОС, а то есть, с такими понятиями как коммуникативные действия, внеурочная деятельность, лего-конструирование. Так же, мы сумели более подробно рассмотреть на какие три группы подразделяются коммуникативные действия (коммуникация как взаимодействие, коммуникация как сотрудничество, коммуникация как условие интериоризации), какие задачи, направления, виды включает в себя внеурочная деятельность. Нами так же была рассмотрена теория по задачам, решаемых в лего-конструировании и преимуществам, которое оказывает лего на коммуникативное взаимодействие между детьми.
В ходе нашего изучения коммуникативных универсальных учебных действий, мы непременно можем согласиться с тем, что некоторые аспекты коммуникативной направленности уже ставились в самом начале развития методических идей в России К.Д. Ушинским, Н.М. Соколовым, В.И. Чернышевым.
Стоит отметить, что наше внимание пало на лего-конструирование во внеурочной деятельности совершенно не случайно, ведь именно при осуществлении деятельности в лего-конструировании используют универсальную модель конструирования (УМК), которая в свою очередь обладает рядом положительных сторон. Так же, такое конструирование является хорошим средством формирования воображения, образного мышления, а самое главное средством коммуникации.
Таким образом, проанализировав понятия коммуникативные действия, внеурочная деятельность, лего-конструирование, мы с полной точностью можем сделать вывод о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках лего-конструирование во внеурочной деятельности - это очень сложный и кропотливый процесс. И поэтому, при формировании его, нужно уделять особое внимание, во избежание негативных последствий.
Что относительно практических аспектов исследования, то для начала нам нужно иметь точную цель практического исследования. В данной работе, такой целью является: выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников в МАОУ № 80 г.Челябинск и разработать фрагмент программы внеурочной деятельности по лего-конструированию «Первые шаги в геометрии» для дальнейшего развития коммуникативных универсальных учебных действий.
В исследовательском эксперименте, участвовали учащиеся «1-2» и «1¬3» классов, в количестве 22 и 22 человек. Для эксперимента была выбрана проективная диагностика: «Рукавички» и «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман. Целью эксперимента являлось - выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществлении сотрудничества. В соответствии с поставленной целью нами был определен ряд задач, которые в ходе исследования тоже были непременно выполнены.
По результатам данных диагностик можно сделать вывод о том, что дети, посещающие занятия по внеурочной деятельности обладают большим спектром социальных контактов друг с другом и выработали адекватные модели поведения в среде сверстников. Дети другого класса в силу отсутствия дополнительных занятий, не могут испытать в полной мере тех дружеских привязанностей, заинтересованности в общении с партнером, а значит, не вполне овладевают моделями сотрудничества со сверстниками.
После того, как мы получили соответствующие данные, (которые указаны выше) путем проведенного эксперимента, мы убедились, что коррекция коммуникативных учебных действий младших школьников действительно необходима. Поэтому наша программа «Первые шаги в геометрию», состоит из таких важных составляющих подразделов, с помощью которых мы не посредственно сможем:
• Сформировать умение искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических - текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);
• Сформировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
• Создать положительно-эмоциональный фон в различных видах деятельности обучающихся;
• Развить умение излагать мысли в четкой логической
последовательности;
• Научить учащихся строить речевые высказывания в устной и письменной форме.
Программа внеурочной деятельности, направленная на формирование коммуникативных УУД младших школьников:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС начального общего образования (второго поколения), согласно базисному учебному плану, с целью формирования и развития коммуникативных навыков и способности взаимодействия с другими учащимися.
Занятия с детьми целесообразно проводить не более двух раз в неделю. На реализацию программы отводится 2 занятия в неделю по 35 минут, всего 44 часа.
Программа «Первые шаги в геометрию» разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
2. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области
от 09.07.2012 г. № 01-1786 «О введении ФГОС основного общего
образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 01.09.2012 года».
4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области
от 31.07.2009г. № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных
курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области».
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.10.2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Таким образом, можно говорить о том, что поставленные нами в начале нашей работы цели, достигнуты, а выдвинутые задачи решены в полном объеме. Продолжение нашей работы мы видим во внедрении представленной программы.
1. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет: Программа «Я и Мы» / И.Н. Агафонова. - СПб.: СПБГУПМ, 2003. - 70 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1998. - 452 с.
3. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В. А. Сластенина.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
4. Ануфриев, А.Ф. Психологический диагноз. - М.: Ось-89, 2006
5. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / Арефьева О.М. // Начальная школа. Плюс до и после. - 2012. - №2. - С.44 - 45
6. Бабанский, Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов
педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988.
- 478 с.
7. Бадил, В.А. Развивающая среда начальной школы / В.А. Бадил. - М.: Рипол классик, 2004. - 315с.
8. Балканский, Д. И. Формирование и развитие коммуникативных способностей личности в групповой изобразительной деятельности / Д. И. Балканский // Начальная школа. - 2012. - №4, С. 24-27
9. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился / К.В. Бардин. - М.: Педагогика, 1988
10. Батаршев, А.В. Психология личности и общения / А.В. Батаршев. - М.: 2004. - 145с.
11. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учебное пособие / А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192с.
12. Блинов, В.М. Эффективность обучения: учеб.пособие / В.М. Блинов. - М.: Педагогика, 1987. - 192 с.
13. Богословский, В.В. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов / В.В. Богословский, А.А. Степанов, А.Д. Виноградова и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. - 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1981. - 383с.
14. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, 1883. - 272 с.
15. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в
начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина. - М.: Просвещение, 1978. - 128 с.
16. Боулби, Д. «Привязанность» / Пер. с англ.: Н. Григорьева, Г.
Бурменская. - М.: Издательский центр «Гардарики», 2003
17. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагунца // Начальная школа. - 2011. - №6. - С. 14-15
18. Вердербер, Р. «Психология общения». - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. - 320 с.
19. Внеурочная деятельность в начальной школе - http://www.
/ials/370/5593/#q1
20. Волоцкова, И.Н. Искусство общения: учеб.пособие / И.Н. Волоцкова. - Челябинск, 1993
21. Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред. А.Б. Воронцова. - 4-е изд. - М., 2012
22. Гальперштейн, Л.Я. Научно-популярное издания для детей: серия «Я открываю мир» / Л. Я Гальперштейн. - М.: «Издат», 2001. - 237 с.
23. Гатаулина, О.И. Методические рекомендации по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами групповой работы на уроках в начальной школе -http://ipk74.ru/virtualcab/professinah-uchebnyh-dejstvij-sredstvami- gruppovoj -raboty-na-urokah-v-nachalnoj - shkole
24. Гай, М.В. Внеурочная кружковая деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В.
Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-020549-8
25. Головачева, Е.В. Нестандартные формы проведения уроков в начальных классах. Урок - http://nmskschool19.ucoz.ru/publ /gruppovajashkole/31-1-0- 181
26. Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с.
27. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - 3-е изд. - М., 2012
28. Жинкин Н.И. Речь, как проводник информации: учеб.пособие / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1992. - 152 с.
29. Житников, В.Ф. Умеете ли в общаться? Учеб.пособие / В.Ф. Житников.
- М.: Просвещение, 1992. - № 11. - С. 2-33
30. Злаказов, А. С. Уроки лего-конструирования в школе. / А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: Издательский центр «Бином. Лаборатория знаний», 2011. - 122 с.
31. Комарова Л. Г. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO: «Строим из LEGO» / Л.Г. Комарова. - М.: Издательский центр «ЛИНКА - ПРЕСС», 2001.
32. Корепанова, М.В. Тестовые задания. / М.В. Корепанова, Е.В. Харламова.
- М.: Издательский центр «БАЛАСС», 2005
33. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Просвещение, 1991 - 128 с.
34. Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в начальной школе/ Л.В. Куцакова. - М.: Детство Пресс, 2010.
35. Лусс, Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего» / Т.В. Лусс // М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - С.28-33.
36. Маслова, И. В. Лепка. Аппликация. Конструирование / И.В. Маслова // М.: «Баласс», 2006. - 80 с.
37. Мещерякова Б.Г.Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб. - М., 2003. - 56-117с
38. Неупокоева, Н.М. Особенности общения младших школьников со взрослыми и сверстниками / Н.М. Неупокоева. - М.: 1998. - 138-150с.
39. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. / Р.В. Овчарова. - М.: 2005. - 170с.
40. Панфилова, А.Н. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.Н. Панфилова. - М.: Академия, 2006. - 368 с.
41. Панфилова А.П. Теория и практика общения: учебное пособие / А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр Академия, 2007. - 288 с.
42. Парамонова, Л.А. Детское творческое конструирование / Л.А. Парамонова. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2006. - С.38-40.
43. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512.
44. Петровска, Л.А. Компетентность в общении. Социально¬психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 216с.
45. Пидкасистый, П.И. Искусство преподования. Первая книга учителя / П.И. Пидкасистый, М.Л. Портной. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 212с.
46. Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В.В. Давыдов. - М., 2000. - 114 с.
47. Смирнова, Е.О. Ступени общения: от года до семи лет: учеб.пособие / Е.О. Смирнова. - М.: Педагогика, 1992. - 108 с.
48. Степанов, Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов / Е.Н. Степанов // Завуч начальной школы. - 2011. - №6. - С.36-64
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373
50. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2010
51. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении: учеб пособие / Г.А. Цукерман. - Томск: Пеленг, 1993. - 280 с.
52. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 256 с.
53. Шмелькова, Л.В. Планирование и анализ реализации внеурочной деятельности / Л.В. Шмелькова, Д.А. Брункин // Управление начальной школой. - 2011. - №12. - С. 5-11
54. Щуркова, Н.Е. Система воспитания в школе и практическая работа педагога / Н.Е. Щуркова. - М.: АРКТИ, 2007. - 152 с.
55. Эльконин, Д. Психология игры / Д. Эльконин. - М.: Издательский центр «Академия» 2005. - 384 с.