Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эффективность муниципальных унитарных предприятий: критерии оценки и пути повышения (Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы)

Работа №81907

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа сделана на примере Чусовского городского округа Пермского края .
Проведен анализ финансовых показателей за 2016-2020 годы.
Указаны мероприятия по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями.
Есть доклад и презентация к защите.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 6
1.1 Понятие муниципального унитарного предприятия как объекта управления 6
1.2. Роль органов местного самоуправления в управлении муниципальными унитарными предприятиями 13
Вывод 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ УНИТАРНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ЧУСОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПЕРМСКОГО КРАЯ 22
2.1 Общая характеристика системы управления муниципальными унитарными предприятиями в Чусовском городском округе Пермского края 22
2.2 Анализ показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий в Чусовском городском округе Пермского края 29
Вывод 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ 38
3.1 Обоснование мероприятий по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями 38
3.2 Механизм реализации мероприятий по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями 44
Вывод 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
Список использованных источников 55


Отсутствие полной самостоятельности у муниципальных унитарных предприятий в части управления и распоряжения принадлежащей им собственностью, отчасти обоснованно и ориентировано на пресечение возможности злоупотреблений со стороны руководства организаций. Однако, теоретики и практики нередко критикуют подобный подход, усматривая в таком ограничении проблему, препятствие к нормальному функционированию муниципальных унитарных предприятий. При этом, акцент выставляется на фактическом ограничении правоспособности как факторе, препятствующем повышению эффективности деятельности указанных предприятий. Аналогичным образом нередко определяется и законодательное закрепление положений об управлении в отношении муниципальных унитарных предприятий со стороны органов местного самоуправления. Отсутствие явной эффективности и результативности деятельности муниципальных унитарных предприятий, представляется допустимым рассматривать как довод в пользу наличия проблемы правового регулирования и практической реализации функций органов местного самоуправления применительно к управлению муниципальными унитарными предприятиями. Данная проблема нуждается в исследовании, анализе для целей поиска путей ее решения, определения возможности совершенствования подходов к управлению.
Соответственно, можно утверждать, что проблема является актуальной, по своему характеру она комплексная и требует комплексного решения.
Приведенные выше доводы свидетельствуют в пользу актуальности темы исследования, что и обусловило ее выбор.
Цель исследования – анализ критериев оценки и путей повышения эффективности муниципальных унитарных предприятий.
Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
 раскрыть понятие муниципального унитарного предприятия как объекта управления;
 проанализировать роль органов местного самоуправления в управлении муниципальными унитарными предприятиями;
 дать общую характеристику системы управления …;
 провести анализ показателей деятельности…;
 разработать и обосновать мероприятия по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями;
 предложить механизм реализации мероприятий по совершенствованию управления муниципальными унитарными предприятиями.
Объектом исследования являются муниципальные унитарные предприятия.
Предмет исследования – критерии оценки и пути повышения эффективности муниципальных унитарных предприятий.
Методологическая основа исследования. В процессе написания данной работы использовались формально-логический метод, сравнительный метод, метод анализа и иные методы научного познания. Для исследования теоретических воззрений был применен диалектический метод познания, позволяющий выявить содержание данных дефиниций. Формально-юридический метод был применен для анализа правовых норм.
Основными источниками получения информации для целей проведения исследования в рамках настоящей работы стали нормативные правовые акты – национальное законодательство России, статистические данные, правовые позиции высших судов, а также воззрения теоретиков и исследователей по вопросу эффективности муниципальных унитарных предприятий.
Работа включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Муниципальные унитарные предприятия Чусовского городского округа Пермского края создаются по решению органа местного самоуправления – администрации, которая и осуществляет управление данной категорией предприятий, самостоятельно принимая большинство значимых решений.
Анализ правового регулирования вопросов деятельности муниципальных унитарных предприятий исследуемого муниципального образования позволил сделать вывод, что все важные решения принимаются Администрацией. Это касается и установления плановых показателей, и определения руководителей, а также их оплаты труда, распределения прибыли, совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью. Выборочный анализ показателей деятельности муниципальных унитарных предприятий, управление которыми осуществляется со стороны администрации Чусовского городского округа, позволил сделать вывод, что, несмотря на единое управление, результаты деятельности существенно отличаются. МУП «КБ» за проанализированный период 2016-2020 годов стал в итоге прибыльным предприятием, в то время как более крупное предприятие МУП «Горводоканал» был и остается убыточным. Представляется, что причин столь различных результатов много, но как одну из наиболее явных можно выделить состав контрагентов, а именно: с МУП «Горводоканал» сотрудничает преимущественно население.
Как проблема по результатам исследования определено неравенство требований к муниципальным унитарным предприятиям в части их деятельности, а также в части оценки эффективности и результативности деятельности руководителей. Многие вопросы, касающиеся установления параметров премирования и фактического депремирования спорны в аспекте определения их как действительно стимулирующих повышение эффективности функционирования.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями предполагает комплексное решение проблем.
В первую очередь речь идет о. определении реальной потребности в имуществе, которое передается предприятиям для целей осуществления деятельности. Увеличение объема и состава имущества повлекло за собой повышение результативности. Следовательно, требуется более детальный анализ, экспертиза имеющегося имущества. Необходимо оценить, насколько то имущество, которым располагают муниципальные предприятия, позволяет им функционировать и достигать поставленных целей. Перераспределение имущества, предоставление дополнительного имущества либо осуществление финансовых вложений с целью модернизации имеющегося имущества позволит отчасти решить проблему низкой эффективности для таких предприятий, как МУП «Горводоканал» и МУП «Теплоэнерго». Для иных муниципальных унитарных предприятий Чусовского городского округа Пермского края состав и состояние имущества не столь критично. Довод основывается на характере деятельности указанных предприятий, а также на том, что фактически они в своей отрасли на территории данного муниципального образования являются монополистами, им нет альтернативы, а важность функционирования для населения высока.
Повышение эффективности управления муниципальными унитарными предприятиями возможно за счет установления контроля в отношении осуществления платежей в целях погашения кредиторской задолженности, что позволит перераспределить ответственность между муниципальными унитарными предприятиями, практически полностью лишенными самостоятельности, но несущими ответственность за эффективность собственной деятельности, и органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления должны осуществлять текущий контроль и принимать меры реагирования в отношении руководителей муниципальных унитарных предприятий в случае, если предприятия не оплачивают кредиторскую задолженность своевременно. Ответственность за несвоевременную уплату предлагается разделить между предприятием и органом местного самоуправления, что в итоге приведет к повышению эффективности деятельности по управлению муниципальными унитарными предприятиями и результативность деятельности самих предприятий.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 19.11.2021, с изм. от 23.11.2021) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (ред. 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 05.05.2008, № 18, ст. 2003.
5. Закон Пермского края от 25.03.2019 № 375-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чусовский городской округ Пермского края» (ред. от 05.07.2021) // Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 12, 01.04.2019.
6. Решение Думы Чусовского городского округа от 05.11.2019 № 47 «Об Уставе муниципального образования» Чусовский городской округ Пермского края» (ред. от 19.08.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://chusokrug.ru/ofitsialnye-dokumenty/ustav-munitsipalnogo-obrazovaniya/ustav-munitsipalnogo-obrazovaniya-chusovskoy-gorodskoy-okrug (дата обращения: 08.12.2021).
7. Решение Думы Чусовского городского округа от 11.12.2019 № 72 «Об утверждении структуры администрации Чусовского городского округа» (ред. от 21.10.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://chusokrug.ru/upload/iblock/7b8/7b8d811e98f5f08978ec3b5f0eb7bd4c.pdf (дата обращения: 08.12.2021).
8. Постановление Администрации Чусовского городского округа от 07.04.2020 № 424 «Об утверждении порядка согласования крупных сделок, совершаемых муниципальными унитарными предприятиями МО «Чусовский городской округ» [Электронный ресурс]. URL: https://chusokrug.ru/doc?id=18830&sphrase_id=62198 (дата обращения: 08.12.2021).
9. Постановление Администрации Чусовского городского округа от 23.03.2020 № 541 «Об утверждении Положения об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Чусовского городского округа» [Электронный ресурс]. URL: https://chusokrug.ru/doc?id=40325&action=download (дата обращения: 08.12.2021).
10. Решение Думы Чусовского городского округа от 18.06.2020 № 242 «Об утверждении Положения о порядке исчисления, размерах и об условиях уплаты муниципальными унитарными предприятиями в бюджет Чусовского городского округа части прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей» [Электронный ресурс]. URL: https://chusokrug.ru/doc?id=27506&sphrase_id=62198 (дата обращения: 08.12.2021).
11. Закон Пермской области от 01.12.2004 № 1892-414 «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чусового Пермского края» (ред. от 06.02.2017). Документ утратил силу // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области, 27.01.2005, № 1, часть II.

Учебники, учебные пособия

12. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2018. – Т. 1. – 528 с.

Научная литература

13. Габдуллина С.И. Содержание права государственной и муниципальной собственности // Молодой учёный. – 2015. – № 24 (104). – С. 719-723.
14. Головко К.Г. Правовые основы экономической деятельности муниципальных унитарных предприятий // Вестник науки и образования. – 2019. – № 2-1 (56). – С. 69-72.
15. Горлова Е.А., Завьялова А.С. Муниципальные унитарные предприятия: тенденции развития // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 157-160.
16. Ефремова Л.Б. К вопросу о развитии региональной системы управления на основе арендных отношений / Л.Б. Ефремова, А.Г. Германович, В.С. Горбунов // Московский экономический журнал. – 2019. – № 2. – С. 115-128.
17. Жебракова О.А. Гражданско-правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-3 (87). – С. 79-81.
18. Коробкина Л.А. Оценка эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий и перспективы их дальнейшего развития // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. – 2018. – № 4 (24). – С. 23-28.
19. Ладыгина Е.Ю. Совершенствование деятельности муниципального унитарного предприятия (на примере муниципального унитарного предприятия города Абакан «Абаканские электрические сети») // Столица науки. – 2020. – № 6 (23). – С. 114-119.
20. Мкртчян А.М. Система контроллинга как эффективный инструмент управления унитарными предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) // Стратегии бизнеса. – 2020. – Т. 8. – № 12. – С. 319-323.
21. Нагалин В.Ю. Государственная собственность как основа предпринимательской деятельности государства // Российское предпринимательство. – 2016. – Т. 17. – № 19. – С. 2465-2484.
22. Очередько В.П., Константинова С.М. Правовая природа муниципального унитарного предприятия и его административная правосубъектность // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 1 (55). – С. 199-206.
23. Парфёнов К.Б. Юридические лица в Гражданском кодексе Российской Федерации: государственные и муниципальные предприятия // Актуальные вопросы юридической науки и практики. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Хабаровск, 2021. – С. 38-41.
24. Стельмах В.Ю. Участие юридического лица в уголовном деле // Российский судья. – 2020. – № 12. – С. 25-29.
25. Угренинова Е.А., Камышанова А.Е. Особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий // Вестник Таганрогского института управления и экономики. – 2018. – № 2 (28). – С. 47-49.
26. Шугрина Е.С. Экономическая основа местного самоуправления: правовой анализ // Правоприменение. – 2018. – № 3. – С. 89-109.

Эмпирические материалы

27. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э.Д. Жуховицкого, И.Г. Пойма, А.В. Понятовского, А.Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. II), ст. 3199.
28. Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019 № 981-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28.1 Федерального закона «О теплоснабжении», статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статей 17.1 и 19 Федерального закона «О защите конкуренции» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
29. Госконтракты МУП «КБ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.find-org.com/contract/3700504_mup_kb (дата обращения: 08.12.2021).
30. МУП Горводоканал [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/id/1025902086495-mup-mup-gorvodokanal/ (дата обращения: 08.12.2021).
31. МУП «Горводоканал» [Электронный ресурс]. URL: https://www.find-org.com/cli/5433_mup_gorvodokanal (дата обращения: 08.12.2021).
32. МУП «КБ» [Электронный ресурс]. URL: https://www.find-org.com/cli/3700504_mup_kb (дата обращения: 08.12.2021).
33. МУП Комбинат Благоустройства / РБК Компании [Электронный ресурс]. URL: https://companies.rbc.ru/id/1045901832107-mup-mup-kombinat-blagoustrojstva/ (дата обращения: 08.12.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ