Введение 3
Глава 1. Драматическая поэма: теоретический, культурно-исторический и биографические аспекты 12
1.1 Драматическая поэма. Теоретические аспекты изучения 12
1.2 Основные подходы к изучению зрелого творчества Дж. Г.
Байрона 23
Глава 2. Поэтика жанра драматической поэмы в творчестве Дж. Г. Байрона 43
2.1 Типология жанра драматической поэмы в творчестве Дж. Г. Байрона 43
2.2 Традиции драматической поэмы в «Паломничестве Чайльд-Гарольда»
Дж. Г. Байрона 94
Глава 3. Методические рекомендации по использованию материала дипломной работы в практике школьной работы 105
Заключение 118
Список использованной литературы 125
Драматическая поэма как жанровая форма использовалась драматургами разных эпох на разных этапах развития литературы. В конце XVIII - начале XIX вв. она выступала одним из главных жанров в европейской литературе. Термином «драматическая поэма» выделялся тип стихотворно-драматических произведений, с преобладающей в них морально-философской проблематикой: «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга, «Дон Карлос», «Валленштейн» Ф. Шиллера. «Фауст» И. В. Гете был создан как драматическая поэма. В определении жанровой формы таких произведении также использовался немецкий термин «Lesedrama», то есть «драма для чтения» [14, с. 49].
Драматическая поэма - специфический, сложный литературный жанр, включающий в себя свойства эпоса, лирики и драмы. Как жанровая форма она имела свои типологические свойства: в драматической поэме обязателен конфликт, в основе которого находится столкновение идей (драматический конфликт), стихотворная диалогическая форма с особой жанрообразующая функцией монологов, выделение одной проблемы или героя и структурообразующая функция ремарок. Все эти признаки направлены на раскрытие противоборства двух разных миропониманий. В содержании таких произведений, главным образом, отражаются общественные и исторические моменты народной жизни. В одних драматических поэмах конфликт проявляется как противоборство разных мировоззрений, а в других выражается в поступках героического характера (реальная историческая личность, герой легенды). В драматической поэме авторское присутствие наблюдается в событии истории или судьбе героя, являющихся рупором его идеалов и взглядов
Особо популярной драматическая поэма была в творчестве революционных романтиков (П. Б. Шелли, Дж. Г. Байрона, А. Мицкевича и др.). Поэтами термин «драматическая поэма» применялся для того, чтобы выделить специфическую жанровую природу произведений и отсутствие требования сцены.
Драматическая поэма наиболее ярко представлена в творчестве английского поэта Джорджа Гордона Байрона (1788-1824), который «вошел в историю английской и мировой литературы как самый влиятельный выразитель романтического мировоззрения» [20, с. 104].
В нашей работе мы солидаризируемся с А. С. Ромм [45], которая рассматривает драматургическое наследство Байрона как два цикла: философские и исторические драмы.
Материалом для исследования послужили философские (драматическая поэма «Манфред» (1817), мистерии «Каин» (1821), «Небо и Земля» (1821), исторические (трагедии «Марино Фальеро» (1820), «Сарданапал» (1821) и «Двое Фоскари» (1821) драмы, а также лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1809-1817).
Вслед за Н. Я. Дьяконовой [20;21;22] мы принимает в данной работе следующую периодизацию творческого пути Байрона: первый период - 1806-1816 гг.; второй период - 1816-1824 гг.
Позднее творчество поэта соотносится с периодом его жизни в Швейцарии, Италии и Греции в 1816-1824 гг. Гонения Байрона со стороны буржуазно-аристократического общества, недовольного свободолюбивым характером его поэзии, а так же разрыв с женой, явились причиной его вынужденного отъезда из Англии (25 апреля 1816 г.).
Эта перемена в личной жизни поэта совпала с кризисным моментом мировой общественной жизни. После победы над Наполеоном в 1815 г. роль европейского диктатора взяла на себя реакционная коалиция трех держав (Россия, Пруссия и Австрия) - Священный союз, искоренявший все, что в жизни европейского общества еще напоминало о революции.
Поэт горячо отзывался на национально-освободительные движения своего времени, ставшие центром притяжения всех прогрессивных и демократических сил в эпоху романтизма. Поэзии Байрона свойственна борьба за утверждение утверждает права личности на свободу и за национальную независимость.
Обращение поэта к драматургии связано с углубленным пониманием трагического в жизни человека и общества. Сложность духовных поисков Байрона в особенно полной и глубокой форме нашла свое отражение в его драматических произведениях.
Поэт не рассчитывал на сценическое воплощение своих драматических произведений, но вместе с тем экспериментировал с их формами.
В драмах Байрона, как и в других произведениях, созданных в пору зрелого творчества поэта (1816-1824), были выражены наиболее важные проблемы его времени. В обобщенно-символической форме в них уже обозначен круг вопросов, которые будут разрабатываться позднейшим искусством XIX в.
Историческое значение драматических произведений поэта неразрывно связано с их художественной ценностью. Образы, представленные в его драмах, заключают в себе мир мыслей и чувств, являющихся актуальными и для современного времени.
Драматургия Байрона явилась одной из самых значительных попыток создания «драмы идей» - жанра, который получил наибольшее распространение в драматургии конца XIX - начале XX вв. Несмотря на то, что его попытка построения «театра идеей» не получила желаемого результата, творчество Байрона обозначило магистрали, которым следовали драматурги последующих поколений. Драматические произведения поэта, истории которых находятся в близости к трагедиям Ф. Шиллера, оказали влияние на творчество прогрессивных драматургов конца XIX - начале XX вв. (Р. Роллан, Г. Ю. Ибсен, Д. Б. Шоу).
Результатом длительного и плодотворного изучения личности и творчества Байрона в отечественной и зарубежной филологической науке стало существование к сегодняшнему дню более сотни исследований разного уровня на всех европейских языках.
Современные исследователи в целом в отличие от современников поэта-романтика отдают предпочтение именно его поздним произведениям, «находя значительными, смелыми, самобытными» [20, с.7]. Произведения позднего творчества Байрона обладает особенностью, вызванной изменениями в сознании поэта и его новыми художественными исканиями.
О жизни и творчестве Байрона выходило множество монографических работ в отечественном литературоведении - А. А. Елистратовой, Н. Я. Дьяконовой, М. С. Кургинян, И. А. Дубашинского, В. М. Жирмунского, А. А. Аникст, А. К. Виноградова, Р. Ф. Усмановой. Всех их объединяет желание сказать неисследованное о Байроне.
Важно отметить монографии Н. Я. Дьяконовой «Английский романтизм: проблемы эстетики» [20], «Лирическая поэзия Байрона» [22], «Байрон в годы изгнания» [21] и А. А. Елистратовой «Байрон» [24], где исследовательницы подробно рассматривают жизнь, поэтическое творчество и творческую судьбу поэта как выдающееся художественное явление, связанное с эпохой романтизма. Исходной идеей, которая объединяет их в отношении творчества Байрона, является идея о взаимодействии внешнего и внутренних миров, мира исторического, мифологического и личного как романтического столкновения полюсов в «в смятенном сознании» человека [20, с.104].
В исследованиях «Английский романтизм: проблемы эстетики» [20], «Лирическая поэзия Байрона» [22] и «Байрон в годы изгнания» [21] Н. Я. Дьяконова предлагает периодизацию творчества поэта, в которой находят отражение значимые этапы биографии Байрона. В работе «Лирическая поэзия Байрона» автор освещает важнейшие событий жизни поэта, подробно рассматривает лиро-эпическую поэму «Чайльд-Гарольд» Байрона и дает характеристику его лирических мотивов в творчестве зрелых лет. В монографии «Байрон в годы изгнания» [21] Н. Я. Дьяконова рассказывает о творчестве Байрона в годы его пребывания в Швейцарии, Италии, Греции (1816-1824), отмечая, что каждая из стран оставила глубокий след в его поэмах, лирики, драматургии и прозе. В эти годы достигает полной творческой зрелости, и его стремление служить освобождению человечества проявляется с особенной силой.
А. К. Виноградов в своем биографическом романе «Байрон» [15] пишет о жизни английского поэта-романтика Байрона. Сложная судьба поэта, ощущение катастрофичности и в мире, и в самом человек, разочарование в действительности отразились в его творчестве. Он создал тип рефлектирующего героя: разочарованный мятежный индивидуалист, не понятый людьми страдалец, который бросает вызов всему миропорядку и Богу.
В исследовании А. М. Зверева «Звезды падучей пламень» [30] раскрывается значение свободолюбивой поэзии Байрона, отразившей главные события европейской истории первой половины XIX века. В биографии А. М. Зверев подробно анализирует творчество поэта и дает анализ «байронического» героя, произведений поэта в контексте его жизненного пути. Исследователь отмечает, что все произведения Байрона пронизаны только лишь «мировой скорбью», идеями неодолимого одиночества, всеобъемлющего пессимизма.
И. А. Дубашинский в своей монографии «Джордж Гордон Байрон» [18] рассматривает романтическую поэзию Байрона в контексте социальной и духовной жизни начала XIX века. Большое внимание автор уделяет разбору идейно-художественного своеобразия лирики и поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». В исследовании автор освещает огромную роль Байрона-революционного романтика в освободительных движениях начала XIX века, а также важнейших событий личной жизни поэта, нашедших отражение в его творчестве.
М. С. Кургинян в критико-биографическом очерке «Джордж Байрон» [33] рассматривает раннее и зрелое творчество поэта, подробно анализируя поэму «Паломничество Чайльд-Гарольда» и уделяя большое внимание вопросам драматургии Байрона, ее жанровым и стилистическим особенностям, ее соотношению с другими произведениями английского поэта и ее вхождению в культурно-исторический и литературный контекст Англии начала XIX в. Также в работе полно освещается биография поэта. Исследовательница дает анализ элементов классической и романтических поэтик, которые Байрон сочетает и переосмысливает в своих драмах.
Единственной специальной работой по драматургии Байрона в отечественном литературоведении являются научно-популярные очерки А. С. Ромм [45]. Автор исследует различные аспекты новаторства Байрона- драматурга и жанровую специфику его драм, рассматривает способы соединения в драмах Байрона политической проблематики, философской углубленности и символического психологизма. А. С. Ромм отмечает характерную байроновскую тему «страстей» «как единства добрых и злых устремлений человека» [45]. По мнению исследовательницы, философская основа трагического поэтического видения проявляется в «трагической уверенности в невозможности преодоления зла» и «стихийной надежды на победу над ними» [45, с.26]. С точки зрения автора работы, поэт ориентировался на классицистическую трагедию XVII и XVIII вв. «в построении своих исторических пьес, пытаясь привести их в соответствие с требованиями классицистической поэтики» [45, с.88]. Также исследовательница пишет, что «Байрон неоднократно обращался к жанру драмы, и мысль о создании трагедии владела его воображением задолго до появления его первого драматического произведения «Манфред» [45].
Однако А. С. Ромм почти не рассматривается поэтика драм и не затрагивается лиро-эпическая поэма «Паломничества Чайльд-Гарольда», в которой прослеживаются традиции драматической поэмы.
Таким образом, рассмотренные литературоведческие исследования намечают широкий круг проблемных вопросов и показывают перспективное направление изучения указанных драматических текстов.
Новизна нашего исследования связана с описанием поэтики философских (драматическая поэма «Манфред» (1816), мистерии «Каин» (1821), «Небо и Земля» (1821), исторические (трагедии «Марино Фальеро» (1820), «Сарданапал» (1821) и «Двое Фоскари» (1821) и выявлением жанровых признаков драматической поэмы в «Паломничестве Чайльд- Гарольда» (1809-1818) Дж. Г. Байрона.
Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения жанра драматической поэмы в позднем творчестве Дж. Г. Байрона.
Гипотеза исследования - драматическая поэма - один из продуктивных жанров эпохи.
В своем исследовании мы опирались на труды таких теоретиков драматургии как В. М. Жирмунский, А. А. Аникст, а также на теоретические работы А. В. Михайлова, С. А. Коваленко, М. М. Числова, А. Г. Жакова, П. П. Быкова, в которых исследователи касаются вопроса о родовой принадлежности поэмного жанра.
С. А. Коваленко в своей работе «Поэма как жанр литературы» [31] отмечает, что в «поэтической драме» главенствует эпическое начало, а лирическое проявляется не через образ героя, а через систему объективированных образов. Исследовательница полагает, что фактом принадлежности «поэтической драмы» к поэмному жанру является отсутствие требований сцены, «их больше читают, чем ставят» [31, с.6].
Н. А. Гуляев в монографии «Теория литературы» [17] отмечает, что для драматической поэмы «характерна диалогическая форма, что дает некоторым исследователям основание относить ее к драматургии», но «большинство теоретиков усматривают в драматической поэме господство эпического начала» [17, с.126]. Таким образом, по его мнению, она находится на границе между эпосом и драмой.
А. Г. Жаков в монографии «Современная советская поэма» [25] пишет, что «в драматической поэме преобладает лирическое либо лироэпическое начало над драматическим» [25, с.12]. Это указывает на принадлежность драматической поэмы к лирическому роду.
В данной работе мы разделяем точку зрения Л. П. Григорьевой, которая в диссертации «Драматическая поэма в якутской литературе: Композиция и система образов» [16] определяет драматическую поэму как «сложный синтетический жанр, включающий в себя свойства всех трех родов литературы - эпоса, лирики и драмы», в котором «обязателен конфликт, основанный на противоборстве идей (драматический конфликт)», «стихотворная диалогическая форма, где особая жанрообразующая функция отводится монологам», а также «характерна особая структурообразующая функция ремарок» [16]. По мнению Л. П. Григорьевой: «Все эти свойства, главным образом, направлены на раскрытие особого содержания - противоборства двух разных мировоззрений» [16].
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы историко-литературный, структурно-описательный и сравнительно-типологические методы.
Цель работы: рассмотреть жанровые особенности драматической поэмы в зрелом творчестве Дж. Г. Байрона.
Задачи работы обусловлены её целью:
1) дать понятие драматической поэмы и определить её жанровые особенности
2) рассмотреть основные подходы к изучению творчества Дж. Г. Байрона
3) дать типологию жанра драматической поэмы в творчестве Дж. Г. Байрона
4) выделить традиции драматической поэмы в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона
5) предложить методическую разработку факультативного урока по литературе для учащихся 9 классов.
Объект исследования - поздние драматические произведения Дж. Г. Байрона.
Предмет исследования - драматическая поэма как жанр зрелого творчества Дж. Г. Байрона.
Структура исследования включает введение, три главы, заключение и список используемой литературы.
Так в процессе нашего исследования были выполнены следующие задачи:
1. Дать понятие драматической поэмы и определить её жанровые особенности.
Драматическая поэма как жанровая форма получила развитие в конце XIX-начале XIX вв. в европейской литературе. Термином «драматическая поэма» определялся тип стихотворно-драматических произведений, в которых главенствовала морально-философская проблематика: «Натан Мудрый» Г. Э. Лессинга, «Дон Карлос»,
«Валленштейн» Ф. Шиллера. Широкую популярность данная жанровая форма обретала в творчестве революционных романтиков (П. Б. Шелли, Дж. Г. Байрона, А. Мицкевича и др.). Термин «драматическая поэма» подчеркивал у них особую жанровую природу произведений.
Драматическая поэма - особый литературный жанр, синтезирующий в себе свойства трех родов литературы - эпоса, лирики и драмы. Его признаки: в драматической поэме обязателен конфликт, основанный на противоборстве идей (драматический конфликт), стихотворная диалогическая форма, где особая жанрообразующая функция отводится монологам, акцентуализация на одной проблеме или герое и характерна структурообразующая функция ремарок. Данные признаки направлены на раскрытие противоборства двух разных миропониманий. Содержание драматических поэм в основном отражает общественные и исторические аспекты жизни народа. В одних произведениях конфликт представляется как столкновение мировоззрений, а в других проявляется в поступках героического характера. В драматической поэме присутствие автора проявляется в историческом событии или судьбе героя, являющихся выразителями его идеалов и воззрений.
2. Рассмотреть основные подходы к изучению творчества Дж. Г. Байрона.
Основные подходы к изучению творчества Дж. Г. Байрона представлены в трудах В. А. Лукова, Л. В. Сидорченко, Н. П. Михальской, Г. В. Аникина, М. Е. Елизаровой и Н. Я. Дьяконовой.
Н. Я. Дьяконова различает два периода литературной деятельности Дж. Г. Байрона: первый период - 1806-1816 гг.; второй период - 1816-1824 гг.
К первому периоду творчества Байрона (1806-1816) относится создание лирического сборника «Часы досуга» (1807), сатиры «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809), I-II песен лиро¬эпической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1809-1810), цикла «восточных поэм» (1813-1816 гг.), цикла стихов «Еврейские мелодии» (1814-1815), стихотворения «Стансы к Августе» (1816) и др.
Во втором периоде творчества Дж. Г. Байрона (1806-1816) выделяются «швейцарские» произведения: III-ей песня лиро-эпической поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1816), поэма «Шильонский узник» (1816), стихотворения «Сонет к Шильону», «Сон», «Тьма», «Прометей», «Стансы к Августе», «Послание к Августе» (1816), «Песнь для луддитов» (1816) и первые две части драмы «Манфред» (1816); «итальянские» произведения: третья часть драмы «Манфред» (1817), «шутливая» поэма «Беппо» (1817), стихотворение «Жалоба Тассо» (1817), IV песня лиро-эпической поэмы «Паломничества Чайльд-Гарольда» (1817-1818), сатирическая поэма «Дон-Жуан» (1818-1823), ода «Ода к Венеции» (1818), политические сатиры «Видение суда» (1821), «Ирландская аватара» (1821), «Бронзовый век» (1823), драмы «Марино Фальеро» (1820), «Сарданапал» (1821), «Двое Фоскари» (1821), мистерии «Каин» (1821), «Небо и Земля» (1821) и др.; «греческие» произведения: стихотворения «греческого» цикла («Песнь к сулиотам» (1823), стихотворный отрывок «Из дневника в Кефалонии» (1823), стихотворение «В тот день, когда мне исполнилось тридцать шесть» (1824) и др.)
Прозаическое наследие Дж. Г. Байрона - критические заметки, отрывки из дневников и письма, которые писались поэтом в течение всей жизни.
Зрелое творчество Дж. Г. Байрона объединяют мотивы: бунта, разочарования, безысходной скорби, трагического познания мира, несвободы человека.
В жанровой палитре зрелого периода творчества Дж. Г. Байрона, где есть лиро-эпическая поэма, стихотворение, «шутливая» поэма, сатирическая поэма, ода, переводы, политическая сатира, стихотворная повесть, письмо, дневник, драматическая поэма занимает видное место, и «Манфред» и «Каин» являются самыми заметными.
3. Дать типологию жанра драматической поэмы в творчестве Дж. Г. Байрона.
Драматические искания Дж. Г. Байрона пошли по двум направлениям. А. С. Ромм рассматривает его драматургическое наследие как два цикла: философские и исторические драмы. В первый цикл философских драм вошли драматическая поэма «Манфред» (1817), мистерии «Каин» (1821) и «Небо и Земля» (1821), во второй цикл исторических драм - трагедии «Марино Фальеро» (1820), «Сарданапал» (1821) и «Двое Фоскари» (1821). Несмотря на жанровые и структурные различия, произведения обоих циклов связаны обращением к острейшим вопросам политической жизни. Драмы поэта проникнуты революционным духом своего времени.
Новаторство драматургии поэта заключалось в том, что он дал драматургическое воплощение важнейшим политическим вопросам XIX века и впервые попытался ввести в театральный обиход психологическую проблематику.
Драматургические искания Дж. Г. Байрона стали одной из самых значительных попыток создания «драмы идей» - жанра, получившего наибольшее распространение в драматургии конца XIX - начале XX в. (Р. Роллана, Г. Ю. Ибсена, Д. Б. Шоу).
Драматические произведения поэта предназначались для чтения, а не сценического воплощения.
В философских драмах Дж. Г. Байрона («Манфред», «Каин» и «Небо и Земля») отразилось своеобразие мировоззрения поэта, связанного с кризисом просветительской мысли. В них поэт создает литературный миф, вступающий в диалог с текстом Библии. В его основе - самопознание, берущее начало от богоборчества.
Все три драмы тяготеют к жанру лирической монодрамы. Герой Дж. Г. Байрона - титаническая личность, вступающая в единоборство с судьбой. Однако бунт байроновского героя трагически предрешен. Первым героем философских драм, который понимает бессмысленность борьбы с силами мироздания, является Иафет из «Неба и Земли». Остальные герои терпят трагическое поражение.
В драмах этого типа конфликт приобретает многослойную структуру: с собой, с обществом, с небом. Внешняя и внутренняя форма драм глубоко поэтична. Монологи героев напоминают лирические поэмы. Лирический элемент находит отражение во фрагментарности фабулы («Манфред»), в изображении пейзажа («Манфред», «Каин», «Небо и Земля»), в песнях («Манфред»), в хорах («Небо и Земля»), в теме любви («Манфред», «Каин», «Небо и Земля») и др. Эпическое начало обнаруживается в рассмотрении важнейших политических и социальных проблем современности путем обращения к мифу и событиям прошлого. Присутствие автора в драмах наблюдается в воззрениях центральных героев и Люцифера («Каин»), являющихся рупором его идей, и в лирико-драматическом характере раскрытии общественной темы. Вынося обвинение «божественному» произволу Творца Дж. Г. Байрон обвиняет политическую тиранию. Таким образом, в философских драмах поэт оправдывает революционное насилие.
Все три драмы написаны шекспировским пятистопным стихом, органично переплетающимся с другими стихотворными формами. В тексте «Манфреда», «Каина» и «Неба и Земли» присутствуют ремарки: времени и места действия, сообщения дополнительных условий, указания психологического состояния, комментирования и указания на одновременность.
В философских драмах Дж. Г. Байрона нашли отражения различные идеи: величие человека и его разума, вера в добро, поиска знаний, преступления и наказания, борьбы, свободы, смерти и др.
В исторических драмах Дж. Г. Байрона («Марино Фальеро», «Сарданапал», «Двое Фоскари») воплощается протест поэта против реакции. В них поэт решает важнейшие проблемы времени: проблемы революционного насилия, права на вмешательство в историю, проблемы свободы личности и др., в форме реальной политической борьбы. Драмы были написаны поэтом в период увлечения патриотической драматургией В. Альфиери. В их построении Дж. Г. Байрон применяет приемы классицистического театра XVII-XVIII вв., однако изображает только наивысший момент развития действия и значительно усложняет конфликт личности и общества. В «Сарданапале» историзм носит условный характер, в остальных драмах способствует раскрытию психологического состояния героев. Несмотря на то, что исторические драмы вобрали в себя признаки классицизма: усиление и подчеркивание одной черты («Два Фоскари»), обращение к античной традиции («Сарданапал»), и свойственные для всех трех драм этого типа - стройность частей, простоту сюжета, контрастное разделение персонажей, пятиактное деление и др., они выходят за его пределы (в «Марино Фальеро» и «Два Фоскари» нарушается единство времени и действия).
Все три драмы тяготеют к жанру лирической монодрамы. В центре «Марино Фальеро» и «Два Фоскари» - два героя. Во всех трех драмах конфликт приобретает многослойную структуру: с собой, с обществом. Лирический элемент находит отражение в теме любви («Марино Фальеро», «Сарданапал»), монологах («Марино Фальеро», «Сарданапал», «Двое Фоскари») и пейзаже («Двое Фоскари»). Эпическое начало обнаруживается в рассмотрении важнейших политических и социальных проблем современности путем обращения к историческому факту и связи образа героя с революционным романтизмом поэта. Присутствие автора в драмах наблюдается во взглядах центральных героев, воплощающих его идеи, и в лирико-драматическом характере раскрытии социальной темы. В исторических драмах автор выступает в защиту революции. В тексте «Марино Фальеро», «Сарданапал», «Два Фоскари», присутствуют ремарки: времени и места действия, сообщения дополнительных условий, указания психологического состояния и комментирования.
4. Выделить традиции драматической поэмы в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» Дж- Г. Байрона.
Лиро-эпическая поэма «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1809¬1818 гг.) занимает особое место в творчестве Дж. Г. Байрона. Произведение было написано в начале XIX в., когда драматическая поэма выступала одним из ведущих литературных жанров. Влияние традиций драматической поэмы нашло отражение уже в раннем творчестве поэта, ставшего позднее ярким выразителем этой жанровой формы. «Паломничество Чайльд-Гарольда» с жанром драматической поэмы сближает наличие драматического конфликта («внутреннего», психологического, мировоззренческого) и стихотворная форма, где особая жанрообразующая функция отводится монологам и структурообразующая - ремаркам. Также в поэме Дж. Г. Байрон обращается к масштабным историческим событиям того времени. Темы французской революции, освободительной деятельности патриотов, свободы и тирании, прошлого и современности воплощаются в поэме в соединении эпического, лирического и других компонентов. Эпичность отражается в дистанцировании автора (рассказчика) и героя, эпистолярной форме первых песен, подробности пейзажных и бытовых зарисовок. Лиричность - в эмоциональности переживания и поэтичности восприятия мира героем. Драматическое - в остроте конфликта, ремарках, целостности образа героя и мотивации его внутренней жизни. Отсюда следует, что «Паломничество Чайльд-Гарольда» Дж. Г. Байрона представляет собой лиро-эпическую поэму, в которой прослеживаются традиции драматической поэмы.
Таким образом, изучив историю развития драматической поэмы в мировой литературе и творчестве Дж. Г. Байрона, мы пришли к выводу, что она является одним из продуктивных жанров эпохи. Гипотеза исследования доказана.
1. Алексеев М.П. История английской литературы / М. П. Алексеев. М.-Л.: ГИХЛ, 1960. - 502 с.
2. Аникст А. А. Байрон-драматург. / А. А. Аникст [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron0_2.txt. -
22.05.17
3. Аникст А. А. Творческий путь Гете / А. А. Аникст. М.: Худ. лит., 1986. - 544 с.
4. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в I пол. XIX в. Эпоха романтизма / А. А. Аникст. М.: Наука, 1980. - 344 с.
5. Байрон Дж. Г. Двое Фоскари [Электронный ресурс] / Дж. Г.
Байрон. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/b/bajron_d_g/text_1821_two_foskari_oldorfo.shtml. - 22.05.17
6. Байрон Дж. Г. Каин [Электронный ресурс] / Дж. Г. Байрон. - Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron4_4.txt. - 22.05.17
7. Байрон Дж. Г. Манфред [Электронный ресурс] / Дж. Г. Байрон. - Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron4_1.txt. - 22.05.17
8. Байрон Дж. Г. Марино Фальеро [Электронный ресурс] / Дж. Г.
Байрон. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/b/bajron_d_g/text_0650oldorfo.shtml. - 22.05.17
9. Байрон Дж. Г. Небо и Земля [Электронный ресурс] / Дж. Г. Байрон. - Режим доступа: http://ino-lit.ru/lit/text/Byron-334/nebo-i-zemlya- 527.htm. - 22.05.17
10. Байрон Дж. Г. Паломничество Чайльд-Гарольда / Дж. Г. Байрон. М.: Худ. лит., 1972. - 864 с.
11. Байрон Дж. Г. Сарданапал [Электронный ресурс] / Дж. Г. Байрон. - Режим доступа: http://e-libra.ru/read/180150-sardanapal.html. - 22.05.17
12. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. / М. М. Бахтин. - М.: Сов. Россия, 1979. - 318 с.
13. Бурова Е. Г., Васильева П. Мотив пути в поэме Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» / Е. Г. Бурова., П. Васильева // Вестник педагогического опыта . - 2015. - № 35 - С. 5-8.
14. Быков П. П. Драматическая поэма в советской литературе первой половины 30-х годов / П. П. Быков // Проблемы стиля и жанра в советской литературе. - 1974. - №7 - С. 42-49.
15. Виноградов А. К. Байрон. / А. К. Виноградов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
http://az.lib.rU/w/winogradow_a_k/text_1936_bayron.shtml.-22.05.17
16. Григорьева Л. П. Драматическая поэма в якутской литературе:
Композиция и система образов. / Л. П. Григорьева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/dramaticheskaya-poema-v-
yakutskoy-literature. - 22.05.2017.
17. Гуляев Н. А. Теория литературы / Н. А. Гуляев. М.: Высшая школа, 1985. - 271 с.
18. Дубашинский И. А. Джордж Гордон Байрон / И. А. Дубашинский. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
19. Дуганов Р. В. Велимир Хлебников. Природа творчества
[Электронный ресурс] / - Режим доступа:
http://sbiblio.com/biblio/archive/duganov_hlebnikov/03.aspx
20. Дьяконова Н. Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики / Н. Я. Дьяконова. - М.: Наука, 1978. - 208 с.
21. Дьяконова Н. Я. Байрон в годы изгнания / Н. Я. Дъяконова. Л.: Худ. лит., 1974. - 161 с.
22. Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона / Н. Я. Дьяконова. - М.: Наука, 1975. - 168 с.
23. Елизарова М. Е. История зарубежной литературы XIX века / М. Е. Елизарова. - М.: Просвещение, 1972. - 533 с.
24. Елистратова А. А. Байрон / А. А. Елистратова. - М.: Изд-во Академия наук, 1956, - 268 с.
25. Жаков А.Г. Современная советская поэма / А.Г. Жаков. Минск: БГУ, 1981. - 176 с.
26. Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин / В. М Жирмунский. - Л.: Наука, 1978, - 424 с.
27. Жирмунский В. М. Очерки по истории немецкой классической литературы / В. М. Жирмунский. Л.: Худ. лит., 1972. - 496 с.
28. Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских литератур / В. М. Жирмунский. Л.: Наука, 1981. - 304 с.
29. Забогонская И. Л. «Каин» Байрона: мотивный анализ / И. Л. Забогонская // Вестник Полоцкого государственного университета. - 2007. - № 7. - С. 112-117
30. Зверев А. М. Звезды падучей пламень / А. М. Зверев. - М.: Детская литература, 1988, - 189 с.
31. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы / С. А. Коваленко. М.: Знание, 1981. - 110 с.
32. Кондратьев Ю. Вступительная статья // Джордж Гордон Байрон: Избранное / Ю. Кондратьев. - М.: Детская литература, 1973. - 334 с.
33. Кургинян М. Джордж Байрон: Критико-биографический очерк / М. Кургинян. - М.: Худ. литература, 1958. - 216 с.
34. Литература. Учебник. 9 класс. Часть 1 / под ред. Э. Э. Кац., Н. Л. Карнаух. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2013. - 272 с.
35. Лозинская Л. Фридрих Шиллер [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=1036949
36. Луков В. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / В. А. Луков. - М.: Академия, 2003. - 333 с.
37. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / М. И. Мещерякова. - М.: Наука, 1987. - 208 с.
38. Михальская Н. П. , Аникин Г. В. Джордж Гордон Байрон. / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro- lit/mihalskaya-anikin-angliya/george-gordon-byron.htm. - 22.05.17
39. Никольская Л. М. Поэзия Д. Г. Байрона и П. Б. Шелли в России конца XIX-начала XX вв. / Л. М. Никольская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/poeziya-d-g-bayrona-i-p-b-shelli-v- rossii-kontsa-xix-nachala-xx-vv. - 22.05.17
40. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 1¬11 кл. / под. ред. Г. И. Беленького, Ю. И. Лысого. - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 2001, - 79 с.
41. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 1 - 11 кл. / под. ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М.: Дрофа, 2006, - 94 с.
42. Программа общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 кл. / под ред. В. Г. Маранцмана. - М.:Просвещение, 2005. - 222 с.
43. Программно-методические материалы. Литература 5-11 кл. / составитель Т. А. Колганова. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 2002, - 312 с.
44. Развадовская Н. А. Зарубежная литература XIX века: Учебное пособие / Н. А. Развадовская. - Минск: Издательство БГПУ, 2010, - 238 с.
45. Ромм А. С. Джордж Ноэл Гордон Байрон: 1788-1824 / А. С. Ромм. - Л. - М.: Искусство, 1961. - 139 с.
46. Рябцева С. Ф. Жанровая специфика романтических драм Байрона. / С. Ф. Рябцева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cheloveknauka.com/zhanrovaya-spetsifika-romanticheskih-dram-bayrona. - 22.05.17
47. Сидорченко Л. В. Джордж Гордон Байрон. / Л. В. Сидорченко [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro- lit/articles-eng/sidorchenko-dzhordzh-bajron.htm. - 22.05.17
48. Скрынников Р. Г. Пушкин. Тайна гибели / Р. Г. Скрынников - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2006. - 384 с.
49. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд. - М.: Совет. энциклопедия, 1982. - 1600 с., ил
50. Сухих И. Н. Программа по литературе 10-11 кл. (базовый уровень) / И. Н. Сухих. - М.: Академия, 2008. - 32 с.
51. Усманов Р. Джордж Г ордон Байрон / Р. Усманов [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/POEZIQ/BAJRON/byron.txt,
свободный. (Дата обращения: 22.05.2017 г.).
52. Филлипов М. М. Готхольд Эфраим Лессинг. Его жизнь и
литературная деятельность / М. М. Филлипов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://az.lib.ru/fZfilippow_m_m/text_1891_lessing. shtml,
свободный. (Дата обращения: 22.05.2017 г.).
53. Филлипов М. М. Готхольд Эфраим Лессинг. Его жизнь и литературная деятельность [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://az.lib.rU/f/filippow_m_m/text_1891_lessing.shtml. - 22.05.17
54. Хализев В. Е. Драма как род литературы: Поэтика, генезис, функционирование / Хализев В. Е. - М.: МГУ, 1986. - 260 с.
55. Хорошко Г. П. Драматическая поэма как жанр литературы (теоретический аспект) / Г. П. Хорошко // Ученые записки УО ВГУ им. П. Манирова. - 2005. - т. 4. - С. 100-110
56. Цветкова А. Н. «Земля и небо» - неосуществленный замысел Н. А. Римского-Корсакова / А. Н. Цветкова // Вестник Санкт- Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского- Корсакова. - 2008. - №4 (13) - С. 19-24
57. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе / Г. А. Червяченко. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1978. - 187 с.
58. Числов М.М. Время зрелости - пора поэмы / М. М. Числов. М.: Советский писатель, 1982. - 256 с.
59. Чистюхин И. Н. О драме и драматургии / И. Н. Чистюхин. - eBook, 2002. - 293 с.
60. Шиллер. Ф. Избранные произведения: в 2 т. Т.2. / Ф. Шиллер. - М.: Гослитиздат, 1959. - 580 с.