Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования нравственных ценностей у младших школьник 8
1.1 Понятие «нравственность» и «нравственные ценности» в
психолого-педагогической литературе 8
1.2 Специфика формирования нравственных ценностей у младших
школьников 15
1.3 Особенности внеурочной деятельности в начальной школе 20
Выводы по I главе 23
Глава II. Практические аспекты проблемы формирования нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности 25
2.1 Задачи и содержание экспериментальной работы 25
2.2 Программы внеурочной деятельности курса «Жить - добро
творить» 29
Выводы по II главе 44
Заключение 46
Список использованных источников 51
Приложение
Вопросы нравственности и нравственных ценностей человека волновали общество всегда. В современном мире происходят социальные, экономические, политические преобразования, что заставляет нам задумываться о духовно-нравственном воспитании школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) вместе с умственным, физическим, трудовым воспитанием подрастающего поколения уделяет особое внимание нравственному развитию ребенка. В результате, вступление в силу ФГОС НОО обновило сферу духовно-нравственного воспитания личности человека [48].
Образованию отводиться ключевая роль в нравственном развитии российского общества. Поэтому в современной школе большое внимание уделяется нравственному воспитанию учащихся, формированию умения соотносить поступки, события с общепринятыми нормами и ценностями, способности к самостоятельному нравственному поступку в различных ситуациях.
В начальной школе ребенок получает основы знаний, у него формируются нравственные ценности, такие как добро, совесть, патриотизм, собранность.
По мнению известного советского писателя и публициста Василия Александровича Сухомлинского, «Дети способны к внутренней работе, духовности (духовности в прямом смысле, т.е. способности к различению духа доброго и злого)» [43]. Все что не было усвоено детьми в младшем возрасте, обязательно скажется в подростковом.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России особое внимание уделено адаптации школьника в классе. Данная концепция позволяет решить важнейшие задачи социализации личности, формирование ответственного и инициативного гражданина.
Умение выбирать (самоопределяться), нести ответственность за результаты своего выбора указывается во всех основных документах, разработанных в рамках ФГОС.
Главная задача всех учителей - нравственное воспитание младших школьников. Педагог не только должен владеть прекрасными знаниями в учебном предмете, но и уметь направлять свою деятельность на формирование духовно-нравственных ценностей, ведь от этого зависит будущее ученика.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью воспитания личности включенной в национальную и мировую культуру (ст. 14 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [49]), а также нравственным кризисом в современном обществе, связанным с отсутствием целеполагающих приоритетов развития личности и недостатком внимания педагогов к проблеме формирования нравственных понятий в современных условиях.
Проблемой нравственного воспитания занимались такие педагоги и философы как А. В. Кирьянова, Т. К. Ахаян, В. П. Бездухов, З. Н. Васильева, А. В. Зосимовский, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачев и другие ученые [9, 27]. В их трудах рассматриваются различные аспекты, связанные с аксиологическими проблемами в области воспитания (источники воспитательных ценностей, классификация воспитательных ценностей, аксиологические проблемы образования).
Психологические аспекты формирования нравственного опыта анализируются в трудах А. М. Прихожан, В. С. Мухиной, Р. С. Немова [11, 12, 31].
Новый стандарт, образовательной программы общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Формы, в которых осуществляется внеурочная деятельность отличается от классно-урочной, ее цель в первую очередь заключается в достижении планируемых результатов, а также в освоении основной образовательной программы общего образования [48].
Помимо освоения младшими школьниками основной образовательной программы общего образования, внеурочная деятельность предполагает достижение личностных и метапредметных результатов, в этом и состоит специфика внеурочной деятельности. Безусловно важная задача педагога во внеурочной деятельности - научить школьника самостоятельно принимать решение (действовать, чувствовать).
Если результатом классно-урочной деятельности является освоение учениками школьных дисциплин, то результат внеурочной деятельности состоит в овладевание обучающимися ценностей, ориентиров, поэтому им предоставляется возможность самостоятельного выбора предметов, на основании интересов, потребностей. Между тем, в современной практике начальной школы не отработаны технологические аспекты проблемы формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Противоречие исследования заключается в необходимости формирования нравственных ценностей у младших школьников, с одной стороны и направленностью существующих программ внеурочной деятельности на формирование у младших школьников знаний о моральных нормах и правилах, с другой стороны.
Проблема исследования: Каково содержание программы внеурочной деятельности, направленной на формирование нравственных ценностей у младших школьников?
На основе обозначенной проблемы избрана тема исследования: «Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности» (на примере курса «Жить - добро творить»).
Исходя из вышеизложенного, мы определили цель, объект и предмет исследования.
Цель: изучить проблему формирования нравственных ценностей у младших школьников и разработать программу, направленную на их формирование во внеурочной деятельности.
Объект исследования: формирование нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели перед нами встали следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «нравственность» и «нравственные ценности».
2. Выявить специфику формирования нравственных ценностей у младших школьников.
3. Рассмотреть особенности внеурочной деятельности.
4. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
5. Разработать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование нравственных ценностей у младших школьников.
Теоретическим основанием исследования являются фундаментальные работы следующих авторов рассматривающие: проблемы нравственности и нравственных ценностей (А.В. Кирьякова, Т. К. Ахаян, В. П. Бездухов, З. И. Васильева, А. В. Зосимовский, И. С. Марьенко, Б. Т. Лихачев, А. М. Прихожан, В. С. Мухина, Р.С. Немов, Т. П. Гаврилова), проблемы формирования нравственных ценностей у школьников разного возраста (М. Н. Аплетаев. В. П. Бездухов, Г. П. Иванова, А. В. Иващенко, Л. Ю. Сироткин, Н. В. Фролова и др.) и специфику формирования ценностей в младшем школьном возрасте (Н. В. Аникеев, И.В. Гильгенберг, М.В. Куранова, Т. Ю.Сычева, В. Т. Чепиков и др.); аспекты воспитания, в частности, внеурочной деятельности младших школьников (В. Н. Максакова).
При реализации исследования нами были использованы методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение психолого-педагогической литературы) и методы экспериментального исследования (письменный опрос).
Экспериментальной базой исследования явилась МКОУ «СОШ № 26».
Практическая значимость: разработанная нами программа «Жить - добро творить» направлена на формирование у младших школьников системы нравственных ценностей во внеурочной деятельности, поэтому она может быть использована в работе учителя начальных классов.
Главная задача современной государственной политики Российской Федерации состоит в обеспечении нравственного развития гражданина России. В современном обществе происходит совершенствование всей системы образования, которая непосредственно связана с переосмыслением моральных, нравственных ценностей. Актуальность проблемы формирования нравственных ценностей младшего школьника вызвана необходимостью приобщения учащихся к системе ценностей общества, формирования чувства патриотизма, национального самосознания. Первостепенной задаче современного российского образования является формирование у школьников позитивного отношения к основным ценностям общества.
В современном мире большое значение уделяется проблеме духовно- нравственного становления подрастающего поколения. Решение этой проблемы зависит от профессиональной деятельности педагога, ведь именно школа играет важнейшую роль в нравственном развитии общества, формирует у школьников нравственные ценности, учит соотносить поступки и события с принятыми в обществе ценностями. Поэтому в школе большое внимание уделяется тому, чтобы у учащихся сформировались навыки соотносить свои поступки с событиями, которые приняты обществом. Перед нами стоит одна из главнейших задач: приучить школьников к нравственному контролю и нравственной оценке своего поведения. Решение этой задачи поможет нравственному регулированию своего поведения в жизни.
В связи с этим огромное внимание уделяется младшему школьному возрасту, как возрасту активного становления личности человека.
Такие духовно-нравственные качества личности как честность, искренность, отзывчивость, совесть формируются у школьников в начальных классах.
На наш взгляд необходимо существенно повышать эффективность процесса воспитания, социализации школьников с помощью создания уклада школьной жизни, особую роль в которой играет внеурочная деятельность.
Всё выше изложенное, определило актуальность выбранной нами темы исследования: «Формирование нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности (на примере курса «Жить - добро творить»).
В соответствии с целью и поставленными задачами исследования нами были рассмотрены такие понятия, как нравственность и нравственные ценности. Нравственность - это способность принимать на себя ответственность за свои мысли и действия; ценность, внутреннее состояние человека, его жизненная установка, позволяющая принимать любые поступки, основываясь на совести.
Она представляет собой составную часть комплексного подхода к воспитанию личности. Понятие «нравственные ценности» состоит из большого количества категорий, самыми важными из которых являются: добро, совесть, доброжелательность, состоящие из совокупности действий (служение), принципы, нормы нравственности и слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые человек оценивает, одобряет.
Целями духовно-нравственного воспитания младших школьников во-первых является формирование целостной личности, путем обучения нравственным ценностям, которые в себя включают критерии добра и зла, лжи и истины. Во-вторых создание системы формирование ориентиров, способность сделать правильный выбор на своем пути.
Задачей духовно-нравственного воспитания и социализации младших школьников является воплощение в каждом ребенке социальных, нравственных запросов общества (например: честь, долг, достоинство).
Изучив, тщательно проанализировав психоло-педагогическую литературу, нами была рассмотрена специфика формирования и развития нравственных ценностей у младших школьников, а также особенности внеурочной деятельности.
Советский педагог и новатор, создатель педагогической системы В.А. Сухомлинский утверждал, что нравственное воспитание школьника есть ограничение, в котором ребенок должен понимать лишь три вещи: можно, нельзя, надо. Каждый ученик должен осознавать, что любое сказанное слово или действие небезразлично для людей. С возрастом дети будут замечать в себе борьбу добра и зла, каждый поступок для них станет испытанием. Нужно помнить, о том, что нравственное воспитание человека начинается с семьи, «... здесь пробуждаются дремлющие силы личной души; ребенок учится любить, верить, жертвовать ...»
Каждый ребенок в семье должен выполнять определенные действия и вести себя в соответствии с правилами и нормами, причем родители должны обсуждать с ребенком значение этих правил поведения. В школе же нравственное развитие становится системным и целенаправленным. В начальных классах у младшего школьника формируются основы воли, характера. Проявление нравственности связано с отношением ребенка к обществу и окружающим людям, нравственное начало охватывает всю его деятельность. У учащихся складываются основы нравственности, проявляющиеся в трудолюбии, способности к решению проблем, бережное отношение к окружающим, происходит формирование морали, совести. Учитель должен сосредоточить свое внимание на умении детей выделять нравственные явления из других, определять их признаки. Только при таком подходе в сознании ребенка формируется опыт, он начинает осознавать значение волевого начала своего поведения. На основе проведенных исследований можно утверждать, что ведущее место в формировании всесторонне развитой личности занимает нравственное воспитание.
Специфика формирования духовных ценностей у младших школьников заключается в том, что она включает когнитивные компоненты, состоящие из принятых в обществе моральных норм, нравственных идеалов.
Особенностью внеурочной деятельности является ее направленность на формирование единого образовательного пространства, обеспечение достижения обучающимися планируемых результатов в соответствии с основой образовательной программой начального общего образования для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах.
Внеурочная работа предоставляет возможности для проведения игр, викторин, бесед в учениками. Ведь игра помогает ребенку осваивать нормы и правила морали, вырабатывать модель поведения. На наш взгляд, в рамках реализации программы, направленной на духовно-нравственное развитие личности, необходимо проводить мероприятия по знакомству младших школьников с русской культурой, народными праздниками. Каждый педагог должен не только придерживаться конкретного заранее составленного плана, но и ситуаций в классе. Учитель должен быть открытым и тактичным во время разговора на духовно-нравственную тему.
Нами были подобраны материалы и проведена диагностика специфика формирования нравственных ценностей у младших школьников с использованием анкетирования (автор теста К. Далсагаард). Исследование проводились на базе МКОУ «СОШ № 26» и филиал МКОУ «СОШ № 26» рабочего поселка Кропачево. В эксперименте приняли участие 80 детей с первого по четвёртые классы.
В целом, можно с уверенностью утверждать, что за год уровень нравственных ценностей повысился благодаря следующим показателям: любознательности, любви к знаниям, умения общаться. Снижение показателей произошло за счёт таких нравственных ценностей как упорство, цельность характера, доброта, любовь, коллективизм, благоразумие.
Нами была разработана программа внеурочной деятельности курса «Жить - добро творить», направленная на формирование таких нравственных категорий как упорство, цельность характера, доброта, любовь, коллективизм, благоразумие, лидерские качества, самоконтроль, эстетическое чувство и благодарность. Программа включает в себя такие разделы как «Без добрых дел нет доброго имени», «По одёжке встречают - по уму провожают».
Разработанная нами программа программа внеурочной деятельности курса «Жить - добро творить» рассчитана на 4 года обучения, по 1 часу в неделю. Общее количество часов на изучение кружка «Жить - добро творить» в начальной школе выделяется 132 ч, по 33 ч. в каждом классе.
Таким образом, важную роль в воспитании младших школьников играет методика формирования нравственного сознания и поведения. На наш взгляд она должна включать в себя список нравственных требований по форме и содержанию, что позволяет формировать положительные нравственные качества.
На наш взгляд, обязательным компонентом образовательного процесса является нравственное воспитание младших школьников, ведь школа для ребенка - адаптивная среда, закладывающая основы нравственных ценностей. Поэтому так важно, чтобы духовно-нравственная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой и внеурочной деятельностью.
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М. : Просвещение, 2003. - 317 с.
2. Балясный, Л.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Л.К. Балясный. - М. : Просвещение, 1982. - 22 с.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности / сост. И.В. Баранова. - М. : Генезис, 2004. - 144 с.
4. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2000. - 292 с.
5. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М. : Просвещение, 2000. - 398 с.
6. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М. : Просвещение, 2005. - 179 с.
7. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М. : Просвещение, 2003. - 155 с.
8. Васильева А.В. Организация внеурочной деятельности учащихся в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов / А.В. Васильева // Начальное образование Южного Урала: Сборник научно-методичесих статей. - Челябинск, 2011. - Вып. 4. - С. 52¬56.
9. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. - М. : Просвещение, 2003. - 196 с.
10. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - 112 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 320 с.
12. Возрастная психология: детство, отрочество, юность.
Хрестоматия: учеб. Пособие для студентов, обуч. по пед. спец. / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов - М. : Академия, 1999. - 624 с.
13. Воспитательная работа в школе / под ред. Л. В. Кузнецовой. - М. : Школьная пресса, 2002. - 248 с.
14. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя / Л.С. Выгодский. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред.
В.В. Давыдова. - М. : Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
16. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 223 с.
17. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М. : Политиздат, 2002. - 272 с.
18. Иванова, Н.Г. Формирование нравственных качеств личности /
H. Г. Иванова, Л.И. Семенова // начальная школа. - 2011. - № 10. - С. 10¬13.
19. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д.Б. Кабалевский. - М. : Просвещение, 2001. - 324 с.
20. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.: под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.
21. Калинина, Л. В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л. В. Калинина // Начальная школа. - 2011. - №
I. - С. 46-50.
22. Козлов, Э. В. Азбука нравственности / Э.В. Козлов,
И. С. Хомякова, В.И. Петрова // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой - М. : Вентана- Граф, 2011. - 192 с.
23. Кон, И.О. Открытие «Я» / И.О. Кон. - М. : Политиздат, 1978. - 366 с.
24. Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России / А.М. Кондаков. - М. :
Просвещение, 2011. - 25 с.
25. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. / В.С. Кукушин - М. : ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 352 с.
26. Лармин, О. В. О взаимовлиянии нравственного и эстетического в воспитании / О. В. Лармин // Активные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. - Л. : Изд-во Ленинград, 1978. - С. 46-53.
27. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. Пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. - М. : Юрайт, 1999. - 464 с.
28. Маслов, С. И. Эмоционально-ценностный компонент начального образования: учеб. Пособие для студ. пед. вузов / С.И. Маслов. - М. : 2000. - 302 с.
29. Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - Л. : ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 242 с.
30. Методика воспитательной работы: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая и др.; под ред. В.П.Сергеевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
31. Немов, Р.С. Психология: в 3 т. т. 2: Психология образования / Р.С. Немов. - М. : Владос, 1995. - 496 с.
32. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М. : Педагогика, 1979 - 192 с.
33. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим- Бада - М. : Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
34. Примерная основная образовательная программа
образовательного образования. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 330 с.
35. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. - М. : Просвещение, 2010. - 114 с.
36. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание: Сущность, формы, методы / В.А. Разумный. - М. : Мысль, 2003. - 189 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. для студ. пед. вузов: в 2 т. Т. 2. / С.Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1989. - 199 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 2005. - 112 с.
39. Селигман, М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман - М. : София, 2006. - 368 с.
40. Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю.П. Сокольников - М., 1986. - 136 с.
41. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко - Ростов н/Д : Издательство «Феникс», 2007. - 671 с.
42. Суслов, В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н. Суслов. - М. : Просвещение, 2010. - 68 с.
43. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. Т. 3 / сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль, А.И. Сухомлинская. - М. : Педагогика, 1981. - 640 с.
44. Тарасова, Г.И. Нравственная значимость современного урока / Г.И. Тарасова // Начальная школа. - 2010. - С. 29-30.
45. Тисленкова, И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А. Тисленкова. - М. : Просвещение, 2008. - 108 с.
46. Усольцева, И.В. Некоторые аспекты организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении в контексте введения федеральных государственных стандартов. / И.В. Усольцева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 2. - С. 22-26.
47. Ушинский, К.Д. Материалы к 3-му тому «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский // Пед. соч.: В 6 т. - М. : Педагогика, 1990. - Т. 6. - С. 385-407.
48. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2015 г. / М-во образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011. - 33 с.
49. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. Ст. 7598. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
50. Харламов, И.Ф. Нравственное воспитание школьников: пособие для класс. руководителей / И.Ф. Харламов. - М. : Просвещение, 2000.- 312 с.
51. Чередов, И.М. Система форм организации обучения в школе / И.М. Чередов. - М. : Просвещение, 1987. - 16 с.
52. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская // Директор школы. - 2000. - № 2. - 112 с.