ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 7
1.1. Организационные методы руководства хореографическим
коллективом - как педагогическая проблема 7
1.2. Психология педагогического общения и деятельности
руководителя и участников коллектива 19
1.3. Творческий подход руководителя к разрешению проблемных
ситуаций в общении участников хореографического коллектива 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РОБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 29
2.1. Анализ и оценка эффективности методов организационно-творческой деятельности руководства хореографическим коллективом 29
2.2. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 7
1.1. Организационные методы руководства хореографическим
коллективом - как педагогическая проблема 7
1.2. Психология педагогического общения и деятельности
руководителя и участников коллектива 19
1.3. Творческий подход руководителя к разрешению проблемных
ситуаций в общении участников хореографического коллектива 20
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РОБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА 29
2.1. Анализ и оценка эффективности методов организационно-творческой деятельности руководства хореографическим коллективом 29
2.2. Этапы проведения опытно-экспериментальной работы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Воспитание личности - одна из основных задач различных социальных слоев институтов.
В общей системе воспитания значительную роль играет художественная самодеятельность. И одним из традиционных жанров художественной самодеятельности является хореография, которая проявляется в различных формах: кружковой, массового исполнительства, любительских объединениях. Здесь, ребенок, будучи участником творческого коллектива, попадает в новый информационный пласт, который создает оптимальные условия для активного раскрытия его индивидуальных задатков и способностей, а также развития его интеллектуальной и творческой одаренности. Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются его участники. Меняется и характер влияния коллектива на личность.
Руководить хореографическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве «инструмента» воспитания участников с учетом той стадии развития, на которой он находится.
Методика педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает выбор системы методов и их приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.
Исходя из того, что педагогическое руководство представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели всего общества - формирование всесторонне развитой гармонической личности.
Цель исследования: разработать методические условия, структуру и содержание педагогического руководства хореографическим коллективом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в хореографическом коллективе.
Предмет исследования: педагогическая деятельность в руководстве хореографическим коллективом.
Гипотеза исследования: организационно-творческая деятельность педагогического руководства хореографическим коллективом будет эффективна при соблюдении следующих условий:
• в структуру отдельного тренировочного занятия включены методы, стимулирующие и побуждающие к определенным видам деятельности;
• соблюдение организационно-методических условий реализации педагогического убеждения в структуре отдельного танцевально-тренировочного занятия;
• педагогическое руководство осуществляется систематически, в сочетании с другими методами деятельности руководителя коллектива.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования и уточнить сущность организационно- творческой деятельности педагогического руководства хореографическим коллективом.
2. Определить структурные компоненты и содержание методов педагогического руководства.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования методов педагогического руководства, воспитанников хореографического коллектива.
Методологическую основу исследования составили работы В.Н. Борисова, И.П. Подласого и др.; идеи личностного подхода и концепции личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, И.А. Колесникова и др. Существенное влияние оказали работы в области методологии педагогической науки В.В. Краевского, И.Я. Лернер, В.Н. Борисова и др.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:
• Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, и методической литературы, метода теоретического исследования проблем на основе методологии системного подхода;
• Диагностические: изучение документов, анкетирование,
тестирование, наблюдение, беседа.
• Педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
• Изучены условия эффективной реализации педагогического убеждения, при воспитании выносливости в структуре отдельного тренировочного занятия;
• Определены взаимосвязи между исполнительскими качествами и психическим состоянием перед выступлениями и во время отдельного занятия;
• Разработана технология занятия по хореографии, имеющая инвариантную структуру, сущность которой составляет творческий процесс познания самим участником коллектива профессионального опыта в личностно-значимой деятельности, в межсубъектном общении.
Теоретическая значимость проблемы исследования определяются тем, что его результаты позволяют сформулировать новые подходы к анализу проблемы педагогического руководства хореографическим коллективом и могут служить научно-теоретической основой для разработки инновационных форм методов педагогического руководства.
Практическая значимость заключается в разработке методов педагогического руководства в структуре тренировочного занятия, в повышении эффективности воспитания физических и творческих качеств участников коллектива, на основе реализации разработанной методики педагогического руководства хореографическим коллективом.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической аргументацией исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к педагогике, психологии, социологии и д.р., использование методов, адекватных целям и задачам исследования, математической статистике при обработке материалов, полученных в ходе педагогического эксперимента, достаточным объемом выборки в проведении опытно-экспериментальной работе, апробации и внедрением результатов эксперимента в практику исследуемого коллектива.
Структура работы: введение две главы, заключение, список литературы и приложение.
В общей системе воспитания значительную роль играет художественная самодеятельность. И одним из традиционных жанров художественной самодеятельности является хореография, которая проявляется в различных формах: кружковой, массового исполнительства, любительских объединениях. Здесь, ребенок, будучи участником творческого коллектива, попадает в новый информационный пласт, который создает оптимальные условия для активного раскрытия его индивидуальных задатков и способностей, а также развития его интеллектуальной и творческой одаренности. Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются его участники. Меняется и характер влияния коллектива на личность.
Руководить хореографическим коллективом - это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве «инструмента» воспитания участников с учетом той стадии развития, на которой он находится.
Методика педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает выбор системы методов и их приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.
Исходя из того, что педагогическое руководство представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели всего общества - формирование всесторонне развитой гармонической личности.
Цель исследования: разработать методические условия, структуру и содержание педагогического руководства хореографическим коллективом.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в хореографическом коллективе.
Предмет исследования: педагогическая деятельность в руководстве хореографическим коллективом.
Гипотеза исследования: организационно-творческая деятельность педагогического руководства хореографическим коллективом будет эффективна при соблюдении следующих условий:
• в структуру отдельного тренировочного занятия включены методы, стимулирующие и побуждающие к определенным видам деятельности;
• соблюдение организационно-методических условий реализации педагогического убеждения в структуре отдельного танцевально-тренировочного занятия;
• педагогическое руководство осуществляется систематически, в сочетании с другими методами деятельности руководителя коллектива.
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы исследования и уточнить сущность организационно- творческой деятельности педагогического руководства хореографическим коллективом.
2. Определить структурные компоненты и содержание методов педагогического руководства.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования методов педагогического руководства, воспитанников хореографического коллектива.
Методологическую основу исследования составили работы В.Н. Борисова, И.П. Подласого и др.; идеи личностного подхода и концепции личностно-ориентированного образования Н.А. Алексеева, Е.В. Бондаревской, И.А. Колесникова и др. Существенное влияние оказали работы в области методологии педагогической науки В.В. Краевского, И.Я. Лернер, В.Н. Борисова и др.
Методы исследования: для решения поставленных задач в исследовании был использован комплекс методов:
• Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической, социологической, и методической литературы, метода теоретического исследования проблем на основе методологии системного подхода;
• Диагностические: изучение документов, анкетирование,
тестирование, наблюдение, беседа.
• Педагогический эксперимент.
Научная новизна исследования:
• Изучены условия эффективной реализации педагогического убеждения, при воспитании выносливости в структуре отдельного тренировочного занятия;
• Определены взаимосвязи между исполнительскими качествами и психическим состоянием перед выступлениями и во время отдельного занятия;
• Разработана технология занятия по хореографии, имеющая инвариантную структуру, сущность которой составляет творческий процесс познания самим участником коллектива профессионального опыта в личностно-значимой деятельности, в межсубъектном общении.
Теоретическая значимость проблемы исследования определяются тем, что его результаты позволяют сформулировать новые подходы к анализу проблемы педагогического руководства хореографическим коллективом и могут служить научно-теоретической основой для разработки инновационных форм методов педагогического руководства.
Практическая значимость заключается в разработке методов педагогического руководства в структуре тренировочного занятия, в повышении эффективности воспитания физических и творческих качеств участников коллектива, на основе реализации разработанной методики педагогического руководства хореографическим коллективом.
Достоверность результатов исследования обусловлена методологической аргументацией исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к педагогике, психологии, социологии и д.р., использование методов, адекватных целям и задачам исследования, математической статистике при обработке материалов, полученных в ходе педагогического эксперимента, достаточным объемом выборки в проведении опытно-экспериментальной работе, апробации и внедрением результатов эксперимента в практику исследуемого коллектива.
Структура работы: введение две главы, заключение, список литературы и приложение.
Методика организационно-творческой деятельности педагогического руководства хореографическим коллективом предполагает выбор системы методов и их приемов, последовательность которых определяется конкретными задачами, решаемыми на каждом из этапов становления и развития коллектива, а соответственно и личности участников.
Исходя из того, что педагогическое представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели всего общества - формирование всесторонне развитий гармонической личности.
Педагогов, создающих объективно новые технологии, методы и методики обучения и воспитания очень мало. Но уже любой урок, практическое занятие, даже комбинация известных методов и методик в той иной мере являются результатом творчества.
Построение и проведение каждого занятия требует проявления творчества, т.к. урок - это не только старые или новые методы и методики, но и всегда разное социально-психологическое состояние группы, разные индивидуальности и разное психологическое состояние одних и тех же участников.
Важная задача руководителя состоит в том, чтобы расположить участников к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной при разрешении конфликтных и проблемных ситуаций во взаимоотношениях участников хореографического коллектива.
На основании поставленных целей и задач опытно-экспериментальной работы можно смело утверждать, что группа методов организации деятельности положительно влияет на исполнительские способности участников хореографического коллектива и чувства ответственности в группе.
Группы методов - стимулирующие, побуждающие к определенным видам деятельности, а именно поощрение, наказание и соревнование, используемые в экспериментальной работе, положительно влияют на микроклимат в коллективе и способствуют педагогическому процессу.
В заключительном этапе проведен общий анализ состояния экспериментальной и контрольной групп. Сделаны контрольные срезы по уровню творческих способностей и активности, выносливости и способности к восприятию педагогического воздействия.
Из частной беседы с каждым из участников коллектива видно, что за время проведения эксперимента приобрели достаточное количество знаний, умений и навыков, сплотились духовно и творчески, что в результате приведет к развитию успешного коллектива, и добавит семейности в отношения участников.
Все выше сказанной позволяет сделать вывод о том, что занятия танцами, построенные на системе методов педагогического руководства, существенным образом повлияли на развитие творческой активности и выносливости участников коллектива. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Самые широкие возможности для духовного общения представляет искусство. Оно должно быть признано единственным в своем роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности творческой самореализации на индивидуальном, личностном уровне.
Исходя из того, что педагогическое представляет собой целенаправленный процесс управления людьми и коллективами, воздействие на их сознание и поведение, методами его будут пути реализации основной цели всего общества - формирование всесторонне развитий гармонической личности.
Педагогов, создающих объективно новые технологии, методы и методики обучения и воспитания очень мало. Но уже любой урок, практическое занятие, даже комбинация известных методов и методик в той иной мере являются результатом творчества.
Построение и проведение каждого занятия требует проявления творчества, т.к. урок - это не только старые или новые методы и методики, но и всегда разное социально-психологическое состояние группы, разные индивидуальности и разное психологическое состояние одних и тех же участников.
Важная задача руководителя состоит в том, чтобы расположить участников к педагогическому влиянию. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной при разрешении конфликтных и проблемных ситуаций во взаимоотношениях участников хореографического коллектива.
На основании поставленных целей и задач опытно-экспериментальной работы можно смело утверждать, что группа методов организации деятельности положительно влияет на исполнительские способности участников хореографического коллектива и чувства ответственности в группе.
Группы методов - стимулирующие, побуждающие к определенным видам деятельности, а именно поощрение, наказание и соревнование, используемые в экспериментальной работе, положительно влияют на микроклимат в коллективе и способствуют педагогическому процессу.
В заключительном этапе проведен общий анализ состояния экспериментальной и контрольной групп. Сделаны контрольные срезы по уровню творческих способностей и активности, выносливости и способности к восприятию педагогического воздействия.
Из частной беседы с каждым из участников коллектива видно, что за время проведения эксперимента приобрели достаточное количество знаний, умений и навыков, сплотились духовно и творчески, что в результате приведет к развитию успешного коллектива, и добавит семейности в отношения участников.
Все выше сказанной позволяет сделать вывод о том, что занятия танцами, построенные на системе методов педагогического руководства, существенным образом повлияли на развитие творческой активности и выносливости участников коллектива. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Самые широкие возможности для духовного общения представляет искусство. Оно должно быть признано единственным в своем роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности творческой самореализации на индивидуальном, личностном уровне.
Подобные работы
- Организационно-творческая деятельность руководителя хореографического коллектива
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО
КОЛЛЕКТИВА
(на примере государственных ансамблей песни и танца
Чеченской республики и республики Татарстан)
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
В ИМИДЖЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДИИ АНСАМБЛЯ ТАНЦА «KAZAN»)
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА КОНЦЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Менеджмент в музыкальном и хореографическом
искусстве и образовании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016



