Формирование у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Проблема формирования у младших школьников умения строить
речевое высказывание в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Деятельность педагога по формированию у младших школьников
умения строить речевое высказывание 13
1.3 Возможности внеурочной деятельности по формированию у
младшего школьника умения строить речевое высказывание 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Организация эксперимента и результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.2 Программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников умения строить речевое высказывание 36
2.3 Итоги контрольного этапа эксперимента 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Проблема формирования у младших школьников умения строить
речевое высказывание в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Деятельность педагога по формированию у младших школьников
умения строить речевое высказывание 13
1.3 Возможности внеурочной деятельности по формированию у
младшего школьника умения строить речевое высказывание 19
Выводы по первой главе 29
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СТРОИТЬ РЕЧЕВОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 31
2.1. Организация эксперимента и результаты констатирующего этапа эксперимента 31
2.2 Программа внеурочной деятельности по формированию у
младших школьников умения строить речевое высказывание 36
2.3 Итоги контрольного этапа эксперимента 46
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
Данное выпускное исследование посвящено проблеме формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности. Проблема развития связанной монологической речи у детей младшего школьного возраста в современном начальном образовании носит растущий по своей распространенности характер, так как на современном этапе развития общества и образования в России наблюдается значительный рост детей выделенной категории здоровья. Активная компьютеризация повседневной жизни младшего школьника в значительной степени влияет на развитие межличностной коммуникации детей, вызывая не только застенчивость и пассивность в общении, но и формируя достаточную базу для самостоятельной социальной изоляции ребенка от общества, что ведет к дальнейшему усугублению речевого дефекта при недостаточной речевой практике.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определена обновленным курсом российского начального образования, где проблемы межличностного общения и формирования социально-коммуникативных навыков детей приобретают первостепенное значение. Для того, чтобы эффективно развиваться и раскрывать собственный личностный потенциал на дальнейших ступенях образования, ребенку требуется обладать всеми необходимыми навыками речевой деятельности, в первую очередь, уметь конструировать и представлять целостное речевое высказывание, представлять его в такой форме, которая была бы доступна и понятна не только взрослым, но также сверстникам, позволяя ребенку, тем самым, достигать целей речевого общения. Соответственно, наличие того или иного недостатка в способности строить и реализовывать речевое высказывание в определенной степени тормозит развитие связной монологической речи младшего школьника, и затрудняет личностный рост самого ребенка, освоение общеобразовательной программы.
Противоречие исследования: с одной стороны, согласно ФГОС НОО необходимо формировать у младших школьников умение строить речевое высказывание во внеурочной деятельности, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию у младших школьников данного умения.
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание для разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
Объектом исследования: формирование у младших школьников умения строить речевое высказывание.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие основные теоретические и практические задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить деятельность педагога по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
4. Экспериментально изучить уровень сформированности у
младших школьников умения строить речевое высказывание.
5. Разработать, проверить результативность внеурочной деятельности по формированию у младших умения строить речевое высказывание.
Гипотеза исследования: уровень сформированности у младших школьников умения строить речевое высказывание повысится, если целенаправленно применить программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников данного умения.
Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие методы:
- анализ литературы,
- формирующий эксперимент,
- методы математико-статистической обработки
(количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа города Челябинска.
Практическая значимость исследования: программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание может быть использована учителями начальных классов в работе.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой поставленной цели и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы определена обновленным курсом российского начального образования, где проблемы межличностного общения и формирования социально-коммуникативных навыков детей приобретают первостепенное значение. Для того, чтобы эффективно развиваться и раскрывать собственный личностный потенциал на дальнейших ступенях образования, ребенку требуется обладать всеми необходимыми навыками речевой деятельности, в первую очередь, уметь конструировать и представлять целостное речевое высказывание, представлять его в такой форме, которая была бы доступна и понятна не только взрослым, но также сверстникам, позволяя ребенку, тем самым, достигать целей речевого общения. Соответственно, наличие того или иного недостатка в способности строить и реализовывать речевое высказывание в определенной степени тормозит развитие связной монологической речи младшего школьника, и затрудняет личностный рост самого ребенка, освоение общеобразовательной программы.
Противоречие исследования: с одной стороны, согласно ФГОС НОО необходимо формировать у младших школьников умение строить речевое высказывание во внеурочной деятельности, а с другой стороны, педагогам недостаточно методического обеспечения по формированию у младших школьников данного умения.
Проблема исследования: каковы методы формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности?
Цель исследования: теоретически изучить проблему формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание для разработки программы внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
Объектом исследования: формирование у младших школьников умения строить речевое высказывание.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие основные теоретические и практические задачи исследования:
1. Изучить проблему формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить деятельность педагога по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание.
4. Экспериментально изучить уровень сформированности у
младших школьников умения строить речевое высказывание.
5. Разработать, проверить результативность внеурочной деятельности по формированию у младших умения строить речевое высказывание.
Гипотеза исследования: уровень сформированности у младших школьников умения строить речевое высказывание повысится, если целенаправленно применить программу внеурочной деятельности по формированию у младших школьников данного умения.
Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы следующие методы:
- анализ литературы,
- формирующий эксперимент,
- методы математико-статистической обработки
(количественная и качественная обработка результатов).
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа города Челябинска.
Практическая значимость исследования: программа внеурочной деятельности по формированию у младших школьников умения строить речевое высказывание может быть использована учителями начальных классов в работе.
Структура выпускной квалификационной работы определена логикой поставленной цели и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В рамках выбранной темы данной выпускной квалификационной работы было осуществлено исследование особенностей формирования у младших школьников умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности. По итогам осуществленного исследования были достигнуты следующие результаты:
Речь с психологических позиций - это комплексный процесс, включающий в себя владение основными речепроизносительными навыками для воспроизводства понятного для окружающих высказывания, умение распознать и понять точку зрения собеседника, а также применить те коммуникативные умения, которые позволят достичь согласия в беседе и изначальной цели коммуникации. На развитие речевой деятельности влияют внутренние факторы (темперамент, характер), а также внешние факторы (стиль воспитания, характер социальных связей с близкими, друзьями в детстве).
На этапе младшего школьного возраста происходит уточнение представлений обучающихся о содержании речевой деятельности в устной и письменной среде. На этом этапе ученики уже владеют достаточным активным и пассивным словарным запасом, опытом самостоятельной речевой деятельности, но этот опыт недостаточен в условиях познавательной и учебной деятельности. Дети могут допускать ошибки в управлении, спряжении, использовать новые слова не по своему основному значению, вне контекста. Важно создавать такие условия на уроках русского языка, при которых ученики анализировали бы образец высказывания, а затем выстраивали бы свою реплику в соответствии с этим образцом. Для подобных целей могут служить образцы устных ответов на заданные вопросы, задания, связанные с трансформацией информации в предложениях, на обнаружение ошибок, на описание явлений с применением синонимов и антонимов.
К ключевым требованиям к речи младших школьников следует отнести: требования содержательности, последовательности, точности, богатства, ясности, выразительности, правильности речи. Для того, чтобы речь обучающихся соответствовала данным требованиям, важно применять следующие методы формирования умения строить речевое высказывание: использовать естественные, искусственные, учебные речевые ситуации, организовывать элементы драматизации, монолога, диалога с опорой на иллюстрации, использовать речевую ролевую игру и т.д. В условиях проведения занятия важно обеспечивать высокую эмоциональную вовлеченность обучающихся в процесс общения, их заинтересованность.
Внеурочная деятельность представляет собой организованный процесс взаимодействия педагога и обучающихся в структуре классно - урочной системы помимо непосредственно уроков. Внеурочная деятельность располагает большей гибкостью и свободой при проведении работы над повышением уровня речевого развития младших школьников, поскольку допускает занятия не только в условиях классной комнаты, но также на экскурсиях, праздниках, дополнительных формах работы в школе.
В соответствии с направлениями деятельности работа по развитию речи может обнаруживаться в общекультурной, общеинтеллектуальной, духовно-нравственной и трудовой внеурочной деятельности. На основании основной цели развития речи внеурочные формы могут быть распределены на словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические формы работы. Драматизация является одной из форм организации работы по развитию речи во внеурочной деятельности, в рамках которой может происходить работа над воспитанием и расширением представлений учеников в рамках предмета, формирования у них духовно-нравственной базы ценностей и представлений о культуре и этике речевого поведения.
Осуществленное исследование на констатирующем этапе позволило определить наличие выраженного среднего уровня сформированности умения строить речевое высказывание как в диалоге, так и в монологе. Дети в целом имеют базу монологических и диалогических качеств, но демонстрируют недостаток самостоятельности и содержательности высказываний, ожидают поддержки со стороны взрослого, допускают грамматические ошибки. Они также имеют сформированную базу коммуникативных качеств, владеют речевым этикетом, но испытывают смущение перед самостоятельной инициацией разговора, при постановке вопросов. Все это указывает на необходимость внедрения качественной формирующей работы.
В структуру работы по применению драматизации для целей формирования умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности с младшими школьниками вошли следующие этапы: этап подготовки драматизации, этап работы над текстом в условиях драматизации (репетиционный процесс с выделением основных действий, их значимости для персонажей, их мотивов, анализ эксплицитного и имплицитного содержания произведения), этап представления и обсуждения результатов драматизации (оценка содержания и формы, самооценка вклада, создание устного мини-сочинения). На каждом этапе работы использовались коммуникативные приемы, инициирующие речевую активность обучающихся в монологе и диалоге, коллективном обсуждении. Применялся метод эвристической беседы, вопросно-ответный метод, а также сюжетно-ролевые игры и мини-драматизации по основам изученных произведений.
Исследование по результатам контрольного этапа позволило определить наличие положительной динамики в повышении уровня сформированности умения строить речевое высказывание среди обучающихся. Наиболее выраженная динамика была характерна для умения строить речевое высказывание в диалоге, монологе, но при оценке коммуникативных качеств, использующихся при построении высказывания, была обнаружена недостаточно выраженная динамика. Полученные результаты позволяют определить эффективность проведенной работы и истинность выдвинутой гипотезы, но для получения более качественных результатов требуется увеличение длительности формирующего этапа исследования минимум до одного года, либо учебного полугодия.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Описанная система работы может быть предложена для внедрения в деятельность учителя начальных классов с учетом выдвинутых рекомендаций.
Речь с психологических позиций - это комплексный процесс, включающий в себя владение основными речепроизносительными навыками для воспроизводства понятного для окружающих высказывания, умение распознать и понять точку зрения собеседника, а также применить те коммуникативные умения, которые позволят достичь согласия в беседе и изначальной цели коммуникации. На развитие речевой деятельности влияют внутренние факторы (темперамент, характер), а также внешние факторы (стиль воспитания, характер социальных связей с близкими, друзьями в детстве).
На этапе младшего школьного возраста происходит уточнение представлений обучающихся о содержании речевой деятельности в устной и письменной среде. На этом этапе ученики уже владеют достаточным активным и пассивным словарным запасом, опытом самостоятельной речевой деятельности, но этот опыт недостаточен в условиях познавательной и учебной деятельности. Дети могут допускать ошибки в управлении, спряжении, использовать новые слова не по своему основному значению, вне контекста. Важно создавать такие условия на уроках русского языка, при которых ученики анализировали бы образец высказывания, а затем выстраивали бы свою реплику в соответствии с этим образцом. Для подобных целей могут служить образцы устных ответов на заданные вопросы, задания, связанные с трансформацией информации в предложениях, на обнаружение ошибок, на описание явлений с применением синонимов и антонимов.
К ключевым требованиям к речи младших школьников следует отнести: требования содержательности, последовательности, точности, богатства, ясности, выразительности, правильности речи. Для того, чтобы речь обучающихся соответствовала данным требованиям, важно применять следующие методы формирования умения строить речевое высказывание: использовать естественные, искусственные, учебные речевые ситуации, организовывать элементы драматизации, монолога, диалога с опорой на иллюстрации, использовать речевую ролевую игру и т.д. В условиях проведения занятия важно обеспечивать высокую эмоциональную вовлеченность обучающихся в процесс общения, их заинтересованность.
Внеурочная деятельность представляет собой организованный процесс взаимодействия педагога и обучающихся в структуре классно - урочной системы помимо непосредственно уроков. Внеурочная деятельность располагает большей гибкостью и свободой при проведении работы над повышением уровня речевого развития младших школьников, поскольку допускает занятия не только в условиях классной комнаты, но также на экскурсиях, праздниках, дополнительных формах работы в школе.
В соответствии с направлениями деятельности работа по развитию речи может обнаруживаться в общекультурной, общеинтеллектуальной, духовно-нравственной и трудовой внеурочной деятельности. На основании основной цели развития речи внеурочные формы могут быть распределены на словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические формы работы. Драматизация является одной из форм организации работы по развитию речи во внеурочной деятельности, в рамках которой может происходить работа над воспитанием и расширением представлений учеников в рамках предмета, формирования у них духовно-нравственной базы ценностей и представлений о культуре и этике речевого поведения.
Осуществленное исследование на констатирующем этапе позволило определить наличие выраженного среднего уровня сформированности умения строить речевое высказывание как в диалоге, так и в монологе. Дети в целом имеют базу монологических и диалогических качеств, но демонстрируют недостаток самостоятельности и содержательности высказываний, ожидают поддержки со стороны взрослого, допускают грамматические ошибки. Они также имеют сформированную базу коммуникативных качеств, владеют речевым этикетом, но испытывают смущение перед самостоятельной инициацией разговора, при постановке вопросов. Все это указывает на необходимость внедрения качественной формирующей работы.
В структуру работы по применению драматизации для целей формирования умения строить речевое высказывание во внеурочной деятельности с младшими школьниками вошли следующие этапы: этап подготовки драматизации, этап работы над текстом в условиях драматизации (репетиционный процесс с выделением основных действий, их значимости для персонажей, их мотивов, анализ эксплицитного и имплицитного содержания произведения), этап представления и обсуждения результатов драматизации (оценка содержания и формы, самооценка вклада, создание устного мини-сочинения). На каждом этапе работы использовались коммуникативные приемы, инициирующие речевую активность обучающихся в монологе и диалоге, коллективном обсуждении. Применялся метод эвристической беседы, вопросно-ответный метод, а также сюжетно-ролевые игры и мини-драматизации по основам изученных произведений.
Исследование по результатам контрольного этапа позволило определить наличие положительной динамики в повышении уровня сформированности умения строить речевое высказывание среди обучающихся. Наиболее выраженная динамика была характерна для умения строить речевое высказывание в диалоге, монологе, но при оценке коммуникативных качеств, использующихся при построении высказывания, была обнаружена недостаточно выраженная динамика. Полученные результаты позволяют определить эффективность проведенной работы и истинность выдвинутой гипотезы, но для получения более качественных результатов требуется увеличение длительности формирующего этапа исследования минимум до одного года, либо учебного полугодия.
Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель данной выпускной квалификационной работы была достигнута. Описанная система работы может быть предложена для внедрения в деятельность учителя начальных классов с учетом выдвинутых рекомендаций.
Подобные работы
- ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при выполнении творческих проектов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Лего-конструирование как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - РЕЧЕВОЙ ТРЕНАЖЕР КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-ИНОФОНОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021



