Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы учебной мотивации студентов 7
1.1. Основные понятия и сущность процесса мотивации 7
1.2. Специфика и способы повышения профессиональной мотивации
студентов 20
Выводы по 1 главе 38
Глава 2 Практическая работа по повышению мотивации студентов профессиональной образовательной организации 39
2.1. Исследование учебной мотивации студентов Магнитогорского колледжа
современного образования 39
2.2. Применение приёмов для повышения учебной мотивации студентов в
процессе обучения правовым дисциплинам 48
Выводы по 2 главе 52
Заключение 56
Список литературы 61
Приложения
В современных российских условиях наблюдаются достаточно большие изменения в мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности.
Актуальность темы обусловлена: необходимостью глубокого теоретического осмысления состояния студентов оказывать влияние на развитие важнейших сфер общественной жизни. Социальная востребованность комплексного знания о состоянии ценностных ориентаций и мотивации к профессиональной деятельности студенческой молодежи; необходимостью разработки мер по формированию мотивации студентов к профессиональной деятельности и выработки практических рекомендаций по управлению мотивационной сферой профессиональной деятельности.
В научной категории «мотивация» можно выделить несколько классических специалистов по социологии и специалистов по психологии, занимающихся разработкой содержательных теорий мотивации: А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Х. Хекхаузер. В процессном подходе в категории «мотивация» необходимо выделить авторов В.Г. Асееву, Дж.А. Аткинсона, В.К. Вилюнаса, В. Врума, И.А. Джидарян, Е.П. Ильина, М. Курбатову, М. Магуру и др.
Но в современном мире, даже при наличии большого объема работ и исследований по формированию мотивации и мотивационных установок недостаточно внимания уделяется изучению мотивации студентов для дальнейшей профессиональной деятельности.
Цель исследования: изучить приемы мотивации студентов профессиональных образовательных организаций к профессиональной деятельности для оптимизации работы со студентами.
Объект исследования - учебная мотивация студентов профессиональных образовательных организаций.
Предмет исследования - приемы повышения мотивации студентов профессиональных образовательных организаций в процессе обучения правовых дисциплин.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия и сущность процесса мотивации;
2. Рассмотреть специфику мотивации студента к профессиональной деятельности;
3. Исследовать способы повышения учебной мотивации студентов;
4. Обработать и описать результаты исследования;
5. Изучить приемы мотивации студентов с целью оптимизации их деятельности.
6. Апробировать приёмы повышения учебной мотивации студентов в процессе обучения правовым дисциплинам.
Методы исследования. Анализ приемов мотивации студентов к профессиональной деятельности базируется на совокупности принципов, приемов и методов, применяемых в социологии и в смежных с ней науках. используемых в социологии и в соседних с ней науках. В ходе работы над выпускной квалификационной работой были применены: психологический, структурно-функциональный и социокультурный подходы. При написании работы применялись общенаучные способы, такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В дипломной работе были применены такие методы социологического исследования, как анализ вторичных данных, анкетный выборочный опрос.
Теоретико-методологической основой исследования являются теоретические положения ведущих отечественных и зарубежных ученых в области исследования мотивационной сферы личности, ориентации современной молодёжи, особенностей психологического развития студентов и т.д. Их исследования позволили изучить специфику приемов мотивации студентов к профессиональной деятельности. Сложность и многоаспектность проблем приемов мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее природы, структуры, сущности, а также к методам ее изучения (С.Л.Рубинштейн, Г. Муррей, В.Г.Аееев, Л.И.Божoвич, К.Левин, А.Н.Леoнтьев, А.К. Маркова, В.А. Ядов, Маслоу, МакКлелланд, Херцберг и др.). Следует подчеркнуть, что основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической (энергетической) и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как соотношение смысла и значения (А.Н.Леонтьев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л.Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И.Божович) и т.д.
Практическая значимость состоит в том, что положения и выводы выпускной квалификационной работы дополняют сферу научного познания о мотивации студентов, позволяя расширить основу для дальнейших теоретических и практических разработок проблемы формирования положительной мотивации студентов к профессиональной деятельности.
База исследования: Частное профессиональное образовательное учреждение «Магнитогорский колледж современного образования» по адресу: 455025, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Гагарина, 33. Направления подготовки в колледже: экономика и бухгалтерский учёт, право и организация социального обеспечения, земельно-имущественные отношения, банковское дело, туризм, право и судебное администрирование.
Структура и объём работы выпускной квалификационной работы определена целями и логикой решения поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка литературы, включая 58 источников. Общий объем работы 66 страниц машинописного текста, не включая 2 приложений на .6 страницах.
В результате проделанных теоретических и практических исследований, на основе анализа различных теорий по изучению мотивации, можно сделать вывод, что мотивационная сфера — это многоуровневая организация, с непростой структурой и механизмами ее формирования. Мотивация, как устойчивое личностное образование, рассматривается с позиции направленности намерений в удовлетворении нужд.
В развитии психологических условий мотивационной сферы, при представлении условий как концепции психологического влияния на личность, определяются условия как достаточные и необходимые. К значимым эмоциональным условиям развития мотивационной сферы личности причисляются: подключение личности в историю проявления активности; стимулирование потребностей, развитие мотивов, организацию аналитико-синтетической деятельности и творчества. К достаточным психологическим условиям относятся: успешность и удовлетворенность поведением и деятельностью. Психологические средства трактуются как система внешних и внутренних психологических влияний на мотивационную сферу личности (речь, смысл, субъективные восприятия, события, взгляды и др.). В случае, если психологические требования - это пути и методы, оказывающие влияние на мотивационную сферу личности, то способы — это концепция психологических воздействий на личность студента. При изучении психологических методов формирования мотивационной сферы личности современного студента выделяются: деятельностные, коммуникативные, эмоционально-чувственные обстоятельства и средства.
Сложность проблемы мотивации обусловливает многочисленные подходы к осознанию её природы, структуры, сущности, а также к методам её исследования. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов наглядно показывает, что в настоящее время в психологии накоплены сведения, как для конкретизации отдельных исходных позиций, так и для последующего, наиболее широкого и углубленного изучения проблем мотивации.
Мотивация устанавливает содержательную избирательность в учебной деятельности. Для обеспечения производительности обучения необходимо, чтобы характерные черты построения и организации учебного процесса на разных этапах образования соответствовали мотивационной сфере студента. Для того, чтобы грамотно управлять процессом обучения, в основании мотивации необходимы предпосылки, которые обнаружат склонности и интересы студентов с учётом их индивидуальных и профессиональных возможностей. Согласно сведениям исследования (тестирование по методикам Т. Элерса, Т. И. Ильиной, А.А. Реана и В.А. Якунина, А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой), у студентов доминирует потенциальный уровень обучения. Высокий уровень мотивации, к сожалению, все еще встречается крайне редко, что, несомненно, является одним из главных условий развития мотивационной сферы личности специалиста. В качестве деятельностных средств у студентов четвертого курса акцентируются преимущественно социальные, профессиональные и личностно-нравственные мотивы. Установлена особенность психологических деятельностных средств у обучающихся различных специальностей четвертого курса обучения, в виде установки, мотивов, направленности, ориентированного взгляда и педагогических умений, обусловливающих мотивационную сферу личности. Экспериментально доказан рост высокого и среднего уровня мотивационной сферы личности, а также понижение и снятие низкого уровня. В структуре мотивационной сферы личности студентов установлены мотивы: на успех и боязнь неудачи, получение знаний, освоение профессии, получения диплома, социальное положение, взаимодействие с окружающими, общая энергичность, творческая активность, социальная полезность.
Учебная мотивация формируется из оценки студентами различных свойств учебного процесса, его содержания, форм, способов организации с точки зрения их личных индивидуальных потребностей и целей, которые имеют возможность соответствовать или же не соответствовать целям изучения. Следует создать механизм повышения мотивации студентов. Для этого необходим комплекс способов и приёмов влияния на учащегося со стороны преподавателя, которые побуждали бы студентов к конкретному поведению в процессе обучения для достижения целей обучения, основанных на потребности удовлетворения личных нужд студентов.
Исследование мотивационной области сегодняшнего студента, его мотивации к профессиональной деятельности c позиций специфики психологии, стратегий традиционного и инновационного обучения, является задачей, обладающей большим значением для увеличения эффективности среднего специального образования.
Существенный объем исследований, раскрывающих характерные черты методов мотивации, сопряжен с учебной мотивацией. Учебная мотивация обусловливается как особый тип мотивации, включенный в учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация сформировывается рядом своеобразных для той деятельности, в которую она включается, условий. Она обусловливается:
• самой образовательной системой, образовательным учреждением
(локальной средой образовательного пространства учреждения);
• систематизированием образовательного процесса;
• личными особенностями студентов;
• личными особенностями педагога, а именно его отношение к
студентам и к своей профессии в целом;
• индивидуальными особенностями учебного предмета.
Проведенные исследования выявили, что при рассмотрении мотивации учебной деятельности нужно не только принципиально выявить пре- 59 обладающий стимул (мотив), но и принять к сведению структуру мотивационной среды человека. Произвольный план мотивации выявляется только том случае, когда мотивы у студента вызываются без сторонней поддержки. Непроизвольная мотивация образуется в случае умышленного формирования мотива извне (к примеру, с помощью преподавательского воздействия, инновационных форм освоения учебного материала и т. д.).
Применительно к задачам повышения производительности образовательного процесса в колледже (учреждении профессионального образования), уместно брать во внимание не столько об учебную мотивацию, сколько о мотивации студента к профессиональной деятельности. Так, как непосредственно готовность студента - будущего специалиста к решению профессиональных задач, является целью среднего профессионального образования. На основе анализа научной литературы можно сделать вывод, что мотивация учебно-профессиональной деятельности - это сопоставление целей (которые студент стремится достигнуть), внутренней активности его личности и применение преподавателями стратегий современного преподавания. В обучении мотивация выражается в принятии студентом целей и задач обучения как личностно значимых и необходимых. Значимым является тот факт, что мотивация характеризуется направленностью, устойчивостью и динамикой.
При исследовании методов мотивации к профессиональной деятельности в отечественной науке основной задачей нередко становится вопрос о структуре мотивации. Понятие «структура мотивации» применяется, когда речь идет о преобладании, иерархии мотивов, выделении их ключевых групп и подгрупп. Иерархическая мотивационная структура устанавливает направленность личности студента, которая приобретает различные форма в зависимости от того, какие именно мотивы по своему собственному содержанию и структуре становятся в тот или иной период доминирующими.
Исследователи приемов мотивации студентов акцентируют внимание на познавательных мотивах, связанных с содержанием учебно- профессиональной деятельности и процессом ее выполнения, а также социальные мотивы, определенные различными социальными взаимоотношениями студента с другими людьми. Из числа познавательных мотивов, в свою очередь, выделяют широкие познавательные мотивы, определяющиеся ориентацией человека на овладение новых знаний, и учебно-познавательные мотивы, характеризующиеся ориентацией на осваивание приемов поиска и получения знаний, а также мотивы самообразования - нацеленность на независимое улучшение методов получения знания. К социальным мотивам относят: широкие социальные мотивы - стремление быть полезным обществу; узкие социальные (позиционные) мотивы - желание занять определенную позицию в социуме, заслужить авторитет; мотивы социального сотрудничества - стремление к осознанию, анализу методов и форм собственного сотрудничества с окружающими, к непрерывному совершенствованию этих форм. В период освоения профессии, мотивация, связанная с интересом к данной профессии, обозначается в качестве ресурса и предпосылки, которые необходимы для формирования профессионализма. Иными словами, студенту необходимы постоянные профессиональные мотивы учебной деятельности и совершенно адекватные представления о своей будущей работе. При наличии этих элементов мотивации у учащихся последние будут прилагать усилия к постоянному формированию креативности, направленной на получение нового знания и развития профессионально значимых качеств.
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Авсеев.- М.: Академия, 2013.- 266с.
2. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 2012. — С.122.
3. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. - Н., 1996.
4. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бекшаева,
A. А. Вербицкий. - М.: Академия, 2013. - 325с.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Академия, 2014. - 462 с.
6. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореферат диссертации. - М., 2011.
7. Врум В. Труд и мотивация. М.: Пресс. 2010. 364 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 2013. 348с.
9. Горлова Н.В. К вопросу об особенностях психологической готовности
к профессиональной деятельности на начальном и завершающем этапах профессионального образования// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов /Под ред.
B. Н.Скворцова. - СПБ, 2010.
10. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Молодёжь России: Социологический портрет. М.: ЦСПиМ. 2011. 592 с.
11. Дубин Б.В., Гудков Л.Д., Левинсон А.Г., Леонова А.С., Стучевская О.И. Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики. 2011. С. 24-71
12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. - Минск, 2013.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 2012. - 235 с.
14. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение. 2014. 289 с.
15. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Ин-т психологии. 2013. 232 с.
16. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Российский студент сегодня: учеба плюс работа. М.: ЦСП. 2012. 128 с.
17. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). М.: ЦСП. 2008. 552 с.
18. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Дымарская О.Я., Чередниченко Г.А. Социально-гуманитарное образование: ориентации, практики, ресурсы совершенствования. М.: ЦСП. 2009. 264 с.
19. Константиновский Д.Л., Вахштайн В.С., Куракин Д.Ю. Реальность образования. Социологическое исследование: от метафоры к интерпретации. М.: ЦСП и М. 2013. 224 с.
20. Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А., Хохлушкина Ф.А. Образовательные и жизненные траектории молодёжи. М.: ЦСПиМ. 2011. 296 с.
21. Кунц Л.И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пс. н. Новосибирск. 2013. 430 с.
22. Леонтьев А.Н. Потребности и мотивы деятельности. М.: Академия.
2012. 412 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение.
2013. 304 с.
24. Маслоу А. Мотивация и личность. — М., 2012.
25. МакКлелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер. 2012. 149 с.
26. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся.-С.17.
27. Мильман В. Э. Мотивация и творчество / В.Э. Мильман. - М.: Мирея и Ко, 2013.-165 с.
28. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия. 2013. 432 с.
29. Нестерова Н.Б. Ценностное отношение студентов к учебным дисциплинам как фактор успешности. М.: Академия. 2013. 173 с.
30. Овчинников М.В. Структура и динамика мотивации учения студентов педагогического вуза: Автореферат диссертации канд. психол. Наук /М.В. Овчинников. - M., 2016. - 25с.
31. Орлов Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа. М.: Академия. 2014. 195 с.
32. Петровский А.В. Энциклопедический словарь в шести томах «Общая психология» /А.В. Петровский. - М.: Психологический лексикон, 2015.- 251 с.
33. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности. М.: Академия. 2012. 482 с.
34. Рахматуллина Ф.М. Мотивационная основа учебной деятельности и познавательной активности личности. Казань: Полиус. 2013. 318 с.
35. Реан А. А. Психология и педагогика /А.А. Реан, Н.В. Бордовская,
С.И. Розум. - Спб.: Питер, 2015.- 432 с.
36. Рощина Я.М. Профессиональное образование в России: социальные детерминанты неравенства доступа, мотиваций и спроса. М.: Независимый институт социальной политики. 2011. 120 с
37. Рубинштейн С.П. Основы общий психологии. — СПб Питер., 2014.
38. Рудик П.А. Мотивы поведения деятельности. М.: Наука. 2012. 136 с.
39. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб.: Питер. 2010. 256 с.
40. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов /Л.Д. Столяренко, В.Е. Столеренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.- 512 с.
41. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика. 2015. 392 с.
42. Херцберг Ф. Мотивация к труду. М.: Академик-Пресс. 2011. 570 с.
43. Цветкова Р.И. Мотивационная сфера личности студента как субъективно- развивающаяся система /Р.И. Цветкова. - Хабаровск: Гриф УМО, 2015.-192 с.
44.Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства)..М.: Мысль. 2011. 276 с.
45. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. СПб: Питер. 2003. 357 с.
46. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. — М., 2012. С. 14.
47. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Самарский университет. 2012. 135 с.
48. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Омега-Л. 2009. 365 с.
49. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Владос. 2010. 360 с.
50. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М.:НОРМА. 2014. 180 с.
Интернет-ресурсы:
51. koi.www.vvsu.ru/niirpo/conf/2001oct16/coll/64.aspК.Г. Кречетников
«Учет мотивационных аспектов при проектировании средств информационных технологий обучения».
52. www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/09.phpБордовская Н., Реан А. Педагогика.
5 3. kemocpom.chat.ru/test/zamfir.html
54.www.ksu.ru/infres/nikolaev/2002/gl2_2_1.htm Каташев В.Г.
«Исследование мотивации профессионального обучения»
5 5 .career.vvsu.ru/vuzam/analytics/motivation.asp
56. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/26571/1/notv 2013 12.pdf
57. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a2ad68b5c43a88421306c37 0.html
58. https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2ad68a4c43a89421316d36 0.html