Введение 3
Глава 1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
1.1. Сущность художественного воспитания школьников на современном этапе
1.2. Хореография как средство художественно-эстетического воспитания
1.3. Методы воспитательной работы в хореографическом классе
Глава 2. Педагогические условия организации эстетического воспитания учащихся средствами хореографического искусства в общеобразовательной школе № 10 г. Актобе
2.1. Сравнительный анализ хореографических коллективов в структуре культуры и образования г. Актобе
2.2. Анализ деятельности танцевального ансамбля «Нур» при общеобразовательной школе № 10 г. Актобе
2.3. Включение хореографии в образовательную программу дисциплины «Искусство» для учащихся начальных классов
Заключение 59
Список литературы
Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения относится к числу непреходяще актуальных проблем, так как каждый исторический этап развития общества, формирует свой идеал, предъявляет свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности.
Одним из направлений эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание, когда важнейшим фактором целенаправленного эстетического воздействия на личность является искусство. Теоретические обоснования многих ученых свидетельствуют о том, что различные виды искусства - живопись, скульптура, музыка, хореография и другие, пробуждая творческую энергию человека, обладают колоссальными возможностями педагогической и психологической поддержки, стимулируют личностный рост, являются источником физического, нравственного и эстетического развития ребенка.
Художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. У человека вырабатывается иммунитет к уродливым проявлениям действительности - к безнравственности и безвкусице, развивается способность творить и жить по законам красоты.
Наибольший интерес в этом плане представляют младшие школьники, так как именно в этом возрасте закладывается основа личности, происходит ориентация на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формируются мироощущения, необходимые в последующей жизни.
Сегодня государство поддерживает любое начинание, направленное на развитие творчества детей, их способностей, навыков. Об этом говорится в Законе РК «Об образовании» и Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы. Во всех регионах республики функционируют учреждения культуры и организации дополнительного образования детей, создана обширная сеть любительских коллективов различной направленности, ежегодно проводятся фестивали, конкурсы детского творчества местного и республиканского значения, популярны смотры школьной художественной самодеятельности.
Одним из средств художественно-эстетического воспитания является танцевальное искусство. Продуктивность воспитания средствами хореографии обусловлена синтезирующим характером хореографии, которая объединяет в себе музыку, ритмику, изобразительное искусство, театр и пластику движений. Отражая эстетические стороны мира человека - прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое во взаимоотношениях людей, танцевальное искусство, еще выполняет и функцию социализации людей, в первую очередь, детей.
В последние годы наблюдается тенденция к расширению использования хореографического искусства в общеобразовательных школах. Это связано, с одной стороны, с негативными последствиями процесса оптимизации в сфере культуры, в результате которого было закрыто большинство ведомственных домов и дворцов культуры, а с другой стороны, активизацией воспитательной работы в школах. Положительную роль сыграл в этом вопросе и переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило значительно расширить факультативную работу с учащимися и привлечь в школу педагогов-специалистов, в нашем случае, хореографов.
Однако в современной школе в расписании нет уроков хореографии, в основном проводятся уроки ритмики в начальном звене на договорной (платной) основе как дополнительная факультативная дисциплина. В начальных классах введена дисциплина «Искусство». Но эта дисциплина объединяет только музыку и живопись. А такой популярный и широко распространенный вид искусства, как хореография, не включен. В качестве эксперимента предмет «Искусство» с включением хореографии проводится в Назарбаев интеллектуальных школах, но таких школ единицы (одна школа в крупном городе). В качестве обязательного предмета введены занятия танцем (ритмикой, музыкальным движением) с терапевтической целью только в коррекционных классах.
Самая распространенная форма существования хореографии в школе - это создание хореографического коллектива, где в соответствии с возрастными особенностями из учеников школы формируются младшая, средняя и старшая группы ансамбля. Во многих школах есть целые хореографические классы, подобно математическим или лингвистическим.
Хореографический ансамбль в школе невозможно рассматривать как самостоятельную творческую структуру, он обязательно включен в работу всей школы, а каждый участник ансамбля - это, прежде всего, ученик школы. Поэтому планирование учебных занятий, репетиций, концертных выступлений ведется в согласии с общешкольной работой. Это отличает школьный хореографический коллектив от коллектива, к примеру, дома культуры или хореографической школы.
Однако традиционная теория и методика детской хореографической самодеятельности часто расходится на практике с методикой исполнительской деятельности школьников. Принципы и приемы профессионального хореографического искусства автоматически переносятся в общеобразовательную школу и оказываются малоприемлемыми при работе с детьми, чьи физические данные не всегда соответствуют общепринятым в хореографии. За «эталон» берется работа хореографических училищ, профессиональных театров и ансамблей танца.
Осложняет положение и позиция администрации школ, когда занятия хореографией считают развлечением, временным увлечением. Поэтому очень часто в школах не предусмотрены помещения для занятия хореографией, нет музыкальных инструментов и технических средств, специального оборудования, костюмов, обуви и т.д. В обязанности руководителей коллективов входит лишь постановка танцевальных композиций к школьным мероприятиям, и основная задача педагога- хореографа порой заключается в «натаскивании» учащихся к исполнению, как правило, разовых танцевальных номеров.
При этом, и учителями, и родителями признается большая роль хореографии в воспитании детей. Учитывая, что в школьном ансамбле все дети - это учащиеся одной школы, то занятия хореографией это недостающее звено, которое поможет гармонизировать весь учебно-воспитательный процесс. Но это возможно только при систематическом, целенаправленном процессе обучения, а также включения в предмет «Искусство» хореографии. Это позволит охватить хореографическим искусством широкие массы учащихся, каждый ребенок сможет попробовать себя в танце. Кроме этого, решая те же задачи эстетического и духовного развития детей, что и музыка, танец дает возможность еще и физического развития, что становится особенно важным при существующем положении со здоровьем подрастающего поколения.
Таким образом, выявляется противоречие между осознанной потребностью в разработке и дальнейшем использовании курса хореографии как дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального, художественного развития ребенка и отсутствием программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса в хореографическом ансамбле в условиях общеобразовательной школы. Данное противоречие актуализирует значимость проблемы более широкого применения хореографии в учебном плане школы.
Этим и вызвана необходимость выбора темы исследования «Художественно-эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусства».
процесс художественно-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - учебно-воспитательная деятельность хореографического коллектива в общеобразовательной школе.
Цель - показать влияние занятий хореографией на художественно - эстетическое воспитание младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.
2. Раскрыть сущность художественно-эстетического воспитания.
3. Изучить особенности эстетического восприятия детей младшего школьного возраста.
4. Рассмотреть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе и их воздействие на формирование эстетической культуры.
5. Проанализировать деятельность школьного ансамбля танца в организации художественно-эстетического воспитания младших школьников средствами танцевальной культуры народов Казахстана.
6. Показать возможности использования хореографии как составной части интегрированного предмета «Искусство».
В качестве гипотезы послужило следующее предположение: участие детей в хореографической деятельности, а также интеграция предметов художественного направления позволят более целенаправленно формировать эстетическую культуру школьников.
В исследовании были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической, специальной литературы по проблеме исследования; наблюдение; тестирование и анализ творческой деятельности ансамбля.
Методологическую основу исследования составили философские труды Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского; труды психологов Л.С. Выготского, А.Н. Зеньковского; работы культурологов А.И. Арнольдова, Е.И. Смирновой; педагогические работы Н.К. Баклановой, А.Л. Карамышева. В разработку проблем художественного воспитания средствами искусства внесли свой вклад: А.П. Ершова, В.А. Разумный, С.Т. Шацкий и др. Различным аспектам хореографической деятельности посвящены исследования: С.Б. Жукеновой, Л.Д. Ивлевой, А.Г. Чурашова, Е.В. Коноровой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы студентами, учителями, педагогами дополнительного образования в практической деятельности.
Базой экспериментально-практической работы явился ансамбль танца «Нур» средней школы № 10 г. Актобе.
Структура исследования: две главы, введение, заключение, список используемой литературы и приложения.
В работе мы рассмотрели основные теоретические подходы отечественных и зарубежных педагогов и психологов к проблеме эстетического воспитания, раскрыли понятия «эстетическое воспитание», «художественное воспитание», выявили его цель, задачи, рассмотрели основные формы, методы эстетического воспитания в системе дополнительного образования, определили роль педагога-воспитателя, значение его профессиональной подготовки для работы с детьми, а также пути и средства эстетического воспитания.
Под художественно-эстетическим развитием мы понимаем целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности, в том числе: развитие способности художественного видения мира, приобщение к миру искусства, развитие художественно-творческих способностей и становление художественно-эстетических ценностей. В процессе художественно-эстетического развития происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к художественно-эстетическому восприятию и переживанию, его художественный и эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту развивает способность к художественному творчеству, к созданию эстетических и нравственных ценностей во всех сферах человеческой деятельности.
Проблема художественно-эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. У всех авторов прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания.
Большую роль в этом играет хореографическая деятельность.
Под художественно-эстетическим воспитанием в процессе занятий хореографией мы понимаем:
-развитие эстетического восприятия и представления в передаче движений, умение оценить музыкальный материал и передать художественный образ в танце с помощью мимики, пантомимики;
-умение грамотно, точно и аккуратно исполнять хореографические комбинации;
-умение импровизировать на знакомую или вновь слышанную музыку, желание сочинять танцевальные композиции и подбирать художественно-сценическое оформление к ним (костюм для исполнения, реквизит, световые эффекты и т. д.),
-этическое отношение к партнерам в танце и к зрителю.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие не только музыкальных, двигательных навыков, но и прививает основы нравственной культуры: основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дает представления об актерском мастерстве; учит сохранять и укреплять здоровье, что является особо актуальным для сегодняшнего дня.
Анализ состояния хореографического искусства на примере Актюбинской области показал, что система учреждений культуры более развита в сельской местности. А в городе хореография больше всего распространена в системе образования, а именно в общеобразовательных школах. Несмотря на то, что танец так и не занял подобающего ему места в числе обязательных предметов образования школьников, сегодня все чаще встречаются интегрированные уроки по предмету «Искусство». Преимущество такой комплексной деятельности в воспитании детей средствами хореографии, музыки, изобразительного творчества обусловлено единством умственного, нравственного, трудового и физического воспитания.
Средства народного танца в силу своих огромных педагогических возможностей являются наиболее эффективным средством в организации художественно-эстетического воспитания школьников. Начиная занятия с детьми, мы стремимся заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. Участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, беседы педагога с детьми - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства, учит правильным суждениям в области хореографии. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус детей, они начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни.
На занятиях в хореографических классах полезные жизненные навыки приобретаются естественно. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, своего костюма и прически.
Эстетическое воспитание школьников средствами хореографии осуществляется целенаправленно, поэтапно и представляет собой целостный процесс, включающий мотивационно-целевой, содержательно-творческий, организационно-деятельностный, оценочно-регулировочный, коррекционный и контрольно-результативный этапы.
На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в младшем и среднем школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Таким образом, мы можем заключить, что занятия хореографией в системе образования, являются эффективным средством эстетического воспитания детей.
1. Адаскина А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии,
2008. - №6. - С.100-110.
2. Азаров Ю. 100 тайн детского развития. - М.: ИВА, 2006.
3. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. - М., 2001.
4. Актуальные вопросы эстетического развития и воспитания детей: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. заведений. В 2-х частях; Под общ. ред. Т.С. Комаровой, М.Б. Зацепиной. - М.: Альфа, 2002-172 с.
5. Алексеева Е.М. Учить детей творчеству./ Е.М.Алексеева //Дополнительное образование, 2003. - №7.- с.23-25.
6. Баранов А.Б. Развитие артистизма у детей в детских
хореографических коллективах./А.Б.Баранов //Дополнительное
образование, 2003. - №11. 12-13 с.
7. Барышникова Т. Азбука хореографии. М.: Рольф, 2001
8. Беляев В.И., Шацкий С.Т. Эволюция представлений о целях воспитания.- М.: Педагогика, -1995.- 4.-79 с.
9. Борев Ю. Эстетика. - М., Изд-во политической лит-ры, 2007 г.
10. Бриске И.Э. Мир танца для детей. Челябинск, 2005.
11. Брусницына А.Н. Воспитание танцевальной культуры
школьников в хореографических коллективах учреждений
дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход. М., 2008.
12. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. ЮРАЙТ, 2014
13. Ворстер А.В. Роль учреждения дополнительного образования в развитии творческих способностей ребенка./ А.В. Ворстер //Дополнительное образование, 2006. - №2. с.12-14.
14. Выготский Л.С. Психология искусства / Анализ эстетической реакции. 5-е изд. - М.: Лабиринт, 2004.
15. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр Школьная книга. 2001.- 224 с.
16. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детском хореографическом коллективе // Основы подготовки специалистов- хореографов / Хореографическая педагогика: учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2006.
17. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 2008.
18. Дильдебаева Г.А. Роль народных танцев в эстетическом воспитании //Материалы международной научно-практической конференции «Инновационные явления в современной культуре Казахстана».- Алматы,2008. -С.311-317.
19. Есетов Д.Д. О педагогических условиях эстетического воспитания школьников средствами народной танцевальной культуры //Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-7»-Шымкент,2008.-С.125-128.
20. Закон Республики Казахстан «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 04.12.2015 г.)
21. Зеньковский В.В. Психология детства.- М.: 1996.-238с.
22. Ивлева Л.Д. Руководство воспитательным процессом в самодеятельном хореографическом коллективов. - Челябинск: ЧГАКИ.
2002.
23. Ивлева Л.Д. Методика обучения хореографии в младшей возрастной группе. - Челябинск: ЧГАКИ, 2005.
24. Ильченко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы,- М.: Аркти, 2000.-44с.
25. К вопросу о развитии народной хореографии в Казахстане //Труды международной научно-практической конференции «Ауезовские чтения-6»-Шымкент, 2007.- С.125-128.
26. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. - М., 2007.
27. Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение /О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.
28. Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя /Под ред. Аконьшина Е.А., Аронова В.Р., Овсянникова М.Ф. - М. : Просвещение,
2003. - 224с.
29. Маймин Е.А. Эстетика - наука о прекрасном. - М.: Просвещение, 2005
30. Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: 2002.-231с.
31. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2001. - 400 с.
32. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. учебн. заведений. Т.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос,
2009.
33. Нилов В.И. Хореография в системе художественного воспитания
младших школьников.- Теория и практика.- М.: Московский
Государственный Университет Культуры, 1998.- 121с.
34. Нурлыбекова А.Б. Специфика и возможности народной танцевальной культуры в эстетическом воспитании школьников //¥лт татылымы-Достояние нации. Научно-педагогический журнал. - Алматы,2008. - №3. - С.247-252.
35. Пакша Л.М. Развитие творческого воображения детей./ Л.М.Пакша. // Начальная школа 2005 №12 с. 40-44
36. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.
37. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Кветная. Учите детей танцевать.Т.В.Пуртова, А.Н.Беликова. М.: Владос, 2003.-254с.
38. Смоляр А.И. Личность учителя и реализация функций художественного образования и эстетического воспитания / А.И. Смоляр // Эстетическое воспитание и художественное образование в социализации личности. - Самара: Изд-во СГПУ, 2003.
39. Соболь В.А. Искусство - педагог - ученик: этика и эстетика хореографической деятельности / В.А. Соболь. - Тюмень, 2009.
40. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания.- Автореф. дис. док. пед. наук,- М,- 1997.-43с.
41. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования. Учеб. пособие./ И.И. Фришман. М.: Изд-во. «Академия», 2001. 160с.
42. Хореографическое искусство. Справочник. - М.: Искусство, 2005.
43. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. 90-92 с.
44. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования ( на материале школы искусств). Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: 2000.-24с.
45. Эстетическое воспитание в школе: пособие для студентов/ Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с.
46. Янаева Н.Н. Хореография. Учебник для начальной хореографической школы. - М.: Релиз. - 2004.