Формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление » 6
1.2 Технология и приемы развития критического мышления детей
7-10 лет 12
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности в начальной
школе 16
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.1 Цели, задачи, методика исследования 32
2.2 Рекомендации по развитию критического мышления младших
школьников во внеурочной деятельности 37
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента во внеурочной
деятельности младших школьников 54
Заключение 57
Список использованных источников
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1 Сущность понятия «критическое мышление » 6
1.2 Технология и приемы развития критического мышления детей
7-10 лет 12
1.3 Специфика организации внеурочной деятельности в начальной
школе 16
ГЛАВА 2. Исследовательская работа по формированию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности 32
2.1 Цели, задачи, методика исследования 32
2.2 Рекомендации по развитию критического мышления младших
школьников во внеурочной деятельности 37
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента во внеурочной
деятельности младших школьников 54
Заключение 57
Список использованных источников
Актуальность темы исследования. В современном обществе человек, который умеет мыслить критически, довольно быстро может справиться с любой задачей.
Поэтому можно сказать, что одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся критического мышления.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО необходимо понимать образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Во внеурочной деятельности проходит интенсивная связь педагога с обучающимися детьми, нацеленная на результат конкретных общевоспитательных целей.
В организации внеурочной деятельности обучающиеся всем классом готовятся к проведению мероприятия.
Во внеурочной деятельности у школьников эффективно формируется критическое мышление.
Таким образом, можно выделить следующее противоречие: между требованиями ФГОС и уровнем сформированности критического мышления у младших школьников.
Исходя, из противоречия мы выделили проблему нашего исследования : какие приемы работы формируют критическое мышление у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Проблема исследования и выявленное противоречие обусловили тему исследования: «Формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования - изучить теоретическое обоснование и подобрать формы работы во внеурочной деятельности по формированию критического мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия критического мышления;
2) выявить специфику организации внеурочной деятельности в начальной школе;
3) определить уровень сформированности критического мышления младших школьников;
4) дать рекомендацию на основе полученных результатов, способствующих развитию критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования;
2) практические (эмпирические) методы: формирующий
эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации: обработка результатов по этапной реализации приемов.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у младших школьников будет более эффективным, если организовать деятельность с младшими школьниками при помощи использования специального комплекса приёмов по формированию критического мышления на внеурочных занятиях.
База проведения эксперимента: МОУ СОШ п. Новый Урал.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование приемов развития критического мышления могут быть полезны в работе учителей для более эффективной реализации задач НОО, направленных на формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников.
Поэтому можно сказать, что одной из важнейших задач современного образования является развитие у учащихся критического мышления.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО необходимо понимать образовательную деятельность осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.
Во внеурочной деятельности проходит интенсивная связь педагога с обучающимися детьми, нацеленная на результат конкретных общевоспитательных целей.
В организации внеурочной деятельности обучающиеся всем классом готовятся к проведению мероприятия.
Во внеурочной деятельности у школьников эффективно формируется критическое мышление.
Таким образом, можно выделить следующее противоречие: между требованиями ФГОС и уровнем сформированности критического мышления у младших школьников.
Исходя, из противоречия мы выделили проблему нашего исследования : какие приемы работы формируют критическое мышление у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности?
Проблема исследования и выявленное противоречие обусловили тему исследования: «Формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования - изучить теоретическое обоснование и подобрать формы работы во внеурочной деятельности по формированию критического мышления детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников критического мышления.
Предмет исследования: формирование критического мышления детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия критического мышления;
2) выявить специфику организации внеурочной деятельности в начальной школе;
3) определить уровень сформированности критического мышления младших школьников;
4) дать рекомендацию на основе полученных результатов, способствующих развитию критического мышления у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Методы исследования:
1) теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методологической литературы, изучение нормативно-правовых документов по проблеме исследования;
2) практические (эмпирические) методы: формирующий
эксперимент;
3) методы обработки и интерпретации: обработка результатов по этапной реализации приемов.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у младших школьников будет более эффективным, если организовать деятельность с младшими школьниками при помощи использования специального комплекса приёмов по формированию критического мышления на внеурочных занятиях.
База проведения эксперимента: МОУ СОШ п. Новый Урал.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование приемов развития критического мышления могут быть полезны в работе учителей для более эффективной реализации задач НОО, направленных на формирование критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 37 источников.
Критическое мышление - это особый вид умственной работы, который позволяет людям принимать обоснованные решения относительно предложенной точки зрения или поведения.
Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью определения их несоблюдения общепринятых фактов, норм или ценностей [30].
Под критическим мышлением младших школьников понимается самостоятельное, творческое отношение к учебному процессу, материалу и поступающих знаний, которые ученики получают также из других источников. К его признакам относятся: независимость мышления, опосредованная самостоятельность суждений; сопротивляемость внушению мыслей, образцов поведения, мыслей остальных; критическое отношение к самому себе, выявление ошибок и адекватное отношение к ним; поисковая направленность мышления, стремление к поиску лучших вариантов решения учебных задач; умение участвовать в диалоге и взаимодействовать с другими.
Критическое мышление младших школьников является фактором их функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у этих учащихся приобретает особое значение. Анализ исследований практики организации учебной работы в младших классах говорит о том, что недостаточный уровень развития критического мышления. Обучающимся младшей школы недоступны такие мыслительные операции, как самостоятельное добывание знаний, продвижение от определенных - к абстрактным, способность к умозаключению, сравнению, суждению и так далее. В связи с этим формирование критического мышления необходимо начинать уже с младшего школьного возраста.
Технологические методы и приемы
На стадии «Вызова» используются приемы такие как: парная или групповая мозговая атака, составление «кластеров», заполнение конструктивных полей и многое другое.
На стадии реализации может применяться система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Стоя на последней стадии «Рефлексии» педагог имеет право сгруппировать любые методы и приемы, и создать коллективное обобщение итогов, обсуждение полученных результатов, возвратиться к поставленной проблеме и проверить, нашла ли она свое верное решение.
На стадии «Рефлексии» учитель начальных классов должен развивать творческое начало учеников, давая задание вообразить и придумать «синквейн», сочинить стихотворение и другое.
Специфика технологии развития критического мышления заключается в следующем:
1) образовательный процесс, выстраивается на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности ученика и информации в социуме;
2) фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель многофункционален и может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в любой момент : речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с печатным текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;
3) стратегии технологии позволяющее обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Для подтверждения гипотезы исследования была организована исследовательская работа на базе МОУ СОШ п. Новый Урал, в которой приняли участие ученики 3 б класса (контрольная группа) и ученики 3 г класса (экспериментальная группа). Она проходила в три этапа. Общая численность респондентов составила: 48 учеников начальной школы.
На констатирующем этапе были подобраны методики по выявлению уровня сформированности критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты констатирующего этапа показывают, что развитие критического мышления у младших школьников происходит в недостаточной мере ( на среднем уровне их процентное соотношение снизилось на 30%, а на низком уровне на 62,5%).
На формирующем этапе эксперимента были даны рекомендации по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности, для учителей начальных классов.
Контрольный этап показал продуктивность рекомендаций по развитию критического мышления. Уровень развития критического мышления младших школьников экспериментальной группы повышается.
Критическое мышление - последовательность умственных действий, направленных на проверку высказываний или систем высказываний с целью определения их несоблюдения общепринятых фактов, норм или ценностей [30].
Под критическим мышлением младших школьников понимается самостоятельное, творческое отношение к учебному процессу, материалу и поступающих знаний, которые ученики получают также из других источников. К его признакам относятся: независимость мышления, опосредованная самостоятельность суждений; сопротивляемость внушению мыслей, образцов поведения, мыслей остальных; критическое отношение к самому себе, выявление ошибок и адекватное отношение к ним; поисковая направленность мышления, стремление к поиску лучших вариантов решения учебных задач; умение участвовать в диалоге и взаимодействовать с другими.
Критическое мышление младших школьников является фактором их функционирования и развития, поэтому проблема формирования критического мышления у этих учащихся приобретает особое значение. Анализ исследований практики организации учебной работы в младших классах говорит о том, что недостаточный уровень развития критического мышления. Обучающимся младшей школы недоступны такие мыслительные операции, как самостоятельное добывание знаний, продвижение от определенных - к абстрактным, способность к умозаключению, сравнению, суждению и так далее. В связи с этим формирование критического мышления необходимо начинать уже с младшего школьного возраста.
Технологические методы и приемы
На стадии «Вызова» используются приемы такие как: парная или групповая мозговая атака, составление «кластеров», заполнение конструктивных полей и многое другое.
На стадии реализации может применяться система маркировки текста «инсерт», таблицы «Плюс-Минус-Интересно», «Знаем - Хотим узнать - Узнали». Стоя на последней стадии «Рефлексии» педагог имеет право сгруппировать любые методы и приемы, и создать коллективное обобщение итогов, обсуждение полученных результатов, возвратиться к поставленной проблеме и проверить, нашла ли она свое верное решение.
На стадии «Рефлексии» учитель начальных классов должен развивать творческое начало учеников, давая задание вообразить и придумать «синквейн», сочинить стихотворение и другое.
Специфика технологии развития критического мышления заключается в следующем:
1) образовательный процесс, выстраивается на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности ученика и информации в социуме;
2) фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) обеспечены таким образом, что учитель многофункционален и может быть максимально гибким и аутентичным каждой учебной ситуации в любой момент : речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с печатным текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов;
3) стратегии технологии позволяющее обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Для подтверждения гипотезы исследования была организована исследовательская работа на базе МОУ СОШ п. Новый Урал, в которой приняли участие ученики 3 б класса (контрольная группа) и ученики 3 г класса (экспериментальная группа). Она проходила в три этапа. Общая численность респондентов составила: 48 учеников начальной школы.
На констатирующем этапе были подобраны методики по выявлению уровня сформированности критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности. Результаты констатирующего этапа показывают, что развитие критического мышления у младших школьников происходит в недостаточной мере ( на среднем уровне их процентное соотношение снизилось на 30%, а на низком уровне на 62,5%).
На формирующем этапе эксперимента были даны рекомендации по развитию критического мышления младших школьников во внеурочной деятельности, для учителей начальных классов.
Контрольный этап показал продуктивность рекомендаций по развитию критического мышления. Уровень развития критического мышления младших школьников экспериментальной группы повышается.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018 - Формирование лидерских качеств у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - Развитие критического мышления старших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2019



