Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого - педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Работа №81853

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы116
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты психолого - педагогического сопровождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 6
1.1. Феномен «адаптация» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности адаптации дошкольников с ограниченными
возможностями здоровья 16
1.3. Модель психолого - педагогического сопровождения адаптации к
условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 26
Глава II. Экспериментальное исследование адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 35
2.1. Этапы, методы и методики исследования 35
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего
эксперимента 39
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование психолого - педагогического сопровождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 49
3.1. Программа психолога - педагогического сопровождения адаптации к
условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 49
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 59
3.3. Рекомендации воспитателям и родителям по психолого-
педагогическому сопровождению адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья 64
Заключение 70
Библиографический список 72
Приложения


Актуальность исследования. Дошкольная образовательная организация решает важную социальную задачу социализации ребёнка. Решение этой за-дачи требует значительных усилий, как от воспитателя, так и от самого ребёнка. Социализация невозможна также без участия родителей.
До посещения детского сада ребёнок общался только с узким кругом своих родных в пределах определённой территории. Теперь он должен при-выкать к новому для него помещению, отсутствию родителей или других близких родственников, новым взрослым (воспитателям) и детям, непривычному распорядку дня. Для подавляющего большинства детей первые дни посещения детского сада - период адаптации - проходят болезненно, вплоть до невротических реакций (страхов, капризов, истерик, отказов от еды, частых болезней) и стрессовых состояний. Разумеется, воспитатели используют ряд приёмов, облегчающих этот период, но практика показывает, что у большинства детей привыкание к новой обстановке, ежедневному раннему подъёму, новому кругу общения проходит болезненно. Особенно период адаптации сложен для детей с ограниченными возможностями здоровья. Как правило, такие ребята с трудом усваивают образовательную программу, медленнее работают на занятиях и уроках.
В настоящее время существует противоречие между необходимостью адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и ее отсутствием вследствие их ограниченных возможностей здоровья (далее ОВЗ). Для облегчения прохождения этого периода необходима разработка особой программы и рекомендаций по психолого-педагогическому сопровождению адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям образовательной организации для воспитателей и родителей. Исходя из изложенного, тема исследования является актуальной.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям дошкольной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и других ученых Г.М. Андреевой, Е.Ю. Балашовой, Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, Т.Л. Ульяновой. В научных исследованиях вышеназванных авторов разработаны определения адаптации, выявлена ее суть, рассмотрены виды.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить программу психолого-педагогического сопровождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ОВЗ.
Объект исследования: адаптация дошкольников с ОВЗ.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: уровень адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья повысится при реализации программы психолого - педагогического сопровождения.
Задачи исследования
1. Проанализировать феномен адаптация в психолого- педагогической литературе.
2. Выявить особенности адаптации дошкольников с ОВЗ.
3. Разработать модель психолого - педагогического сопровождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
6. Разработать и апробировать программу психолого - педагогического сопровождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ОВЗ.
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
8. Разработать рекомендации воспитателям и родителям по психолого-педагогическому сопровождению адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования представлены следующими группами:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, моделирование;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент; методики: «Анкета для родителей» (К.Л. Печора), «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» (К.Л. Печора), Методика рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А.И. Баркан);
3. Метод математической статистики - критерий Т - Вилкоксона.
База исследования: МАДОУ ДС № 453 г. Челябинска. Количество испытуемых 8 человек, из них 4 девочки и 4 мальчика.
Квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Адаптация ребенка к детскому саду - это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам. Адаптация как процесс в норме занимает у детей разного возраста разное количество времени, и зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, педагог - психолог обеспечивает решение воспитательно - образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, ближайшее окружение ребенка. Необходимое условие психолого-педагогического сопровождения адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода.
Психолого - педагогическое сопровождение адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья проходило в три этапа (поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий).
Полученные результаты по методике «Анкета для родителей» (К.Л. Печора) свидетельствуют о том, что высокий уровень адаптации к ДОУ вырос с 13% (1 человек) до 25% (2 человек). Так же изменился показатель среднего уровня адаптации - с 25% (2 человек) до 50% (4 человек). Низкий уровень скорректировали с 62% (5 человек) до 25% (2 человек).
Из полученных результатов по методике «Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ» мы видим, что показатели высокого уровня адаптации изменился с 13 % (1 человек) до 25 % (2 человек).
Показатели среднего уровня изменились с 37% (3 человек) до 50% (4 человек). Отметим, что показатели низкого уровня адаптации изменились с 50% (4 человек) до 25% (2 человека); у таких детей снизились проявления агрессивно-разрушительных реакций: У них повысили активность, инициативность.
Представим результаты диагностики после эксперимента по методике рисуночной диагностики адаптации детей к детскому саду и школе (методика А. И. Баркана). После реализации программы увеличилось количество детей с положительной адаптацией у 62, 5 % (5 чел.). Детей с дезадаптацией стало меньше - 37,5 % (3 чел.) респондентов.
В опытно - экспериментальной работе по психолого - педагогическому сопровождению адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья нам удалось реализовать программу и провести повторную диагностики по методикам ранее использованных в констатирующем эксперименте. Проанализировав и обработав полученные результаты с помощью критерия Т-Вилкоксона, нам удалось установить эффективность реализации психолого - педагогической программы со-провождения адаптации к условиям образовательной организации дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, задачи решены в полном объеме, цель исследования достигнута. В ходе исследования доказана гипотеза.



1. Алексеева Г.Е. Междисциплинарный подход к анализу понятия социальная адаптация / Г.Е. Алексеева, Б.Б. Табитуев // Социологические науки. № 60-2. 2017. С. 517-523 [Электронный ресурс]. - URL:https:// novainfo.ru/pdf/060-2.pdf (дата обращения 20 апреля 2018).
2. Анатомия и возрастная физиология [Электронный ресурс].- URL:
https://studme.org/1059071926866/meditsina/adaptatsiya(дата обращения 02.05.18).
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных за-ведении / Г.М. Андреева. - Издание: 5-е. - М.: Лань, 2014. - 363 с.
4. Артемова С.Д. Социализация ребенка в семье // Дошкольное воспитание / С.Д. Артемова. 2004. № 3. - С. 62-68.
5. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б.Ц. Бадмаев. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1998. - 272 с.
6. Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика младших школьников: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е.Ю. Балашова, Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 156 с.
7. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии / Г.А. Балл. 1989. № 1. С. 92-100.
8. Баркан А.Н. Современный дошкольник. Книга для воспитателей и родителей /А.Н. Баркан. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. - 192 с.
9. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л.: Наука, 1988. - 272 с.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
11. Большой психологический словарь. Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
12. Веракса Н.Е. Социальная психология дошкольника. Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса, Т.А. Репина. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 352 с.
13. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и
методы: методическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева,
Ю.Н. Родионова. - М.: Айрис - пресс, 2008. - 192 с.
14. Выготский Л.С. Основы дефектологии: Учебник для вузов. Специальная литература / Л.С. Выготский. - СПб.: Лань, 2003. - 654 с.
15. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике / Б.С. Гершунский. - Киев: Вища шк. Изд-во при Киев. ун-те, 1974. - 208 с.
16. Дерево целей [Электронный ресурс].- URL:https://studopedia.ru/6
_127659_chto-takoe-pobuzhdenie.html (дата обращения 03.05.2018).
17. Детский аутизм [Электронный ресурс].- URL: http://psymedcare.ru/
detskiy-autizm (дата обращения 22.03.2018).
18. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность педагога- психолога на разных ступенях общего образования / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая. М.: ПЕРО, 2016. - 209 с.
19. Долгова В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании: Монография / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, Н.В. Крыжановская. - М.: Издательство Перо, 2015. - 192 с.
20. Долгова В.И. Особенности взаимосвязей психологической культуры родителей дошкольников и стиля детско-родительских отношений. В сборнике: FUNCTIONS OF UPBRINGING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF THE ACCELERATED SOCIALIZATION OF THE PERSONALITY IN THE MODERN SOCIETY Peer-reviewed materials digest (collective monograph) published following the results of the CIII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences. 2015. С. 98-100.
21. Долгова В.И. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье / В.И. Долгова, Ю.А. Рокицкая, Н.А. Меркулова. - М.: Издательство Перо, 2015. - 180 с.
22. Донцов Д.А. Учебно-методический комплекс «Методы: и технологии психокоррекции» / Д.А. Донцов, М.В. Донцова [Электронный ресурс]. -
URL: https://studopedia.ru/17_78589_moskva--.html(дата обращения 23.05.2018).
23. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, ЕЕ. Данилова, Т.В. Вохмянина. - М.: Academia,1998. - 160 с.
24. Житникова А.А. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. Т. 10. С. 281-285 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95100.htm(дата обращения 30.04.2018).
25. Зотова О.И. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности / О.И. Зотова, И.К. Кряжева // Психологические механизмы регуляции социального поведения / отв. ред. М.И. Бобнева, Е.В. Шорохова. М., 1979. С. 219-232.
26. Казанцева Л.М. Возможности инклюзивного образования в дошкольных
учреждениях [Электронный ресурс].- URL: https://nsportal.ru/detskii-
sad/korrektsionnaya-pedagogika/2017/05/07/vozmozhnosti-inklyuzivnogo- obrazovaniya-v (дата обращения 27.04.2018).
27. Калинина Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание / Р. Калинина. 1998. № 4. С. 2-9.
28. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие / Н.В. Кирюхина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 112 с.
29. Косолапость - причины, диагностика, методы лечения [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.tiensmed.ru/news/kosolaposti-m4z.html (дата обращения 18.02.2018)
30. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 170 с.
31. Крыжановская Н. В. Формирование познавательно-профессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2015. - № 2 (февраль). - С. 136-140 [Электронный ресурс]. - URL: http://e- koncept.ru/ 2015/15052.htm (дата обращения 27.04.2018).
32. Крыжановская Н.В. Управление процессом адаптации младших дошкольников к условиям образовательной среды дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Крыжановская, Н.А. Непомнящая // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 44. - С. 35-42 [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56973.htm(дата обращения 07.04.2018).
33. Кряжева И. К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореферат дис...канд.психол.наук / И.К. Кряжева. - М.,1980. - 24 с.
34. Кударинова А.С. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями / А.С. Кударинова, А.Ж. Капият, А.Р. Байдалиева [Электронный ре-сурс]. - URL: http://www.rusnauka.com/16_PN_2017/Pedagogica/6_226118.doc. htm (дата обращения 07.05.2018).
35. Кузнецова О.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы: Пособие для психологов и педагогов / О.И. Кузнецова, М.С. Староверова. - М.: Владос, 2013. - 180 с.
36. Лапшин В. А. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
37. Малашихина И.А. Личность как объект психолого-педагогического со-провождения / И.А. Малашихина, Л.Ф. Артеменкова // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003г. Т. 8. СПб., 2003. Т.5. С. 151-153.
38. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 271 с.
39. Метод эксперимента [Электронный ресурс]. - URL: http://www.persev. ru/metod-eksperimenta (дата обращения 17.05.2018).
40. Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление //Социальная психология и философия: Сб. науч. трудов / под ред. Б.Д. Парыгина. Л., 1973. Вып.2. С. 111- 118.
41. Найбауэр А.В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду / А.В. Найбауэр. - М: Сфера, 2013. - 128 с.
42. Нарушение эмоционально волевой сферы у детей [Электронный ресурс].
- URL: https:// studopedia.ru/19_181588_logicheskie-dokazatelstva.html (дата обращения 25.02.2018)
43. Началджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности / А.А. Началджян. - Ереван: ЭПО, 1988. - 262 с.
44. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И.Н. Никитина. - М., 1980. - 85 с.
45. Николаев Н.А. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст (0-3 года) / Н.А. Николаев. - Ростов н/Дону: Феникс,2016.- 64 с.
46. Образовательная среда для детей с ОВЗ в ДОУ [Электронный ресурс]. - URL: http://teremokksm.edusite.ru/p77aa1.html#(дата обращения 29.04.2018).
47. Осницкий А.В. Проблемы психического здоровья и адаптации личности.
- М.: Серебряный век, 2004. - 384 с.
48. Особенности социализации детей-инвалидов [Электронный ресурс]. - URL: http://studbooks.net/1678656/psihologiya/osobennosti_sotsializatsii_detey_ invalidov (дата обращения 10.04.2018).
49. Педагогическая поддержка адаптации детей 3-4 лет в дошкольном образовательном учреждении. - URL: http://www.refsru.com/referat-29826-8.html(дата обращения 05.12.2017).
50. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. М.: Владос, 2002. - 144 с.
51. Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста. Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье / К.Л. Печора. М.: Сфера, 2012. - 112 с.
52. Погодин И.А.Психологические и социальные детерминанты процесса адаптации // Адаптация личности в современном мире: Межвуз. сб. науч. тр. / И.А. Погодин. - Саратов: Научная книга, 2011. - Вып. 4. - С. 16-26.
53. Почему развивается, чем опасна и как лечится миопия средней степени? [Электронный ресурс]. - URL: http://okulist.pro/bolezni-glaz/blizorukost/ miopiya-srednej-stepeni.html (дата обращения 15.02.2018)
54. Психологические особенности детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://licey-inter5.edusite.ru/DswMedia/osobennostideteysovz_sayt_pdf(дата обращения 04.04.2018).
55. Психолого-педагогическое сопровождение [Электронный ресурс]. - URL: http://sch24skt.ucoz.ru/index/psikhologo_pedagogicheskoe_soprovozhdenie/0-133(дата обращения 20.04.2018).
56. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. - СПб.: Речь, 2006. - 366 с.
57. Савва Л.И. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография / Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, В.И. Долгова, В.И. Павлова, Ю.Г. Камскова, В.И. Сиваков, Е.Ю. Волчегорская, Н.Л. Худякова, Л.В. Коломийченко, Л.И. Пономарёва Л.И. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 234 с.
58. Селиванова О.И. Психологические особенности детей с ОВЗ. - О.И. Селиванова [Электронный ресурс].- URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-
nauki/library/2018/ 03/10/psihologicheskie-osobennosti-detey-s-ovz (дата обращения 09.04.2018)
59. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам / А.Л. Сиротюк. - М.: ТЦ Сфера, 2002 - 128 с.
60. Сколиоз - что это, причины, признаки, симптомы, лечение, последствия сколиоза позвоночника. [Электронный ресурс]. - URL: http://simptomy-i- lechenie.net/skolioz/(дата обращения 21.02.2018).
61. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2001.
62. Словарь [Электронный ресурс].- URL: http://psihotesti.ru/gloss/tag/
psihologicheskiy_analiz/ (дата обращения 14.05.2018).
63. Создание условий для оптимальной социально- психологической адаптации ребёнка с ОВЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/ sotsialnaya- pedagogika/hbrary/2016/10/28/sozdanie-usloviy-dlya-optimalnoy-sotsialno (дата обращения 04.05.2018).
64. Социальная адаптация и реабилитация [Электронный ресурс]. - URL: http://studbooks.net/7137/sotsiologiya/sotsialnaya_adaptatsiya_reabilitatsiya(дата обращения 05.03.2018).
65. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Серия: «Высшее образование» / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010.-672 с.
66. Сюсина Н. Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ. - Н. Сюсина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.maam.ru/detskijsad/adaptacija-detei-s-ovz- k-uslovijam-dou.html(дата обращения 05.05.2018).
67. Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ [Электронный ресурс]. - URL: https://megalektsii.ru/s44537t9.html(дата обращения 05.05.2018).
68. Титкова Л.С. Математические методы в психологии / Л.С. Титкова. Владивосток: Изд-во ДГУ, 2002. - 141 с.
69. Тонкова-Ямпольская Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) / Р.В. Тонкова - Ямпольская. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
70. Тонкова-Ямпольская Р.В. Ради здоровья детей: Пособие для воспитателя детского сада / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. - М.: Просвещение, 1985. - 132 с.
71. Тонкова-Ямпольская Р.В. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Л.Г. Голубева, Г.В. Гриднева и др. - М.: Медицина, 1980. - 232 с.
72. Ульянова Т.П. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов / Т.П. Ульянова // Начальная школа. 1996. № 7. С. 53-57.
73. Формирующий и констатирующий эксперимент: описание и особенности
проведения [Электронный ресурс]. - URL: http://fb.ru/article/41788/formiruyuschiy-i-konstatiruyuschiy-eksperiment-opisanie-i-osobennosti-provedeniya (дата обращения 05.05.2018).
74. Формирующий эксперимент [Электронный ресурс]. - URL: https://
vocabulary.ru/termin/eksperiment-formiruyuschii.html (дата обращения 14.05.2018).
75. Хьелл Л. Теории личности / Л Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
76. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 448 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ