Введение 3
Глава I. Коррекция свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития как психолого-педагогическая проблема 6
1.1. Понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе .. 6
1.2. Особенности свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития 13
1.3. Теоретические основы модели психолого-педагогической
коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития 19
Глава 2. Организация исследования свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития 26
2.1. Этапы, методы и методики психолого-педагогической
коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития 26
2.2. Характеристика выборки и анализ результатов констатирующего эксперимента 29
Глава III. Опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития 35
3.1. Программа психолого-педагогической коррекции свойств
внимания младших школьников с задержкой психического развития 35
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 42
3.3. Рекомендации учителям и родителям по коррекции свойств
внимания младших школьников с задержкой психического развития 46
Заключение 51
Библиографический список 54
Приложения 62
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития у детей младшего школьного возраста при поступлении в школу, и особенно у детей с задержкой психического развития (Далее - ЗПР).
Учеными отмечается, что внимание влияет на повышение эффективности многих познавательных процессов, таких как восприятие, память и мышление. Поэтому успешность в освоении начальной школьной образовательной программы зависит от того, насколько внимательны обучающиеся с ЗПР.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными, прежде всего, В.В. Богословским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, К.К. Платоновым и др.
В психолого-педагогической литературе существуют различные интерпретации рассматриваемого понятия. П.А. Рудик считает, что устойчивость внимания определяется в основном преобладанием выработанных в процессе практики динамических стереотипов. Именно они позволяют выполнять легко и непринужденно определенные действия.
В последние годы заметно увеличилось число детей с задержкой психического развития. Более того, данные специальной психологии свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития. А этот факт обуславливает повышенное внимание исследователей к данной проблеме.
Актуальность темы исследования заключается в том, чтобы максимально продуктивно обеспечить обучение и воспитание детям с ЗПР, а для этого необходимо: выделить основные особенности свойств внимания младших школьников с ЗПР, охарактеризовать её. На базе этого разработать модель и программу формирования свойств внимания младших школьников с ЗПР, что, по нашему мнению, должно помочь увеличить продуктивность обучения и воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию свойств внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: внимание у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: психолого-педагогическая коррекция свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: свойства внимания младших школьников с задержкой психического развития изменятся при проведении психолого-педагогической коррекции.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие «внимание» в психолого-педагогической литературе;
2. Выявить особенности свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития;
3. Разработать модель психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития;
4. Определить этапы, методы и методики психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития;
5. Дать характеристику выборки и провести анализ результатов констатирующего этапа исследования;
6. Разработать и апробировать программу психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития;
7. Провести анализ результатов формирующего эксперимента;
8. Составить психолого-педагогические рекомендации для учителей и родителей по психолого-педагогической коррекции свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития;
9. Составить технологическую карту внедрения результатов исследования в практику.
Методы исследования представлены следующими группами:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, моделирование;
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, тестирование по методикам: Корректурная проба Бурдона (определение концентрации, устойчивости, переключаемости внимания), методика «Кольца Э. Ландольта» (определение объема, продуктивности и устойчивости внимания), методика изучения уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабылицкая);
3. Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №68 г. Челябинска, обучающиеся 3-4 классов в количестве 10 человек.
На основании вышеизложенных материалов теоретического анализа по определению понятий и проблем внимания младших школьников с ЗПР, можно сделать следующие вывод.
Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Основным видом внимания выступает непроизвольное внимание, возникающие без какого-либо намерения и усилий. Основными свойствами внимания выявлены: объем, переключаемость, распределение, концентрация и устойчивость внимания.
При анализе психологических особенностей внимания младших школьников с ЗПР, удалось установить, что практически все авторы схожи во мнении, что ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития, отставание его от принятых психологических норм для определенного возраста. Выделены основные особенности внимания детей с задержкой психического развития: неустойчивость внимания, сниженная концентрация, снижение объема внимания, сниженная избирательность внимания, сниженное распределение внимания, повышенная отвлекаемость.
В младших классах внимание занимает особое место в успешном овладении и освоении школьных программ, а его коррекция будет благотворно влиять на успеваемость учеников. Опираясь на эти данные, мы составили модель формирования свойств внимания младших школьников с ЗПР.
Психолого-педагогическое исследование особенностей свойств внимания младших школьников с ЗПР проходило в три этапа: поисково-подготовительный этап, опытно-экспериментальный этап, контрольно-обобщающий этап.
Полученные результаты по методике «Корректурная проба Бурдона» свидетельствуют о том у 5 человек (50%) преобладает средний уровень развития внимания. У 3 (30%) наблюдается низкий уровень внимания. А 2 учащихся (20%) не испытывают трудностей и не нуждаются в помощи учителя т.к. уровень развития объема внимания сформирован на высоком уровне.
Оценка результатов по методике уровня развития продуктивности и устойчивости младших школьников с ЗПР подтверждает, что у детей 3-4 классов низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (у 5 человек (50%)).У 4 человек (40%) - средний уровень развития концентрации и устойчивости внимания. Высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания показал 1 (10%) ученик.
Проведя диагностику по методике «Методика изучения концентрации и устойчивости уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)», были получены результаты, отображенные на рисунке 5.
Обработка данных, по методике «Методика изучения концентрации и устойчивости уровня внимания (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая)» установило, что у детей 3-4 классов преобладает низкий уровень-5 (50%). Средний уровень показали 3 учащихся (30 %), только 2 (20%) человека из группы показали высокий уровень.
По результатам проведенных исследований, можно сделать вывод, что в целом уровень свойств внимания младших школьников с ЗПР на низком уровне развития. Следует отметить, что практически у всех младших школьников такие свойства внимания как объем и устойчивость не развиты в полной мере.
Наша коррекционная программа направлена на улучшение свойств внимания младших школьников с ЗПР, большинство из которых, недостаточно развиты и имеют низкий уровень развития. Для младших школьников, имеющих «средний», «низкий» показатели по трем диагностическим методикам, программа будет полезна, так как они смогут повысить уровень имеющихся у них свойства внимания, будут стремиться к увеличению и улучшению фиксации внимания на том, что для них имеет большее значение, смогут более эффективно воспринимать, передавать полученную информацию, а также успешнее обучаться в школе.
Для коррекции свойств внимания была разработана психолого - педагогическая программа коррекции свойств внимания для младших школьников с задержкой психического развития. После проведения комплекса занятий, была проведена повторная диагностика, по результатом которой несколько детей повысили свой уровень развития свойств внимания. Так же, по полученным данным: по результатам констатирующего и формирующего экспериментов, была проведена математическая обработка результатов по критерию Т. Вилкоксона. Итогом данной обработки стало подтверждение гипотезы, которая была указана в начале нашего исследования: уровень развития свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития измениться при проведении психолого-педагогической коррекции. Цель исследования достигнута, задачи решены и гипотеза доказана.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2014. - 816 с.
2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть
трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы.
Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 4-е изд., стер. - М.: Ось-89, 2012. - 272 с.
3. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В. Взаимодействие воспитателей с родителями и сотрудниками образовательного учреждения: курс лекций по профессиональному модулю для студентов СПО отделения дошкольного образования - Казань: РИЦ, 2014. - 112 с.
4. Батюта М.Б., Князева Т.Н Возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2011. — 304 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9057. - ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 04.09.2017).
5. Безденежных Б.Н. Психофизиология [Электронный ресурс]:
учебное пособие. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2011. — 207 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/10807. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 24.12.2017).
6. Белова Ю.А. Психология. Часть 1. Прикладные аспекты общей и возрастной психологии и психологии общения: учебное пособие - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. - 129 с.
7. Белопольская Н.Л., Комплект психодиагностических методик для детей с 6 до 11 лет - Когито-Центр, 2013. - 135 с.
8. Белоус С.А. Психология и педагогика. Методические указания -
Новосибирск: Сибирский государственный университет
телекоммуникаций и информатики, 2012. - 50 с.
9. Бен Парр. Ловушка для внимания: как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 276 с.
10. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология
человеческих отношений; [пер. с англ. А. Грузберга]. - М.: Издательство «Э», 2017. - 256 с.
11. Берн, Э. Люди, которые играют в игры; [пер. с англ. А. Грузберга]. - М.: Издательство «Э», 2016. - 608 с.
12. Быкова И.С., Краснощекова И.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие Краснощекова И.В. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 162 с.
13. Возрастная психология: детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2011. - 624 с.
14. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии М.:Союз, 2006. 224 с.
15. Гальперин П. Я. Введение в психологию [Текст]: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. 332 с. [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-245668.html(дата обращения: 27.11.2015).
16. Глозман Ж.М. Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам / Глозман Ж.М. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 288 с.
17. Горбатов Д.С. Общепсихологический практикум: учеб. пособие для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 307 с.
18. Гуревич П.С. Психология: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2013. - 608 с.
19. Дмитриева Н.Ю. Учебное пособие по общей психологии - Саратов: Научная книга, 2012. - 128 с.
20. Долгова В.И., Гольева Г.Ю., Крыжановская Н.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в дошкольном образовании/монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - с. 192
21. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
22. Долгова В.И., Журбенко С.С. Психолого-педагогическое
моделирование пантомимической деятельности // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные
исследования. - 2012. - № 5 (25). - С. 99 - 102
23. Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Сметанина Д.А. Исследование видов памяти у младших школьников с интеллектуальными нарушениями // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2015. - Т. 31. - С. 111-115. - URL: e-koncept.ru/2015/95529.htm (дата обращения: 13.09.2018)
24. Долгова В.И., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками /монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 208 с.
25. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. - М.: Издательство Перо, 2015. -180 с.
26. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: учебное пособие для вузов. - СПб.: Питер, 2011. - 318 с.
27. Духновский С. В. Психология отношений личности: монография.- Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. - 380 с.
28. Екжанова Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии. - КАРО, 2013. - 336 с.
29. Забрамная С.Д. Костенкова Ю.А. Дидактический материал для занятий с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики и
чтения. 1-й класс. Пособие для педагогов, дефектологов, психологов - ВЛАДОС, 2014. - 128 с.
30. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 444 с.
31. Кагарлицкая Г.С. Что за чем и почему? Комплект коррекционно-развивающих материалов для работы с детьми от 4 лет. - Национальный книжный центр: Генезис, 2015. - 110 с.
32. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. Практикум: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов - СПб.: КАРО, 2013. - 432 с.
33. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе: монография. - Саратов: Вузовское образование, 2013. -161с.
34. Князева, Т.Н. Психологический курс развивающих занятий для
младших школьников: учебное пособие. - Саратов: Вузовское
образование, 2013. - 166 с.
35. Коломинский Я.Л. Психологическая культура детства пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. - Минск: Высшая школа, 2013. - 109 с.
36. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. - М.: Прометей, 2011. - 140 с.
37. Крайг Г. Психология развития (Пер. с англ.) - СПб.: Питер,
2010. - 987 с.
38. Краткий психологический словарь под ред. С.Я. Подопригора, А.С. Подопригора. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 317 с.
39. Крушная Н. А. Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития: методические рекомендации - Челябинск: Издательство Чел. гос. пед. ун-та, 2014. - 23 с.
40. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М.: Академический проект, 2013. - 432 с.
41. Лапп Е.А. Психолого-педагогические основы формирования связной письменной речи младших школьников с ЗПР. Теория и практика: монография. - Саратов: Вузовское образование, 2013. - 258 с.
42. Лучинин А.С. Учебное пособие по психодиагностике - Саратов.: Научная книга, 2012. - 159 с.
43. Макарова К.В., Таллина О.А. Психология человека: учебное пособие - М.: Прометей, 2011. - 160 с.
44. Мардахаев Л. В., Чемоданова Д. И., Кузнецова Л. В., Орлова Е. А., Соловьева Л. В. Специальная педагогика: учебник для бакалавров - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 447с.
45. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. - С.: Бахрах, 2011. - 244 с.
46. Нарушения поведения и развития у детей [Электронный ресурс]: книга для хороших родителей и специалистов/ О.В. Защиринская [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: КАРО, 2011.— 176 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19451.— ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 24.12.2017)
47. Невзорова Н.И. Запоминай-ка. Коррекционно-развивающие
занятия для детей 5 - 7 лет. - Национальный книжный центр, 2015. - 80 с.
48. Нейропсихологическая диагностика и коррекция экологически
обусловленных задержек психического развития: методические
рекомендации/ Н.В. Говорин . - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 48 с.
49. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Россия, 2011, - 414 с.
50. Общая психология. Хрестоматия: учебное пособие/
А.Н. Леонтьева - М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 256 с.
51. Общая психология. Тексты. Том 1. Введение. Книга 2 [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Когито- Центр, 2013.— 728 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15272.— ЭБС «IPRbooks», по паролю(дата обращения: 24.12.2017
52. Общая психология. Тексты. Том 3. Субъект познания. Книга 4 [Электронный ресурс]/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Когито- Центр, 2013.— 640 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15280.— ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 24.12.2017).
53. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: Сфера, 2012. - 480 с.
54. Пономарева М.А., Сидорова М.В. Общая психология и педагогика: ответы на экзаменационные вопросы - Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. - 144 с.
55. Практикум по возрастной психологии // под ред. Д.И. Фельдштейн - СПб.: Речь,2011. - 682 с.
56. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья: Материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012 - 2013 учебный год / составитель Л. Б. Осипова; под науч. ред. Л. А. Дружининой, Л. Б. Осиповой. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 270 с.
57. Райгородский Д. Я. Психологическое консультирование. Практическое руководство. - Самара: Издательский Дом «Бахрах-М»,
2016. - 824 с.
58. Резепов И.Ш. Общая психология: учебное пособие. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 109 с.
59. Резникова Е.В. Психолого-педагогическая программа
коррекционной работы: методическое пособие. - Челябинск: Цицеро, 2013. - 107 с.
60. Речицкая Е.Г. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах. - М.: Прометей, 2011. - 164 с.
61. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч.
Часть 2. Работа с психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:
Издательство Юрайт, 2012. - 507 с.
62. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста: практическое пособие - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 412 с.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2015. - 713 с.
64. Семаго М.М., Семаго Н.Я Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности .— М.: Генезис, 2016.— 400 с.
65. Словарь практического психолога/ Головин, С.Ю Минск: Харвест, 1998.
66. Соколова Ю. Память, логика, внимание. - М.: РИПОЛ классик,
2011. — 32с.
67. Спатаева М.Х. Специальная психология. Часть 1. Психология познавательных процессов в условиях психического дизонтогенеза [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. текстовые данные. — Омск: Омский государственный университет, 2013. — 188 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24941. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 14.10.2017)
68. Специальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 464 с.
69. Станиславская И.Г. Психология. Основные отрасли. - М.: Человек, 2014. - 324 с
70. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - М.: Проспект, 2014. - 462 с.
71. Стребелева Е.А., Мишина Г.А Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с отклонениями в развитии [Электронный ресурс]: пособие для педагога-дефектолога и родителей - Электрон. текстовые данные. — М.: ПАРАДИГМА, 2014. — 72 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/21253. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 10.11.2017).
72. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся СПУЗ. - М.: «Академия», 2013. - 336 с.
73. Цикото Г.В. Проблемные дети. Развитие и коррекция в предметно-практической деятельности. - М.: Парадигма, 2014. - 193 с.
74. Чаркина Н.В. Конспекты коррекционно-развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста: учебное пособие. - М.: Парадигма,
2012. - 88 с. Человек, 2014. - 323 с.
75. Шадриков В.Д., Зиновьева Н.А., Кузнецова М.Д. Развитие младших школьников в различных образовательных системах [Электронный ресурс]: монография - Электрон. текстовые данные. — М.: Логос, 2011. — 232 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9145. — ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 19.12.2017).