ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности 11
1.1. Понятие учебной деятельности как основы формирования
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 11
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 20
1.3. Методы формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников в учебной деятельности по математике....24
Выводы по I главе 34
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 35
2.2. Составление и апробация комплекса продуктивных упражнений и
логических задач, нацеленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 45
Выводы по II главе 54
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 56
3.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента 56
3.2. Результаты формирующего этапа эксперимента 60
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 62
Выводы по III главе 66
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложения
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий в процессе учебной деятельности 11
1.1. Понятие учебной деятельности как основы формирования
познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 11
1.2. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 20
1.3. Методы формирования познавательных универсальных учебных
действий у младших школьников в учебной деятельности по математике....24
Выводы по I главе 34
Глава II. Методика организации экспериментальной работы по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 35
2.2. Составление и апробация комплекса продуктивных упражнений и
логических задач, нацеленных на формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников 45
Выводы по II главе 54
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение 56
3.1. Результаты констатирующего этапа эксперимента 56
3.2. Результаты формирующего этапа эксперимента 60
3.3. Результаты контрольного этапа эксперимента 62
Выводы по III главе 66
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложения
Главной задачей современной системы образования является формирование у подрастающего поколения универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающимся формирование умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. При этом школьники активно и сознательно осваивают социальный опыт.
В широком значении «универсальные учебные действия» представляют собой саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга [29]. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой многочисленных авторов под руководством А.Г. Асмолова [18] на основе системно-деятельностного подхода. Он базируется на трудах Л.С. Выготского [8], П.Я. Гальперина [9], А.Н. Леонтьева [23], Д.Б. Эльконина [57], раскрывающих основные психологические закономерности процесса, развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Особое место в науке, культуре и общественной жизни занимает математика, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Это отмечено в недавно принятой Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [21]. Одной из неотложных задач является проблема качественного усовершенствования математического образования вообще. Судьба успешной математической подготовки обучающихся, прежде всего, зависит от выстраивания целесообразной педагогической работы в первые четыре года обучения в школе, то есть в начальной школе.
По результатам Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)-2011 [39], четвероклассники из России продемонстрировали стабильно высокий уровень математической подготовки, но пока уступают лидирующей группе стран (Сингапур, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Япония и др.). Среди факторов повышения результативности исследователи отмечают активизацию именно познавательной деятельности учащихся на уроке. Уже проведено Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2015, результаты которого ещё не представлены общественности, но по материалам демо-версий рабочих тетрадей можно сказать, что большое место занимают задания, ориентированные на проверку сформированности познавательных учебных действий [40].
Однако на современном этапе развития начального общего образования некоторые педагоги сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации подобной работы по формированию универсальных учебных действий, другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности обучающихся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главной целью современной школы является развитие познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достигнуть эту цель возможно через формирование у обучающихся всех универсальных учебных действий. В сегодняшней начальной школе следует так организовывать дидактический процесс, чтобы учение стало одной из основных личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник сам инициировал свою учебную деятельность.
Познавательные УУД у младших школьников в процессе изучения курса «Математика» мы рассматриваем как систему познавательных действий младших школьников, формирующихся в процессе плодотворного сотрудничества обучающихся и учителя, являющегося инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника в учебной деятельности с целью обучения приёмам самостоятельного добывания и применения полученных знаний на уроках математики.
На социальном уровне актуальность работы определяется необходимостью развития подрастающего поколения младших школьников в аспекте развития логического мышления и формирования умений самостоятельного добывания и применения полученных знаний.
На научном уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью научного обеспечения проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий.
На практическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения практических методов формирования познавательных универсальных учебных действий.
На основании психолого-педагогической и методической литературы выявлено противоречие между потребностью формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью методов формирования указанных действий, представленных в учебниках.
Из данного противоречия следует проблема исследования: каковы возможности продуктивных упражнений и логических задач в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой комплекс продуктивных упражнений и логических задач будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие учебной деятельности как основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Выявить особенности процесса формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
3. Подобрать методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности по математике.
4. Составить комплекс продуктивных упражнений и логических задач для формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
5. Провести экспериментальное исследование результативности использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Нормативно-правовую базу составили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) [47], Концепция развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) [21],
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) [29].
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
системный подход, позволяющий представить и выстроить процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в виде системы взаимосвязанных компонентов (цели, задач и результатов);
деятельностный подход, направленный на рассмотрение процесса формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках учебной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, O.A. Карабановой, И.А. Володарским, Н.Г. Салминой, C.B. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова [18];
- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [9];
- Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского [8];
- Теория учебной деятельности А.Н. Леонтьева [23], Д.Б. Эльконина [57], В.В. Давыдова [10].
Теоретическая значимость исследования - выявлены возможности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики и подобраны методы, содействующие формированию данных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования - разработан комплекс продуктивных упражнений и задач, содействующий формированию логических универсальных учебных действий.
Экспериментальная база и этапы исследования: исследование осуществлялось с сентября 2014 г. по июнь 2016 г.
Исследование проводилось в несколько этапов, на каждом из которых решались определённые задачи и применялись наиболее подходящие методы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался диагностический инструментарий, проводилось анкетирование педагогов и анализ учебников математики.
На втором этапе (октябрь 2015 г.) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект (комплекс продуктивных упражнений и логических задач); проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвертом этапе (март - июнь 2016 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение);
эмпирические методы (эксперимент, анкетирование, анализ документов);
статистические методы обработки данных.
База исследования: МБОУ СОШ № 3 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 48 обучающихся 2 классов.
Апробация исследования проводилась путём
- выступлений на заседаниях методических объединений учителей начальных классов (2015-2016 гг.) в МБОУ СОШ № 3;
- публикаций статей в различных печатных изданиях:
1) Клопина, Н.О. Метод проектов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Н.О. Клопина // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 г. / под науч. ред. М.В. Потаповой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - С. 108-110.
2) Клопина, Н.О. Учебная деятельность как основа для
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Н.О. Клопина // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XIII международной научно-практической
конференции 13 ноября 2015 г. - Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015. - С. 222-223.
3) Клопина, Н.О. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики / Н.О. Клопина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы региональной студенческой научно-практической конференции, Арзамас, 24 марта 2016 г.; отв. ред. Е.А. Жесткова. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 134-137. - Режим доступа:http://www.arz.unn.ru/images/pdf/nauka/201604 konf1 -5 sb.pdf(дата обращения 20.04.2016).
4) Клопина, Н.О. Определение уровня сформированности логического действия обобщения у младших школьников / Н.О. Клопина // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых: статьи и тезисы докладов XXI международной молодёжной научной конференции. - М.: ИИЦ «АТиСО», 2016. - С. 353-356.
5) Клопина, Н.О. Определение уровня сформированности логического действия обобщения у младших школьников / Н.О. Клопина // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых. Статьи и тезисы докладов XXI международной молодежной научной конференции. - М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. - С. 352-355
Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. В диссертации имеются таблицы.
В широком значении «универсальные учебные действия» представляют собой саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком «универсальные учебные действия» - это совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В соответствии с введенным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования главной целью образования в начальной школе становится формирование умения учиться, которое означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение вести диалог, искать пути решения, поддерживать друг друга [29]. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой многочисленных авторов под руководством А.Г. Асмолова [18] на основе системно-деятельностного подхода. Он базируется на трудах Л.С. Выготского [8], П.Я. Гальперина [9], А.Н. Леонтьева [23], Д.Б. Эльконина [57], раскрывающих основные психологические закономерности процесса, развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Особое место в науке, культуре и общественной жизни занимает математика, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Это отмечено в недавно принятой Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе [21]. Одной из неотложных задач является проблема качественного усовершенствования математического образования вообще. Судьба успешной математической подготовки обучающихся, прежде всего, зависит от выстраивания целесообразной педагогической работы в первые четыре года обучения в школе, то есть в начальной школе.
По результатам Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)-2011 [39], четвероклассники из России продемонстрировали стабильно высокий уровень математической подготовки, но пока уступают лидирующей группе стран (Сингапур, Республика Корея, Гонконг, Тайвань, Япония и др.). Среди факторов повышения результативности исследователи отмечают активизацию именно познавательной деятельности учащихся на уроке. Уже проведено Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS-2015, результаты которого ещё не представлены общественности, но по материалам демо-версий рабочих тетрадей можно сказать, что большое место занимают задания, ориентированные на проверку сформированности познавательных учебных действий [40].
Однако на современном этапе развития начального общего образования некоторые педагоги сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации подобной работы по формированию универсальных учебных действий, другие - испытывают затруднения в организации специальной деятельности обучающихся.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что главной целью современной школы является развитие познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться, и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достигнуть эту цель возможно через формирование у обучающихся всех универсальных учебных действий. В сегодняшней начальной школе следует так организовывать дидактический процесс, чтобы учение стало одной из основных личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник сам инициировал свою учебную деятельность.
Познавательные УУД у младших школьников в процессе изучения курса «Математика» мы рассматриваем как систему познавательных действий младших школьников, формирующихся в процессе плодотворного сотрудничества обучающихся и учителя, являющегося инструментом организации активной работы мысли, памяти и восприятия младшего школьника в учебной деятельности с целью обучения приёмам самостоятельного добывания и применения полученных знаний на уроках математики.
На социальном уровне актуальность работы определяется необходимостью развития подрастающего поколения младших школьников в аспекте развития логического мышления и формирования умений самостоятельного добывания и применения полученных знаний.
На научном уровне актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью научного обеспечения проблемы формирования познавательных универсальных учебных действий.
На практическом уровне актуальность исследования определяется недостаточной разработанностью методического обеспечения практических методов формирования познавательных универсальных учебных действий.
На основании психолого-педагогической и методической литературы выявлено противоречие между потребностью формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью методов формирования указанных действий, представленных в учебниках.
Из данного противоречия следует проблема исследования: каковы возможности продуктивных упражнений и логических задач в формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач при формировании познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой комплекс продуктивных упражнений и логических задач будет способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие учебной деятельности как основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
2. Выявить особенности процесса формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
3. Подобрать методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности по математике.
4. Составить комплекс продуктивных упражнений и логических задач для формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
5. Провести экспериментальное исследование результативности использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебной деятельности по математике.
Нормативно-правовую базу составили Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) [47], Концепция развития математического образования в Российской Федерации (2013 г.) [21],
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009 г.) [29].
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
системный подход, позволяющий представить и выстроить процесс формирования познавательных универсальных учебных действий в виде системы взаимосвязанных компонентов (цели, задач и результатов);
деятельностный подход, направленный на рассмотрение процесса формирования познавательных универсальных учебных действий в рамках учебной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили:
- Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, O.A. Карабановой, И.А. Володарским, Н.Г. Салминой, C.B. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова [18];
- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [9];
- Теория осмысленного обучения Л.С. Выготского [8];
- Теория учебной деятельности А.Н. Леонтьева [23], Д.Б. Эльконина [57], В.В. Давыдова [10].
Теоретическая значимость исследования - выявлены возможности формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики и подобраны методы, содействующие формированию данных действий у младших школьников.
Практическая значимость исследования - разработан комплекс продуктивных упражнений и задач, содействующий формированию логических универсальных учебных действий.
Экспериментальная база и этапы исследования: исследование осуществлялось с сентября 2014 г. по июнь 2016 г.
Исследование проводилось в несколько этапов, на каждом из которых решались определённые задачи и применялись наиболее подходящие методы исследования:
На первом этапе исследования (сентябрь 2014 г. - сентябрь 2015 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался диагностический инструментарий, проводилось анкетирование педагогов и анализ учебников математики.
На втором этапе (октябрь 2015 г.) проводился констатирующий эксперимент, разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
На третьем этапе (ноябрь 2015 г. - февраль 2016 г.) в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект (комплекс продуктивных упражнений и логических задач); проводился контрольный этап экспериментальной работы.
На четвертом этапе (март - июнь 2016 г.) проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Методы исследования:
теоретические методы (анализ социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение);
эмпирические методы (эксперимент, анкетирование, анализ документов);
статистические методы обработки данных.
База исследования: МБОУ СОШ № 3 г. Челябинска. В исследовании принимали участие 48 обучающихся 2 классов.
Апробация исследования проводилась путём
- выступлений на заседаниях методических объединений учителей начальных классов (2015-2016 гг.) в МБОУ СОШ № 3;
- публикаций статей в различных печатных изданиях:
1) Клопина, Н.О. Метод проектов как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Н.О. Клопина // Фундаментальная и прикладная наука: сб. науч. статей по итогам научно-исследовательской работы за 2014 г. / под науч. ред. М.В. Потаповой. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - С. 108-110.
2) Клопина, Н.О. Учебная деятельность как основа для
формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников / Н.О. Клопина // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XIII международной научно-практической
конференции 13 ноября 2015 г. - Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2015. - С. 222-223.
3) Клопина, Н.О. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики / Н.О. Клопина // Актуальные проблемы современной педагогической науки: взгляд молодых исследователей: материалы региональной студенческой научно-практической конференции, Арзамас, 24 марта 2016 г.; отв. ред. Е.А. Жесткова. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 134-137. - Режим доступа:http://www.arz.unn.ru/images/pdf/nauka/201604 konf1 -5 sb.pdf(дата обращения 20.04.2016).
4) Клопина, Н.О. Определение уровня сформированности логического действия обобщения у младших школьников / Н.О. Клопина // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых: статьи и тезисы докладов XXI международной молодёжной научной конференции. - М.: ИИЦ «АТиСО», 2016. - С. 353-356.
5) Клопина, Н.О. Определение уровня сформированности логического действия обобщения у младших школьников / Н.О. Клопина // Россия сегодня: безопасность, сотрудничество, развитие. Взгляд молодых. Статьи и тезисы докладов XXI международной молодежной научной конференции. - М. : ИИЦ «АТиСО», 2016. - С. 352-355
Структура диссертации. Работа содержит введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения. В диссертации имеются таблицы.
В начальной школе, согласно ФГОС НОО, наряду с личностными, коммуникативными, регулятивными, должны быть сформированы такие универсальные учебные действия, как познавательные. Наибольшим потенциалом для формирования данных действий обладает математика. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели понятие учебной деятельности как основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Данный вид деятельности в психологии младшего школьника является ведущим.
Также мы выявили особенности процесса формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Это прежде всего опора на ведущую деятельность - учебную. Также формирование познавательных универсальных действий не обходится без помощи различных методов и средств. Охватывает практически все учебные предметы и может осуществляться не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
В теоретической части исследования мы подобрали методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности по математике.
Таковыми методами являются: проектный метод; технология развития критического мышления; дидактические игры; продуктивные упражнения и логические задачи. У каждого из данных методов есть свои достоинства и недостатки, но мы считаем, что наибольшим потенциалом в формировании познавательных универсальных учебных действий обладают продуктивные упражнения и логические задачи. Поэтому для решения следующей задачи мы составили комплекс продуктивных упражнений и логических задач. Данный комплекс выступает средством формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Затем мы провели экспериментальное исследование результативности использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Результаты исследования подтвердили гипотезу исследования. Комплекс продуктивных упражнений и логических задач способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель исследования достигнута. Задачи, поставленные нами для достижения цели в начале работы, успешно решены.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы рассмотрели понятие учебной деятельности как основы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Данный вид деятельности в психологии младшего школьника является ведущим.
Также мы выявили особенности процесса формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Это прежде всего опора на ведущую деятельность - учебную. Также формирование познавательных универсальных действий не обходится без помощи различных методов и средств. Охватывает практически все учебные предметы и может осуществляться не только в учебной, но и во внеурочной деятельности.
В теоретической части исследования мы подобрали методы формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе учебной деятельности по математике.
Таковыми методами являются: проектный метод; технология развития критического мышления; дидактические игры; продуктивные упражнения и логические задачи. У каждого из данных методов есть свои достоинства и недостатки, но мы считаем, что наибольшим потенциалом в формировании познавательных универсальных учебных действий обладают продуктивные упражнения и логические задачи. Поэтому для решения следующей задачи мы составили комплекс продуктивных упражнений и логических задач. Данный комплекс выступает средством формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий. Затем мы провели экспериментальное исследование результативности использования комплекса продуктивных упражнений и логических задач в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
Результаты исследования подтвердили гипотезу исследования. Комплекс продуктивных упражнений и логических задач способствует формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Цель исследования достигнута. Задачи, поставленные нами для достижения цели в начале работы, успешно решены.
Подобные работы
- Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2022 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у
младших школьников во внеурочной деятельности по предмету
«Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий
у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ_ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016



