Работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители — дети»
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы работы с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 9
1.1 Сущность понятия «конфликт», его виды и
особенности 9
1.2 Особенности протекания конфликта в системе «родители -
дети» 15
1.3 Направление работы педагога-психолога по профилактике конфликта в системе «родители - дети» 25
Вывод по I главе 29
Глава II. Методика организации экспериментальной работы 31
2.1 Организация и ход исследования 31
2.2 Реализация программы работы педагога-психолога с семьёй по
профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 38
Выводы по II главе 47
Глава III. Результаты и их обсуждения 48
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования (констатирующий этап эксперимента) 48
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) 64
Выводы по III главе 75
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение
Глава I. Теоретические аспекты проблемы работы с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 9
1.1 Сущность понятия «конфликт», его виды и
особенности 9
1.2 Особенности протекания конфликта в системе «родители -
дети» 15
1.3 Направление работы педагога-психолога по профилактике конфликта в системе «родители - дети» 25
Вывод по I главе 29
Глава II. Методика организации экспериментальной работы 31
2.1 Организация и ход исследования 31
2.2 Реализация программы работы педагога-психолога с семьёй по
профилактике конфликтов в системе «родители - дети» 38
Выводы по II главе 47
Глава III. Результаты и их обсуждения 48
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования (констатирующий этап эксперимента) 48
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования (контрольный этап эксперимента) 64
Выводы по III главе 75
Заключение 76
Библиографический список 78
Приложение
От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
На протяжении последнего десятилетия активно используется понятие конфликт в системе «родители - дети» (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Л.Ф. Обухова, В.В. Столин и др.). Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме профилактики конфликтов, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к детям младшего школьного возраста. Поэтому проблему профилактики конфликтов в системе «родители - дети» в младшем школьном возрасте мы относим к разряду малоизученных.
Согласно мнению специалистов, конфликты в семье как серьезное противостояние членов семьи друг другу происходят в 80-85% современных семей, в остальных же 15-20% время от времени происходят семейные ссоры по различным поводам. Так что бесконфликтных семей практически не существует, тем более тех, где есть дети. Отцы и дети, находящиеся в состоянии постоянного противостояния друг другу, - вечная проблема[47].
Семья определяется исследователями как определенная совокупность взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Обуславливается как малая группа, члены которой соединены брачными или родственными отношениями. Обозначена общим бытом и взаимной моральной ответственностью, а так же как социальная потребность, которая обусловлена необходимостью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5].
Социальной психологией семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [22].
Взаимодействие с семьёй - одна из важных и сложных проблем в работе каждого педагога-психолога. Семьи очень разные, у каждой собственные трудности и проблемы, следовательно, невозможно предоставить готовый ответ, который будет исключительно правильным на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. В этой работе многое зависит от проницательности, профессионализма педагога-психолога, который должен проанализировать совокупность различных факторов, чтобы принять нужное решение в выборе методов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
На социальном уровне значимость проблемы обусловлена необходимостью профилактики конфликтов в семье уже в младшем школьном возрасте.
На научном уровне значимость проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы конфликтов в системе «родители - дети», они ориентированы в основном на взаимодействие с ребенком подросткового возраста, однако на современном этапе, актуальным становится работа с детьми младшего школьного возраста во взаимодействии с родителями.
На практическом уровне значимость проблемы обусловлена недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога с семьёй по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам конфликта между родителями и детьми (А.Я. Анцупов, Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие.), проблемам профилактики конфликта (К. Левин, Г. Ю. Любимова, В. П. Шейнов и др.), а так же проблемам взаимодействия педагога с семьёй (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. Н. Недвецкая, Т. А. Стефановская и др.).
Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике конфликтов в семье младшего школьника с одной стороны и недостаточным вниманием педагога-психолога к работе с семьёй по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
С учетом этого противоречия была определена проблема исследования: каково содержание деятельности педагога с семьёй по профилактике конфликтов.
На основе выделенных противоречий и сформулированной нами проблемы определена тема исследования: «Работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети»».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс профилактики конфликтов в семье младшего школьника.
Предмет исследования - работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
Гипотеза - уровень конфликтности в семьях понизится, если разработать и внедрить программу работы педагога-психолога с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», основанную на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, включающую информационный, мотивационный и практический блоки.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия конфликт, его видов и особенностей в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить особенности протекания конфликта в системе «родители - дети».
3. Определить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
4. Экспериментальным путём проверить эффективность программы работы педагога-психолога с семьёй младшего школьника по профилактике конфликтов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), позволивший определить основные направления профилактический работы с учетом личностных характеристик семьи младшего школьника;
— системно-деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Знаков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), позволивший раскрыть целостность феномена конфликта и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами обосновано содержание программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», разработанной на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и включающей информационный, мотивационный и практические блоки.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для работы педагога-психолога, социального работника по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, систематизация.
- Эмпирические методы: методика Е.Бене — Е.Антони, тест-
опросник родительского отношения А.Я. Варга - В.В. Столин, Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, тест «Оценка уровня конфликтности личности» В.И. Андреев,
опросник «Типы семейного воспитания» В.Б. Шапарь.
- Статистические методы обработки данных: Критерий ф - угловое преобразование Фишера
База исследования МКОУ СОШ Челябинской области. В эксперименте приняли участие 20 семей, с детьми младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
- На первом этапе исследования изучалась степень исследования
проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
- На втором этапе проводился констатирующий эксперимент,
разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
- На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект «Семья - волшебный символ жизни»; проводился контрольный этап экспериментальной работы.
- На четвертом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Апробация исследования
Основные результаты исследования обсуждались на следующих семинарах и конференциях:
• Международная научная конференция «Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования» 18 апреля 2016 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»)
• Международная научная конференция «Психология XXI века: теория, практика, перспективы» 15-16 февраля 2017 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»).
• Районная августовская конференция педагогических работников 24 августа 2017 г. (г. Пласт)
• Районное методическое объединение учителей начальных классов 23 сентября (г. Пласт)
• Общешкольное методическое объединение 25 сентября 2017 г.
Публикации результатов исследования:
• «Теоретические аспекты проблемы работы по разрешению конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
• «Психологическое консультирование, как основное направление работы педагога-психолога по профилактике конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка, приложения.
В. А. Сухомлинский
На протяжении последнего десятилетия активно используется понятие конфликт в системе «родители - дети» (А.Я. Варга, О.А. Карабанова, Л.Ф. Обухова, В.В. Столин и др.). Однако, несмотря на большое количество публикаций по проблеме профилактики конфликтов, недостаточно изучена специфика сопровождающей работы применительно к детям младшего школьного возраста. Поэтому проблему профилактики конфликтов в системе «родители - дети» в младшем школьном возрасте мы относим к разряду малоизученных.
Согласно мнению специалистов, конфликты в семье как серьезное противостояние членов семьи друг другу происходят в 80-85% современных семей, в остальных же 15-20% время от времени происходят семейные ссоры по различным поводам. Так что бесконфликтных семей практически не существует, тем более тех, где есть дети. Отцы и дети, находящиеся в состоянии постоянного противостояния друг другу, - вечная проблема[47].
Семья определяется исследователями как определенная совокупность взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми. Обуславливается как малая группа, члены которой соединены брачными или родственными отношениями. Обозначена общим бытом и взаимной моральной ответственностью, а так же как социальная потребность, которая обусловлена необходимостью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5].
Социальной психологией семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство [22].
Взаимодействие с семьёй - одна из важных и сложных проблем в работе каждого педагога-психолога. Семьи очень разные, у каждой собственные трудности и проблемы, следовательно, невозможно предоставить готовый ответ, который будет исключительно правильным на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. В этой работе многое зависит от проницательности, профессионализма педагога-психолога, который должен проанализировать совокупность различных факторов, чтобы принять нужное решение в выборе методов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
На социальном уровне значимость проблемы обусловлена необходимостью профилактики конфликтов в семье уже в младшем школьном возрасте.
На научном уровне значимость проблемы заключается в том, что, несмотря на достаточно большое количество исследований проблемы конфликтов в системе «родители - дети», они ориентированы в основном на взаимодействие с ребенком подросткового возраста, однако на современном этапе, актуальным становится работа с детьми младшего школьного возраста во взаимодействии с родителями.
На практическом уровне значимость проблемы обусловлена недостаточной методической обеспеченностью процесса взаимодействия педагога с семьёй по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
При работе над выпускной квалификационной работой были изучены коллективные труды и отдельные монографии российских и зарубежных ученых, посвященные проблемам конфликта между родителями и детьми (А.Я. Анцупов, Р.В. Бортов, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.А. Логинова, Л.Г. Матвеева, О.В. Переломова, О.Е. Смирнова, М.В. Быкова и другие.), проблемам профилактики конфликта (К. Левин, Г. Ю. Любимова, В. П. Шейнов и др.), а так же проблемам взаимодействия педагога с семьёй (О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. Н. Недвецкая, Т. А. Стефановская и др.).
Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике конфликтов в семье младшего школьника с одной стороны и недостаточным вниманием педагога-психолога к работе с семьёй по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
С учетом этого противоречия была определена проблема исследования: каково содержание деятельности педагога с семьёй по профилактике конфликтов.
На основе выделенных противоречий и сформулированной нами проблемы определена тема исследования: «Работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети»».
Цель - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» младшего школьного возраста.
Объект исследования - процесс профилактики конфликтов в семье младшего школьника.
Предмет исследования - работа педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
Гипотеза - уровень конфликтности в семьях понизится, если разработать и внедрить программу работы педагога-психолога с семьей по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», основанную на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах, включающую информационный, мотивационный и практический блоки.
В соответствии с целью, объектом, предметом, и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику понятия конфликт, его видов и особенностей в зарубежной и отечественной психологии.
2. Выявить особенности протекания конфликта в системе «родители - дети».
3. Определить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети».
4. Экспериментальным путём проверить эффективность программы работы педагога-психолога с семьёй младшего школьника по профилактике конфликтов.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
— личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская), позволивший определить основные направления профилактический работы с учетом личностных характеристик семьи младшего школьника;
— системно-деятельностный подход (В.Г. Афанасьев, Б.Г. Ананьев, Б.В. Ломов, Л.С. Выготский, Л.В. Знаков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), позволивший раскрыть целостность феномена конфликта и рассмотреть его как психосоциальное явление современного общества.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что нами обосновано содержание программы работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети», разработанной на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов и включающей информационный, мотивационный и практические блоки.
Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательных школах для работы педагога-психолога, социального работника по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы, обобщение, систематизация.
- Эмпирические методы: методика Е.Бене — Е.Антони, тест-
опросник родительского отношения А.Я. Варга - В.В. Столин, Методика «Несуществующее животное» М.З. Дукаревич, тест «Оценка уровня конфликтности личности» В.И. Андреев,
опросник «Типы семейного воспитания» В.Б. Шапарь.
- Статистические методы обработки данных: Критерий ф - угловое преобразование Фишера
База исследования МКОУ СОШ Челябинской области. В эксперименте приняли участие 20 семей, с детьми младшего школьного возраста.
Этапы исследования:
- На первом этапе исследования изучалась степень исследования
проблемы в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы, подбирался методический инструментарий.
- На втором этапе проводился констатирующий эксперимент,
разрабатывалось содержание формирующего этапа экспериментальной работы.
- На третьем этапе в рамках формирующего эксперимента внедрялся педагогический проект «Семья - волшебный символ жизни»; проводился контрольный этап экспериментальной работы.
- На четвертом этапе проводились обработка и анализ полученных данных, оформление результатов исследования.
Апробация исследования
Основные результаты исследования обсуждались на следующих семинарах и конференциях:
• Международная научная конференция «Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования» 18 апреля 2016 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»)
• Международная научная конференция «Психология XXI века: теория, практика, перспективы» 15-16 февраля 2017 г. (г. Прага, Научно-издательский центр «Социосфера»).
• Районная августовская конференция педагогических работников 24 августа 2017 г. (г. Пласт)
• Районное методическое объединение учителей начальных классов 23 сентября (г. Пласт)
• Общешкольное методическое объединение 25 сентября 2017 г.
Публикации результатов исследования:
• «Теоретические аспекты проблемы работы по разрешению конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
• «Психологическое консультирование, как основное направление работы педагога-психолога по профилактике конфликтов между родителями и детьми младшего школьного возраста»
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка, приложения.
Проведенные исследования позволили изучить проблему содержания деятельности педагога-психолога с семьёй младшего школьника по профилактике конфликтов. Теоретический анализ исследований проблемы профилактики конфликтов показывает, что поиск ее решения приобретает в настоящее время актуальный характер. Это связано, во - первых, с некомпетентностью родителей в вопросе воспитания и путей решения конфликтов. Во - вторых, с недостаточной методической разработкой профилактических мероприятий с семьями, именно с детьми младшего школьного возраста.
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил определить понятие «конфликт», под которым мы пониманием - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, с характером враждебности, отчужденности, негативизма в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Нами были рассмотрены виды конфликтов и определены причины их возникновения в системе «родители - дети». Научные труды Н.Н. Посысоевой позволили установить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Констатирующий этап подтвердил наличие семей с высоким и средним уровнем конфликтности, а так же выявив связь между типом семейного воспитания и уровнем конфликтности.
На появление отрицательных отношений способствуют такие типы семейного воспитания как: «гипоопека», «золушка», «ежовые рукавицы», «повышенная моральная ответственность».
Одним из важных направлений в решении данной проблемы явилась разработка и реализация программы профилактики конфликтов в системе «родители - дети», основанной на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах.
Результаты, полученные в ходе контрольного этапа экспериментальной работы, позволили установить, что разработанная и реализованная программа педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника оказала эффективное действие. Как свидетельство этому, выступает снижение уровня конфликтности и установление в семье положительных эмоциональных отношений.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи реализованы в полном объеме. Гипотеза подтверждена. Внедренная программа педагога- психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» показала свою эффективность в решении проблемы нашего исследования.
Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме позволил определить понятие «конфликт», под которым мы пониманием - обоюдное отрицательное психическое состояние двух или более людей, с характером враждебности, отчужденности, негативизма в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей.
Нами были рассмотрены виды конфликтов и определены причины их возникновения в системе «родители - дети». Научные труды Н.Н. Посысоевой позволили установить направления работы педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника.
Констатирующий этап подтвердил наличие семей с высоким и средним уровнем конфликтности, а так же выявив связь между типом семейного воспитания и уровнем конфликтности.
На появление отрицательных отношений способствуют такие типы семейного воспитания как: «гипоопека», «золушка», «ежовые рукавицы», «повышенная моральная ответственность».
Одним из важных направлений в решении данной проблемы явилась разработка и реализация программы профилактики конфликтов в системе «родители - дети», основанной на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах.
Результаты, полученные в ходе контрольного этапа экспериментальной работы, позволили установить, что разработанная и реализованная программа педагога-психолога по профилактике конфликтов в семье младшего школьника оказала эффективное действие. Как свидетельство этому, выступает снижение уровня конфликтности и установление в семье положительных эмоциональных отношений.
Таким образом, поставленные в работе цели и задачи реализованы в полном объеме. Гипотеза подтверждена. Внедренная программа педагога- психолога по профилактике конфликтов в системе «родители - дети» показала свою эффективность в решении проблемы нашего исследования.
Подобные работы
- Работа психолога по профилактике детско-родительских конфликтов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога-психолога по формированию психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - ЛИЧНОСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ ВКЛЮЧЕННЫХ В СФЕРУ РЕЛИГИОЗНОГО ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИСЛАМСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С
ПРОЯВЛЕНИЯМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВОЗРАСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСИЛИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Профилактика конфликтов у младших школьников средствами внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018



