Журнальная и литературная мысль во второй половине XVIII века в свете развития просвещенного абсолютизма Екатерины Великой
|
Введение 3
Глава 1. Просвещенный абсолютизм в журналистско-литературной деятельности Екатерины II 18
1.1. Идеи европейского и российского просвещенного абсолютизма 18
1.2. Журналистская и литературная деятельность Екатерины II 31
Глава 2. Оппозиционная мысль в России второй половины XVIII века в журналистской и литературной деятельности 47
2.1. Русское просветительство в 50-70-е годы XVIII века 47
2.2. Радикализация просветительства 64
2.3. Консервативное направление в общественно-политической мысли
России 83
Заключение 93
Библиографический список
Глава 1. Просвещенный абсолютизм в журналистско-литературной деятельности Екатерины II 18
1.1. Идеи европейского и российского просвещенного абсолютизма 18
1.2. Журналистская и литературная деятельность Екатерины II 31
Глава 2. Оппозиционная мысль в России второй половины XVIII века в журналистской и литературной деятельности 47
2.1. Русское просветительство в 50-70-е годы XVIII века 47
2.2. Радикализация просветительства 64
2.3. Консервативное направление в общественно-политической мысли
России 83
Заключение 93
Библиографический список
Проблема взаимодействия власти и общества всегда являлась одной из ключевых тем в исторических исследованиях. В современном мире наблюдается тенденция критики правительственных действий со стороны граждан посредством сети Интернет. В связи с этим представляется актуальным изучение проблемы взаимоотношений государства и общества, власти и общественного мнения на примере литературной и публицистической деятельности императрицы Екатерины II и русской интеллигенции второй половины XVIII века.
Необходимость исследования журналистской и литературной деятельности второй половины XVIII века в исторической ретроспективе на конкретно-историческом материале связана с той ролью, которую играет духовная жизнь в развитии общества.
Россия на современном этапе продолжает оставаться в переходной эпохе. С распадом Советского Союза существенной трансформации подверглась политическая сфера. В нашей стране еще сильны традиции авторитарного стиля управления, вместе с этим, происходит реформирование государственной власти в демократическом направлении.
Изучение идей и деятельности русских просветителей XVIII века наталкивает на мысль о том, что просветители, выдвигая оппозиционные взгляды, помогали переходу общества в новое качество. В современной ситуации, по нашему мнению, также происходит процесс увеличения гражданской активности, что должно способствовать построению гражданского общества. Большую роль в данном процессе следует уделять распространению оппозиционных взглядов.
Именно конструктивная оппозиция призвана вскрывать проблемные места в политике существующей власти. Для эффективной работы политической системы необходимо проводить анализ оппозиционной мысли для выявления и устранения недостатков проводимой политической линии.
Обращаясь к истории зарождения оппозиционных взглядов в России, мы можем увидеть, что борьба правительства с оппозиционной мыслью приводит к радикализации взглядов.
Изучение оппозиционной мысли через художественную литературу и публицистическую деятельность дает возможность исследовать исторический процесс во всей его сложности, многообразии, богатстве красок, позволяет избежать схематизации, уловить смысл причинно-следственных связей1. Кроме того, в современной политике, когда всё чаще представители власти используют личное обращение к народу при помощи социальных сетей, большое значение имеет изучение литературного наследия Екатерины Великой, которая тоже лично пыталась доносить свои идеи до общества. Форма, избранная императрицей, показывает роль авторитета власти в обществе, а также связывает екатерининскую эпоху с современностью. Так, например, впервые в общественно-политической практике была использована вопросно-ответная форма общения власти и народа. Речь идет о «Вопросах» Д.И.Фонвизина и «Ответах» Екатерины II, помещенных в журнале Академии наук «Собеседник любителей российского слова». В настоящее время подобную форму мы наблюдаем на ежегодной прямой пресс- конференции Президента Российской Федерации.
Научная актуальность исследования состоит в выявлении эффективности воздействия журналистской и литературной деятельности на развитие общественного мнения. Использование печати императрицей Екатериной II и представителями отечественной интеллигенции позволяет говорить о том, что при единых методах воздействия на общество, императрица и деятели русского Просвещения преследовали разные цели. Екатерина II стремилась воспитать послушных и верных подданных, просветители стремились пробудить во власти чувство ответственности за народное благо. Взгляды просветителей во многом можно считать оппозиционными. Со страниц журналов и литературных произведений происходит обличение пороков как самой императрицы и ее окружения, так и проводимой ею политики.
Степень научной разработанности темы. Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить недостаточность освещения проблемы развития оппозиционной мысли на примере литературных и публицистических произведений.
В дореволюционной историографии можно выделить несколько этапов в вопросе изучения политики просвещенного абсолютизма Екатерины II и ее влияния на деятельность русских просветителей. Господствующей точкой зрения на политику просвещенного абсолютизма в первой половине XIX века стало мнение Н.М. Карамзина1. Историк в целом положительно оценивает политику императрицы Екатерины II, однако некоторые стороны правления подвергаются критике, это связано с позицией автора, приверженца сильной монархической власти. Рассматривая деятельность просветителей, Н.М.Карамзин, указывал на большое воспитательное значение их трудов. Как честного человека характеризовал он А.Н.Радищева.
Во второй трети XIX века складывается охранительная историография николаевского времени. Яркими представителями этой эпохи являются - М.П.Погодин, Н.Г.Устрялов. Давая высокую оценку деятельности Петра I, историки называют Екатерину II просвещенной монархиней, достойной преемницей, завершившей дело петрово. Характеризуя просветительско-литературную деятельность Екатерины II, историки указывают на то, что личным примером императрица способствовала развитию литературных талантов.
Вторая половина XIX века ознаменовалась выделением либеральных взглядов двух течений: западничество и славянофильство. Представители государственной школы в лице С.М. Соловьева, И.И. Дитятина, а также ученые, обладавшие близкими к ним взглядами: А.С. Лаппо-Данилевский, B.C. Иконников, давали довольно высокую оценку политике просвещенного абсолютизма Екатерины II. Историки рассматривали реформы императрицы как новую ступень по пути европеизации страны, развития российской государственности, становления элементов гражданского общества. Именно ко времени царствования императрицы Екатерины II, историки относят выделение слоя образованных дворян, избравших литературную деятельность как средство выражения оппозиционных взглядов.
Второе, сложившееся в то время направление можно условно назвать «либерально-демократическим». К нему относят работы В.О. Ключевского , А.А. Кизеветтера1, В.И. Семевского2 и др. Отношение историков этого лагеря к политике просвещенного абсолютизма Екатерины II было более критичным. Именно для них в первую очередь характерны поиски различий между декларациями и реальными поступками Екатерины, особое внимание уделяется крестьянскому вопросу.
Будучи либералом со славянофильским уклоном, В.О.Ключевский, характеризуя просвещенный абсолютизм императрицы, назвал его попустительским. Что касается характеристики литературной и публицистической деятельности второй половины XVIII века, то здесь В.О.Ключевский весьма критично описывает влияние просветительских идей на русское общество. Истинные идеи искажались и воспринимались посредством слухов и сплетен. Сатирическая литература не принесла желаемого результата.
Развитие исторической науки рубежа веков характеризовалось усилением влияния политики на историческую науку. Лидер кадетской партии П.Н. Милюков, будучи одним из признанных идеологов российского либерализма, об эпохе Екатерины II писал, что она, провозгласив либеральные идеи и заставив просвещенную часть общества поверить в перемены, во второй половине своего царствования не оправдала надежд на просвещенный абсолютизм.
В большинстве дореволюционных исследований деятельность русских просветителей признается оппозиционной, но не затрагивающей основ самодержавно-крепостного стоя. А.Н. Радищев представляется как мыслитель-одиночка.
Таким образом, в дореволюционной историографии не складывается единого мнения на политику просвещенного абсолютизма Екатерины II, хотя в целом она характеризуется положительно.
В советский период исследования опираются на мнения классиков марксизма. В исследованиях историков преобладает негативная оценка деятельности Екатерины II. Просвещенный абсолютизм императрицы признается ложным, превратившемся в деспотическое правление. Вся политика ее была продворянской, а либеральные воззрения проявились только в начале царствования. Большая часть исследователей придерживалась точки зрения М.Т. Белявского1 о том, что главный «просветительский документ» императрицы «Наказ» имел продворянскую направленность и Екатерина II едва прикрывала его «просветительским флером».
В советский период активизируется интерес к изучению литературного наследия второй половины XVIII века. Исследователи связывали мировое значение русской революции с мировым значение русской литературы. В условиях просвещенного абсолютизма формировалось определенное понимание гражданской роли писателя, общественных задач литературы. Г.П. Макогоненко, оценивая деятельность просветителей, указывает на слабость общественно-политических воззрений в силу принадлежности их к дворянству, называя это термином «дворянская ограниченность». Особое внимание уделялось изучению творчества А.Н. Радищева, вслед за В.И. Лениным, который назвал писателя первым русским революционером, закрепилась единая точка зрения. В.С.Покровский1, И.Я. Щипанов считали Радищева крупным политическим писателем, борцом за свободу русского народа.
В советский период исследователи подчеркивают особую роль императрицы Екатерины II в развитии русской журналистики и литературы. В этой связи был опубликован целый ряд работ, посвященных истории русской журналистики и литературы: П.Н. Берков, Д.Д. Благой, Г.А. Гуковский.
Таким образом, советская историография, основанная на классовом подходе, дает негативную оценку правительственной политике императрицы Екатерины II за счет отказа государыни от политики просвещенного абсолютизма. Деятельность русских просветителей наоборот приобретает большое значение для дальнейшего развития общественно-политической мысли России, взгляды А.Н.Радищева признаются началом революционной мысли.
Новая постсоветская историография отходит от марксистско- ленинской концепции. Наступил период, когда исторические взгляды многих, если не большинства, профессиональных историков, определяются, прежде всего, их политической позицией.
Ряд историков: Н.Я. Эйдельман, О.А. Омельченко, в своих работах делают акцент на большое программное значение екатерининского «Наказа», однако, не связывают его с просветительскими идеями. Творчество А.Н. Радищева начинает рассматриваться в русле просветительской идеологии1. Образ Екатерины II возвеличивается, т.к. ее царствование способствовало укреплению авторитета России. А.Н.Сахаров поднимает оценку деятельности Екатерины на небывалую высоту. Е.В. Анисимов также идеализирует образ императрицы.
Наиболее взвешенный подход к оценке царствования императрицы, мы можем увидеть в работах А.Б. Каменского и Н.И. Павленко, которые считали Екатерину II просвещенным монархом, творчески переработавшем идеи Просвещения. Относительно развития общественной мысли в литературе и публицистике, исследователи приходят к мнению о том, что общество не могло адекватно воспринимать передовые идеи отечественных интеллигентов-просветителей . Они были оторваны от суровой российской действительности.
Литературная и журналистская деятельность Екатерины II и дворян- просветителей в современных исследованиях чаще всего рассматривается в рамках литературоведческих обзоров. Проблемы изучения русской литературы XVIII века представлены в ряде работ: Т. И. Акимовой, О.Р.Зотовой, Н.А. Гуськова, А.Д. Ивинского, С. Калачевой3, Н.И.Чернышевой. Данные исследования объединяет признание большой роли императрицы Екатерины II в формировании основ национального литературного наследия дворянства.
Проблеме русского просветительства посвящены работы В.И. Морякова, Е.Н. Марасиновой. Расцвет просвещенного абсолютизма способствовал трансформации сознания дворянства. Произошел отход от традиционной приверженности монарху к идее гражданственности. В научной литературе понятие «просветитель» принимает оценочный смысл, сближаясь с понятием «интеллигент». Оба они олицетворяют передового мыслящего человека, неравнодушного к проблеме крепостного права.
Таким образом, современные историки дают более взвешенную характеристику екатерининскому правлению в целом. Просвещенный абсолютизм рассматривается как политика, основанная на либеральных идеях, подчиненных интересам самодержавия. Это был закономерный этап в развитии абсолютизма, исходя из уровня образованности общества.
Цель исследования состоит в изучении проблемы взаимодействия власти и общества, на основании использования материалов журналистской и литературной деятельности в России во второй половине XVIII века.
Для достижения поставленной цели в исследовании ставятся следующие задачи:
• сравнить идеи европейского и российского просвещенного абсолютизма;
• проанализировать журналистско-литературную деятельность Екатерины II;
• проанализировать оппозиционные взгляды в деятельности русского просветительства в 50-70 -е гг. XVIII века;
• проследить радикализацию взглядов русского
просветительства в 80-е гг. XVIII века;
• проанализировать консервативное направление в общественно-политической мысли России во второй половине XVIII века.
Объектом исследования в магистерской диссертации выступает журналистская и литературная мысль в России во второй половине XVIII века в свете развития просвещенного абсолютизма Екатерины Великой.
Предметом исследования в магистерской диссертации является влияние политики просвещенного абсолютизма на развитие общественных взглядов на примере журналистских и литературных произведений во второй половине XVIII века.
Хронологические рамки исследования охватывают российскую действительность с 1750 - х гг. - время зарождения просветительских взглядов в России, деятельность представителя «полупросвещения» И.И. Шувалова, до 1796 года - окончание правления императрицы Екатерины
II. Именно в этот промежуток времени характеризуется развитием русского просветительства и формированием общественного мнения.
В основе методологии магистерского исследования лежит принцип историзма, позволяющий рассматривать складывание политики просвещенного абсолютизма как закономерный процесс. Большое внимание уделяется междисциплинарному подходу, позволяющему соединить достижения в литературной деятельности с историческим развитием общества.
Также методологическую базу диссертации составляет общенаучная группа методов: анализ необходим при исследовании литературных и публицистических произведений для выявления их цели, назначения и степени влияния на общественное мнение; синтез позволяет объединить деятельность отдельных личностей в единую цель по обличению пороков екатерининского правления, метод индукции позволяет сделать вывод о распространенности оппозиционных взглядов на политику императрицы Екатерины II со стороны представителей разных направлений общественно-политической мысли; метод дедукции показывает, как были восприняты идеи Просвещения в условиях российской действительности; специально-историческая группа методов: историко-генетический метод используется при определении процесса проникновения просветительской идеологии в Россию, при исследовании зарождения оппозиционных взглядов и формирования общественного мнения; историко-сравнительный метод используется при сравнении европейского и российского просвещенного абсолютизма, при сравнении взглядов императрицы Екатерины II в начале правления и последующей их трансформацией к концу царствования, при определении целей правительственного курса в формировании общественного мнения и просветительских взглядов; хронологический метод позволяет рассматривать процесс развития общественно-политической мысли в хронологической последовательности, его трансформацию и зависимость от временных рамок; метод исторического описания необходим при знакомстве с журналистскими и литературными произведениями; историко-системный метод позволят изучать журналистскую и литературную деятельность императрицы Екатерины II как часть ее политики, направленной на воспитание граждан. В данном исследовании также используется метод биографики, т.к. журналистская и литературная деятельность полностью основана на личности автора. Рассматривая биографию писателей и журналистов, возможно выявить мотивы и цели создания того или иного произведения. От того как понимал эпоху автор, как чувствовал себя в мире, какое место ему было отведено, зависело всё произведение.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп: официальные документы, источники личного происхождения, а также материалы периодической печати, историческая и художественная литература.
К первой группе источников относятся: «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения»1, «Жалованная грамота российскому дворянству», «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» - Екатерина II, «О воспитании юношей в российской империи », «Представление И. И. Шувалова» - И.И.Шувалов.
Документы личного характера: письма Екатерины II к Гримму, переписка Екатерины и Вольтера , мемуарная литература: «О величии России» , «Собственноручные записки императрицы Екатерины II»2 - Екатерина II, «Записки княгини3» - Е.Р.Дашкова.
Исторические сочинения: «Записки касательно Российской истории», «Размышления о проекте истории России XVIII века» - Екатерина II. Материалы периодической печати: журналы «Всякая всячина6» - Г. В. Козицкий и Екатерина II, «Трутень»7, «Живописец» - Н.И. Новиков, «Собеседник любителей российского слова»9 - Е.Р.Дашкова, «Вопросы сочинителю «Былей и небылиц» - Д.И.Фонвизин, «Ответы» - Екатерина II10. Литературные источники: «Всеобщая придворная грамматика» - Д.И.Фонвизин, «Недоросль» - Д.И.Фонвизин, «Пословицы российские» - Н.И.Новиков, «Вадим Новгородский» - Я.Б. Княжнин, «Путешествие в землю Офирскую», «О повреждении нравов в России» - М.М.Щербатов, «Хор ко превратному свету» - А.П. Сумароков, «Путешествие из Петербурга в Москву» - А.Н.Радищев.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что ранее данная проблема рассматривалась в русле историко-филологического исследования, в рамках проведенного анализа мы попытались рассмотреть наиболее известные литературные и публицистические произведения писателей второй половины XVIII века с историко-политической точки зрения, и выявить, как происходил процесс зарождения оппозиционной мысли в России. Для анализа литературных и публицистических произведений была применена специально историческая группа методов. В данной работе учитывались условия создания литературного произведения, т.е. политическая обстановка, позиция автора по заявленной проблеме, значение произведения в исторической ретроспективе.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материалов диссертации для подготовки и проведения уроков по истории в школе в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта. Кроме того, обширный анализ критических взглядов русских просветителей на политику правительства, позволяет использовать материал для разработки элективного курса по истории по теме: «Развитие оппозиционных взглядов в России». Анализ публицистической и художественной литературы в историческом русле, способствует расширению воспитательного аспекта исторического материала. Использование литературных произведений для характеристики эпохи способствует реализации концепции междисциплинарного подхода.
Материалы данного исследования в рамках научно-методической работы «Просвещенная монархия Екатерины II и просветительская идеология 60 - 70-х годов XVIII века в решении крестьянского вопроса» были опубликованы на IX Международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество учащихся», город Чебоксары. Работа «Журнальная деятельность в свете развития просвещенного абсолютизма Екатерины Великой» размещена в сборнике статей международной научно-практической конференции «Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования», город Пенза.
Необходимость исследования журналистской и литературной деятельности второй половины XVIII века в исторической ретроспективе на конкретно-историческом материале связана с той ролью, которую играет духовная жизнь в развитии общества.
Россия на современном этапе продолжает оставаться в переходной эпохе. С распадом Советского Союза существенной трансформации подверглась политическая сфера. В нашей стране еще сильны традиции авторитарного стиля управления, вместе с этим, происходит реформирование государственной власти в демократическом направлении.
Изучение идей и деятельности русских просветителей XVIII века наталкивает на мысль о том, что просветители, выдвигая оппозиционные взгляды, помогали переходу общества в новое качество. В современной ситуации, по нашему мнению, также происходит процесс увеличения гражданской активности, что должно способствовать построению гражданского общества. Большую роль в данном процессе следует уделять распространению оппозиционных взглядов.
Именно конструктивная оппозиция призвана вскрывать проблемные места в политике существующей власти. Для эффективной работы политической системы необходимо проводить анализ оппозиционной мысли для выявления и устранения недостатков проводимой политической линии.
Обращаясь к истории зарождения оппозиционных взглядов в России, мы можем увидеть, что борьба правительства с оппозиционной мыслью приводит к радикализации взглядов.
Изучение оппозиционной мысли через художественную литературу и публицистическую деятельность дает возможность исследовать исторический процесс во всей его сложности, многообразии, богатстве красок, позволяет избежать схематизации, уловить смысл причинно-следственных связей1. Кроме того, в современной политике, когда всё чаще представители власти используют личное обращение к народу при помощи социальных сетей, большое значение имеет изучение литературного наследия Екатерины Великой, которая тоже лично пыталась доносить свои идеи до общества. Форма, избранная императрицей, показывает роль авторитета власти в обществе, а также связывает екатерининскую эпоху с современностью. Так, например, впервые в общественно-политической практике была использована вопросно-ответная форма общения власти и народа. Речь идет о «Вопросах» Д.И.Фонвизина и «Ответах» Екатерины II, помещенных в журнале Академии наук «Собеседник любителей российского слова». В настоящее время подобную форму мы наблюдаем на ежегодной прямой пресс- конференции Президента Российской Федерации.
Научная актуальность исследования состоит в выявлении эффективности воздействия журналистской и литературной деятельности на развитие общественного мнения. Использование печати императрицей Екатериной II и представителями отечественной интеллигенции позволяет говорить о том, что при единых методах воздействия на общество, императрица и деятели русского Просвещения преследовали разные цели. Екатерина II стремилась воспитать послушных и верных подданных, просветители стремились пробудить во власти чувство ответственности за народное благо. Взгляды просветителей во многом можно считать оппозиционными. Со страниц журналов и литературных произведений происходит обличение пороков как самой императрицы и ее окружения, так и проводимой ею политики.
Степень научной разработанности темы. Обращаясь к историографии вопроса, следует отметить недостаточность освещения проблемы развития оппозиционной мысли на примере литературных и публицистических произведений.
В дореволюционной историографии можно выделить несколько этапов в вопросе изучения политики просвещенного абсолютизма Екатерины II и ее влияния на деятельность русских просветителей. Господствующей точкой зрения на политику просвещенного абсолютизма в первой половине XIX века стало мнение Н.М. Карамзина1. Историк в целом положительно оценивает политику императрицы Екатерины II, однако некоторые стороны правления подвергаются критике, это связано с позицией автора, приверженца сильной монархической власти. Рассматривая деятельность просветителей, Н.М.Карамзин, указывал на большое воспитательное значение их трудов. Как честного человека характеризовал он А.Н.Радищева.
Во второй трети XIX века складывается охранительная историография николаевского времени. Яркими представителями этой эпохи являются - М.П.Погодин, Н.Г.Устрялов. Давая высокую оценку деятельности Петра I, историки называют Екатерину II просвещенной монархиней, достойной преемницей, завершившей дело петрово. Характеризуя просветительско-литературную деятельность Екатерины II, историки указывают на то, что личным примером императрица способствовала развитию литературных талантов.
Вторая половина XIX века ознаменовалась выделением либеральных взглядов двух течений: западничество и славянофильство. Представители государственной школы в лице С.М. Соловьева, И.И. Дитятина, а также ученые, обладавшие близкими к ним взглядами: А.С. Лаппо-Данилевский, B.C. Иконников, давали довольно высокую оценку политике просвещенного абсолютизма Екатерины II. Историки рассматривали реформы императрицы как новую ступень по пути европеизации страны, развития российской государственности, становления элементов гражданского общества. Именно ко времени царствования императрицы Екатерины II, историки относят выделение слоя образованных дворян, избравших литературную деятельность как средство выражения оппозиционных взглядов.
Второе, сложившееся в то время направление можно условно назвать «либерально-демократическим». К нему относят работы В.О. Ключевского , А.А. Кизеветтера1, В.И. Семевского2 и др. Отношение историков этого лагеря к политике просвещенного абсолютизма Екатерины II было более критичным. Именно для них в первую очередь характерны поиски различий между декларациями и реальными поступками Екатерины, особое внимание уделяется крестьянскому вопросу.
Будучи либералом со славянофильским уклоном, В.О.Ключевский, характеризуя просвещенный абсолютизм императрицы, назвал его попустительским. Что касается характеристики литературной и публицистической деятельности второй половины XVIII века, то здесь В.О.Ключевский весьма критично описывает влияние просветительских идей на русское общество. Истинные идеи искажались и воспринимались посредством слухов и сплетен. Сатирическая литература не принесла желаемого результата.
Развитие исторической науки рубежа веков характеризовалось усилением влияния политики на историческую науку. Лидер кадетской партии П.Н. Милюков, будучи одним из признанных идеологов российского либерализма, об эпохе Екатерины II писал, что она, провозгласив либеральные идеи и заставив просвещенную часть общества поверить в перемены, во второй половине своего царствования не оправдала надежд на просвещенный абсолютизм.
В большинстве дореволюционных исследований деятельность русских просветителей признается оппозиционной, но не затрагивающей основ самодержавно-крепостного стоя. А.Н. Радищев представляется как мыслитель-одиночка.
Таким образом, в дореволюционной историографии не складывается единого мнения на политику просвещенного абсолютизма Екатерины II, хотя в целом она характеризуется положительно.
В советский период исследования опираются на мнения классиков марксизма. В исследованиях историков преобладает негативная оценка деятельности Екатерины II. Просвещенный абсолютизм императрицы признается ложным, превратившемся в деспотическое правление. Вся политика ее была продворянской, а либеральные воззрения проявились только в начале царствования. Большая часть исследователей придерживалась точки зрения М.Т. Белявского1 о том, что главный «просветительский документ» императрицы «Наказ» имел продворянскую направленность и Екатерина II едва прикрывала его «просветительским флером».
В советский период активизируется интерес к изучению литературного наследия второй половины XVIII века. Исследователи связывали мировое значение русской революции с мировым значение русской литературы. В условиях просвещенного абсолютизма формировалось определенное понимание гражданской роли писателя, общественных задач литературы. Г.П. Макогоненко, оценивая деятельность просветителей, указывает на слабость общественно-политических воззрений в силу принадлежности их к дворянству, называя это термином «дворянская ограниченность». Особое внимание уделялось изучению творчества А.Н. Радищева, вслед за В.И. Лениным, который назвал писателя первым русским революционером, закрепилась единая точка зрения. В.С.Покровский1, И.Я. Щипанов считали Радищева крупным политическим писателем, борцом за свободу русского народа.
В советский период исследователи подчеркивают особую роль императрицы Екатерины II в развитии русской журналистики и литературы. В этой связи был опубликован целый ряд работ, посвященных истории русской журналистики и литературы: П.Н. Берков, Д.Д. Благой, Г.А. Гуковский.
Таким образом, советская историография, основанная на классовом подходе, дает негативную оценку правительственной политике императрицы Екатерины II за счет отказа государыни от политики просвещенного абсолютизма. Деятельность русских просветителей наоборот приобретает большое значение для дальнейшего развития общественно-политической мысли России, взгляды А.Н.Радищева признаются началом революционной мысли.
Новая постсоветская историография отходит от марксистско- ленинской концепции. Наступил период, когда исторические взгляды многих, если не большинства, профессиональных историков, определяются, прежде всего, их политической позицией.
Ряд историков: Н.Я. Эйдельман, О.А. Омельченко, в своих работах делают акцент на большое программное значение екатерининского «Наказа», однако, не связывают его с просветительскими идеями. Творчество А.Н. Радищева начинает рассматриваться в русле просветительской идеологии1. Образ Екатерины II возвеличивается, т.к. ее царствование способствовало укреплению авторитета России. А.Н.Сахаров поднимает оценку деятельности Екатерины на небывалую высоту. Е.В. Анисимов также идеализирует образ императрицы.
Наиболее взвешенный подход к оценке царствования императрицы, мы можем увидеть в работах А.Б. Каменского и Н.И. Павленко, которые считали Екатерину II просвещенным монархом, творчески переработавшем идеи Просвещения. Относительно развития общественной мысли в литературе и публицистике, исследователи приходят к мнению о том, что общество не могло адекватно воспринимать передовые идеи отечественных интеллигентов-просветителей . Они были оторваны от суровой российской действительности.
Литературная и журналистская деятельность Екатерины II и дворян- просветителей в современных исследованиях чаще всего рассматривается в рамках литературоведческих обзоров. Проблемы изучения русской литературы XVIII века представлены в ряде работ: Т. И. Акимовой, О.Р.Зотовой, Н.А. Гуськова, А.Д. Ивинского, С. Калачевой3, Н.И.Чернышевой. Данные исследования объединяет признание большой роли императрицы Екатерины II в формировании основ национального литературного наследия дворянства.
Проблеме русского просветительства посвящены работы В.И. Морякова, Е.Н. Марасиновой. Расцвет просвещенного абсолютизма способствовал трансформации сознания дворянства. Произошел отход от традиционной приверженности монарху к идее гражданственности. В научной литературе понятие «просветитель» принимает оценочный смысл, сближаясь с понятием «интеллигент». Оба они олицетворяют передового мыслящего человека, неравнодушного к проблеме крепостного права.
Таким образом, современные историки дают более взвешенную характеристику екатерининскому правлению в целом. Просвещенный абсолютизм рассматривается как политика, основанная на либеральных идеях, подчиненных интересам самодержавия. Это был закономерный этап в развитии абсолютизма, исходя из уровня образованности общества.
Цель исследования состоит в изучении проблемы взаимодействия власти и общества, на основании использования материалов журналистской и литературной деятельности в России во второй половине XVIII века.
Для достижения поставленной цели в исследовании ставятся следующие задачи:
• сравнить идеи европейского и российского просвещенного абсолютизма;
• проанализировать журналистско-литературную деятельность Екатерины II;
• проанализировать оппозиционные взгляды в деятельности русского просветительства в 50-70 -е гг. XVIII века;
• проследить радикализацию взглядов русского
просветительства в 80-е гг. XVIII века;
• проанализировать консервативное направление в общественно-политической мысли России во второй половине XVIII века.
Объектом исследования в магистерской диссертации выступает журналистская и литературная мысль в России во второй половине XVIII века в свете развития просвещенного абсолютизма Екатерины Великой.
Предметом исследования в магистерской диссертации является влияние политики просвещенного абсолютизма на развитие общественных взглядов на примере журналистских и литературных произведений во второй половине XVIII века.
Хронологические рамки исследования охватывают российскую действительность с 1750 - х гг. - время зарождения просветительских взглядов в России, деятельность представителя «полупросвещения» И.И. Шувалова, до 1796 года - окончание правления императрицы Екатерины
II. Именно в этот промежуток времени характеризуется развитием русского просветительства и формированием общественного мнения.
В основе методологии магистерского исследования лежит принцип историзма, позволяющий рассматривать складывание политики просвещенного абсолютизма как закономерный процесс. Большое внимание уделяется междисциплинарному подходу, позволяющему соединить достижения в литературной деятельности с историческим развитием общества.
Также методологическую базу диссертации составляет общенаучная группа методов: анализ необходим при исследовании литературных и публицистических произведений для выявления их цели, назначения и степени влияния на общественное мнение; синтез позволяет объединить деятельность отдельных личностей в единую цель по обличению пороков екатерининского правления, метод индукции позволяет сделать вывод о распространенности оппозиционных взглядов на политику императрицы Екатерины II со стороны представителей разных направлений общественно-политической мысли; метод дедукции показывает, как были восприняты идеи Просвещения в условиях российской действительности; специально-историческая группа методов: историко-генетический метод используется при определении процесса проникновения просветительской идеологии в Россию, при исследовании зарождения оппозиционных взглядов и формирования общественного мнения; историко-сравнительный метод используется при сравнении европейского и российского просвещенного абсолютизма, при сравнении взглядов императрицы Екатерины II в начале правления и последующей их трансформацией к концу царствования, при определении целей правительственного курса в формировании общественного мнения и просветительских взглядов; хронологический метод позволяет рассматривать процесс развития общественно-политической мысли в хронологической последовательности, его трансформацию и зависимость от временных рамок; метод исторического описания необходим при знакомстве с журналистскими и литературными произведениями; историко-системный метод позволят изучать журналистскую и литературную деятельность императрицы Екатерины II как часть ее политики, направленной на воспитание граждан. В данном исследовании также используется метод биографики, т.к. журналистская и литературная деятельность полностью основана на личности автора. Рассматривая биографию писателей и журналистов, возможно выявить мотивы и цели создания того или иного произведения. От того как понимал эпоху автор, как чувствовал себя в мире, какое место ему было отведено, зависело всё произведение.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп: официальные документы, источники личного происхождения, а также материалы периодической печати, историческая и художественная литература.
К первой группе источников относятся: «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения»1, «Жалованная грамота российскому дворянству», «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» - Екатерина II, «О воспитании юношей в российской империи », «Представление И. И. Шувалова» - И.И.Шувалов.
Документы личного характера: письма Екатерины II к Гримму, переписка Екатерины и Вольтера , мемуарная литература: «О величии России» , «Собственноручные записки императрицы Екатерины II»2 - Екатерина II, «Записки княгини3» - Е.Р.Дашкова.
Исторические сочинения: «Записки касательно Российской истории», «Размышления о проекте истории России XVIII века» - Екатерина II. Материалы периодической печати: журналы «Всякая всячина6» - Г. В. Козицкий и Екатерина II, «Трутень»7, «Живописец» - Н.И. Новиков, «Собеседник любителей российского слова»9 - Е.Р.Дашкова, «Вопросы сочинителю «Былей и небылиц» - Д.И.Фонвизин, «Ответы» - Екатерина II10. Литературные источники: «Всеобщая придворная грамматика» - Д.И.Фонвизин, «Недоросль» - Д.И.Фонвизин, «Пословицы российские» - Н.И.Новиков, «Вадим Новгородский» - Я.Б. Княжнин, «Путешествие в землю Офирскую», «О повреждении нравов в России» - М.М.Щербатов, «Хор ко превратному свету» - А.П. Сумароков, «Путешествие из Петербурга в Москву» - А.Н.Радищев.
Научная новизна магистерской диссертации состоит в том, что ранее данная проблема рассматривалась в русле историко-филологического исследования, в рамках проведенного анализа мы попытались рассмотреть наиболее известные литературные и публицистические произведения писателей второй половины XVIII века с историко-политической точки зрения, и выявить, как происходил процесс зарождения оппозиционной мысли в России. Для анализа литературных и публицистических произведений была применена специально историческая группа методов. В данной работе учитывались условия создания литературного произведения, т.е. политическая обстановка, позиция автора по заявленной проблеме, значение произведения в исторической ретроспективе.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования материалов диссертации для подготовки и проведения уроков по истории в школе в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта. Кроме того, обширный анализ критических взглядов русских просветителей на политику правительства, позволяет использовать материал для разработки элективного курса по истории по теме: «Развитие оппозиционных взглядов в России». Анализ публицистической и художественной литературы в историческом русле, способствует расширению воспитательного аспекта исторического материала. Использование литературных произведений для характеристики эпохи способствует реализации концепции междисциплинарного подхода.
Материалы данного исследования в рамках научно-методической работы «Просвещенная монархия Екатерины II и просветительская идеология 60 - 70-х годов XVIII века в решении крестьянского вопроса» были опубликованы на IX Международной студенческой научно-практической конференции «Научное сообщество учащихся», город Чебоксары. Работа «Журнальная деятельность в свете развития просвещенного абсолютизма Екатерины Великой» размещена в сборнике статей международной научно-практической конференции «Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования», город Пенза.
Развитие просветительских идей в Европе способствовало появлению политики просвещенного абсолютизма, что стало закономерным процессом перехода традиционного общества к светскому. Выгодные и приемлемые абсолютизму вещи заимствовались у просветителей, трактовались в пользу него и выражались в модернизации общества на идеях разума.
Еще в период правления императрицы Елизаветы Петровны просветительские идеи стали проникать в Россию. Однако реализация политики просвещенного абсолютизма в нашей стране не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским.
Императрица Екатерина II была воспитана в европейских идеалах просвещенного абсолютизма, но страна показала незрелость политической и социальной почвы, на которую Екатерина II стремилась пересадить просветительские идеи, хотя она и попыталась адаптировать их. Власть монарха в период правления императрицы Екатерины II возросла и модернизировалась, при этом произошло оживление общественной жизни. Посредством журналистской и литературной деятельности, в России произошло распространение просветительской идеологии. Начало творческому пути Просвещения положила сама императрица Екатерина II. Своим личным примером государыня показала возможность использования печатного слова для решения политических задач. Именно Екатерина II поставила литературу на службу государству.
Стремление оживить общественное мнение встретило бурный отклик. На страницах литературных и публицистических произведений просветители-интеллигенты выразили свое отношение к политике императрицы. На данном этапе развития общественно-политической мысли можно проследить выделение двух тенденций: с одной стороны, видные государственные и общественные деятели выступают за увеличение прав дворянского сословия - консервативное направление. С другой стороны выделяется либеральная просветительская мысль. Но не те, ни другие не выступают с официальной критикой самодержавия. Критике подверглись различные стороны жизни общества: галломания, произвол чиновников, грубость нравов, слабость политики, придворная жизнь, но больше всего просветителей волновал вопрос крепостного права. В своих работах авторы обличали жестокость помещиков, их невежество, грубость и равнодушие. Выдвигая оппозиционные взгляды, обособляя себя от государства, просветители, тем не менее, не приближали себя к народу. Народ в их понимании представляется как объект для защиты и покровительства. Вера в просветительскую силу путем воспитания нового поколения основывалась на самодержавном правлении при сохранении существующего порядка. Однако, напряженная обстановка в стране после Пугачевского восстания, победа Североамериканских штатов в войне за Независимость и революция во Франции, способствовали тому, что политика императрицы становится более реакционной. В этих условиях произошла радикализация просветительской мысли. Некоторые просветители выступили за крайние меры в проблеме политического устройства общества. Со страниц литературных произведений звучат мысли о республике как лучшей форме правления1, а также о свержении самодержавно-крепостного строя. С этого момента начался новый этап в развитии общественно-политический мысли в России.
Для истинного просвещения необходимо было соединить европейское образование с национальной самобытностью. Это и сделали представители отечественной интеллигенции. Разум и нравственность должны были стать общественной опорой на пути к развитию государства. Однако, такое промежуточное положение между русским традиционализмом и европейским рационализмом, превратилось в формулирование специфических гуманистических идей, которые взятые в отдельности были хороши, но не приносили желаемого результата на деле.
Главным противоречием царствования императрицы Екатерины II, стало то, что ее политика просвещенного абсолютизма, имевшая целью просвещение и образование общества, затем стала активно бороться с интеллигенцией, которая переросла рамки, дозволенные властью. Свобода слова, дарованная просвещенным абсолютизмом, обернулась в преследование представителей отечественной интеллигенции в виду их общественно-политических взглядов.
Таким образом, своеобразная «оттепель», возникшая как следствие развития образования, науки, издательского дела, а также влияние революций в Западной Европе и Америке привели к появлению смелых деятелей, публично высказывающих свои политические соображения.
Вторая половина XVIII века стала временем зарождения конфликта образованной личности и престола. Данное противостояние можно связать с появлением оппозиционной мысли. Пока что этот конфликт проявлялся через живое слово. Литературная и журналистская деятельность стала для передового дворянства средством рефлексирования.
Вторая половина XVIII века открыла новый способ взаимодействия государства и общества - возможность прямого обращения к власти посредством литературы. Возможность публично призвать к ответу власть за проводимую политику. Несмотря на то, что авторы размещали свои публицистические произведения анонимно, сатира и художественные образы были конкретнонаправленными. Личные выступления Екатерины II со страниц журналов, обращение к читателям говорят о поиске диалога между властью и обществом. Это был первый шаг на пути к демократизации жизни.
Еще в период правления императрицы Елизаветы Петровны просветительские идеи стали проникать в Россию. Однако реализация политики просвещенного абсолютизма в нашей стране не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским.
Императрица Екатерина II была воспитана в европейских идеалах просвещенного абсолютизма, но страна показала незрелость политической и социальной почвы, на которую Екатерина II стремилась пересадить просветительские идеи, хотя она и попыталась адаптировать их. Власть монарха в период правления императрицы Екатерины II возросла и модернизировалась, при этом произошло оживление общественной жизни. Посредством журналистской и литературной деятельности, в России произошло распространение просветительской идеологии. Начало творческому пути Просвещения положила сама императрица Екатерина II. Своим личным примером государыня показала возможность использования печатного слова для решения политических задач. Именно Екатерина II поставила литературу на службу государству.
Стремление оживить общественное мнение встретило бурный отклик. На страницах литературных и публицистических произведений просветители-интеллигенты выразили свое отношение к политике императрицы. На данном этапе развития общественно-политической мысли можно проследить выделение двух тенденций: с одной стороны, видные государственные и общественные деятели выступают за увеличение прав дворянского сословия - консервативное направление. С другой стороны выделяется либеральная просветительская мысль. Но не те, ни другие не выступают с официальной критикой самодержавия. Критике подверглись различные стороны жизни общества: галломания, произвол чиновников, грубость нравов, слабость политики, придворная жизнь, но больше всего просветителей волновал вопрос крепостного права. В своих работах авторы обличали жестокость помещиков, их невежество, грубость и равнодушие. Выдвигая оппозиционные взгляды, обособляя себя от государства, просветители, тем не менее, не приближали себя к народу. Народ в их понимании представляется как объект для защиты и покровительства. Вера в просветительскую силу путем воспитания нового поколения основывалась на самодержавном правлении при сохранении существующего порядка. Однако, напряженная обстановка в стране после Пугачевского восстания, победа Североамериканских штатов в войне за Независимость и революция во Франции, способствовали тому, что политика императрицы становится более реакционной. В этих условиях произошла радикализация просветительской мысли. Некоторые просветители выступили за крайние меры в проблеме политического устройства общества. Со страниц литературных произведений звучат мысли о республике как лучшей форме правления1, а также о свержении самодержавно-крепостного строя. С этого момента начался новый этап в развитии общественно-политический мысли в России.
Для истинного просвещения необходимо было соединить европейское образование с национальной самобытностью. Это и сделали представители отечественной интеллигенции. Разум и нравственность должны были стать общественной опорой на пути к развитию государства. Однако, такое промежуточное положение между русским традиционализмом и европейским рационализмом, превратилось в формулирование специфических гуманистических идей, которые взятые в отдельности были хороши, но не приносили желаемого результата на деле.
Главным противоречием царствования императрицы Екатерины II, стало то, что ее политика просвещенного абсолютизма, имевшая целью просвещение и образование общества, затем стала активно бороться с интеллигенцией, которая переросла рамки, дозволенные властью. Свобода слова, дарованная просвещенным абсолютизмом, обернулась в преследование представителей отечественной интеллигенции в виду их общественно-политических взглядов.
Таким образом, своеобразная «оттепель», возникшая как следствие развития образования, науки, издательского дела, а также влияние революций в Западной Европе и Америке привели к появлению смелых деятелей, публично высказывающих свои политические соображения.
Вторая половина XVIII века стала временем зарождения конфликта образованной личности и престола. Данное противостояние можно связать с появлением оппозиционной мысли. Пока что этот конфликт проявлялся через живое слово. Литературная и журналистская деятельность стала для передового дворянства средством рефлексирования.
Вторая половина XVIII века открыла новый способ взаимодействия государства и общества - возможность прямого обращения к власти посредством литературы. Возможность публично призвать к ответу власть за проводимую политику. Несмотря на то, что авторы размещали свои публицистические произведения анонимно, сатира и художественные образы были конкретнонаправленными. Личные выступления Екатерины II со страниц журналов, обращение к читателям говорят о поиске диалога между властью и обществом. Это был первый шаг на пути к демократизации жизни.
Подобные работы
- ДИСКУРС СВОБОДЫ В РУССКОЙ ТРАГЕДИИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XVIII – НАЧАЛА XIX В
Диссертации (РГБ), литература. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2004 - Формирование идей республиканизма в российской общественно-политической мысли XVIII в
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017



