Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития воображения у младших школьников 17
1.3 Модель развития воображения младших школьников во внеурочной
деятельности 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Этапы, методы и методики исследования 31
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
3.1 Программа развития воображения младших школьников во
внеурочной деятельности 44
3.2 Результаты исследования воображения младших школьников во
неурочной деятельности 51
3.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по
развитию воображения младших школьников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики воображения 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты констатирующего исследования уровня воображения младших школьников 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития воображения у младших школьников 17
1.3 Модель развития воображения младших школьников во внеурочной
деятельности 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Этапы, методы и методики исследования 31
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
3.1 Программа развития воображения младших школьников во
внеурочной деятельности 44
3.2 Результаты исследования воображения младших школьников во
неурочной деятельности 51
3.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по
развитию воображения младших школьников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики воображения 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты констатирующего исследования уровня воображения младших школьников 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности
С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов проблема воспитания творческой личности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной личности. Происходящий сегодня рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
В связи с этим возникла потребность в новых методах развития воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье [55].
Воображение - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающий себя в построении образа продуктов труда, создающий программу поведения тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Во связи с различными факторами, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и мышления.
Современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир. Но самостоятельно дети не могут развивать воображение, в этом они полагаются на помощь родителей и учителей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», на сегодняшний день закрепил право родителей на удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей. Это создает возможность подрастающему поколению реализовать свой творческий потенциал. Так как в быстроразвивающемся мире, в условиях рыночной экономики, которая преобладает в большинстве развитых странах, так сильно ценятся неординарное мышление и оригинальные идеи. Уже доказано, что воображение тесно связано и с другими психическими процессами: мышлением, памятью, вниманием и восприятием. К большому сожалению, современная учебная программа начальных классов не предусматривает достаточное количество приемов и методик по развитию воображения. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Именно поэтому, мы считаем, что целенаправленное развитие творческого воображения будет наиболее продуктивно во внеурочной деятельности [73].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеклассную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня внеурочная деятельность преимущественно понимается, как деятельность, которая организуется во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию ребенка младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [80].
Внеурочная деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, формированию моральных качеств ребенка. В понятие внеурочная деятельность включена система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, которая организуется после уроков и направлена на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. Но важнее тот факт, что внеурочная деятельность способствует развитию воображения младших школьников. Почти все формы работы во внеурочной деятельности дают ребенку возможности для проявления фантазии.
На научном уровне, вопросами изучения воображения как познавательного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и другие [39, с. 126].
Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы, создаваемые воображением, какими бы необычными они ни были, базируются на тех образах и впечатлениях, которые мы приобретаем в реальности. Иными словами, чем больше и многообразнее наш опыт, тем выше потенциал творческого воображения.
Детское воображение является творческим отображением действительности. Впечатления от общения со сверстниками, семейных отношений ребенок отражает в своих рисунках, играх, занятиях, а во время этой творческой переработки накопленного опыта формируется его воображение [49].
Непрерывная деятельность воображения - продуктивный метод постижения, а также освоения младшим школьником окружающего мира, вероятность выйти из-за границы индивидуального практического навыка, важнейшая психологическая предпосылка развития креативного подхода к миру.
Вопрос развития детского творческого воображения актуален, так как данный психический процесс - неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, поведения ребенка в совокупности. В последнее время в психологической и педагогической литературе часто поднимается вопрос о значении воображения в интеллектуальном развитии ребенка, о сути механизмов воображения [8, 9, 22, 33, 66]. В психологической литературе в полной мере освещены вопросы воображения. Большой вклад в исследование творчества и воображения внесли такие психологи, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.
Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечить себе большую свободу выбора. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. Творческое развитие личности формируется в детском возрасте, поэтому так важно заложить этот фундамент на начальном этапе образования.
Как показали исследования В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Семёнова, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала учащимися. Но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе [59].
На начальном этапе образования происходит значительное расширение объема знаний ребенка, которые он получает в ходе обучения. Также ребенок овладевает разнообразными умениями и навыками, 6
обогащающими образы, которые он создает. Это означает, что воображение - отражение действительности в переработанных образах, и чем больше объём воспринятых и переработанных образов, тем выше уровень воображения.
На основании всего вышесказанного, мы сформулировали цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - воображение младших школьников.
Предмет исследования - развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - уровень воображения младших школьников изменится при реализации развивающей программы, включающей в себя дидактические игры, арттерапию, имитационные игры, музыкотерапию, творческие педагогические игры.
Задачи:
1. Проанализировать проблему развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития воображения младших школьников.
3. Теоретически обосновать и разработать модель развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
8. Составить рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G-критерий знаков.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска», во 2 классе, в рамках внеклассных занятий курса «Старт в науку».
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
В связи с этим возникла потребность в новых методах развития воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье [55].
Воображение - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающий себя в построении образа продуктов труда, создающий программу поведения тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Во связи с различными факторами, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и мышления.
Современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир. Но самостоятельно дети не могут развивать воображение, в этом они полагаются на помощь родителей и учителей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», на сегодняшний день закрепил право родителей на удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей. Это создает возможность подрастающему поколению реализовать свой творческий потенциал. Так как в быстроразвивающемся мире, в условиях рыночной экономики, которая преобладает в большинстве развитых странах, так сильно ценятся неординарное мышление и оригинальные идеи. Уже доказано, что воображение тесно связано и с другими психическими процессами: мышлением, памятью, вниманием и восприятием. К большому сожалению, современная учебная программа начальных классов не предусматривает достаточное количество приемов и методик по развитию воображения. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Именно поэтому, мы считаем, что целенаправленное развитие творческого воображения будет наиболее продуктивно во внеурочной деятельности [73].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеклассную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня внеурочная деятельность преимущественно понимается, как деятельность, которая организуется во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию ребенка младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [80].
Внеурочная деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, формированию моральных качеств ребенка. В понятие внеурочная деятельность включена система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, которая организуется после уроков и направлена на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. Но важнее тот факт, что внеурочная деятельность способствует развитию воображения младших школьников. Почти все формы работы во внеурочной деятельности дают ребенку возможности для проявления фантазии.
На научном уровне, вопросами изучения воображения как познавательного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и другие [39, с. 126].
Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы, создаваемые воображением, какими бы необычными они ни были, базируются на тех образах и впечатлениях, которые мы приобретаем в реальности. Иными словами, чем больше и многообразнее наш опыт, тем выше потенциал творческого воображения.
Детское воображение является творческим отображением действительности. Впечатления от общения со сверстниками, семейных отношений ребенок отражает в своих рисунках, играх, занятиях, а во время этой творческой переработки накопленного опыта формируется его воображение [49].
Непрерывная деятельность воображения - продуктивный метод постижения, а также освоения младшим школьником окружающего мира, вероятность выйти из-за границы индивидуального практического навыка, важнейшая психологическая предпосылка развития креативного подхода к миру.
Вопрос развития детского творческого воображения актуален, так как данный психический процесс - неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, поведения ребенка в совокупности. В последнее время в психологической и педагогической литературе часто поднимается вопрос о значении воображения в интеллектуальном развитии ребенка, о сути механизмов воображения [8, 9, 22, 33, 66]. В психологической литературе в полной мере освещены вопросы воображения. Большой вклад в исследование творчества и воображения внесли такие психологи, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.
Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечить себе большую свободу выбора. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. Творческое развитие личности формируется в детском возрасте, поэтому так важно заложить этот фундамент на начальном этапе образования.
Как показали исследования В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Семёнова, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала учащимися. Но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе [59].
На начальном этапе образования происходит значительное расширение объема знаний ребенка, которые он получает в ходе обучения. Также ребенок овладевает разнообразными умениями и навыками, 6
обогащающими образы, которые он создает. Это означает, что воображение - отражение действительности в переработанных образах, и чем больше объём воспринятых и переработанных образов, тем выше уровень воображения.
На основании всего вышесказанного, мы сформулировали цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - воображение младших школьников.
Предмет исследования - развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - уровень воображения младших школьников изменится при реализации развивающей программы, включающей в себя дидактические игры, арттерапию, имитационные игры, музыкотерапию, творческие педагогические игры.
Задачи:
1. Проанализировать проблему развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития воображения младших школьников.
3. Теоретически обосновать и разработать модель развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
8. Составить рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G-критерий знаков.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска», во 2 классе, в рамках внеклассных занятий курса «Старт в науку».
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего. Воображение играет огромную роль в жизни человека. С помощью воображения, человек творит, функционально оптимизирует свою жизнедеятельность и управляет ею.
Сегодня, современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Теоретически обоснованная модель развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности состоит из следующих структурных компонентов: теоретический (теоретические основы исследования проблемы развития воображения); диагностический (диагностическое исследование по проблеме исследования); развивающий (разработка и реализация программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности); аналитический (анализ результатов опытно-экспериментального исследования и оценка эффективности программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности).
Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности проводилось в несколько этапов: подготовительный, опытно - экспериментальный и обобщающий.
Были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G- критерий знаков.
В исследовании приняли участие ученики 2-ого класса, посещающие внеурочный курс «Старт в науку» в МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска». Количество участников - 10 человек. Среди них 5 девочек и 5 мальчиков, в возрасте 8-9 лет.
Анализ данных показал, что по результатам методики «Нарисуй что- нибудь» (автор: Т. Д. Марцинковская) 2 ребенка (20 %) имеют высокий уровень воображения, 6 детей (60 %) средний уровень и один ребенок (10 %) низкий уровень воображения.
По результатам тестирования по методике Э. Торренса «Закончи рисунок», 3 детей (30 %) показали высокий уровень воображения, 3 детей (30 %) средний уровень воображения и 4 ребенка (40 %) низкий уровень воображения.
Методика «Три слова» Л. Ю. Субботиной показала, что 6 детей (60 %) имеют средний уровень воображения, 1 ребенок (10 %) низкий уровень воображения, 3 детей (30 %) высокий уровень воображения.
Таким образом, в ходе анализ данных, мы пришли к выводу о необходимости создания программы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности с применением дидактических игр, арттерапии, музыкотерапии, имитационных игр, творческих выставок.
Проанализировав результаты констатирующего исследования уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста, мы составили программу, реализуемую во внеурочной деятельности. Программа «Путь творчества» состояла из 12 групповых занятий и была направлена на развитие воображения детей младшего школьного возраста через расширение их духовного, социального, личного и интеллектуального развития, формирования всеобщей культуры.
Для проверки эффективности психолого-педагогической программы был проведен контрольный эксперимент. Повторная диагностика была проведена по тем же методикам, которые использовали на констатирующем этапе. Результаты диагностики показали, что произошло снижение числа детей, демонстрирующих низкий уровень воображения, они повысили его до среднего. Учащиеся, проявляющие средний уровень воображения повысили его, либо он остался прежним.
Затем был проведен математико-статистический анализ с помощью непараметрического G-критерия знаков.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность созданной нами программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и подтверждает правильность и достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования. Преобладание повышения уровня воображения у детей младшего школьного возраста не является случайным. После реализации программы произошло изменение уровня воображения младших школьников, что подтвердилось уменьшением показателей низкого уровня воображения и увеличением показателей среднего и высокого уровней. Гипотеза нашего исследования, о том, что уровень воображения детей младшего школьного возраста изменится при реализации развивающей программы, подтвердилась. Также нами были составлены рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности «Путь творчества» способствует повышению уровня образного и словесного уровня воображения. Она может применяться учителями начальных классов во внеурочной деятельности, так как соответствует целям и задачам, привлекательна и интересна детям.
Сегодня, современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Теоретически обоснованная модель развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности состоит из следующих структурных компонентов: теоретический (теоретические основы исследования проблемы развития воображения); диагностический (диагностическое исследование по проблеме исследования); развивающий (разработка и реализация программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности); аналитический (анализ результатов опытно-экспериментального исследования и оценка эффективности программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности).
Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности проводилось в несколько этапов: подготовительный, опытно - экспериментальный и обобщающий.
Были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G- критерий знаков.
В исследовании приняли участие ученики 2-ого класса, посещающие внеурочный курс «Старт в науку» в МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска». Количество участников - 10 человек. Среди них 5 девочек и 5 мальчиков, в возрасте 8-9 лет.
Анализ данных показал, что по результатам методики «Нарисуй что- нибудь» (автор: Т. Д. Марцинковская) 2 ребенка (20 %) имеют высокий уровень воображения, 6 детей (60 %) средний уровень и один ребенок (10 %) низкий уровень воображения.
По результатам тестирования по методике Э. Торренса «Закончи рисунок», 3 детей (30 %) показали высокий уровень воображения, 3 детей (30 %) средний уровень воображения и 4 ребенка (40 %) низкий уровень воображения.
Методика «Три слова» Л. Ю. Субботиной показала, что 6 детей (60 %) имеют средний уровень воображения, 1 ребенок (10 %) низкий уровень воображения, 3 детей (30 %) высокий уровень воображения.
Таким образом, в ходе анализ данных, мы пришли к выводу о необходимости создания программы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности с применением дидактических игр, арттерапии, музыкотерапии, имитационных игр, творческих выставок.
Проанализировав результаты констатирующего исследования уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста, мы составили программу, реализуемую во внеурочной деятельности. Программа «Путь творчества» состояла из 12 групповых занятий и была направлена на развитие воображения детей младшего школьного возраста через расширение их духовного, социального, личного и интеллектуального развития, формирования всеобщей культуры.
Для проверки эффективности психолого-педагогической программы был проведен контрольный эксперимент. Повторная диагностика была проведена по тем же методикам, которые использовали на констатирующем этапе. Результаты диагностики показали, что произошло снижение числа детей, демонстрирующих низкий уровень воображения, они повысили его до среднего. Учащиеся, проявляющие средний уровень воображения повысили его, либо он остался прежним.
Затем был проведен математико-статистический анализ с помощью непараметрического G-критерия знаков.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность созданной нами программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и подтверждает правильность и достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования. Преобладание повышения уровня воображения у детей младшего школьного возраста не является случайным. После реализации программы произошло изменение уровня воображения младших школьников, что подтвердилось уменьшением показателей низкого уровня воображения и увеличением показателей среднего и высокого уровней. Гипотеза нашего исследования, о том, что уровень воображения детей младшего школьного возраста изменится при реализации развивающей программы, подтвердилась. Также нами были составлены рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности «Путь творчества» способствует повышению уровня образного и словесного уровня воображения. Она может применяться учителями начальных классов во внеурочной деятельности, так как соответствует целям и задачам, привлекательна и интересна детям.
Подобные работы
- Развитие творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Развитие памяти у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНИКА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ
ДИДАКТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018



