Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности

Работа №81793

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
809
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1 Проблема развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Особенности развития воображения у младших школьников 17
1.3 Модель развития воображения младших школьников во внеурочной
деятельности 23
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 31
2.1 Этапы, методы и методики исследования 31
2.2 Характеристика выборки и анализ результатов исследования 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
3.1 Программа развития воображения младших школьников во
внеурочной деятельности 44
3.2 Результаты исследования воображения младших школьников во
неурочной деятельности 51
3.3 Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по
развитию воображения младших школьников 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методики диагностики воображения 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Результаты констатирующего исследования уровня воображения младших школьников 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Результаты опытно-экспериментального исследования уровня развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности


С внедрением федеральных государственных образовательных стандартов проблема воспитания творческой личности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной личности. Происходящий сегодня рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
В связи с этим возникла потребность в новых методах развития воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье [55].
Воображение - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающий себя в построении образа продуктов труда, создающий программу поведения тогда, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Во связи с различными факторами, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и мышления.
Современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир. Но самостоятельно дети не могут развивать воображение, в этом они полагаются на помощь родителей и учителей.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», на сегодняшний день закрепил право родителей на удовлетворение образовательных потребностей и запросов обучающихся в целях развития их творческих способностей. Это создает возможность подрастающему поколению реализовать свой творческий потенциал. Так как в быстроразвивающемся мире, в условиях рыночной экономики, которая преобладает в большинстве развитых странах, так сильно ценятся неординарное мышление и оригинальные идеи. Уже доказано, что воображение тесно связано и с другими психическими процессами: мышлением, памятью, вниманием и восприятием. К большому сожалению, современная учебная программа начальных классов не предусматривает достаточное количество приемов и методик по развитию воображения. Внеурочная деятельность позволяет развивать индивидуальные особенности, интересы и склонности, формировать многие ценные моральные качества, прививать необходимые умения и навыки. Именно поэтому, мы считаем, что целенаправленное развитие творческого воображения будет наиболее продуктивно во внеурочной деятельности [73].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеклассную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Сегодня внеурочная деятельность преимущественно понимается, как деятельность, которая организуется во внеклассное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности. Проявляемая вне уроков активность детей обусловлена в основном их интересами и потребностями, обеспечивающая развитие, воспитание и социализацию ребенка младшего школьного возраста. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное [80].
Внеурочная деятельность способствует развитию индивидуальных особенностей, интересов и склонностей, формированию моральных качеств ребенка. В понятие внеурочная деятельность включена система занятий и общения учащихся в школе после уроков. Сюда входят и элементы учебной деятельности, которая организуется после уроков и направлена на воспитание сознательного отношения к учению, развитие познавательных интересов и овладение культурой умственного труда. Но важнее тот факт, что внеурочная деятельность способствует развитию воображения младших школьников. Почти все формы работы во внеурочной деятельности дают ребенку возможности для проявления фантазии.
На научном уровне, вопросами изучения воображения как познавательного процесса занимались многие отечественные и зарубежные ученые: Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, М. В. Гамезо, А. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, А. А. Реан, С. Л. Рубинштейн и другие [39, с. 126].
Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развивается постепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образы, создаваемые воображением, какими бы необычными они ни были, базируются на тех образах и впечатлениях, которые мы приобретаем в реальности. Иными словами, чем больше и многообразнее наш опыт, тем выше потенциал творческого воображения.
Детское воображение является творческим отображением действительности. Впечатления от общения со сверстниками, семейных отношений ребенок отражает в своих рисунках, играх, занятиях, а во время этой творческой переработки накопленного опыта формируется его воображение [49].
Непрерывная деятельность воображения - продуктивный метод постижения, а также освоения младшим школьником окружающего мира, вероятность выйти из-за границы индивидуального практического навыка, важнейшая психологическая предпосылка развития креативного подхода к миру.
Вопрос развития детского творческого воображения актуален, так как данный психический процесс - неотъемлемый компонент любой формы творческой деятельности ребенка, поведения ребенка в совокупности. В последнее время в психологической и педагогической литературе часто поднимается вопрос о значении воображения в интеллектуальном развитии ребенка, о сути механизмов воображения [8, 9, 22, 33, 66]. В психологической литературе в полной мере освещены вопросы воображения. Большой вклад в исследование творчества и воображения внесли такие психологи, как: Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, М. А. Холодная, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич и др.
Творчески мыслящий человек способен быстрее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечить себе большую свободу выбора. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции личности. Творческое развитие личности формируется в детском возрасте, поэтому так важно заложить этот фундамент на начальном этапе образования.
Как показали исследования В. В. Давыдова, В. А. Крутецкого, Н. С. Лейтеса, С. Л. Рубинштейна, Л. С. Семёнова, Д. Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учебного материала учащимися. Но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в школе [59].
На начальном этапе образования происходит значительное расширение объема знаний ребенка, которые он получает в ходе обучения. Также ребенок овладевает разнообразными умениями и навыками, 6
обогащающими образы, которые он создает. Это означает, что воображение - отражение действительности в переработанных образах, и чем больше объём воспринятых и переработанных образов, тем выше уровень воображения.
На основании всего вышесказанного, мы сформулировали цель нашего исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования - воображение младших школьников.
Предмет исследования - развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - уровень воображения младших школьников изменится при реализации развивающей программы, включающей в себя дидактические игры, арттерапию, имитационные игры, музыкотерапию, творческие педагогические игры.
Задачи:
1. Проанализировать проблему развития воображения младших школьников в психолого-педагогической литературе.
2. Изучить особенности развития воображения младших школьников.
3. Теоретически обосновать и разработать модель развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Определить этапы, методы и методики исследования.
5. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
6. Разработать и реализовать программу развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
7. Проанализировать результаты опытно-экспериментального исследования развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности.
8. Составить рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Методы исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G-критерий знаков.
Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска», во 2 классе, в рамках внеклассных занятий курса «Старт в науку».
Структура и объём работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Воображение как своеобразная форма отражения действительности осуществляет мыслительный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего. Воображение играет огромную роль в жизни человека. С помощью воображения, человек творит, функционально оптимизирует свою жизнедеятельность и управляет ею.
Сегодня, современная школа стремится воспитать человека, способного мыслить и конкурировать, который умеет применять полученные в разных областях знания на практике, видеть проблему как целое и частное, решать неординарные задачи, которые нам определяет научный прогресс. Сегодня, на рынке труда ценится способность «думать не как другие», то есть видеть неординарные пути решения задачи, создавать новый уникальный продукт. Основу такой личности мы можем заложить в начальных классах, когда ребенок начинает познавать мир, учится его анализировать. В этот момент анализа и познания развивается воображение, которое влияет не только на учебную деятельность, но и на то, как ребенок воспринимает мир.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок хочет учиться, умеет учиться и верит в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Теоретически обоснованная модель развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности состоит из следующих структурных компонентов: теоретический (теоретические основы исследования проблемы развития воображения); диагностический (диагностическое исследование по проблеме исследования); развивающий (разработка и реализация программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности); аналитический (анализ результатов опытно-экспериментального исследования и оценка эффективности программы развития воображения детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности).
Развитие воображения младших школьников во внеурочной деятельности проводилось в несколько этапов: подготовительный, опытно - экспериментальный и обобщающий.
Были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретические методы - анализ научной литературы по проблеме, синтез, обобщение, целеполагание, моделирование.
2. Эмпирические методы - констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности (творчества), диагностические методики: «Нарисуй что-нибудь» (Т. Д. Марцинковской), краткий тест творческого мышления Э. Торренса «Закончи рисунок» в модификации Е. Е. Туник, тест «Три слова» (Л. Ю. Субботиной).
3. Математико-статистический метод - непараметрический G- критерий знаков.
В исследовании приняли участие ученики 2-ого класса, посещающие внеурочный курс «Старт в науку» в МБОУ «СОШ №121 г. Челябинска». Количество участников - 10 человек. Среди них 5 девочек и 5 мальчиков, в возрасте 8-9 лет.
Анализ данных показал, что по результатам методики «Нарисуй что- нибудь» (автор: Т. Д. Марцинковская) 2 ребенка (20 %) имеют высокий уровень воображения, 6 детей (60 %) средний уровень и один ребенок (10 %) низкий уровень воображения.
По результатам тестирования по методике Э. Торренса «Закончи рисунок», 3 детей (30 %) показали высокий уровень воображения, 3 детей (30 %) средний уровень воображения и 4 ребенка (40 %) низкий уровень воображения.
Методика «Три слова» Л. Ю. Субботиной показала, что 6 детей (60 %) имеют средний уровень воображения, 1 ребенок (10 %) низкий уровень воображения, 3 детей (30 %) высокий уровень воображения.
Таким образом, в ходе анализ данных, мы пришли к выводу о необходимости создания программы развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности с применением дидактических игр, арттерапии, музыкотерапии, имитационных игр, творческих выставок.
Проанализировав результаты констатирующего исследования уровня развития воображения у детей младшего школьного возраста, мы составили программу, реализуемую во внеурочной деятельности. Программа «Путь творчества» состояла из 12 групповых занятий и была направлена на развитие воображения детей младшего школьного возраста через расширение их духовного, социального, личного и интеллектуального развития, формирования всеобщей культуры.
Для проверки эффективности психолого-педагогической программы был проведен контрольный эксперимент. Повторная диагностика была проведена по тем же методикам, которые использовали на констатирующем этапе. Результаты диагностики показали, что произошло снижение числа детей, демонстрирующих низкий уровень воображения, они повысили его до среднего. Учащиеся, проявляющие средний уровень воображения повысили его, либо он остался прежним.
Затем был проведен математико-статистический анализ с помощью непараметрического G-критерия знаков.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность созданной нами программы развития воображения у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и подтверждает правильность и достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования. Преобладание повышения уровня воображения у детей младшего школьного возраста не является случайным. После реализации программы произошло изменение уровня воображения младших школьников, что подтвердилось уменьшением показателей низкого уровня воображения и увеличением показателей среднего и высокого уровней. Гипотеза нашего исследования, о том, что уровень воображения детей младшего школьного возраста изменится при реализации развивающей программы, подтвердилась. Также нами были составлены рекомендации родителям и педагогам по развитию воображения младших школьников.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наша программа развития воображения младших школьников во внеурочной деятельности «Путь творчества» способствует повышению уровня образного и словесного уровня воображения. Она может применяться учителями начальных классов во внеурочной деятельности, так как соответствует целям и задачам, привлекательна и интересна детям.



1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Кн. 6. Педагогическая симфония. Ч.1. Здравствуйте, Дети! [Текст] - Москва: Просвещение, 2013. - 320 с.
2. Амосова, И. Ю. Развитие творческого воображения младших школьников / И. Ю. Амосова // Современная педагогика. - 2013. - № 5. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21111667(дата обращения: 18.02.2020).
3. Антилогова, Л. Н. Роль самооценки в развитии творческих
способностей младших школьников / Л. Н. Антилогова, Л. Г. Карпова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №2 (24). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samootsenki-v-razvitii-
tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 17.11.2019).
4. Анфилатов, В. С. и др. Системный анализ в управлении [Текст]: Учеб. пособие. - Москва: Финансы и статистика, 2009. - 386 с.
5. Апалькова, Н. А. Обычное рисование с помощью необычных приемов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2011. - Т. 21. - С. 16-26. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56995.htm(дата обращения: 28.11.2020).
6. Апшева, С. Ю. Влияние факторов семейного воспитания на развитие творческого воображения младших школьников / С. Ю. Апшева, Ф. В. Малухова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19619(дата обращения: 04.12.2019).
7. Баллон, А. Психическое развитие ребенка [Текст] / А. Баллон. - Москва: «Просвещение», 2014. - 300 с.
8. Белкина, В. Н. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / В. Н. Белкина, М. А. Сивкова // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - №2. - С.
95-98. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/article/vZrazvitie-
voobrazheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-igrovoy-deyatelnosti- 1 (дата обращения: 08.03.2020).
9. Боброва, А. И. Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности. Сайт ЮУрГГПУ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/912(дата обращения: 29.02.2020).
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование) [Текст]. - Москва: Просвещение, 2013. - 254 с.
11. Брушлинский, А. В. Субъективное мышление, учение, воображение [Текст]. - Воронеж: Издательство института практической психологии, 2006. - 374 с.
12. Вальтер, Д. В. Изучение актуального уровня развития воображения младших школьников [Текст] / Д. В. Вальтер, С. А. Коваль // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 57-9. - С. 40-47.
13. Ванник, М. Э. Развиваем творческое воображение у детей [Текст]. - Москва: Академия, 2015. - 125 с.
14. Возрастные особенности психического развития детей [Текст] / Под ред. И. В. Дубровиной и М. И. Лисиной. - Москва: Педагогика, 2012. - 312 с.
15. Волгуснова, Е. А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников [Текст] // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». - 2014. - Т. 20. - № 3. - С. 44-47.
16. Волгуснова, Е. А. Формирование творческого воображения в процессе процудирования сказочных импровизаций и комических конструкций младшими школьниками [Текст]. - Шадринск: Каргапольский филиал ОГПУ «ШДП», 2012. - 200 с.
17. Володичева, Н. В. Творческое воображение младших школьников [Текст] // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 4. - С. 84-87.
18. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д. И. Фельдштейна. - Москва: Международная педагогическая академия, 2014. - С. 26-32.
19. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. - Москва: Просвещение, 2001. - 93 с.
20. Г аврилова, Н. Г. Развитие воображения и его роль в становлении личности младшего школьника [Текст] / Н. Г. Гаврилова, О. В. Моторова / Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чувашская Республика Чувашия. - 2017. - С. 44-49.
21. Гречко, С. А. Развитие воображения младшего школьника //
Возрастная и педагогическая психология. - 2017. - №2. - С. 5-9.
- Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/213863/ (дата обращения: 28.02.2020).
22. Гуделис, В. В. Развитие творческого воображения младшего школьника на уроках изобразительного искусства [Текст] / В. В. Гуделис, Е. С. Черепанова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. / Отв. ред. А. А. Сукиасян. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 100-102.
23. Давыдова, Л. С. Развитие творческого воображения в детском возрасте [Текст] // Известия Воронежского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1 (266). - С. 103-106.
24. Долгова, В. И. Системные инновационные технологии
целеполагания [Текст] // XXXV International Research and Practice Conference «Global crisis of contemporaniety in the sphere of mindset, social values and political interests correlation»: сб. труд. Международной виртуальной Интернет-конференции (Лондон, 05-12 ноября 2012). - Лондон,
Великобритания, 2012. - С. 41-45. - Режим доступа:
http: //gisap.eu/ru/node/16023.
25. Долгова, В. И. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам исследования [Текст] / В. И Долгова., В. А. Ткаченко // Научное мнение. - № 8. - 2012. - С. 89-103.
26. Долгова, В. И. Формирование воображения у дошкольников:
программа, результаты, рекомендации // Ученые записки университета Лесгафта. - 2014. - №11 (117). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-voobrazheniya-u-doshkolnikov- programma-rezultaty-rekomendatsii(дата обращения: 20.04.2020).
27. Дубровская, Н. В. Рисунки, спрятанные в пальчиках [Текст]. Наглядно-методическое пособие. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2003.
- 32 с.
28. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] // Смоленск: Изд-во Смоленского гос.пед. ин-та. - 1974.
- 153 с.
29. Дьяченко, О. М. Развитие воображения [Текст]. - Москва: Наука, 1996. - 160 с.
30. Журавлев, А. Л. О стиле научного творчества В.Н. Дружинина / А. Л. Журавлев, М. А. Холодная //Психологический журнал. - 2015. Т. 36. - № 4. - С. 109-113. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24001565&(дата обращения: 28.11.2019).
31. Звягин, Л. С. Принципы системного подхода в моделировании систем // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 419-421. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/65/10781/(дата обращения: 05.03.2020).
32. Зырянова, А. С. Воображение и творческие способности детей в младшем школьном возрасте // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 850-852.
- Режим доступа: https://moluch.ru/archive/88/17144/(дата обращения: 10.02.2020).
33. Иванова, Л. В. Влияние дополнительного образования на развитие образного мышления и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста / Л. В. Иванова, Е. А. Пудеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. Т. 44. - С. 183-190.
- Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56993.htm(дата обращения: 28.11.2020).
34. Иванова, Т. В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. №3 (51).
- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-
mehanizmy-razvitiya-voobrazheniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 20.04.2020).
35. Иванова, Т. В. Развитие воображения младших школьников [Текст] - Курск: Региональный открытый социальный ин-т, 2015. - 84 с.
36. Игнатьев, В. Е. Психология [Текст]. - Москва: Просвещение, 2010. - 344 с.
37. Игнатьев, Е. И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека [Текст]. - Москва: Флинта, 2015. - 179 с.
38. Ильенков, Э. В. К проблеме воображения [Текст] // Вопросы психологии. - 2017. - № 5. - С. 34-38.
39. Истратова, О. Н. Справочник психолога начальной школы [Текст] (2-е изд.) Серия «Справочники». / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.
- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 448 с.
40. Кислов, А. В. Диагностика творческих способностей ребенка [Текст] / А. В. Кислов, Е. Л. Пчелкина. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 64 с.
41. Кондратьева, О. А. Изучение гендерных особенностей
воображения старших дошкольников / О. А. Кондратьева, Н. С. Юрина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. Т. 7. - С. 116-120. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56101.htm(дата
обращения: 28.11.2019).
42. Кора, Н. А. Развитие воображения младших школьников в условиях инновационного обучения [Текст]: дис. канд. псих. наук. - Иркутск, 1998. - 182 с.
43. Котова, С. К. Системно-деятельностный подход в реализации
ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -
2016. - Т. 19. - С. 37-41. - Режим доступа: http://e-
koncept.ru/2016/56247. htm.
44. Кудрявцев, В. Т. Воображение ребёнка [Текст]: природа и развитие // Психологический журнал. - 2001. - № 5. - С. 57-68.
45. Кудрявцев, В. Т. Природа и генез воображения [Текст]. - Москва: Языки русской культуры, 2009. - С. 155-171.
46. Кураев, Г. А. Психология человека [Текст]: Курс лекций. [Текст] / Г. А. Кураев, Е. Н. Пожарская. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.
47. Курилова, А. С. Сущность понятия «творческое воображение» у детей младшего школьного возраста [Текст] // Современные научные исследования и разработки. - 2017. - № 5 (13). - С. 193-197.
48. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования [Текст]: учебно-методическое пособие. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.
49. Лазарева, С. Ю. Развитие творческих способностей ребенка младшего школьного возраста / С. Ю. Лазарева, Е. Ю. Фатеева // Открытый
урок. - 2015. - №4. - С. 85-87. - Режим доступа: http://xn--
i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/313562/ (дата обращения: 09.12.2019).
50. Лысых, Н. В. Подготовка педагогического коллектива к
реализации закона системной дифференциации в образовательном учреждении // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2013. - №1 (14). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-pedagogicheskogo-kollektiva-k- realizatsii-zakona-sistemnoy-differentsiatsii-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii(дата обращения: 08.03.2020).
51. Майер, А. А. Развитие ребёнка в системе непрерывного
образования // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2013. - №6 (27). - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rebyonka-v-sisteme-nepreryvnogo- obrazovaniya(дата обращения: 04.03.2020).
52. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 583 с.
53. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей [Текст]. Пособие по практической психологии. - Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. - 176 с. Ил. текст.
54. Морозова, О. В. Творческое воображение в младшем школьном возрасте [Текст] // Инновации в науке. - 2013. - № 20. - С. 71-77.
55. Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания // Молодой ученый. - 2019. - № 2 (240). - С. 360-361. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/240/55442/(дата обращения: 20.04.2020).
56. Мурзина, Н. П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" [Текст] /
Н. П. Мурзина, Е. В. Чердынцева, М. В. Мякишева, Е. Г. Ожегова, Е. В. Намсинк, И. Н. Рассказова, Е. В. Чухина, О. В. Якубенко. Под общей редакцией Н. П. Мурзиной. - Омск : изд-во ОмГПУ, 2015. - 484 с.
57. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]. 10-е изд., перераб. и доп. - Москва: Академия, 2006. - 608 с.
58. Мухина, В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта [Текст] / В.С. Мухина. - Москва: Педагогика, 1981. - 240 с.
59. Натадзе, Р. Г. Воображение как фактор поведения [Текст]. - Москва: Прогресс, 2005. - 186 с.
60. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 640 с.
61. Олькова, Ю. В., Особенности воображения младших школьников [Текст] / Ю. В. Олькова, Л. Г. Пузеп // Тара: Омский государственный педагогический университет (Филиал ОмГПУ в г. Таре). -
2017. - С. 152-155.
62. Педагогика [Текст]: Учебник / Л. П. Крившенко,
М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; под ред. Л. П. Крившенко. - Москва: ТК Велби, Из-во Проспект, 2010. - 432 с.
63. Пронина, Е. В. Развитие воображения дошкольника [Текст]. - Владимир: Изд-во ВГГУ, 2006. - 192 с.
64. Речицка, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха [Текст] / Е. Г. Речицка, Е. А. Сошина. - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. - 2014. - 144.
65. Рубинштейн, C. Л. Основы общей психологии [Текст]. - Санкт- Петербург: Питер, 2017. - 368 с.
66. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст]. - Санкт-Петербург: ООО «Речь», 2003. - 350 с., ил.
67. Скляр, В. А. Введение в проблему психологического консультирования педагогов по развитию воображения у младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №7.6. - С. 214-216. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27819/(дата обращения: 12.03.2020).
68. Скоробогатов, В. А., Коновалова Л. И. Феномен воображения: сравнительно-исторический анализ [Текст]. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 183 с.
69. Слепцов, В. П. Развитие творческого воображения у младших школьников [Текст] // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе материалы V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - 2016. - С. 29-31.
70. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст]: Учебное пособие / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - Москва: Изд-во ПСТГУ, 2016. - 305 с.
71. Смирнова, Е. О. Детская психология [Текст]. - Санкт-
Петербург: Питер, 2015. - 304 с.
72. Солопова, Г. Н. Игры и упражнения для развития воображения и креативного потенциала младших школьников [Текст] // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. - 2014. - С. 78-81.
73. Сорокина Е. С. Исследование развития творческого воображения младших школьников во внеурочной деятельности / Е. С. Сорокина, Т. В. Суняйкина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S2. - С. 144-148. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2017/470031.htm(дата обращения: 14.02.2020).
74. Суняйкина, Т. В. К вопросу об уровне творческого воображения первоклассников / Т. В. Суняйкина, А. С. Хуторова // Концепт. - 2015. - №S7. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-urovne- tvorcheskogo-voobrazheniya-pervoklassnikov(дата обращения: 10.01.2020).
75. Терехова, Г. В. Конструктивные способы взаимодействия педагогов по творческому развитию с детьми младшего школьного возраста при решении проблем // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №8. - С. 86-91. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30611409&(дата обращения: 23.11.2019).
76. Терехова, Г. В. Развитие изобретательских способностей младших школьников в системе дополнительного образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - №7. - С. 87-91. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30450987(дата обращения: 28.01.2020).
77. Токарь, О. В. Психология развития и возрастная психология в схемах, таблицах, комментариях [Текст]: учебное пособие. - Москва: Флинта, 2014. - 64 с.
78. Туник, Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса [Текст]. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 170 с.
79. Уянаева, Э. А. Исследование уровня развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста / Э. А. Уянаева, М. Т. Ногерова // Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик. - 2015. - № 44. - С. 69-73. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23592881(дата обращения: 27.01.2020).
80. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 06.03.2019 г.) [Текст] // «Российская газета», №303, 31.12.2012.
81. Фельдштейн, Д. И. Психология развития человека как личности: избранные труды [Текст]: Т.2. - Воронеж: МОДЭК, 2013. - 455 с.
82. Холодная, М. А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность [Текст] / Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. - Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2017. - С. 149-163.
83. Чернецкая, Н. И. Особенности развития творческого мышления
в младшем школьном и подростковом возрасте // Концепт. - 2012. - №8. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-
tvorcheskogo-myshleniya-v-mladshem-shkolnom-i-podrostkovom-vozraste (дата обращения: 17.10.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ