Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики

Работа №81790

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
254
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА 1. Развитие познавательных универсальных
учебных действий младших школьников в психолого-педагогической
литературе
1.1. Характеристика познавательных универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО
1.2. Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников во время
1.3 Роль логических задач в развитии универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы по
развитию познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников
2.1. Организация и методы диагностики выявления уровня развития
логических универсальных учебных действий
2.2. Логические задачи на развитие познавательных
универсальных учебных действий младших школьников
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
констатирующего эксперимента
3.2 Анализ результатов формирующего этапа
экспериментальной работы
Выводы по 3 главе
Заключение

Математика всегда занимала особое место в науке, культуре и общественной жизни, являлась и является одной из важнейших наук в мире. Изучение математики играет огромную роль в образовании, развивает познавательные способности человека, в том числе к логическое мышление, влияет на изучение других наук и дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять и анализировать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [26].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает субъекта присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [22].
В соответствия с Федеральным государственным образовательным стандартом планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметным и предметных результатов обучения младших школьников.
Метапредметные результаты - освоенные обучающихся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Среди универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные, т. к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные УУД - это система способов познания мира, построением самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [46].
Образовательный стандарт начального общего образования по математике направлен на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков. Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи.
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию УУД, другие испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления
учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла [29].
Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Анализ литературы по теме исследования показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количество материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, нельзя сказать, что проблема внутри этой сложной темы исчерпана.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной проработкой этого вопроса в образовательном процессе.
Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему исследования: каковы возможности образовательной программы при развитии познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Развитие способностей и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе. Всегда уроки математики обеспечивали развитие познавательных действий. При наличии научных и практических наработок и признанием необходимости развития универсальных учебных действий у
учащихся. Все это и обусловило актуальность темы исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Одним из компонентов развития познавательных универсальных учебных действий, является решение младшими школьниками решение логических текстовых задач. В связи с этим, мы ввели уточнение, далее будем рассматривать логические универсальные учебные действия.
Цель исследования - изучить теоретические основы развития логических УУД у младших школьников на уроках математики для разработки текстовых задач.
Объект исследования - развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- дать характеристику познавательным универсальным учебным действиям;
- изучить особенности развития младших школьников;
- проанализировать результаты эксперимента и подобрать банк текстовых задач.
Гипотеза: будет ли более эффективное обучение, если на уроках математики в начальной школе будут использованы логические текстовые задачи.
Решение поставленных задач, осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретических (историко-аналитического, сравнительно¬
сопоставительного, формализации, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования); эмпирических (опроса, анкетирования, наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента); математических методов (статистическая обработка данных, графическое представление результатов исследования).
База исследования - филиал лицея №35 в г. Челябинске, в количестве 60 человек и 2 педагогов.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка в количестве 61 шт., 5 рисунков, 10 таблиц.
Результаты выпускной квалификационной работы были отражены в следующих публикациях:
1. Корнилова О.В. Развитие и реализация ФГОС для начального
образования // Интернаука: научный журнал. № 23(27). - М., Изд. «Интернаука», 2017. - С. 14-15.
2. Корнилова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Профессиональная наука: научный журнал. № 17.- Нижний Новгород, Изд. «Профессиональная наука», 2017. - С. 31-34.
3. Корнилова О.В. Сравнительный анализ программ Л.В. Занкова и «Перспективная начальная школа» // V Международный педагогический форум молодых ученых "Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования (г. Самара)".

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность данной темы позволила рассмотреть развитие способностей и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия, что повысило эффективность образовательного процесса в начальной школе. Основным, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила младшим школьникам строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Развитие логического мышления складывается из устойчивого внимания и интеллекта, интеллект - это гарантия личной свободы человека, его самореализации и самодостаточности.
Задачи развития познавательных универсальных учебных действий, рассматривали, как основу развития личности младшего школьника. И дает возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, то есть имение учиться.
В работе были выбраны две методики, по которым, в последствии, проводились замеры, расчеты и выводы. В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что экспериментальная группа показала ниже результат, нежели контрольная группа. Но после проведенного формирующего эксперимента, по итогам она улучшила результаты, что и при расчетах нам показал х2 Пирсона.
По результатам работы выяснилось, что необходима целенаправленная работа по развитию логических универсальных учебных действий посредствам решения задач у младших школьников. Для этого нами был предложен сборник «В помощь учителю начальных классов» (подборка логических задач для учащихся 4 классов, обучающихся по программе «Перспективная начальная школа»), который должен помощь учителю в решении данного вопроса.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ