Введение
ГЛАВА 1. Развитие познавательных универсальных
учебных действий младших школьников в психолого-педагогической
литературе
1.1. Характеристика познавательных универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО
1.2. Особенности развития логических универсальных учебных действий у младших школьников во время
1.3 Роль логических задач в развитии универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Организация экспериментальной работы по
развитию познавательных универсальных учебных действий
у младших школьников
2.1. Организация и методы диагностики выявления уровня развития
логических универсальных учебных действий
2.2. Логические задачи на развитие познавательных
универсальных учебных действий младших школьников
Выводы по главе 2
ГЛАВА 3. Результаты и их обсуждение
3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования
констатирующего эксперимента
3.2 Анализ результатов формирующего этапа
экспериментальной работы
Выводы по 3 главе
Заключение
Математика всегда занимала особое место в науке, культуре и общественной жизни, являлась и является одной из важнейших наук в мире. Изучение математики играет огромную роль в образовании, развивает познавательные способности человека, в том числе к логическое мышление, влияет на изучение других наук и дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому человеку для его успешной жизни в современном обществе.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) важной задачей становится развитие у младших школьников умения учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять и анализировать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [26].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает субъекта присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность,
социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [22].
В соответствия с Федеральным государственным образовательным стандартом планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметным и предметных результатов обучения младших школьников.
Метапредметные результаты - освоенные обучающихся универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные). Среди универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные, т. к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека.
Познавательные УУД - это система способов познания мира, построением самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации. [46].
Образовательный стандарт начального общего образования по математике направлен на достижение следующих целей: развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков. Освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры.
Математика в начальной школе выступает как основа развития познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, пространственного воображения, математической речи.
Однако на современном этапе развития начального общего образования часть педагогов сомневаются в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной работы по формированию УУД, другие испытывают затруднения в организации специальной деятельности учащихся.
Математика является одним из основных предметов общеобразовательной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Развитие логического мышления
учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла [29].
Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Анализ литературы по теме исследования показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количество материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, нельзя сказать, что проблема внутри этой сложной темы исчерпана.
Таким образом, возникает противоречие: между необходимостью развития у обучающихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной проработкой этого вопроса в образовательном процессе.
Данное противоречие позволяет выделить следующую проблему исследования: каковы возможности образовательной программы при развитии познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Развитие способностей и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе. Всегда уроки математики обеспечивали развитие познавательных действий. При наличии научных и практических наработок и признанием необходимости развития универсальных учебных действий у
учащихся. Все это и обусловило актуальность темы исследования: «Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики».
Одним из компонентов развития познавательных универсальных учебных действий, является решение младшими школьниками решение логических текстовых задач. В связи с этим, мы ввели уточнение, далее будем рассматривать логические универсальные учебные действия.
Цель исследования - изучить теоретические основы развития логических УУД у младших школьников на уроках математики для разработки текстовых задач.
Объект исследования - развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования - развитие логических универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:
- дать характеристику познавательным универсальным учебным действиям;
- изучить особенности развития младших школьников;
- проанализировать результаты эксперимента и подобрать банк текстовых задач.
Гипотеза: будет ли более эффективное обучение, если на уроках математики в начальной школе будут использованы логические текстовые задачи.
Решение поставленных задач, осуществлялось с помощью комплекса методов: теоретических (историко-аналитического, сравнительно¬
сопоставительного, формализации, аналогии, индуктивно-дедуктивного, моделирования); эмпирических (опроса, анкетирования, наблюдения, тестирования, педагогического эксперимента); математических методов (статистическая обработка данных, графическое представление результатов исследования).
База исследования - филиал лицея №35 в г. Челябинске, в количестве 60 человек и 2 педагогов.
Квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографического списка в количестве 61 шт., 5 рисунков, 10 таблиц.
Результаты выпускной квалификационной работы были отражены в следующих публикациях:
1. Корнилова О.В. Развитие и реализация ФГОС для начального
образования // Интернаука: научный журнал. № 23(27). - М., Изд. «Интернаука», 2017. - С. 14-15.
2. Корнилова О.В. Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников // Профессиональная наука: научный журнал. № 17.- Нижний Новгород, Изд. «Профессиональная наука», 2017. - С. 31-34.
3. Корнилова О.В. Сравнительный анализ программ Л.В. Занкова и «Перспективная начальная школа» // V Международный педагогический форум молодых ученых "Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования (г. Самара)".
Актуальность данной темы позволила рассмотреть развитие способностей и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия, что повысило эффективность образовательного процесса в начальной школе. Основным, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила младшим школьникам строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания.
Развитие логического мышления складывается из устойчивого внимания и интеллекта, интеллект - это гарантия личной свободы человека, его самореализации и самодостаточности.
Задачи развития познавательных универсальных учебных действий, рассматривали, как основу развития личности младшего школьника. И дает возможность самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения, то есть имение учиться.
В работе были выбраны две методики, по которым, в последствии, проводились замеры, расчеты и выводы. В ходе констатирующего эксперимента выяснилось, что экспериментальная группа показала ниже результат, нежели контрольная группа. Но после проведенного формирующего эксперимента, по итогам она улучшила результаты, что и при расчетах нам показал х2 Пирсона.
По результатам работы выяснилось, что необходима целенаправленная работа по развитию логических универсальных учебных действий посредствам решения задач у младших школьников. Для этого нами был предложен сборник «В помощь учителю начальных классов» (подборка логических задач для учащихся 4 классов, обучающихся по программе «Перспективная начальная школа»), который должен помощь учителю в решении данного вопроса.