Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий

Работа №8178

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы195стр.
Год сдачи2007
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
509
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-13
Глава I Теоретические основания познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий
1.1. Сущность познавательной самостоятельной деятельности в процессе обучения 14-44
1.2. Формирование грамматических понятий в процессе самостоятельной познавательной деятельности студентов 45-69
1.3. Дидактическое взаимодействие преподавателя и студентов в процессе развития познавательной самостоятельности студентов при усвоении
учебных грамматических понятий 70-85
Выводы по I главе 85-89
Глава II Проектирование познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий
2.1. Дидактическая модель развития самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий 90- 107
2.2. Содержание, формы и методы стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе усвоения грамматических понятий иностранного языка 108-140
2.3. . Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 141-164
Выводы по II главе 165-166
Заключение 167-170
Библиография 171-188
Приложения 189-206


В настоящее время в системе высшего образования подготовка будущего специалиста, способного к саморазвитию и самообразованию, выступает определяющей характеристикой ее качества. В этом случае знание становится средством достижения более высокого уровня собственного познания и развития в процессе самостоятельной работы. Это диктует необходимость совершенствования содержания, форм и методов организации самостоятельной познавательной деятельности студентов.
В системе обучения в вузе возрастает роль изучения иностранного языка как средства межкультурной коммуникации. Иностранный язык в сопоставлении с другими учебными дисциплинами характеризуется специфическим соотношением знаний и умений, что предопределяет отношение к нему как к особому средству развития познавательной самостоятельности студентов.
Первостепенное значение при овладении иностранным языком имеет изучение грамматики, так как с ее помощью обеспечивается формирование умений устной и письменной коммуникации, что, в свою очередь, открывает новые перспективы изучения мирового опыта в сфере профессиональной деятельности, самообразования и саморазвития. Это обусловливает пристальное внимание к проблеме самостоятельной познавательной деятельности в процессе усвоения учебных грамматических понятий в системе языковой компетенции будущих специалистов.
Различные аспекты проблемы развития познавательной самостоятельности обучаемых нашли отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях. В этих работах дана общая характеристика самостоятельной познавательной деятельности (Е.Я.Голант, М. А. Данилов, Л.В.Жарова, Г.С.Закиров, Е.Н.Кабанова-Меллер,
М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, Н.А.Половникова и др.), разработаны
3

классификации самостоятельных работ (Б.П.Есипов, А.С.Лында, Р.М.Микельсон и др.), выделены условия организации самостоятельной учебной деятельности (М.А.Данилов, Б.П.Есипов, П.И.Пидкасистый), активизации познавательной самостоятельности студентов в учебной деятельности (Д. З. Ахметова, Л.Г.Петерсон); определена структура мотивации самостоятельной познавательной деятельности (В.Г.Асеев, Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленский, И.А.Зимняя, М.В.Матюхина, А.К.Маркова,
Н.А.Менчинская, Е.А. Стурова). Непосредственное наблюдение за организацией учебной деятельности студентов показало, что одним из важнейших недостатков в системе усвоения знаний и формирования профессиональных умений является неумение добывать знания самостоятельно, преобладание педагогических мер воздействия (организация, управление, регуляция) в ущерб самоорганизации, самообразования и саморегуляции. Без самостоятельной познавательной деятельности, как показывают данные исследований В.С.Библера, В.В. Давыдова, Л.В.Занкова, И.И.Ильясова, Н.Ф.Талызиной, А.В.Усовой и др., невозможен процесс формирования понятий. Проблемы развития познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по иностранному языку исследовались в работах И.А.Гиниатуллина, И.А.Зимней, Н.Ф.Коряковцевой,
А.В.Конышевой. Существенный вклад в развитие теории и методики обучения иностранным языкам, и грамматики в частности, внесли:
Н. Д.Гальскова, Н.И.Гез, А.А.Миролюбов, Е.И.Пассов, А.Г.Садыкова, С.Ф.Шатилов, В.С.Цетлин, Л.В.Щерба и др.
В то же время, до сих пор организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения носит репродуктивный характер. Почти нет исследований по формированию стратегий целеполагания, рефлексивной самооценки, способности к самостоятельному усвоению содержания учебного материала.
Отсюда проблему исследования определяют следующие противоречия:
4

- между возросшими потребностями общества в творческих, умеющих самостоятельно организовать свою познавательную деятельность специалистах и недостаточной разработанностью научно- педагогических подходов к развитию учебной самостоятельности студентов;
- между «субъект - субъектной» парадигмой образования, предполагающей активную позицию студента в учебном процессе, и реальным состоянием практики ее реализации, в которой студент выступает пассивным объектом познавательного процесса;
- между имеющимся потенциалом учебной дисциплины «Иностранный язык» в целом и грамматики иностранного языка в частности, в развитии познавательной самостоятельности студентов и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических условий его реализации.
Данные противоречия актуализировали обозначенную проблему и послужили основанием выбора темы диссертационного исследования: «Развитие познавательной самостоятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий».
Цель исследования состоит в выявлении, теоретическом обосновании и опытно-экспериментальной проверке эффективности педагогических условий развития самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе усвоения учебных грамматических понятий.
Объектом исследования выступает самостоятельная познавательная деятельность студентов в процессе обучения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Установка на самостоятельность на современном этапе общественного развития обусловлена быстрым темпом изменения параметров окружающего мира. Совершенствование содержания, форм и методов организации самостоятельной работы студентов диктуется и общемировыми тенденциями в области образования. Это осмысление необходимости непрерывного образования на протяжении всей жизни; гуманизация образования, создание таких образовательных систем, в которых признаётся самоценность и уникальность личности обучающегося, личности, открытой восприятию нового опыта, стремящейся к самореализации, способной совершать осознанный и ответственный выбор (Р.А.Валеева, З. Г.Нигматов). Проблема непрерывного образования заставляет искать новые подходы к обучению в высшей школе, направленные на формирование личности, способной творчески подходить к труду в любой сфере человеческой деятельности.
Самостоятельная познавательная деятельность студентов, помимо мобилизации, способности обобщать получаемую информацию, учит самоорганизации, придаёт чувство внутренней свободы, что ценно само по себе наряду с приобретением профессиональных знаний, умений и навыков на высоком уровне сформированности. Привычка обучающегося к систематической самостоятельной работе является гарантией переноса её на отношение к производству, науке, культуре.
Умения и навыки самостоятельной деятельности должны быть усвоены будущим специалистом в вузе. Однако в существующей практике обучение определяется лишь объем предметных знаний, в результате чего
173

преподаватели часто не ставят задачу формирования у студентов учебной самостоятельности.
Следует отметить, что проблема самостоятельности затрагивает не только студентов, но и самих преподавателей. Отмечается, что по всем позициям научно-исследовательской работы (монографиям, публикациям, компьютерным программам и т.д.) наши преподаватели значительно отстают от своих зарубежных коллег [72].
Иностранный язык, как средство общения, познания окружающего мира и расширения его границ занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Изучение иностранного языка - эффективное средство интеллектуального развития и социализации личности. Особая роль при этом принадлежит изучению грамматики. «Грамматические структуры составляют костяк языка. Видимо, такую же роль они должны играть и в обучении» [153, с.51]. Усилившаяся в последнее время интернационализация всех сфер общественной жизни актуализирует проблему практического владения иностранным языком. При этом без самостоятельной работы практическое овладение иностранным языком просто невозможно. Иностранный язык способствует овладению культурой мышления, дает знания его основных законов, помогает организовать свой труд на научной основе, обучает рефлексии на основе анализа и оценки собственного уровня владения иностранным языком. Все это делает иностранный язык и грамматику иностранного языка в частности, идеальным средством развития самостоятельной познавательной деятельности.
Результаты проведенного исследования, определение сущности самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении иностранного языка и закономерностей усвоения грамматических понятий позволяют нам сделать следующие выводы:
174

1. Развитие познавательной самостоятельности является важной качественной характеристикой личности, имеющей первостепенное значение для успешной учебной деятельности студента, его саморазвития и самосовершенствования. Самостоятельная познавательная деятельность рассматривается как система субъект-субъектного взаимодействия педагога и студента в виде процесса приобретения знаний, навыков и умений на основе самостоятельной аналитико-синтетической деятельности, стимулирующей учебную активность студентов, развивающей их интеллектуальные способности, профессиональные навыки, умения и потребности в самообразовании.
2. Эффективность самостоятельной познавательности студентов при усвоении учебных грамматических понятий повышается при реализации следующих педагогических условий: обеспечение внутренней мотивации учения через принятие личностного смысла изучаемого; субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов в процессе самостоятельной учебной деятельности; применение способов усвоения понятий, последовательности чередования этапов в зависимости от содержания учебного понятия, уровня общего развития студентов, учёта уровня обученности и обучаемости; усвоение учебных грамматических понятий через рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности, через усвоение грамматического значения, формы и категории как осознание способов употребления грамматического понятия на основе оптимального сочетания наглядно-образного, словесно-теоретического и действенно¬практического компонентов мышления обучаемых.
3. Структура самостоятельной и исполнительской учебной деятельности во многом внешне идентичны; их компонентами выступают цель, мотив, содержание, предметные действия и результаты. Однако в самостоятельной деятельности эти компоненты выражены специфически и приобретают глубоко личностный смысл, становясь актуальными для студента: Целью
175

самостоятельной познавательной деятельности студентов является не просто приобретение знаний, умений и навыков, а в первую очередь развитие способностей к самообразованию. Мотивация учебной деятельности может быть как внешней, так и внутренней. Самостоятельная учебная деятельность немыслима без развития внутренней мотивации, нацеленности студента на овладение знаниями и умениями (Рубинштейн). Содержание самостоятельной познавательной деятельности студентов отражает приоритет учебных действий по отношению к усвоенным знаниям, которые вне деятельности теряют свою силу как стимулы учения, как орудия и инструменты познания (Пидкасистый).
Важнейшим компонентом самостоятельной познавательной деятельности, составляющим основу ее структуры, являются самостоятельные предметные действия. Согласно деятельностному подходу к обучению, завершающим этапом в развитии мыслительных операций студентов являются не становление умственного действия, а реализация этого действия в практической деятельности. Результатом самостоятельной познавательной деятельности является развитие способностей студента к самоконтролю и самооценке, что отмечалось многими исследователями (Зимняя, Пассов, Пидкасистый и др.).
4. Иностранный язык, обладающий специфическим соотношением знаний и умений, выступает важным средством развития познавательной самостоятельности студентов.
5. Познавательная самостоятельность студентов при изучении иностранного языка представляет из себя целостную структуру, компонентами которой являются домашняя самостоятельная работа студентов и аудиторная самостоятельная деятельность. Домашняя работа - необходимый подготовительный языковой этап, аудиторная самостоятельная деятельность - речевой этап, логически завершающий формирование речевых умений.
176

6. Самостоятельная познавательная деятельность студентов является главным условием формирования учебных понятий, так как всякое понятие является продуктом деятельности (Леонтьев).
7. Разработанные и апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы дидактическая модель и педагогические условия реализации самостоятельной учебной деятельности студентов способствуют повышению эффективности процесса формирования грамматических понятий в процессе изучения иностранного языка.
177




Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ