Конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций студентов профессиональной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретико-педагогический анализ развития профессиональных
компетенций в ходе проведения конкурсов профессионального мастерства
1.1. Историография проблемы формирования и развития
профессиональных компетенций
1.2. Виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства
1.3. Влияние конкурсов профессионального мастерства на формирование профессиональных компетенций
Выводы по 1 главе
2. Опытно-практическая работа по организации конкурсов
профессионального мастерства в профессиональной образовательной организации
2.1. Характеристика организации ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
2.2. Программа проведения конкурса профессионального мастерства в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
2.3. Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства для формирования профессиональных компетенций обучающихся
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Теоретико-педагогический анализ развития профессиональных
компетенций в ходе проведения конкурсов профессионального мастерства
1.1. Историография проблемы формирования и развития
профессиональных компетенций
1.2. Виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства
1.3. Влияние конкурсов профессионального мастерства на формирование профессиональных компетенций
Выводы по 1 главе
2. Опытно-практическая работа по организации конкурсов
профессионального мастерства в профессиональной образовательной организации
2.1. Характеристика организации ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
2.2. Программа проведения конкурса профессионального мастерства в ГБОУ ПОО «Златоустовский техникум технологий и экономики»
2.3. Методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства для формирования профессиональных компетенций обучающихся
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы. В педагогической науке и практике признано, что эффективными формами самореализации и самосовершенствования студентов являются олимпиады, фестивали, конкурсы профессионального мастерства, проектная деятельность, учебные и производственные практики. Однако конкурсы профессионального мастерства как правило объединяют в себе технологии и модели реализации всех выше перечисленных форм
самопрезентации до профессионального уровня готовности молодежи к дальнейшей работе. Таким образом, одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 68 о среднем профессиональном образовании говорит, что «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
Именно на основании данной статьи Федерального закона мы делаем вывод о том, что проведение конкурса профессионального мастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.
В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности - ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Однако, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем.
Одной из важнейших среди них является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие образовательные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности. Одна из причин указанной проблемы заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как поднять уровень мотивации учебной и, в том числе, самостоятельной, творческой деятельности студентов.
Для того чтобы понять, что же такое конкурс, обратимся к статье 447 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что конкурс — это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс — это «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы». Данные определения позволяют нам выдвинуть предположение, что конкурс является одним из объективных и важных показателей качества профессионального образования.
Цель работы - провести анализ влияния конкурсов профессионального мастерства на развитие профессиональных компетенций, разработать программу проведения профессионального кулинарного конкурса «Праздник Вкуса - 2018» и методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства для формирования профессиональных компетенций обучающихся».
Объект работы - развитие профессиональных компетенций в профессиональном образовании.
Предмет работы - конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций
Задачи:
1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
2. Проанализировать возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.
3. Рассмотреть виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;
4. Разработать программу проведения конкурса профессионального мастерства, направленную на развитие профессиональных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации для студентов профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций.
Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, учебно-программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка программы и методических рекомендации.
Практическая значимость исследования - результат нашего исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном учреждении.
База исследования - исследование проводилось на базе ГБОУ ПОО Златоустовский техникум технологий и экономики, г. Златоуст.
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения.
самопрезентации до профессионального уровня готовности молодежи к дальнейшей работе. Таким образом, одним из эффективных способов повышения мотивации к обучению, активизации познавательной деятельности студентов становятся конкурсы профессионального мастерства.
На основании Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации", статья 68 о среднем профессиональном образовании говорит, что «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».
Именно на основании данной статьи Федерального закона мы делаем вывод о том, что проведение конкурса профессионального мастерства - это увлекательная форма соревнования среди обучающихся. Студенты учатся организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Именно конкурсы профессионального мастерства создают оптимальные условия для творческой самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.
В настоящее время качество профессиональной подготовки будущих специалистов в конкретной области профессиональной деятельности становится очень актуальным, прежде всего для самого специалиста, и определятся степенью его конкурентоспособности на рынке труда. Подготовка будущих специалистов к эффективной трудовой деятельности - ключевая характеристика, которая включает в себя способность к быстрой адаптации на рабочем месте, владение общими и профессиональными компетенциями, а также устойчивую мотивацию к успешной профессиональной деятельности. Однако, несмотря на проводимые в профессиональном образовании перемены, в системе подготовки специалистов можно выявить ряд проблем.
Одной из важнейших среди них является проблема некомпетентности выпускников среднего профессионального образования: они не могут быстро адаптироваться к изменениям в обществе, не используют в работе новейшие образовательные технологии, не могут в полной мере проводить анализ собственной профессиональной деятельности. Одна из причин указанной проблемы заключается в отсутствии интереса к профессии и к учебной деятельности в целом. Преподаватели образовательных учреждений среднего профессионального образования задаются вопросом, как поднять уровень мотивации учебной и, в том числе, самостоятельной, творческой деятельности студентов.
Для того чтобы понять, что же такое конкурс, обратимся к статье 447 Гражданского кодекса РФ, в которой сказано, что конкурс — это способ выбора лица, предложившего наилучшие условия. Данное определение согласуется с пониманием Толкового словаря русского языка, согласно которому конкурс — это «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы». Данные определения позволяют нам выдвинуть предположение, что конкурс является одним из объективных и важных показателей качества профессионального образования.
Цель работы - провести анализ влияния конкурсов профессионального мастерства на развитие профессиональных компетенций, разработать программу проведения профессионального кулинарного конкурса «Праздник Вкуса - 2018» и методические рекомендации по организации и проведению конкурсов профессионального мастерства для формирования профессиональных компетенций обучающихся».
Объект работы - развитие профессиональных компетенций в профессиональном образовании.
Предмет работы - конкурсы профессионального мастерства как фактор развития профессиональных компетенций
Задачи:
1. Изучить теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
2. Проанализировать возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.
3. Рассмотреть виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;
4. Разработать программу проведения конкурса профессионального мастерства, направленную на развитие профессиональных компетенций;
5. Разработать методические рекомендации для студентов профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций.
Методы исследования - изучение и анализ психолого-педагогической литературы, учебно-программной и планирующей документации, изучение интернет ресурсов по проблеме исследования, разработка программы и методических рекомендации.
Практическая значимость исследования - результат нашего исследования могут быть использованы в профессиональном образовательном учреждении.
База исследования - исследование проводилось на базе ГБОУ ПОО Златоустовский техникум технологий и экономики, г. Златоуст.
Структура работы - данная работа состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, библиографического списка и приложения.
Каждая профессия требует овладения специфическими умениями. У студентов эти умения формируются в процессе неоднократного повторения соответствующих заданий. Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста. Практическая подготовка обеспечивает обучение профессиональным знаниям и умениям, охватывающим всю профессиональную деятельность специалиста.
Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».
Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе начального профессионального образования, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации. Происходит накопление учащимися опыта творческой деятельности. Существует ряд специальностей в системе среднего профессионального образования, при обучении которым совершенно необходимо одновременное формирование такого опыта. Это должно стать неотъемлемым компонентом содержания производственного обучения.
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах на областном, региональном и федеральном уровне необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное. Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.
Развитие практических навыков будущих специалистов в области общественного питания по сути своей предполагает весьма комплексное, разностороннее и продуманное обучение. Овладеть необходимыми навыками - значит, стать способным выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
В рамках данного исследования мы разработали программу проведения конкурса профессионального мастерства и методические рекомендации к ней. Выполнили поставленные задачи:
• Изучили теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
• Проанализировали возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.
• Рассмотрели виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;
• Разработали программу проведения конкурса профессионального мастерства, направленную на развитие профессиональных компетенций;
• Разработали методические рекомендации для студентов
профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций.
И сделали выводы о том, что образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством - конкурентоспособного специалиста - профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Конкурсы профессионально мастерства не только дают возможность студентам оценить свои силы, самоутвердиться, показать свои профессиональные знания и умения, совершенствоваться в выбранной профессии, но и позволяет работодателям найти для себя талантливые «кадры».
Конкурсы в сравнении с другими формами внеклассной и внеурочной работы более эффективно способствуют формированию опыта творческой деятельности учащихся в системе начального профессионального образования, создают оптимальные условия для самореализации личности, её профессиональной и социальной адаптации. Происходит накопление учащимися опыта творческой деятельности. Существует ряд специальностей в системе среднего профессионального образования, при обучении которым совершенно необходимо одновременное формирование такого опыта. Это должно стать неотъемлемым компонентом содержания производственного обучения.
Участие в профессиональных конкурсах и олимпиадах на областном, региональном и федеральном уровне необходимо, прежде всего, потому, что именно здесь сосредоточено всё ценное, новое, современное. Использование в процессе подготовки специалистов профессиональных конкурсов, как формы внеурочной учебной деятельности, гарантирует их эффективную подготовку, т.к. эта форма работы расширяет возможности студентов в развитии интеллектуальных и творческих умений, коммуникативных навыков и профессионального мышления.
Развитие практических навыков будущих специалистов в области общественного питания по сути своей предполагает весьма комплексное, разностороннее и продуманное обучение. Овладеть необходимыми навыками - значит, стать способным выполнять свою работу на высоком уровне эффективности и в соответствии с установленными стандартами.
В рамках данного исследования мы разработали программу проведения конкурса профессионального мастерства и методические рекомендации к ней. Выполнили поставленные задачи:
• Изучили теоретический аспект проблемы формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся;
• Проанализировали возможные способы развития общих и профессиональных компетенций у студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.
• Рассмотрели виды и структуры организации и проведения конкурсов профессионального мастерства;
• Разработали программу проведения конкурса профессионального мастерства, направленную на развитие профессиональных компетенций;
• Разработали методические рекомендации для студентов
профессиональных образовательных организаций по развитию профессиональных компетенций.
И сделали выводы о том, что образовательная среда, где конкурсная деятельность интегрируется с учебой, способствует подготовке качественно нового типа специалиста, востребованного современным производством - конкурентоспособного специалиста - профессионала, готового адекватно ситуации и времени найти оптимальный и эффективный метод решения, выполнения задачи.
Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
Подобные работы
- Конкурсы профессионального мастерства как средство развития профессиональных компетенций будущих технологов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Система подготовки студентов профессиональных образовательных организаций к чемпионатам WorldSkills (на примере государственного автономного профессиональною образовательного учреждения «Камский строительный колледж имени Е.Н. Катенчука»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПРОДУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование профессиональной мотивации студентов среднего профессионального образования при изучении экономических дисциплин в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Кейс-метод как средство формирования профессиональной компетентности у обучающихся в системе профессионального образования (на примере автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «Ижевский финансово-юридический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7900 р. Год сдачи: 2013 - МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ - БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКЕ
Магистерская диссертация, изобразительное искусство . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АВТОТРАНСПОРТНОГО ТЕХНИКУМА К ЧЕМПИОНАТУ WORLDSKILLS RUSSIA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



