Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА

Работа №81768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования критического мышления 6
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам
критического мышления в историческом аспекте 6
1.2. Сущность и содержание понятий «мышление», «критическое мышление» 11
1.3. Методики формирования критического мышления 19
Выводы по Главе 1 22
Глава 2. Исследование применения различных методик по формированию критического мышления 24
2.1. Характеристика базы исследования 24
2.2. Апробация различных методик по формированию критического
мышления 26
2.3. Методические рекомендации по формирования критического мышления у обучающихся 30
Выводы по Главе 2 36
Заключение 38
Список источников и литературы 40
Приложение

В последнее время в системе образования все больше становится актуальными педагогические технологии.
Большинство ученых считают, что творческие способности у обучающихся формируются только тогда, когда созданы социальные условия для их реализации. Если студент с самого начало учебного процесса начинает творить, что-то придумывать, то это является фундаментом для формирования его творческой личности. Поэтому каждый преподаватель вправе выбрать и работать в той или иной технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках образовательного процесса.
Сегодня в России идет активная работа по совершенствованию системы образования. С переходом на новые образовательные стандарты повышаются требования к результатам образования, которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности студентов. Федеральные государственные стандарты нацелены на то, чтобы не только вооружить обучающихся определенным набором знаний, но и сформировать универсальные учебные действия, которые являются предпосылкой формирования способности обучающегося к саморазвитию и
самосовершенствованию. Только в процессе определенной учебной деятельности могут быть сформированы универсальные учебные действия. Необходимо создать новые условия для такой деятельности, изменив сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду.
Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности студента к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Поэтому сегодня важно не столько дать
обучающемуся как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу присуща открытость новым идеям. Данную тему в своих работах раскрывают РичардПол, Дайана Халперн, Турчин В. Ф. и многие другие.
Современные требования в образовании требуют от обучающихся развитие критического мышление способности принимать решения в не стандартных ситуациях, креативность, об этом говорит: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Профессиональный стандарт педагога профессионального обучения и дополнительного образования.
Цель: разработать методические рекомендации по формированию критического мышления у обучающихся СПО в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Объект: формирование критического мышления.
Предмет: формирование критического мышления у обучающихся СПО в процессе изучения спецдисциплин.
Задачи.
1. Рассмотреть историю возникновения теории формирования
критического мышления.
2. Определить сущность и содержание понятий «мышление», «критическое мышление».
3. Выявить методики формирования критического мышления у обучающихся в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
4. Апробировать различные методики по формированию критического мышления. 
5. Предложить методические рекомендации для формирования критического мышления у обучающихся в процессе изучения дисциплин профессионального цикла.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ литературы и документов, анализ базовых понятий, синтез, сравнение.
2. Эмпирические методы: тестирование, математической обработки данных, анализ и обобщение полученных данных.
Работа состоит из введения, двух глав и выводов по ним, заключения, библиографического списка и приложения.
Базой исследования является Челябинский техникум промышленности и городского хозяйства имени Я.П. Осадчего.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внедрение технологии критического мышления обеспечивает переход от обучения, ориентированного преимущественно на запоминание, к обучению, направленному на формирование самостоятельного сознательного мышления обучающихся, что помогает готовить студента к жизни в информационном обществе, выбирать среди непрерывного потока информации главное, критически проверять полученную информацию, сотрудничать с другими.
Студенты со сложившимся критическим мышлением являются победителями студенческих, городских, областных, всероссийских олимпиад и конкурсов, но и демонстрируют на уроках сформированные основные компетентности. Таким образом, реализация технологии формирования критического мышления как средства является актуальной и важной.
Рассмотрев существующие в педагогике подходы к определению понятия «критическое мышление», мы пришли к выводу, что под критическим мышлением необходимо понимать процесс рассмотрения идей из многих точек зрения, в соответствии с их содержательными связями, сравнение их с другими идеями.
Критическое мышление поднимает человека до уровня Человека, которым нельзя манипулировать, который не боится мыслить, оценивать, сравнивать.
Формирование критического мышления необходимо не только самому человеку, но и является бесспорным условием общественного прогресса, фактором повышения мотивации к самореализации. Участие в экспериментальной работе дала возможность создания условий для совершенствования процесса самообучения, повышение уровня учебных компетенций обучающихся и профессионального мастерства преподавателей.
Применение технологии формирования критического мышления создает дополнительную мотивацию к обучению. Студенты лучше усваивают материал, потому что это им интересно. Обучающиеся учатся использовать новые знания, основываясь на усвоенный ранее материал; у них вырабатываются умения действовать и принимать решения самостоятельно или в составе команды и решать конфликты; искать, компоновать и применять новую информацию из различных источников, используя современные технологии для выполнения конкретных задач, осуществляется переход к педагогике партнерства. Студенты более уверенно выполняют сложные мыслительные операции; отвечают на вопросы высокого уровня; умеют интерпретировать текст, самостоятельно учиться.
Использование технологии формирования критического мышления на основании исследования позволяет сформировать следующие умения и навыки:
- находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
- анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде таблиц, схем, графиков;
- сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
- выявлять проблемы, которые есть в тексте, находить возможные пути решения, вести поиск необходимых свидетельств, используя различные источники информации.
Таким образом, формирование критического мышления — это многоаспектный, системный и длительный процесс обучения и воспитания обучающихся. Он предусматривает направленную, организованную и поэтапную умственную деятельность обучающихся под руководством педагога. Овладение основными принципами и операциями логического мышления позволит студентам выработать новый критический стиль мышления, который будет помогать анализировать проблемы в любой сфере жизни и находить их наилучшее решение.



1. Антонова С.Н., Плетяго Т.Ю. Развитие критического мышления студентов вуза средствами иностранного языка // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4,https://mir-nauki.com/PDF/46PDMN418.pdf
2. Бахарева С. Формирование критического мышления через чтение и
письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов.
квалификации и переполют, работников образования. 2015. Вып. 2. 94 с. 93
3. Бердникова И.А. Концептуальные основы технологии развития критического мышления // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 12-2. - С. 354-356; URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4244
4. Болотова У. В. Критическое мышление в жизни современного общества: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2017. 22 с.
5. Брюшинкин В. Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В. Н. Брюшинкина, В. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003. С. 29-34.
6. Борисенкова, И.А. Критическое мышление как объект исследования педагогической науки [Текст] / И.А. Борисенкова // Педагогические науки ООО "Издательство "Спутник+". - 2016. - №2. - С. 119-128.
7. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение /
A. В. Брушлинский // Педагогика и психология. — М.: Знание, 1983. Вып. № 6. 96 с.
8. Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина,
B. И. Маркина. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2018. С. 29-34.
9. Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. М.: Изд-во «ИОО», 2017. 78 с.
10. Бустром Р. Формирование творческого и критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 2016. 80 с. 

11. Бустром, Р. Развитие критического мышления [Текст] / Р. Бустром.
- М.: Изд-во, «ИОО», 2015. - 256 С. 94
12. Бутенко А. В. Критическое мышление: метод, теория, практика / А.
B. Бутенко, Е. А. Ходос. - М.: Мирос, 2018. 52 с.
13. Валькова И.П., Низовская И.А., Задорожная Н.П., Буйских Т.М. Как развивать критическое мышление (опыт педагогической рефлексии) / Под ред. И. А. Низовской. Бийск: ФПОИ, 2015. С. 43-48.
14. Василенко (Колесова) Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2019. №12. С. 91-95.
15. Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. [Текст] С.И. Векслер, Киев, 2017. 22 с.
16. Великанова А.В. и др. Технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2016.
C. 27.
17. Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной НПК, 21-22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2017. - С. 120-126.
18. Волков Е. В. Развитие критического мышления. М., 2016. 87 с.
19. Вукина Н. В. Критическое мышление: как этому учить: метод. пособие / В. Вукина, Н. П. Дементиевська, И. М. Сущенко; за наук. ред. А.И. Пометун. - Харьков, 2017. - 190 с.
20. Габидулин Т. К. Технология развития критического мышления как
средство развития умственных способностей студентов колледжа // Молодой ученый. — 2017. — №21.1. — С. 20-22. — URL
https://moluch.ru/archive/155/43970/
21. Генике, Е.А. Развитие критического мышления (базовая модель) / Е.А. Генике, Е.А. Трифонова //в сб.: Учитель и ученик: возможности диалога
95 и понимания. - Том 1 // под общ. ред. Л.И. Семиной. - М.: изд-во «Бонфи», 2017. - 239 с.

22. Григорович, Л.А. Педагогика и психология [Текст] / Л.А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. - М.: Гардарики, 2015. - 480 с. 11. Гурова Л.Л. Психология мышления [Текст] / Л.Л. Гурова. - М.: ПЕР СЭ, 2015. - 136 с.
23. Данилов М.А. Теория познания и процесс обучения / М.А. Данилов // Советская педагогика. — 2016. — № 1. — С. 84—104.
24. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология формирования. — СПб: Альянс-Дельта, 2015. — 284 с.
25. Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей
мыслить критически. Изд. 2-е. - СПб: «Альянс «Дельта» совм. с
издательством «Речь», 2018.—192с.
26. Заир-Бек С. И. Критическое мышление. М., 2019. 187 с.
27. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2016. 194 с.
28. Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Формирование критического мышления на уроке. Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 2016 173 с.
29. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. - М.: Просвещение, 2017. - 223 с.
30. Зарубина Н.Л., Кондрашов Б.Н. Особенности развития критического мышления в средней школе на примере исследовательской модели обучения // Успехи современного естествознания. - 2016. - № 5. - С. 42-44; URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12746
31. Иванова Е. Формируя критическое мышление // Школьная библиотека. 2018. N3.0. 21-23. 96
32. Ильясов И. Критическое мышление: организация процесса обучения. М. Директор школы. 1995. N 2. С. 50-55. 

33. Ишмухаммедов Р. При помощи инновационной технологии развивать эффективность обучении. — Т.: ТДПУ, - 2015. Макаренко, А. С. Педагогические проблемы подрастающего поколения, -4-е изд. М.: Владос.,2015. .- 457 с.
34. Кант Иммануил. Критика чистого разума / Иммануил Кант; пер. с нем. Н. Лосского ; сверен и отред. Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; примеч. Ц. Г. Арзаканяна. - М. : Эксмо, 2017. - 736 с.
35. Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. Рига: Эксперимент, 2019. 462 с.
36. Кларин М.В. Формирование критического и творческого
мышления. Школьные технологии. 2019. № 2. С. 3-10.
37. Климова Е. П., Попова Т. А. Приёмы развития критического мышления на уроках литературного чтения // Научно -методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 19. - С. 159-163. - URL: http ://ekoncept.ru/2016/5 6274.htm.
38. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. М: ЦГЛ, 2015. С. 5-13.
39. Кондрашов Б.Н., Зарубина Н.Л., Бычкунова Е.Б.. Развитие критического мышления у школьников.// Воспитание детей и молодежи в современных условиях. - Сборник научных статей СарИПКиПРО./ Под ред. Н.Г. Чаниловой. Саратов: Научная книга, 2017. С. 109-111.
40. Коржуев А. Как формировать критическое мышление [Текст]/ А. Коржуев Высшее образование в России.- 2012.- № 5.- С. 55.
41. Король С.А. К классификации особенностей критичности мышления // Вопросы психологии. -М. 1981. - № 4. - С. 108-112.
42. Критическое мышление и новые виды грамотности / Сост. Варшавер. М.:ЦГЛ, 2015. 77 с.
43. Критическое мышление, логика, аргументация / Ред.
В.Н.Брюшинкин, В.И.Маркин. Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2017. 173 с. 
44. Критическое мышление: библиография. Составитель - Е.Н. Волков. URL:http://evolkov.net/critic.think/bibliography/bibliogr.crit.think.html.
45. Макаренко В. М., Туманцова А. А. Как овладеть технологией формирования критического мышления. - М .: изд. группа «Основа», 2018. 146 с.
46. Мокраусов И.В. и др. Технология формирования критического мышления через чтение и письмо. Самара: Профи, 2017. Самара: Профи, 2017. 67 с.
47. Груздев П. Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 2016. — С. 14


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ