Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 6
1.1 Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21 Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Методика изучения связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2. Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 36
2.3. Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии 48
2.4. Результаты экспериментальной работы 63
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 6
1.1 Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21 Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Методика изучения связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2. Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 36
2.3. Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии 48
2.4. Результаты экспериментальной работы 63
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, так как связность высказывания - наиболее сложная форма речевой деятельности.
Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
От уровня сформированности связной речи будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе.
К сожалению, среди детей, имеющих проблемы с формированием связной речи, отдельной категорией выделяются дети с общим недоразвитием речи.
У детей данной группы наблюдается несформированность всех компонентов речевой деятельности, которые выражаются в быстрой утомляемости, невнимательности, не удержании в памяти инструкций.
Проблемой формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). По их мнению, у детей с общим недоразвитием речи III уровня связная речь оказывается недостаточно сформированной. Авторы отмечают, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
В настоящее время данная проблема глубоко изучена М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко и др., существует методический комплект диагностических методик по проблеме исследования (О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, К.В. Воробьёва и мн. др.), разработаны различные принципы и содержание коррекционной работы по развитию речи детей данной категории. Вопросами изучения связной речи занимались Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская и др. специалисты различных областей: лингвисты, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи.
В образовательных учреждениях создаются необходимые условия для формирования связной речи детей, но все же существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей данной группы.
Именно поэтому мы решили использовать сказкотерапию как нетрадиционный метод логопедической работы с детьми. Работа со сказкой обеспечивает воздействие на все стороны речи ребенка и позволяет достигнуть наиболее эффективных результатов. Работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тенденцией к постоянному росту случаев общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет повысить результативность готовности детей к школьному обучению, а, в-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы является одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Цель исследования - теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данного исследования решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Обработка данных эксперимента.
Экспериментальная база исследования: ДС № 152 ОАО «РЖД». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
От уровня сформированности связной речи будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе.
К сожалению, среди детей, имеющих проблемы с формированием связной речи, отдельной категорией выделяются дети с общим недоразвитием речи.
У детей данной группы наблюдается несформированность всех компонентов речевой деятельности, которые выражаются в быстрой утомляемости, невнимательности, не удержании в памяти инструкций.
Проблемой формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). По их мнению, у детей с общим недоразвитием речи III уровня связная речь оказывается недостаточно сформированной. Авторы отмечают, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
В настоящее время данная проблема глубоко изучена М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко и др., существует методический комплект диагностических методик по проблеме исследования (О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, К.В. Воробьёва и мн. др.), разработаны различные принципы и содержание коррекционной работы по развитию речи детей данной категории. Вопросами изучения связной речи занимались Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская и др. специалисты различных областей: лингвисты, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи.
В образовательных учреждениях создаются необходимые условия для формирования связной речи детей, но все же существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей данной группы.
Именно поэтому мы решили использовать сказкотерапию как нетрадиционный метод логопедической работы с детьми. Работа со сказкой обеспечивает воздействие на все стороны речи ребенка и позволяет достигнуть наиболее эффективных результатов. Работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тенденцией к постоянному росту случаев общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет повысить результативность готовности детей к школьному обучению, а, в-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы является одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Цель исследования - теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данного исследования решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Обработка данных эксперимента.
Экспериментальная база исследования: ДС № 152 ОАО «РЖД». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Актуальность темы нашего исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии» обусловлена, во- первых, тенденцией к постоянному росту случаев общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет повысить результативность готовности детей к школьному обучению, а, в-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы является одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Цель настоящего исследования было теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
При реализации первой задачи в главе 1 нашего исследования «Анализ литературных источников по проблеме исследования» нами были изучены теоретические источники:
1. Рассмотрено понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе.
2. Представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определенны специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Изучено использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации 2 задачи нашего исследования на базе ДС № 152 ОАО «РЖД» нами были определенны группы исследования детей с логопедическим заключением: «ОНР III уровня, дизартрия».
Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:
1. Констатирующий
(Сроки: с 1.09.2018 г. по 15.09.2018 г.)
2. Формирующий эксперимент
(Сроки: с 15.09.2018г. по 8.04.2019г.)
3. Контрольный
(Сроки: 11.04.2019г. по 20.04.2019г.)
Для проведения констатирующего эксперимента нами была использована методика обследования, предложенная Глуховым В.П., так как она является наиболее универсальной и позволяет провести комплексное обследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Так же нами оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, составлены таблицы и диаграмма, дана количественная и качественная оценка результатов обследования по параметрам.
В процессе реализации третьей задачи в главе 2 нашего исследования была спланирована и проведена коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии. В рамках данной работы нами были определены основные направления, касающиеся развития диалогической и монологической связной речи, разработаны календарно-тематическое планирование, конспекты занятий с использованием сказкотерапии, а также сказки с презентационным сопровождением. По итогам проведенной экспериментальной работы были составлены таблицы и сравнительная диаграмма, дана количественная и качественная оценка итоговых результатов обследования по параметрам.
Таким образом, опираясь на результаты контрольного эксперимента, мы можем заключить, что использование сказкотерапии оказывает положительное значение на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня. Анализ полученных данных в ходе экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
Цель настоящего исследования было теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
При реализации первой задачи в главе 1 нашего исследования «Анализ литературных источников по проблеме исследования» нами были изучены теоретические источники:
1. Рассмотрено понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе.
2. Представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определенны специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Изучено использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации 2 задачи нашего исследования на базе ДС № 152 ОАО «РЖД» нами были определенны группы исследования детей с логопедическим заключением: «ОНР III уровня, дизартрия».
Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:
1. Констатирующий
(Сроки: с 1.09.2018 г. по 15.09.2018 г.)
2. Формирующий эксперимент
(Сроки: с 15.09.2018г. по 8.04.2019г.)
3. Контрольный
(Сроки: 11.04.2019г. по 20.04.2019г.)
Для проведения констатирующего эксперимента нами была использована методика обследования, предложенная Глуховым В.П., так как она является наиболее универсальной и позволяет провести комплексное обследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Так же нами оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, составлены таблицы и диаграмма, дана количественная и качественная оценка результатов обследования по параметрам.
В процессе реализации третьей задачи в главе 2 нашего исследования была спланирована и проведена коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии. В рамках данной работы нами были определены основные направления, касающиеся развития диалогической и монологической связной речи, разработаны календарно-тематическое планирование, конспекты занятий с использованием сказкотерапии, а также сказки с презентационным сопровождением. По итогам проведенной экспериментальной работы были составлены таблицы и сравнительная диаграмма, дана количественная и качественная оценка итоговых результатов обследования по параметрам.
Таким образом, опираясь на результаты контрольного эксперимента, мы можем заключить, что использование сказкотерапии оказывает положительное значение на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня. Анализ полученных данных в ходе экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.



