Введение 3
ГЛАВА 1. Анализ литературных источников по проблеме исследования 6
1.1 Определение понятия «связная речь» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 12
1.3 Особенности формирования связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 17
1.4 Использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 21 Выводы по 1 главе 28
ГЛАВА 2. Экспериментальная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.1. Методика изучения связной речи у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня 29
2.2. Состояние связной речи у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 36
2.3. Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии 48
2.4. Результаты экспериментальной работы 63
Выводы по 2 главе 74
Заключение 75
Список использованных источников 78
Одной из актуальных проблем современной логопедии является проблема развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи, так как связность высказывания - наиболее сложная форма речевой деятельности.
Формирование связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Оно проходит долгий и сложный путь. В норме к школьному возрасту ребенок должен иметь большой словарный запас, владеть навыками словообразования и словоизменения, у него формируется правильное звукопроизношение, фонематические процессы, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе.
От уровня сформированности связной речи будет зависеть обучаемость и успеваемость ребенка в школе, его адаптация и социализация в коллективе.
К сожалению, среди детей, имеющих проблемы с формированием связной речи, отдельной категорией выделяются дети с общим недоразвитием речи.
У детей данной группы наблюдается несформированность всех компонентов речевой деятельности, которые выражаются в быстрой утомляемости, невнимательности, не удержании в памяти инструкций.
Проблемой формирования связной речи детей с общим недоразвитием речи занимались многие авторы (В.П. Глухов, Л.Г. Парамонова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская и др.). По их мнению, у детей с общим недоразвитием речи III уровня связная речь оказывается недостаточно сформированной. Авторы отмечают, что умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе.
Этим умениям и навыкам нужно обучать специально.
В настоящее время данная проблема глубоко изучена М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко и др., существует методический комплект диагностических методик по проблеме исследования (О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, К.В. Воробьёва и мн. др.), разработаны различные принципы и содержание коррекционной работы по развитию речи детей данной категории. Вопросами изучения связной речи занимались Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Т.А. Ладыженская и др. специалисты различных областей: лингвисты, психологи, педагоги, логопеды, дефектологи.
В образовательных учреждениях создаются необходимые условия для формирования связной речи детей, но все же существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно-обоснованных путей формирования связной речи у детей данной группы.
Именно поэтому мы решили использовать сказкотерапию как нетрадиционный метод логопедической работы с детьми. Работа со сказкой обеспечивает воздействие на все стороны речи ребенка и позволяет достигнуть наиболее эффективных результатов. Работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
Актуальность темы исследования обусловлена, во-первых, тенденцией к постоянному росту случаев общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет повысить результативность готовности детей к школьному обучению, а, в-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы является одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Цель исследования - теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым в рамках данного исследования решить следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников по теме исследования.
2. Обработка данных эксперимента.
Экспериментальная база исследования: ДС № 152 ОАО «РЖД». В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дизартрией.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Актуальность темы нашего исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии» обусловлена, во- первых, тенденцией к постоянному росту случаев общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста, во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволяет повысить результативность готовности детей к школьному обучению, а, в-третьих, разработка новых методов и приемов коррекционной работы является одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.
Цель настоящего исследования было теоретически изучить и практически показать возможность использования сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: работа учителя-логопеда по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством сказкотерапии.
В соответствии с целью нами были выделены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить содержание коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием сказкотерапии.
При реализации первой задачи в главе 1 нашего исследования «Анализ литературных источников по проблеме исследования» нами были изучены теоретические источники:
1. Рассмотрено понятие «связная речь» в психолого-педагогической литературе.
2. Представлена клинико-психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определенны специфические особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Изучено использование сказкотерапии в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Для реализации 2 задачи нашего исследования на базе ДС № 152 ОАО «РЖД» нами были определенны группы исследования детей с логопедическим заключением: «ОНР III уровня, дизартрия».
Экспериментальная работа включала в себя 3 этапа:
1. Констатирующий
(Сроки: с 1.09.2018 г. по 15.09.2018 г.)
2. Формирующий эксперимент
(Сроки: с 15.09.2018г. по 8.04.2019г.)
3. Контрольный
(Сроки: 11.04.2019г. по 20.04.2019г.)
Для проведения констатирующего эксперимента нами была использована методика обследования, предложенная Глуховым В.П., так как она является наиболее универсальной и позволяет провести комплексное обследование связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Так же нами оценено состояние сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, составлены таблицы и диаграмма, дана количественная и качественная оценка результатов обследования по параметрам.
В процессе реализации третьей задачи в главе 2 нашего исследования была спланирована и проведена коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе использования сказкотерапии. В рамках данной работы нами были определены основные направления, касающиеся развития диалогической и монологической связной речи, разработаны календарно-тематическое планирование, конспекты занятий с использованием сказкотерапии, а также сказки с презентационным сопровождением. По итогам проведенной экспериментальной работы были составлены таблицы и сравнительная диаграмма, дана количественная и качественная оценка итоговых результатов обследования по параметрам.
Таким образом, опираясь на результаты контрольного эксперимента, мы можем заключить, что использование сказкотерапии оказывает положительное значение на формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня. Анализ полученных данных в ходе экспериментальной работы, позволяет сделать вывод о том, что цель работы достигнута, задачи выполнены.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2010. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2008. - 159 с.
3. Воробьева, В.К. Особенности связной речи дошкольников с моторной алалией. Нарушения речи и голоса у детей [Текст] / В.К. Воробьева. - М.: ACT: Астрель, 1995. - 88 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] /Л.С. Выготский. - Изд. 5, испр. - Издательство "Лабиринт", М., 1999. - 352 с.
5. Выготский, Л.С. Проблемы общей психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Под ред. В.В. Давыдова. - Собр. соч. Т. 2. - М., 1982. - 504 с.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспит. дет. сада / В.В. Гербова. - М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
7. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
8. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - 2-е изд., испр.. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
9. Денисова, О.А. Дошкольная логопсихология [Текст]: учеб. пособие / О.А. Денисова, Т.В. Захарова, И.А. Бучилова // Под ред. В.И. Селиверстова. - М., 2003. - 153 с.
10. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда / Л.Н. Ефименкова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - 2-е изд. перераб. - М: Просвещение, 1990. - 239 с.
12. Жукова, Н.С. Формирование устной речи [Текст] / Н.С. Жукова. - М.: Эскмо, 1994. - 308 с.
13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Основы сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Изд-во: Речь, 2000. - 310 с.
14. Ивановская, О.Г. Логопедические сказки для развития речи [Текст]: Сказка в природосообразном образовании / О.Г. Ивановская, Е.А. Петрова, С.Ф. Савченко. - СПб.: КАРО, 2008.
15. Короткова, Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации [Текст] / Л.Д. Короткова. - Центр гуманитарной литературы, 2006. - 99 с.
16. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. - М.: Педагогика, 1974. - 256 с.
17. Логопедия [Текст]: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.
заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
18. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /
А.А. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1969. - 214 с.
19. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] / А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 1956. - 96 с.
20. Медведева, Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с III уровнем речевого развития [Текст] / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 84-92.
21. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: Кн. для логопеда / С.А. Миронова. - М.: Просвещение, 1991. - 208 с.
22. Нищева, Н.В. Развивающие сказки [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб: Детство-пресс, 2004. - 139 с.
23. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Академия, 2009. - 365 с.
24. Парамонова, Л.С. Логопедия для всех [Текст] / Л.С. Парамонова. - СПб.: Питер, 2009. - 408 с.
25. Поваляева, М.А. Справочник логопеда [Текст] / М.А. Поваляева. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
26. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред.
B. И. Селиверстова. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
27. Правдина, О.В. Логопедия: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов [Текст] / О.В. Правдина. - изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2003. - 480 с.
28. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева и др. // Под. ред. проф. Л.В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
C. Л. Рубинштейн. - СПб.: Изд. «Питер», 1998. - 453 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] /
С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
31. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.
32. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст]:
Пособие для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин. - М.:
"Просвещение", 1976. - 224 с.
33. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст]: Пособие для воспитателей детского сада / Е.И. Тихеева // Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
34. Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит [Текст] /
Т.А. Ткаченко. - СПб.: Питер, 1998. - 447 с.
35. Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи [Текст] / Т.А. Ткаченко. - СПб: Детство-пресс, 1999. - 215 с.
36. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 /
Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013.
37. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009. - 366 с.
38. Филичева, Т.Б. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей [Текст] / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2010.
39. Шорохова, О.А. Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М.: Сфера, 2006. - 208 с.
40. Щетинина, О.В. Методическая разработка [Текст]: «Логосказки - как
способ коррекции речевых нарушений у дошкольников» /
О.В. Щетинина. - 2016. - 56 с.
41. Эльконин, Д.Б. Знаковое опосредование, волшебная сказка и
субъектность действия [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Вестник московского университета, серия 14. Психология. - №2/1993 - С. 62-70.