УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы управления информационно-образовательной средой 12
1.1. Определение понятия, информационно-образовательная среда 12
1.2 Функция, структура и теоретическая модель управления информационно-образовательной среды образовательной организации . 21
1.3. Критерии эффективности управления информационно - образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования 44
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Применение информационных технологий в управлении ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум» 55
2.1. Специфика информационно-образовательной среды в учреждении
среднего профессионального образования 55
2.2. Характеристика управления информационно-образовательной средой
ГБПОУ «ЧДСТ» 60
2.3. Анализ состояния, разработка рекомендаций по управлению
информационно-образовательной средой 69
Выводы по второй главе 88
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Приложения
Глава 1. Теоретические основы управления информационно-образовательной средой 12
1.1. Определение понятия, информационно-образовательная среда 12
1.2 Функция, структура и теоретическая модель управления информационно-образовательной среды образовательной организации . 21
1.3. Критерии эффективности управления информационно - образовательной средой в учреждении среднего профессионального образования 44
Выводы по первой главе 53
Глава 2. Применение информационных технологий в управлении ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум» 55
2.1. Специфика информационно-образовательной среды в учреждении
среднего профессионального образования 55
2.2. Характеристика управления информационно-образовательной средой
ГБПОУ «ЧДСТ» 60
2.3. Анализ состояния, разработка рекомендаций по управлению
информационно-образовательной средой 69
Выводы по второй главе 88
Заключение 93
Список использованной литературы 96
Приложения
Цифровизация на современном этапе развития человечества уже давно перешагнула грань прикладного применения и является уже обыденностью общества. Все большее значение в обществе в целом находит понимание и принятие использования информационно- коммуникационных технологий для решения обширных задач. Проблема информатизации и применения новейших технологий также обширно вписана в новые реалии новой системы образования. Всё чаще современные учёные высказывают точку зрения, что мир преобразился и пережил революционный прорыв, ведь информационный прорыв наблюдается во всех сферах жизни как населения, так и государства. Информация и информационная среда, окружают современного человека повсеместно.
Концепция региональной информатизации дает такое понятие: информатизация образования - это процесс подготовки человека к полноценной жизни в информационном обществе. Вследствие внедрения новых ИКТ информатизация образования является стимулирующим фактором, т.к. способствует ускорению социально-экономического развития общества в целом. В связи с этим концепция информационного обеспечения образовательной деятельности становится актуальной.
Понятие «информационное сопровождение» разными исследователями понимается по-разному.
О.Л. Лаврик понимает информационное сопровождение как целенаправленную и систематическую работа по созданию и организации информационных ресурсов и информации в электронной среде и набор сервисов по их доведению и доступу, осуществляемых через Интернет, использование которых возможно, как через посредника, так и напрямую самим пользователем. [12]
Н.В. Лазуренко даёт такое определение информационному сопровождению: «распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращённое к кругу заинтересованных лиц» [14].
На современном этапе развития образования, внедрение новых методов информационного сопровождения, а также организации процесса обучения, управления образовательной организацией являются наивысшим приоритетом. Изменение в системе образования идут на всех её ступенях, так как меняется субъект образования - ученик. Нынешний ученик — это представитель поколения Z (соответствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом), активно используют планшеты, VR- и SD-реальность.
Для системы профессионального образования наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией организаций СПО, безусловно, большую роль в развитии СПО играет возросшая роль социального партнерства в деятельности организаций. Перевод организаций СПО на региональный (федеральный) уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование и профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных организаций должны актуализировать поиск моделей управления ИОС для организации эффективной подготовки специалистов СПО. Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели управления информационно-образовательной средой, которая будет способствовать эффективному управлению организации, реализующей программы подготовки СПО.
В современной отечественной науке проблема организации ИОС изучаются специалистами разных отраслей знания - педагогами, психологами, социологами, философами. ИОС берется в контексте управления образования. Вопросы управления ИОС изучались такими исследователями как А. А. Андреев, Е. Н. Бабин, М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник, Е. А Волкова, Л. Н. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский, В.А. Бубнов, Е.П. Велихов, С. Г. Григорьев, М.А. Гуриев, А.Л. Семенов, В.П. Тихомиров, А.Ю. Уваров и др.
Различным проблемам организации ИОС посвящены диссертационные исследования С. Л. Атанасян, А.Г. Абросимов, О.В. Баринова, и др.
Вместе с тем, в теории и практике выявления показателей современного состояния информационно-образовательной среды, которые помогут нам определить продуктивность использования ИКТ в образовательном процессе и построить модель в настоящего времени остается не достаточно изученной.
Исследования, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, большое место отведено вопросам повышения эффективности и модернизации системы управления профессиональными организациями, необходимости переоценки некоторых базовых компонентов управления и организационной структуры профессиональных организаций (В. М. Демин, В. В. Кондратьев).
В процессе исследования выяснилось, что одной из причин которая не дает в полной мере развиваться организациям СПО, является невысокий уровень эффективности управления информационно-образовательной средой. Несомненно, руководители профессиональных организаций пытаются усилить некоторые элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение мер контроля, преобразование и уточнение процесса планирования, введение и усиление роли организационных мер. Но все эти мероприятия приводят к тому, что преподавательский и управленческий персонал организации все чаще занимается вопросами, которые направлены не на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, а также не содействуют повышению эффективности обучения. Руководители образовательных организаций часто принимают решения, основываясь на индивидуальных ресурсах организации. Необходимо дать рекомендации о том, как эффективно использовать ресурсы организации профессионального образования, что поможет повысить эффективность подготовки кадров.
Сказанное выше указывает на следующие противоречия:
- между условиями повышения доступности качественного образования, отвечающего требованиям развития инновационной экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина страны, и между низкой продуктивностью внутреннего управления образовательным процессом в системе СПО;
- между актуализацией процесса поиска моделей управления информационно-образовательной средой в среднем профессиональном образовании, повышающих продуктивность подготовки специалистов, и между не рациональным подходом к выбору управленческих решений по организации управления информационно-образовательной средой, способствующих только к деградации этого процесса управления, и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных рекомендациях по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и между отсутствием обоснованных моделей управления информационно-образовательной средой в системе СПО, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей.
Из обозначенных противоречий следует проблема исследования: каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе СПО, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Объектом исследования является управление информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Предмет исследования - механизмы управления информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Цель исследования - на основе исследования компонентов ИОС разработать рекомендации по управлению информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в образовательной организации позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления СПО.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- изучить методики оценки качества ИОС техникума;
- исследовать состояния ресурсной базы;
- сформировать адаптивную систему оценивания состояния ИОС в различных областях деятельности техникума;
- оценить использование средств информатизации в управленческой и образовательной деятельности;
- разработать рекомендации для качественного моделирования ИОС техникума;
- рассмотреть возможные риски при моделировании и построении ИОС техникума и дать рекомендации по их минимизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили новейшие труды ученых и специалистов Российской Федерации в области планирования и управления, реформирования образования, развития системы образования в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
В ходе исследования выдвинута гипотеза: анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в учреждении СПО позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления образовательной организации.
В ходе исследования выявлены проблемы в системе СПО, как объекта управления ИОС.
Определены критерии эффективности системы управления СПО.
Проведен SWOT-анализ состояния ИОС ГБПОУ «ЧДСТ».
Проведено анкетирование административно-управленческого аппарата, педагогов, обучающихся и родителей ГБПОУ «ЧДСТ»
Научная новизна исследования:
- проведено исследование особенностей функционирования и управления ИОС в ГБПОУ «ЧДСТ»;
- определены критерии эффективности системы управления СПО.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме, структуризации и интеграции различных аспектов образовательного процесса, использующего в качестве поддержки и принятий решений современные ИТ и ИС.
Практическая значимость исследования определяет возможности использовать результаты в практической деятельности, создание методических рекомендаций для повышения уровня управленческой культуры, с использованием ИОС.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в несколько этапов с 2017 по 2019гг.:
На первом этапе (2017-2018гг.) анализировались философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (2018-2019гг.) рассмотрены функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой, определены критерии эффективности системы управления СПО.
На третьем этапе (2019 г.) осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями СПО, работ в области технологий, проектирования, моделирования;
- анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению информационно-образовательной средой.
База проведения исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский дорожно-строительный техникум».
Результаты выпускной квалификационной работы представлены в публикациях: статья «Проблема реализации информационного сопровождения ФГОС СПО», «Информационное пространство образовательного учреждения» в печатном сборнике - Профессиональное образование: методология, технология, практика.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Концепция региональной информатизации дает такое понятие: информатизация образования - это процесс подготовки человека к полноценной жизни в информационном обществе. Вследствие внедрения новых ИКТ информатизация образования является стимулирующим фактором, т.к. способствует ускорению социально-экономического развития общества в целом. В связи с этим концепция информационного обеспечения образовательной деятельности становится актуальной.
Понятие «информационное сопровождение» разными исследователями понимается по-разному.
О.Л. Лаврик понимает информационное сопровождение как целенаправленную и систематическую работа по созданию и организации информационных ресурсов и информации в электронной среде и набор сервисов по их доведению и доступу, осуществляемых через Интернет, использование которых возможно, как через посредника, так и напрямую самим пользователем. [12]
Н.В. Лазуренко даёт такое определение информационному сопровождению: «распространение информации о целях и мероприятиях с использованием различных средств, обращённое к кругу заинтересованных лиц» [14].
На современном этапе развития образования, внедрение новых методов информационного сопровождения, а также организации процесса обучения, управления образовательной организацией являются наивысшим приоритетом. Изменение в системе образования идут на всех её ступенях, так как меняется субъект образования - ученик. Нынешний ученик — это представитель поколения Z (соответствует теории поколений, созданной Уильямом Штраусом и Нилом Хоувом), активно используют планшеты, VR- и SD-реальность.
Для системы профессионального образования наступил новый этап развития, который, в первую очередь, определяется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Этот этап развития обусловлен переходом к новой структуре профессионального образования, регионализацией организаций СПО, безусловно, большую роль в развитии СПО играет возросшая роль социального партнерства в деятельности организаций. Перевод организаций СПО на региональный (федеральный) уровень сопровождается оптимизацией сети образовательных организаций, возрастанием проблем, которые в первую очередь связаны с ресурсами, обеспечивающими функционирование и профессиональных организаций. В условиях преобразования руководители образовательных организаций должны актуализировать поиск моделей управления ИОС для организации эффективной подготовки специалистов СПО. Целый ряд исследователей за последние годы (В.И. Блинов, А.Т. Глазунов, А.М. Новиков, Д.А. Новиков и др.) неоднократно подтверждали актуальность вопроса поиска и выработки концептуальных основ для построения модели управления информационно-образовательной средой, которая будет способствовать эффективному управлению организации, реализующей программы подготовки СПО.
В современной отечественной науке проблема организации ИОС изучаются специалистами разных отраслей знания - педагогами, психологами, социологами, философами. ИОС берется в контексте управления образования. Вопросы управления ИОС изучались такими исследователями как А. А. Андреев, Е. Н. Бабин, М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник, Е. А Волкова, Л. Н. Кечиев, Г. П. Путилов, С. Р. Тумковский, В.А. Бубнов, Е.П. Велихов, С. Г. Григорьев, М.А. Гуриев, А.Л. Семенов, В.П. Тихомиров, А.Ю. Уваров и др.
Различным проблемам организации ИОС посвящены диссертационные исследования С. Л. Атанасян, А.Г. Абросимов, О.В. Баринова, и др.
Вместе с тем, в теории и практике выявления показателей современного состояния информационно-образовательной среды, которые помогут нам определить продуктивность использования ИКТ в образовательном процессе и построить модель в настоящего времени остается не достаточно изученной.
Исследования, которые посвящены изучению проблем организации образовательного процесса в среднем профессиональном образовании, большое место отведено вопросам повышения эффективности и модернизации системы управления профессиональными организациями, необходимости переоценки некоторых базовых компонентов управления и организационной структуры профессиональных организаций (В. М. Демин, В. В. Кондратьев).
В процессе исследования выяснилось, что одной из причин которая не дает в полной мере развиваться организациям СПО, является невысокий уровень эффективности управления информационно-образовательной средой. Несомненно, руководители профессиональных организаций пытаются усилить некоторые элементы управленческой деятельности - усиление и ужесточение мер контроля, преобразование и уточнение процесса планирования, введение и усиление роли организационных мер. Но все эти мероприятия приводят к тому, что преподавательский и управленческий персонал организации все чаще занимается вопросами, которые направлены не на улучшение образовательного процесса, воспитательной работы, а также не содействуют повышению эффективности обучения. Руководители образовательных организаций часто принимают решения, основываясь на индивидуальных ресурсах организации. Необходимо дать рекомендации о том, как эффективно использовать ресурсы организации профессионального образования, что поможет повысить эффективность подготовки кадров.
Сказанное выше указывает на следующие противоречия:
- между условиями повышения доступности качественного образования, отвечающего требованиям развития инновационной экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина страны, и между низкой продуктивностью внутреннего управления образовательным процессом в системе СПО;
- между актуализацией процесса поиска моделей управления информационно-образовательной средой в среднем профессиональном образовании, повышающих продуктивность подготовки специалистов, и между не рациональным подходом к выбору управленческих решений по организации управления информационно-образовательной средой, способствующих только к деградации этого процесса управления, и его функционированию;
- между объективной потребностью в комплексных рекомендациях по эффективному использованию ресурсов, имеющихся у профессиональной организации, способствующих подготовке специалистов в среднем профессиональном образовании, и между отсутствием обоснованных моделей управления информационно-образовательной средой в системе СПО, основанных на комплексе внешних и внутренних ресурсов, педагогических возможностей.
Из обозначенных противоречий следует проблема исследования: каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе СПО, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
Объектом исследования является управление информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Предмет исследования - механизмы управления информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Цель исследования - на основе исследования компонентов ИОС разработать рекомендации по управлению информационно-образовательной средой в учреждении СПО.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в образовательной организации позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления СПО.
Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:
- изучить методики оценки качества ИОС техникума;
- исследовать состояния ресурсной базы;
- сформировать адаптивную систему оценивания состояния ИОС в различных областях деятельности техникума;
- оценить использование средств информатизации в управленческой и образовательной деятельности;
- разработать рекомендации для качественного моделирования ИОС техникума;
- рассмотреть возможные риски при моделировании и построении ИОС техникума и дать рекомендации по их минимизации.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили новейшие труды ученых и специалистов Российской Федерации в области планирования и управления, реформирования образования, развития системы образования в Российской Федерации.
Положения, выносимые на защиту:
В ходе исследования выдвинута гипотеза: анализ результативности использования управления информационно-образовательной средой в учреждении СПО позволит найти результативные механизмы управления, способствующие повышению эффективности системы управления образовательной организации.
В ходе исследования выявлены проблемы в системе СПО, как объекта управления ИОС.
Определены критерии эффективности системы управления СПО.
Проведен SWOT-анализ состояния ИОС ГБПОУ «ЧДСТ».
Проведено анкетирование административно-управленческого аппарата, педагогов, обучающихся и родителей ГБПОУ «ЧДСТ»
Научная новизна исследования:
- проведено исследование особенностей функционирования и управления ИОС в ГБПОУ «ЧДСТ»;
- определены критерии эффективности системы управления СПО.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме, структуризации и интеграции различных аспектов образовательного процесса, использующего в качестве поддержки и принятий решений современные ИТ и ИС.
Практическая значимость исследования определяет возможности использовать результаты в практической деятельности, создание методических рекомендаций для повышения уровня управленческой культуры, с использованием ИОС.
Организация и этапы исследования. Исследования проводились в несколько этапов с 2017 по 2019гг.:
На первом этапе (2017-2018гг.) анализировались философские, психолого-педагогические положения по проблеме исследования, формулировались цель, рабочая гипотеза, задачи исследования, разрабатывалась программа исследования.
На втором этапе (2018-2019гг.) рассмотрены функции, структуру и проблемы управления информационно-образовательной средой, определены критерии эффективности системы управления СПО.
На третьем этапе (2019 г.) осуществлялось текстовое оформление диссертационных материалов, формулировались выводы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используются следующие методы исследования:
- теоретический анализ философской, педагогической, психологической и учебно-методической литературы по управлению организациями СПО, работ в области технологий, проектирования, моделирования;
- анализ и систематизация практического опыта магистранта; констатирующий и формирующий эксперименты по управлению информационно-образовательной средой.
База проведения исследования: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский дорожно-строительный техникум».
Результаты выпускной квалификационной работы представлены в публикациях: статья «Проблема реализации информационного сопровождения ФГОС СПО», «Информационное пространство образовательного учреждения» в печатном сборнике - Профессиональное образование: методология, технология, практика.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, приложения.
Целью работы являлось на основе анализа компонентов ИОС разработать модель управления информационно-образовательной средой в учреждении СПО, которая позволит найти результативные механизмы управления данной средой. Определить, каким должно быть управление информационно-образовательной средой в системе СПО, чтобы обеспечить повышение эффективности подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании.
В работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда», определены теоретические аспекты возможной структуры организации ИОС, исходя из задач, которые должна решать ИОС образовательной организации, рассмотрен тенденции в подходах к оценке качества ИОС техникума и проблемы, которые возникают при оценке ее результативности.
В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические основы, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания. Для оценки информационно-технического аспекта состояния ИОС техникума, был проведен SWOT-анализ. Для оценки организационного и педагогического аспектов состояния ИОС проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИКТ в организационной, методической и образовательной практике техникума.
Кроме того, проведено анкетирование родителей и обучающихся техникума для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным (проектное обучение) формам обучения.
Основные выводы исследования:
- создание ИОС, выступая с одной стороны, как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации техникума.
- компоненты ИОС взаимосвязаны: изменение в содержании в одном компоненте, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
- оснащение техникума компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ИКТ-технологий.
- повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
Для достижения новых образовательных результатов, обучающихся в техникуме необходимо создать особую культуру, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие социального капитала образовательной организации.
Наиболее адекватно отвечает целям управления развитием ИОС в контексте модернизации образования модель ИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ИКТ на совершенствование техникума;
- рассматривает воздействие ИКТ на учение и обучение, связанная с результатами обучения и стратегией обучения.
Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Рассмотрим основные результаты исследования:
- определены методики оценки качества ИОС СПО;
- рассмотрены функции, структура и проблемы управления информационно-образовательной средой;
- проведен анализ особенностей функционирования и управления информационно-образовательной средой в ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум»;
- определены критерии эффективности системы управления СПО;
- представлена модель ИОС техникума.
Подводя итоги исследования хочется отметить, что создание и внедрение модели ИОС возможно при условии создания профессионального капитала, который в свою очередь состоит из человеческого капитала, социального и управленческого капитала.
Весь персонал техникума должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей, нести информационное сопровождение на всех этапах обучения современного студента.
В работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда», определены теоретические аспекты возможной структуры организации ИОС, исходя из задач, которые должна решать ИОС образовательной организации, рассмотрен тенденции в подходах к оценке качества ИОС техникума и проблемы, которые возникают при оценке ее результативности.
В ходе работы над диссертацией были проанализированы методологические основы, изучены стратегические модели изменений: модель переходного периода, модель постепенного наращивания. Для оценки информационно-технического аспекта состояния ИОС техникума, был проведен SWOT-анализ. Для оценки организационного и педагогического аспектов состояния ИОС проведен административный и педагогический самоанализ использования средств ИКТ в организационной, методической и образовательной практике техникума.
Кроме того, проведено анкетирование родителей и обучающихся техникума для выяснения предпочтений к традиционным или инновационным (проектное обучение) формам обучения.
Основные выводы исследования:
- создание ИОС, выступая с одной стороны, как результат информатизации, с другой - представляет собой сложный процесс информатизации техникума.
- компоненты ИОС взаимосвязаны: изменение в содержании в одном компоненте, приведет к изменениям в содержании других компонентов и среды в целом.
- оснащение техникума компьютерным оборудованием, учебно-методическими материалами, педагогическими разработками само по себе не обеспечивает повышения качества образования. Для подлинной результативности главным является - внедрение результативных педагогических практик, в том числе, на основе ИКТ-технологий.
- повышение квалификации педагогов, обеспечение их профессионального развития, является необходимым, но не достаточным условием для повышения результативности образования.
Для достижения новых образовательных результатов, обучающихся в техникуме необходимо создать особую культуру, в которой должно быть реализовано сотрудничество между педагогами, которое направлено на взаимную профессиональную поддержку, обмен результативными педагогическими практиками, т.е. необходимо развитие социального капитала образовательной организации.
Наиболее адекватно отвечает целям управления развитием ИОС в контексте модернизации образования модель ИОС, которая:
- дает возможность для рассмотрения использования и влияния ИКТ на совершенствование техникума;
- рассматривает воздействие ИКТ на учение и обучение, связанная с результатами обучения и стратегией обучения.
Основной путь наращивания человеческого капитала - это обучение внутри организации и создание обучающейся организации.
Рассмотрим основные результаты исследования:
- определены методики оценки качества ИОС СПО;
- рассмотрены функции, структура и проблемы управления информационно-образовательной средой;
- проведен анализ особенностей функционирования и управления информационно-образовательной средой в ГБПОУ «Челябинский дорожно-строительный техникум»;
- определены критерии эффективности системы управления СПО;
- представлена модель ИОС техникума.
Подводя итоги исследования хочется отметить, что создание и внедрение модели ИОС возможно при условии создания профессионального капитала, который в свою очередь состоит из человеческого капитала, социального и управленческого капитала.
Весь персонал техникума должен стать создателем не столько образовательной, сколько обучающей среды, должен стать конструктором обучающих компьютерных технологий, создателем индивидуализированных программных продуктов, дизайнером неформальной и внеурочной обучающих деятельностей, нести информационное сопровождение на всех этапах обучения современного студента.
Подобные работы
- Организация и управление службой информационной безопасности в образовательной организации СПО
Магистерская диссертация, информационная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование деятельности образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ИНФОРМАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ТОМСКОЕ ПРОФЕССОРСКОЕ СОБРАНИЕ»)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и региональными органами власти в рамках государственно - общественного управления образованием
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Формирование и реализация образовательной программы по развитию универсальных учебных действий.
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №58»
Г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



