Введение 3
1. Творческое осмысление и художественная рецепция пушкинского
наследия в эпоху серебряного века 6
2. Образ А.С. Пушкина в стихотворениях и филологических
«штудиях» А.Ахматовой 11
2.1 Стихи о А.С. Пушкине А. Ахматовой 11
2.2 Филологические «штудии» А.Ахматовой 24
3. А.С. Пушкин в произведениях М. Цветаевой 38
3.1 Очерки М. Цветаевой 41
3.2 «Стихи к Пушкину» цикл М. Цветаевой 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 63
№1.1 Методическая разработка урока 65
№1.2 Стихотворения 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Тема «Образ А.С. Пушкина в произведениях писателей серебряного века» обширна, аспекты ее исследования разнообразны: образ Пушкина в творчестве поэтов, пушкинские темы и мотивы в поэзии, влияние Пушкина на творческое развитие отдельных поэтов. Существует ряд интересных работ общего характера, рассматривающих влияние пушкинской традиции на советскую литературу (особенно в связи с проблемой народности.) « Творчество Пушкина, - писал В.В. Томашевский, - воздействовало на дальнейшую литературу двояким образом: как совокупность его произведений и заключающихся в них мотивов, образов, картин, проблем и идей и как некая единая художественная система», отмечая при этом, что все же «наиболее существенным в воздействии Пушкина на русскую литературу XIX в. является воздействие его художественной манеры в целом».[53]
Истинное наследование пушкинской традиции требует новаторского ее продолжения. Не сходство сюжетов, образов или метрики определяют степень творческой близости к Пушкину. «Критерием для определения отношения той или иной школы или отдельных поэтов к традициям пушкинской поэзии является только одно - усвоение и продолжение принципиальных основ ее художественной системы». [47] Поэты «серебряного века» были сформированы под влиянием музы великого поэта А.С. Пушкина. Его образ рассматривается нами как эстетический феномен русской культуры, поэтому, по мере возможности, мы попытаемся определить главные причины столь сильного влияния Пушкина на русскую литературу. Закономерно то, что в зависимости формирования образа Пушкина от мировоззренческой позиции того или иного писателя, вопрос о специфичности отношения к Пушкину, оценок его творчества в целом, отдельных произведений в частности, которые проявляются в индивидуальном характере творческой рецепции конкретного автора, выходят на первый план..
Литературная рецепция в данном исследовании нас интересует как творческая реакция на жизнь и творчество Пушкина. Мы будем рассматривать рецепцию «суперчитателя» (литератора). Вопрос о личности автора произведения о Пушкине очень важен, так как авторство самым непосредственным образом отражается в конечном итоге на том, каким предстанет перед нами Пушкин. В отдельных случаях мы говорим о тенденциях к идентификации личности.
Наше внимание сосредоточено на «серебряном веке» русской литературы, а именно на произведениях А. Ахматовой («Смуглый отрок бродил по аллеям.», «Адольф», «Каменный гость») и М. Цветаевой о Пушкине («Мой Пушкин» и цикл «Стихи к Пушкину»). Эти тексты активно взаимодействуют с произведениями «серебряного века» о Пушкине; при этом, оба поэта стоят особняком и относительно советской литературы, и относительно литературы русского зарубежья.
Целью данной работы является выявление особенностей восприятия и способов создания А. Ахматовой и М. Цветаевой образа А.С. Пушкина. Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
1 Выявление содержания понятия «рецептивная эстетика» и «художественная рецепция»
2 Раскрытие сущности образа А.С. Пушкина в прозаических текстах и стихах А. Ахматовой
3 Раскрытие сущности образа А.С. Пушкина в прозаических текстах М. Цветаевой.
Предмет исследования: художественная рецепция образа А.С Пушкина А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Объект исследования: произведения А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Материалом исследования послужили стихи и проза А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, методического приложения и списка использованной литературы.
Марина Цветаева и Анна Ахматова принадлежат к таким «верным» Пушкина. Их поэтическое становление проходило в эпоху, освещенную славой Пушкина, как никакая другая. Именно тогда, в Серебряном веке, легенда Пушкина как некоторого предельного приближения к самой сути Поэзии, возможного на русской почве, получила содержательную аргументацию.
И Цветаева, и Ахматова, поэты самого просвещенного из литературных времен России, владели не только лирическим словом. Их «разговор о Пушкине» проходил не только в лирических строфах, но и в дискурсивной прозе, которая, впрочем, так же, как и стихи, несет на себе явный оттенок своего рода благодарственного приношения гению места.
При этом пушкинские опыты Цветаевой и Ахматовой, полярные во многих отношениях, неожиданным образом сходятся в том, что пушкиниана начала века, символистская в своем истоке, как будто не оставила в них заметного следа. К пушкинским вещам обе они приступили в 30-е годы, и, казалось бы, можно было ожидать, что в них каким-то образом будет учтен и следующий - формалистский - эпизод жизни «Пушкина в истории». Но и здесь та же лакуна. Видимо, эфирная метафизика (начала века) и жесткая аналитика (формальной школы) вообще не находили отклика в поэтическом сознании двух этих, поразительно контрастных во всем другом поэтов.
В первой главе мы погружаемся в теорию рецептивной эстетики, которая рассматривает произведения как развивающуюся структуру, подвергающуюся семантической и ценностной деформации от эпохи к эпохе. Поэтому чрезвычайно важным и интересным направлением исследования больших писателей, наследие которых продолжает жить в веках, продолжает быть действенным фактором культурного и литературного развития, является изучение того, как жил писатель в веках и как он отражался в сознании людей того или иного времени. На основе сложной эстетической системы мы рассуждаем на основе художественных произведений А.Ахматовой и М. Цветаевой.
А. Ахматова посвятила стихи и прозу А. С. Пушкину. Он был для нее «родственной душой», в которых мы видим художественную рецепцию, отражение в сознании писательницы А.С. Пушкина. Окружающая действительность, многообразие впечатлений оттачивают внимание Ахматовой именно на современности, и здесь Пушкин для нее вполне реальная личность, поскольку проблемы, волнующие поэта XIX века, остаются вполне актуальными и для поэта XX века (особенно в условиях сталинского режима), то есть Пушкин для нее вполне современен.
Особенностью ахматовских «штудий» является ее пристрастность, она обладала умением логически выстраивать доказательства своих гипотез, подчинять себе документ и имела невероятную интуицию, чувство художественной меры и такт. Все это лежало в основе ее художественных и литературоведческих открытий. Точка зрения А. Ахматовой складывалась на основе тщательного изучения самих произведений Пушкина и его биографии(именно поэтому сама Ахматова назвала свои работы «штудиями» и старалась придать им документальную достоверность). Кроме того, ею была установлена взаимосвязь А.С. Пушкина с западноевропейской литературой.
М. Цветаевой посвящена третья глава. Она в своей книге «Мой Пушкин» писала, что это предстает перед нами глазами современников с трех сторон: «очами любящих (друзей, женщин, стихолюбов, студенчества)., очами любопытствующих(всех тех, последнюю сплетню о нем ловивших едва не жаднее, чем его последний стих) и очами судящих (государь, полиция, Булгарин)». Поиски Пушкина в Цветаевой вряд ли принесут такие же очевидные результаты. О каком-то - особом, вероятно, филологически не удостоверяемом - наследовании цветаевской поэзии Пушкину мы можем говорить только приняв ее собственный взгляд на Пушкина, а этот взгляд не направлен на все то, о чем мы упоминали в связи с Ахматовой (на стих, на стилистику, на строфику, на жанры; на «классическое» мировоззрение, в котором Цветаева видит лишь обман для взрослых, на ироническую игру («Шутить, таинственно молчать»)), на умную стратегию авторских отношений с адресатом и собственным текстом, на реалистическую историчность. На все, что в Пушкине не является мифом, тайным жаром, тем, что, ее словами, «больше, чем искусство. Страшнее, чем искусство». Он для нее самый главный поэт России. Она пронесла его через всю свою жизнь, через многие произведения, задумывалась над образами, которые он дарил читателям.
Путь А.Ахматовой и М.Цветаевой к Пушкину должен привести через тексты. Предпочтение личного и человеческого, желание выявить именно этот слой за пушкинской тайнописью, а не, скажем, внутрилитературные или метафизические смыслы, может немало сказать нам о творческой природе самих авторов: ведь поэт открывает другого поэта тем же ключом, каким он замыкает собственную «шкатулку с тройным дном», что и доказывает нам художественная рецепция А.Ахматовой и М. Цветаевой.
Среди писавших о Пушкине мы вряд ли найдем еще кого-то, кто так же, как Ахматова и Цветаева, был бы занят его «человеческим голосом».
1. Ахматова А.А. Вечер. Стихи / А.А. Ахматова .- Спб.: Цех поэтов,
1912. - 444 с.
2. Адамович Г. Мои встречи с Ахматовой. // Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях. Хрестоматия для учащихся старших классов. / Сост. Терехина В. - М.: Локид, 2001, 462, с. 396-402.
3. Ахматова A.A. Избранное. / сост. H. Банникова. -M.: Худож.
Литература, - 1974. - 320 с.
4. Ахматова А. Сочинения: в 2 т. / сост. В.А. Черных. - М.: Худож.
Литература, - 1987.
5. Ахматова А.А Слово о Пушкине / А.А. Ахматова // Писатели о писателях. Литературные портреты. - М.: Дрофа, 2009. - С. 245-246.
6. Ахматова А.А. Пушкин и дети / А.А. Ахматова // Писатели о писателях. Литературные портреты. - М.: Дрофа, 2009. - С. 247-248.
7. Ахматова, А.А. Выступление на радиомитинге в г. Пушкине 11 июня 1944 года / А.А. Ахматова // Писатели о писателях. Литературные портреты. - М.: Дрофа, 2009. - С. 246-247.
8. Бабаев Ю. Э. Пушкинские страницы Анны Ахматовой. / Ю. Э.Бабаев
// Новый мир. - М., - 1987. - №1. - 413-414 с.
9. Белкина М. И. Скрещение судеб./ М. И. Белкина - М.: Книга, 1988.
- 528с.
10. Бонфельд М. Мощь и невесомость /// Вопросы литературы. - 2003. - № 5 - С. 91 - 99.
11. Бургин Д. Л. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос: Статьи. Исследования./Пер. с англ. Сивак С./-Спб. : Инапресс, 2000.-238с.
12. Буслакова Т.П. «Смуглый отрок бродил по аллеям.» / Т.П. Буслакова // Буслакова Т.П. Русская литература ХХ века: Учебный минимум для абитуриента. -М.: Высш. шк., 2003. - С. 54 - 56.
13. Викулина Л. А., Мещерякова И. А. Творчество М. Цветаевой: проблемы поэтики// - М.: Эребус, 1998. - 93с.
14. Вольперт Л.И. «Адольф» Бенжамена Констана в переводах П.А.
Вяземского и H.A. Полевого. Пушкин и его современники. / Вольперт
Л.И. / Уч. зап. Ленингр. гос. пед. инст. им. Герцена. - 1970. - 434 с.
15. Въялицина Н.В. «Египетские ночи» А. Пушкина в интерпретации
Анны Ахматовой. // Проблемы современного пушкиноведения. -Л., - 1981.
16. Въялицина Н.В. «Египетские ночи» А. Пушкина в интерпретации Анны Ахматовой. // Проблемы современного пушкиноведения. -Л., - 1981.
17. Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». Жизнь Пушкина в памяти поколений./ Высочина Е.И. -М.: Просвещение. -1989.- 367с.
18. Гаспаров М. Л. Марина Цветаева: от поэтики быта к поэтике слова/ // Русская словесность. М.,1997.
19. Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. 11 класс / А Герцик // Рус. словесность, 2001, № 6. С. 20.
20. Герцик А. Лирика Ахматовой на уроках литературы. 11 класс / Герцик А. // Литература, 2005, № 6. С. 26.
21. Герштейн Э.Г. Заметки Ахматовой о Пушкине: 2 т. / Герштейн
Э.Г. Вацуро В.Э. / Временник Пушкинской комиссии Академии наук СССР. 1970. -Л,: Наука. -1972.
22. Герштейн Э.Г. Анна Ахматова. О Пушкине. Статьи и заметки: в 2 т. / сост. Э.Г.Герштейн. -М.: Книга. -1989 - 2 т.
23. Гроссман Л.П. Письма женщин к Пушкину. / Л.П. Гроссман. -П.:
Подольская фабрика офсетной печати, с изд. 1928 года. -М.:
Современные проблемы. -1994г.- 99c.
24. Жирмунский В.М. Ахматова A.A. Стихотворения и поэмы. / 3. В.М.
Жирмунский, A.A. Суркова. - Л.: Советск. писатель. - 1976. -
25. Зинедуллина М. В. Пушкинский миф в конце ХХ века.// - Челябинск, 2001. - 243с.
26. Зубова Л. В. Наблюдения над языком цикла М. Цветаевой «Стихи к Пушкину».// - «Studia Russica Budapestinensia», 1995. - 250с.
27. Зубова Л. В. Потенциальные свойства языка в поэтической речи М. Цветаевой: Семантический аспект. //- Л.: Изд - во ЛГУ, 1989. - 263с.
28. Зубова Л. В. Поэзия Цветаевой: Лингвистический аспект. //- Л.; Изд - во ЛГУ, 1989. - 263с.
29. Ильин И.П. Между структурой и читателем: Теоретич. аспекты коммуникативного изучения литературы. - В кн.: Теории, школы, концепции: (Крит. анализ), Худож. рецепция и герменевтика./ Ильин И.П. -М., - 1985
30. Как войти в мир литературы. 9 класс: учебник/ под ред. А.Г Кутузов, А.К. Киселева, Е.С. Романичева. - М.: Дрофа, 2001, - с. 108-109.
31. Карпушкина Л.А. Автобиографическая проза М. Цветаевой и И.
Шмелева: образ Пушкина в воспоминаниях детства. / Л.А.
Карпушкина // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск 4. М., 1999. С. 122.
32. Кертман Л. Безмерность и гармония (Пушкин в творческом сознании Ахматовой и Цветаевой)/ Л. Кертман. // ВОПЛИ, 2005, № 4. С. 251.
33. Корнилов В.Н. Великие антагонистки (Цветаева и Ахматова)/ В.Н. Корнилов // Покуда над стихами плачут...: Книга о русской лирике: Для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений. - М.: Издательский центр Академия, 1997. - 350 с. - стр. 273 - 283.
34. Кралина М.М. Анна Ахматова. Сочинения: в 2 т. / сост. Кралина М.М. -М.: Цитадель. -1996 - 1 т.
35. Кудрова И. Соперницы. (Ахматова и Цветаева)/ И.Кудрова // Нева, 1992, № 9.
36. Кукулин И. «Русский бог» на rendes-vous. (О цикле М.И. Цветаевой «Стихи о Пушкине»). / И. Кукулин // Вопросы литературы, №6, 1998, с. 122-136.
37. Куняев, С. «В борьбе неравной двух сердец» / С. Куняев // Наш современник. - 2012. - №3. - С. 186-204.
38. Лебедева М. Н. Анна Ахматова о поэте и поэзии / М. Н. Лебедева // Конспекты уроков для учителя литературы: 11 кл.: Обзорные уроки для подготовки к экзаменам: ХХ в. / Сост. И. П. Карпов, Н. Н. Старыгина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 158 - 190.
39. Лебедева М.Н. Анна Ахматова о поэзии / М.Н. Лебедева // Открытый урок по литературе: Русская литература ХХ века (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей. / И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. - М.: Московский лицей, 2001. 352 с. (Выпуск III). С. 294 - 308.
40. Липеровская С. В юные годы. Воспоминания о Марине Цветаевой./ Софья Липеровская - М., 1992, с.
41. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин/ Ю.М. Лотман. -Л.: Просвещение. -1982.- 42 с.
42. Лукницкий Лукницкий
43. Маранцман Ахматовой. / В.Г Маранцман // Маранцман В.Г. Изучение творчества A.C. Пушкина в школе/ В.Г Маранцман . -М., -1999. Ч. 2. - 158 с.
44. Марина Цветаева Собрание сочинений. Письма. / соч. в 7 т. - М., 1994 - 1995. - т. 6.
45. Маслова М. И. Мотив родства в творчестве Марины Цветаевой.
/Маслова М. И. - Орёл: Веш. Воды. - 2001. - 152с.
46. Медриш Д.Н. От двойной сказки - к антисказке (Сказки
Пушкина как цикл) Московский пушкинист. / Медриш Д.Н. -М.:
Наследие. -1995. -№1.- 93-121 с.
47. Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики. / Б.С. Мейлах.- Л.: изд. «Советский писатель», - 1958.
48. Можейко Г. Образ Пушкина в раннем творчестве Анны Ахматовой. На примере стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям.». 11 класс / Г. Можейко // Литература, 2006, № 11. С. 19.
49. Мусатов В. В. Глава третья. «Я еще пожелезней тех.». Лирика Анны Ахматовой и пушкинская традиция / В. В. Мусатов // Мусатов В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века. От Анненского до Пастернака. Монография. М.: Прометей, 1992. С. 116 - 152.
50. Орлов В. М. Сильная вещь - поэзия. / В. М. Орлов - М.: Сов. писатель, 1981. /Вст. ст. к кн. М. Цветаевой «Мой А. С. Пушкин». С. 4 - 18.
51. Орлова О.А. Два стихотворения - два мира. А. Ахматова и М. Цветаева/ О.А. Орлова // Литература в школе, 2008, №3. С. 6 - 10.
52. Пушкин A.C.Полное собрание сочинений // соч. в 19 т. -М., - 1937.
53. Пушкин в письмах Карамзиных 1836-1837 гг. -М.-Л.: Акад. наук СССР. -1960.- 29 с.
54. Русская литература XX века. 11 кл. В 2-х частях. Ч.1: учеб. для общеобразоват. Учреждений под редакцией В.В. Агеносова. - 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007, 491, с. 323-247.
55. Саакянц A.A.Анна Ахматова и Марина Цветаева. «Царственное слово». Ахматовские чтения / A.A. Саакянц /. -Вып.1 -М.: Наследие. - 1992.- 315с.
56. СлининаЭ.В. Пушкинские мотивы в царскосельских стихах Анны Ахматовой. Два эпиграфа из Пушкина. / Слинина Э.В. - Псков. -1973.
57. Степанова, Л.С. Анализ стихотворного поэтического текста в 9 классе. [Текст] / Л.С. Степанова // Русская словесность. - 2011. - № 4. - С. 44-51.
58. Сурат И. Три века русской поэзии. Голос женский. (Пушкин, Фет, Мандельштам, Ахматова). / И. Сурат // Новый мир, №1, 2009, с. 156-163.
59. Тименчик Р.Д. Анна Ахматова. Десятые годы. / сост. и примеч.
Тименчика Р.Д. и Поливанова K.M. -М.: МПИ. -1989.
60. Толковый словарь живого великорусского языка/ сост. Даль В.И. -М.: ОЛМА -ПРЕСС. - 2004. - 700 с.
61. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие. Дневники,
воспоминания, письма А.Ахматовой. -М.: Радуга. -1991.
62. Цветаева М.И. Мой Пушкин./ М.И. Цветаева. -М.: Советск. писатель. - 1981.
63. Цветаева Марина. Неизданное. Сводные тетради.// М.И. Цветаева -М.: Эллис Лак. - 1997.
64. Цветаева Марина./М.И.Цветаева// соч.: в 7 т -М.: Эллис Лак. -1994.
65. Чуковская Л.К. Записки об Анне Ахматовой : в 3 т. -М.: Согласие. - 1997.- 475 с.
66. Шатихина Л.В. Ахматова о Пушкине - наследнике Шенье / Л.В. Шатихина // Вестник Московского ун-та, серия 9, филология, 2007, №2.С. 140 - 149.
67. Карцевский, С. Об асимметричном дуализме лингвистического знака / С. Карцевский // История языкознания XIX-ХХ веков в очерках и извлечениях: в 2 ч. / сост. В.А. Звегинцев. - 3-е изд., доп. - М., 1964-1965. - Ч. 2. - 1965. - С. 85-90.
68. Ковтунова, И.И. Асиммеьтричный дуализм языкового знака в поэтической речи / И.И. Ковтунова // Проблемы структурной лингвистики, 1983 / отв. ред. В.П. Григорьев. - М., 1986. - С. 87-108.
69. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев.
- М.: Изд-во «Правда», 1989. 5. Ходасевич, В. «Жребий Пушкина», статья о. С.Н. Булгакова / В.Ф. Ходасевич Собр. соч. : В 4 т.- М.: Согласие, 1996. - Т. 2.