Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование профессиональной мотивации у обучающихся колледжа при изучении дисциплин профессионального цикла

Работа №81737

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2020
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретико-методические аспекты современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов профессиональной образовательной организации 8
1.1 Понятие и сущность учебной мотивации студентов
профессиональной образовательной организации 8
1.2 Современные педагогические средства в педагогической теории и
практике 19
1.3 Метод проектов как средство формирования профессиональных
мотивов обучающихся 37
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Разработка и использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» 46
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по
разработке и применению современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» 46
2.2 Разработка методических рекомендаций по разработке и
использованию метода проектов 51
2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работы по
разработке и использованию современного педагогического средства для формирования учебных мотивов студентов ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева» 60
Выводы по второй главе 64
Заключение 66
Библиографический список 68

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности обучающегося; это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого учащегося и группы в целом. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования. Вместе с тем в процессе формирования и развития мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования.
Само по себе развитие является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Организуя формирование и развитие мотивации, важно не допускать упрощенного их понимания. Развитие неверно понимать как «перекладывание» преподавателем в голову студентов готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения.
На самом деле формирование и развитие мотивов учения - это создание в учебном заведении условий для появления внутренних побуждений к учению; осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Преподаватель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера обучающихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.
Проблема формирования и развития устойчивой мотивации учения в последние годы интенсивно разрабатывается и изучается А.К.Марковой, Т.А. Матис и др. В работах Л.И. Земцовой выявлены закономерные связи и зависимости различных сторон учебно-воспитательного процесса и характера и особенностей мотивации учения, формируемой у обучающихся в этом процессе.
Объективность изучения, формирования и развития мотивации обучающихся достигается тем, что при этом педагогу надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование педагогом процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения обучающегося.
Ш.А. Амонашвили, А.В. Петровский и многие другие ученые исследовали влияние личностных особенностей учителя на мотивацию к учению учащихся. Х.Й. Лийметс, И.С. Якиманская и другие рассматривали особенности формирования учебно-познавательных мотивов в связи с индивидуальной и групповой формами организации работы учащихся в процессе урока.
В XX веке изучением проблемы формирования и развития учебной мотивации занимались следующие ученые: Е.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина; в последнее десятилетие: М.С. Валунов, О.В. Канарская, А.К. Осин, В.Н. Тарасов, И.А. Уманская и др.
Формировать учебные мотивы - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого обучающегося.
В настоящее время ведется поиск современных педагогических методов, приемов и средств стимулирования и развития учебной мотивации. Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в учреждениях СПО необходимо использовать современные педагогические средства обучения.
В дидактике термин «средства обучения» не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова «средство» в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое «для обучающегося является средством». К средствам обучения в ряде случаев наряду с учебно-наглядными пособиями, приборами, механизмами, инструментами и прочего относят слово учителя, тексты, упражнения (Р.К. Миньяр-Белоручев. М.В. Ляховицкий, предлагая классификацию средств обучения по иностранным языкам, называл их вспомогательными средствами и относил к ним традиционные (нетехнические) и технические средства обучения.
Таким образом, современные педагогические средства - это новообразования XXI века, способные сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использующиеся в учебном процессе.
На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы нами была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречием между необходимостью и потребностью в формировании учебных мотивов обучающихся на основе использования современных педагогических средств обучения, с одной стороны, и не использованием в полной мере возможностей современных педагогических средств обучения в образовательных учреждениях, с другой стороны. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для выбора темы исследования: «Использование современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов профессиональной образовательной организации»
Цель исследования: теоретико-методическое обоснование, практическая разработка и проверка эффективности применения в образовательном процессе СПО современных педагогических средств с целью формирования учебных мотивов обучающихся.
Объект исследования: учебные мотивы обучающихся.
Предмет исследования: современные педагогические средства обучения и их влияние на формирование учебной мотивации обучающихся.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что обучение с использованием современных педагогических средств обучения будет способствовать формированию учебной мотивации обучающихся.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Изучить понятие и сущность учебной мотивации студентов профессиональной образовательной организации;
3. Рассмотреть современные педагогические средства для формирования учебных мотивов в педагогической теории и практике;
4. Изучить особенности использования современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов профессиональной образовательной организации;
5. Разработать методические рекомендации педагогам профессиональной образовательной организации по использованию современных педагогических средств;
6. Экспериментально внедрить и проанализировать результаты использования современных педагогических средств для формирования учебных мотивов студентов ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
Теоретико-методологическая основой исследования являются личностно-ориентированный подход к профессиональной подготовке специалиста (В.В. Давыдов и др.), теории системного подхода и преемственности обучения (С.И. Архангельский и др.), концепции сущности и моделирования педагогического процесса (Ю.А. Бабанский и др.), принципы и основы формирования, содержания образования (В.В. Краевский и др.); теорию профессионального образования (Н.Е. Астафьева и др.); теорию развития мотивации учения (Л.С. Выготский и др.).
Для достижения цели, решения задач исследования и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: общетеоретические методы, познания (анализ, синтез, аналогия, сравнение, сопоставление), обобщение анализ документов и литературных источников, анализ результатов деятельности; эмпирические методы (беседа, опрос, педагогический эксперимент, тестирование, методы статистической обработки данных).
База исследования: ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части (двух глав), заключения, библиографического списка и приложения

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В квалификационной работе были рассмотрены современные педагогические средства в педагогической теории и практике.
Учебная мотивация - это система побуждений, определяющих активность обучающегося и её направленность на овладение способами действий, деятельности технологиями.
Познавательная мотивация - это система побуждений, определяющих активность обучающегося и её направленность на знание: понятия, закономерности, законы, алгоритмы и др. Учебно-познавательная мотивация обучающегося складывается в учебной и познавательной деятельности, как спонтанной, так и специально организованной. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности, через посредство которого возможно формирование учебно-познавательной деятельности учащегося в целом. К современным средствам обучения относятся: традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий); инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).
Современные педагогические средства - это инновационные материалы XXI века, способные сформировать устойчивые учебные мотивы у обучающихся и активно использующиеся у учебном процессе в наши дни. В нашем педагогическом эксперименте приняла участие специальность 19.02.10 «Технология продукции общественного питания» ГБПОУ «Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им. А.В. Яковлева».
Новый подход к обучению, нацеленный на всестороннее развитие личности, формирование мобильного человека, способного искать и находить различные пути решения поставленных перед ним жизненных задач накладывает на педагога ряд требований.
Итоги констатирующего эксперимента показали что, уровень сформированности учебных мотивов студентов в рамках существующей образовательной системы является недостаточным.
Формирующий этап эксперимента протекал в естественных условиях образовательного процесса. Экспериментальная группа была создана для проверки гипотезы развития самостоятельности студентов. В экспериментальной группе было организовано проведение метода проектов, разработаны методические рекомендации описанные в параграфе 2.2.
Анализ итогов экспериментальной работы выявил заметную положительную динамику в развитии учебной мотивации в группе студентов.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что в результате эксперимента была доказана целесообразность и эффективность применение в учебном процессе современных педагогических средств обучения, так как по результатам проведения эксперимента выявлена положительная динамика показателей эффективности повышения уровня развитости мотивации студентов. Это свидетельствует о том, что цель исследования достигнута, задачи решены.



1. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учеб.курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновац. технологий, 2010.
- 608 с.
2. Апет, Т.К. Технология производства мучных кондитерских изделий [Текст]: учебник / Т.К. Апет, З.Н. Пашук. - Минск: Высшая школа, 2012. - 300 с.
3. Артемова, Е.Н. Теоретические основы технологии продуктов питания [Текст]: учеб.пособие / Е.Н. Артемова, Т.В.Иванникова. - М.: МО РФ, 2012. - 119 с.
4. Афанасьев, В.Г.Научно-техническая революция, управление, образование [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Политиздат, 1972. - 431 с.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст]: учеб. пособие/Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
6. Батышев, С.Я. Профессиональная педагогика [Текст] / С.Я. Батышев. - М., 2013. - 456 с.
7. Белухин, Д.А. Педагогическая этика [Текст] / Д.А. Белухин. М.: МПСИ, 2011. - 128 с.
8. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 16
9. Борисова, Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора [Текст]: учеб.пособие / Н.В. Борисова. - М., 2010.
- 146 с.
10. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков. - М.:Изд-во Моск. ун-та,2010. - 47 с.
11. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦ СПО. - 1999. - 538 с.
12. Гинецинский, В.И. Пропедевтический курс общей психологии [Текст]: учеб.пособие. - СПб.: изд-во с.-петерб. ун-та, 1997. - 200 с.
13. Голуб, Г.Б. Метод проектов как технология формирования
ключевых компетентностей учащихся [Текст]: методические
рекомендации / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара: ПРОФИ, 2013.- 236 с.
14. Голунова, Л.Е. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий [Текст] / Л.Е. Голунова. - СПб.: ПрофиКС. - 2013. - 407 с.
15. Горчакова-Сибирская, М.П. Инновации в профессиональном образовании: педагогические технологии [Текст]: учеб.пособие / М.П. Горчакова-Сибирская. - М., 2011. - 304 с.
16. Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте
образовательной технологии [Текст] / В.В. Гузеев. - М.: Народное
образование, 2011. - 230 с.
17. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 843 с.
18. Даниленкова, Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса [Текст]: сб. научных ст. / Г.Г. Даниленкова. - Калинингр. ун-т, 2000. - 425 с.
19. Драгилев, А.И. Производство мучных кондитерских изделий [Текст]: уч. пособие / А.И. Драгилев, Я.М. Сезанаев. - М.: ДеЛи, 2010. - 448 с.
20. Дьяченко, В.К. Коллективный способ обучении: дидактика в диалогах [Текст] / В.К. Дьяченко. - М.: Народное образование, 2014. - 352 с.
21. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество преподавателя [Текст] / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 2010. - 160 с.
22. Ивлева, И.А. и др. Концептуальные основы построения
системы качества профессионального образования [Текст] / И.А. Ивлева, В.П. Панасюк, Е.К Чернышева. - СПб.:
Институт профессионального образованияРАО, 2011. - 152 с.
23. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся [Текст] / Е.Н. Кабанова- Меллер. - М.: Просвещение, 1968. - 287 с.
24. Килпатрик,В.Х.Методпроектов. Применение целевой
установки впедагогическом процессе [Текст] / В.Х. Килпатрик. -Л: Брокгауз - Ефрон,2015. - 43 с.
25. Кларин, М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках [Текст] / В.М. Кларин. - М., 2004. - 22 с.
26. Ковалев, Н.И. Русская кухня [Текст] / Н.И. Ковалев, М.Н. Куткина, Н.Я. Карцева. - М.: Деловая литература, 2010. - 513 с.
27. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий [Текст]: пособие для преподавателей / под ред. А.К. Колеченко. - СПб.: КАРО, 2014. - 368 с.
28. Коллингс, Е. Опыт работы американской школы по методу проектов. [Текст] / Е.Коллингс. - М.: Новая Москва, 2006. - 288 с.
29. Кузнецова, Л.С. Технология приготовления мучных кондитерских изделий [Текст]: учебник / Л.С. Кузнецова, М.Ю. Сиданова. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 320 с.
30. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища [Текст] / Н.В. Кузьмин. - М.: высшая школа, 1989. - 89 с.
31. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования [Текст]: учеб.пособие / М.М. Левина. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 272 с.
32. Малинин, В.И. Работа для будущего [Текст] / В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин, С.Т. Шацкий. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
33. Менли, Д. Мучные кондитерские изделия [Текст] / Д.Менли.; пер. с англ. В.Е. Ашкинази; науч. ред. И.В. Матвеева. - СПб.: Профессия, 2013. - 558 с.
34. Новиков, А.М. Организация опытно-исследовательской работы на базе образовательного учреждения [Текст] / А.М. Новиков// Доп. Образование. - 2012. - №8. - с. 44
35. Образовательные технологии (из опыта развития глобального мышления учащихся) [Текст] / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. - СПб.: КАРО, 2012. - 160 с.
36. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности
педагога [Текст]: учеб.пособие / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр
«Академия», 2015. - 368 с.
37. Пахомова, Н.Ю. Метод проектов [Текст] / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование, 1996. - С. 32-46.
38. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: учеб.пособие / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2013. - 110 с.
39. Пахомова, Н.Ю. Методология учебного проекта [Текст] / Н.Ю. Пахомова. // Учитель, №1, 2010.- С. 41-45.
40. Педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение - 1988. - 479 с.
41. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе [Текст] / Науч. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. - М.: Тюмень, 2012. - 34 с.
42. Прокофьева, Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода [Текст]:сборник научных трудов / под ред.
И.М. Осмоловской, сост. Л.Б. Прокофьева, Г.А. Воронина. - М.: ИТиИП РАО, 2014. - 503 с.
43. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб.пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
44. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб.пособие / Е.С. Полат , М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 368 с.
45. Радионов, В.Е. Нетрадиционное педагогическое
проектирование [Текст] / В.Е. Радионов. - СПб., 2006. - 80 с.
46. Раппопорт, А.Г. Границы проектирования [Текст] / Вопросы методологии, №1,1991. - С. 23
47. Ратушный, А.С. Кулинария [Текст]: сборник рецептур / А.С. Ратушный. - М., Изд. дом МСП, 2010. - 575 с.
48. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. Т.1. / Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2013. - 608 с.
49. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2013. - 720 с.
50. Сборник рецептур на хлеб и хлебобулочные изделия [Текст] / сост. П.С. Ершов. - СПб.: Гидрометеоиздат, 2008. - 191 с.
51. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб.пособие / Г.К. Селевко. - М.: «Народное образование», 2008. - 256 с.
52. Сергеев, И.С. Как организовать
проектную деятельность учащихся/ И.С. Сергеев. -М.: АРКТИ,2015. - 70 с.
53. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ