Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование и оценивание исследовательских умений детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»

Работа №81734

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
238
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.2 Характеристика исследовательских умений детей дошкольного
возраста 11
1.3 Педагогические условия формирования исследовательских умений у
детей дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 23
2.1 Цель, задачи и результаты констатирующего этапа исследования 23
2.2 Реализация педагогических условий по формированию
исследовательских умений у детей дошкольного возраста 37
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы

Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников (Г.И. Вергелес, А.М. Матюшкин, Л.В. Лидак, А.И. Савенков).
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений детей дошкольного возраста представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательские умения способствуют становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать в практике способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Объект исследования: процесс формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» будет эффективным, если:
1) будет создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
2) будет осуществляться мониторинг исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
3) будет разработан перспективный план работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»;
4) будет осуществляться взаимодействие педагога с семьями воспитанников по вопросу формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявить способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
Методы исследования:
1) Теоретические (работа с литературой, анализ, обобщение);
2) Эмпирические (беседа, анкетирование родителей).
База исследования: МДОУ «ДС№41» г. Копейск, дети группы старшего возраста (20 человек).
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы (64 источника).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью моей работы являлось: теоретически обосновать и апробировать в практике способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели я сделала следующее:
1. Провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявила способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
4. Провела анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
В главе 1 провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
В главе 2 провела мониторинг исследовательских умений детей дошкольного возраста; апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»; разработала блоки экспериментов, которые в организованном педагогическом процессе будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель моей работы достигнута, гипотеза доказана.



1. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста.// Развитие научных идей педагогики детства в современном образовательном пространстве: Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. - СПб.: Союз, 2007. - 599 с.; С.88 - 94.
2. Киреева О.В. Условия развития исследовательских умений в старшем дошкольном возрасте.// Процессы модернизации отечественного образования: Материалы XIV Международной конференции «Ребенок в современном мире. Образование и детство». - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 424 с.; С. 323 - 325.
3. Петровский А.В. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 2009. - 285 с.
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 2002г. - 318 с.
5. Белошистая А.В. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей. - М.: Дошкольное воспитание, - 2000 - 184 с.
6. Бодрова Е.В., Юдина Е.Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1987. 280 с.
7. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2004. - 317 с.
8. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2006. - 528 с.
9. Бондаренко С.М. Психология развития дошкольников. - Минск, 2005 300 с.
10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - М.: Просвещение, 2008г. - 18 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.,
1991. - 180 с.
12. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. - М., 2010. - 134 с.
13. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном
формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии / Под ред. Шороховой В.В. - М., 1966.
14. Дмитриев Ю. Необыкновенное путешествие в обыкновенный лес. - М.: Русский язык, 2001. - 237 с.
15. Дусавицкий А.К. Поисковая активность и адаптация.- М.: Педагогика, 2004. - 395 с.
16. Елкина Н. В., Мариничева О. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. - Ярославль: Академия Развития, 2006. - 224 с.
17. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста.- М.: Проф. образование, 2006. - 296 с.
18. Ждан А.И. История психологии: от античности к современности.- М.: Пед общество России, 2001. - 283 с.
19.Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- М.: Педагогика, 2005. - 321 с.
20.Захаревич Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у дошкольников: Автореф. дис. к. п. н. - М., 1972.
21. Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 - 7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. - М.: Просвещение, 2004г. - 176 с.
22. Киреева О.В. Диагностика исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования.// Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 3. Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2008. - 219 с.; С.184-196.
23. Киреева О.В. Развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в экспериментировании.// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №33 (73). Педагогика и психология, теория и методика обучения. - СПб., август 2008. - 244 с.; С. 83-87.
24. Киреева О.В. Экспериментирование как средство развития самостоятельности детей дошкольного возраста// Современное дошкольное и начальное образование: пути развития: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 300- летию Санкт-Петербурга. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 506 с., С. 62 - 66.
25. Киреева О.В. Готовность воспитателя детского сада к развитию исследовательской активности старших дошкольников.// «Гуманитарные технологии педагогической диагностики в дошкольном образовании: от теории к практике»: Материалы Международной научно-практической конференции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, апрель 2008. - 422 с.; С. 418-425.
26. Киреева О.В. Детское экспериментирование как средство развития
ребенка в предшкольном образовании.// Предшкольное образование - проблемы и перспективы развития: Материалы Международной
конференции. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2007. - 396 с.; С. 282 - 287.
27. Ковалев А.Г. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Просвещение, 2009. - 482 с..
28. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - №5.
29. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду. - «Дошкольное воспитание» -
2003г. - №3 - с. 12.
30. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. - Барнаул, 2000.
31. Куликова Т.А. Введение детей в технологию решения проблемной задачи // Современное образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. - СПб., 2003 С 78
32. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование.- М.: Пед. общество России, 2005г. - 218 с.
33. Кулюткин Ю.Н. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Просвещение, 2001. - 117 с.
34. Кученева Г. Г., Жаров В. Л. От первых цветов до белых снежинок. - Калининград: Кн. изд-во, 2009. - 63 с
35. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. - М.: Педагогика, 2006. - 218 с.
36. Лисина М.И. Общение, личность и психология ребенка. - М., 2009 С. 46
37. Маркова А.К. Основы проблемного обучения.- М.: Педагогика, 2007. - 128 с.
38. Матюшкин А.М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. - 1982. - №4. С15
39. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд. дораб. - М.: Просвещение, 2007. - 192 с.
40. Мясищев Н.В. Проблемы обучения и умственного развития
дошкольников.- М.: Просвещение, 2009. - 382 с.
41. Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 192 с.
42. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. - М.: «Аркти», 2004г. - 271 с.
43. Педагогика. Большая современная энциклопедия/ Сост. Е.С. Рапацевия,-
Мн.: «Соврем. Слово», 2005г.- 497 с.
44. Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы. - М.: Дет. лит., 2005. - 303 с
45. Поддъяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: Дис-я д-ра психолог.наук. - Москва, 2001. - С. 350
46. Поддьяков Н.Н. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. - Нижний Новгород, 1999.236 с.
47. Развитие мышления и умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Поддьякова Н.Н. И Говорковой А.Ф. - М., 1985.280 с.
48. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного
воспитания / Под ред. Венгера Л.А. - М., 1986.320 с.
49. Рамонова К.М. Особенности и пути развития любознательности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. - М., 1970.340 с.
50. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании «Дошкольное воспитание» - 2005 - № 12 - с. 3.
51. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании «Дошкольное воспитание» - № 1 2006г. - с.21.
52. Савенков А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании - «Дошкольное воспитание» - № 4 2006г. - с.10.
53. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания- Ярославль: Академия развития, 2002г. - 317 с.
54. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе: Учеб. Пособие
для студ. Высш. пед. учеб.заведении - М.: Издательский центр
«Академия», 2002г. - 358 с.
55. Савенков А.И. Одаренный ребенок дома и в школе. - Екатеринбург: У- фактория, 2004г. - 295 с.
56. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб.: Питер, 2004г. - 385 с.
57. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. - «Дошкольное воспитание» - 2000 - № 2 - с.8.
58. Сирбиладзе П.Г. Познавательные интересы дошкольников: Автореф. дис. к. п. н. - Тбилиси, 1966. С.123
59. Современные образовательные программы для дошкольного
учреждения. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 296 с.
60. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. - М.: Педагогика, 2002. - 294 с.
61. Сорокина А.И. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2003. - 173 с.
62. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. - М., 1975. С. 63
63. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1981. - 230 с.
64. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
Дошкольного Образования. http:ZZwww.rg.ru/2013Z11/25/doshk-standart-
dok.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ