Формирование и оценивание исследовательских умений детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.2 Характеристика исследовательских умений детей дошкольного
возраста 11
1.3 Педагогические условия формирования исследовательских умений у
детей дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 23
2.1 Цель, задачи и результаты констатирующего этапа исследования 23
2.2 Реализация педагогических условий по формированию
исследовательских умений у детей дошкольного возраста 37
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 6
1.2 Характеристика исследовательских умений детей дошкольного
возраста 11
1.3 Педагогические условия формирования исследовательских умений у
детей дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» 23
2.1 Цель, задачи и результаты констатирующего этапа исследования 23
2.2 Реализация педагогических условий по формированию
исследовательских умений у детей дошкольного возраста 37
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 59
Выводы по главе 2 62
Заключение 63
Список литературы
Актуальность. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс современной школы. При этом исследовательская деятельность учащихся выступает как современная образовательная технология, функционально позволяющая реализовать специфическое содержание образования, ориентированное на развитие субъектной позиции школьников (Г.И. Вергелес, А.М. Матюшкин, Л.В. Лидак, А.И. Савенков).
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений детей дошкольного возраста представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательские умения способствуют становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать в практике способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Объект исследования: процесс формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» будет эффективным, если:
1) будет создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
2) будет осуществляться мониторинг исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
3) будет разработан перспективный план работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»;
4) будет осуществляться взаимодействие педагога с семьями воспитанников по вопросу формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявить способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
Методы исследования:
1) Теоретические (работа с литературой, анализ, обобщение);
2) Эмпирические (беседа, анкетирование родителей).
База исследования: МДОУ «ДС№41» г. Копейск, дети группы старшего возраста (20 человек).
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы (64 источника).
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно - исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность детей в детском саду - специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.).
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательских умений (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательских умений детей дошкольного возраста представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Исследовательские умения способствуют становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, О.М Дьяченко), становление познавательных интересов (Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, Е.В. Боякова, М.Л. Семенова), развитие продуктивной (Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина) и творческой деятельности (Д.Б.Богоявленская, А.М. Матюшкин, Н.Б. Шумакова), расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (Л.С. Римашевская, О.В. Афанасьева). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника.
Цель работы: теоретически обосновать и апробировать в практике способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Объект исследования: процесс формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Гипотеза исследования: процесс формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие» будет эффективным, если:
1) будет создана развивающая предметно-пространственная среда для формирования исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
2) будет осуществляться мониторинг исследовательских умений у детей дошкольного возраста;
3) будет разработан перспективный план работы с детьми по формированию исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»;
4) будет осуществляться взаимодействие педагога с семьями воспитанников по вопросу формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявить способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Провести анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
Методы исследования:
1) Теоретические (работа с литературой, анализ, обобщение);
2) Эмпирические (беседа, анкетирование родителей).
База исследования: МДОУ «ДС№41» г. Копейск, дети группы старшего возраста (20 человек).
Структура исследования: работа состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка литературы (64 источника).
Целью моей работы являлось: теоретически обосновать и апробировать в практике способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
Для достижения поставленной цели я сделала следующее:
1. Провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявила способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
4. Провела анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
В главе 1 провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
В главе 2 провела мониторинг исследовательских умений детей дошкольного возраста; апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»; разработала блоки экспериментов, которые в организованном педагогическом процессе будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель моей работы достигнута, гипотеза доказана.
Для достижения поставленной цели я сделала следующее:
1. Провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
2. Выявила способы формирования и оценивания исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
3. Апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие».
4. Провела анализ результатов опытно-поисковой работы по проблеме.
В главе 1 провела анализ научно-методических, психологических и педагогических исследований по проблеме.
В главе 2 провела мониторинг исследовательских умений детей дошкольного возраста; апробировала формирование исследовательских умений у детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной области «познавательное развитие»; разработала блоки экспериментов, которые в организованном педагогическом процессе будет способствовать развитию исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель моей работы достигнута, гипотеза доказана.



