ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
|
Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования роли логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста 10
1.1 Социально-исторические закономерности развития логоритмики
1.2 Психофизиологическая база речи в развитии речевых функций 17
1.3 Общее недоразвитие речи: определение, понятие, проявление
1.4 Коррекционное значение логоритмики в воспитании дошкольников с недоразвитием речи 34
Выводы по 1 главе
Глава 2. Изучение состояния психофизиологической базы речи детей с общим недоразвитием речи III уровня 44
2.1 Методики изучения психофизиологической базы речи 44
2.2 Проявление нарушений психофизиологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 51
Выводы по 2 главе 64
Глава 3. Коррекционная работа в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием логопедической ритмики
3.1 Модель коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием логопедической ритмики
3.2 Результаты экспериментальной работы
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиографический список
Глава 1 Теоретические основы исследования роли логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста 10
1.1 Социально-исторические закономерности развития логоритмики
1.2 Психофизиологическая база речи в развитии речевых функций 17
1.3 Общее недоразвитие речи: определение, понятие, проявление
1.4 Коррекционное значение логоритмики в воспитании дошкольников с недоразвитием речи 34
Выводы по 1 главе
Глава 2. Изучение состояния психофизиологической базы речи детей с общим недоразвитием речи III уровня 44
2.1 Методики изучения психофизиологической базы речи 44
2.2 Проявление нарушений психофизиологической базы речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 51
Выводы по 2 главе 64
Глава 3. Коррекционная работа в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием логопедической ритмики
3.1 Модель коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с использованием логопедической ритмики
3.2 Результаты экспериментальной работы
Выводы по 3 главе
Заключение
Библиографический список
Актуальность исследования обусловлена тем, что коррекционная помощь детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи - одно из перспективных направлений теории и практики специальной педагогики.
В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной систем. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии развития. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР), являясь наиболее распространенной речевой патологией, проявляющейся у детей старшего дошкольного возраста с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, определяется Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной как «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики» [76, с. 23].
Опираясь на исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.С. Семенович, Л.С. Цветковой и др., в рамках настоящего исследования психофизиологическая база речи рассматривается как функциональная система, которая, включая в себя взаимодействие большинства анализаторов и опирается на согласованную работу различных областей коры головного мозга.
Неполноценная речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Так, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова, Г.Р. Шашкина и др. подчеркивают недостатки сенсорного и психомоторного развития детей с ОНР. По мнению Ю.Ф. Гаркуши, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, у дошкольников с общим недоразвитием речи возможны отставание в развитии двигательной сферы, трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле, а наличие отставания в развитии всех психических процессов. Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности, в то время как другие, отличаются заторможенностью, вялостью, пассивностью.
К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся: нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; исправления ряда речевых патологий; а также формирование у них связной речи на занятиях, в практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, средствами движения, музыки и речи [18].
Вопросами особенностей логопедической ритмики, ее коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями посвящены работы таких ученых, как Г.А. Волкова, В.А. Гринер, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Е.В. Оганесян, H.A. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина и др.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования, результаты констатирующего этапа эксперимента позволили констатировать вывод о недостаточной степени разработки теоретических, методологических и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания детей с ОНР. Очевидна необходимость создания модели комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством новых, инновационных технологий, направленных на повышение эффективности такой работы, коим и является логопедическая ритмика.
Исследование проблемы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР выявило ряд противоречий, а именно:
- между возрастающими требованиями к уровню всестороннего развития детей и реальным уровнем развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- между признанием важным комплексной коррекции сенсорного, коммуникативного и психомоторного компонентов психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методических материалов для осуществления такой работы;
- между практической востребованностью применения
логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе в процессе преодоления ОНР и недостаточной степени разработанности методики ее применения на практике.
Обозначенная проблема и выделенные выше противоречия обусловили актуальность выбора темы диссертационного исследования: «Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования — процесс развития психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — особенности преодоления нарушений психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логопедической ритмики.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе преодоления нарушений психофизиологической базы речи с использованием логопедической ритмики.
В основе исследования рассматривается гипотеза, согласно которой использование логопедической ритмики в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, включающее в себя преодоление нарушений психофизиологической базы речи, является условием повышения качества и эффективности коррекционной работы.
Для достижения цели поставлены соответствующие задачи:
1. Изучить теоретические основы роли логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста;
2. Определить влияние психофизиологической базы речи на развитие речевых функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать модель сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с целью коррекции психофизиологической базы речи посредством логопедической ритмики;
Выбор методов исследования обусловлен поставленными целями и задачами. В работе применяются теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования включают анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, сравнение, описание, обобщение.
Эмпирические методы исследования включают: наблюдение, тестирование, эксперимент.
Научная новизна работы состоит в анализе общего подхода к пониманию общего недоразвития речи; разработке критериев и уровней сформированности психофизиологической базы речи; определении коррекционного значения логопедической ритмики в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, включающее в себя преодоление нарушений психофизиологической базы речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлен анализ роли логопедической ритмики в повышении эффективности коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основании психофизиологической базы речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи III уровня с использованием логопедической ритмики. Определено содержание коррекционной работы, способствующей развитию психофизиологической базы речи в процессе использования логопедической ритмики, как условия повышения эффективности коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
База проведение эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детский сад № 453 Ленинского района города Челябинска в 3 этапа. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, у 10 из которых по данным заключения психолого - медико-педагогической комиссии выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Периодизация исследования:
На I этапе (ноябрь, 2015 - август, 2016 гг.) был проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, выбрана гипотеза, разработан план проведения этапов эксперимента.
На II этапе (сентябрь, 2016 - май, 2017 гг.) были проведены
констатирующий и формирующий этапы эксперимента, уточнена особенности проявления нарушений психических функций у детей с ОНР 3 уровня. Создано теоретическое обеспечение исследования проблемы: подобраны методики для изучения состояния неречевых психических функций старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, разработана система дескрипторов для оценивания состояния неречевых психических функций. Разработана и апробирована модель комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики на основе развития психофизиологической базы речи.
На III этапе (октябрь, 2017 г.) был проведен анализ результатов формирующего эксперимента, проведена оценка эффективности применения разработанной модели комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики, осуществлено уточнение теоретических и практических выводов, оформлены полученные результаты.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных концепций, воспроизводимостью и повторяемостью результатов эксперимента, обработкой полученных результатов на основе количественного и качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия в международных научно-практических конференциях с последующей публикацией статей:
1. К вопросу об использовании логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Современные тенденции развития науки и технологий. Материалы ХШ Международной научно-практической конференции "Современные тенденции развития науки и технологий" г. Белгород 30 апреля 2016 г. - Белгород, 2016. - С. 41 - 44
2. Многоаспектный характер нарушения речевой деятельности у детей с ОНР // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 20152016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под научн. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. - Челябинск: Цицеро, 2016. - С. 57 - 62
3. Коррекционное значение ритмики в воспитании детей дошкольного возраста // Материалы IX Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум 2017" [Электронный ресурс] // http://scienceforum.ru/2017/2226/28257.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа включает 30 таблиц и 29 рисунков, 2 приложения.
В последние десятилетия наблюдается значительное увеличение количества детей с нарушениями речи, обусловленными органической патологией центральной и периферической нервной систем. По данным Министерства здравоохранения РФ в настоящее время только у 15 % детей отсутствуют проявления патологии развития. По статистике, 70-90 % детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют проблемы с речевым развитием, среди которых почти у 50 % детей диагностируется проявление общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР), являясь наиболее распространенной речевой патологией, проявляющейся у детей старшего дошкольного возраста с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом, определяется Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной как «специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики» [76, с. 23].
Опираясь на исследования П.К. Анохина, Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, А.С. Семенович, Л.С. Цветковой и др., в рамках настоящего исследования психофизиологическая база речи рассматривается как функциональная система, которая, включая в себя взаимодействие большинства анализаторов и опирается на согласованную работу различных областей коры головного мозга.
Неполноценная речевая деятельность детей с общим недоразвитием речи накладывает определенный отпечаток на формирование всех психических функций. Так, Г.А. Волкова, Н.А. Рычкова, Г.Р. Шашкина и др. подчеркивают недостатки сенсорного и психомоторного развития детей с ОНР. По мнению Ю.Ф. Гаркуши, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, у дошкольников с общим недоразвитием речи возможны отставание в развитии двигательной сферы, трудности при ориентировке в пространстве, дифференциации понятий «право», «лево», а также сложности при ориентировке в собственном теле, а наличие отставания в развитии всех психических процессов. Для одних детей характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве, излишней двигательной активности, в то время как другие, отличаются заторможенностью, вялостью, пассивностью.
К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся: нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы; исправления ряда речевых патологий; а также формирование у них связной речи на занятиях, в практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой.
Логопедическая ритмика рассматривается как коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, средствами движения, музыки и речи [18].
Вопросами особенностей логопедической ритмики, ее коррекционным потенциалом и мультисенсорными возможностями посвящены работы таких ученых, как Г.А. Волкова, В.А. Гринер, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова, Е.А. Медведева, Е.В. Оганесян, H.A. Рычкова, Ю.А. Флоренская, Г.Р. Шашкина и др.
Анализ научно-методической литературы по теме исследования, результаты констатирующего этапа эксперимента позволили констатировать вывод о недостаточной степени разработки теоретических, методологических и содержательно-организационные основы логоритмического воспитания детей с ОНР. Очевидна необходимость создания модели комплексной коррекционной работы, направленной на преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством новых, инновационных технологий, направленных на повышение эффективности такой работы, коим и является логопедическая ритмика.
Исследование проблемы коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР выявило ряд противоречий, а именно:
- между возрастающими требованиями к уровню всестороннего развития детей и реальным уровнем развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР;
- между признанием важным комплексной коррекции сенсорного, коммуникативного и психомоторного компонентов психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью методических материалов для осуществления такой работы;
- между практической востребованностью применения
логопедической ритмики в комплексной коррекционной работе в процессе преодоления ОНР и недостаточной степени разработанности методики ее применения на практике.
Обозначенная проблема и выделенные выше противоречия обусловили актуальность выбора темы диссертационного исследования: «Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования — процесс развития психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования — особенности преодоления нарушений психофизиологической базы речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством логопедической ритмики.
Цель исследования заключается в разработке и обосновании модели сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основе преодоления нарушений психофизиологической базы речи с использованием логопедической ритмики.
В основе исследования рассматривается гипотеза, согласно которой использование логопедической ритмики в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, включающее в себя преодоление нарушений психофизиологической базы речи, является условием повышения качества и эффективности коррекционной работы.
Для достижения цели поставлены соответствующие задачи:
1. Изучить теоретические основы роли логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста;
2. Определить влияние психофизиологической базы речи на развитие речевых функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня;
3. Разработать модель сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с целью коррекции психофизиологической базы речи посредством логопедической ритмики;
Выбор методов исследования обусловлен поставленными целями и задачами. В работе применяются теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования включают анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, сравнение, описание, обобщение.
Эмпирические методы исследования включают: наблюдение, тестирование, эксперимент.
Научная новизна работы состоит в анализе общего подхода к пониманию общего недоразвития речи; разработке критериев и уровней сформированности психофизиологической базы речи; определении коррекционного значения логопедической ритмики в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, включающее в себя преодоление нарушений психофизиологической базы речи.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что представлен анализ роли логопедической ритмики в повышении эффективности коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня на основании психофизиологической базы речи.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи III уровня с использованием логопедической ритмики. Определено содержание коррекционной работы, способствующей развитию психофизиологической базы речи в процессе использования логопедической ритмики, как условия повышения эффективности коррекционной работы в процессе сопровождения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
База проведение эксперимента. Экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ детский сад № 453 Ленинского района города Челябинска в 3 этапа. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, у 10 из которых по данным заключения психолого - медико-педагогической комиссии выявлено общее недоразвитие речи III уровня.
Периодизация исследования:
На I этапе (ноябрь, 2015 - август, 2016 гг.) был проведен анализ литературы по исследуемой проблеме, выбрана гипотеза, разработан план проведения этапов эксперимента.
На II этапе (сентябрь, 2016 - май, 2017 гг.) были проведены
констатирующий и формирующий этапы эксперимента, уточнена особенности проявления нарушений психических функций у детей с ОНР 3 уровня. Создано теоретическое обеспечение исследования проблемы: подобраны методики для изучения состояния неречевых психических функций старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, разработана система дескрипторов для оценивания состояния неречевых психических функций. Разработана и апробирована модель комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики на основе развития психофизиологической базы речи.
На III этапе (октябрь, 2017 г.) был проведен анализ результатов формирующего эксперимента, проведена оценка эффективности применения разработанной модели комплексной коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством логопедической ритмики, осуществлено уточнение теоретических и практических выводов, оформлены полученные результаты.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены общей методологией работы, системным анализом изучаемых явлений, использованием современных концепций, воспроизводимостью и повторяемостью результатов эксперимента, обработкой полученных результатов на основе количественного и качественного анализа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством участия в международных научно-практических конференциях с последующей публикацией статей:
1. К вопросу об использовании логопедической ритмики в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи // Современные тенденции развития науки и технологий. Материалы ХШ Международной научно-практической конференции "Современные тенденции развития науки и технологий" г. Белгород 30 апреля 2016 г. - Белгород, 2016. - С. 41 - 44
2. Многоаспектный характер нарушения речевой деятельности у детей с ОНР // Современные подходы к диагностике и коррекции развития детей с ограниченными возможностями здоровья: сборник научных статей по итогам научно-исследовательской работы преподавателей, студентов и выпускников факультета инклюзивного и коррекционного образования ЮУрГГПУ за 20152016 учебный год / отв. за выпуск Л.Б. Осипова; под научн. ред. Л.Б. Осиповой, Л.А. Дружининой. - Челябинск: Цицеро, 2016. - С. 57 - 62
3. Коррекционное значение ритмики в воспитании детей дошкольного возраста // Материалы IX Международной студенческой электронной научной конференции "Студенческий научный форум 2017" [Электронный ресурс] // http://scienceforum.ru/2017/2226/28257.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа включает 30 таблиц и 29 рисунков, 2 приложения.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме исследования роли логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста было определено, что логопедическая ритмика или логоритмика определяется как форма работы по преодолению речевых нарушений, в которую включены двигательные упражнения, а также специальный речевой материал - легкие и ритмичные детские стихи, потешки, песенки, речевки, поговорки. В нашей работе для оценивания состояния неречевых психомоторных функций были также выделены следующие их компоненты: сенсорные, включающие в себя слуховое восприятие, дифференциацию звуков, динамический слух, зрительное восприятие, зрительно-пространственный гнозис и праксис, и моторные функции, включающие общую моторику, произвольную моторику пальцев рук, ритмическое чувство, а также мимическую и артикуляционную моторику.
В рамках изучения состояния неречевых психических функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня был проведен эксперимент по реализации комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР и компенсации нарушений неречевых психических функций. Эксперимент проходил с участием двух групп: экспериментальной и контрольной - 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, посещающие МАДОУ детский сад № 453 Ленинского района города Челябинска
В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено изучение состояния неречевых психических функций детей с общим недоразвитием речи III уровня, анализ результатов которого позволяет констатировать, что высоким уровнем развития неречевых моторных функций не обладает ни один из респондентов, принявших участие в исследовании, 70% старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы продемонстрировали средний уровень развития неречевых моторных функций, что свидетельствует о несамостоятельном выполнения заданий, хоть и безошибочном. 30% дошкольников продемонстрировали уровень ниже среднего, что указывает на то, что несмотря на наличие помощи со стороны взрослого ребенок не совсем правильно выполняет задание: имеются незначительные ошибки.
Анализ данных констатирующего этапа эксперимента выявил необходимость разработки и применения комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР и компенсации нарушений неречевых психических функций.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами также была разработана комплексная коррекционная программа по преодолению речевых нарушения с применением средств логопедической ритмики.
Формирующий этап эксперимента был проведен в рамках коррекционной логопедической работы по преодолению речевых нарушений. Занятия в экспериментальной группе проводились с применением разработанной комплексной коррекционной программы с применением логопедической ритмики, а занятия в контрольной группе проводились по существующей программе без применения комплексной коррекционной программы.
На контрольном этапе эксперимента была проведена оценка состояния неречевых психических функций после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%, со средним уровнем осталось неизменным, а вот детей с уровнем ниже среднего уменьшилось на 30%.
Таким образом, данные контрольного этапа эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что комплексная коррекционная работа по преодолению общего недоразвития и компенсации нарушенных неречевых психомоторных функций старших дошкольников будет более эффективной, если происходит применение специально разработанной модели комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР у старших дошкольников посредством логопедической ритмики.
В рамках изучения состояния неречевых психических функций детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня был проведен эксперимент по реализации комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР и компенсации нарушений неречевых психических функций. Эксперимент проходил с участием двух групп: экспериментальной и контрольной - 20 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, посещающие МАДОУ детский сад № 453 Ленинского района города Челябинска
В ходе констатирующего этапа эксперимента было проведено изучение состояния неречевых психических функций детей с общим недоразвитием речи III уровня, анализ результатов которого позволяет констатировать, что высоким уровнем развития неречевых моторных функций не обладает ни один из респондентов, принявших участие в исследовании, 70% старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы продемонстрировали средний уровень развития неречевых моторных функций, что свидетельствует о несамостоятельном выполнения заданий, хоть и безошибочном. 30% дошкольников продемонстрировали уровень ниже среднего, что указывает на то, что несмотря на наличие помощи со стороны взрослого ребенок не совсем правильно выполняет задание: имеются незначительные ошибки.
Анализ данных констатирующего этапа эксперимента выявил необходимость разработки и применения комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР и компенсации нарушений неречевых психических функций.
В ходе формирующего этапа эксперимента нами также была разработана комплексная коррекционная программа по преодолению речевых нарушения с применением средств логопедической ритмики.
Формирующий этап эксперимента был проведен в рамках коррекционной логопедической работы по преодолению речевых нарушений. Занятия в экспериментальной группе проводились с применением разработанной комплексной коррекционной программы с применением логопедической ритмики, а занятия в контрольной группе проводились по существующей программе без применения комплексной коррекционной программы.
На контрольном этапе эксперимента была проведена оценка состояния неречевых психических функций после эксперимента в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем увеличилось на 30%, со средним уровнем осталось неизменным, а вот детей с уровнем ниже среднего уменьшилось на 30%.
Таким образом, данные контрольного этапа эксперимента подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что комплексная коррекционная работа по преодолению общего недоразвития и компенсации нарушенных неречевых психомоторных функций старших дошкольников будет более эффективной, если происходит применение специально разработанной модели комплексной коррекционной программы по преодолению ОНР у старших дошкольников посредством логопедической ритмики.
Подобные работы
- Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядных опор
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня методами мнемотехники
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2025 - Связная монологическая речь у старших дошкольников с ОНР III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2025 - Особенности формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2022 - Особенности формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2022 - Особенности активного словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ
МОТОРНОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



