Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1 Сущность основных понятий исследования и проблема
воспитания милосердия в научной литературе 11
1.2 Возможности внеурочной деятельности для формирования
нравственных качеств личности у младших школьников 27
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 41
2.1 Анализ уровня сформированности милосердия как качества
личности 41
2.2 Теоретический анализ существующих программ внеурочной
деятельности, направленных на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности 52
2.3 Программа внеурочной деятельности и алгоритм продвижения
программы 58
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1 Сущность основных понятий исследования и проблема
воспитания милосердия в научной литературе 11
1.2 Возможности внеурочной деятельности для формирования
нравственных качеств личности у младших школьников 27
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 41
2.1 Анализ уровня сформированности милосердия как качества
личности 41
2.2 Теоретический анализ существующих программ внеурочной
деятельности, направленных на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности 52
2.3 Программа внеурочной деятельности и алгоритм продвижения
программы 58
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность выбранной темы на социальном уровне обусловлена социальным заказом общества, выраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Во ФГОС НОО отмечается, что современное начальное образование должно быть направлено на обеспечение, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии с ФГОС НОО на данной ступени осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей [75]. В этом контексте проблема воспитания милосердия у учащихся младшего школьного возраста является актуальной, так как младший школьный возраст является сензитивным для этого. Учащиеся начальных классов активно проявляют интерес к содержанию моральных норм, принятых в обществе. У ребенка 7-9 лет активно развивается рефлексия, что позволяет ребенку объективно оценивать собственные мысли и поступки, а также давать моральную оценку поступкам окружающих людей. Этот возраст чувствителен и восприимчив к влиянию окружающей среды, так как в поведении ребенка младшего школьного возраста многие аспекты мышления и деятельности определяются подражанием. Об этом свидетельствуют исследования ученых: Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна и др. Традиции воспитания гуманной духовно-нравственной личности в России изначально были связаны с христианством. Милосердие и готовность к самопожертвованию всегда были главной характеристикой широты русской души. В различные периоды истории развития российского общества неизменно важным считалось побуждение и воспитание в подрастающем поколении светлых нравственных начал, развитие сочувствия, сострадания и милосердия, защита добра и справедливости. Настоящий период развития общества не исключение из этого правила. Поэтому цель современной педагогики обеспечить преемственность развития нравственных ценностей у подрастающего поколения. В многовековой российской культуре милосердие занимает одно из ведущих мест в линейке духовно-нравственных ценностей и считается одной из важнейших добродетелей. Особенно значимой проблема воспитания милосердия является в периоды политических и социально-экономических преобразований в обществе, так как напряжение социальной ситуации часто порождает стихийные деструктивные и разрушительные изменения в духовно-нравственной жизни общества.
Трансформация нашего общества, происходящая последние десятилетия не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок. Мы все понимаем, что только высоконравственный гражданин, для которого главной ценностью является человеческая жизнь и нравственные идеалы сможет строить полноценное гуманистическое демократическое общество. Мы к этому стремимся, но по причине прерванных связей поколений на пути в этом направлении есть сложности. Большинство ценностей базируется на духовной основе, но после революции 1917 года духовная основа была заменена идеологией, многие ценности остались прежними, но в силу новой идеологии сменили свое наименование и внутренние мотивы. Вектор жизненных смыслов был направлен на веру в коммунистическую партию и служение строительству коммунизма. Вместе с тем в эпоху Советского Союза был сформирован высочайший педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Этот период принес нам примеры массового патриотического и героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего
своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. Во время перестройки коммунистическая идеология была разрушена. В России начал формироваться идеал свободной в собственном самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от любых ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. По причине такого «освобождения» личности от нравственных ориентиров в обществе начала преобладать безнравственность и бездуховность. Сейчас мы возвращаемся к духовности и строим новое здание ценностей на совершенно новом фундаменте и это непростая работа. Усиливающееся отчуждение людей друг от друга, равнодушие, снижение количества и качества «живого» общения вызывают необходимость развития в людях способности сопереживать, сочувствовать чужому страданию как собственному, прощать обиды. Потребность совершенствования взаимоотношений между взрослыми подчеркивает важность воспитания у детей с самых ранних лет внимания к окружающим, милосердия, стремления оказать помощь и посочувствовать. Ведь тем, чем живет подрастающее поколение сегодня, завтра будут жить взрослые. От образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс. В. А. Сухомлинский считал, что прочная основа нравственных убеждений закладывается в раннем детстве, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка при условии яркой наглядности, через наблюдение и подражание [69]. Если ребенка учить добру, подавая яркие примеры, то в результате мы получим добро. Если обучать злу, редко, но бывает и так, то в результате получим зло [12]. Если не обучать ничему, ни доброму, ни злому, то результатом чаще всего будет зло. Поэтому воспитание милосердия является одной из немаловажных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Данная проблема рассматривается с позиции различных наук, таких как философия, психология, педагогика, этика, религиоведение и др. Философский аспект воспитания милосердия рассматривался в трудах Аристотеля [37, 39], Демокрита [39], Конфуция [39], Сократа [39], которые относили милосердие к одной из самых важнейших человеческих добродетелей. С различных позиций в разные периоды времени воспитание личностных качеств и воспитание милосердия изучалось многими психологами и педагогами, такими как Б. Г. Ананьев [34], A. Г. Асмолов [47, 3], Л. И. Божович [7], С. С. Быкова [10], Л. С. Выготский [11], Я. А. Коменский [29], В. А. Крутецкий [32, 33], Л. С. Ощепкова [46], С. Л. Рубинштейн [34], К. Д. Ушинский [74], B. А. Шутова [85], С. Г. Якобсон [34]. Большинство исследований относит проблему милосердия к задачам духовно-нравственного воспитания. В нашем исследовании мы рассматриваем милосердие как социально- значимое личностное качество, которое формируется в целенаправленном педагогическом процессе, исходя из единства и взаимосвязи чувств, сознания и воли [46]. Это обуславливает актуальность нашего исследования на научном уровне.
Проанализировав некоторые программы духовно-нравственной направленности, доступные в сети Интернет методом SWOT-анализа мы выявили слабые стороны этих программ и возможные угрозы при их реализации. В связи с этим мы приняли решение разработать программу внеурочной деятельности, ориентированную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности. Эту программу смогут использовать в своей работе учителя начальных классов общеобразовательных школ, что говорит об актуальности нашего исследования на практическом уровне.
Актуальность обеспечивается также противоречием между значительным потенциалом внеурочной деятельности по воспитанию милосердия у учащихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью программ, целенаправленных на воспитание милосердия как качества личности.
Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы определить, каким должно быть содержание программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как личностного качества. Актуальность этой проблемы определила тему работы «Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
В качестве объекта нашего исследования выступает процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предметом исследования является содержание воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
Исходя из целей, мы сформулировали следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучить состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Определить возможности внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных качеств.
4. Проанализировать уровень сформированности милосердия как качества личности.
5. Проанализировать существующие программы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Разработать программу, основным направлением которой будет воспитание милосердия как качества личности младшего школьника.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение и т.п.);
- эмпирические методы (письменный опрос, анкетирование);
- статистические методы обработки и интерпретации данных (Критерий х2 Пирсона, сравнение двух групп, вычисление среднего, шкалирование).
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы Челябинской области. В эксперименте приняли участие 46 младших школьников в возрасте от девяти до десяти лет
Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе исследования (ноябрь 2017 г. - май 2018 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической и социологической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался диагностический инструментарий. На втором этапе (май 2018 г. - август 2018 г.) проводилось предпроектное исследование: поиск, обоснование и выбор проектной идеи из существующих; определение выборки и диагностического материала, описание критериев и показателей; констатирующий эксперимент. На третьем этапе (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.) создавался педагогический проект (разработка программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности), разрабатывались критерии и методы оценки эффективности проекта, алгоритм его реализации. На четвертом этапе (июнь 2019 г. - ноябрь 2019 г.) формулирование общих выводов, оформление диссертации.
Общую теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и методологические принципы :
- системного-деятельностного подхода, предполагающего ориентацию на достижение запланированных результатов не через передачу знаний в готовом виде, а в процессе собственной деятельности ученика, направленной на открытие новых знаний;
- аксиологического подхода, предполагающего ориентацию на формирование мировоззренческих понятий, усвоение и принятие духовно-нравственных ценностей.
Теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные работы в области психологии, теории личности, психического развития личности и формировании личностных качеств (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, A. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон и др.);
- методология и теория педагогических исследований (Ю. А. Афонькина, Г. Е. Залесский, С. М. Петрова, Г. А. Урунтаева и др.);
- работы, раскрывающие специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников (Ш. А. Амонашвили, Е. М. Березина, С. С. Быкова, Л. Н. Гайвас, архимандрит Георгий (Шестун), Л. С. Ощепкова, С. С. Салиш, В. А. Сухомлинский, Н. П. Шитякова, B. А. Шутова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания и методологической основы программы по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности средствами внеурочной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанную программу внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности смогут использовать учителя начальных классов, педагоги-психологи и другие специалисты, заинтересованные этой проблемой.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и статьях автора на научно-практических конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «VII Славянский научный собор», г. Челябинск, 16-17 мая 2019 г. Доклад «Ориентиры милосердия в религиозной и светской культурах: опыт сопоставления», статья в сборнике конференции.
2. LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Актуальность разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности».
3. LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Основные направления разработки программы внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности».
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 86 наименований, приложений.
Трансформация нашего общества, происходящая последние десятилетия не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок. Мы все понимаем, что только высоконравственный гражданин, для которого главной ценностью является человеческая жизнь и нравственные идеалы сможет строить полноценное гуманистическое демократическое общество. Мы к этому стремимся, но по причине прерванных связей поколений на пути в этом направлении есть сложности. Большинство ценностей базируется на духовной основе, но после революции 1917 года духовная основа была заменена идеологией, многие ценности остались прежними, но в силу новой идеологии сменили свое наименование и внутренние мотивы. Вектор жизненных смыслов был направлен на веру в коммунистическую партию и служение строительству коммунизма. Вместе с тем в эпоху Советского Союза был сформирован высочайший педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Этот период принес нам примеры массового патриотического и героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего
своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. Во время перестройки коммунистическая идеология была разрушена. В России начал формироваться идеал свободной в собственном самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от любых ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. По причине такого «освобождения» личности от нравственных ориентиров в обществе начала преобладать безнравственность и бездуховность. Сейчас мы возвращаемся к духовности и строим новое здание ценностей на совершенно новом фундаменте и это непростая работа. Усиливающееся отчуждение людей друг от друга, равнодушие, снижение количества и качества «живого» общения вызывают необходимость развития в людях способности сопереживать, сочувствовать чужому страданию как собственному, прощать обиды. Потребность совершенствования взаимоотношений между взрослыми подчеркивает важность воспитания у детей с самых ранних лет внимания к окружающим, милосердия, стремления оказать помощь и посочувствовать. Ведь тем, чем живет подрастающее поколение сегодня, завтра будут жить взрослые. От образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс. В. А. Сухомлинский считал, что прочная основа нравственных убеждений закладывается в раннем детстве, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка при условии яркой наглядности, через наблюдение и подражание [69]. Если ребенка учить добру, подавая яркие примеры, то в результате мы получим добро. Если обучать злу, редко, но бывает и так, то в результате получим зло [12]. Если не обучать ничему, ни доброму, ни злому, то результатом чаще всего будет зло. Поэтому воспитание милосердия является одной из немаловажных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Данная проблема рассматривается с позиции различных наук, таких как философия, психология, педагогика, этика, религиоведение и др. Философский аспект воспитания милосердия рассматривался в трудах Аристотеля [37, 39], Демокрита [39], Конфуция [39], Сократа [39], которые относили милосердие к одной из самых важнейших человеческих добродетелей. С различных позиций в разные периоды времени воспитание личностных качеств и воспитание милосердия изучалось многими психологами и педагогами, такими как Б. Г. Ананьев [34], A. Г. Асмолов [47, 3], Л. И. Божович [7], С. С. Быкова [10], Л. С. Выготский [11], Я. А. Коменский [29], В. А. Крутецкий [32, 33], Л. С. Ощепкова [46], С. Л. Рубинштейн [34], К. Д. Ушинский [74], B. А. Шутова [85], С. Г. Якобсон [34]. Большинство исследований относит проблему милосердия к задачам духовно-нравственного воспитания. В нашем исследовании мы рассматриваем милосердие как социально- значимое личностное качество, которое формируется в целенаправленном педагогическом процессе, исходя из единства и взаимосвязи чувств, сознания и воли [46]. Это обуславливает актуальность нашего исследования на научном уровне.
Проанализировав некоторые программы духовно-нравственной направленности, доступные в сети Интернет методом SWOT-анализа мы выявили слабые стороны этих программ и возможные угрозы при их реализации. В связи с этим мы приняли решение разработать программу внеурочной деятельности, ориентированную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности. Эту программу смогут использовать в своей работе учителя начальных классов общеобразовательных школ, что говорит об актуальности нашего исследования на практическом уровне.
Актуальность обеспечивается также противоречием между значительным потенциалом внеурочной деятельности по воспитанию милосердия у учащихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью программ, целенаправленных на воспитание милосердия как качества личности.
Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы определить, каким должно быть содержание программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как личностного качества. Актуальность этой проблемы определила тему работы «Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
В качестве объекта нашего исследования выступает процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предметом исследования является содержание воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
Исходя из целей, мы сформулировали следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучить состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Определить возможности внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных качеств.
4. Проанализировать уровень сформированности милосердия как качества личности.
5. Проанализировать существующие программы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Разработать программу, основным направлением которой будет воспитание милосердия как качества личности младшего школьника.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение и т.п.);
- эмпирические методы (письменный опрос, анкетирование);
- статистические методы обработки и интерпретации данных (Критерий х2 Пирсона, сравнение двух групп, вычисление среднего, шкалирование).
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы Челябинской области. В эксперименте приняли участие 46 младших школьников в возрасте от девяти до десяти лет
Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе исследования (ноябрь 2017 г. - май 2018 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической и социологической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался диагностический инструментарий. На втором этапе (май 2018 г. - август 2018 г.) проводилось предпроектное исследование: поиск, обоснование и выбор проектной идеи из существующих; определение выборки и диагностического материала, описание критериев и показателей; констатирующий эксперимент. На третьем этапе (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.) создавался педагогический проект (разработка программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности), разрабатывались критерии и методы оценки эффективности проекта, алгоритм его реализации. На четвертом этапе (июнь 2019 г. - ноябрь 2019 г.) формулирование общих выводов, оформление диссертации.
Общую теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и методологические принципы :
- системного-деятельностного подхода, предполагающего ориентацию на достижение запланированных результатов не через передачу знаний в готовом виде, а в процессе собственной деятельности ученика, направленной на открытие новых знаний;
- аксиологического подхода, предполагающего ориентацию на формирование мировоззренческих понятий, усвоение и принятие духовно-нравственных ценностей.
Теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные работы в области психологии, теории личности, психического развития личности и формировании личностных качеств (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, A. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон и др.);
- методология и теория педагогических исследований (Ю. А. Афонькина, Г. Е. Залесский, С. М. Петрова, Г. А. Урунтаева и др.);
- работы, раскрывающие специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников (Ш. А. Амонашвили, Е. М. Березина, С. С. Быкова, Л. Н. Гайвас, архимандрит Георгий (Шестун), Л. С. Ощепкова, С. С. Салиш, В. А. Сухомлинский, Н. П. Шитякова, B. А. Шутова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания и методологической основы программы по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности средствами внеурочной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанную программу внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности смогут использовать учителя начальных классов, педагоги-психологи и другие специалисты, заинтересованные этой проблемой.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и статьях автора на научно-практических конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «VII Славянский научный собор», г. Челябинск, 16-17 мая 2019 г. Доклад «Ориентиры милосердия в религиозной и светской культурах: опыт сопоставления», статья в сборнике конференции.
2. LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Актуальность разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности».
3. LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Основные направления разработки программы внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности».
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 86 наименований, приложений.
Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
Для достижения этой цели нами были решены задачи, поставленные перед началом исследования:
1. Мы рассмотрели сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучили состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Проанализировали существующие программы по воспитанию милосердия у младших школьников во внеурочной деятельности.
Результатом этой работы явилась разработка программы внеурочной деятельности, основным направлением которой стало воспитание у младших школьников милосердия как качества.
Изучив научную литературу и проведя исследование, мы можем кратко сформулировать следующие выводы. Личность - это цельная структура. Внутренняя позиция личности - это совокупность ее качеств, как положительных, так и отрицательных. Любое качество личности выражает особенности внутренних процессов, происходящих в личности. Одно отдельно качество не может существовать самостоятельно, вне зависимости от целостной структуры личности. Изменяя одно качество, мы изменяем всю систему личности. Любое качество личности проявляется в ответ на ту или иную внутреннюю потребность личности. Чтобы нужное нам качество приобрело характер устойчивости, мы должны как можно чаще вызывать у обучающегося потребность проявлять это качество, формируя эти привычное поведение. Усвоение этой привычки постепенно приведет к установлению устойчивости необходимого нам качества. Таким образом, определена специфика воспитания милосердия, как взаимосвязь методов, направленных на развитие эмоционального компонента и деятельного компонента. Воспитание милосердия должно представлять собой целенаправленный процесс формирования сострадательного, заботливого, соучастного отношения ребенка к окружающему его миру, должно включать в себя развитие способности ребенка к эмоциональной отзывчивости, сочувствию, состраданию, умению делать самостоятельный нравственный выбор, умению радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи, бескорыстно оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Была проведена диагностика уровня понимания милосердия респондентами, а также уровня проявления социальных эмоций и уровня мотивирования своих поступков. В силу некоторой сложности понятия «милосердие» возникли трудности в определении методологического аппарата исследования. По причине отсутствия готовых методик определения сформированности качества личности «милосердие», мы использовали методики, направленные на изучение духовно-нравственных качеств: ценностно-нормативный методика Г. Е. Залесского, методика «Пословицы» С. М. Петровой, методика «Незаконченный рассказ» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. Данные методики потребовали коррекции их содержания в соответствии с предметом нашего исследования.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нами была проведена выборка, состоящая из 46 учеников третьих классов. По результатам констатирующего эксперимента мы определили уровень понимания милосердия респондентами, а также уровень проявления социальных эмоций и уровень мотивирования своих поступков. Большая часть респондентов находится на среднем уровне понимания проблемы, готовы оказать помощь, но не могут мотивировать свой поступок. В результате проведенного эксперимента мы установили недостаточно сформированный уровень понимания и принятия личностного качества «милосердие». В связи с этим, было определено, что имеется значительный потенциал для повышения результатов по направлениям диагностики. В связи с этим мы провели анализ существующих в свободном доступе программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание милосердия.
Проанализировав существующие программы, направленные на воспитание милосердия мы выявили путем SWOT анализа слабые стороны и угрозы имеющихся программ, в частности такие, как выраженная конфессиональная направленность и слишком широкий охват тем, в которых милосердию отводится не более двух занятий. На основании анализа мы приняли решение и разработали программу внеурочной деятельности, направленную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
Наша программа рассчитана на 1 год обучения в 3 или 4 классе. Объем занятий - 34 часа в год. Программа составлена с учетом требований ФГОС. Программа содержит цели, задачи и планируемые результаты, а также тематическое планирование и подробное описание мероприятий. В программе использованы различные виды деятельности, отличные от учебной деятельности. Также мы составили паспорт проекта и рассмотрели возможные пути реализации нашего проекта. Этапы реализации проекта мы отразили в «Дорожной карте». Для продвижения проекта мы будем продолжать участвовать в конференциях, публикациях, проводить дополнительные исследования, публиковать результаты диагностики уровня сформированности качества милосердие, выступать на методических объединениях учителей. Путем проведения анкетирования, мы будем продолжать изучать образовательные запросы обучающихся и их законных представителей.
Таким образом, мы можем считать цель нашего исследования достигнутой, однако, наша работа не исчерпывает все варианты решения проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности. В дальнейшем существует необходимость осуществить мероприятия по апробации нашей программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности, оценить результативность реализации программы и, при необходимости, провести усовершенствование ее компонентов.
Для достижения этой цели нами были решены задачи, поставленные перед началом исследования:
1. Мы рассмотрели сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучили состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Проанализировали существующие программы по воспитанию милосердия у младших школьников во внеурочной деятельности.
Результатом этой работы явилась разработка программы внеурочной деятельности, основным направлением которой стало воспитание у младших школьников милосердия как качества.
Изучив научную литературу и проведя исследование, мы можем кратко сформулировать следующие выводы. Личность - это цельная структура. Внутренняя позиция личности - это совокупность ее качеств, как положительных, так и отрицательных. Любое качество личности выражает особенности внутренних процессов, происходящих в личности. Одно отдельно качество не может существовать самостоятельно, вне зависимости от целостной структуры личности. Изменяя одно качество, мы изменяем всю систему личности. Любое качество личности проявляется в ответ на ту или иную внутреннюю потребность личности. Чтобы нужное нам качество приобрело характер устойчивости, мы должны как можно чаще вызывать у обучающегося потребность проявлять это качество, формируя эти привычное поведение. Усвоение этой привычки постепенно приведет к установлению устойчивости необходимого нам качества. Таким образом, определена специфика воспитания милосердия, как взаимосвязь методов, направленных на развитие эмоционального компонента и деятельного компонента. Воспитание милосердия должно представлять собой целенаправленный процесс формирования сострадательного, заботливого, соучастного отношения ребенка к окружающему его миру, должно включать в себя развитие способности ребенка к эмоциональной отзывчивости, сочувствию, состраданию, умению делать самостоятельный нравственный выбор, умению радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи, бескорыстно оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Была проведена диагностика уровня понимания милосердия респондентами, а также уровня проявления социальных эмоций и уровня мотивирования своих поступков. В силу некоторой сложности понятия «милосердие» возникли трудности в определении методологического аппарата исследования. По причине отсутствия готовых методик определения сформированности качества личности «милосердие», мы использовали методики, направленные на изучение духовно-нравственных качеств: ценностно-нормативный методика Г. Е. Залесского, методика «Пословицы» С. М. Петровой, методика «Незаконченный рассказ» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. Данные методики потребовали коррекции их содержания в соответствии с предметом нашего исследования.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нами была проведена выборка, состоящая из 46 учеников третьих классов. По результатам констатирующего эксперимента мы определили уровень понимания милосердия респондентами, а также уровень проявления социальных эмоций и уровень мотивирования своих поступков. Большая часть респондентов находится на среднем уровне понимания проблемы, готовы оказать помощь, но не могут мотивировать свой поступок. В результате проведенного эксперимента мы установили недостаточно сформированный уровень понимания и принятия личностного качества «милосердие». В связи с этим, было определено, что имеется значительный потенциал для повышения результатов по направлениям диагностики. В связи с этим мы провели анализ существующих в свободном доступе программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание милосердия.
Проанализировав существующие программы, направленные на воспитание милосердия мы выявили путем SWOT анализа слабые стороны и угрозы имеющихся программ, в частности такие, как выраженная конфессиональная направленность и слишком широкий охват тем, в которых милосердию отводится не более двух занятий. На основании анализа мы приняли решение и разработали программу внеурочной деятельности, направленную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
Наша программа рассчитана на 1 год обучения в 3 или 4 классе. Объем занятий - 34 часа в год. Программа составлена с учетом требований ФГОС. Программа содержит цели, задачи и планируемые результаты, а также тематическое планирование и подробное описание мероприятий. В программе использованы различные виды деятельности, отличные от учебной деятельности. Также мы составили паспорт проекта и рассмотрели возможные пути реализации нашего проекта. Этапы реализации проекта мы отразили в «Дорожной карте». Для продвижения проекта мы будем продолжать участвовать в конференциях, публикациях, проводить дополнительные исследования, публиковать результаты диагностики уровня сформированности качества милосердие, выступать на методических объединениях учителей. Путем проведения анкетирования, мы будем продолжать изучать образовательные запросы обучающихся и их законных представителей.
Таким образом, мы можем считать цель нашего исследования достигнутой, однако, наша работа не исчерпывает все варианты решения проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности. В дальнейшем существует необходимость осуществить мероприятия по апробации нашей программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности, оценить результативность реализации программы и, при необходимости, провести усовершенствование ее компонентов.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К НРАВСТВЕННЫМ
ЦЕННОСТЯМ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие нравственных основ личности младшего школьника во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4470 р. Год сдачи: 2023 - Формирование нравственной воспитанности у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - ВОСПИТАНИЕ МИЛОСЕРДИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ВОСПИТАНИЕ УВАЖИТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020



