Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности

Работа №81731

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы155
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
306
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ
МИЛОСЕРДИЯ КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 11
1.1 Сущность основных понятий исследования и проблема
воспитания милосердия в научной литературе 11
1.2 Возможности внеурочной деятельности для формирования
нравственных качеств личности у младших школьников 27
Выводы по 1 главе 38
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРОЕКТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА 41
2.1 Анализ уровня сформированности милосердия как качества
личности 41
2.2 Теоретический анализ существующих программ внеурочной
деятельности, направленных на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности 52
2.3 Программа внеурочной деятельности и алгоритм продвижения
программы 58
Выводы по 2 главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выбранной темы на социальном уровне обусловлена социальным заказом общества, выраженным в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) и в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Во ФГОС НОО отмечается, что современное начальное образование должно быть направлено на обеспечение, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России. В соответствии с ФГОС НОО на данной ступени осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, базовых национальных ценностей [75]. В этом контексте проблема воспитания милосердия у учащихся младшего школьного возраста является актуальной, так как младший школьный возраст является сензитивным для этого. Учащиеся начальных классов активно проявляют интерес к содержанию моральных норм, принятых в обществе. У ребенка 7-9 лет активно развивается рефлексия, что позволяет ребенку объективно оценивать собственные мысли и поступки, а также давать моральную оценку поступкам окружающих людей. Этот возраст чувствителен и восприимчив к влиянию окружающей среды, так как в поведении ребенка младшего школьного возраста многие аспекты мышления и деятельности определяются подражанием. Об этом свидетельствуют исследования ученых: Л. И. Божович, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева, Д. И. Фельдштейна и др. Традиции воспитания гуманной духовно-нравственной личности в России изначально были связаны с христианством. Милосердие и готовность к самопожертвованию всегда были главной характеристикой широты русской души. В различные периоды истории развития российского общества неизменно важным считалось побуждение и воспитание в подрастающем поколении светлых нравственных начал, развитие сочувствия, сострадания и милосердия, защита добра и справедливости. Настоящий период развития общества не исключение из этого правила. Поэтому цель современной педагогики обеспечить преемственность развития нравственных ценностей у подрастающего поколения. В многовековой российской культуре милосердие занимает одно из ведущих мест в линейке духовно-нравственных ценностей и считается одной из важнейших добродетелей. Особенно значимой проблема воспитания милосердия является в периоды политических и социально-экономических преобразований в обществе, так как напряжение социальной ситуации часто порождает стихийные деструктивные и разрушительные изменения в духовно-нравственной жизни общества.
Трансформация нашего общества, происходящая последние десятилетия не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок. Мы все понимаем, что только высоконравственный гражданин, для которого главной ценностью является человеческая жизнь и нравственные идеалы сможет строить полноценное гуманистическое демократическое общество. Мы к этому стремимся, но по причине прерванных связей поколений на пути в этом направлении есть сложности. Большинство ценностей базируется на духовной основе, но после революции 1917 года духовная основа была заменена идеологией, многие ценности остались прежними, но в силу новой идеологии сменили свое наименование и внутренние мотивы. Вектор жизненных смыслов был направлен на веру в коммунистическую партию и служение строительству коммунизма. Вместе с тем в эпоху Советского Союза был сформирован высочайший педагогический идеал - воспитание всесторонне развитой личности. Этот период принес нам примеры массового патриотического и героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего
своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального. Во время перестройки коммунистическая идеология была разрушена. В России начал формироваться идеал свободной в собственном самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от любых ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. По причине такого «освобождения» личности от нравственных ориентиров в обществе начала преобладать безнравственность и бездуховность. Сейчас мы возвращаемся к духовности и строим новое здание ценностей на совершенно новом фундаменте и это непростая работа. Усиливающееся отчуждение людей друг от друга, равнодушие, снижение количества и качества «живого» общения вызывают необходимость развития в людях способности сопереживать, сочувствовать чужому страданию как собственному, прощать обиды. Потребность совершенствования взаимоотношений между взрослыми подчеркивает важность воспитания у детей с самых ранних лет внимания к окружающим, милосердия, стремления оказать помощь и посочувствовать. Ведь тем, чем живет подрастающее поколение сегодня, завтра будут жить взрослые. От образования зависят перспективы развития общества, социальный и экономический прогресс. В. А. Сухомлинский считал, что прочная основа нравственных убеждений закладывается в раннем детстве, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка при условии яркой наглядности, через наблюдение и подражание [69]. Если ребенка учить добру, подавая яркие примеры, то в результате мы получим добро. Если обучать злу, редко, но бывает и так, то в результате получим зло [12]. Если не обучать ничему, ни доброму, ни злому, то результатом чаще всего будет зло. Поэтому воспитание милосердия является одной из немаловажных задач духовно-нравственного воспитания младших школьников. Данная проблема рассматривается с позиции различных наук, таких как философия, психология, педагогика, этика, религиоведение и др. Философский аспект воспитания милосердия рассматривался в трудах Аристотеля [37, 39], Демокрита [39], Конфуция [39], Сократа [39], которые относили милосердие к одной из самых важнейших человеческих добродетелей. С различных позиций в разные периоды времени воспитание личностных качеств и воспитание милосердия изучалось многими психологами и педагогами, такими как Б. Г. Ананьев [34], A. Г. Асмолов [47, 3], Л. И. Божович [7], С. С. Быкова [10], Л. С. Выготский [11], Я. А. Коменский [29], В. А. Крутецкий [32, 33], Л. С. Ощепкова [46], С. Л. Рубинштейн [34], К. Д. Ушинский [74], B. А. Шутова [85], С. Г. Якобсон [34]. Большинство исследований относит проблему милосердия к задачам духовно-нравственного воспитания. В нашем исследовании мы рассматриваем милосердие как социально- значимое личностное качество, которое формируется в целенаправленном педагогическом процессе, исходя из единства и взаимосвязи чувств, сознания и воли [46]. Это обуславливает актуальность нашего исследования на научном уровне.
Проанализировав некоторые программы духовно-нравственной направленности, доступные в сети Интернет методом SWOT-анализа мы выявили слабые стороны этих программ и возможные угрозы при их реализации. В связи с этим мы приняли решение разработать программу внеурочной деятельности, ориентированную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности. Эту программу смогут использовать в своей работе учителя начальных классов общеобразовательных школ, что говорит об актуальности нашего исследования на практическом уровне.
Актуальность обеспечивается также противоречием между значительным потенциалом внеурочной деятельности по воспитанию милосердия у учащихся младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью программ, целенаправленных на воспитание милосердия как качества личности.
Проблема нашего исследования заключается в том, чтобы определить, каким должно быть содержание программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как личностного качества. Актуальность этой проблемы определила тему работы «Воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности».
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
В качестве объекта нашего исследования выступает процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Предметом исследования является содержание воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
Исходя из целей, мы сформулировали следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучить состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Определить возможности внеурочной деятельности для формирования духовно-нравственных качеств.
4. Проанализировать уровень сформированности милосердия как качества личности.
5. Проанализировать существующие программы духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
6. Разработать программу, основным направлением которой будет воспитание милосердия как качества личности младшего школьника.
Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы:
- теоретические методы (анализ философской, социологической, педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение и т.п.);
- эмпирические методы (письменный опрос, анкетирование);
- статистические методы обработки и интерпретации данных (Критерий х2 Пирсона, сравнение двух групп, вычисление среднего, шкалирование).
Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы Челябинской области. В эксперименте приняли участие 46 младших школьников в возрасте от девяти до десяти лет
Исследование проводилось в четыре этапа. На первом этапе исследования (ноябрь 2017 г. - май 2018 г.) изучалась степень исследования проблемы в психолого-педагогической и социологической литературе, анализировались основные понятия, формулировались методологические положения исследования, подбирался диагностический инструментарий. На втором этапе (май 2018 г. - август 2018 г.) проводилось предпроектное исследование: поиск, обоснование и выбор проектной идеи из существующих; определение выборки и диагностического материала, описание критериев и показателей; констатирующий эксперимент. На третьем этапе (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.) создавался педагогический проект (разработка программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности), разрабатывались критерии и методы оценки эффективности проекта, алгоритм его реализации. На четвертом этапе (июнь 2019 г. - ноябрь 2019 г.) формулирование общих выводов, оформление диссертации.
Общую теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные и методологические принципы :
- системного-деятельностного подхода, предполагающего ориентацию на достижение запланированных результатов не через передачу знаний в готовом виде, а в процессе собственной деятельности ученика, направленной на открытие новых знаний;
- аксиологического подхода, предполагающего ориентацию на формирование мировоззренческих понятий, усвоение и принятие духовно-нравственных ценностей.
Теоретическую основу исследования составили:
- фундаментальные работы в области психологии, теории личности, психического развития личности и формировании личностных качеств (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, A. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, С. Г. Якобсон и др.);
- методология и теория педагогических исследований (Ю. А. Афонькина, Г. Е. Залесский, С. М. Петрова, Г. А. Урунтаева и др.);
- работы, раскрывающие специфику духовно-нравственного воспитания младших школьников (Ш. А. Амонашвили, Е. М. Березина, С. С. Быкова, Л. Н. Гайвас, архимандрит Георгий (Шестун), Л. С. Ощепкова, С. С. Салиш, В. А. Сухомлинский, Н. П. Шитякова, B. А. Шутова и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании содержания и методологической основы программы по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности средствами внеурочной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что разработанную программу внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности смогут использовать учителя начальных классов, педагоги-психологи и другие специалисты, заинтересованные этой проблемой.
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях и статьях автора на научно-практических конференциях:
1. Международная научно-практическая конференция «VII Славянский научный собор», г. Челябинск, 16-17 мая 2019 г. Доклад «Ориентиры милосердия в религиозной и светской культурах: опыт сопоставления», статья в сборнике конференции.
2. LXXXIV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 09 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Актуальность разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности».
3. LXXXV Международная научно-практическая конференция «Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования» (Россия, г. Новосибирск, 27 января 2020 г.) Публикация статьи в сборнике конференции на тему «Основные направления разработки программы внеурочной деятельности по воспитанию у младших школьников милосердия как качества личности».
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 86 наименований, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью нашего исследования являлось теоретическое обоснование и разработка программы курса внеурочной деятельности, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
Для достижения этой цели нами были решены задачи, поставленные перед началом исследования:
1. Мы рассмотрели сущность понятий «качество личности», «милосердие», «милосердие как качество личности», «воспитание личностных качеств».
2. Изучили состояние проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности.
3. Проанализировали существующие программы по воспитанию милосердия у младших школьников во внеурочной деятельности.
Результатом этой работы явилась разработка программы внеурочной деятельности, основным направлением которой стало воспитание у младших школьников милосердия как качества.
Изучив научную литературу и проведя исследование, мы можем кратко сформулировать следующие выводы. Личность - это цельная структура. Внутренняя позиция личности - это совокупность ее качеств, как положительных, так и отрицательных. Любое качество личности выражает особенности внутренних процессов, происходящих в личности. Одно отдельно качество не может существовать самостоятельно, вне зависимости от целостной структуры личности. Изменяя одно качество, мы изменяем всю систему личности. Любое качество личности проявляется в ответ на ту или иную внутреннюю потребность личности. Чтобы нужное нам качество приобрело характер устойчивости, мы должны как можно чаще вызывать у обучающегося потребность проявлять это качество, формируя эти привычное поведение. Усвоение этой привычки постепенно приведет к установлению устойчивости необходимого нам качества. Таким образом, определена специфика воспитания милосердия, как взаимосвязь методов, направленных на развитие эмоционального компонента и деятельного компонента. Воспитание милосердия должно представлять собой целенаправленный процесс формирования сострадательного, заботливого, соучастного отношения ребенка к окружающему его миру, должно включать в себя развитие способности ребенка к эмоциональной отзывчивости, сочувствию, состраданию, умению делать самостоятельный нравственный выбор, умению радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи, бескорыстно оказывать помощь тому, кто в ней нуждается.
Была проведена диагностика уровня понимания милосердия респондентами, а также уровня проявления социальных эмоций и уровня мотивирования своих поступков. В силу некоторой сложности понятия «милосердие» возникли трудности в определении методологического аппарата исследования. По причине отсутствия готовых методик определения сформированности качества личности «милосердие», мы использовали методики, направленные на изучение духовно-нравственных качеств: ценностно-нормативный методика Г. Е. Залесского, методика «Пословицы» С. М. Петровой, методика «Незаконченный рассказ» Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной. Данные методики потребовали коррекции их содержания в соответствии с предметом нашего исследования.
Таким образом, на этапе констатирующего эксперимента нами была проведена выборка, состоящая из 46 учеников третьих классов. По результатам констатирующего эксперимента мы определили уровень понимания милосердия респондентами, а также уровень проявления социальных эмоций и уровень мотивирования своих поступков. Большая часть респондентов находится на среднем уровне понимания проблемы, готовы оказать помощь, но не могут мотивировать свой поступок. В результате проведенного эксперимента мы установили недостаточно сформированный уровень понимания и принятия личностного качества «милосердие». В связи с этим, было определено, что имеется значительный потенциал для повышения результатов по направлениям диагностики. В связи с этим мы провели анализ существующих в свободном доступе программ внеурочной деятельности, направленных на воспитание милосердия.
Проанализировав существующие программы, направленные на воспитание милосердия мы выявили путем SWOT анализа слабые стороны и угрозы имеющихся программ, в частности такие, как выраженная конфессиональная направленность и слишком широкий охват тем, в которых милосердию отводится не более двух занятий. На основании анализа мы приняли решение и разработали программу внеурочной деятельности, направленную на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности.
Наша программа рассчитана на 1 год обучения в 3 или 4 классе. Объем занятий - 34 часа в год. Программа составлена с учетом требований ФГОС. Программа содержит цели, задачи и планируемые результаты, а также тематическое планирование и подробное описание мероприятий. В программе использованы различные виды деятельности, отличные от учебной деятельности. Также мы составили паспорт проекта и рассмотрели возможные пути реализации нашего проекта. Этапы реализации проекта мы отразили в «Дорожной карте». Для продвижения проекта мы будем продолжать участвовать в конференциях, публикациях, проводить дополнительные исследования, публиковать результаты диагностики уровня сформированности качества милосердие, выступать на методических объединениях учителей. Путем проведения анкетирования, мы будем продолжать изучать образовательные запросы обучающихся и их законных представителей.
Таким образом, мы можем считать цель нашего исследования достигнутой, однако, наша работа не исчерпывает все варианты решения проблемы воспитания у младших школьников милосердия как качества личности. В дальнейшем существует необходимость осуществить мероприятия по апробации нашей программы, направленной на воспитание у младших школьников милосердия как качества личности во внеурочной деятельности, оценить результативность реализации программы и, при необходимости, провести усовершенствование ее компонентов.



1. Авдулова, Т. П. Диагностика и развитие моральной компетентности личности младшего школьника [Текст] / Т. П. Авдулова,О. В. Гребенникова - Москва : Владос, 2014. - 110 с. : ил.
2. Антамошкина, З. С. Размышляя о доброте и милосердии [Электронный ресурс] / З. С. Антамошкина // Электронный научно-практический журнал Филология и литературоведение : [сайт]. 2012. № 12.
- URL :http://philology.snauka.ru/2012/12/391
3. Асмолов, А. Г. Психология личности Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / А. Г. Асмолов, 3-е изд., испр. и доп., - Москва : Смысл, Издательский центр «Академия», 2007. - 610 с. : ил.
4. Бердяев, Н. А. Судьба России [Текст] / Н. А. Бердяев. - Москва : Советский писатель, 1990. - 329 с.
5. Березина, Е. М. Альтруизм и милосердие [Текст] / Е. М. Березина // Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 2. - С. 62¬68.
6. Березина, Е. М. Светское и религиозное измерение милосердия [Текст] / Е. М. Березина // Вестник Пермского научного центра. 2012. № 2.
- С. 49-55.
7. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование [Текст] / Л.И. Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с.
8. Большой фразеологический словарь русского языка [Текст] : / И. С. Брилева и др. ; отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - Москва : АСТ- ПРЕСС, 2009. - 782 c.
9. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования [Текст] / Е. В. Бондаревская - Москва : Педагогика, 1997. - С. 8-14.
10. Быкова, С. С. Воспитание гуманности как интегративного качества личности младшего школьника [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Быкова Светлана Станиславовна. - Киров, 2004. - 182 с. : ил.
11. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва : Юрайт, 2019. - 281 с.
12. Гайвас, Л. Н. От добрых слов - к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника [Текст] : Учебно-методическое пособие / О. В. Гайвас, Л. Н. Урбанович. - Смоленск : Смоленская Православная Духовная Семинария, 2015. - 368 с.
13. Галицкая, И. А. Религиозная культура в светской школе [Текст] / И. А. Галицкая, И. В. Метлик // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов - Москва : Институт социологии РАН, 2008. - С. 323-346.
14. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя /
Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2011. - 223 с.
15. Гусева, В. А. Опыт комплексного использования
педагогических средств развития милосердия у младших школьников на основе их психотипов [Текст] // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VII междунар. науч. конф. - Санкт-Петербург : Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2017. - С. 145-151.
16. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4-х т. Т. 3. П-Р. / В. И. Даль. - Москва : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 576 с.
17. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк,
А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - Москва : Просвещение, 2009. - 24 с.
18. Данилюк, А. Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. А. Логинова. - Москва : Просвещение, 2012. - 32 с.
19. Дивногорцева, С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры [Текст] / С. Ю. Дивногорцева - Москва : ПСТГУ, 2010. - 310 с. : ил.
20. Дубовицкая, Т. Д., Тулитбаева, Г. Ф. Пословицы как стимульный материал для создания психодиагностических методик [Текст] / Т. Д. Дубовицкая, Г. Ф. Тулитбаева // Теоретическая и экспериментальная психология, 2016. - № 1. - С. 84-89.
21. Евангелие от Матфея [Текст] / Санкт-Петербург : Славянский библейский фонд, 1997. - 45 с.
22. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. [Электронный ресурс] - Москва : Русский язык, 2000. - Режим доступа :https://www.efremova.info/,свободный. - Загл. с экрана.
23. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль [Текст] : Сборник научных трудов. Москва : АПН СССР, 1989. - 137 с.
24. Караковский, В. А. Стать человеком [Текст] /
B. А. Караковский. - Москва : Творческая Педагогика, 1993. - 61 с.
25. Каргапольцев, С. М. Педагогика милосердия [Текст] /
C. М. Каргапольцев // Вестник Оренбургского государственного университета, 2013. - № 11 (160). - С. 228-230.
26. Кирьякова, А. В. Механизмы ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А. В. Кирьякова // Вестник Оренбургского государственного университета, 2002. - № 7. - С. 4-11.
Т1. Ключевский, В. О. Добрые люди Древней Руси [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://www.litres.ru/vasiliy-kluchevskiy/dobrye-ludi-drevney-rusi/,свободный.
28. Конт-Спонвиль, Андре Философский словарь - Москва : Палимпсест, Этерна. 2012. - 1120 с.
29. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения [Текст] : В 2-х т. Т. 1. Я. А. Коменский. - Москва : Педагогика, 1982. - 656 с.
30. Крестовский А. В. Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников [Текст] /
A. В. Крестовский. // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - №2. - С. 320-329.
31. Крохова, В. Житие святого праведного Иоанна
Кронштадтского [Электронный ресурс] // Азбука веры - [сайт] URL : https://azbyka.ru/fiction/divnyj-batyushka-zhitie-svyatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/
32. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии [Текст] /
B. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1972. - 255 с. : ил.
33. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : Учеб. для учащихся пед. училищ. - изд. 2-е, перераб. и доп. / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1986. - 336 с.
34. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] : Хрестоматия. 2-е изд. / Л. В. Куликов. Санкт- Петербург : Питер, 2009. - 464 с. : ил.
35. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным [Текст] / Д. А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. - 1996. - № 4. - С. 35-43.
36. Лукашенкова, Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://www.dpo-smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-vosp_soc-inf/Lukashenkova.pdf,свободный.
37. Малер, А. М. Аристотель и философия христианского
персонализма [Текст] / А. М. Малер // Ежегодная богословская конференция православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета. - Москва, 2017. - № 27. - С. 33-38.
38. Маслов, С. И. Аксиологический подход в педагогике [Текст] /
С. И. Маслов, Т. А. Маслова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 202-212.
39. Милосердие [Текст] : учеб. пособие / В. В. Горбунов, В. Л. Вихнович, С. В. Зуев, Б. У. Китинов; под ред. М. П. Мчедлова; Российский независимый институт социальных и национальных проблем, Исследовательский центр "Религия в современном государстве", Академия социальной работы. - Москва : Росспэн, 1998. - 212 с.
40. Набока, О. В. Формирование нравственных понятий у младших школьников при работе с учебником [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Набока Оксана Васильевна. - Калуга, 2013. - 237 с. : ил.
41. Наделяева, О. Е. Духовный мир притчи [Текст] : пособие для учителя / О. Е. Наделяева. - Чита : Палитра, 2013. - 31 с. : ил.
42. Неводова, Д. П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности [Текст] / Д. П. Неводова // Молодой ученый. - Казань, 2016. - 8.7. - С.25-27.
43. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка под ред. Т. Ф. Ефремовой [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://efremova-online.ru/slovar-efremovoy,свободный. - Загл. с экрана.
44. Огоновская, И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет: основные направления, формы и средства реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. [Текст] : метод. пособие для педагогов / И. С. Огоновская. - Екатеринбург : Периодика, 2017. - 252 с.
45. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - Москва : Оникс. - 2014. - 736 с.
46. Ощепкова, Л. С. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у младших школьников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ощепкова Любовь Серафимовна. - Пермь, 2001. - 181 с.
47. Пастернак, Н. А., Асмолов, А. Г. Психология образования [Текст] : учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. А. Пастернак, А. Г. Асмолов ; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд., пер. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 213 с.
48. Петрова С. М. Методика «Пословицы» [Электронный ресурс] - Режим доступа :http://www.chpt.edusite.ru/DswMedia/metodikaposlovicyi.pdf
49. Попова, Л. О. Милосердие и терпение как выражение красоты духа [Текст] / Л. О. Попова // Аналитика культурологии, 2012. - № 23, C. 158-163.
50. Потанина, Л. Т. Развитие ценностно-смысловой сферы личности школьника: условия и механизмы [Текст] / Л. Т. Потанина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки, 2011. - № 2. - С. 85-90.
51. Программа внеурочной деятельности «Дорогою добра» МБОУ Лицей № 4 г. Ейск [Электронный ресурс] : 2015. - Режим доступа : https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/10/26/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti,свободный.
52. Программа внеурочной деятельности «Дорогою открытий и добра» МБОУ Гимназия № 67 г. Нижний Новгород [Электронный ресурс] :
2014. - Режим доступа :https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/05/04/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dlya,свободный.
53. Программа внеурочной деятельности «Доброта спасет мир» МБОУ СОШ № 70 г. Самара [Электронный ресурс] : 2015. - Режим доступа :https://www.metod-kopilka.ru/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-dobrota-spaset-mir-klass-59872.html,свободный.
54. Программа внеурочной деятельности «Уроки милосердия» МБОУ СОШ № 3 Тамбовская область, Новолядино [Электронный ресурс] :
2015. - Режим доступа :https://docplayer.ru/34563891-Obrazovatelnaya-programma-uroki-miloserdiya.html,свободный.
55. Психология детей младшего школьного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / З. И. Айгумова [и др.]; под общ. ред. А. С. Обухова. - Москва : Юрайт, 2018. - 424 с.
56. Психологический словарь [Электронный ресурс] - Режим доступа :https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihologic/970,свободный.
57. Пудовкина, Н. В., Нестерова, Л. П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православных традиций [Текст] / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова // Молодой ученый. - Казань,
2016. - №4. - С. 813-816.
58. Райгородский, Д. Я. Психология личности [Текст] : в 2 т. Т. 2. Хрестоматия / Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2008. - 544 с.
59. Салиш С. С. Педагогическое содействие духовно¬
нравственному становлению личности младшего школьника во внеклассной деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.01 / Салтанат Салишевна Салиш. - Тверь, 2014. - 27 с.
60. Серикова, Л. А. Формирование духовно-нравственных и нравственно-волевых качеств школьника в условиях современной системы образования [Текст] / Л. А. Серикова, Д. Г. Нижегородов // Сибирский педагогический журнал, 2011. - № 8. - С. 101-111.
61. Сильнова, Ю. А. Формирование духовно-нравственных
установок учащихся в образовательном процессе начальной школы [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Юлия Анатольевна Сильнова. - Саранск, 2017. - 24 с.
62. Симонова, Н. Милосердие: реалии и тенденции в воспитании
[Электронный ресурс] // MAAM [сайт]. URL :
http://www.maam.ru/detskijsad/-miloserdie-reali-i-tendenci-v-vospitani.html
63. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст] : в 2 ч. Часть
1. Психология : учебник для среднего профессионального образования / В. А. Сластенин [и др.] ; ответственный редактор В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 232 с.
64. Слотина, Т. В. Психология личности [Текст] : Учебное пособие / Т. В. Слотина. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 304 с. : ил.
65. Соловцова, И. А. Духовное воспитание в православной и светской педагогике: методология, теория, технологии [Текст] : монография / И. А. Соловцова. - Волгоград : Перемена, 2006. - 247 с.
66. Соловьев, В. С. Оправдание добра. [Электронный ресурс] / В. С. Соловьев. - Москва : Академический Проект, 2010. // Библиотека Вехи [сайт]. URL:http://www.vehi.net/soloviev/oprav/index.html,свободный.
67. Социальная психология [Текст] : хрестоматия / В. С. Агеев, Г. М. Андреева, Э. Аронсон [и др.] ; составители Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва : Аспект Пресс, 2012. - 456 c.
68. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. - Киев : Радянська школа, 1985. - 557 с.
69. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика [Текст] : Сборник / В. А. Сухомлинский. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 180 с. : ил.
70. Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора [Текст] / Н. Н. Трегубова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). - Краснодар : Новация, 2016. - С. 27-29.
71. Улькина, А. Н. Система формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости,
доброты и милосердия [Текст] / А. Н. Улькина // Модернизация образования: отечественный и зарубежный опыт: материалы XXIV
Рязанских педагогических чтений (г. Рязань, 24 марта 2017 г.) - Рязань: Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, 2017. - С. 147-151.
72. Урунтаева, Г. А., Афонькина, Ю. А. Практикум по детской психологии [Текст] : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина, под ред. Г. А. Урунтаевой, - Москва : Просвещение : Владос, 1995. - 291 с.
73. Ушинский, К. Д. Моя система воспитания. О нравственности. [Текст] / К. Д. Ушинский, - Москва : АСТ, 2018. - 576 с.
74. Ушинский, К. Д. Педагогические сочинения [Текст] : В 6 т. Т. 5 / Сост. С. Ф. Егоров. - Москва : Педагогика, 1990. - 252 с.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от
29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576 [Текст] : [Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373] : офиц. текст : в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от
31.12.2015 № 1576.
76. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс] : база данных Консультант плюс - Режим доступа :
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/,свободный.
77. Хлебодарова, О. Б. Общая характеристика ценностей человека, их роль и место в структуре личности / О. Б. Хлебодарова // Молодой ученый, 2012. - № 6. - С. 357-361.
78. Чухин, С. Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников [Текст] : учебное пособие для академического бакалавриата / С. Г. Чухин, О. Ф. Левичев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 113 с.
79. Швачкина, Л. А. Форма светской гуманности и практики милосердия в новейшее время: психотерапия [Текст] / Л. А. Швачкина // Вестник МГОУ. Философские науки. - 2011. - № 2. - С. 72-77.
80. Шитякова, Н. П. Духовно-нравственное воспитание
школьников: проблемы, теории, технологии [Текст] : учебное пособие / Н. П. Шитякова, И. В. Верховых. - Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун¬та, 2016. - 197 с.
81. Шитякова, Н. П. Особенности духовно-нравственного
воспитания школьников в современных условиях [Текст] : Курс лекций для студентов, обучающихся по специальностям педагогического образования / Н. П. Шитякова. - Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2004. - 158 с.
82. Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. - Челябинск : ЧГПУ, 2001. - 79 с.
83. Шитякова, Н. П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования [Текст] : Моногр. / Н. П. Шитякова. - Челябинск : ЧГПУ, 2004. - 172 с.
84. Шевчук, И. В. Воспитание милосердия у младших школьников [Текст] / И. В. Шевчук // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики Материалы региональной научно-практической конференции / Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» в г. Армянске. - Армянск. - 2016. - С. 112-117.
85. Шутова, В. А. Педагогические условия воспитания милосердия у детей младшего школьного возраста [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 / Шутова Виктория Александровна. - Смоленск, 1999. - 214 с.
86. Щуркова, Н. Е. Педагогическая диагностика личностного развития младшего школьника [Текст] / Н. Е. Щуркова. - Москва: Ювента, 2013. - 144 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ