Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе 10
1.2 Место и роль эмоционально-ценностного отношения
учащихся к миру в школьном биологическом образовании 26
1.3 Теоретические основы разработки элективных курсов,
содержащих эмоционально-ценностный компонент для учащихся средней школы 34
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО БИОЛОГИИ 44
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной
работы 44
2.2 Содержание элективных курсов по биологии «Флора и фауна
Костанайской области» 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНОМ БИОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 10
1.1 Психолого-педагогические основы формирования
эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе 10
1.2 Место и роль эмоционально-ценностного отношения
учащихся к миру в школьном биологическом образовании 26
1.3 Теоретические основы разработки элективных курсов,
содержащих эмоционально-ценностный компонент для учащихся средней школы 34
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО
ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К МИРУ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО БИОЛОГИИ 44
2.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной
работы 44
2.2 Содержание элективных курсов по биологии «Флора и фауна
Костанайской области» 49
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На сегодняшний день очень актуальна проблема реализации профильного обучения в средней общеобразовательной школе.
Нормативной правовой базой разработки положений о предпрофильном и профильном обучении в казахстанской школе являются: Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.; Государственная Программа развития образования Республике Казахстан на 2011-2020 годы; Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан; Программа профильного обучения «Бейшдхк мектеп»; Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан; Концепция содержания общего среднего образования.
Сегодня мы должны признать факт низкого уровня сформированности ценностного отношения к природе у молодежи. Он обусловлен многолетним господством потребительского отношения к природе в обществе, разрушением народных традиций взаимосвязи человека и природы, низким уровнем внедрение в практику достижений психолого-педагогической науки, хотя она в лице своих лучших представителей придает большое значение экологическому аспекту образования и воспитания ценностного отношения к природе.
Именно поэтому формирование ценностного отношения к природе человека, гармонии отношений с природой являются приоритетными направлениями образовательной системы, концепции экологического воспитания в Казахстане и ряде других стран СНГ.
В системе нашего образования имеется еще немало проблем, которые необходимо решать поэтапно, в том числе закладывать фундамент для перспективного развития казахстанского общества в посткризисный и более отдаленный периоды.
Учащиеся должны быть не только грамотными, но уметь разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений, сопереживать. Это одно из значимых ожидаемых результатов модернизации общего образования в Республике Казахстан, которое закрепилось в Законе Республики Казахстан «Об образовании».
Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием - формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного выбора, критичности к своим поступкам, ответственности за их результаты, формирование нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью.
Ведущая роль при этом принадлежит ценностным ориентациям личности, определяющим ее убеждения, интересы, цели и мотивы деятельности, которые опираются на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с объектами живой природы.
В школьном курсе биологии формирование эмоционально - ценностных мотивов учащихся затруднено слабой разработанностью методического аппарата, позволяющего в учебном материале отразить взаимосвязь человека и живой природы на всех уровнях ее организации, гуманное отношение человека к окружающему миру, осознание себя ее частью.
В школьной практике достижение сформированности эмоционально-ценностных мотивов в процессе биологической подготовки учащихся во многом затрудняется из-за недостаточного обобщения и систематизации содержания учебного материала.
Среди уже разработанных элективных курсов, к сожалению, редко обнаруживаются такие, которые имели бы фундаментальный и методологический смыслы, обладали достаточным обобщающим потенциалом и способствовали формированию эмоционально-ценностных мотивов.
Таким образом, в школьном биологическом образовании в настоящее время имеются следующие противоречия:
- переход на новые стандарты биологического образования, в которых основной целью признано развитие личности, формирование ценностно-смысловых ориентаций учащихся и недостаточная разработанность методики формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе в учебно-воспитательном процессе;
- недостаточная разработанность проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе и потребность учителей биологии в методике формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе как способа оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Вышеизложенное определило проблему исследования: каким образом эффективно формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру при помощи элективных курсов?
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, была определена тема исследования: «Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к миру посредством элективных курсов по биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии на основной ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально- ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии будет эффективным, если:
- учебно-воспитательные задачи элективных курсов по биологии будут ориентированы на понимание уникальности живой природы, абсолютной ценности жизни, осознание тесной взаимосвязи человека с природой:
- цели, содержание, процесс и результаты элективных курсов по биологии будут включать эмоционально-ценностный компонент;
- использовать содержание элективных курсов по биологии для создания методических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психологической, педагогической и методической литературы рассмотреть основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе.
2. Определить место и роль эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в школьном биологическом образовании.
3. Изучить теоретические основы разработки элективных курсов, содержащих эмоционально-ценностный компонент для учащихся средней школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии.
Методологическую основу исследования составили:
- теории ценностей в науке и образовании (Азаров Ю.П.,
Акутина С.П., Амонашвили Ш.А., Байбородова Л.В., Капралова Р.М., Лихачев Б.Т., Маленкова Л.И., Спиваковская А.С., Сухомлинский В.А., Харчев А.Г., Щуркова Н.Е.);
- теории отношения личности и роли эмоций (Лазурский А.Ф., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л.,);
- теория субъект-субъектного отношения в экологической психологии (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.);
- идеи формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе (Зотов В.В., Марков П.Г., Николина В.В., Рябова С.С.);
- теория методики профильного обучения биологии(Всесвятский Б.В., Корсунская В.М., Суравегина И.Т., Трайтак Д.И. [91], Андреева Н.Д., Захлебный А.Н., Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Пономарева И.Н., Пасечник В.В. и др.
Теоретическую основу составили работы: по методологии, дидактике и процессу обучения (Краевский В.В., Лернер И.Я, Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.); теории профильного обучения (Каспаржак А.Г., Пидкасистый П.И., Скопин Ю.А. и др.); модернизации биологического образования в целом и профильного обучения, в частности (Андреева Н.Д., Пономарева И.Н., Пасечник В.В., Сухорукова Л.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., Мягкова А.Н., Никишов А.И., Носова Т.М.).
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников по биологии, нормативных и программно-методических документов об образовании;
- эмпирические: организация и проведение опытно-экспериментальной работы, состоящего из констатирующего и формирующего этапов; педагогическое наблюдение; анкетирование;
- методы математической обработки данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.
База исследования: ГУ «Средняя школа №23 отдела образования Акимата города Костаная».
В исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов в количестве 54 человека.
Основные этапы выпускной квалификационной работы:
Первый этап (2016 г.) был постановке проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований создания и реализации условий формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у учащихся.
На втором этапе (2017-2018 гг.) были смоделированы и апробированы на практике элективные курсы по биологии с эмоционально-ценностным компонентом.
На третьем этапе (2018-2019 г.) осуществлялось подведение итогов, полученных опытных данных, обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования в текст диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, выявлении методологических основ его формирования в элективных курсах по биологии и необходимого для этого оптимального сочетания организационных форм, методов обучения и дидактических средств.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных автором методических материалов и диагностических средств учителями биологии в классно-урочной и внеурочной работе для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы данного исследования обсуждались и получили одобрение на методических и педагогических советах при ГУ «Средняя школа №23 отдела образования Акимата города Костаная», город Костанай, Казахстан.
По теме исследования опубликована статья.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и включает 15 таблиц и 12 рисунков. Список использованных источников включает 101 наименование.
Нормативной правовой базой разработки положений о предпрофильном и профильном обучении в казахстанской школе являются: Закон РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об образовании» от 24 октября 2011 г.; Государственная Программа развития образования Республике Казахстан на 2011-2020 годы; Государственный общеобязательный стандарт 12-летнего среднего общего образования Республики Казахстан; Программа профильного обучения «Бейшдхк мектеп»; Концепция развития общеобразовательной школы Республики Казахстан; Концепция содержания общего среднего образования.
Сегодня мы должны признать факт низкого уровня сформированности ценностного отношения к природе у молодежи. Он обусловлен многолетним господством потребительского отношения к природе в обществе, разрушением народных традиций взаимосвязи человека и природы, низким уровнем внедрение в практику достижений психолого-педагогической науки, хотя она в лице своих лучших представителей придает большое значение экологическому аспекту образования и воспитания ценностного отношения к природе.
Именно поэтому формирование ценностного отношения к природе человека, гармонии отношений с природой являются приоритетными направлениями образовательной системы, концепции экологического воспитания в Казахстане и ряде других стран СНГ.
В системе нашего образования имеется еще немало проблем, которые необходимо решать поэтапно, в том числе закладывать фундамент для перспективного развития казахстанского общества в посткризисный и более отдаленный периоды.
Учащиеся должны быть не только грамотными, но уметь разрабатывать и проверять гипотезы, проявлять инициативу в принятии решений, сопереживать. Это одно из значимых ожидаемых результатов модернизации общего образования в Республике Казахстан, которое закрепилось в Законе Республики Казахстан «Об образовании».
Важнейшие результаты личностного развития обучающихся, наряду с социальным, познавательным и коммуникативным развитием - формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного выбора, критичности к своим поступкам, ответственности за их результаты, формирование нетерпимости к действиям, представляющим угрозу жизни и здоровью.
Ведущая роль при этом принадлежит ценностным ориентациям личности, определяющим ее убеждения, интересы, цели и мотивы деятельности, которые опираются на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с объектами живой природы.
В школьном курсе биологии формирование эмоционально - ценностных мотивов учащихся затруднено слабой разработанностью методического аппарата, позволяющего в учебном материале отразить взаимосвязь человека и живой природы на всех уровнях ее организации, гуманное отношение человека к окружающему миру, осознание себя ее частью.
В школьной практике достижение сформированности эмоционально-ценностных мотивов в процессе биологической подготовки учащихся во многом затрудняется из-за недостаточного обобщения и систематизации содержания учебного материала.
Среди уже разработанных элективных курсов, к сожалению, редко обнаруживаются такие, которые имели бы фундаментальный и методологический смыслы, обладали достаточным обобщающим потенциалом и способствовали формированию эмоционально-ценностных мотивов.
Таким образом, в школьном биологическом образовании в настоящее время имеются следующие противоречия:
- переход на новые стандарты биологического образования, в которых основной целью признано развитие личности, формирование ценностно-смысловых ориентаций учащихся и недостаточная разработанность методики формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе в учебно-воспитательном процессе;
- недостаточная разработанность проблемы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе и потребность учителей биологии в методике формирования эмоционально-ценностного отношения к живой природе как способа оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Вышеизложенное определило проблему исследования: каким образом эффективно формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру при помощи элективных курсов?
Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, была определена тема исследования: «Элективные курсы по биологии как средство формирования эмоционально-ценностного отношения к миру».
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования эмоционально-ценностного отношения к миру посредством элективных курсов по биологии.
Объект исследования: процесс обучения биологии на основной ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии.
Гипотеза исследования: процесс формирования эмоционально- ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии будет эффективным, если:
- учебно-воспитательные задачи элективных курсов по биологии будут ориентированы на понимание уникальности живой природы, абсолютной ценности жизни, осознание тесной взаимосвязи человека с природой:
- цели, содержание, процесс и результаты элективных курсов по биологии будут включать эмоционально-ценностный компонент;
- использовать содержание элективных курсов по биологии для создания методических условий, обеспечивающих реализацию модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. На основании анализа психологической, педагогической и методической литературы рассмотреть основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе.
2. Определить место и роль эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру в школьном биологическом образовании.
3. Изучить теоретические основы разработки элективных курсов, содержащих эмоционально-ценностный компонент для учащихся средней школы.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру посредством элективных курсов по биологии.
Методологическую основу исследования составили:
- теории ценностей в науке и образовании (Азаров Ю.П.,
Акутина С.П., Амонашвили Ш.А., Байбородова Л.В., Капралова Р.М., Лихачев Б.Т., Маленкова Л.И., Спиваковская А.С., Сухомлинский В.А., Харчев А.Г., Щуркова Н.Е.);
- теории отношения личности и роли эмоций (Лазурский А.Ф., Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Мясищев В.Н., Рубинштейн С.Л.,);
- теория субъект-субъектного отношения в экологической психологии (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.);
- идеи формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к живой природе (Зотов В.В., Марков П.Г., Николина В.В., Рябова С.С.);
- теория методики профильного обучения биологии(Всесвятский Б.В., Корсунская В.М., Суравегина И.Т., Трайтак Д.И. [91], Андреева Н.Д., Захлебный А.Н., Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Пономарева И.Н., Пасечник В.В. и др.
Теоретическую основу составили работы: по методологии, дидактике и процессу обучения (Краевский В.В., Лернер И.Я, Скаткин М.Н., Сластенин В.А. и др.); теории профильного обучения (Каспаржак А.Г., Пидкасистый П.И., Скопин Ю.А. и др.); модернизации биологического образования в целом и профильного обучения, в частности (Андреева Н.Д., Пономарева И.Н., Пасечник В.В., Сухорукова Л.Н., Калинова Г.С., Иванова Т.В., Мягкова А.Н., Никишов А.И., Носова Т.М.).
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, учебных программ и учебников по биологии, нормативных и программно-методических документов об образовании;
- эмпирические: организация и проведение опытно-экспериментальной работы, состоящего из констатирующего и формирующего этапов; педагогическое наблюдение; анкетирование;
- методы математической обработки данных, полученных в результате опытно-экспериментальной работы.
База исследования: ГУ «Средняя школа №23 отдела образования Акимата города Костаная».
В исследовании приняли участие учащиеся 6 «А» и 6 «Б» классов в количестве 54 человека.
Основные этапы выпускной квалификационной работы:
Первый этап (2016 г.) был постановке проблемы исследования с определением и обоснованием психолого-педагогических подходов к раскрытию основных понятий исследования, методологических оснований создания и реализации условий формирования эмоционально-ценностного отношения к миру у учащихся.
На втором этапе (2017-2018 гг.) были смоделированы и апробированы на практике элективные курсы по биологии с эмоционально-ценностным компонентом.
На третьем этапе (2018-2019 г.) осуществлялось подведение итогов, полученных опытных данных, обобщение и окончательное оформление результатов проведенного исследования в текст диссертации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, выявлении методологических основ его формирования в элективных курсах по биологии и необходимого для этого оптимального сочетания организационных форм, методов обучения и дидактических средств.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных автором методических материалов и диагностических средств учителями биологии в классно-урочной и внеурочной работе для формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы данного исследования обсуждались и получили одобрение на методических и педагогических советах при ГУ «Средняя школа №23 отдела образования Акимата города Костаная», город Костанай, Казахстан.
По теме исследования опубликована статья.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и включает 15 таблиц и 12 рисунков. Список использованных источников включает 101 наименование.
Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и правильность сформулированных теоретико-методологических положений, которые касаются формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру. Это позволяет сделать вывод о том, что его задачи решены и цель достигнута. В философии эмоционально-ценностное отношение к живой природе основано на ценностном восприятии мира.
Ценностное отношение к миру опирается на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с природными объектами. Обострение экологических проблем на планете выдвигает задачу формирования культуры общества, учитывающей неразрывную связь человека с природой и смену ценностных установок. Ценностное отношение человека к живой природе включает предметные ценности живой природы (окружающая природная среда, природные явления и объекты живой природы) и субъектные ценности (биологические идеалы, императивы деятельности в живой природе, правила поведения по отношению к живой природе).
Роль опорной базы ценностного отношения выполняют эмоции, ценностная составляющая сознания личности возникает из эмоциональной сферы на основе действия ценностных категорий.
Система ценностей в современном педагогическом образовании должна иметь экогуманистическую направленность, основанную на идее превращения биосферы в ноосферу. Человек с ноосферным мышлением правильно понимает свое место в природе и свою роль связанную с поддержанием устойчивости биосферы.
В психологии понятие «ценностное отношение» складывается в результате эмоциональных реакций человека на природные объекты и синонимично понятию «субъективное отношение». Эмоциональное отношение субъекта к объекту живой природы возникает, если взаимодействие с ним обладает личностным смыслом.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру реализуется посредством индивидуальные проявления личности, основанные на мотивах, эмоциях, ценностях и системе знаний об объекте.
Уточнено понятие «эмоционально-ценностное отношение» учащихся к миру - это отношение учащихся к живой природе, основанное на ценностном восприятии мира и опирающееся на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с объектами живой природы.
Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру отражена в целях, содержании образования, методах и средствах обучения, формах организации учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру происходят при условии системного взаимодействия всех сфер сознания личности (когнитивной, аффективной, волевой).
Включение эмоционально-ценностного компонента в содержание образования способствует формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
На контрольном этапе эксперимента, в результате разработки и внедрения Элективного курса по биологии, выявлена статистически достоверная положительная динамика значений показателей критериев сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру у учащихся экспериментальной крупы по сравнению с учащимися контрольной группы. Так, высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру учащихся экспериментальной группы повысился до 71%, показатели низкого уровня снизились до 5%.
Полученное эмпирическое значение (Лэмп = 78,5) находится в зоне значимости, следовательно, принимается гипотеза Иц экспериментальная группа превосходит контрольную группу по уровню эмоционально - ценностного отношения к миру.
По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что уровень эмоционально-ценностного отношения к миру у учащихся экспериментального класса повысился.
Следовательно, проверяемая гипотеза подтвердилась, цель выпускной квалификационной работы достигнута.
Ценностное отношение к миру опирается на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с природными объектами. Обострение экологических проблем на планете выдвигает задачу формирования культуры общества, учитывающей неразрывную связь человека с природой и смену ценностных установок. Ценностное отношение человека к живой природе включает предметные ценности живой природы (окружающая природная среда, природные явления и объекты живой природы) и субъектные ценности (биологические идеалы, императивы деятельности в живой природе, правила поведения по отношению к живой природе).
Роль опорной базы ценностного отношения выполняют эмоции, ценностная составляющая сознания личности возникает из эмоциональной сферы на основе действия ценностных категорий.
Система ценностей в современном педагогическом образовании должна иметь экогуманистическую направленность, основанную на идее превращения биосферы в ноосферу. Человек с ноосферным мышлением правильно понимает свое место в природе и свою роль связанную с поддержанием устойчивости биосферы.
В психологии понятие «ценностное отношение» складывается в результате эмоциональных реакций человека на природные объекты и синонимично понятию «субъективное отношение». Эмоциональное отношение субъекта к объекту живой природы возникает, если взаимодействие с ним обладает личностным смыслом.
Эмоционально-ценностное отношение человека к миру реализуется посредством индивидуальные проявления личности, основанные на мотивах, эмоциях, ценностях и системе знаний об объекте.
Уточнено понятие «эмоционально-ценностное отношение» учащихся к миру - это отношение учащихся к живой природе, основанное на ценностном восприятии мира и опирающееся на личностную эмоциональную реакцию, проявляемую во взаимодействии с объектами живой природы.
Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру отражена в целях, содержании образования, методах и средствах обучения, формах организации учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру происходят при условии системного взаимодействия всех сфер сознания личности (когнитивной, аффективной, волевой).
Включение эмоционально-ценностного компонента в содержание образования способствует формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру.
На контрольном этапе эксперимента, в результате разработки и внедрения Элективного курса по биологии, выявлена статистически достоверная положительная динамика значений показателей критериев сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру у учащихся экспериментальной крупы по сравнению с учащимися контрольной группы. Так, высокий уровень сформированности эмоционально-ценностного отношения к миру учащихся экспериментальной группы повысился до 71%, показатели низкого уровня снизились до 5%.
Полученное эмпирическое значение (Лэмп = 78,5) находится в зоне значимости, следовательно, принимается гипотеза Иц экспериментальная группа превосходит контрольную группу по уровню эмоционально - ценностного отношения к миру.
По результатам проведённого эксперимента можно сделать вывод о том, что уровень эмоционально-ценностного отношения к миру у учащихся экспериментального класса повысился.
Следовательно, проверяемая гипотеза подтвердилась, цель выпускной квалификационной работы достигнута.



